Научная статья на тему 'Механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере'

Механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIVERSIFICATION MECHANISMS / DIVERSIFICATION OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна

В статье автором определены механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, к числу которых которые отнесены социально-педагогические, социально-культурные и акмеологические механизмы. Статья представляет собой описание основных диверсификационных механизмов, реализация которых расширит возможности образовательного процесса в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере и будет способствовать интенсификации и диверсификации новых видов социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of diversification of the system of continuous education in socio-cultural sphere

In the article the author determined the mechanism of diversification of system of continuous education in socio-cultural sphere, which includes social and pedagogical, welfare and achmeological mechanisms. This article represents the description of main diversificative mechanisms, which will help to extend the possibility of educational process in the system of continuous education of welfare sphere and which will further the intensification and diversification of new types of welfare sphere.

Текст научной работы на тему «Механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере»

МЕХАНИЗМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Т.Э. Мангер

В статье автором определены механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, к числу которых которые отнесены социально-педагогические, социально-культурные и акмеологические механизмы. Статья представляет собой описание основных ди-версификационных механизмов, реализация которых расширит возможности образовательного процесса в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере и будет способствовать интенсификации и диверсификации новых видов социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: механизмы диверсификации, диверсификация системы непрерывного образования, социально-культурная компетенция, социально-культурные технологии.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы непрерывного образования в социально-культурной сфере. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозируемых оценок и стратегических направлений в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике государства.

На современном этапе увеличивается потребность в духовно-нравственной, художественно-творческой и социально-значимой личности, способной принимать участие в развитии общества, повышении его культуры, обеспечении административно-технической поддержки процессов управления, развитии рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

В рамках новой образовательной парадигмы социально-культурная деятельность представляет собой совокупность педагогических технологий, которые определяют социализирующие образовательные процессы и интегрируются на теоретическом, прикладном, организационном уровнях, тем самым образуя открытую систему - систему непрерывного образования в социальнокультурной сфере. Данная система обеспечивает личностную ориентацию, выбор индивидом различных образовательных траекторий и включает личность в образовательный

процесс по всем организационным и институциональным формам.

Совокупность процессов и отношений, необходимых для осуществления и развития системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, обусловливает выявление комплекса механизмов диверсификации данного процесса.

Внедрение механизмов диверсификации в систему непрерывного образования открывает возможность для усиления социального партнерства и взаимодействия ценностей культурной среды образовательных учреждений, расширения целевых ориентиров образовательной деятельности как фактора социально-культурного развития в процессе становления гуманистической личности.

Механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере должны, в первую очередь, обеспечить непрерывность в преемственности всех уровней становления гуманистической личности, тем самым создав благоприятные предпосылки для дальнейшего образовательного совершенствования и формирования индивидуального менталитета гуманистической личности.

Диверсификационные механизмы,

влияющие на образовательный процесс в системе непрерывного становления гуманистической личности в социально-культурной сфере, многообразны, они взаимодействуют, переплетаются и изменяются в зависимости от специфической обстановки, в которой находится индивид.

Определим механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере, которые условно

обозначим как социально-педагогические, социально-культурные и акмеологические.

Социально-педагогические механизмы

базируются на основе системного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса за счет целенаправленного педагогического воздействия. К ним относятся целевое уровневое проектирование социальнокультурной деятельности, преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях формирования гуманистической личности, интеграция, обеспечивающая ценностное построение непрерывной системы социокультурного образования, непрерывность и системность в образовании с использованием современных технологий социально-культурной деятельности и компетентность педагогических кадров.

Социально-культурные технологии как механизм диверсификации системы непрерывного образования личности включают в себя интеграцию различных направлений деятельности (поисковая, познавательная, информационно-просветительская, коммуникативная, творческо-исполнительская);

массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности (фестивали, тематические вечера, диспуты, аукционы, праздники, экскурсии, походы, вечера-встречи, ритуалы, беседы, заседания досуговых объединений и т. д.); средства социально-культурной деятельности (устные, печатные, наглядные, технические, психоло-го-педагогические и др.) и методы социально-культурной деятельности [1].

Использование новых информационных технологий, основанных на применении компьютерных программ, средств телекоммуникаций, мультимедиа-технологий, приводит к значительному расширению множества социокультурных методов и приемов, которые существенно влияют на характер образовательной деятельности, тем самым оказывая воздействие на формирование и развитие социокультурной компетенции личности [2, 3].

Одним из важных механизмов диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере выступает интеграция всех видов социокультурных образовательных учреждений, соответствующих каждому образовательному уровню. Создание на этой базе многоуровневых обра-

зовательных учреждений, осуществляющих формирование социокультурной компетенции гуманистической личности, предоставляет индивиду возможность получения элементарных культурных фиксированных установок, базовых духовных фиксированных установок и ценностных ориентаций, а также практической реализации личностного плана и постоянного совершенствования намеченных действий.

Такая интеграция образовательных учреждений обеспечивает диверсификацию социокультурных образовательных программ по всему образовательному полю.

Следующим механизмом диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере нам видится путь совершенствования образовательного процесса и профессиональной подготовки педагога-специалиста, который тесно взаимосвязан с проблемой совершенствования многоуровневой системы социокультурного образования.

Социально-культурные механизмы определяются содержанием деятельности по отношению к личности, предусматривающие создание в социокультурных учреждениях уровневой системы, обеспечивающей высокое качество социокультурного образования; доступность образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности; реализацию творческого потенциала личности для ее самоопределения, саморазвития и самоактуализации; проектирование содержания и технологий с учетом традиционных и специфических принципов и функций социально-культурной деятельности, а также формирование эффективной инвестиционной политики.

Образовательный процесс в социокультурных учреждениях располагает большими возможностями для реализации интеграционных социокультурных технологий. Однако в настоящее время в сложившейся практике существует ряд противоречий: между интегративным характером социально-культурной деятельности и дискретно-дисциплинарной системой непрерывного социокультурного образования; между потребностью общества в социокультурной интеграции образования и отсутствием концепции, принципов и моделей построения данной системы.

К способам интеграции социальнокультурных технологий в образовательном процессе можно отнести: эмоциональное

воздействие на личность художественнотворческими и социально-нравственными технологиями; инновационные технологии наполнения социокультурных практик; сотрудничество и взаимодействие организаторов социально-культурной деятельности.

К возможностям интеграции социальнокультурных технологий в образовательном процессе можно причислить согласование социокультурных модулей на разных уровнях системы непрерывного образования в социально-культурной сфере; преемственность и непрерывность в едином образовательном процессе; систематизацию, обобщение и трансформацию полученного социокультурного опыта [4, 5].

Таким образом, принципиальной особенностью формирования социокультурной компетенции личности в системе непрерывного образования в социально-культурной сфере является ее интегративно-содержательный характер. Формирование социокультурной компетенции личности ориентировано на интеграцию духовно-нравственных, художественно-творческих и социально-значимых компонентов с учетом следующих критериев отбора:

- вариативность и многоуровневость социокультурного образования;

- создание возможностей для творческого проявления личности художественнотворческой, рекреативно-коммуникативной и социально-значимой деятельности;

- возможность объективной оценки личностной социокультурной компетенции.

Механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере должны строиться в соответствии с функциями социально-культурной деятельности, к которым относятся мировоззренческая, социализирующая, адаптационная, коммуникативная, культуротворческая, информационно-просветительская, ценностно-гедонистическая, экономическая и нормативно-правовая функции [6].

Мировоззренческая функция характеризуется системой общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе и обусловливает-

ся взглядами, убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности, включающими в себя передачу опыта молодому поколению и сохранение ценностей, полученных в течение жизнедеятельности личности.

Социализирующая функция способствует усвоению социального опыта и удовлетворению личных и социально значимых потребностей, усвоению ценностей, стереотипов поведения.

Адаптационная функция связана с адаптацией личности к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения.

Коммуникативная функция реализует потребность человека в общении, во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями.

Культуротворческая функция направлена на развитие способностей, активности, творчества, передачу культурного наследия последующим поколениям и позволяет наиболее полноценно использовать свое свободное время, которое реализуется в удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.

Информационно-просветительская функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных социокультурных интересов, увеличивает объем знаний во всех сферах жизнедеятельности человека и отличается разнообразием средств, форм и методов образовательного воздействия.

Ценностно-гедонистическая функция

проявляется в получении личностью удовольствия, жизнерадостности, заботе о себе, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, чувство личной значимости, успеха.

Экономическая функция выражается в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах социально-культурных учреждений и призвана решать проблемы, связанные с формированием и реализацией развивающих и рекреационных социокультурных программ.

Нормативно-правовая функция обеспечивает конституционную свободу личности,

свободу реализации различных форм социально-культурных инициатив.

Каждая из вышеперечисленных функций системы непрерывного образования в социально-культурной сфере направлена на стимулирование социокультурной активности, адаптации, развития личности и ее творческих способностей, создание условий для полноценного социально-культурного творчества. Использование этих функций создает благоприятную возможность для диверсификации государственных, общественных, частных учреждений социально-культурной деятельности.

Непременным условием реализации выше перечисленных функций является их преемственность и их развитие на протяжении всего непрерывного образования личности.

В условиях становления рыночных отношений возникает объективная необходимость изучения специфики воспроизводственных процессов образования в социальнокультурной сфере с целью обоснования, разработки и реализации инвестиционной политики.

Инвестиционная политика в области диверсификации непрерывного образования в социально-культурной сфере как проблема перспективы становления гуманистической личности требует глубокого научного междисциплинарного анализа на базе обширной и разнородной информации, а также рассмотрение многих общих и специфических вопросов, касаемых использования уже существующих ограниченных ресурсов с максимальной эффективностью.

Вложение инвестиций в данную систему дает возможность наблюдать за ее развитием и становлением, оценивать результаты достижения целей, которые общество ставит перед системой непрерывного образования в социально-культурной сфере (внешняя эффективность), и целей, на которые сама образовательная система ориентирует свою социально-культурную деятельность (внутренняя эффективность). Эти два понятия введены для оценки эффективности вложения инвестиций в развитие социокультурной образовательной системы и оценки результата образования с позиций воплощения в нем двух различных систем целей - целей всего общества, которые оно стремится достигнуть, финансируя образование, выражающееся во

внешней эффективности инвестирования, и целей образовательной системы, направляющей свою деятельность, выражающейся во внутренней эффективности вложения инвестиций [7].

Следовательно, решение проблемы инвестиционного выбора предполагает учет эконометрических данных и учет итогов экономического анализа инвестиций в образование, дополняющиеся результатами широкого круга междисциплинарных исследований по проблемам развития современного образования и его места в современном обществе.

Поэтому вложение инвестиций открывает новые перспективы развития данной системы и выводит на более высокий качественный уровень процесс становления гуманистической личности.

Акмеологические механизмы обеспечивают сознательно-мотивированную и активную включенность личности в различные виды образовательной социокультурной деятельности с целью творческого самоутверждения. Они направлены на целостное мировосприятие, формирование системного и гибкого мышления, самоактуализацию творческих способностей к интеллектуальной и культурной рефлексии, активизацию субъ-ект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов социокультурного образования, на инновационно-вариативное обновление содержания образования посредством внедрения современных арт-технологий.

Помимо перечисленных методологических компонентов необходимо учитывать ряд основополагающих факторов, способствующих активизации образовательного процесса и подготовке личности к самоорганизации, самореализации и самоактуализации.

К основным факторам процесса формирования гуманистической личности в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере относятся индивидуальные (социально-демографические, психологиче-

ские) и общесоциальные (социально-культурные, социально-экономические) факторы [6].

Выделение основных факторов процесса формирования гуманистической личности в системе непрерывного образования позволяет рассматривать личность в неразрывной связи с социально-культурной деятельностью и исследовать процесс становления гу-

манистической личности как процесс трансформации индивида. Личность здесь, с одной стороны, выступает как условие социальнокультурной деятельности, с другой - как продукт социально-культурной деятельности. Это соотношение дает основание полагать, что если в основе деятельности лежат отношения соподчиненности видов социально-культурной деятельности, то основанием для становления гуманистической личности должна быть иерархия этой деятельности.

Рассмотрим конкретные формы реализации нового системного многоуровневого образования. Внутренняя структура и логика образовательного процесса на каждом уровне, по нашему мнению, должна строиться с учетом последовательности и усложнения, построения и содержательной направленности по схеме «круговой взаимосвязи», т. к. одни тематические занятия как бы подкрепляют и поддерживают другие, осуществляя совместное, синергическое воздействие на индивида. Такая организация образовательной деятельности позволяет путем освоения отдельных граней и сторон таких объемных, многоаспектных категорий, как жанр, направление в искусстве, традиции, нормы, ценности, идеи знаковых систем, находить общее в каждом конкретном, единичном явлении и в итоге получать достаточный материал для формирования содержательных обобщений.

Необходимыми условиями для такой интеграции являются проблемное образование, развивающие технологии, деятельностный подход к образованию, самообразовательная активность индивида, преемственность на всех образовательных уровнях системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере [3, 5].

Так, проблемное образование направлено на формирование в личности креативного (творческого) мышления. Приобретенные индивидом знания, умения и навыки должны существовать не сами по себе, изолированно, а находится в синтезе, сплачиваться в соответствующие механизмы творческой деятельности.

Развивающие технологии способствуют становлению духовно-нравственной, художественно-творческой и социально-значимой личности.

Деятельностный подход к образованию предполагает развитие как творческих, так и иных способностей в социально-культурной деятельности. Любые психические функции индивида, процессы, происходящие в сознании и подсознании человека детерминированы его деятельностью - ее целями, содержанием, формо-структурой.

Самообразовательная активность индивида достигается с помощью моделирования социально-культурной деятельности.

Соблюдение преемственности на всех образовательных уровнях должно осуществляться в формах, методах, средствах и технологиях социально-культурной деятельности.

Таким образом, последовательное освоение социокультурной образовательной программы подразумевает поэтапное прохождение индивидом каждого уровня системы непрерывного образования и получение соответствующей социально-культурной компетенции на каждом этапе [4].

Последовательное обучение социокультурных образовательных программ строится от низшего уровня к высшему. Каждый последующий этап базируется на знаниях и умениях предыдущего этапа с учетом принципов построения системы.

Завершенность и преемственность каждого уровня становления гуманистической личности предусматривает получение индивидом целостной подготовки, которая включает весь комплекс необходимых знаний, умений и навыков для успешного выполнения социокультурных функций, определенное интеллектуальное развитие в соответствии с концепцией диверсификации системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере [5]. На каждом уровне формирования социокультурной компетенции должно быть дано целостное и всеобъемлющее завершенное содержание социокультурного образования, обеспечивающее готовность к самоорганизации, самореализации и самоактуализации.

Таким образом, диверсификация системы непрерывного образования в социальнокультурной сфере включает в себя следующие механизмы ее реализации: социальнопедагогические, социально-культурные и акмеологические.

Социально-педагогические механизмы диверсификации системы непрерывного об-

разования в социально-культурной сфере предполагают:

- целевое уровневое проектирование социально-культурной деятельности;

- преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях формирования гуманистической личности;

- интеграцию образовательных программ и социокультурных учреждений, обеспечивающую ценностное построение непрерывной системы социокультурного образования;

- непрерывность и системность в образовании с использованием современных технологий социально-культурной сферы;

- компетентность педагогических кадров.

Социально-культурные механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере включают в себя:

- создание в социокультурных учреждениях уровневой системы, обеспечивающей высокое качество социокультурного образования;

- доступность образовательных программ в соответствии с потребностями, возможностями и способностями личности;

- реализацию творческого потенциала личности для ее самоопределения, саморазвития и самоактуализации;

- формирование содержания и техно -логий с учетом традиционных и специфических принципов и функций социальнокультурной деятельности;

- формирование эффективной инвестиционной политики.

Акмеологические механизмы диверсификации системы непрерывного образования в социально-культурной сфере заключаются в:

- установке на целостное мировосприятие, системное и гибкое мышление;

- самоактуализации творческих способностей к интеллектуальной и культурной рефлексии;

- активизации субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов социокультурного образования;

- инновационно-вариативном обновлении содержания образования посредством внедрения современных арт-технологий.

Разработанный комплекс диверсифика-ционных механизмов позволяет трансформировать содержание инварианта первой цели системы непрерывного образования - формирование социально-культурной компетенции личности - в конечную цель - сформи-рованность гуманистической личности. При данном переходе стимулируется активная и заинтересованная позиция личности в персональном самоопределении и осознанная направленность на формирование своей субъектной роли.

Таким образом, реализация выявленных диверсификационных механизмов расширит возможности образовательного процесса в системе непрерывного образования в социальнокультурной сфере и будет способствовать интенсификации и диверсификации новых видов социально-культурной деятельности.

1. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 1998.

2. Информационные технологии в образовании: науч.-метод. сб. тез. и докл. М., 1998.

3. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: монография. М.; Тамбов, 2000.

4. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

5. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб., 1996.

6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: монография. М., 2000.

7. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб., 1996.

Поступила в редакцию 21.04.2008 г.

Manger T.E. Mechanism of diversification of the system of continuous education in socio-cultural sphere. In the article the author determined the mechanism of diversification of system of continuous education in socio-cultural sphere, which includes social and pedagogical, welfare and achmeological mechanisms. This article represents the description of main diversificative mechanisms, which will help to extend the possibility of educational process in the system of continuous education of welfare sphere and which will further the intensification and diversification of new types of welfare sphere.

Key words: diversification mechanisms, diversification of the system of continuous education, socio-cultural competence, socio-cultural technologies.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.