СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
А. Н. ЛАРИН
В статье на основе развернутого анализа рассмотрен генезис идей социализации и определены ее основные этапы становления и развития. Процесс социализации личности рассмотрен как социально-педагогическое явление. Автор анализирует различные концепции социализации, рассматривает институты социализации, воздействующие на личность младшего школьника, осуществляет обзор основных подходов к содержанию социализации младших школьников, определяет естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи социализации.
На основании анализа концепта «социализация» автор выводит определение «социализация младших школьников», которое им рассматривается как процесс вхождения младшего школьника в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Ключевые слова: социализация, концепции социализации, институты социализации, личность.
Возрастание важности индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизнедеятельности человека - одна из характерных особенностей современного общества, приковывающая внимание педагогической науки к проблеме формирования личности нового типа - гуманистической личности.
Многообразные изменения в различных сферах жизнедеятельности социума обусловили широкий интерес и вскрыли социальную важность проблемы социализации личности, актуализировали задачу изучения механизмов социализации.
Изучение сущности и особенностей становления гуманистической личности как субъекта социально-культурной сферы, ее социализации показывает, что этот процесс нуждается в детальном рассмотрении в связи с психофизиологическими процессами и возрастной динамикой, особенностями поведенческих и деятельностных моделей личностной самореализации.
В настоящее время существуют достаточно острые социальные проблемы, характеризующие современное состояние российского общества, к которым можно отнести:
- резкое усложнение всей общественной ситуации в целом, приводящее к затрудненности ее восприятия «средним человеком»;
- обесценивание жизненного опыта человека, к чему приводит разрушение всех привычных структур общества, тотальное его переустройство;
- резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля («сброс давления»);
- переживание значительной частью населения ощущения катастрофы, к чему приводит постоянное нарастание негативных изменений (рост цен, развитие безработицы, преступности и т. д.);
- кризис в нравственно-духовной сфере [9].
В связи с этим в условиях новой социокультурной парадигмы приоритетными представляются такие качества человека, как индивидуальность личности, творческая активность и способность ориентироваться в социуме, а именно: умение прогнозировать, гибко переходить в новые виды жизнедеятельности, выстраивать социальные роли и пр. Современному человеку требуется разрешать любую социокультурную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Процесс социализации требует сохранения и передачи накопленных знаний, выработки социальных ролей, а также получения опыта в различных сферах жизнедеятельности личности. В этой связи возрастает роль содержания обучения как совокупность всех компонентов образовательного процесса, которые необходимы для трансляции накопленного практического и духовного опыта.
Сегодня, когда в обществе огромное значение уделяется развитию личности, когда основным направлением в реформировании отечественной
системы образования и воспитания становится активизация ее творческого потенциала, проблема социализации младших школьников приобретает особую актуальность.
Развитие личности зависит от меняющихся условий его взаимодействия с окружающим миром, с социумом. Данный процесс можно определить как процесс социализации - процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, процесс самоизменения и самореализации личности, обусловленный конкретными социальными условиями.
Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с организацией общества и его социальной структурой. Еще в древнейших обществах осуществлялась социализация детей совместными усилиями целой общины, в основном с помощью поэтапного включения детей по мере их взросления в различные формы игровой, общественной, производственной и церемониальной деятельности. В силу трансформации общества важнейшим институтом первичной социализации становится семья, что позволило индивидуализировать и одновременно социально дифференцировать содержание, задачи и методы воспитания в зависимости от имущественного положения и социального статуса конкретной семьи. Тем не менее, воспитание в семье никогда не могло обеспечить соответствующую подготовку ребенка к расширяющимся и усложняющимся формам жизнедеятельности, поэтому на арену выходят новые общественные образования, такие как школа, институт, особые формы производственного ученичества, средства массовой коммуникации и т. п., чье значение резко возрастает.
В настоящее время институты социализации в России представлены семьей, образовательными учреждениями и учреждениями культуры и досуга, СМИ, Церковью, компаниями сверстников. Но все эти институты функционируют разобщено, не в единой системе, каждый преследует свои цели, при этом наблюдается тенденция их деградаций.
Так, российская семья переживает небывалый в мировой истории кризис: увеличилось количество неполных семей, массовое насилие над детьми и пр. Образование, как один из основных институтов социализации медленно разрушается, мощная система дошкольных учреждений была практически уничтожена и теперь с большим трудом восстанавливается. Системное разрушение российской школы происходит под влиянием таких факторов, как коммерциализация, рыночные отношения; цели формирования личности во многом утрачены, размываются критерии качества, утрачивается
опора на предшествующий отечественный и зарубежный опыт и т. д. Реформирование высшей школы привело к противоречиям между обществом и целями, содержанием, темпами внедрения в образовательный процесс новых технологий. В вузах ослаблена воспитательная работа со студентами, мотивация студентов к получению знаний на очень низком уровне, что также негативно сказалось на качестве социализации. Влияние других институтов социализации на личность также сказывается не лучшим образом - досуг компании сверстников направлен, в основном, на вредные привычки или бездумное времяпровождение, церковь делает только первые шаги по привитию детям и молодежи незыблемых ценностей.
Все это позволяет актуализировать проблему социализации младших школьников в современное сообщество благодаря деятельности досуговых учреждений и искать инновационные подходы к содержанию процесса социализации.
Усложнение содержания социализации в современных условиях вызвано тем, что возросшие нормативные требования общества не всегда соответствуют реальным возможностям институтов социализации, так как традиционные институты социализации исторически формировались стихийно, чьи функции неоднократно изменялись и переплетались друг с другом; передача унаследованных от прошлого ценностей и норм тесно связана с определенным способом ведения хозяйства, экологическими особенностями и социальной структурой. При этом, несмотря на увеличение количества автономных и не находящихся в единой системе институтов социализации отмечается повышенная степень отдаления формирующейся и развивающейся личности от каждого из этих институтов - чем выше уровень содержания деятельности и организации институтов социализации, тем сильнее потребность индивида в разного рода неформальных, нерегламентированных отношениях. В то же время, по мнению Ф. А. Мус-таевой, сегодня можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов) [9].
Тем не менее, социализация есть положительный социальный процесс, противоречиво
обеспечивающий предпосылки для формирования индивидуальности. Чем стремительнее развивается общество, тем более динамичными становятся процессы, тем более субъективными и непредсказуемыми результаты социализации.
Социализация подразделяется на самостоятельные аспекты, к числу которых относят: субъектный (от кого к кому передается культура); объектный (что именно - знания, навыки, установки, ценности - при этом передается); процессуальный (пути и способы передачи); институциональный (посредством каких специализированных социальных институтов это осуществляется) [8].
Рассмотрим некоторые научные подходы к процессу социализации младших школьников.
Существует несколько концепций к проблеме социализации, теорий и схем ее периодизаций, которые основаны на двух концепциях, расходящихся между собой в понимании роли конкретной личности в процессе социализации.
Сторонники первого подхода - субъект-объектного (общество - субъект воздействия, человек - объект воздействия) - говорят о пассивности позиций человека в процессе социализации, а саму социализацию представляют как процесс приспособления индивида к обществу, что позволяет формировать каждого члена в соответствии с присущей ему культурой (Дж. Х. Баллантайн,
3. Дюркгейм, Э. Мак Нейл, Дж. У. Огбю, Т. Парсонс, Дж. и 3. Перри, Р. Дж. Хэвигхер и др.). В основу второго подхода - субъект-субъектного - положены идеи активной роли в процессе социализации не только общества и составляющих его больших и малых социальных групп, но и самого человека, выступающего активным участником своей социализации (У. И. Томас и Ф. Знанецкий,
4. Х. Кули, Дж. Г. Мид, А. Халлер и пр.) [8].
Так, Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу и именно оно является субъектом социализации [3]. По его мнению, «общество может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны, воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным». Таким образом, Э. Дюркгейм подтверждал приоритет общества в процессе социализации человека [3].
Т. Парсонс разработал социологическую теорию функционирования общества, где рассматривались в том числе процессы интеграции человека в социальную систему. В основе процесса социализации, как полагал Т. Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». По его мнению «социализация - это интернализация культуры общества, в котором ребенок родился, ...освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли» Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», где главная роль отводится семье [12].
Ч. И. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули идеи о том, что социальные явления и процессы нужно подвергать рассмотрению с позиций результата сознательной деятельности людей. Изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т. е. рассматривать их как субъектов социальной жизни [14].
Ч. Х. Кули разработал теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [5].
Дж. Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракцио-низма, вывел концепцию «обобщенного другого», где «обобщенный другой» представляет собой некие ценности и нормы поведения той или иной группы, под влиянием которых у членов этой группы формируется образ Я». Совокупность процессов взаимодействия, считал Дж. Мид, формирует общество и социального индивида [7].
А. Халлер разработал концепцию «значимого другого». Согласно А. Халлеру, «значимый другой» - это тот человек, чье мнение и оценки наиболее важны, а потому они оказывают наиболее существенное влияние на формирование образа Я. На различных возрастных этапах состав «значимых других» меняется. Ими могут быть и родители, и соседи, и учителя, и тренеры, и сверстники и другие лица [11].
Дж. К. Коулмен разработал «фокальную теорию взросления», в которой попробовал доказать, почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, у подростков со-
храняется относительная стабильность и минимальная внутренняя напряженность [10].
Предметом исследований И. Таллмена выступил механизм семейной социализации в условиях нестабильной социокультурной среды. Анализ концепции И. Таллмена позволяет сделать вывод о том, что процесс социализации в первичных социальных объединениях (семье и др.) не только испытывает на себе влияние различных изменений в обществе, но и сам способен в какой-то мере их стимулировать [13].
В концепции социализации У. Бронфенбрен-нера уделяется внимание связи между Я и Мы, предлагаются способы ее совершенствования. По его мнению, экология человеческого развития означает научное исследование прогрессивной взаимной аккомодации между активным, растущим человеческим существом и изменяющимися свойствами непосредственных условий, в которых живет развивающаяся личность. Развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия на него объективных условий или наоборот, а в результате их постоянного взаимодействия. Соответственно расширяется и понятие экологической среды, которая предстает в виде системы концентрических структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем [2].
Особое внимание, в контексте нашего исследования, уделяется исследованиям И. С. Кона. Содержание его концепции социализации, прежде всего, сводится к выделению в процессе социализации стихийного и организованного (воспитание) компонентов, а также акцентируется на активной позиции человека в ходе социализации. Рассматривая детство как особую субкультуру общества, как элемент человеческой культуры в целом, автор трактует социализацию детей как «способ существования и трансмиссии культуры» [4]. В этом сложном процессе он выделяет субъектный (от кого и кому осуществляется трансмиссия культуры), объектный (что именно - знания, навыки, ценности, установки - передается), процессуальный (пути, способы передачи) и институциональный (посредством каких специализированных социальных институтов осуществляется трансмиссия) аспекты и несколько исторических этапов социализации детей - этап развития культуры, на котором социализация детей осуществляется совместными усилиями всей общины этап развития культуры, на котором важнейшим институтом социализации становится большая семья и этап урбанизации и индустриализации, на котором неуклонно возрастает значение общественногосударственных институтов социализации [4].
Большое внимание проблеме социализации личности уделялось и в исследованиях отечественных ученых.
Так, Г. М. Андреева рассматривает социализацию как двусторонний процесс - с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. По ее мнению, процесс социализации протекает в трех сферах -деятельности, общения, самосознания. На каждой стадии социализации (дотрудовой, трудовой и по-слетрудовой) личность приобщается к системам норм и ценностей, которые выступают где своеобразными трансляторами социального опыта выступают институты социализации [1].
В концепции А. В. Петровского социализация рассматривается с позиций диалектического единства прерывности и непрерывности. Автор подчеркивает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами - даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе [8].
Воззрения В. С. Мухиной сводятся к тому, что социализация рассматривается в рамках концепции феноменологии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется одновременно и как социальная единица, и как уникальная личность [9]. Развитие личности рассматривается в процессе социализации через диалектическое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека, возникающей в онтогенезе. Автор выделил структуру самосознания личности, включающую пять звеньев (Я - имя собственное и тело; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальное пространство личности), а также определи в качестве единого механизма социализации идентификацию и обособление [9].
Рассмотрим процесс социализации личности как социально-педагогическое явление.
По мнению Л. В. Мардахаева, социализация представляет собой процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [6]. Как процесс социализация означает социальное становление и развитие личности в зависимости
от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей; как условие свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности; как проявление выступает с позиций социальной реакции человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений; как результат социализация является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом [6].
При этом он выделяет основополагающие компоненты социализации, включающие в себя социальные ценности (нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания); социальный опыт (совокупность социальных знаний и усвоенных умений и навыков жизнедеятельности личности в определенном социуме); наследственные и врожденные особенности, составляющие определенный потенциал, определяющие предрасположенность личности в развитии; позитивные предрасположения (наиболее целесообразный базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, в котором он впоследствии может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность) и негативные предрасположения (характерные особенности, которые либо ограничивают личность в возможностях социального развития, либо имеют четко выраженный отрицательный социальный характер) [6].
Анализ основных подходов к феномену «социализация» показал, что социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; в процессе самоизменения человека [8].
На каждом этапе социализации необходимо решать определенные задачи, которые мы объединили в крупные блоки - естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Так, к естественно-культурным задачам относятся такие, как: достижение определенного
уровня физического и сексуального развития; по-
стигнуть основы этикета, символики, кинетического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика); вести здоровый образ жизни, соответствующий полу и возрасту; изменять личностную позицию к жизни, манеру жизни в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями. Все это имеет некоторые различия в соответствии с теми или иными регионально-культурными условиями.
Социально-культурные задачи направлены на познавательные, духовно-нравственные, ценностно-смысловые интересы каждого, с учетом возрастных особенностей и исторических событий. Данные задачи определяются обществом, этнорегио-нальными особенностями, окружением человека.
Социально-психологические задачи сконцентрированы на становлении самосознания личности, ее самоопределении, самореализации и самоутверждении, которые на каждой возрастной стадии разрешаются на основе специфики содержания и способов их воплощения.
Решение поставленных задач позволит личности включиться в процесс социализации с раннего возраста, освоить навыки общения, норм и правил, заложенных в социуме, приобщиться к духовно-нравственным и культурным ценностям.
Таким образом, в контексте нашего исследования социализацию младших школьников мы будем рассматривать как процесс вхождения младшего школьника в социальную среду, в результате которого происходит усвоение определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих выполнению определенных социальных ролей, приобщение к духовно-нравственным и культурным ценностям, позволяющих ему функционировать как полноправный член общества.
Построение процесса социализации младших школьников в социально-культурной сфере как педагогической области формирования, развития и совершенствования личности позволяет сформировать объективные условия для расширения знаний, приобретения опыта, овладения социальными ролями, способами познавательной, профессиональной и социально-культурной деятельности, что позволит личности младшего школьника реализовать свой социальных и творческий потенциал.
Таким образом, социализация личности младших школьников в социально-культурной сфере представляет собой процесс формирования новой парадигмы образовательной функции в социально-культурной сфере, позволяющей обеспечить конкурентное преимущество гуманистической личности, способной к адекватному ответу
на духовно-нравственные и культурные потребности социума.
Литература
1. Андреева Г. М. Социально-психологические проблемы исследования личности // Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М., 1998.
2. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР : пер. с англ. М., 1976.
3. Дюркгейм Э. метод социологии. Киев; Харьков, 1899. С. 12-13.
4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самопознание. М., 1984.
5. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001.
6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. М., 2005.
7. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 227-236.
8. Мудрик А. B. Социальная педагогика: учебник для студ . высш. учеб . заведений. M., 2007.
9. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.; Екатеринбург, 2003.
10. Coleman J. C. The Nature of Adolescence. N. Y.; L., 1980. Р. 156.
11. Haller A. The Relationship of Financial Accounting and Tax Accounting in Germany: A Major Reason for Accounting Disharmony in Germany // International Journal of Accounting. 1992. Vol. 7. Pp. 10-23.
12. Parsons Т. The Social System. Glencoe, 1952.
13. Tallman I., Marots-Baden R., Pindas P. Adolescence Socialization in Cross-cultural Perspective: Planning for Social Change. N. Y., 1983.
14. Thomas W.I., Znaniecki F., The Polish Peasant in Europe and America. N.Y., 1972.
* * *
SOCIALIZATION OF YOUNGER SCHOOL PUPILS AS SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PROBLEM
A. N. Larin
In article, on the basis of the developed analysis genesis of ideas of socialization is considered and its main stages of formation and development are defined. In article process of socialization of the personality is considered as the social and pedagogical phenomenon. The author analyzes various concepts of socialization, considers the institutes of socialization influencing the identity of the younger school pupil, carries out the review of the main approaches to the content of socialization of younger school pupils, defines natural and cultural, social and cultural and psychological problems of socialization. On the basis of the concept analysis «socialization» the author removes definition «socialization of younger school students» which is considered by it as process of occurrence of the younger school student on social environment as a result of which there is an assimilation of a certain system of knowledge, social norms, examples of behaviour corresponding to performance of certain social roles, familiarizing with spiritual and moral and cultural values, allowing it to function as the full member of society.
Key words: socialization, socialization concepts, socialization institutes, personality.