Вопросы общего образования
УДК 159.922.7 ББК Ю941 + Ч400.23
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСТВЕ КАК ФЕНОМЕН ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Г.Я. Гревцева
Нестабильность, свойственная сегодняшнему времени, социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграция, утрата духовно-нравственных ценностных ориентиров, деидеологизация воспитательного процесса привели к обострению проблемы воспитания подрастающего поколения. Обращение к развитию личности в детстве сложная не только как социально-педагогическая, но и как социально-культурная проблема. Значимость социализации личности в детстве, как социально-культурного процесса, возрастает в силу ее особой роли в развитии личности как феномена, интегрирующего в себе интеллектуальную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы. Цель работы -выяснить сущность и особенности социально-культурного развития личности в детстве как процесса ее социализации, структуру и содержание процесса социализации личности в детстве как фактора ее социально-культурного развития. Для достижения поставленной цели в качестве основных были использованы методы анализа, сравнения. Раскрыты особенности социально-культурного развития личности в детстве как процесса ее социализации, выделены культурно-исторические предпосылки возникновения и становления проблемы социализации. В структуре системы социализации личности в детстве, ее социально-культурном развитии выделены и охарактеризованы целевой, содержательный, мотива-ционно-ценностный, практически-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. Определены сущность и особенности социально-культурного развития личности в детстве как процесса ее социализации, структура, содержание процесса социализации личности в детстве как фактора ее социально-культурного развития, раскрыты компоненты социализации личности в детстве. Материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных организаций, организаций начального школьного образования, преподавателями, студентами, аспирантами профессионально-образовательных учреждений и теми, кто занимается решением проблем социально-культурного и педагогического развития личности вообще и личности в детстве в частности.
Ключевые слова: социализация, гражданственность, культурно-исторические предпосылки, факторы социально-культурного развития личности.
К социализации личности как социальному феномену обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые: педагоги, психологи, философы, социологи. Среди них: Л.С. Выготский [3], А.С. Макаренко [13], С.И. Гессен [5], М.Е. Дуранов [7], В.А. Кара-ковский [9], А.В. Кирьякова [10], И.С. Кон [11], Р.А. Литвак [12], А.В. Мудрик [14], Н.Д. Ни-кандров [15], О.Р. Шефер [17] и др.
В условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема социализации детей является одной из приоритетных, так как обусловливает формирование культуры социальных отношений не только отдельной личности, но и социума в целом. Это находит подтверждение в нравственных установках социума, нормативно-правовых документах,
определяющих социальный заказ общества в области социально-культурного развития личности. Следовательно, необходимо рассмотреть: сущность социализации личности в детстве; социально-культурное развитие как феномен социализации личности в детстве; культурно-исторические предпосылки и факторы социально-культурного развития как процесса социализации личности в детстве.
Социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности, выступающий как общественная категория с конкретно заданным результатом. «Социализация как процесс включает в себя усвоение личностью общественных ценностей, социальных норм, навыков, овладение социальными ролями, позво-
ляющими личности выступить как социально-культурный субъект, осуществить свои гражданские права и обязанности. Результатом этого процесса является образование личности» [16, с. 280].
Социализация продолжается в течение всей жизни и выступает в нескольких видах: нравственная, правовая, гражданская. К социализации личности в детстве, кроме приведенных видов, следует отнести развитие активности ребенка, имеющее значимость для общества и самой личности, ценностные ориентации. Вместе с тем, социализация выступает как процесс ориентации и присвоения личностью культурных ценностей, имеющих общественную значимость.
Процесс социализации направлен на установление взаимоотношений с людьми, на познание мира и себя. Вместе с тем социализация связана с социально-культурным развитием личности, включает в себя формирование культуры отношений на уровне нравственных, правовых, эстетических отношений, развитие общественной активности [16, с. 281], выступающие ее специфическими особенностями.
Следовательно, специфическая особенность социализации личности в детстве состоит в ее приобщение к социально-культурным ценностям отношений, включая нравственные, правовые, развитие детской активности, носящей общественную и личностную ценность.
Проблемы социализации личности в детстве средствами воспитательного воздействия в современных условиях связаны с переходом к иному варианту социально-культурного развития, к другой культурной парадигме, включающей национально-культурные традиции и социально-исторический опыт, культуру отношений.
Ориентация на социально-культурные ценности как ценности культуры отношений выступает процессом инкультурации, индивидуального присвоения социально-культурных ценностей, включает в себя:
- развитие самосознания, рефлексивный процесс инкультурации, основывающийся на транзактном анализе. Транзактный анализ -состояние личности, включающее отношения, осознание себя в статусе «Я - дитя», «Я - родитель», «Я - взрослый». Самосознание отражает отношение и понимание себя, осознание того, как другие люди воспринимают человека, как он сам воспринимает других людей.
Важно, как оценивают отношения, поведение, деятельность другие люди;
- развитие общения как процесса отношений. Само общение выступает как диалог культур участников процесса на межличностном, межсоциальном, межнациональном уровнях. Общение включает обмен информацией, ориентацию на соответствующие социально-культурные ценности. Общение - основное средство развития личности в детстве;
- включение личности в систему социально-культурных отношений, в деятельность по созданию культурных ценностей, в процесс взаимодействия с социальной средой, обеспечивающее вхождение личности в систему общественных отношений. Деятельность всех видов, особенно игровая, выступает фактором развития личности в детстве.
Приобретение опыта социально-культурных отношений выступает элементом социализации личности в детстве. А.А. Бодалев, характеризуя личность с психологических позиций, выделяет две группы психологических образований: побудители поведения (отношения к различным сторонам действительности) и исполнительский компонент (способности, умения, навыки). При этом отношения выступают «ядром структуры личности», а потребности и интересы составляют существо отношений [1, с. 5-6]. Следовательно, организуя воспитание ребенка, необходимо учитывать, что отношения отражают уровень социально-культурного развития личности и содержательную часть социализации личности.
Общение в прогностическом плане включает в себя: взаимодействие субъектов, обмен информацией между ними, самоактуализацию личности, формирование социального статуса личности, ориентированность личности на социально-культурные ценности, непрерывное обогащение себя социально-культурными ценностями, развитие межпоколеных связей. Это одна из важнейших проблем социально-культурного развития и социализации личности в детстве.
Развитие социально-культурных потребностей отражает культуру отношений и поведения, выступает как элемент социализации личности. Потребности как духовного, так и предметного характера являются движущей силой развития, побуждают личность к деятельности по их удовлетворению. Духовные потребности удовлетворяются прежде всего с помощью социально-культурных ценностей,
поэтому ориентация на них выступает ведущей задачей развития личности в детстве.
Определяющее воздействие на изменение идеи социализации детей оказывают культурно-исторические предпосылки. По мнению С.И. Гессена, культура обозначает совокупность гражданственности, образованности, цивилизованности. Исходя из такого подхода, он считает, что целью образования является приобщение человека к культурным ценностям [5, с. 27]. Следовательно, социализацию личности следует оценивать через степень освоения детьми общечеловеческой культуры, опыта проживания в национальной культуре, умения понимать друг друга, выполнять в обществе различные социальные роли.
Разработка закономерностей развития культуры связана с методологией культурно-исторического, или цивилизационного, подхода к изучению истории. Данный подход основывается на систематизации очень широкого по содержанию материала, учитывает материальные и духовные ценности, уровень развития общества, стиль мышления, образ жизни и т. п. Гражданское воспитание - одна из сторон общественной системы, явление культурное и социальное, и как продукт развития общества имеет причину возникновения, развития и упадка.
Гражданственность, составляющая социализации личности, у детей формируется в социально-культурном пространстве - «культурной среде, в которой организуется жизнедеятельность человека» [7, с. 19]. Социально-культурное пространство - явление не только социальное, но и культурное, поэтому требует анализа культурно-исторических предпосылок возникновения и становления проблемы гражданского воспитания как фактора социализации детей.
«Под культурно-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы социализации детей следует понимать объективно существовавшие (или существующие) обстоятельства, отражающие исторически определенный уровень развития гражданского общества с присущими ему ценностями и эволюцию теоретических представлений о социализации личности в детстве» [2, с. 76]. Можно выделить следующие группы предпосылок.
К первой группе культурно-исторических предпосылок социализации личности в детстве следует отнести основные характеристики культурно-исторической, общественно-эко-
номической ситуации в общественном развитии, влияющих на становление и развитие личности.
Ко второй группе относится социальный заказ на формирование гражданских качеств у детей, способных адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим условиям, непрерывному технологическому прогрессу, что требует своевременного изменения целей, задач, содержания социально-культурного развития личности в детстве как процесса ее социализации.
К третьей группе предпосылок относится разработка теоретических подходов к социализации личности, исходя из социальной философии, социологии, культурологии, социальной психологии, социальной педагогики. Ведущие идеи данных наук нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Это позволяет проследить эволюцию теоретических представлений и оценить их значимость для социализации и социально-культурного развития личности в детстве.
Четвертая группа предпосылок выступает как результат практической деятельности социально-культурного развития личности в детстве как процесса ее социализации в форме опыта работы образовательных учреждений.
Выяснение предпосылок и взаимосвязи социализации и социально-культурного развития личности в детстве позволяет рассмотреть движущие силы социализации личности в детстве.
Социологи, психологи и педагоги выделяют внешние и внутренние факторы социализации личности: семья, образовательно-воспитательные учреждения, средства массовой информации, различные общественные формирования, деятельность личности, труд, отношения, ее взаимодействие с социумом и др. Факторы выступают в функции движущих сил развития личности. Они органически связаны с социально-педагогическими и социально-психологическими условиями, обеспечивающими их реализацию.
Для социализации личности в детстве значение приобретают следующие факторы: характер социальной среды жизнедеятельности личности (гражданское общество), детские сообщества (формальные и неформальные), общественные воспитательные воздействия (семьи, воспитательных учреждений), ценностные ориентации (личности, семьи
и социального окружения), включение детей в игровую и другие виды деятельности, имеющие социально-культурную ценность.
Остановимся кратко на некоторых из них.
1. Гражданское общество как социально-культурная среда развития личности в детстве. Гражданское общество - это социальное пространство, в котором независимо от государственной власти действуют различные организации, ассоциации, способные вести социально-политический диалог как с государственными органами, так и между собой [4]. Благодаря такому диалогу происходит включение граждан в управление обществом. Гражданин начинает заботиться не только о личном, но и об общественном благе.
В условиях демократического государства гражданское общество имеет многообразные функции, одной из которых выступает социализация индивида (личности в детстве), осуществляемая в трех сферах: деятельности, общении, самосознании. В ее процессе происходит становление личности как гражданина, усвоение им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Гражданское общество предоставляет своим гражданам практику гражданственности, необходимую для формирования их социального опыта. Идея защиты личности ребенка закреплена в международных документах, гарантирующих детям основные права человека. Особая защита детей обуславливается тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения.
Гражданское общество влияет на социализацию личности, включая и ее социально-культурное развитие, непосредственно - как социальная среда жизнедеятельности, опосредованно - через семью, образовательно-воспитательные учреждения.
2. Важным фактором социально-культурного развития личности в детстве является процесс воспитания, осуществляемый главным образом в воспитательно-образовательных учреждениях коллективами педагогов.
Сообщество образовательного учреждения выступает как пространство, где участники воспитательного процесса овладевают искусством сотрудничества, где развиваются общественные детские объединения, собирающие единомышленников.
Ведущее место в воспитательном процессе социализации личности принадлежит ори-
ентациям детей на социально-культурные ценности: самоопределение личности; уважение к правам и свободам человека; человеческого достоинства; к институтам гражданского общества; к нормам и правилам современной демократии; справедливость; равенство перед законом; уважение к национальным традициям и культурным общечеловеческим ценностям; патриотизм; готовность к разумному компромиссу и др. В детском возрасте осмысливаются и присваиваются лишь элементы приведенных ценностей. Самое важное -это формирование отношений, включая отношение к себе, другим людям, обществу, государству.
Социализация личности в детстве зависит от степени ее ориентированности на социально-культурные ценности, оптимального сочетания своих ценностей и требований социальной роли, развития умений оценивать степень понимания социально-культурных личностных отношений.
3. Деятельность детей в общественных объединениях способствует самораскрытию внутреннего мира личности, формированию гражданской позиции. Детские и молодежные организации являются своеобразной средой, в которой происходит социализация и формируются гражданские качества, такие понятия, как гражданский долг, общественная дисциплина, законоуважение. Следует отметить, что формируются они начиная со школьного возраста.
В течение жизни человека меняются цели, формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации. По мнению Н.Д. Ни-кандрова, целью и ориентиром педагогической деятельности по социализации личности являются общечеловеческие ценности [15, с. 35-36].
Таким образом, социализация личности в детстве формируется под воздействием комплекса предпосылок. К ним относятся: уровень демократизации общественных отношений, уровень развития и состояние институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе, а также уровень развития правового самосознания личности, ценностные ориентации, установки, мотивы деятельности и поведения, определяющие состояние готовности к социально значимой, социально-культурной деятельности.
Главным субъектом социализации является личность. Воспитание выступает как
процесс социализации, введение личности в систему социально-культурных отношений. На вопрос, когда начинать воспитание ребенка, А.С. Макаренко [13] ответил: «С самого раннего детства». Следовательно, в этот период начинается и социализация.
Воспитание, т. е. социализация личности, выступает как управляемый процесс, который имеет свой состав, структуру, взаимодействие структурных компонентов. Структурные компоненты системы социализации раскрывают внутреннюю организацию процесса - цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, т. е. способ организации работы, функции системы, обусловливая тем самым движение, развитие, совершенствование системы.
В структуре системы социализации личности в детстве, ее социально-культурном развитии следует выделить целевой, содержательный, мотивационно-ценностный, практически-деятельностный, оценочно-результативный компоненты. Остановимся на каждом из них.
Целевой компонент. Данный компонент представлен определением общих целей социализации детей и ценностно-ориентацион-ными целями воспитания. Целенаправленность процесса приводит к формированию социально-культурного поведения и отношений, затем к целенаправленной деятельности, конечному результату.
Следовательно, цель социализации личности в детстве - формирование культуры социальных отношений. При анализе цели как объекта исследования и изучения принято исходить из ряда положений общефилософского характера: цель является идеально предвосхищаемым результатом деятельности; цель любой деятельности порождается и определяется объективными условиями; цель существует во взаимосвязи со средствами; цель объективно включает в себя результат и процесс; цель выступает как главная направляющая человеческой деятельности, как закон, определяющий способ и характер человеческих действий. Сама цель реализуется через решение соответствующих задач. К задачам социализации средствами социально-культурного развития личности в детстве следует отнести:
- формирование сознания, самосознания растущего человека, социально-культурных нравственных, правовых норм отношений; критического мышления, гражданской ответственности, готовности к активной общественно ценной деятельности;
- развитие потребности в осознанной, целенаправленной социально-культурной деятельности и отношениях;
- воспитание уважения прав и свобод других людей; патриотических чувств как необходимого условия духовного развития и показателя цивилизованности человека; уважения к традициям и ценностям российского общества, ценностного отношения к социальному институту семьи; бережного отношения к окружающей природе.
Целевой компонент выполняет аналитическую, ориентировочную, диагностическую и проектировочную функции.
Содержательный компонент. Данный компонент включает в себя ценности нравственных и правовых отношений; социальные и экологические знания; формирование установки на ответственное отношение к своим действиям. К содержанию относится формирование у детей на разных уровнях развития конкретных навыков и умений поведения и отношений. Цель содержательного компонента -сформировать социально-культурную грамотность, он представлен отбором количественного и качественного содержания гуманитарных знаний о культуре социальных отношений.
Социально-культурное развитие в процессе социализации личности связано с решением системы проблем:
- социально-психологических (человек в мире людей);
- проблем нравственных отношений (нравственные нормы отношений в общественной жизни);
- правовых проблем отношений (права человека и гражданина);
- историко-культурологических проблем (этнические нравы, традиции и обычаи).
Важную роль играет региональный компонент содержания социально-культурного развития личности в детстве. Обращение к местному материалу, реализация личностно ориентированного подхода способствуют формированию культуры отношений лично -сти ребенка.
Особенностями решения задач социализации детей средствами социально-культурного развития являются:
- воспитание эмоциональной сферы;
- проблематизация восприятия действительности через личностно значимые вопросы;
- возможность непосредственного наблюдения реальной действительности;
- активное вовлечение детей в практическую деятельность социально-культурного характера;
- расширение возможностей семейного влияния на формирование культуры отношений исходя из этнокультуры региона.
Содержательный компонент считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. При этом ведущей функцией выступает формирование социально-культурной грамотности личности в детстве.
Следовательно, содержание социализации детей средствами социально-культурного развития представляет собой сложный комплекс, включает в себя: приобщение к социально-культурным ценностям; приобретение знаний и практических навыков культуры общественных отношений; активное участие в коллективной деятельности. Важно сформировать личный опыт культуры отношений.
Мотивационно-ценностный компонент. Этот компонент социализации личности в детстве связан с формированием ценностных мотивов социально-культурных отношений. По мнению И.А. Зимней, мотивационная сфера, или мотивация, является стержнем личности, «...к которому „стягиваются" такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» [8, с. 220]. Дети в процессе социализации не просто познают и усваивают социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывают их в собственные ценности, интересы и потребности, в социально-культурные отношения.
Мотивация к познанию в контексте социально-культурного развития выступает как совокупность причин, которые побуждают ребенка к усвоению знаний и опыта, накопленного предшествующими поколениями. В результате взросления и психосоциального становления личности происходит усиление когнитивных потребностей, интересов и ценностей.
Мотивационно-ценностный компонент системы социализации включает отношение к различным сферам жизнедеятельности лич-
ности в детстве, прежде всего к морально-этической: правовым нормам, природе, окружающей среде.
Целью данного компонента является формирование у детей потребности в воспитании социально-культурных качеств личности; системы ценностных мотивов, применение разнообразных познавательных, волевых, социальных, эмоциональных методов. Социализация личности, ее социально-культурное развитие в детстве связано с формированием системы мотивов:
- общественных (осознание ценности деятельности, желание действовать, нести ответственность за свое поведение и отношение);
- деловых (желание добиться успехов в отношениях, занять соответствующий статус, научиться вести себя и др.);
- личных (особые, индивидуальные интересы: желание быть лучше других, получить одобрение со стороны окружающих).
Личный опыт ребенка отражает противоречивые процессы, происходящие на его глазах, вбирает в себя влияние средств массовой информации, образа жизни и образа мыслей, присущих друзьям, родителям, взрослым. Данный блок реализуется путем использования таких методов и приемов, как убеждение, диалог, создание ситуаций выбора и успеха, обращение к личному опыту ребенка и т. п. Рассматриваемый блок связан с адаптационной, организаторской и практико-ориента-ционной функциями системы социализации личности.
Практически-деятельностный компонент. Данный компонент социализации личности средствами социально-культурного развития реализуется на основе деятельност-ного подхода. Основными средствами реализации данного компонента в социально-культурном образовательном пространстве являются: познавательная, игровая деятельность, общение, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Практически-деятельностный компонент предполагает организацию детского сообщества, в котором реализуются способы деятельности; включает умения, навыки, проявляющиеся в общественно значимой, нравственно-правовой, познавательной и других видах деятельности. Данный компонент находится в тесной взаимосвязи с содержательным и мотивационно-ценностным компонентами и направлен на применение детьми социально-культурных знаний в практической деятель-
ности, формирование ответственного поведения и отношений. Он способствует формированию у детей следующих умений: самостоятельно выполнять поручения; выполнять задания социально значимой, организаторской деятельности.
Практически-деятельностный компонент, исходя из его цели и содержания, реализуется посредством воспитательно-познавательной, организаторской, практико-ориентирован-ной, аналитической, контрольно-оценочной функций.
Оценочно-результативный компонент. Данный компонент социализации средствами социально-культурного развития личности в детстве связан со сбором информации о ходе педагогического процесса, ее анализом и сопоставлением с целью социализации, оценкой полученных результатов, принятием решений о корректировке педагогического процесса и цели деятельности.
Все компоненты структуры процесса социализации личности тесно взаимосвязаны, что проявляется в следующем:
- в содержании каждого компонента отражается одна из сторон социально-культурного развития личности в детстве;
- в совокупном выполнении системой социализации личности организаторской, прогностической, проектировочной, воспитательно-познавательной, практико-ориенти-рованной, адаптационной, аналитической, диагностической, контрольно-оценочной функций.
Таким образом, социализация выступает как процесс и результат целенаправленного развития личности, влияния социально-культурной среды и ее самообразования.
Социально-культурная среда выступает как средство и ведущий фактор социализации и социально-культурного развития личности в детстве.
Социально-культурное развитие личности выступает, с одной стороны, как ядро, результат социализации; с другой - как фактор социализации человека.
Социально-культурное развитие, как ядро социализации личности, включает в себя формирование нравственной, правовой культуры отношений и развитие активности личности, имеющей общественную ценность.
Приобщение к социально-культурным ценностям - магистральный путь социализации личности в детстве.
Социализация личности имеет свои социально-исторические, культурологические предпосылки объективного характера и факторы, как движущие силы свершения воспитательно-образовательного процесса.
Литература
1. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 1988. - 188 с.
2. Большакова, З.М. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева, Н.Н. Тулькибаева. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 283 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. - 1991. - № 7. - С. 19-35.
5. Гессен, С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию: учеб. пособие для вузов / С.И. Гессен. - М.: Школа-пресс, 1995. - 447 с.
6. Дуранов, М.Е. Теория и методология социокультурного образования и развития личности / М.Е. Дуранов, Е.В. Швачко. - М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 240 с.
7. Дуранов, И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика: моногр. / И. М. Дуранов. - Магнитогорск: Изд-во Магнит. гос. ун-та, 2003. - 298 с.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. - М. : Логос, 1999. - 384 с.
9. Караковский, В.А. Через тернии к звездам / В.А. Караковский; ред. Л. Каминская, Ю. Каминский. -М. : Логос, 2003. - 207 с.
10. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. -Оренбург: Изд-во Оренбург. гос. пед. ин-та, 1996. - 232 с.
11. Кон, И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон. -М. : Политиздат, 1978. - 368 с.
12. Литвак, Р. А. К уточнению понятия «гражданская социализация» / Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 1 (29). -С. 155-159.
13. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1988. -304 с.
14. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М. : Академия, 1999. - 184 с.
15. Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. - Екатеринбург: УГППУ, 2000. - 255 с.
16. Социокультурный феномен детства:
моногр. / под общ. ред. Р.А. Литвак, М.Е. Ду-ранова. - Челябинск, 2013. - 355 с.
17. Шефер, О.Р. Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения физике: моногр. / О.Р. Шефер. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 156 с.
Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств, [email protected].
Поступила в редакцию 27 ноября 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series "Education. Educational Sciences" _2015, vol. 7, no. 1, pp. 23-31
CHARACTERISTIC FEATURES OF THE SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF A PERSON IN CHILDHOOD AS A PHENOMENON OF SOCIALIZATION
G.Ya. Grevtseva, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The instability and social differentiation of modern society together with economic disintegration and deideologization of the educational process have intensified the problem of educating the younger generation. Developing personality in a child is a complex problem that has not only social and pedagogical aspects but also a socio-cultural one. The importance of children socialization as a social and cultural process is increased due to its special role, that is to develop the personality as a phenomenon that integrates intellectual, emotional, sensual and activity spheres.
The aim of the paper is to reveal the nature, characteristic features, structure and content of the socio-cultural development process as a factor of socio-cultural development. To achieve the aim the methods of analysis and comparison were used. The features of the socio-cultural development of a person in childhood as a socialization process were revealed. The target, content, motivational, practical, assessment components were singled out and characterized from the system structure of a person socialization in childhood. The materials can be used at different levels of education by teachers, students, post-graduates of professional education institutions and those who are engaged in solving problems of socio-cultural and pedagogical development.
Keywords: socialization, civic consciousness, cultural and historical background, factors of socio-cultural development of a person.
References
1. Bodalev A.A. Psikhologiya o lichnosti [Psychology about Personality]. Moscow, MGU Publ., 1988. 188 p.
2. Bol'shakova Z.M., Grevtseva G.Ya., Tul'kibaeva N.N. Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical Technologies]. Chelyabinsk, ChGPU Publ., 2014. 283 p.
3. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Pedago-gika Publ., 1991. 480 p.
4. Gadzhiev K.S. [The Concept of Civil Society: Ideological Origin and Main Formation Landmarks]. Questions of Philosophy, 1991, no. 7, pp. 19-35. (in Russ.)
5. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Basics of Pedagogy: an Introduction to Applied Philosophy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1995. 447 p.
6. Duranov M.E., Shvachko E.V. Teoriya i metodologiya sotsiokul'turnogo obrazovaniya i razvi-tiya lichnosti [Theory and Methodology of Socio-Cultural Education and Personal Development]. Moscow, VLADOS Publ., 2014. 240 p.
7. Duranov I.M. Sotsiokul'turnye osnovy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashcheysya molodezhi: teoriya i praktika [Socio-Cultural Foundations of Civic and Patriotic Upbringing of Students: Theory and Practice]. Magnitogorsk, Magnitogorskiy Gosudarstvennyy Universitet Publ., 2003. 298 p.
8. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Logos Publ., 1999. 384 p.
9. Karakovskiy V.A. Cherez Ternii k Zvezdam [Through Difficulties to the Stars]. Moscow, Logos Publ., 2003. 207 p.
10. Kir'yakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey [Orientation Theory of the Individual in the World of Values]. Orenburg, Orenburgskiy Gosudarstvennyy Institut Publ., 1996. 232 p.
11. Kon I S. Otkrytie "Ya" [Opening of "I"]. Moscow, Politizdat Publ., 1978. 368 p.
12. Litvak R.A., Grevtseva G.Ya. [To Clarify the Concept of "Civic Socialization"]. Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2012, no. 1 (29), pp. 155-159. (in Russ.)
13. Makarenko A.S. Vospitanie grazhdanina [Upbringing for Citizenship]. Moscow, Prosveshche-nie Publ., 1988. 304 p.
14. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 1999. 184 p.
15. Nikandrov N.D. Rossiya: sotsializatsiya i vospitanie na rubezhe tysyacheletiy [Russia: Socialization and Upbringing at the Turn of the Millennium]. Ekaterinburg, UGPPU Publ., 2000. 255 p.
16. Litvak R.A., Duranov M.E. Sotsiokul'turnyy fenomen detstva [Socio-cultural Phenomenon of Childhood]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts Publ, 2013. 355 p.
17. Shefer O.R. Metodika vospitaniya grazhdanstvennosti, patriotizma i nravstvennosti v protsesse obucheniya fizike [Methodology of Civic, Patriotism and Morality Upbringing in the Process of Learning Physics]. Chelyabinsk, ChGPU Publ., 2002. 156 p.
Received 27November 2014