Методологические основания педагогики
УДК 159.922 + 316.61 DOI: 10.14529^170401
ББК Ю969-7 + С542.15 + Ю94
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Р.А. Литвак1, И.О. Котлярова2
1 Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия, 2Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
В статье раскрывается актуальность проблемы социализации личности в социокультурном образовательном процессе, сущность акмеологического подхода; анализируются понятия «акмеология», «акмеологичность», «инкультурация», «социализация», выделяются уровни социализации; характеризуется система принципов, положенных в основу акмеологического подхода к социализации в социокультурном образовательном пространстве (общеметодологические и конкретные методологические принципы). Представлены позиции ученых по вопросу «взрослости», «зрелости». Раскрывается сущность принципов детерминизма, развития, комплексности, системности, гуманизма и т. д.
Особое внимание уделяется рефлексивной деятельности личности, самознанию как процессу инкультурации личности. Выделены особенности социализации личности в социокультурном образовательном пространстве с точки зрения акмеологического подхода. Авторы делают вывод: социализация с точки зрения акмеологического подхода представляет собой процесс планомерного развития личности в социуме, приобщения к социокультурным ценностям, становления социальной зрелости на основе общеметодологических и конкретных методологических принципов.
Ключевые понятия: акмеологический подход, акмеология, акмеологичность, инкультурация, социализация.
Постановка задачи. Особую социальную востребованность в современном мире приобретают методологические подходы и принципы, связанные с акмеологией. Современные рыночные отношения, ускорение темпов развития, экономико-политическая обстановка, многогранность современного общества и сознания требуют объективного, взвешенного и зрелого взгляда в решении возникающих на этом фоне проблем. Острее становится потребность в социально активных людях, профессионалах своего дела, обладающих организованностью, творческим потенциалом, имеющих сформированный, устоявшийся, осознанный комплекс социокультурных ценностей.
Предметом акмеологии выступает период взрослости (зрелости), определяющий вершину развития человека как субъекта, как индивида, как профессионала в деятельности, как гармонично самореализованной личности в разных сферах бытия [8, С. 26].
Возникает вопрос - что понимается под «взрослостью»? Однозначной трактовки воз-
раста зрелости в науке не существует. Более того, большинство ученых считают возраст зрелости относительным понятием [15, 22]. Так, Б.Г. Ананьев выделяет несколько периодов взрослого человека (от 18-35 лет), напротив Э. Эриксон определяет взрослость как стадию решения задач генеративности (30-60 лет), обусловленную отношением человека к продуктам своего труда и к потомству, К.Г. Юнг останавливается на позиции, что взрослость -это период «середины жизни», А.В. Мудрик, говорит о стадии зрелости, включающей возраст от 30 до 65 лет.
С точки зрения социализации в социокультурном образовательном пространстве нам близка позиция Н.В. Кузьминой, которая берет за основу зрелость как период в жизни человека «от самостоятельного выбора профессии и учебного заведения до планирования ритма и режима работы, организации своего времени и способов достижения искомых результатов» [11, с. 3]. С ней перекликается позиция В.М. Русалова, который подчеркивает акмеологическую основу зрелости и считает,
что «истинная зрелость наступает тогда, когда человек не только достигает вершины в своем развитии, но и приобретает способность передать плоды своего развития другому человеку, становится образцом, эталоном» [15, с. 33]. В этот период процессы самореализации (самовоспитание, самообразование, самоконтроль, самосовершенствование) и участия в образовании других людей превалируют над процессами воспитания, образования и обучения. В составе зрелости В.М. Русалов выделяет ее виды: эмоциональную, нравственную, личностную, интеллектуальную, социальную и биологическую [15].
В то же время, ведущими акмеологами зрелость личности характеризуется не столько возрастными физиологическими особенностями, сколько «развитием морально-нравственных качеств, гуманистической направленностью личности, нормативностью поведения и отношений» [8, с. 12], преобладают такие качества, как высокая ответственность, забота о других людях, социальная активность, а также высокие профессиональные достижения и стремление к самореализации.
Между тем акмеологический подход в современной науке образования приобрел универсальный характер [2, 4, 6, 8], который описывает принципы и закономерности достижения вершин в целостном развитии человека на каждом этапе непрерывного образования.
По мнению Е.П. Бочаровой, акмеологический подход предполагает: «всесторонне изучение человека в процессе непрерывного образования как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности; создание педагогических условий для мотивации успеха» [6], стремление к высоким результатам; организацию деятельности для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждой личности; оценку социокультурного образовательного пространства для саморазвития и самосовершенствования.
При этом ведущие ученые неразрывно связывают акмеологию с многими социальными науками: историей, культурологией, социологией, экономикой, политологией, конфликтологией, педагогикой, экологией и др. Связующим звеном выступает «социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологически-
экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению и информационной коммуникации, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства» [8, с. 8].
На первый план выходит такое понятие, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека, которая выступает как в виде самосовершенствования человека, с одной стороны, так в виде его профессиональной социализации - с другой [8, с. 7].
Рассмотрим понятие «социализация» (от лат. socialis - «общественный»), оно отражает все, что связано с общественной жизнью, обществом, общением человека, межчеловеческими (межличностными) отношениям. Многообразие аспектов социализации нашло отражение в исследованиях русских и зарубежных ученых [1, 3, 10, 14, 17].
Ранее нами было определено, что «социализация выступает как общественный процессуальный феномен, воздействие которого на личность начинается с раннего детства и продолжается в течение всей жизни и который подчинен ориентации на социально-культурные ценности социума» [14, с. 102].
С философской точки зрения понятие «социализация» имеет содержательную характеристику, которая определяет социокультурную направленность и процессуальную стороны. При этом социализация взрослого и по целям, и содержательно, и процессуально существенно отличается от социализации детей и юношей. Как выявлено нами ранее, для зрелого взрослого характерны:
1) самосоциализация, включающая и «це-леполагание, и управление процессом, и выбор желательных воздействий для достижения социальных целей» [9, с. 125];
2) сознательное осуществление процесса, которое сопровождается их «критическим осмыслением, соотнесением с личным опытом, корректировкой ценностей с последующим принятием уже скорректированных ценностей» [9, с. 125]; социальные нормы «не принимаются взрослым безоговорочно, как правило, существуют основания их приятия либо неприятия их человеком» [9, с. 125];
3) устойчивость ценностей, недостаточная мобильность;
4) тесная связь с инкультурацией [9].
В содержательном плане социализация как инкультурация (процесс индивидуального
освоения) включает: «ориентацию на социокультурные ценности; приобретение опыта социокультурных отношений; развитие социокультурных потребностей; формирование установки на трансляцию социокультурных ценностей» [12, с. 16].
Реализация акмеологического подхода к процессу социализации в социокультурном образовательном пространстве опирается на некоторые закономерности и факторы: «саморазвитие зрелого человека; самореализация его внутреннего потенциала» [4] на пути к акме; факторы, способствующие и препятствующие достижению социальной успешности; самообразование, самоконтроль, самосовершенствование, самокоррекция деятельности.
Система принципов, положенных в основу акмеологического подхода к социализации в социокультурном образовательном пространстве, включает в себя:
- общеметодологические принципы исследования (детерминизма, развития, комплексности, системности, гуманизма);
- конкретные методологические принципы (субъекта деятельности и жизнедеятельности, перевода потенциального в актуальное, моделирования, оптимальности, операцио-нально-технологичности, обратной связи) [12, с. 22-44].
Принцип детерминизма раскрывает причинно-следственную связь воздействия личности и среды, при котором, с одной стороны, социум влияет на индивида, а с другой - это воздействие преломляется через внутренние личностные особенности. Иначе этот принцип можно назвать принципом социальной обусловленности личности.
Рассматривая проблему социализации личности, А.В. Мудрик, приходит к выводу, что социокультурная среда выступает как фактор воспитания и выделяет в ней: мега-факторы (космос, планета, мир); макрофакторы (общество, государство, этнокультура); мезофакторы (тип поселения, СМИ, региональные условия); микрофакторы социализации личности (семья, соседи, сверстники, общественные организации, образовательные учреждения) [13, с. 21].
В свою очередь концепция Г.М. Андреева рассматривает социализацию, как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой сторо-
ны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [3, с. 338].
Такое взаимодействие осуществляется в нескольких формах: «совокупности социальных статусов и ролей, предлагаемых обществом и государственной властью»; «участия в работе социальных институтов, общественных организаций, социумов, позволяющих личности реализовать свои социальные функции»; «приобщения личности к ценностям социокультурной среды и, исходя из потребностей общества, исполнения своей социальной роли»; «включения личности в процесс по созданию и передаче культурных образцов, ценностей, норм»; «ориентации личности в социокультурных ценностях, способствующих развитию общественной активности»; «социальной адаптации личности, проявляющейся как взаимодействие с социокультурной средой, как согласование поведения и отношений для выполнения личностью своих социальных ролей» [12, с. 211].
Принцип развития в акмеологии понимается как имеющее индивидуальный характер субъективное планомерное движение к вершине социализации, к акме, к социальной зрелости.
Социализация есть процесс развития личности. В свою очередь, развитие личности и есть процесс ее социализации, т. е. осмысления и присвоения общественного опыта. Процесс социализации, по мнению С.В. Дубровина, определяется как «постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта, сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания активной жизненной позиции» [19].
В процессе социализации человек демонстрирует свою индивидуальность, становится личностью, приобретает общественный опыт, в социальных отношениях проявляет себя как объектом, так и субъектом, в процессе деятельности может оказывать влияние на социализацию других людей.
Принцип комплексности подразумевает интеграцию различных качеств, свойств, состояний человеческого бытия, выявление их единства и способов связи, что определяет акмеологическую культуру личности.
Акмеологическая культура, с точки зрения Е.В. Селезневой, представляет собой
«систему основных функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформи-рованность которых является условием и предпосылкой эффективного акме-ориенти-рованного саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления; личностное новообразование, которое обеспечивает ускорение процесса акме-ориентированного саморазвития человека, закрепление новых достижений в этом процессе и подготовку к дальнейшим акме-ориентированным самопреобразованиям» [16].
К критериям акмеологической культуры можно отнести и социальную зрелость, которая характеризуется: степенью приобщения личности к ценностям социокультурной среды; умением выстраивать отношения в коллективе; способностью проявлять активность в процессе социализирующей деятельности; играемыми личностью в системе общественных отношений социальными ролями и ее социальным статусом; уровнем развития самосознания личности.
Принцип системности подразумевает переход всей системы на качественно более высокий уровень, ее изменение в оптимальное, т. е. более высокоорганизованное состояние.
Социализация личности выступает как процесс, обладающий систематичностью в соотношении и взаимодействии структурных компонентов, которые определяют цель, задачи, основные положения, необходимые формы, средства и методы. Функциональность системы определяет прогресс системы за счет эффективного взаимодействия этих компонентов.
Рассматривая процесс социализации личности как многоуровневое образование, выделяются несколько уровней социализации:
1) доморальный уровень, когда преобладает эгоистическая направленность личности (система: ребенок - родитель);
2) уровень конвенционной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне социальные нормы и требования;
3) уровень автономной морали или социальной зрелости, когда человек следует преломленной через себя общественной системе ценностей, т. е. ориентация на собственную систему принципов (мораль).
Принцип гуманизма совпадает с принципом ценностей и заключается в присвоении человеком не только общекультурных ценностей, но и ценностей его собственной личности, ее здоровья, мировосприятия.
Так, в основу развития личности А. Мас-лоу положил потребности и ценности: с помощью ценностей удовлетворяются потребности. Он выделил физиологические потребности, связанные с биофизическим развитием человека, и социальные потребности. К вершине последних он относит самоуважение и самоактуализацию.
Потребность в самоуважении выступает как самоуважение личности самой себя и уважение со стороны других. В первом случае самоуважение проявляется в форме компетентности, самоуверенности, независимости, самостоятельности. Во втором - в престиже, имидже, статусе, репутации, признании.
Социализация выступает как процесс ин-культурации, т. е. как индивидуальное осмысление и присвоение социокультурных ценностей, выступающих в виде законов, правил, норм общественного поведения и отношений. Таким образом, для социализации характерно:
- «развитие общения для обмена и передачи информации (информационные ценности);
- развитие самосознания связано с осознанием самого себя как ценности;
- включение личности в социокультурную деятельность как процесс создания социокультурных ценностей» [12].
Принцип субъекта жизни и жизнедеятельности заключается в том, что позволяет «определить место, роль, смысл и значение деятельности» в жизненном пути личности, а также раскрывает пути наиболее полного и удовлетворяющего саму личность - самовыражения, что и является условием творчества, и позволяет ей обеспечивать наивысшую социальную эффективность деятельности» [8, с. 37].
Одними из главных функций социокультурной деятельности Г.П. Щедровицкий называл функцию трансляции и реализации культуры [21, с. 108-109]. Таким образом, растет необходимость в культивировании индивидуальности и субъектности развития личности, Так Э. Фромм писал, что «уважение к уникальности, культивирование уникальности каждого человека - это ценнейшее достижение человеческой культуры» [20, с. 387].
Процесс социализации представляет собой деятельность по включению личности в социокультуру социума через взаимодействие с другими людьми и группами, развитие творческих сил, а также деятельность по созданию социокультурных ценностей.
Результатом социализации личности (накопление знаний, умений, навыков в процессе жизнедеятельности) выступает социальный опыт.
Принцип перевода потенциального в актуальное предполагает развитие внутренних ресурсов личности, ориентируя на перспективность их использования в будущем, дальнейшую реализацию своего потенциала, тем самым оказывается влияние на мотиваци-онную сферу человека.
Мотивационная сфера является «ядром» личности, которая объединяет вокруг себя такие свойства, как «направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики» [7].
Социализация личности связана с формированием системы мотивов:
- «общественные мотивы (осознание ценности деятельности, желание действовать, нести ответственность за свое поведение и отношение);
- деловые мотивы (желание добиться успехов в отношениях, занять соответствующий статус в отношениях, научиться вести себя и др.);
- личные мотивы (особые, индивидуальные интересы: желание быть лучше других, получить одобрение со стороны окружающих)» [7].
В процессе социально-культурных отношений происходит процесс преобразования социальных норм и общественно-культурных ценностей в ценности личности, ее интересы и потребности.
Принцип моделирования опирается на «отражение», воссоздание и умножение в модели знаний о социокультурном образовательном пространстве и человеке в нем; конструировании новых закономерностей их
взаимодействия; задает перспективы успешной социализации, восхождения к акме; уточняет средства и способы действия.
«Модель социализации» понимается социологами как приоритетная форма взаимодействия общества и личности, обусловленная мировоззренческими, конкретно-историческими, пространственными и временными факторами, которые оказывают большое влияние на формирование предпочтительных форм взаимодействия (см. рисунок). Вхождение личности в общественную жизнь путем принуждения илиее собственного интереса характеризует особенностьмеханизмовсоциа-лизации в различных ее моделях, отдающих приоритет либо обществу, либо личности [1].
Принцип оптимальности заключается в создании оптимальных условий, факторов успешной социализации.
Акмеологические факторы и условия Н.В. Кузьмина делит на «субъективные (индивидуальные предпосылки меры успешности социализации - мотивы, направленность, интересы, компетентность, активность и др.) и субъективно-объективные, связанными с организацией среды и взаимодействий» [8, с. 166]. Кроме того, не стоит забывать о стремлении к самореализации, высоких личностных и социальных стандартах и т. д.
Социальная адаптация, выполнение соответствующих социальных ролей личностью выступают как условие и результат социализации личности.
Операционально-технологический принцип предполагает рациональное использование как навыков и умений, так и психологических ресурсов личности (сознание, самосознание, мышление), их развитие и совершенствование в процессе социализации.
По мнению А.А. Бодалева, можно выделить две группы психологических образований: «побудители поведения (отношения
Модель социализации
Модель подчинения Модель интереса
Тип взаимодействия: субъект-объектное Тип взаимодействия: субъект- су бъектно е
Методы: предписание, контроль, оценка Методы: анализ, выбор, с амо контр оль, са моо ценка
Основные виды моделей социализации личности
к различным сторонам действительности, самосознание, мышление)» [5, с. 5-6], которые определяют стержень личности, и «исполнительский компонент (способности, умения, навыки)» [5, с. 5-6]. Таким образом, грамотное использование обозначенных психологических ресурсов способствует социокультурному развитию личности, являясь содержательной частью социализации.
Принцип обратной связи предполагает вид оценочной деятельности, необходимый для формирования положительной Я-концепции (результаты межличностного общения, занимаемая социальная роль в коллективе, проявление уважения/неприятия, оценка другими людьми социальной успешности, самооценка и т. д.). Способствует проявлению активности и росту социальной успешности, становлению социальной зрелости, объективной и субъективной оценке тех методов и способов социализации, которые человек выбрал.
В социализации важная роль принадлежит рефлексивной деятельности личности. Дело в том, что «рефлексия есть осознание индивидом того, как он воспринимается другими людьми, в частности, партнерами по общению, деловому взаимодействию; как они оценивают его поведение, отношения, практическую деятельность. Самосознание связано с самоосознанием самого себя как ценности; с формированием «Я-концепции», с ориентацией личности в социокультурных ценностях как рефлексивном процессе» [12].
Становление социального «Я» проявляется в поиске социальной ниши для своей жизнедеятельности; завоевании статуса в конкретном социуме; оценке последствий принятых решений, ответственности за них перед собой и обществом; утверждении собственного «Я», которое включает в себя представление о себе, самооценку, программы самосовершенствования, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции и самокоррекции, без чего не мыслима социальная зрелость.
Заключение. Таким образом, процесс социализации, с точки зрения акмеологического подхода, представляет собой процесс планомерного развития личности в социуме, приобщении к социокультурным ценностям, становления социальной зрелости на основе общеметодологических (детерминизма, развития, комплексности, системности, гуманизма) и конкретных методологических принци-
пов (субъекта деятельности и жизнедеятельности, перевода потенциального в актуальное, моделирования, оптимальности, операцио-нально-технологичности, обратной связи).
Подводя итог, выделим некоторые особенности социализации личности в социокультурном образовательном пространстве с точки зрения акмеологического подхода:
- становление зрелого человека (приобщение и трансляция социокультурных ценностей) как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности и общественных отношений;
- организация деятельности (творческой, социокультурной, профессиональной и др.) как высшей формы активности и самостоятельности человека, как площадки для реализации личностного потенциала, включения в разные социальные группы, приобретения различных социальных статусов и возможности достижения состояния акме в процессах интеграции с социальным окружением;
- создание педагогических и социокультурных условий для мотивации успеха, приводящих к становлению новых психических структур, обеспечивающих появление новых состояний и способов деятельности; актуализации потребности в социальной успешности, стремления к высоким результатам, социальной зрелости;
- организация процесса саморазвития, самообразования и самосовершенствования.
Необходимо отметить, что социальная зрелость обусловлена возрастными особенностям, а также имеет периодическую актуализацию, что с точки зрения акмеологического подхода называется «многовершинностью акме» [18]. Этот аспект может быть темой дальнейших исследований процесса социализации в социокультурном образовательном пространстве.
Литература
1. Абдикерова, Г.О. Особенности конструирования модели социализации личности / Г.О. Абдикерова // CredoNew. - 2014 - № 2. -http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k2-2014/24585-osobennosti-konstruirovaniya-modeli-socializacii-lichnosti.html.
2. Акмеология / под ред. А.А. Деркача. -М. : Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. -363 с.
4. Бегидова, С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности / С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3 «Педагогика и психология». - 2012. - № 1. - С. 20-27.
5. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М. : МГУ, 1988. - 188 с.
6. Бочарова, Е.П. Акмеологический подход к образованию / Е.П. Бочарова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2008. - № 4. -С. 5-10.
7. Гревцева, Г.Я. Особенности социально-культурного развития личности в детстве как феномен ее социализации /Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - № 1. - С. 23-31.
8. Дергач, А.А. Акмеология /А.А. Дергач. -М. : РАГС, 2004. - 299 с.
9. Котлярова, И.О. Межкультурная социализация взрослых в мировом профессиональном сообществе /И.О. Котлярова //Проблемы воспитания и социализации молодежи: моногр. / науч. ред. Н. О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Цицеро, 2014. -С. 124-145.
10. Котлярова, И.О. Педагогические аспекты повышения качества результатов межкультурной социализации научно-педагогических работников / И. О. Котлярова, Г.Я. Гревцева, А.В. Фахрутдинова // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 3. - С. 8-21.
11. Кузьмина, Н.В. О предмете акмеологии и направлениях ее развития в Петербургской научной акмеологической школе / Н.В. Кузьмина //Акмеология. - 2013. - № 3. - С. 9-13.
12. Литвак, Р.А. Инновация социокультурного развития личности в условиях дополнительного образования / Р.А. Литвак // Понятийный аппарат педагогики и образования: моногр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагу-зова. - Екатеринбург, 2016. - Вып. 9. -С. 206-223.
13. Литвак, Р.А. Социализация личности как социокультурный образовательно-педагогический процесс / Р.А. Литвак // Проб-
лемы воспитания и социализации молодежи: моногр. / науч. ред. Н. О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Гревцева. - Челябинск: Цицеро, 2014. -С. 5-39.
14. Литвак, Р.А. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве / Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева // Вестник ЧГПУ. -2013. - № 9. - С. 96-103.
15. Русалов, В.М. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика? /
B.М. Русалов // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 223 с.
16. Селезнева, Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Е.В. Селезнева. -М., 2007. - 200 с.
17. Сериков, Г.Н. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека / Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова // Социальная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 22-27.
18. Степанов, С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами: дис. ... д-ра пед. наук / С.Ю. Степанов. - М., 1999. - 535 с.
19. Усанова, Л.А. Педагогическое общение как фактор социализации студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Усанова. - Челябинск, 2002. - 166 с.
20. Фромм, Э. Бегство от свободы. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М. : Олимп, 1998. -416 с.
21. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований / Г.П. Щедровицкий // Оптимизация учебного процесса в средней и высшей школе: сб. - Душанбе: ДГУ, 1970. -
C. 106-133.
22. Volchenkova, K. Maturity of the academic staff as a motivational factor to develop their proficiency in English / K. Volchenkova, S. Aliu-kov, I. Kotlyarova // INTED2016 Proceedings, 2016. - P. 6325-6335.
Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, [email protected].
Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, коШагоуаю @8ши.ги.
Поступила в редакцию 28 сентября 2017 г.
DOI: 10.14529/ped170401
ACMEOLOGICAL APPROACH TO PERSON SOCIALIZATION IN SOCIAL AND CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
R.A. Litvak1, [email protected], I.O. Kotlyarova2, [email protected]
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, 2South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The articlehighlights the urgency of individual socialization in the socio-cultural educational process. The authors define the essence of the acmeological approach; analyze the concepts of "acmeology", "inculturation", "socialization"; determine the levels of socialization. The paper discusses the principles of the acmeological approach to socialization in the socio-cultural educational space (general methodological and specific methodological principles). The positions of scientists on the issue of "adulthood", "maturity" were presented; the principles of determinism, development, complexity, system, humanism were revealed. Particular attention was paid to the reflexive activity of the individual, his/her self-knowledge as a process of inculturation. The features of socialization of the person in sociocultural educational space were formulated in terms of the acmeological approach. The authors conclude that socialization in terms of the acmeological approach is a process of a planned development of the personality in society, adherence to so-ciocultural values, the emergence of social maturity on the basis of general and specific methodological principles.
Keywords: acmeological approach, acmeology, acmeology, inculturation, socialization.
References
1. Abdikerova G.O. Osobennosti konstruirovaniya modeli sotsializatsii lichnosti [Features of Designing the Model of Socialization of Personality]. Available at: http://www.intelros.ru/readroom/ credo_new/k2-2014/24585-osobennosti-konstruirovaniya-modeli-socializacii-lichnosti.html (accessed 1.09.2017).
2. Derkach A.A. (Ed.) Akmeologiya [Acmeology]. Moscow, 2002. 650 p.
3. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2007. 363 p.
4. Begidova S.N. [Acmeology Determinants of Professional Formation of Personality]. Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology, 2012, no. 1, pp. 20-27. (in Russ.)
5. Bodalev A.A. Psikhologiya o lichnosti [Psychology about the Person]. Moscow, MGU Publ., 1988. 188 p.
6. Bocharova E.P. [Acmeology Approach to Education]. Humanitarian Research in Eastern Siberia and the Far East, 2008, no. 4, pp. 5-10. (in Russ.)
7. Grevtseva G.Ya. [Characteristic Features of the Socio-Cultural Development of a Person in Childhood as a Phenomenon of Socialization]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2015, vol. 7, no. 1, pp. 23-31. (in Russ.)
8. Derkach A.A. Akmeologiya [Acmeology]. Moscow, 2004. 299 p.
9. Kotlyarova I.O. [Intercultural Socialization of Adults in the World Professional Community]. Problemy vospitaniya i sotsializatsii molodezhi [Problems of Education and Socialization of Youth]. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2014, pp. 124-145. (in Russ.)
10. Kotlyarova I.O., Grevtseva G.Ya., Fakhrutdinova A.V. [Pedagogical Aspects of Quality Inrcease of Academic Staff Cross-Cultural Socialization]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 3, pp. 8-21. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170301
11. Kuz'mina N.V. [On the Subject of Acmeology and Directions of its Development in the St. Petersburg Scientific Acmeological School]. Akmeology, 2013, no. 3, pp. 9-13. (in Russ.)
12. Litvak R.A. [Innovation of Socio-Cultural Development of the Individual in Conditions of Additional Education]. Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [Conceptual Apparatus of Pedagogy and Education]. Ekaterinburg, 2016, iss. 9, pp. 206-223.(in Russ.)
13. Litvak R.A. [Socialization of the Personality as a Socio-Cultural Educational and Pedagogical Process]. Problemy vospitaniya i sotsializatsii molodezhi [Problems of Education and Socialization of Youth]. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2014, pp. 5-39. (in Russ.)
14. Litvak R.A., Grevtseva G.Ya. [Correlation of Social Education, Socialization and Socio-cultural Development of the Personality in Childhood]. Bulletin of the CSPU, 2013, no. 9, pp. 96-103. (in Russ.)
15. Rusalov V.M. [Maturity: Emotional, Moral, Personal, Intellectual, Social, Biological. A Single or Multiple Characteristic?]. Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [Phenomenon and Category of Maturity in Psychology]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2007. 223 p.
16. Selezneva E.V. Razvitie akmeologicheskoy kul'tury lichnosti [Development of Acmeological Culture of the Individual]. Moscow, 2007. 200 p.
17. Serikov G.N.,Kotlyarova I.O. [Social Partnership of Subjects of Education, Culture, Science and Business in Self-Realization of a Person]. Social Pedagogy, 2010, no. 3, pp. 22-27. (in Russ.)
18. Stepanov S.Yu. Razvitie refleksivnoy kul'tury gossluzhashchikh innovatsionno-gumanisti-cheskimi metodami.Diss. dokt. ped. nauk [Development of Reflective Culture of Civil Servants by Innovative Humanistic Methods. Diss. Doct. (Pedagogy)]. Moscow, 1999. 535 p.
19. Usanova L.A. Pedagogicheskoe obshchenie kak faktor sotsializatsii studentov pedagogicheskogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical Communication as a Factor of Socialization of Students of a Pedagogical University. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2002. 166 p.
20. Fromm E. Begstvo ot svobody. Dogmat o Khriste [Flight from Freedom. The Dogma of Christ]. Moscow, Olimp Publ., 1998. 416 p.
21. Shchedrovitskiy G.P. [The System of Pedagogical Research]. Optimizatsiya uchebnogoprotses-sa v sredney i vysshey shkole [Optimization of the Educational Process in Secondary and Higher Schools]. Dushanbe, 1970, pp. 106-133. (in Russ.)
22. Volchenkova K., Aliukov S., Kotlyarova I. Maturity of the Academic Staff as a Motivational Factor to Develop their Proficiency in English, INTED2016 Proceedings, 2016, pp. 6325-6335. DOI: 10.21125/inted.2016.0489
Received 28 September2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Литвак, Р.А. Акмеологический подход к социализации личности в социокультурном образовательном пространстве / Р.А. Литвак, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2017. - Т. 9, № 4. - С. 10-18. БО!: 10.14529^170401
Litvak R.A., Kotlyarova I.O. Acmeological Approach to Person Socialization in Social and Cultural Educational Environment. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 10-18. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170401