Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства'

Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
408
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА / IN-CULTURE / CULTURAL SPACE / ART PSYCHOLOGY / SOCIAL POLYFUNCTIONAL OF ART

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Радченко Ирина Владимировна

В статье изложены теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства, рассматривается проблема социализации личности в результате приобщения к культурному достоянию общества, к традициям и ценностям конкретного вида искусства. Отмечается социальная полифункциональность хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETIC-METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE PERSON IN-CULTURE BY MEANS OF ART

In article theoretic-methodological approaches to a problem of the person in-culture by means of art are stated, the problem of socialization of the person as a result of familiarizing with cultural property of a society, with traditions and values of a concrete art form is considered. Social polyfunctional of choreographic art is marked.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

И. В. РАДЧЕНКО

В статье изложены теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства, рассматривается проблема социализации личности в результате приобщения к культурному достоянию общества, к традициям и ценностям конкретного вида искусства. Отмечается социальная полифункциональность хореографического искусства.

Ключевые слова: инкультурация, культурное пространство, психология искусства, социальная полифункциональность искусства.

Процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление и создание социально-культурного пространства для развития духовной жизни человека и общества являются приоритетными в современном мире. Социализации личности путем приобщения к культуре и искусству - одна из актуальных тенденций в педагогике социально-культурной деятельности и может рассматриваться как проблема формирования культурного пространства личности. Рассмотрим теоретико-методологические

подходы к проблеме социализации личности в результате приобщения к культурному достоянию общества, к традициям и ценностям определенного вида искусства, к проблеме культуросообразного образования и воспитания личности в поли-культурном пространстве.

Для обозначения деятельности объединяющей социальный и культурный аспект в 1948 г. американский культурантрополог М. Херсковиц, вводит в научный оборот понятие «инкультурация» [4]. По мнению исследователя понятие «социализация», которым определяется процесс становления индивида как члена современного социума, не охватывало в полном объеме процессы усвоения личностью определенных культурных аспектов общества (знаний, верований, ценностей и т. д.).

Разделяя понятия «социализация» и «инкуль-турация», под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, необходимого для исполнения социальных ролей. Инкультурация рассматривается как вхождение индивида в конкретную форму культуры через усвоение моделей поведения человека в социуме.

Личность, общество и культура рассматриваются учеными: философами, культурологами, социологами, антропологами и т. д. как неразрывная триада:

1) личность как субъект взаимодействия;

2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;

3) культура как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие люди, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [3].

Представления о собственно культурной сфере деятельности связывают с художественной культурой, в процессе функционирования которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусством, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмысленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях - для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрокультура) либо для досуга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия).

В основе культурно-исторического подхода к проблеме формирования инокультурного пространства средствами культуры и искусства лежат идеи М. Бахтина о культуре как диалоге, В. С. Библера - о философской логике культур, Л. С. Выготского - о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу [2].

Основные положения, касающиеся формирования личности В. С. Библер определяет как пе-

реход от идеи образованного человека к идее человека культуры, результатом в данном контексте становится базовая культура личности, определяющими в которой являются не знания, умения, навыки, а ценности, нормы, способы мышления и творческое начало, стимулирующее поисковую и исследовательскую деятельность.

Формулируя общий закон культурного развития, еще в 1929 г. Л. С. Выготский, основоположник культурно-исторической психологии, подчеркивал социальное значение всех средств культуры, для духовно-нравственного развития личности и культурного развития общества. Л. С. Выготский подчеркивал, что овладение культурными объектами невозможно вне социальной структуры, что социальная среда является необходимым, но не достаточным условием для усвоения культурного пространства индивидом. Личность, вступая в культурное пространство социума, должна пройти процесс социальной адаптации, т. е. соотнести свои интересы, жизненные установки, правила и ценности с этими атрибутами общества [1].

В работах Л. С. Выготского находим мысль об исключительной роли искусства: «... искусство систематизирует совсем особую сферу психики общественного человека - именно сферу его чувства» [1], которая социально обусловлена.

Всякое искусство, по мнению Л. С. Выготского, основано на единстве чувства и фантазии, при восприятии произведений искусства чувства становятся личными, но не теряют и социального смысла. Следует согласиться с мнением ученого: «... действие искусства, когда оно совершает катарсис и вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потрясения личной души есть действие социальное».

Процесс восприятия искусства человеком -процесс творческий, так как направлен на развитие, воспитание и самовоспитание личности, осуществляется благодаря нравственно-эстетическому потенциалу конкретного произведения искусства (музыки, живописи, хореографии и т. д.). Исследуя психологические основы художественного творчества А. А. Мелик-Пашаев называет процесс развития человека - процессом сотворением себя. По мнению ученого, это «... духовное сотворение себя» (чел 88) есть основа творческого проявления человека. Искусство позволяет человеку реализовать себя как творца, и связано это как с созданием произведения искусства, так и с его восприятием (духовным постижением произведения искусства).

В рамках социологического подхода к процессу формирования инокультурного пространст-

ва средствами культуры и искусства, рассмотрим социальную полифункциональность искусства. Для этого обратимся к социологическим исследованиям А. Н. Сохора, проведенным в области музыкального искусства, его выводы по отношению к этому виду искусства правомочны и для других видов искусств. А. Н. Сохор раскрывает социальную полифункциональность искусства, опираясь на системный подход к человеческой деятельности. Искусство, как считает А. Н. Сохор, выполняет многообразные функции в качестве «участника и организатора процессов социального общения». В искусстве проявляется: диалог автора и воспринимающего; автора и его страны, мира; автора и времени, в котором живет человек, воспринимающий его произведение. Таким образом, искусство содействует диалогу эпох, само участие в нем, «в конечном счете, способствует более тесному общению и сближении людей» [2].

В английской культурной антропологии примерно в это же время К. Клакхон впервые использует термин «культурализация», выделяя таким образом особый процесс вхождения индивида в культуру своего народа [2].

Исследования М. Херсковица и К. Клакхона позволили выделить инкультурацию из всего многообразия процессов формирования и становления личности как процесс формирования социально-культурного пространства. В отечественной науке инкультурация рассматривалась как процесс освоения традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры той среды, к которой принадлежит индивид; как усвоение существующих привычек, норм, паттернов поведения, свойственных данной; как обучение традициям и нормам поведения в конкретной социокультурной ситуации.

Г. А. Нигматуллина рассматривает инкульту-рацию как процесс освоения индивидом культурных ценностей конкретной культурной общности, к которой он принадлежит, а также общечеловеческих ценностей, формирования на этой основе собственной духовной культуры. Т. Э. Мангер, исследуя инкультурацию как составную, неотъемлемую часть процесса социализации личности, определяет ее «как собственно становление гуманистической личности в социально-культурной сфере в процессе непрерывного образования».

Данные исследования позволили выделить инкультурацию из всего многообразия процессов взаимодействия культуры и социума, как процесс вхождения индивида в конкретную форму культуры, в конкретный вид искусства, через усвоение моделей поведения человека в социуме. Как про-

цесс, позволяющий сформировать культурное пространство средствами культуры и искусства.

Хореографическое искусство не раз находилось в центре исследовательского интереса представителей различных научных отраслей: философов и этнографов, историков и культурологов, биологов и психологов, хореографов и экономистов. Хореографическое искусство характеризует социокультурная полифункциональность, оно отвечает целому спектру досуговых потребностей человека и общества. В связи с этим хореографическое искусство может быть рассмотрено как определенная форма культуры, посредством приобщения к которой личность усваивает социальные нормы и ценности. Уникальность хореографии как социально-культурного явления состоит в: гармоничном сочетании физического и интеллектуального развития человека; возможности самовыражения и самореализации, развитии творческого потенциала личности средствами хореографического искусства; возможности удовлетворить интересы людей разного возраста и социального статуса, что объясняется разнообразием популярных стилей и видов хореографического искусства

Литература

1. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.

2. Ионин Л. Г. Социалогия культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2000.

3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. М., 1992.

4. Херсковиц М. Культурная антропология М., 1955.

* * *

THEORETIC-METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE PERSON IN-CULTURE BY MEANS OF ART

I. V. Radchenko

In article theoretic-methodological approaches to a problem of the person in-culture by means of art are stated, the problem of socialization of the person as a result of familiarizing with cultural property of a society, with traditions and values of a concrete art form is considered. Social polyfunctional of choreographic art is marked.

Key words: in-culture, cultural space, art psychology, social polyfunctional of art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.