ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
THEORETICAL-EMPIRICAL RESEARCH
УДК 159.9.07
АКМЕОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ)
Кузьмина Нина Васильевна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры теории и методики непрерывного образования Военного института внутренних войск МВД РФ, ул. Летчика Пилютова, 1, Санкт-Петербург, Россия, 198206; президент СПбОНИО «Общественная Академия акме-ологических наук»; e-mail: [email protected]
Жаринова Евгения Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смольного института РАО, Полюстровский пр., 59, Санкт-Петербург, Россия, 195197; старший преподаватель кафедры физического воспитания Государственной академии ветеринарной медицины, ул. Черниговская, 5, Санкт-Петербург, Россия, 196084; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
В статье рассматривается проблема развития фундаментального образования с позиции его акме-результата, воплощенного в духовном, духовно-материализованном, материальном продукте. Для решения проблемы предлагается использовать принцип вершинности и понятия акме- и кате-точки, на основе которых проектируются технологии достижения и измерения акме. Общеметодологический принцип вершинности является фундаментальным понятием, важнейшим элементом при анализе любой системы развития. Акмеологические исследования раскрывают акме-стратегии, способствующие созданию вершинных духовных продуктов в свойствах обучающихся.
Статья адресована специалистам по акмеоло-гии и специалистам высшего образования для разработки инструментов достижения вершин в личностно-профессиональном развитии. В ней рассматриваются и анализируются проблемы современного образования, которые находят отражение в содержании фундаментальной акмеологии, интегрирующей основные достижения отечественной системы образования и психолого-педагогической науки в XX и начале XXI в. Дано четкое описание исторического пути акмеологии, в том числе акмеологии образования, как модели становления новых отраслей психологической науки. В статье представлен терминологический аппарат акмеологии, дана характеристика основных методологических принципов, а также определено фе-
номенологическое поле, которое характеризуется обращением к проблеме человека и его комплексного исследования, сохраняющей актуальность со времени Б.Г. Ананьева как одного из основоположников акмеологического подхода, а также пониманию перспектив этого подхода, характеризующего научное направление, представленное в работах Н.В. Кузьминой и ее учеников. Ключевые слова: духовный продукт, фундаментальное образование, акме-результат, принцип вершинности, акме-точка, кате-точка, достижение и измерение акме.
Акмеология в своем становлении прошла длительный путь развития. На этом пути можно выделить ряд важнейших этапов развития: историко-философское осмысление научного направления акмеологии, комплексное исследование человека на различных ступенях его развития, развитие взрослого и зрелого человека средствами образования, передача исторического опыта и развитие системы образования. Акмеология рассматривает поиск закономерностей максимального совершенствования индивида, личности, субъекта в созидательной или продуктивной деятельности на базе природного потенциала.
В условиях сложной социокультурной ситуации, обусловленной интенсивным развитием науки и техники, появлением новых научных знаний, понятий, категорий, необходим новый взгляд на совершенствование и самосовершенствование человека, переосмысление перспектив дальнейшего развития личности в рамках новых концепций образования.
Процесс модернизации образования, происходящий во всех странах, сопровождается поиском новых подходов и научно обоснованных путей его развития. Обостряется основное противоречие образования, связанное с развитием информационных и коммуникационных технологий: увеличение объемов научной и учебной информации, с одной стороны, и сокращение времени на ее переработку и освоение субъектами образовательного процесса, с другой. В условиях глобализации и постоянно возрастающей международной конкуренции профессиональное образование испытывает напряжение в аспекте пересмотра своих целей и результатов. Поскольку рынок рабочей силы требует от специалиста поликомпетентности, способности удовлетворять требования работодателя и отвечать современным запросам общества.
Ведущей жизнеутверждающей функцией человека является стремление к осмысливанию и прогнозированию будущего. Обладание подобной стратегической компетенцией обеспечивает определение им своей роли в процессе личностно-профессионально-го развития. Необходимы достижение уровня максимального профессионального мастерства в конкретном виде трудовой деятельности и обретение максимального социального статуса в соответствующей среде.
Для решения острых социально-экономических вопросов требуется разработка новой научной теории, поскольку без разработки фундаментальных теоретических концепций образования трудно получить конкретные эмпирические результаты. Без хорошо обоснованной научной теории не может быть хорошей образовательной практики, вершиной которой является выпускник учебного заведения.
Решить эту проблему позволяет успешно развивающаяся акмеология, рассматривающая развитие как постоянное самосовершенствование, итогом которого является достигнутый личностью результат.
Сравнительные исследования деятельности высокопродуктивных специалистов в сравнении со средне-и малопродуктивными выявляют закономерные связи между уровнями их личностно-профессионального развития, применяемыми ими продуктивными технологиями и факторами, обеспечивающими созидание духовных продуктов в тех личностных свойствах, которые и обеспечивают им успешное решение предстоящих задач. Акмеологические исследования раскрывают акме-стратегии, способствующие созиданию вершинных духовных продуктов в свойствах обучающихся. Акме-стратегии выступают условием создания теории и практики современного фундаментального образования в конкурирующем мире. Они сближают акмеологию с фундаментальными науками, открывают законы создания духовных, духовно-материализованных и материальных продуктов. Духовный продукт выступает как акме-результат фундаментального образования, по его признакам оцениваются качество и конкурентоспособность материальных продуктов.
Духовные продукты — это психические, акмеологические новообразования в свойствах субъектов образования, которые обеспечивают им самостоятельное формулирование и решение предстоящих профессиональных задач на входе в новую среду.
Духовно-материализованные продукты — это сформулированные требования Государственных об-
разовательных стандартов и контролирующих средств: контрольных вопросов, тестов, диктантов, проектов собственной профессиональной деятельности.
Материальные продукты — это продукты, которые можно передавать другим: все виды искусства, науки, техники и самого образования [5, с. 380].
Сфера образования является сугубо гуманитарным направлением, в котором все официально признанные науки, в том числе фундаментальные, выступают в форме учебных дисциплин — средств развития природных потенциалов участников образовательного процесса. Фундаментальное образование опирается на акме-ядро, в основе которого лежат духовные продукты, наличие которых в свойствах всех субъектов образования обеспечивает успешное решение ими предстоящих задач. В связи с этим предъявляются новые требования как к личностным, так и к профессиональным качествам будущих специалистов. Обостряется проблема определения системы ценностей, на которую будет опираться подрастающее поколение, так как на различных этапах исторического развития общества ценностные ориентиры всегда были значимы для развития человека.
Исторический опыт подтверждает, что идеалы и нормы, принятые в разные исторические периоды развития общества, формировались в зависимости от его потребностей. И в том, что новое поколение разительно отличается от предыдущих, проявляется влияние процессов глобализации, затронувших все сферы жизни современного общества, в том числе и системы образования. Старый образ человека трансформируется в условиях развивающегося и стремительно меняющегося мира, и это требует формирования у современного человека нового набора способностей и потребностей, новых ценностных ориентиров. Поэтому необходимо преобразование всей системы образования, помогающей организовать эффективное функционирование новых форм высокопродуктивной деятельности.
Сегодня формированием нового человека заняты многие социальные институты общества, эта проблема рассматривается педагогикой, социальной психологией, социальной философией, акмеологией, культурологией, социологией, каждая из которых позволяет рассмотреть данную проблему со своей стороны. Но при этом важно осмыслять достижения образования прошлого, понимать, какой образ человека соответствовал потребностям того времени, ведь без образа прошлого и настоящего нет модели будущего, в котором и воплощаются все лучшие акме-достиже-ния прошедших эпох.
Общество вошло в эпоху, в которой, как бы мы этому ни сопротивлялись, правит прагматизм и где происходит утилизация всех ценностей и культуры в целом [4, с. 15]. В стремительном ритме жизни у людей остается мало времени на воспитание своих детей, система образования оставляет желать лучшего, старые методы и формы воспитания и образования, к сожалению, уже не совсем эффективны, новое поколение стало другим — и это приходится признать. Однако принципы, формирующие научное мировоззрение и теорию развития человека, остаются неизменными: представление о человеке, формирующемся и развивающемся в ходе исторического развития,
состоит в раскрытии его многогранной сущности, целостности и в достижении им вершинного этапа своего индивидуального развития как человека возвышенного. В ряду этих принципов ведущее место занимает принцип вершинности.
Общеметодологический принцип вершинно-сти является фундаментальным понятием, важнейшим элементом при анализе любой системы развития. В духовном развитии общества, в образовании этот принцип доминирует среди других. «С самого начала культурного развития человечества складывались представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства», — отмечают В.В. Ильин и С.Д. Пожарский [3; 10].
Для организации высокопродуктивной деятельности и достижения акме-результата необходим человек новой формации, впитавший в себя тысячелетний опыт прошлого. Его сущность мы можем рассматривать с трех позиций:
1) с позиции стадии вершинности, которая понимается как мера длины в достижении вершины;
2) с позиции конкретной точки вершинности как состояния предела одного и начала другого этапа совершенствования;
3) с позиции результата продуктивной деятельности и необратимости («стрела времени») процесса совершенствования личности и общества.
Вершинные достижения воспитания и образования опираются на общие методологические принципы акмеологии, которые были заложены на заре развития нашей цивилизации. Общеизвестно, что различные эпохи по-своему формировали и расширяли кругозор человека. Исторические и философские предпосылки стали факторами становления, формирования и развития акмеологии. Они позволяют рассматривать «... историю, прежде всего, как некоторого рода изменение или развитие» [11, с. 3].
Одним из базовых элементов познания являются «акме» — вершины накопленных знаний как результат деятельности мыслителей. Историко-философское обоснование вершинности воспитания — важнейшего процесса развития личности в обществе — рассматривается как процесс поступательного движения к абсолютной мудрости.
Всю историю человека пронизывает акмеологич-ность его развития, которая проявляется в самых разнообразных видах деятельности. На протяжении многих исторических эпох данная проблематика не раз рассматривалась выдающимися учеными и мыслителями. Неоднократно возникали аналогии между развитием человека и общества, строились разнообразные модели индивидуального и социального акме» [9; 12]. И сейчас наступил этап, когда вся совокупность накопленных историко-философских знаний по развитию акмеологии потребовала систематизации, выявления закономерностей, научного обобщения и внедрения их в процесс профессионального образования.
Акмеология рассматривает действительность не только в рамках предмета психологии, изучающей закономерности отражения человеком объективной реальности, но и в рамках совершенствования созидательной деятельности человека. Отметим, что «... центральное место в методологии занимают методо-
логические регулятивные принципы, поскольку они образуют промежуточное звено между наиболее общими положениями теории познания и конкретными частно-научными методами...» [7, с. 31].
Множество всех предметов, свойств и отношений между ними рассматривается в научной теории акмео-логического знания как совокупность сторон, свойств и отношений реальных объектов, которые раскрывают действительность содержания общего и конкретного понятия «человек» (индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность) [5, с. 37].
Выход акмеологии на междисциплинарные связи с другими науками позволяет проанализировать развитие человека на уровне индивида, личности и субъекта деятельности. После того как сформированы различные подходы к акмеологическому знанию, необходимо уточнить позицию, с которой рассматривается каждый из них.
На данном этапе психологии развития акмеология — как область научного знания и комплекса дисциплин о человеке — представлена различными научными направлениями.
Психология развития — направление, у истоков которого стояли В.М. Бехтерев и Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией. Она рассматривает развитие человека и достижение им вершин в физической, духовной и профессиональной сферах на основании теории зрелости в жизненном цикле человека через «.прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают устойчивая система отношений человека к природе, обществу, труду, другим людям и самому себе) и субъекта деятельности (прежде всего профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.» [6, с. 7]. Акмеология выявляет условия и факторы (в широком понимании), способствующие достижению наивысшего результата в развитии человека с позиции биофизиологического состояния, в социализации — с позиции личности. Кроме того, она определяет закономерности совершенствования общего и особенного, присущего отдельному индивиду, в социальной и профессиональной деятельности, на основе анализа этой деятельности и оценки субъективных факторов. Это способствует достижению наивысшего результата в следующих сферах: здоровье, образование, профессиональный рост, роль семьи в соответствии с социальными условиями, профессиональные стандарты и гражданские нормы данного социума.
Необходимо отметить вклад наших ведущих акме-ологов А.А. Бодалёва и А.А. Деркача в становлении психологии развития. Они выделяют «.три основные научно-методологические ориентации: естественно-научную, технологическую, общественно-гуманитарную» [1; 2].
Одновременно с теоретическим обоснованием акмеологии идет процесс формирования конкретных акмеологических технологий развития профессионализма и социального прогрессивного развития личности, которые становятся инструментами образования [14, с. 12].
В системе образования важное место принадлежит понятию «фундаментальное образование», которое является ключом к пониманию совершенства и базиса для вершинного развития.
Разработке данного направления уделяли внимание ведущие ученые. В.А. Садовничий определил понятие фундаментального образования следующим образом: «Это такое образование, получив которое человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни. В этом «тяжелом» образовании лидирующую роль всегда занимали несколько университетов. Они создавали славу нашей системы образования и задавали ее уровень. И сегодня у нас в стране есть десятки таких университетов» [13, с. 93].
В этом определении перечислены признаки фундаментального образования, которые в системе акмеологических понятий обозначены как духовные продукты, создаваемые в совместной деятельности специалистами образования и учащимися средствами учебных дисциплин, за строго определенное время. Такими духовными продуктами фундаментального образования являются знания (знать законы природы и развития общества); способности (самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение жизни); умения (логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения). Всё вместе — это не что иное, как признаки духовных продуктов в свойствах самого человека, физических, психических, акмеологических новообразований [6, с. 215].
Эти новообразования обеспечивают на протяжении всей жизни человека его саморазвитие, выраженное в продуктивной компетентности. В процессе образования их могут сформировать у обучающихся только те преподаватели, которые сами обладают продуктивной компетентностью и знают законы созидания и самосозидания духовных продуктов [6; 8].
В логике нашего определения акмеологии как науки о факторах достижения вершин продуктивности в созидательной деятельности фундаментальным можно назвать образование, подчиненное созиданию духовных продуктов, или физических, психических, акмеологических новообразований в свойствах участников образовательного процесса (руководители, преподаватели, учащиеся), обеспечивающих продуктивное решение предстоящих задач, в том числе связанных с созданием материальных продуктов, законы создания которых исследуют фундаментальные науки.
Понятия «фундаментальное образование», «продуктивная компетентность», «фундаментальные науки» объединяет категория «продукт», и это ведет к обоснованию и практическому применению фундаментальных законов как существенных, повторяющихся, проверяемых практикой связей и зависимостей между явлениями и событиями. В этой логике итогом фундаментального образования является система создания новых духовных, духовно-материализованных и материальных продуктов, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям.
Итак, фундаментальное образование — это продуктивная система, способная усилиями субъектов, в него вовлеченных и согласующих свои действия в соответствии с определенными принципами, правилами и законами, создавать духовные продукты в свойствах его участников — обучающих, обучаемых, руководящих, оценивающих.
Подчеркнем, что в акмеологии основополагающим является понятие «акме». Однако в современных исследованиях это понятие истолковывается неоднозначно. Одни ученые определяют его как последовательный ряд достижений человека на жизненном пути, подчеркивая при этом временной аспект и количественное акме в жизнедеятельности человека. Другие исследователи рассматривают акме как вершину индивидуального и личного развития человека на различных этапах его жизнедеятельности — детство, юность (ювенология), период взрослости и зрелости, период старости (геронтология). Третьи — рассматривают акме как достижение вершин личностью и социумом в рамках нескольких подходов: первый из них указывает на совершенствование личности в период взрослости и зрелости; второй — на анализ изменений внутреннего мира человека, отражающегося в психике и изучающегося в комплексе с другими науками о человеке; третий — на акме-результат как итоговый продукт в социальной и профессиональной деятельности.
Таким образом, исследователи рассматривают понятие «акме» в виде сущности, понимаемой как внутреннее, общее, относительно устойчивое познаваемое мышлением основание явлений и характеризующейся основным вершинным признаком. Этот признак проявляется в следующих свойствах, раскрывающих сущность акме:
• высшая степень чего-либо;
• высшая степень развития;
• вершина, совершенство;
• вершина как зрелость всего;
• вершина совершенства в человеке;
• вершина как расцвет способностей человека;
• вершина как физическая, личностная и субъективная зрелость человека;
• вершина в избранной профессиональной деятельности;
• вершина как результат деятельности;
• вершина как реализация творческих способностей;
• вершина совершенства и могущества [15, с. 99].
Так как вершиной развития является точка достижения результата (а точка — это метка пути развития), остановимся на методе анализа процесса развития.
В связи с различными подходами к понятию «акме» необходимо подчеркнуть, что древнегреческое понимание акме характеризуется четкой констатацией того, что это — вершина. Акме-точка или противоположная ей кате-точка — характеристики акме, раскрывающие начало и окончание реального акмео-логического процесса. Они рассматриваются как предельный параметр вершинного (акме) или низинного (кате) пути развития [11, с. 112].
Таким образом, в акмеологии конкретная точка рассматривается как результат продуктивной деятельности человека. Кроме этого, точка является фактором, раскрывающим понятие точности при анализе
линейного развития в период движения от одной точки, характеризующей начало движения, до другой точки — его завершения.
Данное понимание является важным этапом познания и характеризуется анализом движения, которое является научным нормативом, указывающим на степень соответствия научного знания конкретной реальности движения акме. Точка как предельное состояние выполняет регулирующую функцию и определяет ту или иную степень акме.
Рассматривая вершинный путь развития, необходимо обратить внимание на осмысливание действительности с позиции категории точности, понимаемой как «.качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие исторически сложившемуся или заранее установленному стандарту, образцу, норме, принципу, правилу, заданному способу действия, противопоставлению неопределенности, расплывчатости, двусмысленности, неточности.» [15, с. 115].
В понимании развития от акме-точки к кате-точке важно проанализировать стадии развития (верх к акме) и стадии упадка (вниз к кате), которые характеризуются понятием «точность» и являются научным нормативом, показывающим степень соответствия научного знания конкретной реальности, особенности движения к акме-точке или кате-точке, процессы достижения результата, что в итоге позволяет определить качественные характеристики, границы применимости акме-понятий. Стадии развития должны определяться не приблизительно, а точно. Это возможно в том случае, если теория прошла проверку практикой и обладает предсказательной и объяснительной функцией, является объективной истиной как существующая, особая область реальности. Это особенно важно для анализа стадии развития — как достижения локального акме, так и точности знания и действия, заранее установленной нормативной точки пределу развития. С новой точки начнется новый этап развития.
В соответствии с концепцией В.М. Бехтерева — Б.Г. Ананьева, новообразования при определенных условиях возникают в образовательном процессе, подчиненном развитию творческой готовности его субъектов к продуктивному решению предстоящих задач [7, с. 295].
Проблема сегодняшнего образования состоит в том, чтобы выявить эти самые «условия», обеспечивающие развитие «новообразований» или акме-резуль-татов в свойствах участников образовательного процесса, осваивающих способы решения задач в области специальности, профессии, науки, техники, искусства, образования. Ведь все специалисты решают эти задачи с разной мерой продуктивности: высоко-, средне-, малопродуктивно, и только вершинные специалисты знают закономерности продуктивного решения тех или иных классов задач. Повысить качество результатов собственной деятельности могут только те, кто, выяснив факторы достижения вершин, с одной стороны, и факторы своего отставания, с другой, может выстроить акме-целевые стратегии самодвижения к новым вершинам.
Диагностировать факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин продуктивности, можно с помощью методов имитационного моделиро-
вания деятельности вершинных специалистов, взяв их за эталон решения образовательных проблем.
В процессе диагностики понятия «продукт», «уровни и вершины», «измерение продуктивности», «созидательная деятельность» (коллективная, групповая, индивидуальная) позволяют ранжировать авторские системы деятельности преподавателей, создаваемые на базе конкретных учебных дисциплин; к примеру, по объективным показателям побед и поражений на конкурсах или вступительных экзаменах в учебные заведения, по показателям окончания (неокончания) учебного заведения за отведенное на процесс обучения время и т. д. Такая статистика позволяет устанавливать закономерные связи между уровнями созидательной деятельности и факторами, обеспечивающими достижение вершин.
Только на базе методологии и принципов фундаментального образования можно сделать следующий шаг к развитию и саморазвитию. Применяя вершинный принцип акмеологичности на базе фундаментальной акмеологии, необходимо рассматривать закономерности достижения максимального совершенства как познание совокупности сторон и свойств реальных объектов. Это может быть подтверждено закономерностями самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам).
ССЫЛКИ
[1]. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. — М.: Издательство РАГС, 2002. — 650 с.
[2]. Бодалёв А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. Предмет и понятийный аппарат акмеологии // Акмеология. — М.: РАГС, 2002. — 548 с.
[3]. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. — СПб: Политехника, 2003. — 305 с.
[4]. Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996. — 415 с.
[5]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 382 с.
[6]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2013. — 272 с.
[7]. Кузьмина Н. В., Варфоломеева Л.Е., Жарино-ва Е.Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. — 316 с.
[8]. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
[9]. Лисеев И.К. Методология биологии. Новые идеи. Синергетика. Семиотика. Эволюция. — М.: 2001. — С. 23-31.
[10]. Лосев А. Ф. Античная философия истории. — М., 1977. — 208 с.
[11]. Пожарский С.Д. Акмеология и катабология: теория совершенствования человека. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2013. — 266 с.
[12]. Пожарский С.Д. Предыстория акмеологии России. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. — 198 с.
[13]. Садовничий В.А. Образование, которое мы можем потерять / Под общ. ред. В.А. Садовничего. — М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2002. — 287 с.
[14]. Семёнов И.Н. Акмеология. — М.: Издательство РАГС, 2002. — 310 с.
[15]. Философский словарь. — М.: Издательство «Республика», 2001. — 574 с.
ACMEOLOGICAL APPROACH TO ESTIMATION OF FUNDAMENTAL EDUCATION EFFICIENCY (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS)
Nina V. Kuzmina, Corresponding Member, Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of the Theory and Methodology of Continuing Education, Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs, Lyetchika Pilyuto-va Str., 1, Saint-Petersburg, 198206, Russia; President of the «Public Academy of Acmeological Sciences»; [email protected];
Evgenia N. Zharinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Natural Sciences, Smolny Institute of the Russian Academy of Education, Polyustrovsky Pr., 59, St. — Petersburg, 195197, Russia; Senior Lecturer, Department of Physical Education, State Academy of Veterinary Medicine, Chernigovskaya Str., 5, St.-Petersburg, 196084, Russia; [email protected].
ABSTRACT
The article considers the problem of development of fundamental education from the point of view of the Acme-results embodied in the spiritual, spiritual-materialized, material product. It is proposed to use the «peak-principle» (acme-principle) and concepts of acme- and kata-points. Basing on those principles and concepts, technology of achieving and measuring of Acme is constructed. General methodological «peak-principle» (acme-principle) is a fundamental concept, the most important element in the analysis of any system development. Acmeological researches reveal the Acme-strategies, contributing to the creation of the peak spiritual products in the properties of the students.
The content of this article is addressed to specialists in acmeology and specialists of higher education institutes in order to elaborate tools of achievement of heights in personal and professional development. The article is devoted to the problem of the formation of acmeology as a science. It discusses and analyzes the problems of modern education, which are reflected in the content of fundamental acmeology, integrating main achievements of the national education system and psychological-pedagogical science of the XX and early XXI centuries. Clear description of the historical path of acmeology is given, including acmeology of education, as a model of the formation of new branches of psychological science. The article presents definitions of acmeology, basic methodological principles are characterized, as well as the phenomenological field is defined, which is char-
acterized by appeal to the problem of an individual and his/her complex research, keeping relevance since B.G. Ananiev, as one of the founders of the acmeological approach, as well as the understanding of its prospects, describing the scientific direction represented in the works of N.V. Kuzmina and her students. Key words: spiritual product, fundamental education, acme-result, peak-principle (acme-principle), acme-point, kata-point, achieving and measuring of acme.
REFERENCES
[1]. Psichologia [Psychology] / Under the editorship of A.A. Derkach. — Moscow: Publishing house RAGS, 2002. — 650 p.
[2]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A. Predmet i ponyatiinii apparat akmeologii [The Subject and the conceptual apparatus of acmeology] // Acmeology. — M.: RAGS, 2002. — 548 p.
[3]. Ilyin V. V. , Pozharsky S.D. Filosofia I psichologia [Philosophy and psychology]. — St. Petersburg: Polytechnic, 2003. — 305 p.
[4]. Kagan M.S. Filosofia culturi [Philosophy of culture]. — St. Petersburg, 1996. Chapter 14. — 415 p.
[5]. Kuzmina N. V. Akmeologicheskaya teoria fundamen-talnogo obrazovania [Acmeological theory of fundamental education] (creation of the spiritual products, the properties of the subjects of education by means of academic disciplines): monograph. — SPb.: Publishing house «Centre of strategic re-searches», 2012. — 382 p.
[6]. Kuzmina N. V. Akmeologicheskaya teoria fundamen-talnogo obrazovania v opite talantlevix prepodavatelei [Acmeological theory of fundamental education in the experience of talented teachers]: monograph. — SPb.: Publishing house «Centre of strategic researches», 2013. — 272 p.
[7]. Kuzmina N. V. , Varfolomeeva L. E., Zharinova E.N. Akmeologicheskie osnovi razvitia kommunikativnoi kulturi I tvorcheskoi gotovnosti bakalavra, magistra, spesialista [Acmeological basis of development of communicative culture and the creative readiness of the bachelor's, master's, specialist]: monograph. — SPb.: Publishing house «Center of strategic research», 2015. — 316 p.
[8]. Kuzmina N. V. (Golovko-Garshina) Predmet akmeologii [the Subject of acmeology]. — 2-e izd., rev. and additional. — SPb.: University of technology, 2002. — 189 p.
[9]. Liseevl.K. Metodologia biologii. Novie idei. Sinerge-tika. Semiotika. Evolutsia [Methodology of biology. New ideas. Synergy. Semiotics. Evolution]. — M. S., 2001. — P. 23-31.
[ 10]. Losev A.F. Antichnaya filosofiya istorii [Ancient philosophy of history]. — M., 1977. — 208 p.
[11]. Pozharsky S.D. Akmeologia I katabologia: teoriya sovershenstvovaniya cheloveka [Acmeology and metadologia: theory of human improvement]. — SPb.: Publishing house «LEMA», 2013. — 266 p.
[12]. Pozharsky S.D. Predistoriya akmeologii v Rossii [Acmeology History of Russia]. — SPb.: Publishing house «LEMA», 2012. — 198 p.
[13]. Sadovnichii V. A. Obrazovanie, kotoroe mi mozhem poteryat [Education which we can lose] / Under the General editorship of Academician V. A. Sadovnichy. — M.: Publishing house of Moscow state University Lomonosov, 2002. — 287 p.
[14]. SemenovI.N. Akmeologia [Acmeology]. — RAPS publishing house. — Moscow, 2002. — 310 p.
[15]. Filosofskii slovar [Philosophical dictionary]. — Moscow: «Respublika», 2001. — 574 p.