Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций средствами хореографического искусства: анализ источников'

Формирование ценностных ориентаций средствами хореографического искусства: анализ источников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ДОБРО / ЗЛО / ПРЕКРАСНОЕ / БЕЗОБРАЗНОЕ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева Мария Николаевна

В статье дан обзор научной литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций средствами хореографического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций средствами хореографического искусства: анализ источников»

№ 2 (40), 2011

жизнь Юга России" ^

М. Н. ДЕГТЯРЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА: АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ

В статье дан обзор научной литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций средствами хореографического искусства.

Ключевые слова: ценностная ориентация личности, хореографическое искусство, добро, зло, прекрасное, безобразное, справедливость, несправедливость.

Современное профессиональное образование хореографов необходимо ориентировать на содержательно-видовое творчество. Студенты должны приобретать глубокие знания и обстоятельно наработанные навыки в оперировании смыслосо-держащим многообразием музыки, танцевальных костюмов и сценических декораций. Другой же основой обучения должно быть следование воспитательной функции искусства как доминирующей - формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, его этических принципов, что особенно важно на данном этапе развития общества.

Нынешний период отечественной истории и образования - время смены ценностных ориентиров. В такие моменты нарушается духовное единство, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, деформация традиционных морально-нравственных норм. С конца прошлого столетия Россия поспешно копирует западные формы жизни. Несмотря на принятые российским законодательством нормы и приоритеты, у граждан страны не сложилась ясно выраженная система аксиологических установок, интегрирующих людей в единую историко-культурную и социальную общность. Противоречивые тенденции обусловили возникновение ряда проблем, которые современная педагогическая наука должна решать с учетом ценностных ориентаций личности, ее самореализации в жизни и профессиональной деятельности.

Ценностные ориентации - это специфические социальные определения объектов окружающего мира (явлений природы и социума), выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества в свете категорий благо (добро) и зло, прекрасное и безобразное. Различные ценностные свойства и функции проявляются в системе человеческой жизнедеятельности как предметные знаки, символы определенных общественных отношений, в которые вступает человек. Наряду с предметными ценностями (объектами направленных на них интересов) к ценностям относят явления общественного сознания, которые выражают эти интересы в идеальной форме (понятия о справедливости и несправедливости, идеалы, нормативные принципы). Эти формы сознания не просто описывают какие-то действительные или воображаемые явления реальности, а выносят им оценку:

одобряют или осуждают, требуют их осуществления или устранения - и по своему характеру нормативны [1].

Проблема ценностных ориентаций, одна из наиболее актуальных, с различных позиций рассматривается философией, социологией, педагогикой, психологией [2]. Неодинаковы и определения этого понятия, представленные в научных трудах. Так, Н. Ф. Добрынин называл ценности «значимостью», А. И. Божович - «жизненной позицией», А. Н. Леонтьев - «значением» и «личностным смыслом», В. Н. Мясищев - «психологическими отношениями». С. Л. Рубинштейн говорил, что ценности есть значимость для человека, только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую функцию ориентира поведения [3].

Значительный вклад в разработку проблемы исследования ценностей внесли Б. Г. Ананьев, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов, В. А. Ядров. Типологизации ценностей посвящена работа В. И. Кузнецова. Проблема ценностных ориентаций в образовании получила отражение в трудах В. Г. Пряниковой, Е. Л. Рудневой и др. Аксиологические приоритеты развития педагогиги рассмотрены Н. Д. Никандровым, З. И. Равкиным и др. Ценностные подходы к управлению образованием сформулированы в исследованиях В. А. Караковского, Н. Э. Касаткиной, А. Н. Занковского [4]. Аксиологические характеристики преподавательской деятельности раскрыты в работах Б. З. Вульфова, В. А. Сласте-нина, Е. Н. Шиянова, Н. К. Щепкиной и др. Эволюция ценностей педагогического образования проанализирована А. М. Булыниным и др.

Выдающийся советский психолог Д. А. Леонтьев выделял три взаимопереходящие формы существования ценностей:

- общественные идеалы;

- их предметное воплощение в деяниях или произведениях конкретных людей;

- мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.

Д. А. Леонтьев выделял ведущий мотив ценностных ориентаций - цель, которая возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. Такие жизненные мотивы формируют внутреннюю психологическую оправданность существования, которая составляет смысл жизни [5].

98 "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (40), 2011

З. И. Файнбург отмечает чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности (ее детерминацию социальным), многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре [6].

Теоретические основы ценностных ориентаций исследованы в работах К. Клакхона, проблему ценностных ориентаций личности как динамической системы изучал М. С. Яницкий [7]. В научной литературе нашли отражение теоретические вопросы гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский), культуроцентристские концепции (Б. С. Гершунский, С. Л. Рубинштейн и др.), концепции личностно ориентированного подхода к образованию (В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская).

Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются следующими параметрами: степенью доминирования, степенью осознанности и степенью изменчивости.

В научной литературе смысл понятия раскрыт в следующих аспектах:

- формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа (В. В. Ластовка);

- формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа (Н. В. Макарычева);

- педагогические условия формирования ценностных ориентаций как компонента предпринимательского потенциала у студентов экономического колледжа (С. Ю. Пестрякова);

- формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией (Л. В. Богомолова);

- профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе (М. Н. Юрьева).

Обращение современного хореографического профессионального образования к традиционным ценностям национальных культур объясняется тем, что в наши дни особенно остро встал вопрос о самом существовании того, что мы называем российской цивилизацией и культурой, основу которой традиционно составляла многонациональ-ность. Без знания жизни народа, его творчества, фольклора, классического искусства невозможны интерес и уважение к культуре других этносов.

Анализ научной литературы по формированию ценностных ориентаций позволяет констатировать, что тема аксиологических установок в настоящее время интенсивно исследуется в различных науках, а изучение способов развития ценностных ориентаций средствами хореографии позволит рассмотреть в теоретических и экспериментальных работах новые аспекты этой проблемы.

Литература

1. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997. С. 221.

2. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1999. С. 347.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 330.

4. Банковский А. Н. Организационная психология. М., 2000. С. 107.

5. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 202.

6. Файнбург З. И. Методологические проблемы теории культуры: состояние и перспективы // Диалектика культуры: сб. ст. Куйбышев, 1982. С. 210.

7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. С. 204.

m. n. degtyaryova. forming of value orientation by means of ballet arts: analysis of sources

The article reviews scientific literature concerning the problem of forming of value orientation by means of ballet arts. Key words: value orientation of a person, ballet art, good, evil, beautiful, ugly, justice, injustice.

Н. А. ЕФИМЕНКО

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В статье рассматривается философско-культурологический аспект соотношения понятий «социокультурное развитие» и «патриотическая культура».

Ключевые слова: патриотическая культура, социокультурное развитие, культурологический аспект.

Как категория философско-культорологиче-ского знания патриотическая культура интегрирует совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, выполняющих функции социальной регуляции и адаптации, защиты

и сохранения человеческого сообщества, созидательного творчества индивида во благо малой и большой родины.

В процессуальном аспекте патриотическая культура - деятельность индивида, различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.