Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовании как фактор развития коммуникативной толерантности личности будущего учителя'

Компетентностный подход в образовании как фактор развития коммуникативной толерантности личности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION / COMPETENCE / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / TOLERANCE / COMMUNICATIVE TOLERANCE OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Жанна Павловна

В статье обосновывается тезис о том, что компетентностный подход в образовании является фактором развития коммуникативной толерантности личности будущего учителя иностранного языка при условии поддержания субъект субъектных отношений в педагогическом процессе. На эмпирическом уровне выявляются оценочные отношения студентов к компетенциям и прослеживается степень влияния компетенций на коммуникативную толерантность личности выпускника ООП бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE TOLERANCE OF A FUTURE TEACHER

The article gives proof of the thesis that the competence approach to education is the factor of development of the communicative tolerance of the future teacher of a foreign language provided the subject-subject relations are maintained in the pedagogical process. Students ’ valuation attitude to competences is brought to life on the empirical level. The article traces the degree of the influence of competences on the communicative tolerance of the personality of a graduating student of the basic educational programme of the bachelor.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовании как фактор развития коммуникативной толерантности личности будущего учителя»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Лазарева Жанна Павловна, старший преподаватель кафедры французского языка, заместитель декана факультета иностранных языков

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского,

г. Брянск, Россия lazhap@yandex. ru

В статье обосновывается тезис о том, что компетентностный подход в образовании является фактором развития коммуникативной толерантности личности будущего учителя иностранного языка при условии поддержания субъект - субъектных отношений в педагогическом процессе. На эмпирическом уровне выявляются оценочные отношения студентов к компетенциям и прослеживается степень влияния компетенций на коммуникативную толерантность личности выпускника ООП бакалавриата.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, компе-

тентность, субъект - субъектные отношения, толерантность, коммуникативная толерантность личности.

COMPETENCE APPROACH TO EDUCATION AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE TOLERANCE

OF A FUTURE TEACHER

Zhanna Lazareva, assistant professor of the French (language)

Bryansk State University, Bryansk, Russia lazhap@yandex. ru

The article gives proof of the thesis that the competence approach to education is the factor of development of the communicative tolerance of the future teacher of a foreign language provided the subject-subject relations are maintained in the pedagogical process. Students ’ valuation attitude to competences is brought to life on the empirical level. The article traces the degree of the influence of competences on the communicative tolerance of the personality of a graduating student of the basic educational programme of the bachelor.

Keywords: competence approach to education, competence, subject-subject relations, tolerance, communicative tolerance of a personality.

Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу обозначило важную проблему реформирования системы высшего профессионального образования - повышение его качества, формирование готовности выпускников вузов к успешной жизнедеятельности в обществе. Решение поставленных задач связывается с разработкой идей компетентностного подхода. При этом требования к профессии превращаются в своего рода «пакеты компетенций» [1], так как на рынке труда оцениваются не сами по себе знания, а способность выполнять определенные функции, обладая компетентностью, основанной на научных знаниях. Однако компетентность не сводится к набору компетенций и не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества выпускников, отражая результат образовательной деятельности профессионального учреждения на толерантной основе.

При этом компетентностный подход в образовании - один из важнейших факторов развития коммуникативной толерантности личности. Обладая компетентностью взаимодействия и сотрудничества с себе подобными, человек начинает осознавать как свою социальную значимость, так и значимость участников деятельности, обретает понимание ценности толерантности для эффективного общения и совместного решения трудовых задач.

Как правило, объяснения толерантности начинаются с этимологии — с лат. tolerantia, что значит терпение. В публичном языке современной культуры важна не столько этимология, сколько контекст, в котором понятия образуют систему; информативными оказываются ассоциативные связи, позволяющие нащупать конкретные значения красивых, но непонятных иностранных слов, обрушивающихся на нас со страниц газет и с телеэкрана. Полезным может оказаться знание ситуации, в которой это слово найдено, схвачено, чтобы потом быть запущенным в публичную речь.

При этом, «...заменить слово «толерантность» на слово «терпимость» совершенно невозможно. Слово на родном языке не обладает такой степенью абстрактности. «Толерантность» для нашего уха стерильна, у нее нет синонимов, нет оттенков. У нее нет «таинственности» простого слова [2], которая помогает даже сквозь унифицированные термины приблизиться к сути вещей [3]. Результативность коммуникаций и качественная сторона коммуникативной толерантности зависят от уровней общения на основании позиционирования партнеров общения:

1. Уровень манипулирования. Одни субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, как объект особого рода («говорящее орудие »).

2. Уровень «рефлексивной игры». Один субъект в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценности и стремится к блокированию чужого проекта.

3. Уровень правового общения. Субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные нормы такого согласования. Вместо «выигрыша» и власти они стремятся теперь к справедливости, но детерминация этого стремления остается внешней .

4. Уровень нравственного общения. Это высший уровень субъектносубъектных отношений, на котором субъекты внутренне принимают общий

проект взаимной деятельности как результат добровольного согласования проектов деятельности друг друга». [4] .

Очевидно, что на уровнях манипулировании и рефлекторной игры коммуникативная толерантность не возникает. На уровне правового общения начинает свое развитие, а на уровне нравственного общения коммуникативная толерантность становится нормой жизнедеятельности людей.

Заметим, что понятия «компетенция» и «компетентность» тоже в последнее время изменили смысл. В речи постоянно сталкиваются «старая» компетентность — профессионализм, глубокие знания в какой-либо области, круг должностных обязанностей и «новая» — «мотивированная способность к действию». Со вторым значением связан компетентносный подход в образовании, который благодаря Государственным образовательным стандартам третьего поколения стал обязательным.

Второе значение слова «компетентность» тесно связано с идеей конкуренции как главной движущей силы общества. Для нас, говорящих на русском языке, эта связь неочевидна. В английском, напротив, «компетенция» (competence) и «соревнование» (competition) — однокоренные слова [3].

В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых ключевых компетенций обучающихся, должны войти информационная, социально-правовая, и коммуникативная компетенции.

В структуре ключевых компетенций, по мнению разработчиков проекта модернизации общего образования, должны быть представлены: - компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенции в сфере социальнотрудовой деятельности ; компетенции в бытовой сфере ; компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности,

Что касается педагогической деятельности, то с одной стороны можно утверждать, что толерантность - это компонент коммуникативной компетентно-

сти преподавателя, так как он определяет их позитивный вектор в образовательном процессе. С другой, что компетентностный подход в образовании -это фактор развития толерантности личности студента - будущего учителя любой из педагогических специальностей, тем более иностранного языка.

Под компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей в толерантных отношениях со всеми участниками процесса деятельности

Мы проследили степень влияния компетенций на коммуникативную толерантность личности выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО в российских педагогических образовательных учреждениях. Специальность «Педагогическое образование. Учитель иностранного языка» и отразили результаты в таблице 1.

Таблица 1

Степень влияние на коммуникативную толерантность личности будущего учителя наличия у него разнонаправленных компетенций

Название группы компетенций Формулирование сути компетенции Влияние на коммуникативную толерантность личности будущего учителя

Общекультурные компетенции (ОК 1 - 16) Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); Безусловное влияние на коммуникативную толерантность личности

Способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); Влияет при условии включения в диалог

Владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников( ОК-10); Влияет при условии включения в креативный диалог

Г отов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); Безусловное влияние на толерантность личности

Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16) Влияет при условии включения в креативный диалог

Общепрофессиональные (ОПК 1- 6): Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); Влияет при условии включения в креативный диалог

Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); Влияет при условии включения в креативный диалог

Владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5); Влияет при условии включения в креативный диалог

Компетенции в области педагогической деятельности Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения (ПК -2); Влияет при условии включения в креативный диалог с коллегами и студентами

Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК -6); Безусловное влияния на толерантность личности

Способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9) Влияет при условии включения в креативный диалог

Специальные компетенции (СК 1 - 3) Владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке (СК-1 ); Влияет при условии включения в креативный диалог

Способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке (СК-2); Безусловное влияния на толерантность личности

Умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3) Безусловное влияние на толерантность личности

Как видно из таблицы безусловное влияние на толерантность личности оказывают такие компетенции, в которых заложено взаимодействие с другими людьми, коллегами, студентами, учениками, родителями, например: «Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК -6)», «Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)», «Способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на

изучаемом иностранном языке (СК-2)».

Таблица 2

Результаты экспресс - опроса студентов, будущих учителей иностранного языка по вопросу «Какие специальные компетенций наиболее важны в профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка, но они не

указаны четко в Федеральных Г осударственных образовательных стандартах?»

Компетенции из добавленных студентами, будущими учителями иностранного языка в диалоге с преподавателем, отсутствующие в Г осударственных образовательных стандартах?» сЗ 1-і <и о и ¡3 <й И Важны в отдельных случаях ын ей в е к

і О Способен к перевоплощению в ролевых играх, спектаклях, тренингах с общением на иностранном языке на паритетных началах с детьми 20%

10 1 « О Способен, будучи лидером группы, обеспечивать свободу выбора содержания и способов деятельности для каждого участника 20 %

чо 1 « О Умеет вовлекать членов группы общения в образовательный процесс исследовательского характера 15 % 5 %

1 и Обладает толерантностью на деле как способностью признавать право каждого отличаться от других и учиться у других. 17 % 3%

00 1 « О Понимает взаимозависимость толерантности личности учителя и реализацию им профессиональных компетенций 5% 15 %

Итого человек из 20 отвечавших на вопрос: какие из предложенных студентами компетенций наиболее важны в профессиональной деятельности 77 % 23 %

% ответивших из 20 человек х 5 = 100 чел. 77% 23% -

Как видно из таблицы компетенции, добавленные студентами, будущими учителями иностранного языка, направлены на практическое воплощение демократизации образования школьников, уважения их личностных интересов и стремлений, формирования умений сотрудничать и уважать детей, воспитателей и родителей. Благодаря овладению такими компетенциями будущие студенты станут настоящими инноваторами в организации гуманистического лич-ностно ориентированного педагогического процесса. Однако , приведенные в таблице предложения студентов рождались в диалоге с преподавателем, направлявшим мысль студентов к толерантным методам. Проведенный до диалога опрос показал иную картину (см. таблицу 3).

Таблица 3

Ответы студентов на вопрос: Какими компетенциями должны обладать вы, чтобы отношения в педпроцессе становились оптимальными и вели к успеху в развитии толерантности при изучении иностранного языка?

Ориентиры на отношения в пед.процессе Ответы студентов на вопрос: «Какими компетенциями должны обладать вы, чтобы быть успешными в своей профессии учителя французского языка?» Комментарии автора диссертации по поводу ответов студентов

Ориентир на субъект - объектные отноше- тлттст Умеет заинтересовать учащихся своим предметом (2 человека) Не указано средство или метод, обеспечивающие реализацию компетен-

Умеет доступно излагать материал

Находит общий язык с учениками

Способен переключать внимание учеников от одной темы к другой ции, вызывающие интерес, толерантность в организации образовательного процесса

Способен правильно организовывать учебный процесс

Использует различные методики

Регулярно проводит контрольные и самостоятельные работы, срезы знаний Складывается картина учителя безучастного к личности ученика

Использует современный материал

Проявляет владение конкретным аспектом материала

Умеет сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности Сплочение не происходит через разделение

Обладает педагогическим тактом, сдержан в эмоциональных проявлениях Не ясно по поводу чего

Ориентир на субъект - субъектные отношения Опирается на умение детей рассуждать самостоятельно Не указано в чем состоит эта опора

Проявляет уважительное отношение к личности учащегося Не указано, как это отношение обеспечить

Замечание: общее число предложений - 21. 5 предложений у двух студенток. По 3 предложения у двух студенток . По 2 - у двух . 1 предложение у одной студентки.

Анализ ответов, зафиксированных в таблице показывает, что абсолютное большинство формулировок компетенций студенты адресуют к субъект - объектным отношениям, где активность обучающихся сведена к исполнительству воли учителя (11 ответов). И только два ответа ориентированы на субъект -

субъектные отношения, которые являются непременным условием возникновения коммуникативной толерантности в образовательном процессе.

Компетентность имеет практикоориентированную направленность и проявляется через призму личностных особенностей только в процессе деятельности. Различные виды производственных и педагогических практик, стажировки, выполнение курсовых и научно-исследовательских работ позволяют только в определенной степени оценить сформированность компетентности будущего специалиста. Соотнесение содержания практик с ролевыми функциями в иной деятельности может сократить разрыв между «академизмом» образования и практической подготовкой выпускника.

Литература

1. Байденко В. В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11.

2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М., 1973. — С. 86

3. Никифорова Л. В. Толерантность vs. Компетентность. Фундаментальные проблемы культурологии: Том 7: Культурное многообразие: теории и стратегии / Отв. редактор Д. Л. Спивак. — М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009, с. 63-70

4. Сагатовский В. Н. Социальное проектирование ( к основам теории),--В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием.: Томск, 1980.

Рецензент:

Матяш Н.В., доктор психологических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.