Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза'

Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE / КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / COMPONENTS OF COMMUNICATIVE TOLERANCE / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE / СТИЛИ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION STYLES / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / AND CONFLICT-FREE INTERACTION / COGNITIVE / INSTRUMENTAL / CONATIVE / EMOTIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Михайловна

В статье дается определение понятию «коммуникативная толерантность», описаны факторы, способствующие развитию коммуникативной толерантности: духовная культура студенческого общества и включение преподавателей в совместную деятельность со студентами. В процессе развития коммуникативной толерантности личности происходят изменения в сферах самоотношения, эмоционально-волевой, коммуникативной и ценностной, показана возможность образовательной среды в развитии коммуникативной толерантности: активность студентов, личная свобода и мотивация на саморазвитие, позитивное отношение к образовательному процессу и результатам деятельности, при этом в вузе будут организованы доступная образовательная среда, деятельность психологической службы, позитивная система межличностных отношений и соблюдение гигиенических условий, а преподаватели будут реализовать личностно-ориентированный подход во взаимодействии с участниками образовательного процесса, применять демократический стиль руководства, мотивировать студентов на развитие личностных качеств, применять активные методы обучения (коммуникативные тренинги, арт-технологии). В модели отмечены критерии развития коммуникативной толерантности участников образовательного процесса: наличие у студентов знаний об особенностях проявления коммуникативной толерантности в процессе взаимодействия; позитивное, бесконфликтное общение с окружающими; доброжелательное отношение к окружающим; эмпатическое поведение и отношение в социуме; доминирование положительных эмоций взаимодействующих в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

This article defines the notion of «communicative tolerance» characterized by conflict-free, communicative, tolerant behavior in interaction with others, its structure consisting of cognitive, instrumental, conative and emotional components is defined. In the process of development of communicative tolerance of the individual, changes occur in the spheres of self-relationship, emotionally-volitional, communicative and value. We describe the factors contributing to the development of communicative tolerance: the spiritual culture of the student society and the inclusion of teachers in joint activities with students. It describes the styles of communication in the team and notes that with the democratic style of leadership, communicative tolerance among participants in the educational process can be effectively developed. Showing the possibilities of the educational environment in the development of communicative tolerance, we noted that for the development of this quality, students need their activity, personal freedom and motivation for self-development, a positive attitude to the educational process and performance, while the university will organize an accessible educational environment, activities Psychological service, a positive system of interpersonal relations and hygiene, and teachers will implement a person-oriented Approach in interaction with the participants of the educational process, apply a democratic leadership style, motivate students to develop personal qualities, and apply active teaching methods (communication trainings, art-technologies). In the model, the criteria for the development of communicative tolerance of the participants in the educational process are noted, to which we relate: the students' knowledge of the features of the manifestation of communicative tolerance in the process of interaction, positive, conflict-free communication with others; friendly attitude to others; empathic behavior and attitude in society; domination of positive emotions interacting in society.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза»

психологические науки

Маслова Татьяна Михайловна РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ...

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

© 2018

Маслова Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (79015, Россия, Биробиджан, ул. Широкая 70а, e-mail: tat290807@mail.ru)

Аннотация. В статье дается определение понятию «коммуникативная толерантность», описаны факторы, способствующие развитию коммуникативной толерантности: духовная культура студенческого общества и включение преподавателей в совместную деятельность со студентами. В процессе развития коммуникативной толерантности личности происходят изменения в сферах самоотношения, эмоционально-волевой, коммуникативной и ценностной, показана возможность образовательной среды в развитии коммуникативной толерантности: активность студентов, личная свобода и мотивация на саморазвитие, позитивное отношение к образовательному процессу и результатам деятельности, при этом в вузе будут организованы доступная образовательная среда, деятельность психологической службы, позитивная система межличностных отношений и соблюдение гигиенических условий, а преподаватели будут реализовать личностно-ориентированный подход во взаимодействии с участниками образовательного процесса, применять демократический стиль руководства, мотивировать студентов на развитие личностных качеств, применять активные методы обучения (коммуникативные тренинги, арт-технологии). В модели отмечены критерии развития коммуникативной толерантности участников образовательного процесса: наличие у студентов знаний об особенностях проявления коммуникативной толерантности в процессе взаимодействия; позитивное, бесконфликтное общение с окружающими; доброжелательное отношение к окружающим; эмпатическое поведение и отношение в социуме; доминирование положительных эмоций взаимодействующих в социуме.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, образовательный процесс вуза, факторы развития коммуникативной толерантности, компоненты коммуникативной толерантности, условия развития коммуникативной толерантности, стили общения, бесконфликтное взаимодействие.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

© 2018

Maslova Tatyana Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair psychology Sholom-Aleichem Priamursky State University (679015, Russia, Birobidzhan, st. Shirokaja 70-А, e-mail: tat290807@mail.ru)

Abstract. This article defines the notion of «communicative tolerance» characterized by conflict-free, communicative, tolerant behavior in interaction with others, its structure consisting of cognitive, instrumental, conative and emotional components is defined. In the process of development of communicative tolerance of the individual, changes occur in the spheres of self-relationship, emotionally-volitional, communicative and value. We describe the factors contributing to the development of communicative tolerance: the spiritual culture of the student society and the inclusion of teachers in joint activities with students. It describes the styles of communication in the team and notes that with the democratic style of leadership, communicative tolerance among participants in the educational process can be effectively developed. Showing the possibilities of the educational environment in the development of communicative tolerance, we noted that for the development of this quality, students need their activity, personal freedom and motivation for self-development, a positive attitude to the educational process and performance, while the university will organize an accessible educational environment, activities Psychological service, a positive system of interpersonal relations and hygiene, and teachers will implement a person-oriented Approach in interaction with the participants of the educational process, apply a democratic leadership style, motivate students to develop personal qualities, and apply active teaching methods (communication trainings, art-technologies). In the model, the criteria for the development of communicative tolerance of the participants in the educational process are noted, to which we relate: the students' knowledge of the features of the manifestation of communicative tolerance in the process of interaction, positive, conflict-free communication with others; friendly attitude to others; empathic behavior and attitude in society; domination of positive emotions interacting in society.

Keywords: communicative tolerance, educational process of the university, factors of the development of communicative tolerance, components of communicative tolerance, cognitive, instrumental, conative, emotional, conditions for the development of communicative tolerance, communication styles, and conflict-free interaction.

В современном мире во взаимоотношениях людей все чаще встречаются нетерпимость, недопонимание и конфликты, мирное сосуществование и согласие из-за недостатка умений взаимодействовать в общении осложнено, при этом общающиеся не проявляют эмпатию, терпимость, уважение, не контролируют себя в общении. Чтобы избежать этого, каждый человек, вступая в контакт, должен уметь непринужденно общаться и договариваться, не быть категоричным в оценках других, уважать их человеческое достоинство и права, т.е. создавать условия для устойчивости и сохранения эмоционального состояния других, проявлять коммуникативную толерантность.

Об актуальности проблемы коммуникативной толерантности личности показывают многочисленные исследования (Б.Г. Ананьев [1], А.Г. Асмолов [2], [3], Н.К. Бахарева [4], А.А. Бодалев [5], В.В. Бойко [6], С.К. Бондырева [7], Е.Г. Виноградова, Т.Б. Загоруля [8], Д.В. Клоков, Г.С. Кожухарь, Д.В. Колесов, З.А. Кочергин

[9], Е.С. Кузьмин [10], В.Л. Литвинова [11], М.С. Мацковский, Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой [12] и др. [13-16])

В проведенном нами исследовании [17] мы диагностировали недостаточно высокий уровень развития коммуникативной толерантности респондентов, что и определило нам задачу: выявить возможности образовательного процесса в развитии коммуникативной толерантности студентов вуза.

Цель данного статьи: охарактеризовать феномен «коммуникативная толерантность», теоретически обосновать модель развития коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза.

На наш взгляд, понятие «коммуникативная толерантность» собирательное, так как в нем проявляются ценности, потребности личности, её установки, темперамент, характер, результаты воспитания и общения, привычки и эмоциональный стереотип поведения. Под коммуникативной толерантностью мы понимаем психо-

Maslova Tatyana Mikhailovna DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ..

psychological science

социальную характеристику личности, направленную на бесконфликтное, терпимое, коммуникативное общение, направленное на доброжелательное взаимодействие с другими людьми [18].

Процесс развития личностных качеств, составляющих коммуникативную толерантность, может быть длительным и довольно сложным, так как изменения должны произойти в соответствии с психологическими индивидуальными особенностями личности, естественным путем, в эмоционально-волевой, коммуникативной, ценностной сферах и сфере самоотношения. Развитие коммуникативной толерантности студентов мы рассматриваем как составную часть образовательного процесса, направленного на специально организованное взаимодействие его субъектов, конечный результат которого - развитие и становление устойчивого терпимого отношения к окружающим людям.

В исследовании А.Э. Ширванян отмечается, что на процесс развития коммуникативной толерантности студентов влияет ряд объективных и субъективных факторов: возрастные и индивидуально-психологические характеристики личности, характер межличностных отношений, особенности окружающей действительности и другое [19].

К факторам, способствующим развитию коммуникативной толерантности студентов мы отнесли:

- формирование духовного внутреннего мира студенческого социума (переживание студентами принадлежности к образовательному учреждению и к студенческой субкультуре, приобщение к высоким жизненным ценностям и целям);

- включение преподавателей в совместную деятельность со студентами (включение в образовательный процесс групповых и индивидуальных занятий различной направленности: конкурсы, круглые столы, конференции, спортивные состязания, художественное творчество, мастер-классы и т.д.), в соответствии с организованным порядком, традициями и правилами, принятыми в вузе.

Реализуя данные факторы, образовательное учреждение способствует развитию коммуникативной толерантности, то есть повышает способность описывать собственные и чужие переживания и чувства, изменять уровень эмпатии студентов, уважительно относится к другим, проявлять терпимость.

На этапе становления и развития социально-профессиональных умений и навыков студентов-психологов это особенно важно, так как их будущая деятельность ориентирована на принятие партнеров по общению, связана с общением и является необходимой мотивацион-ной составляющей в профессии.

Механизмом становления коммуникативной толерантности у студентов может быть процесс развития рефлексии, проведенный по следующей схеме: личностная рефлексия студентами собственных коммуникативных действий в процессе взаимодействия в образовательном социуме, рефлексия предлагаемых обстоятельств, пространства учебного предмета и темы занятия, пространства текста, то есть процесс превращения знаний в моральные свойства личности. Преподаватель помогает студенту настроить себя, действовать адекватно ситуации, менять ролевую позицию: наблюдать происходящую реальность или активно действовать в ней.

В структуре коммуникативной толерантности А.И. Тимонин выделил следующие компоненты: когнитивный (осознание идей и интериоризация толерантной коммуникации); инструментальный (владение совокупностью коммуникативных умений); конативный (активность и социальная ответственность, инициативность, диалогизация общения); эмоциональный (позитивное отношение личности к процессу и к результатам взаимодействия, удовлетворенность системой межличностных отношений) [20].

Данная структура отражает единство процессуально-

го и содержательного компонентов развития у студентов коммуникативной толерантности в социокультурной среде вуза.

Проанализировав феномен «коммуникативная толерантность» и ее структуру мы создали модель развития коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза (смотреть рис.1).

Мы полагаем, что важнейшей возможностью развития коммуникативной толерантности студентов в образовательном процессе вуза, является педагогическое общение, которое представляет собой творческий многоплановый процесс субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента. В стиле педагогического общения выражается характер взаимоотношений педагога и студентов, творческая индивидуальность педагога, особенности его коммуникативных возможностей и особенности студентов. В стиле общения педагога проявляется общая и педагогическая культура, его профессионализм, реализуется в характерных формах организации отношения педагога к личности студента, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили общения (В.А. Кан-Калик, М.Ю. Кондратьев, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, В.В. Шпалинский) [21]. Наиболее оптимальным и эффективным считается демократический стиль общения, для которого характерны разнообразные контакты с обучаемыми, проявление доверия и уважения к ним, при этом педагог старается установить обратную связь со всем студентами, не подавляет строгостью и наказанием, в общении с ними преобладают положительные эмоции.

Пснюлогнческий замысел:

использовать образовательную среду вуза как ресурс развития коммуникативной толерантности личности

Цель:

развитие v участников образовательного процесса вуза доброжелательного, эмпатнческого взаимодействия, проявляющегося в непринужденном бесконфликтном оошекип

Личность педагога

- применение демократического стиля руководства;

- использование активны» методов обучения;

- мотивация студентов на развитие личностных качеств;

- осуществление личностно -ориентированного подхода в образовании

Образовательная среда вуза

- организация доступней образовательной среды,

- дн алогнзацня общения;

- деятельность психологической службы,

- со&тоденче гигиенических условий;

- позитивная система межличи остныч отношении

Личность стгдеита

- социальная активность;

- н алнчн е у сту дентов шыюжи: езпксй

МСШЕШ1ЕШ ИВ

саморазвитие;

- позитивное отношение к образовательно^" процессу н результатам деятельности

Критерии развитая коммуникативной толеравтноств:

- наличие у студентов знании об особенностях проявления коммуникативной толерантности в процессе взаимодействия;

- доброжелательное отношение к окружающим;

- эьшатнческое поведение и отношение в социуме;

- доминирование положительных эмоций взаимодействующих в социуме

Рисунок 1 - Модель развития коммуникативной толерантности участников образовательного процесса в вузе

Демократический педагог мотивирует студентов на высокие достижения в познавательной деятельности, создает оптимальные условия для взаимодействия студентов, психологического комфорта в группе. У студентов развивается уверенность в себе, понимание ценности совместной деятельности, сотрудничества, сопровождающиеся положительными эмоциями, а это критерии коммуникативной толерантности личности.

284

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

психологические науки

Маслова Татьяна Михайловна РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ...

Педагоги с авторитарным стилем общения проявляют избирательность по отношению к студентам, часто используют ограничения и запреты, злоупотребляют отрицательными эмоциями и оценками, проявляют негибкость. Авторитарный педагог создает условия для послушания, используя большое количество однообразных воспитательных воздействий. У такого педагога в общении со студентами возникают конфликтные ситуации и недоброжелательность в отношениях.

Взаимодействуя с таким педагогом, студент испытывает состояние незащищенности, напряженности, неуверенности в себе, так как педагог не предоставляет возможность проявлять такие качества как самостоятельность и инициативность. Обучаясь у этих педагогов у студентов недостаточно ресурсов для развития и проявления коммуникативной толерантности.

Педагог с либеральным стилем руководства непоследователен в принимаемых решениях, проявляет безынициативность, нерешительность в трудных ситуациях и иногда безответственность. Забывая о предъявленных требованиях, через некоторое время может предъявить совершенно противоположные, данные им же самим требования или вообще не проверяет их выполнение. Такой педагог студентов воспринимает как самостоятельных, инициативных, ответственных, поэтому отношения со всеми ровные и доброжелательные, бесконфликтные. Не учитывая индивидуальный потенциал студентов, педагог часто не предоставляет возможности для полноценного развития коммуникативной толерантности.

На практике перечисленные стили руководства в «чистом» виде встречаются редко, большинство педагогов используют ситуативный стиль, который приводит к более полноценному общению и взаимодействию, развитию качеств личности, определяющих ее коммуникативную толерантность.

Преподаватель выбирает средства и приемы, которые реализуются в образовательном процессе и могут быть ресурсом для развития коммуникативной толерантности. Организовывая деятельность, важно помнить, что все виды деятельности, имеющие общественное значение, обладают определенными воспитывающими и развивающими возможностями, но даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять на студента положительно, если она не имеет для него «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев), а значит не вызывает переживаний и не формирует соответствующих знаний. Деятельность для студентов может остаться нейтральной, если педагоги не найдут и не реализуют различные приемы и методы, побуждающие студентов формирование опыта общественного поведения [22].

Для развития коммуникативной толерантности личности, можно воспользоваться традиционной системой методов: убеждения (этическая беседа, объяснение, рассказ, пример, диспут); методы формирования поведения (поручение, требование, упражнение, тренинги, арт-технологии); методы стимулирования (поощрение, наказание). Применяя перечисленные методы, педагог совершенствует у студентов знания о толерантных отношениях, создает условия для проявления этих отношений, участники мотивируются и стимулируются на закрепление и проявление качеств коммуникативной толерантности личности. При этом важно понимать, что их главная задача - актуализация, раскрытие и развитие внутреннего, творческого потенциала общающихся, эффективное толерантное взаимодействие, качественное проживание учебных ситуаций.

Раскроем сущность некоторых из них. Так, например, арт-технологии и коммуникативные тренинги как активные методы и формы воспитательного взаимодействия. Арт-технолигии раскрывают философские представления о мире и конкретных чувственных формах, позволяют войти в пространство возможного и невозможного посредством игры. Используя арт-технологии,

у преподавателя вуза появляется возможность развивать у студентов эмоциональную, поведенческую, коммуникативную и другие сферы, расширять ресурсы студентов, так как данная новация развивает коммуникативную толерантность обучаемого в контексте актуализации использования в образовательном процессе потенциала варьирования методами обучения.

Коммуникативные тренинги дают возможность наиболее быстро выработать новые способы поведения и закрепить их в реальной жизни. Тренинги позволяют модифицировать поведение с помощью механизмов научения, расширять поведенческий репертуар, устранять ошибочные формы поведения или видоизменять их, обучают навыкам рефлексии, релаксации и разным способам саморегуляции своего эмоционального состояния.

В программе тренинга могут быть использованы различные упражнения, приемы и формы, направленные на развитие коммуникативных качеств личности, самоконтроля, более глубокому оцениванию проявлений другого человека. Непринужденность общения, совместное формулирование правил работы группы, рефлексия состояний и ожиданий участников группы, приближение к крайним точкам образного ряда, позволяют проявлять личностный потенциал и изменяться.

Субъектам образовательного процесса образовательная среда предоставляет систему ресурсов, связанных с удовлетворением потребностей и преобразование этих потребностей в ценности жизни, что активизирует процесс личностного саморазвития. Психологической сущностью такой среды является совокупность деятельност-ных и коммуникативных аспектов и взаимоотношений участников образовательного процесса. Такая образовательная среда, по мнению В.А. Ясвина, создает систему условий, влияний формирования личности, и возможности для ее развития, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении [23].

Образовательная среда вуза связана с системой социальных ценностей и норм, формируемых в образовательной деятельности общества, поэтому воздействует на всех членов общества и на тех, кто погружен в нее непосредственно, оказывая при этом как положительное, так и отрицательное влияние и с точки зрения общества, и с точки зрения личности. В образовательной среде вуза создаются условия для развития профессиональной компетентности специалистов, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирования образов-идеалов личности и нравственных ориентаций, социализации. Высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, личностные особенности субъектов образовательного процесса, ценности и цели, на основе которых формируется среда, обуславливают конструктивный характер вузовской среды.

В.И. Слободчиков считал, что образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, тогда выстраиваются определенные отношения и связи и образуется со-бытийная общность, то есть целестно-смысловое объединение людей, создающих условия для развития предметной деятельности и индивидуальных возможностей человека. Образовательная среда в высшей школе - профессио-нально-деятельностная, управляемая и зависит от насыщенности ее образовательными ресурсами [24].

Если образовательная среда вуза будет доступной, в ней проявляется позитивная система межличностных отношений, преобладает диалогизация общения, организована деятельность психологической службы, то всем субъектам образовательного процесса представит возможность для эффективного саморазвития. Студент взаимодействует с образовательной средой, проявляет соответствующую активность, становится реальным субъектом образовательной среды, субъектом своего развития, а не остается объектом влияния ее факторов.

В образовательной среде, как считает В.А. Ясвин, должны реализовываться личная свобода (или зависи-

Maslova Tatyana Mikhailovna DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ..

psychological science

мость), показателем которой является отсутствие или наличие возможностей и условий для развития активности (пассивности) субъектов образования. При этом свобода субъекта определяется независимостью его суждений и поступков, самостоятельностью, свободой выбора, а зависимость понимается как послушание чужой воле, приспособленничество, личная безответственность. Активность проявляется наличием таких свойств, как стремление к чему-либо, борьба личности за свои интересы и их отстаивание, инициативность, упорство в этом стремлении, - отсутствие этих свойств позволяет проявлять пассивность [19].

Для развития этих качеств у студентов необходимо формировать положительную мотивацию на саморазвитие, создавать условия для проявления социальной активности, позитивного отношения к образовательному процессу и результатам деятельности.

На наш взгляд критериями развития коммуникативной толерантности личности могут быть: наличие у студентов знаний о толерантных отношениях, позитивное, безоценочное общение с окружающими; доброжелательное отношение к окружающим; эмпатическое поведение и отношения в социуме; доминирование положительных эмоций взаимодействующих.

Толерантные отношения никто не может навязать человеку, если он психологически не готов принять их и считает малоэффективными. Каждый может самостоятельно сделать выбор (человек должен быть внутренне готов к реализации нового, для каждого осмысления и для каждого периода есть свой срок).

Таким образом, использование демократического стиля руководства, применение активных методов обучения (тренинги, арт-технологии), мотивирование студентов на развитие личностных качеств, субъект-су-ъектное взаимодействие, система ценностей и норм, высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, со-бытийная общность, ее доступность, реализация личной свободы - это ресурсы образовательного процесса в развитии коммуникативных качеств личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. СПб.: Питер. 2001. 272с.

2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 8-18.

3. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С.56-59.

4. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004. 23с.

5. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности.// Советская педагогика. 1990. - № 12 (5). С. 77-81.

6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. 472с.

7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему) учебно-методическое пособие. -НПО «МОДЭК». 2011. 239с.

8. Загоруля Т.Б. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. 24с.

9. Кочергин З.А. Современные дискуссии по проблеме толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник науч.-метод. ст.2-е изд. - М.; Воронеж: Изд-во МПСИ: МОДЭК. 2003. С.40-50.

10. Кузьмин Е.С, Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. - СПб.: Питер. 2001. 167с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Литвинова В. Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: автореф. дис. канд. псих. наук. -М. 2007. 25с. 286

12. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

13. Цепляева Т.Н. Воспитание толерантности молодого поколения через искусство народного танца // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 419-421.

14. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.

15. Ефимова Д.В. Сравнительный анализ общей коммуникативной толерантности у подростков с нормальным и задержанным психическим развитием // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 84-91.

16. Фролова М.И. IT-технологии в художественном образовании как средство формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 222-226.

17. Рибаченко К.Н., Маслова Т.М. Сравнительный анализ коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67348 (дата обращения: 03.06.2016).

18. Бойко В.В. Методика диагностики коммуникативной установки // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. научн.-метод. статей. М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж. 2003. С. 328-342.

19. Ширванян А.Э. Педагогика толерантности для учителя. Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Бюро новостей, 2013. 158с.

20. Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: дис. канд. пед. наук / ЯНГУ Ярославль. -1995. 194с.

21. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / М.: Просвещение. - 1987. 138 с.

22. Леонтьев А. Н. Психология общения / М.: 1999. 356 с.

23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

24. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М., 2000. 230с.

Статья поступила в редакцию 24.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.