8. Kazachestvo. Mysli sovremennikov o proshlom, nastoyaschem i buduschem kazachestva. Rostov-na-Donu, 1992.
9. Tolstoj L.N. Poln. sobr. soch. v 90 t. Moskva, 1952 g., T. 48.
10. Iz dnevnika L.N. Tolstogo. Istoriya Kubani v russkoj hudozhestvennoj literature. Vtoraya polovina XIX- nachalo XX v.: hrestomatiya k integrirovannomu uchebnomu kursu dlya shkol, gimnazij, liceev i vuzov. Armavir, 2004; Ch. II: 58 - 59.
11. Kostomarov N. Istoriya Rossii v zhizneopisaniyah ee glavnejshih deyatelej. Moskva: 'Eksmo, 2007.
12. Vinogradov V.B. Rossijskost' kak paradigma severokavkazskogo istoriko-kul'turnogo edinstva v sostave Rossii. Rossijskost' v istorii Severnogo Kavkaza. Armavir, 2002: 3 - 11.
13. Levandovskij A. Sibir' iz nas «ne vytyanesh'...». Rodina. 1995; 2: 99 - 100.
14. Aver'yanov Yu.G. Schast'e byt' kazakom. Nash sovremennik. 1992; 3: 139 - 140.
15. Golovlev A.A. 'Etno-konfessional'nyj sostav Terskogo kazach'ego vojska (vtoraya polovina 19-go - nachalo 20-go vv.). Regional'noe razvitie: 'elektonnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2017; 3 (21). Available at: https://regrazvitie.ru/etno-konfessionalnyj-sostav-terskogo-kazachego-vojska-vtoraya-polovina-19-go-nachalo-20-go-v/
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 37
Magomadova Z.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
HUMANISTIC IDEAS AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE. The article is dedicated to a relevant problem in modern conditions that refers to the use of ideas of humanism in the education of tolerance in the development of толерантнбого consciousness of youth. The author emphasizes the relevance of the ideas of humanists of different eras for modern pedagogical science. On the basis of the analysis of works of domestic and foreign authors the basics and features of development of ideas of humanism in various historical epochs are defined. The formation of the experience of tolerant behavior and acceptance of the value of tolerant consciousness can provide young people with a critical style of thinking, mobility of activities and the ability to dialogue. The paper presents material that shows the importance of humanistic ideas in the development of tolerant consciousness of young people. The article concludes that the humanization of education has led to recognition of the value of each individual, to recognition of individuality, identity, self-worth of each person, his development not as a "collective subject", but as an individual, endowed with its own unique subjective experience.
Key words: multicultural world, humanistic education, humanism, humanistic ideas, development, tolerant consciousness.
З.Х. Магомадова, аспирантка, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ
Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме использования идей гуманизма в воспитании толерантности, в развитии толерантнбого сознания молодёжи. Автор подчёркивает актуальность идей гуманистов разных эпох для современной педагогической науки. На основе анализа трудов отечественных и зарубежных авторов определены сущность и особенности развития идей гуманизма в различные исторические эпохи. В работе представлен материал, показывающий значимость гуманистических идей в развитии толерантного сознания молодёжи. Формирование опыта толерантного поведения и принятие ценности толерантного сознания может обеспечить молодёжи критичный стиль мышления, мобильность деятельности и способность к диалогу. В статье делается вывод о том, что гуманизация образования привела к признанию ценности каждой личности, к признанию индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
Ключевые слова: многокультурный мир, гуманистическое воспитание, гуманизм, гуманистические идеи, развитие, толерантное сознание.
В современных условиях одной из задач подготовки молодёжи к жизни в многокультурном мире является гуманистическое воспитание, которое рассматривается как воспитание человека, способного обратиться к лучшим сторонам своей личности и, развивая их, осуществлять продуктивное общение с другими людьми на основе взаимного уважения.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие гуманизма наполняется новым содержанием: актуализируется позиция человека как субъекта гуманных отношений, основанных на принципах соглашения, взаимопонимания, сотрудничества и осуществления конструктивного межкультурного диалога. В этой связи, сущность гуманизма мы определяем как совокупность объективного и субъективного в отношении к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности [1].
Идеи гуманизма появились в античные времена. Понятие «гуманизм» (итал. «humanista», «umanista») первоначально появилось в источниках конца XV в. Примером обращения к идеям гуманизма как воплощению терпимости может служить трактат Тертуллиана «О терпимости», который видел идеал терпимости в образе Христа. Терпимость Тертуллиан связывает с главными ценностями христианства.
Если рассмотреть гуманизм в широком смысле, то он означает общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни. В этом смысле он прослеживается в духовной истории практически у всех народов мира, и это свидетельствует о его универсальности [2].
Понятие «гуманизация» отражает процессуальность данного явления, обозначая обретение человеком самого себя и «очеловечивание» им окружающего мира. В контексте исследуемой проблемы особое значение приобретают гуманистические идеи, зародившиеся и получившие оформление во времена итальянского Возрождения, на основе которых в последующие века возникали наиболее прогрессивные направления философии и педагогики.
Дальнейшую эволюцию гуманистического мировоззрения можно проследить на примере развития одного из его базовых постулатов - прав человека. В последующие века гуманистические идеи получили развитие в работах Т. Гобб-са, Дж. Локка, Ш. де Монтескье, Т. Пейна, Ж.-Ж. Руссо и др. Все они проявляли интерес к вопросу о правах человека, о взаимоотношениях человека и государства. Но если Дж. Локк и Т. Пейн считали права и свободы важнее законов, то Т. Гоббс, а затем и Ш. де Монтескье первенство отдавали именно законам и го-
сударству как гаранту законности. Такого же мнения придерживался и Э. де Ват-тель, считавший, что интересы частных лиц являются вторичными по отношению к интересам государства [3 - 8].
Несомненный интерес для развития идей гуманизма в педагогике и в той ее части, которая затрагивает проблемы развития толерантности и становления толерантной позиции молодёжи, представляют труды швейцарского педагога И.П Песталоцци, который теоретически обосновывал и реализовал в практике положения о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадательности и милосердия как основам воспитания («Линград и Пертруда» (1781-87), «Как Пертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826) и др.).
По мнению ученого, только деятельная любовь к людям и доброта к ближним являются основами для духовного совершенствования человека. Плавная цель педагога была, по его словам «... в первую очередь направлена на то, чтобы, воспользовавшись пробудившимся в детях чувством... сделать их братьями, сплотить весь дом, словно одну большую семью, и на основе таких отношений и вытекающих из них настроений оживить во всех детях чувства справедливости и нравственности» [9]. Идеи постепенного освоения сущности толерантности особенно близки автору. В исследовании нами предлагается система стратоме-трической (послойной) структуры развития толерантного сознания учащихся, которая совершенствуется по мере их взросления [10].
Такая структура основывается на позиция расширения круга общения и осознания человеком необходимости принятия не только взглядов Другого человека, но и культурного кода Другого народа. Идеи гуманистической педагогики были развиты и в трудах таких крупных педагогов прошлого, как И.Ф. Пербарт, А. Дистервег.
В теоретическом исследовании основ развития толерантного сознания учащейся молодёжи мы обратились к истокам гуманистической школы и в отечественном образовании (К.Н. Вентцель, И.И. Порбунов-Посадов, В.А. Сухом-линский и др.).
Образ школы, в которой ценится, прежде всего, личность ребёнка, самостоятельная работа его ума, возникает благодаря деятельности известного русского писателя, просветителя, педагога, одного из ближайших сподвижников Л.Н. Толстого - И.И. Порбунова-Посадова (1864 - 1940). Этот педагог стремился к тому,
чтобы сам процесс постижения ребенком жизни, его вхождение в мир людей сопровождались его собственными размышлениями о нравственных качествах своей души, попытками анализировать и оценивать ситуации и поступки людей, основываясь на христианских духовных ценностях.
В России у истоков гуманной школы стояли также такие известные отечественные педагоги, как К.Н. Вентцель и В.А. Сухомлинский. Созданные ими «общеобразовательно-воспитательные учреждения» (К.Н. Вентцель) стали очагами гуманистической педагогической культуры в российском образовании. Так, К.Н. Вентцель писал об «идеальной школе будущего» («Дом свободного ребенка»). В такой школе, по его мнению, на первый план должно быть выдвинуто не учение как таковое, а воспитание человека как целостной личности.
Принципиально важным является здесь отношение к ребёнку как к полноценному представителю человечества вообще, а гуманная школа понимается как творческая среда развития свободного человека.
В 1950-1960-х годах эта прогрессивная российская культурно-педагогическая традиция была продолжена выдающимся педагогом-мыслителем В.А. Сухомлинским. Педагогическая система В.А. Сухомлинского базируется на ряде принципов, подтверждающих ее гуманистическую направленность, среди которых: творческий труд; нравственная свобода; возможность выбора; ответственность за свой выбор и др. «Думаю, что главное для педагога -это человечность, - писал В.А. Сухомлинский, - это глубокая потребность в человеке, ощущение того, что вместе с детьми ты счастлив, а без них несчастен» [7].
В 1970-80-х г в отечественной педагогике отмечается повышение интереса исследователей к проблемам воспитания, в частности воспитания гуманной личности (Б.П Ананьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, ПП. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.). В 1980-х годах в реализации гуманистического направления в педагогике принимают участие такие известные педагоги-практики, как Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенко-ва, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин.
Анализ теоретических работ и практического опыта выдающегося педагога Ш.А. Амонашвили показал, что личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики.
В отечественной педагогике в 90-х годах был разработан личностно-ориен-тированный подход к образованию и воспитанию (Е.В. Бондаревская, С.В. Куль-невич, И.С. Якиманская и др.). Значимым для нашего исследования является положение, обоснованное Е.В. Бондаревской, о необходимости в учебно-воспитательном процессе осуществления единства с жизнью учащихся в «жизнетвор-честве». Жизнетворчество, как утверждает исследователь, предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, милосердия, заботы о близких, коллективного труда для других людей. Актуализируется очень важная идея о формировании у личности навыков самооценки и саморегуляции
Библиографический список
поведения - эти качества являются одними из важнейших для процесса развития толерантного сознания.
Толерантное сознание понимается учёными «как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение другого» [11, с. 5]. Толерантное сознание дает возможность сохранить социальную безопасность, в первую очередь, внутри страны, а так же за ее пределами.
При этом формирование опыта толерантного поведения и принятие ценности толерантного сознания может обеспечить молодёжи критичный стиль мышления, мобильность деятельности и способность к диалогу. Сформированное толерантное сознание так же свидетельствует об адекватности человека и созвучности его мировоззрения общим гуманитраным законам. В этой связи, на социально-педагогическом уровне, актуальным становится необходимость усиления внимания вопросам формирования у студенческой молодёжи толерантного сознания.
С.В. Клесова делает важное уточнение и дополнение к данному понятию. Так, она говорит о том, что толерантность - это не уступка, снисхождение или притворство, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций [12].
Как отмечает Н.В. Паряев [11], в основу формирования у студенческой молодёжи толерантного сознания должна быть положена социальная активность молодёжи, которая определяется включенностью будущих специалистов в реализацию региональных программ и проектов по оказанию социальной помощи и поддержке населению. Это позволяет формировать у студенческой молодёжи духовно-нравственные качества, толерантное взаимодействие как механизмы социальной безопасности жизнедеятельности, предотвращать угрозы, насилие и агрессии относительно отдельной личности.
Посударство должно открыто заявить о своей позиции по отношению к молодёжи, использования её высокого потенциала, который в настоящее время реализуется не в полной мере. Оно должно обеспечивать программы поддержки студенчества в образовательных учреждениях по профилактике негативных явлений, нейтрализации асоциального и аддитивного поведения студенческой молодёжи, для выражения активной гражданской позиции в развитии системы духовно-нравственного воспитания [12].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что гуманистическое мировоззрение, основанное на толерантном сознании - это не единожды сформулированная данность, а развивающаяся система прогрессивных взглядов, отражающих стремление человека к жизни, его достойной. Пуманизация образования привела к признанию ценности каждой личности, к признанию «индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом.
1. Абдуразакова Д.М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодёжи в многонациональном регионе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. 1996.
3. Аникст А.А. Культура и искусство эпохи Возрождения. Искусство Раннего Возрождения. Москва: Искусство, 1980.
4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. 2001; 1: 17 - 24.
5. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Москва: «Академия», 2010.
6. Кларин В. Песталоцци. Антология гуманной педагогики. Available at: http://www.fw.ru/Lib/Text/V1/414%20(%E2).html
7. Сухомлинский В.А. О добром сердце. Огонек. 1963; 42: 3 - 4.
8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002.
9. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Москва, 1981; Т. 2: 58.
10. Песталоцци И.Г Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Москва, 1981; Т. 2: 298.
11. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодёжи толерантного сознания как основы социальной безопасности. Диссертация кандидата ... педагогических наук. Екатеринбург, 2007.
12. Клесова С.В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи. Молодой учёный. 2012; 4: 357 - 359. Available at: https://moluch.ru/archive/39/4680/ References
1. Abdurazakova D.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury i obrazovaniya v razvitii tolerantnogo soznaniya molodezhi v mnogonacional'nom regione. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Amonashvili Sh.A. Razmyshleniya o gumannojpedagogike. 1996.
3. Anikst A.A. Kul'tura i iskusstvo 'epohi Vozrozhdeniya. Iskusstvo Rannego Vozrozhdeniya. Moskva: Iskusstvo, 1980.
4. Bondarevskaya E.V. Smysly i strategii lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 2001; 1: 17 - 24.
5. Emel'yanova I.N. Teoriya i metodika vospitaniya. Moskva: «Akademiya», 2010.
6. Klarin V. Pestalocci. Antologiya gumannojpedagogiki. Available at: http://www.fw.ru/Lib/Text/V1/414%20(%E2).html
7. Suhomlinskij V.A. O dobrom serdce. Ogonek. 1963; 42: 3 - 4.
8. Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepciyah vospitaniya. Moskva, 2002.
9. Pestalocci I.G. Izbrannyepedagogicheskie sochineniya: V 2-h t. Moskva, 1981; T. 2: 58.
10. Pestalocci I.G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 2-h t. Moskva, 1981; T. 2: 298.
11. Garyaev N.V. Formirovanie u studencheskoj molodezhi tolerantnogo soznaniya kak osnovy social'noj bezopasnosti. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007.
12. Klesova S.V. Vospitanie tolerantnosti u studencheskoj molodezhi. Molodoj uchenyj. 2012; 4: 357 - 359. Available at: https://moluch.ru/archive/39/4680/
Статья поступила в редакцию 27.02.19