УДК 378
Е.А. Попова
ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ, е-таЛ: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ В КУРСЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В статье актуализируется задача воспитания молодого поколения дипломатических работников, специалистов по профессиональной межкультурной коммуникации, способных отстаивать национальные интересы страны в условиях равностатусной межкультурной коммуникации. Перед системой образования стоит задача обновления методов обучения, ориентирующих не столько на иноязычную, сколько на национальную культурную идентичность и на способность ее достойного представления в интеркультурном диалоге. Это определяет необходимость формирования ценностных ориентаций у современного поколения студентов-международников на новом теоретико-методическом уровне, учитывая, что профессиональная межкультурная компетенция специалиста становится объективным и неотъемлемым компонентом современной жизни в многонациональном и поликультурном обществе.
С учетом анализа недавно внедренных ФГОС ВО (3++), автор уточняет требования к языковой подготовке международников и к квалификации преподавателя иностранного языка неязыкового вуза с точки зрения аксиологического подхода. Устойчивое представление преподавателей иностранного языка о толерантности в межкультурной коммуникации не позволяет формировать профессиональную межкультурную компетенцию бакалавра-международника с позиции равностатус-ности партнеров по общению, заведомо ставя российского обучающегося в непривилегированное и подчиненное положение, что часто мешает процессу его самоидентификации и формированию морально-ценностных основ личности.
Выдвижение на первый план новых требований к содержанию и технологии формирования межкультурной компетенции у обучающихся, а у студентов международников - в первую очередь, позволило обозначить новое направление аксиологии иноязычного образования: подготовка преподавателя иностранного языка к формированию способности к равностатусной межкультурной коммуникации у студентов международников, которая исследуется в рамках деятельности научной школы профессиональной лингводидактики, занимающейся разработкой методологии профессионально ориентированного обучения иностранному языку в вузах нелингвистического профиля. Обновление содержания данной образовательной деятельности становится ценностно-целевой задачей профессиональной лингво-дидактики на современном этапе, характеризующемся многоязычием и поликультурностью, появлением новых подходов к межкультурной коммуникации и обучению иностранному языку как инструменту «мягкой силы».
Уточнены понятия ценностной ориентации личности, достоинства специалиста-международника, толерантности и равностатусной межкультурной коммуникации. Предложен ряд методических приемов формирования ценностных ори-ентаций у студентов-международников на аудиторных занятиях по иностранному языку, главными из которых являются аксиологический (ценностный), компаративный (сравнительный) и прогностический (перспективный) анализы профессиональной ситуации.
В статье раскрывается аксиологический потенциал дисциплины «Иностранный язык» как обязательной части профессиональной подготовки студента-международника. Также подчеркивается необходимость учета аксиологической компетенции преподавателя иностранного языка как составной части его профессиональной компетентности.
Ключевые слова: аксиологический подход; анализ; иностранный язык; ценностные ориентации; достоинство; толерантность; равностатусность; студент-международник; профессиональная компетентность преподавателя; межкультурная коммуникация.
E. A. Popova
Senior Lecturer of the Department of Linguistics
and Professional Communication in PoLiticaL Sciences,
Institute of International Relations and Social-Political Sciences, MSLU;
e-mail: [email protected]
FORMING VALUE ORIENTATION IN STUDENTS MAJORING IN INTERNATIONAL RELATIONS IN THE FOREIGN LANGUAGE COURSE
The aim of the article is to put high on the agenda the education of the coming generation of diplomats, specialists in professional intercultural communication, capable of defending the country's national interests in equal-status intercultural communication. It is a chaUenge for the system of education to update teaching methods in order to focus them not so much on the foreign language identity, as on the national cultural identity, and the ability to properly represent it in the intercultural dialogue. That determines the necessity of forming value orientations in the modern generation of students majoring in international relations at a new theoretical and methodological level, with a specialist's professional intercultural competence becoming an objective and integral component of modern life in a multinational and multicultural society.
Taking into account the analysis of the recently introduced FGOS VO (3++), the author clarifies the requirements for students' language training and a foreign language teacher's qualifications in a non-linguistics university in terms of the axiological approach. Foreign language teachers' convictions about tolerance in intercultural communication make it difficult to forge the professional intercultural competence of bachelors in international relations on terms of equal status communication partners,
thus, evidentLy putting a Russian student in an unprivileged and subordinate position, which frequently hampers the process of his / her seLf-identification and the formation of moraL and vaLue basis.
Highlighting the new requirements for the content and technology of intercuLturaL competence formation in students, first and foremost, those majoring in internationaL affairs, made it possibLe to outLine a new axioLogicaL direction of foreign Language education: training a foreign Language teacher how to form the equaL status intercuLturaL communication abiLity in students majoring in internationaL reLations. The approach is based on the ideas of professionaL Language pedagogy that deveLops the methodoLogy of vocationaL foreign Language training in non-Linguistics universities. The updating of the content of such educationaL activity becomes a high-vaLue task of professionaL Language pedagogy at the present stage, characterized by muLtiLinguaLism and muLticuLturaLism, by the appearance of new approaches to intercuLturaL communication and teaching a foreign Language as a "soft power" tooL.
The articLe specifies the concepts of a person's vaLue orientation, dignity of a speciaList majoring in internationaL reLations, toLerance and equaL status intercuLturaL communication. A number of cLassroom techniques for forming students' vaLue orientations are described, with the axioLogicaL (vaLue), comparative (reLative) and prognostic (prospective) anaLyses of the professionaL situation being among the most important.
The articLe reveaLs the axioLogicaL potentiaL of the discipLine «Foreign Language» as an obLigatory part of the professionaL training of bacheLors majoring in internationaL reLations. It aLso emphasized the need for the consideration of a foreign Language teacher's axioLogicaL competence of as an integraL part of his / her professionaL competence.
Key words: axioLogicaL approach; anaLysis; foreign Language; vaLue orientations; dignity; toLerance; equaL status; student majoring in internationaL reLations; teacher's professionaL competence; intercuLturaL communication.
Введение
В настоящей статье предпринимается попытка осмысления ключевых ценностных ориентаций у студентов неязыкового направления подготовки. В связи с обновляющимися государственными образовательными стандартами, современной языковой политикой страны, а также усложняющимися отношениями на международном уровне, перед преподавателями иностранного языка (далее - ИЯ) стоит задача понимания и реализации аксиологического содержания иноязычного обучения будущих кросс-культурных специалистов.
Особый интерес для автора представляют студенты-международники - будущие специалисты, главной задачей которых является установление, поддержание или управление межкультурными
отношениями: дипломаты, консульские служащие, эксперты в узкопрофессиональной области международного взаимодействия между стран, консультанты, менеджеры со знанием, как минимум, двух ИЯ. Выпускники по этому направлению подготовки представляют профессионально-интеллектуальный слой российского общества, а их действия в значительной степени определяют имидж отечественного кадрового резерва.
Аксиологический потенциал дисциплины «иностранный язык»
Новые ФГОС ВО (3++) требуют от выпускников по направлениям подготовки бакалавриата 410000 «Политические науки и регионове-дение» («Международные отношения», «Политология», «Зарубежное регионоведение») владения не только способностями осуществлять «деловую коммуникацию в устной и письменной формах на иностранных языках» (УК-4) и «эффективную коммуникацию в муль-тикультурной профессиональной среде на государственном языке РФ и ИЯ на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности» (ОПК-1), но и способностью «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах» (УК-5), а также «давать характеристику и оценку общественно-политическим и социально-экономическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурно-цивилизационным контекстами» (ОПК-5) [Федеральный государственный образовательный стандарт ... 2016, с. 19]. Если в отношении первых двух требований у преподавателей ИЯ есть богатый положительный опыт их реализации, отражающийся в профессионально ориентированной языковой подготовке выпускников, то последние два носят достаточно абстрактный и субъективный характер (восприятие, характеристика и оценка) и затруднительны для осуществления на практике в курсе дисциплины «иностранный язык».
Восприятие, как одна из форм психологического взаимодействия выпускника с профессиональной иноязычной и инокультурной средой, задает ракурс осмысления и влияет на принятие им жизненно и профессионально важных решений, оперируя такими сформированными во время обучения в вузе категориями, как уважение и самоуважение, толерантность и равностатусность, честь и достоинство, совесть и порядочность, мораль и этика, личная и гражданская идентичность.
Студенчество - благоприятный возрастной период для начала самоидентификации и самореализации личного и профессионального
«Я» обучающегося. В это время происходит активизация способностей учащихся по выстраиванию собственной системы ценностей, созданию жизненной перспективы и определению стратегических и профессиональных целей. А. В. Толстых подчеркивает, что на данном этапе человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности, им легче приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки; развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества [Толстых 1998]. Вместе с тем современная молодежь находится в затрудненных условиях выбора смысложизненных ориентиров, что обусловлено девальвацией ценностей и традиций старшего поколения, разрывом ценностной связи поколений [Волкова 2006]. Сегодня всё чаще ученые говорят о том, что никогда еще системы ценностей, исповедуемые человечеством, государствами, нациями, социальными группами, индивидами, не играли столь решающую роль в определении не просто содержания и направленности истории человеческой цивилизации, но и того, будет ли эта история иметь продолжение или она оборвется [Рубцова 2009].
Понятие «ценностная ориентация» является междисциплинарным, так как возникло на стыке ряда наук, а значит, может трактоваться с точки зрения философии, психологии, педагогики, социологии, культурологи, аксиологии и других наук. Так, в социальной психологии под понятием «ценностные ориентации» имеются в виду идеологические, политические, моральные, эстетические и иные основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов по их значимости [Рубен-штейн 1973]. Вслед за Н. А. Журавлевой, мы понимаем ценностную ориентацию «как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций» [Журавлева 2006, с. 35].
Е. Б. Ястребова подчеркивает важность гуманистической составляющей профессиональной подготовки при обучению ИЯ, предлагая обучающимся рассмотрение гуманитарной проблемной ситуации, побуждающей студентов сопереживать и находить оптимальное решение. Констатирующий срез, проведенный ученым среди студентов
факультета международных отношений МГИМО МИД России, показал, что они часто не проявляют ни гуманистических устремлений, ни осведомленности при рассмотрении широкого круга вопросов. Применительно к будущим профессионалам, от которых во многом зависит будущее страны и мира, такая ситуация представляется, как минимум, тревожной [Ястребова 2018]. Необходим поворот от господствующих материальных идеалов к глобальным духовно-нравственным ценностям.
За последнее столетие, пройдя через глобальные проблемы, появились общие для всех культур ценности: ценность жизни, ценность мира (эффективной политики и дипломатии), ценность экологической безопасности и ряд иных антропологических ценностей. Спектр ценностей достаточно разнообразен: моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Они формируются и трансформируются у обучающихся в процессе социализации, особенно в годы студенчества на занятиях по ИЯ и в курсе общих дисциплин. Сформировавшаяся система ценностей структурирует и упорядочивает картину мира обучающегося. Ценности приравниваются к мерилу оценки в обществе, а в условиях обостряющихся международных взаимоотношениях они становятся и элементом контроля сформированной профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции выпускника. В конце обучения у студента должно быть понимание ценностей, лежащих в основе его будущей профессиональной деятельности, а также адекватное восприятие партнера по межкультурной коммуникации. Кроме того, учащийся должен приобрести знания, навыки и те ценности, которые способствуют духу солидарности и сотрудничества между различных людей и групп в обществе. Таким образом, ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически жизненных и профессиональных целей, а также общих мировоззренческих ориентиров. Ценности рассматриваются как культурные коды, расшифровка которых позволяет осуществлять межкультурное взаимодействие в цивилизованных формах и / или с максимальной эффективностью [Межкультурная коммуникация ... 2016].
Дисциплина «иностранный язык» реализует свой аксиологический потенциал в ценностном наполнении информации, содержащейся в профессионально ориентированных дидактических материалах
(статьях и текстах, упражнениях, аудио- и видеоматериалах, изображениях и пр.). Обучающиеся имеют возможность выразить свою ценностно-смысловую оценку по каждой теме, включенной в рабочую программу дисциплины «иностранный язык»: «Семья - основа общества», «Взаимоотношения между поколениями», «Патриотизм», «Профессионализм», «Пути формирования элиты», «Моральные ценности современного общества», «Национальные ценности», «Межличностное общение», «Политика и мораль», «Культурная и языковая политика государства», «Мультикультурализм», «Политическая идеология» и др. Отметим, что этим же потенциалом обладают общие дисциплины по специальности: «Введение в профессию», «Современные международные отношения», «Религия и политика в современном мире», «Механизм урегулирования конфликтов», «Региональные аспекты современных международных отношений» и др.
Преподаватель ИЯ имеет значительные потенциальные возможности влияния на формирование и развитие личности будущего специалиста-международника, его мировоззрения, настроения, ценностей, а также политических убеждений и морали. Реализация этих возможностей зависит, прежде всего, от личностных качеств самого преподавателя, его таланта, гуманного отношения к людям, желания работать и совершенствовать свою профессиональную квалификацию на протяжении всей профессиональной деятельности. Педагог не только излагает знания, а посредством их учит студента мыслить и находить ответы на поставленные вопросы, опираясь на уже известные знания и добытые новые. Знания, наделенные личностным смыслом, становятся для студента ценностно-значимыми. Слияние знаний с эмоциями и чувствами образует ценностные ориентации, требующие соответствующего образа жизни, стиля поведения в обществе. Оценивая уровень знаний, умений студента, педагог передает ему критерии оценок объектов окружающего мира, обучая студента мыслить аксиологическими категориями [Иноземцева 2017].
Аксиологический компонент вузовского образования для преподавателя ИЯ и обучающегося по направлению подготовки «Политические науки и регионоведение», включает в себя знания аксиологических аспектов:
- компетентностного подхода в высшем образовании, современных образовательных концепций;
- модернизации образования в РФ;
- дипломатической (международной) деятельности;
- профессиональной межкультурной коммуникации международника;
- профессионального саморазвития (умение проектировать индивидуальный маршрут профессионального развития).
Внедрение аксиологического подхода к формированию профессиональной межкультурной компетенции специалиста в учебно-воспитательном процессе способствует переходу от преподавательского монолога (односторонней коммуникации) к многопозиционному обучению в форме полилога, где отсутствует строгая полярность и концентрация на точке зрения преподавателя, что позволяет построить систему взаимоотношений, в которой все субъекты и элементы взаимодействия становятся более мобильными, открытыми, активными и интересными (многовекторная коммуникация).
Достоинство как ключевая ценность международника
Анализ образовательных стратегий государства в области международных отношений позволяет сделать вывод о том, что целью иноязычной подготовки международников является формирование готовности дипломата функционировать в качестве субъекта в международном профессиональном сообществе. Достижение данной цели предполагает не только интеграцию языкового и предметно-профессионального содержания в рамках дисциплины «иностранный язык», но и обязательное включение аксиологического компонента, определяющего ценностное отношение к профессии и реализуемое через формирование необходимых личностных и межличностных качеств международника.
Из статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) и из статьи 4 утвержденного Приказом МИД России от 07 октября 2016 г. № 19337 положения о Консульском департаменте был выделен перечень трудовых обязанностей международника, касающихся его профессиональной межкультурной компетентности, для понимания преподавателем будущих трудовых действий обучающихся и его готовности способствовать их реализации. Первая трудовая функция международника сформулирована автором статьи следующим образом: «Достойно представлять РФ в государстве пребывания».
Достоинство специалиста можно рассмотреть в двух аспектах:
1) как нравственную категорию, отражающую факт социальной значимости личности (объективная оценка ее значимости);
2) как внутреннее осознание личностью своей значимости и ценности (субъективная сторона) [Психология и этика.. .2015]. Достоинство специалиста - морально-нравственная категория, уважение и самоуважение личности как в обыденной, так и в профессиональной жизни.
Согласно проведенному анкетированию на базе «Гугл Формы» («Google Forms») и ответам 47 преподавателей ИМО и СПН МГЛУ на вопрос: «Является ли задачей преподавателя ИЯ формирование "человеческого достоинства" студента как личности, гражданина и будущего профессионала?», 46 % респондентов ответили «да, безусловно», 46 % - «скорее, да», 8 % выбрали вариант «скорее, нет, чем да». 35 % преподавателей регулярно занимаются формированием ценностных ориентиров обучающихся на аудиторных занятиях по ИЯ. 42 % прибегают к этому время от времени, в зависимости от условий и настроя на занятии. Наконец, 24 % не задумываются о возможности формирования морально-нравственных ориентиров студентов.
Большинство респондентов (87 %) полагают, что «достойное представление РФ в государстве пребывания» можно рассматривать как составляющую профессиональной межкультурной компетенции международника, т. е. интегрированной характеристики качеств личности, выступающей как результат подготовки выпускника, планирующего осуществлять профессиональную деятельность на международном уровне. Вместе с тем 50 % участников анкетирования утверждают, что «достоинство» может быть описано и критериально оценено как морально-нравственная категория, 46 % респондентов считают иначе - это абстрактная личностная характеристика, сложное морально-этическое понятие, оценка которого затруднительна, 4 % отметили, что такая ценностная категория, как «достоинство» может быть охарактеризована применительно к специалистам международной деятельности в зависимости от подхода, целей и задач.
Можно сделать вывод, что достоинство является интегральным понятием в профессиональной межкультурной компетенции будущего специалиста в области международных отношений, связана с личностно-профессиональным компонентом портрета международника и подлежит формированию на аудиторных занятиях по ИЯ. Достоинство специалиста-международника можно рассматривать,
с одной стороны, как морально-нравственную компетенцию, совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, отвечающих за принятие решений. С другой стороны, достоинство - важная составляющая компетентности специалиста в политико-правовой сфере, воплощающаяся в демократической и правомерной реализации своих профессиональных функций.
О способах формирования ценностных ориентаций на занятиях по иностранному языку
Безусловно, ценностные ориентации обучающихся подлежат формированию и совершенствованию преподавателями ИЯ во время обучения в вузе, поскольку необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Для формирования ценностных ориентаций можно предложить ряд методических приемов на аудиторном занятии по ИЯ, ключевыми из которых являются аксиологический (ценностный), компаративный (сравнительный) и прогностический (перспективный) анализы профессиональной ситуации. Цель аксиологического анализа - согласование возникающих противоречий в межкультурном профессиональном сообществе. Можно предложить следующую схему реализации анализа: определение оцениваемых объектов; выявление общих критериев и системы оценивания; формирование групп экспертов и проведение аксиологической экспертизы; получение системы оценок объектов; формулирование результатов работы и рекомендаций по совершенствованию оцененных объектов [Проектные методы ... 2017]. Так, например, оцениваются конфликтные ситуации, возникшие из-за несовпадения ценностных ориентиров участников профессиональной межкультурной коммуникации. Аксиологический анализ может диагностировать отношение обучающегося к потенциальному будущему партнеру по профессиональной межкультурной коммуникации (резистентное, скептическое, индифферентное, толерантное, адаптивное, равностатусное). Кроме того, обучающиеся могут сформулировать свое оценочное отношение к будущей профессиональной деятельности или ценностным ориентирам, ответив на вопрос: «Почему получаемое образование представляется интересным, социально значимым и перспективным в плане саморазвития?» или «Что значит быть достойным гражданином своей страны?».
Компаративный анализ предстает как общеметодологический прием познания и техники анализа конкретных жизненных, профессиональных, социокультурных ситуаций, позволяющий применять стратегию опережающего моделирования и оптимизации возможных управленческих решений в сферах, связанных с межкультурной коммуникацией [Межкультурная коммуникация ... 2016]. Сравнительный анализ имеет мощный междисциплинарный потенциал и может быть реализован посредством рассмотрения философских, религиозных, моральных, социальных, экономических и политических аспектов ценностной структуры в историческом контексте. На аудиторном занятии по ИЯ компаративному анализу с точки зрения ценностно-содержательной части подлежат такие темы, как: «Стили лидерства», «Политические режимы», «Женщины и их роль в обществе», «Демографические проблемы», «Глобализация как основное направление мирового развития» и др.
Прогностический анализ предлагает представление о будущем ходе развития проблемной профессиональной ситуации. Выделяется несколько этапов: выдвижение целей и задач анализа; отбор способов достижения поставленных целей; определение этапов (или стадий) процесса развития ситуации; прогнозирование результата, вероятных отклонений, нежелательных явлений, дополнительных условий и возможных последствий. К прогностическому анализу относятся такие общелогические методы исследования, как собственно анализ, синтез, обобщение, сравнение, описательное моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполирование. Примерами прогностического анализа являются: моделирование обучающимися будущих функциональных обязанностей на работе, написание им резюме на ИЯ и реализация ролевой игры «Собеседование при трудоустройстве», моделирование проблемных квазипрофессиональных ситуаций и предложение вариантов их разрешения. Можно предложить обучающимся продолжить незаконченный тезис: «Я реализую себя в будущей профессии, потому что.»; «В будущей профессиональной деятельности мне сложно представить, как.»; «Я смогу организовать трудовое дело, если.»; «Я (не) уеду из страны, потому что.», которые являются саморефлексией и смогут снять сомнения и страхи в отношении профессионального будущего. Синтез аксиологического и компаративистского подходов позволяет точнее определить исходные параметры коммуникативного пространства, в котором
происходит процесс общения. Компаративно-аксиологический анализ способствует выработке ряда прогностических моделей, позволяющих заблаговременно оценить перспективы тех или иных тенденций социокультуной динамики [Межкультурная коммуникация ... 2016].
Толерантность или равностатусность?
Одной из важных проблем, связанной с ценностными ориентация-ми, является трактовка понятия «толерантность». Толерантность, как ценность в системе социального регулирования отношений на бытовом уровне, характеризуется умением слушать и слышать, ненавязыванием своей точки зрения, принятием противоположной точки зрения и уважением к чужому мнению, неприменением насилия. Толерантность не означает безразличие или безоговорочное принятие, не равна терпению, поскольку последнее принадлежит к эмоционально-чувственной сфере, тем не менее, имеет легкий его оттенок. Наиболее желательное и адекватное понимание понятия «толерантность» предлагает современный исследователь В. А. Лекторский, трактующий толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог, позволяющий не только уважать позицию другого, но и изменять свою в результате этого диалога [Лекторский 2009]. В русле современной языковой политики и вслед за новыми взглядами ученых (Н. В. Барышникова, Е. Г. Таревой, А. К. Крупченко), в связи с обновлением подходов к формированию межкультурной компетенции у обучающихся, мы говорим не о толерантности, а о равностатусности. Равностатусная межкультурная коммуникация (далее - РМК) противопоставляется привилегированному статусу культурной идентификации (императивной коммуникации), безальтернативной, заведомо предпочтительной. В условиях глобализации можно наблюдать изменения идентификации культур и языков, «размывание» границ и норм, как следствие, появляется требование РМК. РМК способствует: умению критически мыслить; совершенствованию медиакомпетенции, достойному представлению своей страны в ситуациях межкультурного общения; развитию ценностных ориентаций, воспитанию качеств гражданина и патриота, развитию самоидентификации и национального самосознания; преодолению стереотипного мышления; совершенствованию эмоциональной устойчивости обучающихся. РМК характеризуется взаимным уважением партнеров по деловому общению, наличием общей цели, отсутствием манипулятивных средств в процессе переговоров.
В отличие от толерантной межкультурной коммуникации в бытовой ситуации, представляется, что в профессиональной сфере стороны выходят в некую внекультурную, наднациональную плоскость межкультурного общения, воздерживаясь от общепринятых в той или иной культуре традиций и стереотипов, полагаясь на подобный опыт в определенной сфере деятельности, единый коммуникативный стиль, что, несомненно, облегчает переговорный процесс.
Аксиологический компонент профессиональной компетентности преподавателя состоит в том, чтобы мотивировать студентов к изучению особенностей иноязычной культуры и способствовать их равно-статусному восприятию реалий родной и «чужой» ментальности иной культуры; знакомиться с культурой изучаемого ИЯ в сопоставлении, давая взвешенные, адекватные, аргументированные оценки и суждения о фактах родной и иноязычной культурах; развивать навык как индивидуальной, так и командной работы на принципах равноправного международного общения и сотрудничества с представителями других культур; содействовать выработке объективно толерантного отношения к иной культуре, религии, системе ценностей.
Заключение
Таким образом, анализ проблемы и личный педагогический опыт показывает, что:
1. ИЯ - обязательная часть профессиональной подготовки студента-международника - несомненно, обладает аксиологическим потенциалом. Формирование ценностных ориентаций студентов-международников должно быть условием формирования профессиональной межкультурной компетенции.
2. Аксиологическая компетенция должна быть составной частью профессиональной компетентности преподавателя ИЯ, при этом педагогу важно обладать устойчивым и адекватным пониманием ценностной основы не только своей, но и будущей профессии обучающихся.
3. Преподавателю ИЯ вуза следует обладать методическими средствами, позволяющими использовать потенциал дисциплины «иностранный язык», для формирования профессиональной межкультурной компетенции студентов-международников, а также их личностных качеств.
4. Аксиологический подход в продуктивном обучении ИЯ позволяет преподавателю сохранить национальное самосознание обучающегося, совершенствовать культуру его мышления и скорректировать ценностные ориентации, что является основной задачей отечественного образования и воспитания.
5. Особое значение в эпоху глобализации приобретает навык расностатусной межкультурной коммуникации, основанный с учетом ценностно-смысловой составляющей такого диалога. В качестве нового элемента, важного для интеграции и социального согласия в мире, актуальным на международном уровне является диалог на основе равного достоинства и общих ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волкова Н. В., Кисельников А. А. Кризис смысла в современном обществе и психоз: на примере параллелей из русской классики // Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова. М. : 2006. 164 с. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. Т. 27. № 1. 2006. С. 35.
Иноземцева К. М. Подготовка преподавателя иностранного языка для работы
в техническом вузе: дис. .канд. пед. наук. М., 2017. 270 с. Лекторский В. А. К операционализации понятия «толерантность» / Вопросы
психологии. 2009. № 5. С. 3-16. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации : учеб. пособие / ред.-сост. В. С. Глаголев. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2016. 200 с.
Проектные методы в формировании гражданской идентичности у школьников. Методический кейс: методические указания / под ред. С. В. Тетер-ского, Т. В. Болотиной, Л. С. Пастуховой, С. Г. Тетерской М. : Московский Политех, 2017. 307 с. Психология и этика делового общения / В. Н. Лавриненко. 5-е изд. М. :
ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.
Рубцова А. В. Аксиологический подход как методологическая основа продуктивного обучения иностранному языку на переходном этапе российского образования // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 83. С. 179-184.
Толстых А. В. Возрасты жизни / А. В. Толстых. М. : Молодая гвардия, 1988. 176 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлению бакалавриата 41.03.05 Международные отношения, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2017 года № 555. С.19.
Ястребова Е. Б. Гуманистическая составляющая профессиональной подготовки при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического ун-та. Сер. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 65-78.