Научная статья на тему 'Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества'

Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3467
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIALIZATION / INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION / PERSONALITY / SOCIO-CULTURAL SOCIETY / CONCEPTIONS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна

Многообразные изменения в различных сферах общества обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы социализации личности, актуализировали задачу изучения механизмов социализации. Нарастающая активность употребления и многозначности термина «социализация» в научной литературе требует изучения и оценки как самого явления социализации, так и анализа его отражения в современной терминологии. На основе развернутого анализа рассмотрен генезис идей социализации и определены ее основные этапы. Процесс социализации личности рассмотрен как социально-педагогическое явление. Анализируются различные концепции социализации, рассматриваются институты социализации, воздействующие на личность как на субъекта социокультурного общества, осуществляется обзор основных подходов к содержанию социализации личности, определяются уровни, этапы, стадии и факторы социализации. На основании анализа концепта «социализация» выводится определение «социализация личности», которое рассматривается как процесс вхождения личности в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющим ей функционировать в качестве полноправного члена общества. Определены социокультурные компетенции личности, которые заключаются в ценностно-смысловой ориентации, задающие гуманные ценности и идеалы, обусловливающие социально-культурную активность и запускающие механизмы самоактуализации. Убедительно доказано, что социализация представляет собой продукт длительного исторического познания, содержание которого меняется и обогащается по мере углубления познания человеком объективной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASICS OF PERSONALITY’S SOCIALIZATION AS SUBJECT OF SOCIO-CULTURAL SOCIETY

A lot of changes in different spheres of a society have caused broad interest and social importance of problems of personality’s socialization, and also have actualized the task of studying the mechanisms of socialization. Increasing activity of using the term “socialization” in science literature demands studying and evaluation as socialization in general and as an analysis of its reflection in modern terminology is considered. The genesis of points of socialization is considered with a help of a detailed analyses and also basic stages are determined. The process of personality’s socialization is seen as a sociopedagogical aspect. The author analyzed different conceptions of socialization, considered institutions of socialization, which influence the personality as a subject of socio-cultural society. Also it shown the general approaches to the content of personality’s socialization, has determined levels, stages and factors of socialization. According to analysis of the concept “socialization”, the term “personality’s socialization” is made which considered as a process of social adaptation of a personality. As a result of this process, acquiring of a system of knowledge, social norms, examples of behavior for certain social roles, knowing spiritual and cultural values, which make it exists as a member of society are done socio-cultural competences of a personality are determined. These competences are the valuable orientation, which stands humanitarian values and ideals, considering socio-cultural activity and making the mechanisms of self-actualization. It is proved that socialization is the product of the long history studying, which content has changed and become wider within man knowledge of our objective reality.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 37(094)+008.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА

© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социокультурных коммуникаций и актерского мастерства, зав. отделением допрофессионального образования, e-mail: [email protected]

Многообразные изменения в различных сферах общества обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы социализации личности, актуализировали задачу изучения механизмов социализации. Нарастающая активность употребления и многозначности термина «социализация» в научной литературе требует изучения и оценки как самого явления социализации, так и анализа его отражения в современной терминологии. На основе развернутого анализа рассмотрен генезис идей социализации и определены ее основные этапы. Процесс социализации личности рассмотрен как социально-педагогическое явление. Анализируются различные концепции социализации, рассматриваются институты социализации, воздействующие на личность как на субъекта социокультурного общества, осуществляется обзор основных подходов к содержанию социализации личности, определяются уровни, этапы, стадии и факторы социализации. На основании анализа концепта «социализация» выводится определение «социализация личности», которое рассматривается как процесс вхождения личности в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющим ей функционировать в качестве полноправного члена общества. Определены социокультурные компетенции личности, которые заключаются в ценностно-смысловой ориентации, задающие гуманные ценности и идеалы, обусловливающие социально-культурную активность и запускающие механизмы самоактуализации. Убедительно доказано, что социализация представляет собой продукт длительного исторического познания, содержание которого меняется и обогащается по мере углубления познания человеком объективной действительности.

Ключевые слова: социализация; концепции социализации; институты социализации; личность; социокультурное общество.

Возрастание значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизнедеятельности человека - одна из отличительных особенностей современного социума, побуждающая педагогику серьезно заняться проблемами формирования личности нового формата, где важная роль отводится процессу социализации.

Изучение сущности и особенностей становления гуманистической личности как субъекта социально-культурной сферы, ее социализации показывает, что этот процесс нуждается в детальном рассмотрении в связи с психофизиологическими процессами и возрастной динамикой, особенностями поведен-

ческих и деятельностных моделей личностной самореализации.

В настоящее время существуют достаточно острые социальные проблемы, характеризующие современное состояние российского общества, к которым можно отнести резкое усложнение всей общественной ситуации в целом, приводящее к затрудненности ее восприятия «средним человеком»; обесценивание жизненного опыта человека, к чему приводит разрушение всех привычных структур общества, тотальное его переустройство; резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении

социального контроля; кризис в нравственно-духовной сфере и пр. [1].

В связи с этим в условиях новой социокультурной парадигмы приоритетными представляются такие качества человека, как индивидуальность личности, творческая активность и способность ориентироваться в социуме, а именно умение прогнозировать, гибко переходить в новые виды жизнедеятельности, выстраивать социальные роли и пр. Современному человеку требуется разрешать любую социокультурную ситуацию, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

В связи с этим в условиях новой социокультурной парадигмы современное социокультурное сознание, отказываясь от заранее определенных стереотипов, начинает признавать за личностью право быть самой собой: иметь собственный социальный опыт, самоопределяться в культуре, проявлять свою индивидуальность во всех направлениях жизнедеятельности в различных социальных группах, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность в самовыражении.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - становление человека частью общества, изучаемое рядом наук; процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [2]. Социализация включает в себя самостоятельные аспекты, а именно субъектный (от кого к кому передается культура); объектный (что именно - знания, навыки, установки, ценности - при этом передается); процессуальный (пути и способы передачи); институциональный (посредством каких специализированных социальных институтов это осуществляется) [3].

Дифференциация процессов и институтов социализации (семья, образовательные учреждения и учреждения культуры и досуга, СМИ, церковь, компании сверстников и пр.) тесно связана с организацией общества и его социальной структурой. К сожалению, сегодня все эти институты функционируют разобщенно, не в единой системе, каждый

преследует свои цели, при этом наблюдается тенденция их деградаций.

По мнению Ф.А. Мустаевой, процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями [1]. Тем не менее социализация есть положительный социальный процесс, противоречиво обеспечивающий предпосылки для формирования индивидуальности. Чем стремительнее развивается общество, тем более динамичными становятся процессы, тем более субъективны и непредсказуемы результаты социализации [1].

Рассмотрим некоторые научные подходы к процессу социализации личности как субъекту социокультурного общества.

Так, Э. Дюркгейм, анализируя процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. По мнению Т. Парсонса, «социализация - это ин-тернализация культуры общества, в котором ребенок родился, ... освоение реквизита ори-ентаций для удовлетворительного функционирования в роли». Ч.Х. Кули считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы). А. Халлер разработал концепцию «значимого другого», согласно которой «значимый другой» - это тот человек, чье мнение и оценки наиболее важны, а потому они оказывают наиболее существенное влияние на формирование образа Я. Анализ концепции И. Таллмена позволяет сделать вывод о том, что процесс социализации в первичных социальных объединениях (семье и др.) не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам способен в какой-то мере их стимулировать. В концепции социализации У. Бронфенбренне-ра развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия на него объективных условий (системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем) или наоборот, а в результате их постоянного взаимодействия. И.С. Кон социализацию детей трактует как «способ существования и трансмиссии культуры» [3].

Большое внимание проблеме социализации личности уделялось и в исследованиях отечественных ученых. Так, Г.М. Андреева рассматривает социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [4]. В концепции А.В. Петровского социализация рассматривается с позиций диалектического единства прерывности и непрерывности [5]. Воззрения В.С. Мухиной сводятся к тому, что социализация рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность [6]. По мнению Л.В. Мардахаева, социализация представляет собой процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [7].

Таким образом, анализ основных подходов к феномену «социализация» показал, что социализация происходит в следующих процессах: стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; целенаправленного создания условий для развития человека; самоизменения человека [3].

Итогом становления личности, как результата ее социализации, является формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой. В данной связи большую актуальность приобретает инкультуративный подход. Становление человека как личности невозможно без его взаимодействия с окружающим его пространством, с миром культуры, снимающим противоречия между его природным и социальным началами.

Так, по мнению М. Херсковица, понятие «социализация» не охватывает в полном объеме процессы усвоения личностью определенных культурных аспектов общества (знаний, верований, ценностей и т. д.), что по-

зволило ему ввести в научный оборот такое понятие, как «инкультурация».

Разделяя понятия «социализация» и «инкультурация», под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, необходимого для исполнения социальных ролей. Инкультурация - это вхождение индивида в конкретную форму культуры через усвоение моделей поведения человека в социуме. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре и социуму нормы поведения, в результате чего формируются его когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и ин-культурации проходят одновременно.

Вслед за М. Херсковицем инкультурация в отечественной науке рассматривалась как процесс освоения традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры той среды, к которой принадлежит индивид (К.М. Хорунженко), как усвоение существующих привычек, норм, паттернов поведения, свойственных данной культуре (В.Г. Николаев), как обучение традициям и нормам поведения в конкретной социокультурной ситуации (А.И. Кравченко).

Основным механизмом процесса вбирания в себя всей массы социокультурных артефактов является процесс интериоризации, т. е. формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности [8]. В процессе инкультурации личность постепенно переходит от интериоризации к экстериоризации (от лат. exterior - наружный, внешний) - процессу порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в процессе интерио-ризации внешней социальной деятельности человека [8]. Важнейшим механизмом инкультурации выступает и процесс идентификации (возрастной, социокультурной и т. д.), т. е. отождествление людьми друг друга и себя с определенной социальной категорией по конкретному признаку (личностными чертами, групповыми нормами, ценностями и т. п.), принятие ее целей и ценностей, осознание себя ее полноправным членом [8].

Помимо вышеперечисленных механизмов приобщения личности к социокультур-

ному потенциалу общества и его ценностным приоритетам существуют определенные пути включения личности в социокультурную среду - наблюдение, подражание, общение, обучение, образование, воспитание, профессиональная и творческая деятельность. В этих процессах создаются, воспринимаются, используются, изменяются, отвергаются, накапливаются духовно-нравственные и социально-значимые ценности.

Важную роль в процессе социализации играют концепции формирования, становления и воспитания личности. Так, концепция становления современной личности, предложенная Н.Е. Щурковой, направлена на формирование образа жизни достойного Человека. В рамках концепции педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О.С. Газмана воспитание рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. В контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского процесс духовно-нравственного развития личности может быть представлен как процесс ин-териоризации ценностей традиционной культуры, который протекает при условии непрерывности и постоянного усложнения. По мнению Е.В. Бондаревской, «формирование Человека культуры возможно только как формирование гуманной (гуманизированной) личности», как субъекта культуры и собственной жизни в единстве его природных, социальных и культурных свойств [8].

Личность, вступая в культурное пространство социума, должна пройти процесс социокультурной адаптации, т. е. соотнести свои интересы, жизненные установки, правила и ценности с этими атрибутами общества. Процесс социокультурной адаптации непрерывен и взаимозависим на протяжении всей жизнедеятельности индивида, т. к. меняющиеся условия существования влекут за собой изменения личностного плана, и наоборот.

Совершенно очевидно, что всю жизнедеятельность индивида, с точки зрения его отношений с социумом, условно можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга периодов, каждый из которых акцентирует те или иные мотивы и направления организации деятельности лич-

ности. К ним мы относим период соприкосновения с социально-культурной средой общества; период вхождения, познания, осмысления и социокультурной адаптации; период творчества и самосовершенствования; период самореализации и самоактуализации. Уровень каждого цикла развития находится в тесной взаимосвязи как с предыдущим, так и с последующим [8].

Процесс социализации личности как субъекта социокультурного общества представляет собой длительный, непрерывный процесс, который не носит ограниченный временной характер и остается актуальным до тех пор, пока личность не будет готова к самосовершенствованию и самоопределению. Этот процесс включает в себя четыре основных возрастных периода: дошкольный возраст, когда у ребенка появляется осознание собственного Я и ощущение способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий; подростковый возраст, когда формируется самосознание, закладываются основы социально-культурных ценностей; юношеский возраст, когда собственный стиль, индивидуальный характер, система ценностей достигает регу-лятивно-творческого уровня; социально-устойчивый возраст, когда складывается система социокультурной регуляции и саморегуляции в единую ценностно-смысловую ориентацию [8].

Формирование и становление гуманистической личности происходит по таким направлениям, как усложнение и иерархиза-ция регулятивных механизмов жизнедеятельности, интериоризация внешних регуляторов, становление механизмов саморегуляции и самодетерминации, что позволяет выделить четыре уровня социализации, соотносящиеся с основными возрастными периодами жизни человека.

Первый уровень - уровень первичной социокультурной фрустации - связан главным образом с потреблением индивидом социокультурных ценностей и приходится на дошкольный период. Второй уровень - уровень социокультурной адаптации и идентификации - предполагает появление у индивида способности к оценке и выбору важных для него социокультурных ценностей и наступает, как правило, в школьном возрасте. Третий уровень - уровень социально-куль-

турной самоорганизации - период проблемно-личностного самоопределения молодежи, формирования самосознания и собственного мировоззрения. Четвертый уровень - уровень социально-культурной самореализации и самоактуализации - представляет собой период биологической и интеллектуальной зрелости человека и связан с появляющейся способностью к творчеству, производству и трансляции социокультурных благ [8].

Социально-практическая обусловленность выявленных уровней социализации личности позволила определить значимость социально-культурных компетенций как результата процесса формирования субъекта социокультурного общества. Во всей иерархии понятия «компетенция» мы выделяем приоритетные компетенции, определяющие понятия «социокультурная компетентность», содержание которой определяется ценностно-смысловой, общекультурной, познавательной, информационной, коммуникативной и социальной компетенциями [8].

Социокультурная компетенция предполагает овладение комплексной процедурой, совокупностью образовательных компонентов, носящих социокультурный характер. Так, социально-культурная компетенция уровня первичной социокультурной фруста-ции, по нашему мнению, представляет собой способность личности к достижению элементарной и функциональной грамотности (первоначальные умения, навыки, мировоззренческие, поведенческие и рекреативно-коммуникативные качества личности), к овладению знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семья, игра, общение; слушатель, исполнитель, зритель и т. п.), необходимых для формирования творческой активности [8].

На уровне социокультурной адаптации и идентификации социокультурная компетенция выступает как способность овладевать знаниями, умениями и навыками, духовно-нравственными и культурными ценностями, нормами и традициями, совместной деятельностью в коллективе, рекреативно-коммуникативной этикой, приобретать опыт соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях, определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, обществе [8].

Социокультурная компетенция третьего уровня - уровня социокультурной самоорганизации - заключается в способности к овладению вариативными спектрами различных технологий, идентифицированию собственных образовательных потребностей, формированию условий для личностной самоорганизации, основ индивидуального стиля деятельности социально-рефлексивной культуры, приобретению навыка самообразовательной культуры, активности, ответственности, толерантной коммуникативной культуры и получению индивидуального опыта самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию [8].

Четвертый уровень социокомпетенции -уровень социально-культурной самореализации и самоактуализации - есть высшая стадия социализации личности. На данном уровне способность проявляется в сформи-рованности единой системы социально-значимых и духовно-нравственных качеств личности, социокультурной мобильности, инициативности, ответственности, корпоративной коммуникации, умений владеть этикой социокультурных отношений, способами культурного самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоконтроля и самореализации, навыков художественно-творческой и рекреативной активности, осознанной трансляции опыта общения в поликультурном обществе, основанной на знаниях ценностей и традиций социума [8].

Таким образом, данные уровни являются основой для целеполагания в самоактуализации и выступают ориентиром для выбора социокультурных технологий, стимулирующих процесс социализации личности.

Социализация, как было выявлено ранее, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия многих обстоятельств, совокупное влияние которых на личность требует от личности определенного поведения и активности. Эти обстоятельства называют факторами социализации.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако для нас представляется наиболее важной классификация, предло-

женная А.В. Мудриком, включающая в себя четыре группы факторов социализации, а именно мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов, влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами факторов); мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы - факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодейтсвуют (семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум) [3].

При этом процесс социализации не может ограничиваться только вышеперечисленными факторами. Необходимо учитывать и другие факторы, среди которых мы выделяем наследственные и врожденные особенности, факторы среды, нацию, ментальность, этнос, личную роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

В процессе социализации личность проходит определенные стадии (этапы) и ступени.

При всем многообразии различных подходов к выделению этапов социализации нами отмечаются этапы, определенные А.В. Мудриком, к числу которых он относит стихийную (происходит на протяжении всей жизнедеятельности личности в процессе его стихийного взаимодействия с обществом), относительно направляемую (происходит в процессе и результате взаимодействия личности с государственными и общественными организациями), относительно социально контролируемую социализацию (воспитание, представляющее собой относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей

организации и групп, в которых оно осуществляется) [3].

Если говорить о стадиях социализации личности, то наряду с вышеописанными уровнями социализации по возрастным признакам мы выделяем также стадии по характеру отношения к трудовой деятельности: дотрудовая (ранняя социализация) (школы, стадия обучения), трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллектива), посттрудовая (стадия выхода на пенсию), стадия самореализации на пенсии.

Таким образом, исходя из характеристик этапов и стадий социализации мы наблюдаем, что процесс социализации носит непрерывный характер, где на каждой стадии реализуются свои цели и задачи с учетом возрастных и средовых компонентов. При этом каждый человек проходит определенные ступени социализации: идентификацию (освоение социальных ценностей и норм, в результате чего личность учится соответствовать социуму), персонализацию (стремление личности к собственной персонализации, самоактуализации, определенному ее воздействию на других членов общества) и индивидуализацию (интеграция личности в определенную социальную группу, где раскрываются собственные свойства и возможности).

Надо отметить, что социализация осуществляется также с помощью широкого набора средств, характерных для конкретного общества, социального слоя, возрастных особенностей личности. Основополагающими в процессе социализации младших школьников выступают такие, как язык и речь агентов социализации; окружающие индивида продукты материальной и духовной культуры; стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в различного рода организациях; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт и пр.).

Социализация личности во взаимодействии с вышеперечисленными факторами, стадиями и уровнями происходит также при помощи определенных механизмов социализации. Обобщая имеющиеся определенные классификации механизмов в контексте нашего исследования мы остановимся на несколько универсальных механизмах социа-

лизации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе социокультурного самоопределения личности. Среди них мы выделяем психологические и социально-педагогические.

К психологическим механизмам социализации личности мы относим такие, как им-принтинг (запечатление) (фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей, воздействующих на него жизненно важных объектов), экзистенциальный нажим (влияние условий бытия на человека, овладение им родным и неродными языками, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем), подражание (произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми личность сталкивается во взаимодействии с окружающими ее людьми и средствами массовой коммуникации), идентификация (отождествление) (эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами), рефлексия (внутренний диалог, при котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социализации) [3].

К социально-педагогическим механизмам социализации причисляют традиционный (усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения), институциональный (взаимодействие человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими, наряду с основными функциями социализации (производственные, общественные, клубные и другие структуры, средства массовой коммуникации и пр.)), стилизованный (проявление определенной субкультуры, обнаруживающей себя в ряде норм поведения и взаимоотношений, в некоторых чертах стиля поведения и общения, речи, внешнем виде, способах свободного времяпрепровождения), межличностный (взаимодействие индивида с субъективно значимыми для него лицами (родители, уважаемый взрослый, друг-сверстник и др.)), информа-

ционный механизмы (воздействие на личность путем трансляции информации и демонстрации определенных образцов поведения героев и опосредованно (различные направления деятельности СМИ), и непосредственно (образовательно-воспитательные программы, кинофильмы и пр.)) [3].

Тем не менее, несмотря на общие подходы к процессу социализации личности как субъекта социокультурного общества, необходимо учитывать, что у каждого конкретного индивида с учетом различных половозрастных, социокультурных и профессиональных особенностей соотношение роли механизмов социализации различно и временами существенно.

Таким образом, построение процесса социализации личности как субъекта социокультурного общества позволяет сформировать объективные условия для расширения знаний, приобретения опыта, овладения социальными ролями, способами разного рода деятельности, что позволит личности реализовать свой социокультурный потенциал.

Социализация представляет собой качественно новое явление и составную часть структуры образовательной и социально-культурной сферы; социализация есть развитие и самоизменение личности в процессе усвоения и воспроизводства духовно-нравственных и культурных ценностей, расширение услуг по приобретению знаний, умений и навыков, социальных норм и установок, определенных образцов поведения, как приобретение социально-культурного опыта; социализация позволяет усилить активность образования и профессиональной деятельности, конструировать личности свою собственную субъективную реальность.

Социализация личности как субъекта социокультурного общества выступает процессом формирования новой парадигмы образовательной функции, позволяющей обеспечить конкурентное преимущество гуманистической личности, способной к адекватному ответу на духовно-нравственные и культурные потребности социума.

1. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. Москва; Екатеринбург, 2003.

2. Новый словарь иностранных слов. Мн., 2005.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2007.

4. Андреева Г.М.Социально-психологические проблемы исследования личности // Социальная психология. М., 1998.

5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. М., 2007.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2005.

8. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.

1. Mustaeva F.A. Sotsial'naya pedagogika. Moskva; Ekaterinburg, 2003.

2. Novyy slovar' inostrannykh slov. Mn., 2005.

3. MudrikA.B. Sotsial'naya pedagogika. M., 2007.

4. Andreeva G.M.Sotsial'no-psikhologicheskie problemy issledovaniya lichnosti // Sotsial'naya psikhologiya. M., 1998.

5. Petrovskiy V.A. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektnosti. Rostov n/D, 1996.

6. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya. M., 2007.

7. Mardakhaev L.V. Sotsial'naya pedagogika. M., 2005.

8. Manger T.E. Diversifikatsiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'tur-noy sfere: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. Tambov, 2007.

Поступила в редакцию 29.08.2014 г.

UDC 37(094)+008.2

PEDAGOGICAL BASICS OF PERSONALITY'S SOCIALIZATION AS SUBJECT OF SOCIO-CULTURAL SOCIETY

Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of Social and Cultural Communication and Acting Skills Department, Head of Pre-professional Education Department, e-mail: [email protected]

A lot of changes in different spheres of a society have caused broad interest and social importance of problems of personality's socialization, and also have actualized the task of studying the mechanisms of socialization. Increasing activity of using the term "socialization" in science literature demands studying and evaluation as socialization in general and as an analysis of its reflection in modern terminology is considered. The genesis of points of socialization is considered with a help of a detailed analyses and also basic stages are determined. The process of personality's socialization is seen as a socio- pedagogical aspect. The author analyzed different conceptions of socialization, considered institutions of socialization, which influence the personality as a subject of socio-cultural society. Also it shown the general approaches to the content of personality's socialization, has determined levels, stages and factors of socialization. According to analysis of the concept "socialization", the term "personality's socialization" is made which considered as a process of social adaptation of a personality. As a result of this process, acquiring of a system of knowledge, social norms, examples of behavior for certain social roles, knowing spiritual and cultural values, which make it exists as a member of society are done socio-cultural competences of a personality are determined. These competences are the valuable orientation, which stands humanitarian values and ideals, considering socio-cultural activity and making the mechanisms of self-actualization. It is proved that socialization is the product of the long history studying, which content has changed and become wider within man knowledge of our objective reality.

Key words: socialization; conceptions of socialization; institutions of socialization; personality; socio-cultural society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.