Научная статья на тему 'Становление личности как субъекта социокультурной реальности в системе непрерывного образования'

Становление личности как субъекта социокультурной реальности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / HUMANISTIC PERSONALITY / ADAPTATION / SOCIO-CULTURAL / INCULTURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Т. Э.

В статье автор анализирует современные концепции воспитания, классификации становления личности и ее самосознания, рассматривает основные этапы теории и схемы ее периодизации, определяет социально-культурную компетенцию каждого образовательного уровня. Статья представляет собой обзор основных подходов к проблеме становления гуманистической личности как субъекта социально-культурного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of personality as a subject of socio-cultural society in the system of continuous education

In the article the author analyzes modern conceptions of education, classification of forming of personality and his self-awareness, regards main stages of the theory and the scheme of its periodization, determines the welfare competence of each educational stage. The article represents the survey of main approaches to the problem of formation of human personality as individual of welfare society.

Текст научной работы на тему «Становление личности как субъекта социокультурной реальности в системе непрерывного образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.Э. Мангер

В статье автор анализирует современные концепции воспитания, классификации становления личности и ее самосознания, рассматривает основные этапы теории и схемы ее периодизации, определяет социально-культурную компетенцию каждого образовательного уровня. Статья представляет собой обзор основных подходов к проблеме становления гуманистической личности как субъекта социально-культурного общества.

Ключевые слова: система непрерывного образования, социально-культурная компетенция, гуманистическая личность, социально-культурная адаптация, инкультурация.

Возрастание значимости индивидуально -личностного начала во всех проявлениях жизнедеятельности человека - одна из отличительных особенностей современного социума, побуждающая педагогику серьезно заняться проблемами формирования личности нового типа.

Гуманность есть вершина нравственности, в которой любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию. Альтруизм, готовность оказывать помощь окружающим, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенность человеческой жизни, стремление к миру, согласию, добрососедству, умение проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе - все это основные компоненты, лежащие в основе содержания понятия «гуманистическая личность».

В связи с этим, в условиях новой социокультурной парадигмы, приоритетами выступают индивидуальность гуманистической личности, ее творческая активность и способность ориентироваться на будущее (умение прогнозировать, моделировать, гибко переходить в новые виды жизнедеятельности и пр.).

Современное социокультурное сознание, отказываясь от заранее определенных стереотипов, начинает признавать за личностью

право быть самой собой: иметь собственный социальный опыт, проявлять свою индивидуальность во всех направлениях жизнедеятельности в различных социальных группах, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность в самовыражении.

Усиление динамизма социокультурных процессов как одна из глобальных мировых тенденций, по мнению М. Мид и И. Кона, способствует становлению нового типа общества с «префигуративной культурой» [1,

2]. Как отмечает Н. Голованова, в условиях информационно-техногенной префигуратив-ной культуры «эпицентр» главных жизненных ценностей перемещается в будущее [3]. Несмотря на то, что в своих новациях подрастающее поколение еще ориентировано на усвоение опыта старших, отношения между поколениями в префигуративной культуре становятся иными.

По мнению Н. Головановой, «личность в префигуративной культуре просто обречена на жизнетворчество в условиях новой многомерной культуры» [3]. Однако готовность к творчеству и ответственность не могут возникнуть сами по себе, они формируются в процессе активного взаимодействия культуры и личности.

Культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках данного социума. Детерминирующим механизмом в этих процессах является ядро культуры. Оно вырабатывается в течение всей исторической

жизнедеятельности народа и выполняет функцию своеобразного социокультурного генетического аппарата. Именно ядро культуры определяет способы реагирования социума на различные инновации, возможности приспособления к меняющимся условиям материальной и духовной жизни или их преодоления.

Современные концепции воспитания традиционно обосновывают определяющее значение целенаправленного гуманизированного воздействия на личность в процессе ее формирования, содействия ее жизненному самоопределению в социально-культурной сфере через приобщение ее к культуре.

Существует большое количество подходов к проблеме становления личности и ее самосознания, теорий и схем ее периодизации. Так, первая из классификаций становления личности и ее самосознания содержит в себе междисциплинарные подходы. Вторая классификация рассматривает возрастную периодизацию личности как субъекта социально-культурного сообщества. Третья классификация выстроена на подходах к феномену онтогенеза, который выступает как смена определенных периодов становления личности [3].

На основе теоретического анализа подходов к становлению личности А. Асмолов выделяет три концепции, поясняющие становление и развитие индивида - биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая.

Биогенетическая концепция объясняет определенные антропогенетические свойства личности (задатки, темперамент, биологический возраст, органические побуждения и пр.), которые проходят различные стадии по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе. Социогенетическая концепция делает акцент на изучении процессов социализации и инкультурации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социокультурных установок и ценностных ориентаций. В основе персоногенетической концепции заложены проблемы активности, самосознания, творчества личности, способности самореализации, непрестанного поиска в ходе жизненного пути [4].

С концепциями А. Асмолова перекликаются теории когнитивного направления, представляющие собой промежуточные воз-

зрения между ведущей детерминантой становления личности и условий, в которых реализуется программа становления и развития.

Для описания теории становления личности как субъекта социально-культурной сферы не достаточно выделения только биологических и психологических подходов.

Рассмотрим процесс становления гуманистической личности как субъекта социально-культурной сферы с позиций культурологического, культурно-исторического, личностно-ориентированного, творческо-деятель-ного и инкультуративного подходов.

Одной из первых концепций, разработанных в системе культурологического подхода, выступает «Школа диалога культур». Ее основатель С. Курганов в основу своей концептуальной разработки положил идею диалога на уровне содержания обучения и воспитания.

В этой системе находят свое воплощение и идеи М. Бахтина о культуре как диалоге, Л. Выготского - о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, В. Библера - о философской логике культур [5-7].

Основные положения относительно нового типа образования личности В. Библер определяет: во-первых, как переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры», во-вторых, активное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще через диалог культур, и в-третьих, построение образовательного процесса должно основываться при этом на целенаправленном спиральном возвращении мысли в исходное начало [5].

Концепция становления современной личности, предложенная Н. Щурковой, также представляет культурологический подход. Данная теория направлена на формирование образа жизни достойного Человека. Воспитание в рамках концепции Н. Щурковой понимается как целенаправленный, организованный профессионалом-педагогом «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» [8]. Человек культуры понимается как свободная, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность.

О. Газман одним из первых предложил в качестве основы современного воспитания интегрировать идеи отечественной гуманной педагогики с методикой организации коллективных творческих дел, исходя из принципа свободы личности [9]. Основу содержания воспитания, по его мнению, должна составлять базовая культура личности. Приоритетными направлениями воспитательной системы являются культура жизненного самоопределения, культура семейных отношений, экономическая культура, культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура, экологическая, художественная и физическая культуры.

В основе культурно-исторического подхода лежит идея Л. Выготского о развитии знаковых систем, определяющих организацию и воспитание психических функций человека. Поэтому все конкретные формы общественно-исторической деятельности, достижения цивилизации являются решающими факторами в процессе становления гуманистической личности. Процесс формирования и становления личности, по утверждению Л. Выготского, идет как процесс присвоения культурно-исторического опыта к активной деятельности. Развитие личности детерминируется не только социокультурной и природной средой, требованиями деятельности, но и индивидуальными ценностями, определяющими качественную специфику способностей индивида. Сформированность личности зависит от системы ценностей, приобретенных на разных этапах жизнедеятельности [6].

Личностно-ориентированный подход к процессу становления гуманистической личности в качестве глобальной цели образования предполагает рассматривать ее с позиции Человека культуры. Формирование Человека культуры как свободной личности возможно только как формирование гуманной (гуманизированной) личности, т. е. личности:

- способной к самоопределению в мире культуры;

- обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства и самоуважения;

- характеризующейся самостоятельностью, самодисциплинированостью;

- обладающей независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению

других людей, способностью ориентироваться в мире духовных ценностей и жизненных ситуациях, умением принимать решения, нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития [2].

Творческо-деятельный подход к проблеме становления гуманистической личности мы находим в концепциях И. Иванова, Д. Элько-нина, В. Давыдова, А. Леонтьева, Е. Коротее-вой, Ю. Полуяновой. В рамках данного подхода образование рассматривается как целостная система, главные принципы которой заключаются в сотрудничестве взрослых и детей, социально-полезной направленности, многоролевом характере и романтизме деятельности, творчества [10-13].

С этой позиции возможно определение следующих условий творческого развития личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере:

- решение реальных, практически значимых задач;

- исследовательская работа индивида, поиск всевозможных путей решения;

- поощрение импровизации;

- активное освоение знаний на основе практики их применения;

- мотивация (личностная, социальная, экологическая и т. д.);

- учет возрастных особенностей и интересов;

- поощрение любых творческих поисков;

- развитие потребности самовыражения;

- участие в творческом процессе;

- активация воображения, мысли, чувствования.

Итогом становления личности в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере является формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и к себе самой. В данной связи большую актуальность приобретает инкуль-туративный подход.

По мнению американского культуран-трополога М. Херсковица, понятие «социализация», которым определялся процесс становления индивида как члена современного социума, не охватывало в полном объеме процессы усвоения личностью определенных культурных аспектов общества (знаний, ве-

рований, ценностей и т. д.), в результате чего в научный оборот было введено понятие «инкультурация» [2].

Разделяя эти понятия, под «социализацией» М. Херсковиц понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, необходимого для исполнения социальных ролей. Инкультурация, по его мнению, это вхождение индивида в конкретную форму культуры через усвоение моделей поведения человека в сфере культуры. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре и социуму нормы поведения, в результате чего формируются его когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

В своих исследованиях М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно [2]. Конечный результат процесса ин-культурации - человек компетентный в социально-культурной сфере.

Смысл процесса инкультурации в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере заключается в превращении каждой личности в инициативного, творческого субъекта деятельности, который должен постоянно совершенствоваться на протяжении всей жизнедеятельности.

Совершенно очевидно, что всю жизнедеятельность индивида, с точки зрения его отношений с социумом, условно можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга периодов, каждый из которых акцентирует те или иные мотивы и направления организации деятельности личности. К ним мы относим: период соприкосновения с социально-культурной средой общества; период вхождения, познания, осмысления и социокультурной адаптации; период творчества и самосовершенствования; период самореализации и самоактуализации. Уровень каждого цикла развития находится в тесной взаимосвязи как с предыдущим, так и с последующим.

Процесс становление гуманистической личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере представляет собой длительный последовательный процесс, который не носит ограниченный временной характер и остается актуальным до тех пор, пока личность не будет готова к самосовершенствованию и самоопределе-

нию. Этот процесс включает в себя четыре основных возрастных периода:

1) дошкольный возраст - когда у ребенка появляется осознание своего Я и ощущение способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий;

2) подростковый возраст - когда формируется самосознание, закладываются основы социально-культурных ценностей;

3) юношеский возраст - когда собственный стиль, индивидуальный характер, система ценностей достигает регулятивнотворческого уровня;

4) социально-устойчивый возраст - когда складывается система социокультурной регуляции и саморегуляции в единую ценностно-смысловую ориентацию.

Данная периодизация позволяет выделить четыре уровня процесса становления гуманистической личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере, соотносящиеся с основными возрастными периодами жизни человека.

Первый уровень - первичной социокультурной фрустации - связан главным образом с потреблением индивидом социокультурных ценностей и приходится на дошкольный период. Второй уровень - социокультурной адаптации и идентификации - предполагает появление у индивида способности оценки и выбора важных для него социокультурных ценностей и наступает, как правило, в школьном возрасте. Третий уровень - социально-культурной самоорганизации - период проблемно-личностного самоопределения

молодежи, формирования самосознания и собственного мировоззрения. Четвертый уровень - уровень социально-культурной самореализации и самоактуализации - представляет собой период биологической и интеллектуальной зрелости человека и связан с появляющейся способностью к творчеству, производству и трансляции социокультурных благ.

Социально-практическая обусловлен-

ность выявленных уровней становления гуманистической личности в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере позволяет обусловить значимость социально-культурных компетенций личности как результата процесса ее становления.

Согласно определению Г. Коджаспиро-вой и А. Коджаспирова «компетентность -это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности» [14].

Во всей иерархии понятия «компетенция» приоритетными компонентами, определяющими содержание понятия «социокультурная компетенция», выступают ценностносмысловая, общекультурная, познавательная, информационная, коммуникативная, социальная компетенции.

Исходя из этого, под социокультурной компетенцией личности понимается совокупность приобретенных духовно-нравственных, художественно-творческих и коммуникативных знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для осуществления личностной социально-значимой деятельности. Социокультурная компетенция предполагает овладение комплексной процедурой совокупности образовательных компонентов, носящих культуросообразный характер.

Данный подход позволяет сформулировать социально-культурные компетенции

личности на каждом уровне системы непрерывного образования в социально-культурной сфере. Так, социокультурная компетенция первого уровня - уровня первичной социокультурной фрустации - представляет собой способность личности к достижению элементарной и функциональной художественнотворческой грамотности (первоначальные умения, навыки, мировоззренческие, поведенческие и коммуникативные качества личности), к овладению знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семья, игра, общение; слушатель, исполнитель, зритель и т. п.), необходимых для формирования творческой активности.

На втором уровне - уровне социокультурной адаптации и идентификации - социокультурная компетенция выступает как способность личности к овладению знаниями, умениями и навыками духовно-нравственных и культурных ценностей, норм и традиций. В этот период приобретается опыт совместной художественно-творческой деятельности в коллективе, коммуникативной этики, соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях, определяется

свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, обществе.

Социально-культурная компетенция

третьего уровня - уровня социально-культурной самоорганизации - заключается в способности личности к овладению вариативных спекторов социально-культурных технологий, идентифицированию собственных образовательных социокультурных потребностей, умению формировать условия для личностной самоорганизации. В это время в личности формируются основы индивидуального стиля деятельности социальнорефлексивной культуры, закрепляются навыки самообразовательной культуры, активности, ответственности, толерантной и коммуникативной культуры и приобретается опыт самостоятельного поиска, систематизации, анализа, организации, преобразования, сохранения и передачи социокультурной информации.

Четвертый уровень социально-культурной компетенции - уровень социально-культурной самореализации и самоактуализации - есть высшая стадия гуманизации личности. На данном уровне способность индивида проявляется в сформированности единой системы социально-значимых и духовно-нравственных качеств личности, социально-культурной мобильности, инициативности, ответственности, корпоративной коммуникации. Личность владеет этикой социокультурных отношений, способами культурного самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоконтроля и самореализации. Личность способна быть коммуникативной, творчески активной, осознанно транслировать опыт общения в поликуль-турном обществе, основанного на знаниях ценностей и традиций социума.

Таким образом, рассмотрение основных этапов становления гуманистической личности как субъекта социокультурной реальности позволяет обусловить значимость образовательной функции социально-культурной деятельности в системе непрерывного образования, реализация которой соответствующим образом приводит к проектированию и коррекции процесса формирования, развития и становления гуманистической личности.

Динамика данного процесса прослеживается через последовательность образовательных уровней системы непрерывного об-

разования в социально-культурной сфере -уровень первичной социокультурной фру-стации, уровень социокультурной адаптации и идентификации, уровень социальнокультурной самоорганизации и уровень социально-культурной самореализации и самоактуализации.

В свою очередь целеполагание и задачи каждого уровня определяют ориентиры для выбора социально-культурных технологий, стимулирующих становление гуманистической личности.

На основе вышеизложенного можно говорить о том, что социально-культурные компетенции личности каждого уровня системы непрерывного образования в социально-культурной сфере представляют собой интегральные характеристики гуманистической личности и социально-значимого образовательного контроля как условия реализации социального заказа на творческо-профессионально-активную личность.

Социально-культурная деятельность как педагогика совершенно особого развития и становления личности принципиально открыта для личности как субъекта культуры, а непрерывное образование в социальнокультурной сфере открывает возможность для развития самодетерминированных, развернутых в пространстве эмоционально насыщенных, духовно-творческих межличностных отношений, охватывающих все возрасты и социальные ситуации жизни человека.

Личность, вступая в культурное пространство социума, проходит процесс социокультурной адаптации, соотносит свои интересы, жизненные установки, правила и ценности с атрибутами общества. Процесс социокультурной адаптации непрерывен и взаимозависим на протяжении всей жизнедеятельности индивида, т. к. меняющиеся

условия существования влекут за собой изменения личностного плана, и наоборот.

1. Кон И.С. Личность и ее самосознание. М., 1980.

2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М., 2004.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1998.

5. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. Философские размышления о жизненных проблемах. М., 1990.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984.

7. Выготский Л.С., Давыдов В.В. Педагогическая психология. М., 1991.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.

9. Газман О.С. Проблемы возраста. М., 1991.

10. Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. М., 1994.

11. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. М., 1980.

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.

Поступила в редакцию 21.04.2008 г.

Manger T.E. Formation of personality as a subject of sociocultural society in the system of continuous education. In the article the author analyzes modern conceptions of education, classification of forming of personality and his self-awareness, regards main stages of the theory and the scheme of its periodization, determines the welfare competence of each educational stage. The article represents the survey of main approaches to the problem of formation of human personality as individual of welfare society.

Key words: system of continuous education, sociocultural competence, humanistic personality, socio-cultural adaptation, inculturation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.