Библиографический список
1. Овсянникова А.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая категория. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010; 121: 148 - 153.
2. Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Учитель XXI века: какой он? Успехи современного естествознания. 2015; 1-2: 305 - 310. Available at: https://www.natural-sciences.ru/ pdf/2015/1-2/34837.pdf
3. Воинова О.И. Киберкомпетентность современного педагога. Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (29 - 30 ноября 2012 г). Available at: http://www.asf.ru/upload/sbornik-RO-2012.pdf
References
1. Ovsyannikova A.V. Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza kak psihologo-pedagogicheskaya kategoriya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2010; 121: 148 - 153.
2. Cherkesov B.A., Loboda O.B. Uchitel' XXI veka: kakoj on? Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2015; 1-2: 305 - 310. Available at: https://www.natural-sciences.ru/pdf/2015/1-2/34837.pdf
3. Voinova O.I. Kiberkompetentnost' sovremennogo pedagoga. Rossijskoe obrazovanie v XXI veke: problemy i perspektivy: Materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (29 - 30 noyabrya 2012 g.). Available at: http://www.asf.ru/upload/sbornik-R0-2012.pdf
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 378
Abdulov M.R., senior teacher, Department of Natural Sciences, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
Shamkhalova K.N., senior teacher, Department of Natural Sciences, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia),
E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The physical development of students is an extremely important aspect of the educational process in higher education institutions. The level of physical fitness, acquired physical knowledge and skills, is one of the factors that determine the competitiveness of a young specialist in the labor market. That is why educational organizations need to develop curricula for disciplines that involve physical culture and sports carefully. Of course, curriculum development involves a number of nuances that are extremely important to consider. Thus, the article discusses the main problems of physical education of students, identifies aspects such as student motivation, quality of the educational process, taking into account students' predispositions, which need to be paid attention to, when developing and implementing training programs. The paper also offers solutions to current problems in this area.
Key words: students, sport, physical education, physical culture, physical development, higher educational institutions.
М.Р. Абдулов, ст. преп. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,
E-mail: [email protected]
К.Н. Шамхалова, ст. преп. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Физическое развитие обучающихся является крайне важной стороной образовательного процесса в высших учебных заведениях. Уровень физической подготовки, приобретённые физические знания, умения и навыки представляют собой один из факторов, которые определяют конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда. Именно поэтому учебным организациям необходимо тщательно разрабатывать учебные программы по дисциплинам, предполагающим занятия физической культурой и спортом. Безусловно, разработка учебных программ сопряжена с рядом нюансов, которые крайне важно учитывать. Так, в статье рассматриваются основные проблемы физического воспитания студентов, обозначаются аспекты - такие, как мотивация обучающихся, качество учебного процесса, учёт предрасположенностей студентов, - на которые необходимо обращать внимание при разработке и реализации учебных программ. Также предлагаются пути решения актуальных в этой области проблем.
Ключевые слова: студенты, спорт, физическое воспитание, физическая культура, физическое развитие, высшие учебные заведения.
Изменение системы физического воспитания студентов является одной из важнейших целей реформ в высших учебных заведениях. Вместе с тем доказано, что нецелесообразно делать акцент на решении задач исключительно двигательного характера, поскольку наиболее релевантным выходом будет комплексное физическое развитие.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность специалиста, представляют собой как его профессиональные знания, навыки и умения, так и уровень здоровья специалиста, надёжности и трудоспособности. Такое положение дел связано с особенностями современной рыночной конъюнктуры, выдвигающей высокие требования к качеству подготовки студентов в вузах. Необходимость создания нового комплексного подхода к физическому развитию была обусловлена коллизией между низким уровнем здоровья специалистов и высокими требованиями рынка труда.
Процесс физического развития включает в себя постепенный переход от обязательных видов физической деятельности к непосредственному самосовершенствованию обучающихся. Такая система позволяет студентам всесторонне овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, востребованными на рынке труда. При этом крайне важно поддерживать гармоничную взаимосвязь между духовным и физическим аспектом развития. Разработка подобного рода организаций физкультурной деятельности является приоритетной задачей, стоящей перед сотрудниками, занимающимися составлением методических программ, а также представляет собой один из важнейших постулатов концепции физкультурного развития.
В представлении М.С. Кагана [1], физическая культура «по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования
человеком его собственной природной данности». В связи с этим и возникает феномен физической культуры, вытекающий из общественных потребностей в таких мускулинных человеческих качествах, которые не могут быть сформированы неискусственным способом, то есть непосредственно через физический труд.
В рамках вузов традиционной является задача подготовки студентов таким образом, чтобы они были способны выполнить аттестационные нормативы по данной дисциплине. Однако программы по физической культуре не должны останавливаться на этом, они должны предполагать комплексное развитие как физического, так и духовного аспектов; физическая культура должна играть роль одного из элементов успешного становления личности студента. Вузам необходимо придерживаться именно такого дискурса, которые впоследствии, по выпуске студента, обеспечил бы его конкурентоспособность за счёт соответствующих показателей уровня здоровья и общей физической подготовки [2]. Именно по этой причине вузам необходимо разработать новую, особую систему физического развития обучающихся, а также сформировать соответствующее педагогическое мышление у профессорско-преподавательского состава [3].
При этом существует фактор, препятствующий полноценному развитию физических свойств у студентов: зачастую обучающиеся оказываются неспособны посвящать достаточно своего времени физической подготовке по той причине, что вынуждены работать параллельно с учёбой в образовательной организации [4].
Немаловажной является и проблема мотивации обучающихся к занятиям физической культурой. С развитием информационно-коммуникационных технологий студенты утратили интерес к спорту, участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях [5]. В совокупности эти факторы недвусмысленно указы-
вают на то, что проблема мотивация - это действительно серьёзная проблема, требующая комплексного подхода к её решению.
Одним из способов решения данной проблемы является включение в структуру занятий таких видов спорта, которые в данный момент востребованы у молодёжи. Так, в учебные программы могут включаться бодибилдинг, пауэрлифтинг, атлетическая гимнастика и т. д. - виды физической деятельности, направленные на коррекцию фигуры и увеличение силового потенциала человека. Таким образом, фактор мотивированности обучающихся заниматься физической культурой должен непременно учитываться при составлении учебных программ занятий.
При этом очень важно иметь в виду факторы, которые не позволяют сформировать эффективную мотивационную базу у обучающихся; ими могут быть отсутствие свободного времени и физкультурных знаний, физиологическая неспособность заниматься тем или иным видом спорта, невозможность пользования инвентарём.
Увеличение качественных характеристик занятий физической культурой также играет огромную роль в повышении интереса студентов заниматься спортом. Кроме этого, важна и материально-техническая база, к которой обучающиеся могут обращаться во время занятий физической культурой.
Сегодня показателем уровня физической подготовленности обучающихся являются и актуальные негативные факторы окружающей среды, включающие в себя психологические, социальные и экологические элементы.
Статистические данные сообщают о росте заболеваний такими болезнями, как рак, инфаркт и инсульт, в частности, среди молодёжи, как отмечают квалифицированные медицинские сотрудники. Так, если еще 20 лет назад инсульт поражал, главным образом, людей после 60 лет, сегодня от этого заболевания всё чаще страдают люди в 30 лет «Особую тревогу вызывает выявленное возрастание на 27% гипертонических реакций, на 41% вегетососудистой дистонии студентов, возросло число патологии органов зрения на 18%, сердечнососудистой системы - на 38%». Причина такой картины кроется в нездоровом образе жизни, низкой физической активности, а также в злоупотреблении вредными привычками. Именно ввиду такого положения дел чрезвычайно важной становится задача спортивного воспитания современной молодёжи [2].
Надо понимать, что физическое развитие обучающихся должно состоять не только из приобретения непосредственно физических знаний, навыков и умений. Не менее важную функцию выполняют такие факторы, как комплексное совершенствование личности, обучение студентов определённым парадигмам мышления и способностям принимать в вызывающих затруднение жизненных ситуациях релевантные решения.
Всеми перечисленными обстоятельствами определяется структура современного процесса физического воспитания студентов, которая состоит из 3 компонентов:
1. Целенаправленность физического воспитания
2. Качество физического воспитания
3. Управление процессом физического воспитания [1].
Между тем явно просматривается недооценка студентами духовной ценности занятий физкультурно-спортивной деятельностью. Студенты редко связывают занятия физическими упражнениями с развитием целеустремленности, коллективизма, уравновешенности, энтузиазма, оптимизма, художественного вкуса. Можно полагать, что такая ситуация является следствием слабой образовательно-воспитательной направленности учебного процесса и доминирование в нем нормативного подхода, основанного на приоритете общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Это, в свою очередь, сказывается на потребности студентов в обращении к физкультурным ценностям.
Занятия спортом, помимо повышения двигательной активности студента, призваны воспитывать такие жизненно необходимые качества, как лидерство, целеустремленность, сила воли, самоорганизованность, коммуникабельность и т. д. В условиях перестройки высшего образования приоритет отдается развитию творческих способностей будущих специалистов с опорой на активную самостоятельную работу. Повышенные требования общества к личности и её собственные требования к себе могут быть реализованы только при самообразовании и самовоспитании, в процессе которых она умножает свои силы и тем самым достигает наибольшей общественной отдачи. Следует помнить и о жестком лимите учебного времени. Поэтому приобщение студентов к физическому самовоспитанию, включение в процесс физического самосовершенствования становится в нынешних условиях важнейшей чертой процесса физического воспитания будущих специалистов [6].
Настоятельная потребность общества в физическом и социальном оздоровлении ставит перед спортивной наукой целый ряд новых проблем и задач. Научно-методическое подкрепление вопросов развития оздоровительной физической культуры, массового спорта и спорта для всех значительно отстает от исследований по проблематике спорта. Нерешенным остается ключевой вопрос спорта: как привлечь обучающихся к регулярной физической активности и сформировать потребность в ней. Несмотря на наличие эффективных спортивно-оздоровительных методик и систем в повседневной жизни, их использует лишь малая часть студентов. Педагогической системы вовлечения в регулярные физкультурно-оздоровительные занятия практически не существует.
В то же время многие специалисты рассматривают данную проблему как чисто управленческую и даже более узко - как финансовую. Наша точка зрения состоит в том, что эффективное развитие физической культуры для всех катего-
рий населения - студенческой в частности - это как политическая, так и научная проблема. Без решения вопросов методологического и концептуального обеспечения студенческого спорта его развитие будет осуществляться бессистемно и, как следствие, неэффективно.
Несмотря на увеличение финансовой поддержки физической культуры и спорта, ощутимые успехи имеются лишь на традиционном направлении - в спорте высших достижений. При этом подавляющая часть населения остается в стороне от практики физической культуры и спорта.
Этот факт убедительно свидетельствует о необходимости переосмысления сложившейся практики и выработки современной научно обоснованной концепции развития физической культуры и спорта для всех.
В связи с этим повышается социально-экономическое значение качественной профессиональной, в том числе физической, подготовки специалистов, чей труд в условиях современного научно-технического прогресса имеет особое значение. Физическое воспитание в системе высшего образования опирается на новые технологии преподавания, обеспечивающие профессиональную психофизиологическую готовность.
В последнее время были сделаны попытки научного исследования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Тем не менее, к настоящему времени психофизиологические особенности профессиональной подготовки студентов мало исследованы. Представляется, что достаточный минимум развития профессионально важных качеств должен определяться параметрами модели и уровнем их значимости для обеспечения профессиональной готовности студентов. Поэтому является весьма своевременным изучение влияния различных средств и методов физической культуры на воспитание и коррекцию профессионально важных физических качеств.
Мотивы вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность зависят от пола, возраста, уровня физического развития, психосоматического типа, социального и имущественного положения семейного статуса, природно-климатических условий, культурных и религиозных традиций, степени развития спортивной инфраструктуры и модности. Фактически каждый индивид, являющийся субъектом спорта, характеризуется уникальным сочетанием физических концепций и целей, которые он или она перед собой ставят. Для преподавателя по физической подготовке это означает необходимость значительной индивидуализации методики занятий, творческий подход, внимательное отношение к психологическим аспектам занятий (доверие, располагающая обстановка и т. д.). Однако, с нашей позиции, соревновательный принцип не может быть исключен из теории развития физической культуры и спорта, поскольку он опирается на фундаментальные философские, психологические и биологические закономерности, составляющие важнейшую сущностную характеристику физической культуры и спорта. Использование принципа состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения, поиска ответа на актуальный вопрос: «Каков «я» по отношению к «другому». Только сопоставив собственные результаты с результатами «другого», личность может достичь самоидентичности, тождества с собой и социокультурной средой. Развитие физической культуры и спорта в студенческой среде - актуальная общественная потребность. Развитие студенческого спорта - это, прежде всего, научная проблема, которая нуждается в глубокой методологической разработке, создании педагогической системы управления, развитии этой разновидности спорта, разработке соответствующих психологических и управленческих технологий. В этих условиях возрастает роль целенаправленной физической подготовки, которая в большинстве случаев оказывается крайне важным, а иногда и решающим средством приспособления человека к новым условиям [7].
Социологические исследования показывают, что студенческая молодёжь позитивно относится к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большой части студентов не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной программы к предмету. А это негативно сказывается на физической подготовленности и здоровье обучающихся. Потому формирование соответствующей мотивации деятельности надо рассматривать как одну из самых приоритетных педагогических задач.
Так, развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно ре-ализовываться с учётом следующих аспектов:
а) усиление социально значимой мотивации интереса;
б) повышение качества учебного процесса;
в) дальнейшее улучшения условий занятий по физическому воспитанию;
г) сообщение студентам большего объема специальных знаний и формирование на этой основе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом;
д) установление взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);
е) более тщательный учет желаний и склонностей студентов при распределении их по видам спорта.
Таким образом, физкультурная подготовка в высших учебных заведениях важна не только для спорта высших достижений, но и для студентов. И поэтому при разработке и реализации учебных программ необходим комплексный подход, предполагающий соблюдение всех аспектов физического развития в учебных организациях.
Библиографический список
1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, 1997.
2. Бажин АВ. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов. 2017: 18 - 21.
3. Косухин В.В., Кривцов A.C, Завизинова H.A. Восстановление и поддержание здоровья студентов средствами физической культуры. Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация в высших учебных заведениях: сб. статей IV международной научной конференции. Белгород-Красноярск-Харьков: Х^ДИ, 2011: 130 - 132.
4. Гусева Н.Л., Шилько В.Г Физическое воспитание студентов с использованием учебных и вне учебных технологий физкультурно-спортивной деятельности в вузе. Психология и педагогика. 1 марта 2011.
5. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для ин-тов физ. Культуры. Редактор Матвеев Л.П. Москва: ФиС, 1983.
6. Aнализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов. Физическое воспитание студентов. 2010; 2: 119 - 123.
7. Щербатенко М.В. Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента. Молодой учёный. 2017; 15: 688 - 691. Available at: https://moluch.ru/ archive/149/42349/
8. Aбдyлов М.Р Профилактика наркомании среди студентов средствами физической культуры. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 28 - 29.
References
1. Kagan M.S. 'Estetika kak filosofskaya nauka. Sankt-Peterburg, 1997.
2. Bazhin A.V. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskogo vospitaniya studentov. 2017: 18 - 21.
3. Kosuhin V.V., Krivcov A.S., Zavizinova N.A. Vosstanovlenie i podderzhanie zdorov'ya studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Zdorov'esberegayuschie tehnologii, fizicheskaya reabilitaciya v vysshih uchebnyh zavedeniyah: sb. statej IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Belgorod-Krasnoyarsk-Har'kov: HGADI, 2011: 130 - 132.
4. Guseva N.L., Shil'ko V.G. Fizicheskoe vospitanie studentov s ispol'zovaniem uchebnyh i vne uchebnyh tehnologij fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti v vuze. Psihologiya i pedagogika. 1 marta 2011.
5. Vvedenie v teoriyu fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie dlya in-tov fiz. Kul'tury. Redaktor Matveev L.P. Moskva: FiS, 1983.
6. Analiz issledovanij po sovershenstvovaniyu processa fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2010; 2: 119 - 123.
7. Scherbatenko M.V. Rol' fizicheskoj kul'tury i sporta v vospitanii lichnosti studenta. Molodoj uchenyj. 2017; 15: 688 - 691. Available at: https://moluch.ru/archive/149/42349/
8. Abdulov M.R. Profilaktika narkomanii sredi studentov sredstvami fizicheskoj kul'tury. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 28 - 29.
Статья поступила в редакцию 20.02.19
УДК 37
Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Bersenukayeva M.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF MULTICULTURAL ENVIRONMENT IN EDUCATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH TOLERANCE. The article deals with a problem of using the potential of multicultural environment in the education of youth tolerance. The study presents an analysis of psychological and pedagogical literature that shows that the role of socio-cultural environments in the education and development of tolerance of the younger generation. The directions of pedagogical activity on education and development of tolerance of youth in the multicultural educational organization are theoretically proved. The authors describe the most effective pedagogical technologies of tolerance education among young people. The article concludes that a multicultural educational organizational environment is primarily the educational environment. It is capable of providing formation and personality development, aimed at creating conditions for self-determination, self-realization, cultural identification, obtaining skills of effective self-study, self-training, self-development, socialization the cultural values of its people and the understanding of the significance of cultural values of other nations.
Key words: socio-cultural environment, multicultural environment, tolerance, tolerance education, pedagogical technologies.
Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.Х. Берсенукаева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматривается проблема использования потенциала поликультурной среды в воспитании толерантности молодежи. На основе анализа психолого-педагогической литературы описана роль социокультурных сред в воспитании и развитии толерантности подрастающего поколения. Теоретически обоснованы направления педагогической деятельности по воспитанию и развитию толерантности молодежи в поликультурной образовательной организации. Авторами даётся характеристика наиболее эффективных педагогических технологий воспитания толерантности у молодёжи. В статье делается вывод о том, что организованная поликультурная среда образовательной организации, прежде всего, есть среда воспитательная. Она способна обеспечивать формирование и развитие личности, направлена на создание условий для самоопределения, самореализации, культурной идентификации, получения навыков эффективного самообучения, самовоспитания, саморазвития, приобщения к культурным ценностям своего народа и понимания значимости культурных ценностей других народов.
Ключевые слова: социокультурная среда, поликультурная среда, толерантность, воспитание толерантности, педагогические технологии.
Анализ сложившейся на сегодняшний день системы образования в России показывает, что разработка его содержания происходит в условиях информационного общества, развития межкультурных коммуникаций, глобализации образовательных процессов, включая конвертируемость национальных образовательных систем, массовость образования, индивидуализацию и интеллектуализацию приемов и способов обучения диалогичность и коммуникативность. Всё это влечет за собой необходимость пересмотра самой миссии образования, его роли в воспитании и развитии толерантности у подрастающего поколения; учета различных факторов окружающей среды, влияющих на этот процесс.
Как отмечается в исследовании Д.М. Абдуразаковой, воспитании и развитии толерантности у молодёжи взаимодействует несколько социокультурных сред:
• общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания создаёт историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию;
• государство определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и человека в частности;
• семья формирует систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения;
• средства массовой информации создают информационный фон воспитания;
• учебные заведения выполняют образовательную функцию; общественные организации создают условия для социального и гражданского становления [1].
В конце ХХ в. ряд отечественных ученых обратился к разработке различных аспектов культурной среды, как части общего культурно-образовательного пространства. Процессы, происходящие внутри культурно-образовательной среды, обусловленные её эстетической наполненностью и гуманистической направленностью, привлекают внимание многих ведущих отечественных исследователей (А.И. Буров, Е.В. Квятковский, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов и др.)
Многолетняя исследовательская деятельность в области педагогических аспектов образовательно-культурной среды позволила Л.Г. Савенковой утверждать о том, что школьная среда, для того чтобы стать гуманистически направленной, должна быть во многом создана руками самих детей в про-