Научная статья на тему 'Межкультурная компетентность и толерантность в образовательной среде вуза'

Межкультурная компетентность и толерантность в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE TOLERANCE / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна

Изложены результаты эмпирического исследования особенностей толерантности и коммуникативной компетентности современных студентов. Выявлено, что уровень общей толерантности, уровень коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности студентов в образовательной среде Краснодарского края выше среднего по сравнению с результатами большинства исследований. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод о том, что связь между толерантностью как личностным качеством и коммуникативной компетентностью сложная и опосредованная: уровень общей толерантности влияет на уровень коммуникативной толерантности, которая, в свою очередь, влияет на уровень межкультурной компетентности, включающей связанные между собой межкультурную сензитивность и межкультурную эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCULTURAL COMPETENCE AND TOLERANCE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The paper presents the results of empirical studies of tolerance and communicative competence of modern students. It is revealed that the level of general tolerance, the level of communicative tolerance and communicative competence of students in the educational environment of the Krasnodar region is above average compared with the results of most studies. Based on the results of the study it is concluded that the relationship between tolerance as a personal quality and communicative competence is complex and indirect: the general level of tolerance affects the level of communicative tolerance, which, in turn, affects the level of intercultural competence, including related intercultural sensitivity and intercultural effectiveness.

Текст научной работы на тему «Межкультурная компетентность и толерантность в образовательной среде вуза»

УДК 159.9:37.034 ББК 88.40 Т 92

О.Р. Тучина

Доктор психологических наук, зав. кафедрой истории и философии Кубанского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ВУЗА

(Рецензирована)

Аннотация. Изложены результаты эмпирического исследования особенностей толерантности и коммуникативной компетентности современных студентов. Выявлено, что уровень общей толерантности, уровень коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности студентов в образовательной среде Краснодарского края выше среднего по сравнению с результатами большинства исследований. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод о том, что связь между толерантностью как личностным качеством и коммуникативной компетентностью сложная и опосредованная: уровень общей толерантности влияет на уровень коммуникативной толерантности, которая, в свою очередь, влияет на уровень межкультурной компетентности, включающей связанные между собой межкультурную сензитивность и межкультурную эффективность.

Ключевые слова: образовательная среда; толерантность; коммуникативная толерантность; межкультурная компетентность.

O.R. Tuchina

Doctor of Psychology, Head of the Department of History and Philosophy, the Kuban State University of Technology; E-mail: [email protected]

INTERCULTURAL COMPETENCE AND TOLERANCE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Abstract. The paper presents the results of empirical studies of tolerance and communicative competence of modern students. It is revealed that the level of general tolerance, the level of communicative tolerance and communicative competence of students in the educational environment of the Krasnodar region is above average compared with the results of most studies. Based on the results of the study it is concluded that the relationship between tolerance as a personal quality and communicative competence is complex and indirect: the general level of tolerance affects the level of communicative tolerance, which, in turn, affects the level of intercultural competence, including related intercultural sensitivity and intercultural effectiveness.

Keywords: educational environment; tolerance; communicative tolerance; intercultural competence.

Наиболее значимым периодом юношеский возраст, а самый важ-становления личности является ный социальный институт в этот

период - это образовательная система, поскольку она определяет долгосрочные жизненные проекты учащихся: профессию, карьеру, систему личностных связей, формирующие дальнейший жизненный путь личности. Образовательная среда вуза соединяет профессиональное становление личности с общечеловеческими и национальными ценностями.

В последние десятилетия при изучении образовательных проблем используется категория «образовательная среда», которая содержательно имеет различные значения и разнообразные трактовки. Анализ исследований позволяет выделить основной смысл существующих понятий образовательной среды - это система внешних воздействий различных модальностей на обучаемого, в результате которых происходит изменение его личности. Перспективным представляется использование категории «развивающая безопасная образовательная среда» как особое личностное пространство познания и развития [1]. Образовательная среда в данном подходе выступает в качестве объективной предпосылки развития личности и в то же время создается самим индивидом.

Важной особенностью современной образовательной среды является совокупность факторов, формирующих определенный уровень межличностной толерантности как студентов, так и преподавателей. Толерантность представляет собой постоянное и направленное усилие на создание определенного отношения и на его основе осуществление определенных личностных и общественных норм поведения. Общественная толерантность, в свою очередь, есть сумма индивидуальных толерант-ностей или отношений, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и

целенаправленную педагогику толерантности [2: 15].

В рамках субъектно-бытийного подхода мы предлагаем рассматривать толерантность как установку на понимание различий, где различие рассматривается как условие для диалога, определенная смысловая позиция в диалоге [3]. Толерантность - установка на понимание себя через Другого, возможность «превзойти себя», различие не ради различий, а для расширения и углубления личностного смысла. Главное «внутриличностное условие» толерантности - это понимание естественности и неизбежности различий между людьми, способность к со-существованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия и готовность и способность к Диалогу.

Еще одна важная задача современного вузовского образования состоит в том, чтобы сделать культурную среду общества понятной для студентов всех национальностей, расширить понимание других культур, облегчить способы межкультурного общения, что, в свою очередь, способствует конструктивной адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде. Для решения этой задачи необходимо целенаправленное и научно обоснованное формирование межкультурной компетентности учащихся.

В современном научном дискурсе категория «межкультурная компетентность» не имеет устоявшегося определения и зависит от позиции автора и контекста, в рамках которого он работает. Межкультурную компетентность определяют как многомерный конструкт, включающий три основных компонента: когнитивный, выраженный в знаниях о своей и других культурах; ценностно-эмоциональный, представляющий собой систему ценностных ориентаций, отвечающих принципам мультикультурно-сти; поведенческий, выраженный

в сформированности навыков межкультурного взаимодействия [4; 5].

Отечественные исследования феномена межкультурной компетентности рассматривают его как «интегральное качество или личностное образование» [6; 7] или установку [8; 9]. Среди основных компонентов межкультурной компетентности ряд авторов выделяет когнитивный аспект («знания, умения, навыки») [10], а также эмоционально-личностный (ценностные ориентации, способности и мотивы личности [11]. Формирование межкультурной компетентности имеет два вектора развития: внешний - как эффективное взаимодействие с представителями других культур и внутренний, т.е. личностное самосовершенствование [12: 52]. Таким образом, межкультурная компетентность - это сложный личностный конструкт, позволяющий «эффективно осуществлять межкультурное взаимодействие, выступая в роли посредника между представителями своей и иной культуры, осознавая себя представителем определённой этнической общности, нации и всего человечества и воспринимая ситуацию межкультурного диалога (диалога культур) как непременное условие самореализации и взаимообогащения представителей различных культур» [13: 54].

Однако до сих пор остаются открытыми вопросы соотношения различных компонентов межкультурной компетентности, выявление факторов и условий формирования межкультурной компетентности.

В нашем исследовании мы использовали трехфакторную модель межкультурной компетентности ЧенаиСтаросты, включающую: межкультурное понимание (intercultural awareness), межкультурную сензи-тивность (intercultural sensitivity) и межкультурную эффективность (intercultural effectiveness) [14; 15]. Межкультурное понимание представляет собой когнитивный компонент, относится к способности человека понимать сходства и различия

между культурами. Межкультурная сензитивность - это аффективный элемент, отношение человека к восприятию и приятию культурных различий. Межкультурная эффективность рассматривается как поведенческий компонент, включающий способности человека достижения целей коммуникации во время взаимодействия с представителями других культур.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» нами было проведено исследование толерантности и коммуникативной компетентности в образовательной среде вуза. В исследовании приняли участие 297 студентов-бакалавров 2-3 курсов Кубанского государственного технологического университета, 129 девушек и 168 юношей.

Цель исследования: изучение особенностей толерантности и коммуникативной компетентности современных студентов, взаимосвязь и взаимообусловленность данных феноменов.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень развития толерантности и межкультурной компетентности студентов в сравнении с общей выборкой.

2. Выявить связь и взаимообусловленность толерантности как свойства личности, коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности.

Методы исследования. В качестве диагностических инструментов были использованы экспресс-опросник «Индекс толерантности»; «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), опросник межкультурной компетентности Г. Чена и У. Старосты (Шкала межкультурной сензитивности (ISS) и Шкала межкультурной эффективности (IES)). Для обработки результатов применялись метод сравнения среднего (вычисление t-критерия Стьюдента), корреляционный и регрессионный анализ.

Результаты исследования. Исследование уровня общей толерантности показало, что уровень развития данного качества выше среднего по сравнению с результатами большинства исследований, выше среднего также уровень коммуникативной

На следующем этапе был проведен корреляционный анализ результатов исследования, который показал интеркорреляцию ряда исследуемых параметров (табл. 2).

Затем с помощью регрессионного анализа были проанализированы корреляты показателей «индекс толерантности» и «коммуникативная толерантность», «коммуникативная толерантность» и «межкультурная сензитивность», «коммуникативная толерантность» и «межкультурная эффективность», «межкультурная сензитивность» и «межкультурная эффективность».

толерантности и коммуникативной компетентности [14; 15]. Исследование не выявило гендерных различий в уровне развития данных качеств, поэтому для дальнейшего изучения результаты юношей и девушек были объединены в одну матрицу (табл. 1).

Результаты взаимного регрессионного анализа показателей, обладающих статистической значимостью, можно представить следующим образом (рис. 1).

Обсуждение результатов. Результаты проведенного исследования показали, что связь между толерантностью как личностным качеством и коммуникативной компетентностью сложная и опосредованная. Уровень общей толерантности влияет на уровень коммуникативной толерантности. Как известно, высокий уровень коммуникативной толерантности проявляется в таких

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа толерантности и межкультурной компетентности студентов

Исследуемые качества 1 2 3 4

Индекс толерантности -0,33* -0,25 -0,19

Коммуникативная толерантность / интолерантность 0,31* 0,33*

Межкультурная сензитивность 0,78**

Межкультурная эффективность

*р<0,05 ** р<0,01

Таблица 1

Результаты исследования уровня развития толерантности и межкультурной компетентности студентов

Исследуемые качества мужчины женщины значение t-критерия Стьюдента р

ср. зн ст. откл. Ср. зн ст. откл.

Индекс толерантности 79,8 11,0 82,2 11,3 0,15 0,88

Коммуникативная толерантность / интолерантность 51,3 16,3 29,5 12,8 1,06 0,29

Межкультурная сензитивность 57,8 13,8 56,3 13,6 0,08 0,93

Межкультурная эффективность 50,5 11,9 49,9 11,8 0,04 0,97

индекс уцлнржнунцруж

кцммунжкжужвнжя уцлнржнунцсуь

мнжкульуурнжя сннеиуивнцсуь

мнжкульуурнжя

эффективность

Рис. 1.Взаимообусловленность толерантности как свойства личности, коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности

качествах личности, как эмоциональная устойчивость, стремление устанавливать диалог о разными людьми, создалатв и пвддетатввать псийалогичееки ктмфлртную ао-мтефт-.- доясовместной деятально-ати [л]. Урооела алфо^идованности комм^икативнтй р своюочлйе,с;о, влиисе сд уртвенс можкуиьеурнвс колпелвлвнлсти, вклюиающей свяспнные лсждусо-сой межкулваурную и мeжкилесypаyюэффактйвнoааь.

Таким образом, толерантность как личностное свойство можно рассматривать как основу для формирования межкультурной компетентности, позволяющей эффективно осуществлять межкультурное взаимодействие.

Выводы:

1. Розульталы н^лсдос-нил позво-

что урдаень общей тслерансноети, уровань комм^ика-тивной толсдантнодаи п коммуни-клтевной компепеатниетиетодентов вышс а редаеое по срдвнонию ерезуль-ьотлма болыпинеттв иселедооани й.

2.Связь межда селерантностью кавлииносеным качеством и ком-муникааивней кимпааентностью слвжпая и опесредованмая: уровень общей толерантности влияет на уровень коммуникативной толерантности, которая, в свою очередь, влияет на уровень межкультурной компетентности, включающей связанные между собой межкультурную сензитивность и межкультурную эффективность.

Примечания:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

2. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах // Толерантность и культурная традиция: сб. ст. / под ред. М.Ю. Мартыновой. М.,

2002. С. 87-94.

3. Петросьян С.Н., Рябикина З.И. Личность и ее бытие как предметная область психологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 2 (178). С. 95-102.

4. Porter R.E., Samovar L.A. An introduction to intercultural communication // Intercultural communication: A reader / eds. By A. Samovar, R.E. Porter. Belmont, CA: Wadsworth, 1994. P. 26-42.

5. Wiseman R.L. Interculturalcommunication competence // Cross-cultural and intercultural communication / ed. By W.B. Gudykunst. Thousand Oaks, CA: Sage,

2003. P. 191-208.

6. Янкина Н.В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. 360 с.

7. Закирова А.Б. Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных классов сельской школы: автореф. Дис. ... канд. Пед. наук. Ижевск, 2011. 22 с.

8. Миронова И.А. Формирование межкультурной компетентности студентов в процессе обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению: дис. ... канд. Пед. наук. СПб., 2008.

9. Наролина В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 1-11.

10. Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации (опыт системного анализа) // Общественные науки и современность. 2008. № 3. С. 156-165.

11. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: автореф. Дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2006. 44 с.

12. Смирнова Н.С. Межкультурная компетентность как предмет социально-философского анализа в современной Германии: дис. ... канд. Философ. Наук. Архангельск, 2007. 178 с.

13. Овсянникова Т.В. Межкультурная компетентность как результат поликультурного образования: анализ работ отечественных и зарубежных авторов // Образование и межнациональные отношения. Ч. 1 / под ред. Э.Р. Хакимова. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2012. С. 52-66.

14. Chen G.M., Starosta W.J. The development and validation of the international communication sensitivity scale // Human Communication. 2000. № 3. Р. 2-14.

15. Chen G.M. A model of global communication competence // China Media Research. 2005. № 1. Р. 11-13.

References:

1. Asmolov A.G. Psychology of Personality. M., 1990. 367 pp.

2. Tishkov V.A. Tolerance and consent in transforming societies // Tolerance and Cultural Tradition: coll. of articles / ed. by M.Yu. Martynova. M., 2002. P. 87-94.

3. Petrosyan S.N., Ryabikina Z.I Personality and its existence as a subject domain of psychology // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 2 (178). P. 95-102.

4. Porter R.E., Samovar L.A. An introduction to intercultural communication // Intercultural communication: A reader / eds. by A. Samovar, R.E. Porter. Belmont, CA: Wadsworth, 1994. P. 26-42.

5. Wiseman R.L. Interculturalcommunication competence // Cross-cultural and intercultural communication / ed. by W.B. Gudykunst. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003. P. 191-208.

6. Yankina N.V. Formation of intercultural competence of a university student: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Orenburg, 2008. 360 pp.

7. Zakirova A.B. Formation of multicultural competence of pupils of primary classes of rural school: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Izhevsk, 2011. 22 pp.

8. Mironova I.A. Formation of intercultural competence of students in the process of teaching foreign-language vocational-oriented communication: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. SPb., 2008.

9. Narolina V.I. Intercultural communicative competence as an integrative ability of intercultural interaction of a specialist // Psychological science and education. 2010. No. 2. P. 1-11.

10. Sadokhin A.P. Intercultural competence and competency in modern communication (experience of system analysis) // Social sciences and modernity. 2008. No. 3. P. 156-165.

11. Bystray E.B. Formation of experience of intercultural competence of the future teacher in pedagogical interaction: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Orenburg, 2006. 44 pp.

12. Smirnova N. S. Intercultural competence as an obj ect of social and philosophical analysis in modern Germany: Diss. for the Cand. of Philosophy degree. Arkhangelsk, 2007. 178 pp.

13. Ovsyannikova T.V. Intercultural competence as a result of multicultural education: an analysis of the works of domestic and foreign authors // Education and interethnic relations. Part 1 / ed. by E.R. Khakimova. Izhevsk: UdSU Publishing House, 2012. P. 52-66.

14. Chen G.M., Starosta W.J. The development and validation of the international communication sensitivity scale // Human Communication. 2000. No. 3. P. 2-14.

15. Chen G.M. A model of global communication competence // China Media Research. 2005. No. 1. P. 11-13.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.