Н. Н. Квелидзе-Кузнецова
НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Представлены обзор и трактование научных представлений о процессе овладения ком-петентностями и о развитии компетенций студентов в образовательном процессе современного высшего учебного заведения. Рассматриваются различные подходы к обозначенной проблеме, проводится терминологический анализ. В целях выявления содержания информационно-коммуникативной компетенции автор обращается к требованиям современных образовательных стандартов высшего образования.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, образовательный процесс, высшее профессиональное образование, университетское образование, государственный образовательный стандарт.
N. Kvelidze-Kuznetsova
SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF THE NATURE OF DEVELOPING STUDENTS COMPETENCIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN UNIVERSITY
The article presents a review and interpretation of scientific nature of competencies mastering process by students in educational process of a modern institution of higher education. Varied approaches are studied, terminological analysis is conducted. The author identifies the content of informational communicative expertise based on current educational standards of higher education.
Keywords: competence, expertise, informational communicative expertise, educational process, higher vocational education, university education, state educational standard.
Понятия «компетенция» и «компетентность» довольно прочно вошли в современный научно-профессиональный язык. Вплоть до середины прошлого века компетентным называли специалиста, сведущего в определенной области, имеющего право по своим знаниям или полномочиям делать выводы, принимать решения, судить о чем-либо.
Традиционное употребление термина «компетентность» в отечественных педагогических исследованиях связывалось с профессиональной компетентностью специалиста. Первые научные диссертационные исследования феномена «компетентность» в отечественной педагогике были
выполнены в 90-е годы. Это докторские диссертации: «Теория и методика педагогического руководства непрерывным повышением компетентности директора школы» (Маслов В. И., 1991); «Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования» (Прохорова М. В., 1993); «Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя (на материале работы с учителями иностранных языков)» (Ши-ян О. М., 1997); «Проектирование и реализация подготовки специалистов двойной компетентности в техническом вузе» (Коч-
нев А. М., 1998); «Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста» (Искандерова О. Ю., 2000). В этих исследованиях понятие «компетентность» не связывается только с профессией или квалификацией специалиста и используется не только для характеристики специалиста, профессионала, но и для характеристики ориентиров подготовки студентов. В дальнейшем общее число исследований компетентностей и компетенций возросло многократно, что вызвано, очевидно, особенностью этого феномена — принципиальной незавершенностью. Нельзя быть уверенным в полном развитии той или иной компетентности, так как она совершенствуется в процессе жизнедеятельности.
Важной характеристикой современных исследований можно считать то, что сегодня предметом изучения становится и социальная, и коммуникативная и другие непрофессиональные, виды компетентности. Это вызвано тем, что в современном обществе актуальным становится вопрос о компетентности любого человека практически в любом возрасте в любой сфере деятельности.
В современных научных исследованиях компетентность обозначается как способность личности осуществлять сложные культуросообразные виды действий. В частности, Дж. Равен раскрывает компетентность как специальную способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Понятие «компетенция» означает круг вопросов, в котором то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями и опытом. «Компетентность» трактуется как владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать гра-
мотные суждения, оценки, мнения, и как свойство личности, позволяющее продуктивно решать поставленные задачи. Компетенция рассматривается в качестве основы (базы) для дальнейшего формирования и развития компетентности.
В современном научном пространстве представления о компетенциях развиваются достаточно активно. Причем многообразие предлагаемых позиций чрезвычайно велико.
Так, Э. Ф. Зеер пишет о компетенциях, компетентностях и метакачествах [6]. Компетентности — это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Теоретические компетентности отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Эмпирические компетентности отражают внешние свойства предметов и явлений и имеют действенный характер, их конкретизация состоит в словах-терминах, символах, знаках, иллюстрациях, примерах. Эти компетентности — целостная универсальная систематизированная совокупность обобщенных знаний — базовые компетентности, что, по мнению исследователя, подчеркивает их первичность по отношению к компетенциям и метакаче-ствам.
Компетенции — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способности человека реализовать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельно-стные способности — совокупность способов действий в определенных условиях, без которых компетенции не могут быть реализованы. Ключевыми компетенциями являются политические, социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные, персональные и другие, и они же
определяют реализацию специальных ком-петентностей.
Метакачества — способности, качества, свойства личности, обусловливающие, определяющие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека. Э. Ф. Зеер выделяет две группы метака-честв: группа широкого радиуса функционирования, востребованная при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и социально-профессиональных деятельностей (познавательные, регуля-торные, коммуникативные качества); группа узкого радиуса действия — метапрофес-сиональные качества, необходимые при выполнении групп профессий (человек — человек, человек — техника, человек — природа).
Компетентность — это самостоятельная реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанных на приобретенном обучающимися учебном и жизненном опыте, на его ценностях [9]. Той же точки зрения придерживается В. В. Сериков, подчеркивая, что компетентность как экзистенциальное свойство человека является продуктом его собственной жизнетворческой активности, инициируемой процессом образования (цит. по литературе [5]). Г. Н. Сериков отмечает, что под компетентностью специалистов следует понимать такую характеристику их квалификации, в которой представлены знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В самой трактовке компетентности специалиста отражается его способность применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности.
В исследовании мы придерживаемся позиции ученых Герценовского университета, раскрывающих сущность компетенций через понятие способности к решению задач [7]. Компетентность — это способность
решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Понятие «способность» в данном случае понимается не в смысле «предрасположенность», а в смысле «умение»: «способен», то есть «умеет делать».
Понимание компетентности возможно через раскрытие следующих сущностных признаков:
- постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»);
- ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать свое образование, опираясь на собственные способности, с учетом требований будущего);
- имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях);
- проявляются в умении осуществлять выбор исходя из знания Себя в конкретной ситуации;
- проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.
В профессиональной компетентности условно можно выделить ключевые, базовые и специальные компетентности. Ключевые — компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности — связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.
Ключевые компетенции, необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Они приобретают сегодня особую значимость и проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации (в том числе на иностранном языке), социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т. д.).
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности — предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Нельзя обнаружить непроявленную компетентность.
Итак, в развитии компетентности можно проследить цепочку: от ключевой — к базовой и далее — к специальной. Любой вид компетентности может быть описан в такой типологии.
Значимость этой позиции важна с точки зрения выявления условий формирования той или иной компетентности. Во-первых, можно соотнести тип (в смысле единицы изучаемой реальности) компетентности с уровнем образования. Если ключевые компетентности могут быть сформированы в рамках общего образования, то базовые и специальные, вероятнее всего, — в рамках профессионального образования. Во-вторых, эта позиция подчеркивает важнейшую характеристику компетентности — ее принципиальную незавершенность. В-третьих, по нашему мнению, эта концепция полностью согласуется с принятым в современных образовательных стандартах высшего образования разделением компетенций на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные, где ключевые компетентности являются по сути общекультурными, базовые — общепрофессиональными, а профессиональные — специальными.
В научном дискурсе довольно активно обсуждается еще одна сторона рассматриваемой проблемы — структура самой компетентности. Поиск ответа на этот вопрос чрезвычайно важен, на наш взгляд, так как он сопряжен как с определением условий
формирования компетентности, так и с разработкой контрольно-оценочных материалов для выявления ее сформированно-сти. В этом вопросе также существуют разные позиции, которые можно условно разделить на две группы.
Первая — сторонники той точки зрения, что структура компетентности является универсальной и не зависит от ее вида. В качестве примеров приведем такие точки зрения. Так, упомянутый выше Дж. Равен выделил в составе компетентности четыре компонента ее структуры: знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия. Другие исследователи, как, например, М. Е. Кудря-шова, выделяют три компонента структуры компетентности [8]:
- гностический, характеризующий знания обучающегося;
- функциональный, характеризующий навыки и умения выполнять определенные действия;
- ценностно-этический, характеризующий отношение субъекта к осуществляемой деятельности, то есть синтез ответственности, инициативности, активности, целеустремленности, работоспособности и способов управления (самоуправления).
Сторонники второй выделяют для каждого вида компетентности свою структуру, как, например, В. Н. Введенский [2]:
- комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации как качества интеллекта — аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления (интеллектуальная компетентность);
- целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность, оценка результатов деятельности, рефлексия при условии действия ведущего фактора деятельности — нравственных ценностей (регулятивная компетентность).
В исследовании мы развиваем идеи Гер-ценовской научно-педагогической школы и
поэтому придерживаемся сторонников первой позиции, и полагаем, что структура компетентности является характеристикой ее универсальности и не зависит от вида компетентности. Как отмечает
A. П. Тряпицына, содержание понятия «компетентность» не только шире, чем просто знания, умения, навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы [13].
Таким образом, в структуре компетентности может быть выделена когнитивная, деятельностная и мотивационная составляющие.
Видология изучаемых компетентностей довольно разнообразна. В научной литературе выделяются следующие виды компе-тентностей [29]:
- коммуникативная (С. Л. Братченко, Ю. И. Емельянов, А. П. Панфилова, О. П. Сан-никова, Г. С. Трофимова, В. Д. Ширшов и др.);
- познавательная (С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко);
- интеллектуальная (Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная) и интеллектуально-корпоративная (А. Аринушкина);
- информационная (А. М. Оробинский, О. Г. Смолянинова);
- технологическая (Н. Н. Манько);
- культурологическая (М. В. Булыгина, О. А. Лукина, Н. В. Поморцева, А. Н. Федорова);
- психологическая (А. Д. Алферов, И. Ф. Демидова, В. Н. Дружинин, Н. В. Яковлева);
- психолого-педагогическая (М. И. Лукьянова, Е. В. Попова);
- профессиональная (А. К. Маркова,
B. А. Якунин);
- социально-психологическая (А. Г. Кудрявцева, Л. И. Берестова);
- общекультурная (Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, А. А. Петров).
Этот перечень может быть продолжен еще несколькими видами компетентностей, такими как [11]: интеркультурная (Л. Б. Зубарева, Г. Е. Поторочина), интракультурная (С. В. Муреева), информационно-компьютерная компетентность (А. А. Узденова), межкультурная компетентность (С. В. Му-реева), методологическая компетентность (С. К. Багадирова), социальная (Н. И. Бело-церковец), социально-перцептивная компетентность (Е. И. Тимошина), фасилитаци-онная компетентность (С. Г. Степанов).
Очевидно, что многообразие видов ком-петентностей обусловлено тем многообразием видов деятельности, в которых они формируются и проявляются.
Предметом нашего исследования является информационно-коммуникативная компетентность студентов, поэтому обратимся к анализу современных научных представлений о ее содержании.
Изучая особенности развития информационно-коммуникативной компетентности менеджеров, в своем исследовании Е. Г. Пьяных отмечает, что ключевой проблемой наступившего века является возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий [12], определяемая особенностями развития информационного общества, в котором:
- информация используется как экономический ресурс, что позволяет увеличить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность;
- информация становится предметом массового потребления;
- формируется быстроразвивающийся информационный сектор экономики [10].
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии из технологического фактора превращаются в элемент функционирования современного общества. В системе образования это проявляется в построении единого информационного
образовательного пространства. Информационная культура выступает в постиндустриальном обществе как интегрированная качественная характеристика личности. Базовой составляющей профессиональной компетентности становится информационно-коммуникационная компетентность [12].
Рассмотрим авторские взгляды относительно содержания информационно-коммуникативной компетентности.
В своем исследовании Е. Г. Пьяных определяет ее содержание совокупностью следующих умений:
- умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ);
- моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности;
- моделирование и проектирование работы коллектива;
- умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
- использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее увеличение производительности труда [12, с. 40].
Более универсальную структуру выделяют А. В. Богданова, Я. Н. Ярыгин и предлагают три компонента, полностью раскрывающих состав информационно-коммуникативной компетентности:
- когнитивный компонент — знание основных понятий и принципов информатики и ИКТ, свободное, открытое для опыта размышление; предвидение возможных препятствий и возможностей их устранения; анализ результатов собственных действий;
- операционально-технологический компонент — владение актуальными навыками и умениями использования ИКТ для повышения продуктивности профессиональной деятельности, для расширения собственных возможностей;
- креативный компонент — наличие общих интеллектуальных способностей и творческих качеств, готовности к продуцированию новых идей и к принятию решений мотивационной направленности на использование ИКТ и самоорганизацию, на осуществление деятельности с использованием не только известных подходов [1].
Через критерии развития компетентности Э. М. Воронцова выделяет следующие структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности:
- критерий мотивационного компонента (понимание значимости информационно-коммуникативной компетентности для повышения качества педагогического труда; потребность достижения высоких результатов информационной и коммуникативной деятельности, интерес к информационной и коммуникативной деятельности);
- критерий когнитивного компонента (способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды, готовность использовать знание современных методик и информационных технологий);
- критерий деятельностного компонента (готовность применять современные методики и информационные технологии; способность применять методы математической обработки информации, анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях);
- критерий личностного компонента (способность проявлять инициативу и са-
мостоятельность в работе с различными информационными программами и при создании ЭОР; способность проявлять тактичность, учитывать мнение одногруппни-ков при работе с информационными ресурсами) [4].
В целях выявления содержания информационно-коммуникативной компетенции мы обратились к требованиям современных образовательных стандартов высшего образования. Ведь именно цели — ожидаемые результаты, сформулированные на языке компетенций, позволяют определить более детально, что именно должны знать студенты, какими умениями и навыками владеть, какое ценностное отношение проявлять.
Объектом анализа послужили тексты образовательных стандартов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, разработанные для разных направлений подготовки. Для нас было важно выявить те компетенции, которые по своему содержательному наполнению могут раскрывать суть информационно-коммуникативной компетенции.
На уровне бакалавриата довольно большой перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций позволяет выявить суть информационно-коммуникативной компетенции:
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и к самообразованию (ОК-7);
- способность собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОПК-5);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на
основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-10).
Кроме этого, в стандартах некоторых направлений подготовки, где работа с информацией является важной составляющей будущей профессиональной деятельности, указаны следующие профессиональные компетенции, которые интересны для нашего исследования:
- способность применять новые информационные технологии в гуманитарных областях знаний с использованием средств интеллектуального анализа данных и машинного обучения, компьютерной лингвистики и представления знаний с использованием информационно-библиотечных ресурсов (ПК-15) — направление подготовки «45.03.04 — Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере»;
- владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3) — направление подготовки «45.03.01 — Филология».
В требованиях стандартов к подготовке выпускников магистратуры также удалось выявить ряд компетенций, раскрывающих исследуемое нами понятие:
- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5);
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4);
- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5).
Введенный в действие образовательный стандарт подготовки в аспирантуре по всем направлениям подготовки содержит в перечне универсальных компетенций формулировку компетентности, содержательно выстраивающейся в информационно-коммуникативную компетентность — готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4). В стандартах по разным направлениям в перечне общепрофессиональных компетентностей также есть интересующие нас составляющие информационно-коммуникативной компетентности:
- способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);
- владение культурой научного исследования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий (ОПК-2).
Поскольку в стандартах аспирантуры профессиональные компетентности не сформулированы, мы представили свой вариант формулировки одной из компетент-ностей, которая по своему содержанию может быть отнесена к информационно-коммуникативной: способность самостоятельного поиска, отбора и анализа отечественных и мировых научных исследований, применение научной информации в теоретической и экспериментальной сфере, конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, готовность са-
мостоятельно осуществлять научное исследование (ПК).
Итак, анализ целей — ожидаемых результатов ФГОС всех уровней высшего образования показал, что на каждом уровне в перечень формируемых компетенций входят компетенции, содержательно раскрывающие суть информационно-коммуникативной компетентности. Далее мы поставили перед собой задачу декомпозиции компетенций — выделения из их состава необходимых знаний, необходимых умений и опыта, который доложен быть сформирован у студентов в образовательном процессе. Ниже, в таблицах 1-3 представлены полученные результаты.
Итак, в результате анализа научного знания и действующих образовательных стандартов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, нам удалось установить следующее: во-первых, принятая в исследовании типология компетенций (ключевые, базовые, специальные) позволяет отнести изучаемую нами информационно-коммуникативную компетенцию (ИКК) к базовой, так как в образовательных стандартах всех уровней высшего образования в перечне общекультурных (в аспирантуре — универсальных) и общепрофессиональных указаны компетенции, содержательно относимые к информационно-коммуникативной компетентности, так как они ориентированы на развитие способности и готовности студентов к работе с информацией и к установлению разнообразных коммуникаций;
во-вторых, по своей структуре в составе ИКК необходимо выделить когнитивный (знания), деятельностный (умения, навыки, опыт) и мотивационный (отношение к ценностным основаниям работы с информацией и коммуникациям, этика коммуникации) компоненты. Когнитивный и деятельност-ный компоненты могут быть сформированы у студентов в процессе освоения образовательной программы.
Декомпозиция компетенций: бакалавриат
Таблица 1
Общекультурные компетенции
знает умеет владеет
ОК-5 — способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия виды и формы поисковых систем, библиографических баз данных; поисковый язык и способы оптимизации поискового запроса систематизировать найденную информацию в виде библиографического перечня технологиями поиска и обработки информации
ОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию способы организации эффективной самостоятельной работы планировать самостоятельный поиск информации и обработки полученных данных технологиями самообразования в информационно-поисковой среде
Общепрофессиональные компетенции
знает умеет владеет
ОПК-5 — способность собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам методики поиска, обработки и анализа информации использовать информационно-коммуникационные ресурсы и базы данных для получения необходимой в образовательной деятельности информации технологиями составления оптимального поискового запроса, с целью достижения эффективного результата поиска, не требующего длительной обработки информации, не соответствующей цели запроса
ОПК-10 — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности основы информационно-библиографических технологий использовать информационно-коммуникационные библиографические ресурсы с целью решения задач профессиональной деятельности навыками составления обзора на основе найденной информации
Профессиональные компетенции
знает умеет владеет
ПК-15 —способность применять новые информационные технологии в гуманитарных областях знаний с использованием средств интеллектуального анализа данных и машинного обучения, компьютерной лингвистики и представления знаний с использованием ин-формационно-библиотечных ресурсов основы информационно-библиографических знаний; основы информационных технологий и информационной культуры применять приобретенные знания в области информационно-библиографических знаний и информационных технологий в практической деятельности по поиску информации навыками составления обзора на основе найденной информации
знает умеет владеет
ПК-3 — владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем основы научной коммуникации; виды и формы научного текста; понятие «научный стиль речи»; основы библиографического описания и составления библиографических перечней разного уровня обрабатывать информацию и представлять ее в форме кратких обзорных текстов (аннотация, реферат); составлять библиографическое описание монографического или аналитического уровня; формировать библиографический перечень методиками поиска и анализа информации; навыками представления больших объемов информации в сжатой обзорной форме; технологиями обеспечения научных обзоров библиографическим аппаратом
Таблиц 2 Декомпозиция компетенций: магистратура
Общекультурные компетенции
знает умеет владеет
ОК-5 — способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности виды и формы поисковых систем, библиографических баз данных; язык запросов в сфере научной информации на русском и иностранных языках, способы оптимизации поискового запроса; полнотекстовые и реферативные отечественные и зарубежные ресурсы с возможностью поиска научной информации систематизировать найденную информацию в виде библиографического перечня; использовать найденную информацию в самостоятельном научном исследовании, снабженном библиографическими ссылками и списком литературы технологиями самостоятельного поиска и обработки научной информации на русском и иностранных языках; навыками составления библиографических ссылок разного уровня; навыками составления библиографических списков различной структуры
Общепрофессиональные компетенции
знает умеет владеет
ОПК-4 — способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру методики поиска, обработки и анализа научной информации на русском и иностранных языках; методики самостоятельной поисковой исследовательской деятельности в сфере современных полнотекстовых и информационных ресурсов на русском и иностранных языках использовать информационно-коммуникационные ресурсы и базы данных для получения информации, необходимой для проектирования образовательного маршрута технологиями составления оптимального поискового запроса, с целью достижения эффективного результата поиска для самостоятельной проектной деятельности
Профессиональные компетенции
знает умеет владеет
ПК-5 — способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных науч-но-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование методики поиска, обработки и анализа научной информации на русском и иностранных языках; теорию и практику информационно-библиографических ресурсов применять приобретенные знания в области информационно-библиографических знаний и информационных технологий в практической деятельности по поиску информации с конкретно обозначенной целью научного исследования технологиями обеспечения научного исследования библиографическим аппаратом в форме ссылок и библиографических списков
Таблица 3 Декомпозиция компетенций: аспирантура
Универсальные компетенции
знает умеет владеет
УК-4 — готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
Общепрофессиональные компетенции
знает умеет владеет
ОПК-1 — способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информа- специализированные научные полнотекстовые, реферативные и наукометрические базы данных; язык запросов в сфере научной информации на русском и ино- систематизировать найденную информацию в виде библиографического перечня для статьи в научном журнале, в сборнике статей, в материалах конферен- технологиями составления оптимального поискового запроса в различных типах ресурсов — полнотекстовых, реферативных, наукометриче-
цион но-коммуникационных технологи й странных языках по теме исследования; способы оптимизации поискового запроса; логические операторы, используемые в поисковых запросах; системы интегрированного поиска информации ций, для диссертационного исследования; использовать найденную информацию в самостоятельном научном исследовании, снабженном библиографическими ссылками и списком литературы ских системах интегрированного поиска (дискавери); методиками эффективной систематизации полученных результатов поиска, сохранения результатов поиска в виде квалифицированных библиографических списков, соответствующих библиографическим стандартам
знает умеет владеет
ОПК-2 — владение культурой научного исследования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий методики поиска, обработки и анализа научной информации на русском и иностранных языках; методики самостоятельной поисковой исследовательской деятельности в сфере современных полнотекстовых и информационных ресурсов на русском и иностранных языках использовать информационно-коммуникационные ресурсы и базы данных для получения информации, необходимой для диссертационного исследования технологиями составления оптимального поискового запроса, с целью достижения эффективного результата поиска для диссертационного исследования
Профессиональные компетенции
знает умеет владеет
ПК — способность самостоятельного поиска, отбора и анализа отечественных и мировых научных исследований, применения научной информации в теоретической и экспериментальной сфере, конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование специализированные научные полнотекстовые, реферативные и наукометрические базы данных; язык запросов в сфере научной информации на русском и иностранных языках по теме исследования; способы оптимизации поискового запроса; логические операторы, используемые в поисковых запросах; системы интегрированного поиска информации систематизировать найденную информацию в виде библиографического перечня для статьи в научном журнале, в сборнике статей, в материалах конференций, для диссертационного исследования; использовать найденную информацию в самостоятельном научном исследовании, снабженном библиографическими ссылками и списком литературы технологиями составления оптимального поискового запроса в различных типах ресурсов: полнотекстовых, реферативных, наукометрических системах интегрированного поиска (дискавери); методиками эффективной систематизации полученных результатов поиска, сохранения результатов поиска в виде квалифицированных библиографических списков, соответствующих библиографическим стандартам
Теперь обратимся к рассмотрению вопроса условий и средств развития компетенций студентов в процессе освоения ими образовательных программ.
В своем исследовании А. К. Вишнякова-Вишневецкая [3] показала, что развитие компетенций обучающихся происходит в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой и с ресурсами образовательной среды. При этом образовательная среда влияет на развитие компетенций студентов в том случае, если в ней созданы условия, способствующие:
- развитию взаимодействия субъектов образовательного процесса, в частности реализация преподавателями разнообразных современных ролевых позиций в работе со взрослыми (помощник, консультант, тьютор, фасилитатор), стимулирование преподавателями разнообразных коммуникаций студентов в научном и профессиональном сообществе;
- развитию базовых характеристик самой образовательной среды — таких как
открытость, вариативность, креативность, технологичность, культурная направленность и стабильность;
- развитию потребности субъектов использовать ресурсы образовательной среды в образовательном процессе.
Для формирования способности планировать свою деятельность, самостоятельно решать поставленные задачи, для развития творческого потенциала и иных составляющих личностных компетенций среда должна обладать полем возможностей [14]. Поле возможностей, в свою очередь, предполагает наличие в среде определенных ресурсов (материальных и нематериальных), а также доступность этих ресурсов для субъектов образовательного процесса.
Итак, для развития компетенций студентов в вузе должна быть создана образовательная среда, насыщенная ресурсами и позволяющая гибко выстраивать вариативное взаимодействие между субъектами образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова А. В. Структура информационно-коммуникативной компетентности как отражение ее деятельностной природы и социального влияния / А. В. Богданова, А. Н. Ярыгин // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2 (12). С. 300-303.
2. Введенский В. Н. Измерение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования // Стандарты и мониторинг. 2003. № 4. С. 41-44.
3. Вишнякова-Вишневецкая А. К. Образовательная среда высшего учебного заведения как фактор развития личностных компетенций учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. 243 с.
4. Воронцова Э. М. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки // Информация и образование: границы коммуникаций: ЮТО'14: Сб. науч. тр. Горно-Алтайск, 2014. № 6(14).
С. 67-69.
5. Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. 2009. № 2. С. 107-111.
6. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3. С. 27-40.
7. Компетентостный подход в педагогическом образовании: Монография / Науч. ред.: В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
8. Кудряшова М. Е. Компонентная структура понятий «компетенция» и «компетентность» с критериями измерения и оценки результатов компетентностного подхода к обучению в вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России: Сб. материалов XXV Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2014. С.117-126.
9. МитинаМ. Л. Психология профессионального развития. М.: Флинта: МПСИ, 1998. 200 с.
10. Петухова Т. П. Информационная культура как фактор повышения конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Омского государственного университета. 2002. № 2. С. 205-208.
11. Писарева С. А . Разработка понятия «компетентность» в диссертационных исследованиях по педагогике // Академические чтения. СПб., 2002. Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования. С. 29-34.
12. Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: Дис. ... канд. пед. наук. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2007. 198 с.
13. Тряпицына А. П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогика. 2010. № 5. С. 95-102.
14. Щербаков Н. Ю. Системно-эволюционный подход к изучению творческой личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. б: Философия, политология, социология, психология, право. 1995. Вып. 2. С. б5-77.
REFERENCES
1. Bogdanova A. V. Struktura informatsionno-kommunikativnoj kompetentnosti kak otrazhenie ee deja-tel'nostnoj prirody i sotsial'nogo vlijanija / A. V. Bogdanova, A. N. Jarygin // Vektor nauki TGU. 2012. № 2 (12). S. 300-303.
2. Vvedenskij V. N. Izmerenie i otsenka kachestva povyshenija kvalifikatsii uchitelej v sisteme dopolni-tel'nogo pedagogicheskogo obrazovanija // Standarty i monitoring. 2003. № 4. S. 41-44.
3. Vishnjakova-Vishnevetskaja A. K. Obrazovatel'naja sreda vysshego uchebnogo zavedenija kak faktor raz-vitija lichnostnyh kompetentsij uchashchihsja: Dis. ... kand. ped. nauk. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2010. 243 s.
4. Vorontsova E. M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija informatsionno-kommunikativnoj kompetentnosti budushchih pedagogov v uslovijah perehoda na dvuhurovnevuju sistemu podgotovki // Informatsija i ob-razovanie: granitsy kommunikatsij: INFO'14: Sb. nauch. tr. Gorno-Altajsk, 2014. № б(14). S. б7-б9.
5. Grachev V. V. Kompetentnostnyj podhod v vysshem professional'nom obrazovanii / V. V. Grachev, O. A. Zhukova, A. A. Orlov // Pedagogika. 2009. № 2. S. 107-111.
6. Zeer E. F. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniju // Obrazovanie i nauka. 2005. № 3. S. 27-40.
7. Kompetentostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: monografija / Nauch. red.: V. A. Kozyrev, N. F. Radionova, A. P. Trjapitsyna. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2004. 392 s.
8. Kudrjashova M. E. Komponentnaja struktura ponjatij «kompetentsija» i «kompetentnost'« s kriterijami izmerenija i otsenki rezul'tatov kompetentnostnogo podhoda k obucheniju v vuze // Problemy i perspek-tivy razvitija obrazovanija v Rossii: sb. materialov XXV Vseros. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, 2014. S. 117-12б.
9. Mitina M. L. Psihologija professional'nogo razvitija. M.: Flinta: MPSI, 1998. 200 s.
10. Petuhova T. P. Informatsionnaja kul'tura kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti vypusknika vu-za // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta. 2002. № 2. S. 205-208.
11. Pisareva S. A. Razrabotka ponjatija «kompetentnost'« v dissertatsionnyh issledovanijah po pedagogike // Akademicheskie chtenija. SPb., 2002. Vyp. 3: Teorija i praktika modernizatsii otechestvennogo obrazovanija. S. 29-34.
12. P'janyh E. G. Razvitie informatsionno-kommunikatsionnoj kompetentnosti upravlencheskih kadrov sis-temy obrazovanija v protsesse povyshenija kvalifikatsii: Dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk: Izd-vo Tom. gos. ped. un-t^ 2007. 198 s.
13. Trjapitsyna A. P. Postroenie soderzhanija distsipliny «Pedagogika» v kontekste standarta vysshego professional'nogo obrazovanija tret'ego pokolenija // Pedagogika. 2010. № 5. S. 95-102.
14. Shcherbakov N. Ju. Sistemno-evoljutsionnyj podhod k izucheniju tvorcheskoj lichnosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. б: Filosofija, politologija, sociologija, psihologija, pravo. 1995. Vyp. 2. S. б5-77.