Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной толерантности учащейся молодёжи'

Формирование коммуникативной толерантности учащейся молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / СУБЪЕКТНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / SUBJECTIVE-COMMUNICATIVE POSITION / SUBJECTIVE PEDAGOGY / SUBJECT-COMMUNICATIVE LEARNING / PRINCIPLES OF TOLERANCE / COMMUNICATION AND EVALUATION ACTIVITIES / MODEL OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашкуева П. В.

В данной статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной толерантности старшеклассников. Коммуникативная толерантность понимается как субъектно-коммуникативная позиция учащегося, которая подразумевает согласование его ценностей, мотивов и действий с требованиями окружающего его социума. Главной задачей субъективной педагогики является воспитание личности молодого человека, обладающей поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью в рамках развития учебно-познавательной деятельности, способствующей самоутверждению и реализации психофизиологических возможностей личности учащегося в социально-культурных условиях образовательной среды. Принципы субъектно-коммуникативного обучения реализуются при условии правильной организации рефлексивного управления личностным развитием учащихся. Модель образовательной среды формирования коммуникативной толерантности включает среду обучения и внеурочную среду, которые, в своей совокупности, выполняют развивающую функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN SENIOR PUPILS

The article discusses a problem of forming communicative tolerance of senior pupils. Communicative tolerance is understood as subjective-communicative position of a pupil, which implies its coordination of values, motives and actions with the requirements of the surrounding society. The main objective of the subjective pedagogy is the education of a personality of a young pupil with a multicultural outlook and humanitarian literacy in the development of educational-cognitive activity. The author states that it contributes to the affirmation and implementation of psycho-physiological possibilities of a person in socio-cultural educational environment. The principles of subject-communicative learning are implemented with proper organization of reflexive management into the personal development of students. The model of the educational environment of formation of communicative tolerance includes learning environment and extracurricular environment which, together, perform a developmental function.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной толерантности учащейся молодёжи»

2. Uznadze D.N. Obschee uchenie ob ustanovke. Psihologicheskie issledovaniya. Moskva, 1966.

3. Guzueva 'E.R., Vezirov T.G. Model' formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih bakalavrov s ispol'zovaniem obrazovatel'nyh internet-portalov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 6 - 8.

4. Alieva K.M., Vezirov T.G. Informacionno-kommunikacionnaya obrazovatel'naya sreda kak sredstvo formirovaniya gotovnosti buduschih bakalavrov po profilyu «yurisprudenciya» k proektnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6: 107 - 108.

Статья поступила в редакцию 17.12.15

УДК 378

Dashkueva P.V., teaching assistant, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected].

FORMATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE IN SENIOR PUPILS. The article discusses a problem of forming communicative tolerance of senior pupils. Communicative tolerance is understood as subjective-communicative position of a pupil, which implies its coordination of values, motives and actions with the requirements of the surrounding society. The main objective of the subjective pedagogy is the education of a personality of a young pupil with a multicultural outlook and humanitarian literacy in the development of educational-cognitive activity. The author states that it contributes to the affirmation and implementation of psycho-physiological possibilities of a person in socio-cultural educational environment. The principles of subject-communicative learning are implemented with proper organization of reflexive management into the personal development of students. The model of the educational environment of formation of communicative tolerance includes learning environment and extracurricular environment which, together, perform a developmental function.

Key words: communicative tolerance, subjective-communicative position, subjective pedagogy, subject-communicative learning, principles of tolerance, communication and evaluation activities, model of educational environment.

П.В. Дашкуева, ассистент каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ

В данной статье рассматриваются проблемы формирования коммуникативной толерантности старшеклассников. Коммуникативная толерантность понимается как субъектно-коммуникативная позиция учащегося, которая подразумевает согласование его ценностей, мотивов и действий с требованиями окружающего его социума. Главной задачей субъективной педагогики является воспитание личности молодого человека, обладающей поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью в рамках развития учебно-познавательной деятельности, способствующей самоутверждению и реализации психофизиологических возможностей личности учащегося в социально-культурных условиях образовательной среды. Принципы субъектно-коммуникативного обучения реализуются при условии правильной организации рефлексивного управления личностным развитием учащихся. Модель образовательной среды формирования коммуникативной толерантности включает среду обучения и внеурочную среду, которые, в своей совокупности, выполняют развивающую функцию.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, субъектно-коммуникативная позиция, субъективная педагогика, субъектно-коммуникативное обучение, принципы толерантности, учебно-познавательная деятельность, социально-культурная образовательная среда, модель образовательной среды.

В условиях глобализации информационного мирового сообщества для человечества наступили не очень благоприятные времена мирного сосуществования. Обострились межгосударственные и межнациональные отношения. Реально существующие государственные, национальные и частные интересы граждан в последнее время приводят к конфликтам и противоречиям. Международное миротворческое сообщество видит пути выхода из создавшегося кризиса отношений и дальнейшего выживания человечества в толерантности, предполагающей взаимопонимание и взаимопроникновение различных культур и традиций. Однако укоренившиеся в сознании населения стереотипы вражды и борьбы приводят к инертности общественного сознания, что является серьезным препятствием развития толерантности как нормы межгосударственных, межнациональных и межличностных отношений. Следовательно, создавшаяся ситуация противоречивости развития массового сознания диктует необходимость обратить внимание на молодое поколение, у которого происходит становление личности, развивается коммуникативная сфера и отсутствуют стереотипы отношений.

Анализ теоретических источников психолого-педагогической науки показывает, что возрастные особенности старшеклассников отличаются тем, что деловая межличностная коммуникация для них является доминантной (Б.З. Вульфов, И.С. Кон и др.). Следовательно, актуализируется феномен коммуникативной толерантности в качестве важного направления в содержании воспитания старших школьников в современной российской школе. В зарубежной и отечественной научной литературе категория «толерантность» рассматривается с разносторонних аспектов, в то же самое время, в психолого-педагогической литературе данный феномен мало раскрыт и научно осмыслен.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», так говорится

в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году [1].

Толерантность - это гармония человека с самим собой и с окружающим миром, отражающаяся в человеческой добродетели.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых проблем в обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, как он есть, мы не всегда ведем себя корректно и общаемся адекватно.

В связи с этим в настоящее время перед современной российской школой стоит задача изменения содержательных и организационно-педагогических форм построения образовательного поля. В российской педагогике разрабатываются научные подходы к реализации концепции «социокультурной модернизации», для воспитания молодёжи, способных к целостному и систематическому анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативной толерантности, несущей в себе потенциал созидающей энергии и силы для развития общественных отношений [2].

Коммуникативная толерантность развивается на принципах гуманизации и гуманитаризации образования, направленных на формирование личности молодого человека, обладающей поликультурным кругозором и гуманитарной грамотностью.

Актуальность изучаемой проблемы заключена в необходимости анализа роли коммуникативной толерантности в жизнедеятельности молодых людей. В настоящее время общение молодёжи происходит неконтролируемо и свободно от педагогического воздействия старших поколений. Их взаимодействие отмечается гибкостью, динамичностью и разнообразными формами и видами, отличающимися от традиционных стереотипов, отличается сложностью и противоречивостью.

Неустойчивость интересов молодых людей и поиск всевозможных путей самоутверждения является подлинной причиной приобретения не лучших образцов поведения и общения. Они хотят быть «как все» и считают что это нормой жизни. Следовательно, самоутверждение, как ведущий признак коммуникативной толерантности, способствует реализации индивидуальных возможностей личности молодого человека и зависит от психофизиологических, социальных и культурных условий образовательной среды.

Именно гуманитарная образовательная среда, как часть социокультурного пространства, располагает возможностями для оптимального развития интерсубъектного обучения и воспитания молодого поколения, направленного на оптимальные преобразования в сфере субъективности, получение мировоззренческого естественнонаучного и гуманитарного знания, формирование ценностных ориентаций личности обучаемого [3].

В психолого-педагогической науке образовательная среда рассматривается как составная часть содержания социокультурной среды общества, обеспечивающая учащимся условия для развития коммуникативной толерантности в развитии субъек-тно-субъектных отношений в личностно-ориентированном обучении и воспитании [4].

Современная тенденция общественного развития привела к массовой незанятости молодёжи и к низкому уровню коммуникативной толерантности.

Главным приоритетом современной коммуникации является Интернет, где в процессе общения у пользователя не возникает необходимость видеть собеседника и визуальное общение заменяется виртуальным. После распада системы советского воспитания для молодёжи отсутствует единая господствующая идея государственного значения, которая вдохновляет молодое поколение на достижение единых целей и задач. Ведущими ценностями для молодёжи стали видимые материальные блага, в молодёжной среде стали превосходить коммерческие отношения взамен духовных.

Решающим фактором воспитания молодёжи в интерсубъектном направлении является субъективная педагогика, призванная формировать коммуникативную толерантность молодого поколения в рамках развития учебно-познавательной деятельности, преобразующей человека из объекта деятельности в субъект, так как данная категория составляет внутренний механизм совместной деятельности. В совместной деятельности реализуется стремление подростков к самоутверждению в коллективе, занять достойное место которым способствует коммуникативная толерантность.

Таким образом, в выстраиваемую нами модель образовательной среды формирования коммуникативной толерантности входят: среда обучения и внеурочная среда, которые, в своей совокупности, выполняют развивающую функцию.

В формирующем эксперименте нами в полном объеме рассмотрена модель образовательной среды, на основе использования технологии формирования коммуникативных компетенций в различных видах учебно-познавательной деятельности. Считаем, что в этой связи важнейшей задачей выступает организация рефлексивного управления личностным развитием учащихся.

Ведущими принципами организации рефлексивного управления процессом учебно-познавательной и коммуникативно-оценочной деятельности являются следующие:

- Природосообразность, предполагающая, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания ведущим звеном любых воспитательных отношений и познавательных процессов является сам обучаемый, с его конкретными личностными, субъектно-деятельностными, коммуникативными особенностями и уровнем развития. Природа ребёнка, его физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становится главным и определяющим фактором всех образовательных отношений;

- Культуросообразность, предполагает воспитание толерантности, основывающееся на общечеловеческих ценностях и построенное с учётом особенностей этнической и региональной культур, решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материаль-

ной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Данный принцип реализовывался при максимальном использовании в образовательном процессе ситуаций приобщения к основам общечеловеческой и национальной культуры с целью формирования необходимых социокультурных компетенций;

- Самодвижение, выражает сущность одной из традиционных и актуальнейших проблем философии - проблемы движения и развития материи, познание и решение которой находится в прямой корреляции - с познанием объективной реальности, что отмечал ещё Аристотель, ибо, по его мнению, «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

Идея самодвижения тесно связана с философским исследованием проблемы самоорганизации, суть которого заключается в учете ведущих подходов к управлению и механизмов их реализации в контексте решаемой цели - повышения качества процесса развития ключевых компетенций обучаемого (сочетания, компенсации, соответствия, уравновешивания);

- Демократизация и гуманизация рефлексивного управления, предполагающие сотрудничество, соуправление, самоуправление, межличностный и межкультурный диалог в целостном образовательном процессе;

- Диалогизация, предполагающая совместный личностный рост, личностное развитие субъектов и объектов целостного образовательного процесса.

- Интеграция в рефлексивном управлении развитием образовательной среды школы означает достижение единства и завершенности всех компонентов и факторов развития и формирования личности учащегося.

Как отмечает И.Ю. Алексашина, интеграция выступает как процесс и результат становления целостности - единого качества на основе многих качеств. Отмечаются несколько ступеней интеграции: первая - предусматривает взаимодействие компонентов при сохранении их относительной самостоятельности; вторая - предполагает качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретённую качественную специфику; третья ступень отражает уровень системы, когда компоненты не могут существовать вне системы [4].

Интеграция как принцип проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем разных уровней. В качестве основного принципа интеграции рефлексивного управления студентов мы указываем на необходимость поиска путей включения обучаемого в учебно-познавательную, игровую, творческую среду, стимуляцию развития их творческой индивидуальности, способностей, коммуникативной компетенции, позволяющей развивать диалогичные формы педагогического взаимодействия, субъект-объектные и субъект-субъектные отношения [5].

В ходе исследования указанной проблемы были использованы процессуальный, системный и субъектный подходы, которые в комплексе реализуются в коллективно-творческих делах учащихся в молодёжных общественных организациях.

Процессуальный подход способствовал наладить динамику перехода толерантного сознания из одной формы в другую по модели «поступок - привычка - поведение», корректировать усложненность формирования нужного признака общения и расширить знания подростков о себе.

Субъективный подход подразумевал использование всех форм, путей и средств, выработанных человеческим опытом, для фактического достижения субъектно-коммуникативной позиции учащихся.

Субъектно-коммуникативное обучение реализуется в коллективно-творческой деятельности учащейся молодёжи в детско-юношеских общественных организациях города, занимает школьную молодёжь в свободное от занятий время, учит зарабатывать деньги собственным трудом, попробовать себя в различны сферах деятельности, открывает пути выбора будущей профессии.

Коллективная деятельность учащихся способствовала раскрытию приоритетных качеств личности: самостоятельности, инициативности, творчества, коммуникабельности. У них исчезают психологические барьеры, тормозящие развитие потенциальных возможностей своей личности. В творческих мероприятиях молодёжных общественных организаций у них расширяется кругозор знаний, умений и навыков, формируется мировоззрение, увеличивается радиус общения.

Важным условием субъектного подхода является достижение корреляции и гармонии педагогических активных воздей-

ствий на субъект с его богатством потенциальных возможностей. В контексте проводимого исследования коммуникативная толерантность понимается как субъектно-коммуникативная позиция учащегося, которая подразумевает согласование его ценностей, мотивов и действий с требованиями окружающего его социума.

Педагогическое сопровождение коллективно-творческой деятельности старшеклассников служит для них источником возможностей в сфере самоопределения и совершенствования, стимулирует его ценностное развитие, коммуникативную активность, избирательность и творческие устремления. С целью обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в нашем городе созданы молодёжные центры. Здесь молодые люди сами разрабатывают программы конкурсных мероприятий, готовят творческие выступления, проводят акции милосердия, субботники и другие социально-значимые мероприятия.

Все виды коллективной деятельности входят в систему учебно-воспитательной работы и педагоги, задействованные в деятельности молодёжных общественных организаций, должны заранее предусмотреть целесообразность каждого запланированного мероприятия.

Коммуникативная толерантность формируется в системном подходе и имеет определённый набор уровневых особенностей, отражающих степень сформированности мотивационных, регу-лятивно-деятельностных, межличностных компонентов.

Каждый этап соответствует уровню развития коммуникативной толерантности.

На первом этапе формировалась мотивация к продуктивному общению. Для установления контакта с собеседником весьма значимо первое впечатление о человеке, создающее образ собеседника по внешности, манерам, социальному статусу, мере воспитанности и т. д.

Библиографический список

Мы придерживались принципа, что первое впечатление создается под влиянием «эффекта ореола», который проявляется в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к человеку в ситуации недостаточной информированности о другом человеке. «Эффект ореола» возникает на ошибках превосходства, привлекательности и на факторах отношения друг к другу.

Задачей второго этапа формирования коммуникативной толерантности явилось развитие у старшеклассников умения представить себя, которое имеет целью формирование у других благоприятного мнения о себе. На этом этапе происходит самопознание и самоидентификация подростка, развитие умений рефлексии, эмпатии, стимулирование всех форм коммуникативной активности в коллективной деятельности. В итоге происходит трансформирование ложной толерантности в истинную, душевную.

На третьем этапе у подростков развивали умения активного и пассивного слушания. При условии эффективного развития умений подростка слушать, слышать и понимать, то можно считать, что успех в продуктивном общении обеспечен.

Спектр перечисленных умений рефлексивного характера создают качественную характеристику коммуникативной толерантности личности, который владеет основами субъективно-коммуникативного жизнетворчества.

Контрольный этап посвящён развитию умения работать в группе. Данный этап характеризуется готовностью к самостоятельному решению учебно-познавательных и коммуникативных задач, стремлением к улучшению регулятивных механизмов деятельности, закреплению поликультурного поведения, расширению межкультурной коммуникации, индивидуальных способов речевого самовыражения. На данном этапе у подростков происходит личностное развитие на основе индивидуально подобранных программ по актуализации невербальной коммуникации.

1. Декларация принципов толерантности. Двадцать восьмая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО. 25 октября16 ноября 1995 г. Париж, 1995.

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. Вопросы образования. 2008; 1: 65 - 86.

3. Агеева З.А. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности личности. Вестник Ивановского государственного университета. Естественные, общественные науки. 2012; 1: 49-53.

4. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры в образовании. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем: монография. Санкт-Петербург, 1997.

5. Максимова В.Н. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. Завуч. 2004; 3: 64.

References

1. Deklaraciya principov tolerantnosti. Dvadcat' vos'maya sessiya General'noj konferencii YuNESKO. 25 oktyabrya16 noyabrya 1995 g. Parizh, 1995.

2. Asmolov A.G. Strategiya sociokul'turnoj modernizacii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identichnosti i postroeniyu grazhdanskogo obschestva. Voprosy obrazovaniya. 2008; 1: 65 - 86.

3. Ageeva Z.A. Kommunikativnaya tolerantnost' kak 'element kommunikativnoj kompetentnosti lichnosti. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Estestvennye, obschestvennye nauki. 2012; 1: 49-53.

4. Aleksashina I.Yu. Uchitel' i novye orientiry v obrazovanii. Gumanizaciya obrazovaniya kak predmetteoreticheskojrefleksiiiprakticheskogo osvoeniya uchitelem: monografiya. Sankt-Peterburg, 1997.

5. Maksimova V.N. Harakternye cherty obrazovatel'nyh tehnologij raznyh pokolenij Zavuch. 2004; 3: 64.

Статья поступила в редакцию 27.12.15

УДК 373.2.01

Efimova Yu.V., postgraduate, North-Eastern Federal University n.а. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL MODEL OF LIFE SAFETY MANAGEMENT OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE INTERACTION OF PRESCHOOLS AND FAMILIES. The presented material of the paper present a pedagogical model, developed by the paper's author, focused at facilitation of safe behavior of senior preschool children on the basis of interaction of a preschool and a child's family. In the bases of modeling education on the level of its safety there is a social order. The aim of the pedagogical model proposed by the researcher is the creation of pedagogical conditions for the formation of safe behavior of preschool children. A necessary condition for the effectiveness of familiarizing young children with safety rules is an established system of interaction with parents in addressing this issue. As the research shows, when experts work on modeling of the educational environment, it must ensure the consistency of the cultural, environmental, activity-based and student-centered approaches in teaching. The paper has been prepared with much consideration of new Federal State Educational Standards.

Key words: pedagogical model, basics of life safety, children of preschool age, preschool and family interaction.

Ю.В. Ефимова, аспирант Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.