Научная статья на тему 'Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования'

Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ ПРОДУКТ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКМЕ-РЕЗУЛЬТАТ / ПРИНЦИП ВЕРШИННОСТИ / АКМЕ-ТОЧКА / КАТЕ-ТОЧКА / ДОСТИЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ АКМЕ / SPIRITUAL PRODUCT / FUNDAMENTAL EDUCATION / PRODUCTIVE COMPETENCE / ACME-RESULT / PRINCIPLE OF VERTICES / ACME-POINT / CATHE-POINT / ACHIEVING AND MEASURING THE ACME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Чупина Валентина Александровна, Жаринова Евгения Николаевна

Статья посвящена акмеологии научному направлению, рассматривающему развитие как постоянное совершенствование, итогом которого является достигнутый личностью результат. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки новых концепций образования. Авторы исходят из того, что в условиях все возрастающей международной конкуренции профессиональное образование испытывает необходимость в пересмотре своих целей и результатов, поскольку рынок рабочей силы требует от специалиста высокопродуктивной деятельности. Поставлена проблема развития фундаментального образования с позиции его акме-результата, воплощенного в духовном продукте. Под духовным продуктом понимаются физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах участника образовательного процесса. Понятие фундаментального образования связывается с продуктивной компетентностью, выступающей в роли детерминанты создаваемого духовного продукта. Объясняется сущность акмеологического принципа вершинности. Подчеркивается, что при фиксировании и оценке траектории развития личности необходима точность. Для измерения акме предлагается применять категории акме-точка и кате-точки. Под акме-стратегиями понимаются технологии достижения акме. По уровню достигнутой точки вершинности предлагается различать гениальных, талантливых и способных людей. Статья адресована специалистам высшего образования. Ее основные положения могут быть использованы для разработки инструментов достижения вершин в личностно-профессиональном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Чупина Валентина Александровна, Жаринова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological Approaches to Fundamental Education Development

The article is devoted to acmeology which is the scientific area that considers the development as a continuous improvement, the outcome of which is the result made by individual. The relevance of the study is determined by the need to develop new concepts of education. The authors proceed from the fact that under the conditions of increasing international competition, professional education feels the need to revise its objectives and results, as the labour market requires specialist’s highly productive activities. The question of the development of fundamental education from the perspective of its acme-results embodied in the spiritual product is raised. The spiritual product is understood as physical, mental, acmeological innovations in the properties of the participant of the educational process. The concept of fundamental education is associated with productive competence in the role of spiritual determinant of created product. The essence of the principle of acmeological top is explained. It is emphasized that in fixing and evaluation of the personal development pathway the accuracy is needed. To acme measuring the categories of acmepoint and cathe-point are proposed to apply. The acme-strategies are understood as technologies to achieve the acme. The level of reaching the toppoint is proposed to distinguish the brilliant, talented and capable people. The article is addressed to specialists in higher education. Its main points can be used to develop tools to achieve tops in personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования»

Кузьмина Н. В. Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования / Н. В. Кузьмина, В. А. Чупина, Е. Н. Жаринова // Научный диалог. — 2015. — № 11 (47). — С. 212—227.

ешн^МР

и [. К I С И ' 5 ]3( н|ош< л| ч о -(I кда .

УДК 371.487+001.92:37

Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования

©Кузьмина Нина Васильевна (2015), доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент, Российская академия образования; президент, Санкт-Петербургская общественная научно-исследовательская организация «Общественная академия акмеоло-гических наук» (Санкт-Петербург, Россия), andromeda55@mail.ru. ©Чупина Валентина Александровна (2015), доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), style@tehno.com. ©Жаринова Евгения Николаевна (2015), кандидат психологических наук, и.о. доцента кафедры психологии, педагогики и акмеологии, Смольный институт, Российская академия образования (Санкт-Петербург, Россия), andromeda55@mail.ru.

Статья посвящена акмеологии — научному направлению, рассматривающему развитие как постоянное совершенствование, итогом которого является достигнутый личностью результат. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки новых концепций образования. Авторы исходят из того, что в условиях все возрастающей международной конкуренции профессиональное образование испытывает необходимость в пересмотре своих целей и результатов, поскольку рынок рабочей силы требует от специалиста высокопродуктивной деятельности. Поставлена проблема развития фундаментального образования с позиции его акме-результата, во-

площенного в духовном продукте. Под духовным продуктом понимаются физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах участника образовательного процесса. Понятие фундаментального образования связывается с продуктивной компетентностью, выступающей в роли детерминанты создаваемого духовного продукта. Объясняется сущность акмеологического принципа вершинности. Подчеркивается, что при фиксировании и оценке траектории развития личности необходима точность. Для измерения акме предлагается применять категории акме-точка и кате-точки. Под акме-стра-тегиями понимаются технологии достижения акме. По уровню достигнутой точки вершинности предлагается различать гениальных, талантливых и способных людей. Статья адресована специалистам высшего образования. Ее основные положения могут быть использованы для разработки инструментов достижения вершин в личностно-профессиональном развитии.

Ключевые слова: духовный продукт; фундаментальное образование; продуктивная компетентность; акме-результат; принцип вершинности; акме-точка; кате-точка; достижение и измерение акме.

1. Вводные замечания

Процесс модернизации образования, происходящий во всех странах, сопровождается поиском новых подходов и научно обоснованных путей его развития. Обостряется одно из противоречий образования, связанное с развитием информационных и коммуникационных технологий и характеризующееся ростом объемов научной и учебной информации, с одной стороны, и сокращением времени на ее переработку и освоение участниками образовательного процесса, с другой. В условиях глобализации и все возрастающей международной конкуренции профессиональное образование испытывает необходимость в пересмотре своих целей и результатов, поскольку рынок рабочей силы требует от специалиста высокопродуктивной деятельности, способной удовлетворять требования работодателя и отвечающей современным запросам общества и личности. Поэтому в условиях сложной социокультурной ситуации, обусловленной интенсивным развитием науки, техники, новых научных знаний, понятий, категорий, необходим новый взгляд на совершенствование человека, переосмысление перспектив дальнейшего развития личности в рамках новых концепций образования.

Человеку свойственно стремление к осмыслению и прогнозированию будущего, связанному с опережающей рефлексией личност-но-профессионального развития человека, которая определяет и его динамику, и способные повлиять на процесс развития акме-события, и уровень достижения акме, что в целом составляет стратегическую компетенцию профессионала. Обладая такой стратегической компетенцией, человек способен определить свою роль в процессе лич-ностно-профессионального развития, успехи в достижении уровня максимального профессионального мастерства в трудовой деятельности и в обретении максимального статуса в социальной среде. Для решения этой острой проблемы социально-экономического и педагогического характера требуется разработка новой научной теории, поскольку без разработки фундаментальных теоретических концепций образования сложно достигнуть конкретных эмпирических результатов, а без хорошо обоснованной научной теории не может быть результативной педагогической практики, вершинным достижением которой является способность выпускника определять и достигать акме своего личностно-профессионального развития.

Ответить на данный вызов способна успешно развивающаяся акмеология — научное направление, рассматривающее развитие как постоянное совершенствование, итогом которого является достигнутый личностью результат.

Акмеология в своем становлении прошла длительный путь развития. На этом пути можно выделить ряд важнейших этапов: историко-философское осмысление научного направления акмеологии, комплексное исследование человека на различных ступенях его развития, интерес к развитию системы образования и др. Акмеология рассматривает постоянное совершенствование человека как поиск закономерностей максимального совершенствования в созидательной или продуктивной деятельности индивида на базе природного потенциала.

2. Духовный продукт как акме-результат фундаментального образования

Сравнительные исследования деятельности высокопродуктивных специалистов в сравнении со средне- и малопродуктивными выявляют

закономерные связи между уровнями их личностно-профессионально-го развития, применяемыми ими продуктивными технологиями и факторами, обеспечивающими созидание духовных продуктов. Акмеоло-гические исследования раскрывают акме-стратегии, способствующие созиданию вершинных духовных продуктов в личностных свойства обучающихся. Именно акме-стратегии и выступают условием создания теории и практики современного фундаментального образования в конкурирующем глобальном мире. Они сближают акмеологию с фундаментальными науками, открывают законы создания продуктов: духовных самих по себе и духовно материализованных. Духовный продукт — это физические (мозг, органы чувств, организм), психические (личность и ее устойчивая система отношений к обществу, людям, труду, нравственным ценностям, культуре, образованию), акмеологические (субъект самосозидательной деятельности, формулирующий образ результата, акме-стратегии обеспечения условий и управления процессами воплощения результатов в духовные продукты) новообразования в свойствах участника образовательного процесса как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности [Кузьмина, 2012, с. 52]. Духовный продукт выступает как акме-результат фундаментального образования, по его признакам оценивается качество и конкурентоспособность материальных продуктов.

Сфера образования — гуманитарное направление, в котором все официально признанные науки, в том числе фундаментальные, выступают в форме учебных дисциплин — средств развития природных потенциалов участников образовательного процесса. Фундаментальное образование опирается на акме-ядро, в основе которого лежит духовный продукт, наличие которого в свойствах всех субъектов обеспечивает успешное решение предстоящих профессиональных задач. В связи с этим предъявляются новые требования как к личностным, так и к профессиональным качествам будущих специалистов, обостряется проблема формирования системы ценностей, на которые будет опираться подрастающее поколение, так как на различных этапах исторического развития общества ценностные ориентиры всегда были значимы для развития человека.

Исторический опыт подтверждает, что идеалы и нормы, принятые в разные исторические периоды развития человека, формирова-

лись в зависимости от потребностей общества. И в том, что новое поколение разительно отличается от предыдущих, проявляется влияние процессов глобализации, затронувших все сферы жизни современного общества и, в частности, систему образования. Образ человека трансформируется в условиях развивающегося и стремительно изменяющегося мира, и это требует формирования у современного человека нового набора способностей и потребностей, новых ценностных ориентиров. Поэтому необходимо преобразование всей системы воспитания и образования, помогающей организовать эффективное функционирование новых форм высокопродуктивной деятельности.

3. Общеметодологический принцип вершинности

Сегодня формированием нового человека заняты многие социальные институты общества, эта проблема рассматривается педагогикой, социальной психологией, социальной философией. Каждая из них предлагает свой взгляд, инструментарий, оценки. Но при этом всем им важно осмысливать достижения образования прошлого, понимать, какой образ человека соответствовал потребностям того времени, ведь без образов прошлого и настоящего нет модели будущего, в котором воплощаются все лучшие акме- достижения прошлых эпох. Выход акмеологии на междисциплинарные связи с данными науками позволяет проанализировать развитие человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Наличие различных подходов к акмеологическому знанию требует уточнения позиции, с которой рассматривается формирование человека.

Общество вошло в эпоху, в которой, как бы мы ни сопротивлялись, правит прагматизм и происходит «утилизация» ценностей и культуры в целом. В стремительном ритме жизни остаётся мало времени на воспитание своих детей, система образования оставляет желать лучшего, старые методы и формы воспитания и образования, к сожалению, уже недостаточно эффективны, новое поколение стало другим — и это приходится признать. Однако принципы, составляющие основу теории развития человека, остаются неизменными. Сущность этого процесса состоит в раскрытии многогранной целостности личности и в достижении человеком вершинного этапа своего индивидуального развития.

Общеметодологический принцип вершинности является фундаментальным понятием, важнейшим элементом при анализе любой системы развития. Для духовного развития общества, образования этот принцип можно считать доминирующим. Как отмечают В. В. Ильин и С. Д. Пожарский, «с самого начала культурного развития человечества складывались представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершин-ность, высшая степень совершенства» [Ильин и др., 2003, с. 9].

Достижение вершинности связано с самореализацией субъекта в созидательной деятельности на разных ее уровнях: величайшие достижения (уровень гениальных), выдающиеся достижения (уровень талантливых), успешность (уровень способных) [Кузьмина, 2012, с. 61—62].

Для организации высокопродуктивной деятельности и достижения акме-результата необходим человек новой формации. Его сущность мы можем рассматривать с трех позиций: (1) с позиции стадии вершинности, которая понимается нами как «мера длины» в достижении вершины; (2) с позиции конкретной точки вершинности — как состояния предела одного и начала другого этапа совершенствования; (3) с позиции результата продуктивной деятельности и необратимости во времени процесса совершенствования личности и общества.

Вершинные достижения воспитания и образования опираются на общие методологические принципы акмеологии. Одним из базовых элементов познания являются «акме»-вершины накопленных знаний как результат деятельности мыслителей. Историко-философское обоснование вершинности воспитания заключается в трактовке процесса развития личности в обществе как поступательного движения к абсолютной мудрости — акме-воспитания и образования. Всю историю человека пронизывает акмеологичность его развития, которая проявляется в самых разнообразных видах деятельности.

На протяжении многих исторических эпох данная проблематика не раз поднималась выдающимися учёными и мыслителями. Неоднократно проводились аналогии между развитием человека и общества, строились разнообразные модели индивидуального и социального акме [Ильин и др., 2003, с. 9]. И сейчас наступил этап, когда вся совокупность накопленных знаний потребовала систематизации, выявле-

ния закономерностей, научного обобщения и внедрения их в процесс профессионального образования.

4. Акмеология как область научного знания

Акмеология рассматривает действительность с позиций психологии, изучающей закономерности отражения человеком объективной реальности, а также с точки зрения совершенствования созидательной деятельности человека. Множество всех предметов, свойств и отношений между ними рассматриваются в научной теории акмео-логического знания как совокупность сторон, свойств и отношений реальных объектов, которые раскрывают содержание понятия «человек» (индивид, личность и индивидуальность), при этом системообразующим элементом является индивидуальность.

На данном этапе акмеология как область научного знания и комплекс дисциплин о человеке представлена различными научными направлениями. Психология развития, акмеология — направление, у истоков которого стояли В. М. Бехтерев и Б. Г. Ананьев, — является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, юве-нологией и геронтологией. Она рассматривает развитие человека и достижение им вершин в физическом, духовном и профессиональном развитии на основании теории зрелости в жизненном цикле человека через «прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня» [Акмеология..., 2004, с. 7]. Акмеология выявляет условия и факторы (в широком понимании), способствующие достижению наивысшего результата в развитии человека с позиции биофизиологического состояния, в социализации — с позиции личности. Кроме того, определяются закономерности совершенствования общего и особенного, присущего отдельному индивиду, личности в социальной и профессиональной деятельности, на основе анализа деятельности и оценки субъективных факторов. Необходимо отметить вклад ведущих акмеологов А. А. Бодалёва и А. А. Деркача в становление теории психологии развития, акмеологии. Они выде-

ляют «три основные научно-методологические ориентации: естественно-научную, технологическую, общественно-гуманитарную» [Акмеология..., 2004, с. 31]. Все перечисленные направления акме-ологического знания составляют теорию акмеологии. Одновременно с теоретическим обоснованием акмеологии идёт процесс формирования конкретных акмеологических технологий развития профессионализма и социального прогрессивного развития личности, которые становятся инструментами образования.

В акмеологии основополагающим является понятие «акме». В связи с различными подходами к его интерпретации отметим: древнегреческое понимание акме характеризуется констатацией того, что это вершина, однако в современных исследованиях понятие акме истолковывается различно. Одни ученые определяют акме как последовательный ряд достижений человека на жизненном пути, подчеркивая при этом временной аспект и количественное акме в жизнедеятельности человека. Другие исследователи рассматривают акме как вершину индивидуального и личного развития человека на этапах жизнедеятельности — детство, юность, взрослость (зрелость), старость. Третьи рассматривают акме как достижение вершин личностью и социумом, при этом можно выделить несколько подходов: первый из них указывает на совершенствование личности в период взрослости и зрелости; второй — на анализ изменений как процесса развития внутреннего мира человека, отражающегося в психике и изучаемого в комплексе с другими науками о человеке; третий — на акме-результат как итоговый продукт в социальной и профессиональной деятельности. Но несмотря на различия все исследователи рассматривают акме в виде сущности, понимаемой как внутреннее, общее, относительно устойчивое познаваемое мышлением основание явлений и характеризующейся вершинностью: высшая степень развития; цветущая сила, совершенство; зрелость; совершенство в человеке; расцвет способностей; физическая, личностная и субъективная зрелость человека; вершина в профессиональной деятельности; реализация творческих способностей; вершина совершенства и могущества.

Так как вершиной развития является точка достижения результата (метка, след пути развития), то остановимся на субъективных

факторах процесса достижения акме. Самодвижение к вершинам продуктивности и профессионализма обеспечивается следующими факторами созидания: способности как специфическая чувствительность субъекта к предмету деятельности; мотивы и ценностные отношения; направленность в деятельности; ответственность перед другими и собой; продуктивная компетентность; компетенции в создании духовного продукта.

5. Оценка достижения акме

Вершины самореализации природного потенциала представляют собой вершины человеческого духа и оказывают влияние на развитие человечества. Уровень вершины, или акме-точка, определяется качеством созданного духовного продукта. Так, творения гениев представляют собой уникальные, неповторимые духовные продукты, на столетия обогащающие мир; у талантливых людей вершина — это продукт, получающий социальное признание в обществе и оказывающий влияние на мировоззрение современников; способные люди создают духовные продукты, получающие социальное признание в профессиональном окружении, остающиеся в памяти сослуживцев, знакомых, семьи и т. д.

Приведем пример достижения акме. Вершиной в арифметике, алгебре, геометрии, являются труды профессора Санкт-Петербургского университета Пафнутия Львовича Чебышева и его ученика Андрея Петровича Киселева, выпускника университета 1875 года. В основу учебников, созданных А. П. Киселевым, положены конспекты, которые он составлял, посещая занятия А. П. Чебышева. Студенты Воронежского реального училища, в котором стал преподавать А. П. Киселев после окончания математического факультета Санкт-Петербургского университета, просили опубликовать их в качестве учебных пособий. Особенно они были нужны пропустившим уроки по болезни и наверстывающим упущенное.

В этих учебниках обобщена вершинная авторская система деятельности А. П. Киселева, истоки которой лежат в его детстве: уже в девятилетнем возрасте он зарабатывал на жизнь (обучал дочь лавочника арифметике и русскому языку). Репетиторство помогало жить родительской семье. Анализируя акмеологические факторы, можно

констатировать, что репетиторство стало источником накопления психолого-акмеологической компетентности в области психологии освоения детьми и подростками арифметики и позволило выработать акме-целевую стратегию творческого освоения курса. Она воплотилась в системе и последовательности включенных позднее в его замечательные учебники заданий и задач, адресованных учащимся и согласованных с процессами их восприятия, понимания, усвоения. По просьбе учеников первый учебник был опубликован А. П. Киселевым в 1888 году, притом, что немаловажно для оценки акмеологи-ческих факторов, за свой счет.

Вершинность деятельности А. П. Киселева, скорее всего, можно отнести к выдающейся, поскольку социальное признание и влияние, которое он оказал на общество, мировоззрение своих учеников, профессиональное сообщество, говорит о реализованности природного потенциала (одаренности) на данном уровне.

Рассматривая вершинный путь развития, необходимо обратить внимание на осмысление действительности с позиции категории точности, понимаемой как «качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие исторически сложившемуся или заранее установленному стандарту, образцу, норме, принципу, правилу, заданному способу действия; противопоставлено неопределенности, расплывчатости, двусмысленности, неточности» [Философский словарь., 2001, с. 574].

Акме-точка и противоположная ей кате-точка — характеристики акме, фиксирующие начало и окончание реального акмеоло-гического процесса. Они рассматриваются как предельный параметр вершинного (акме) или низинного (кате) пути развития.

Таким образом, в акмеологии точка рассматривается как результат достижения продуктивной деятельности человека. Кроме этого, точка, указывающая на предельное состояние и выполняющая тем самым регулирующую функцию, является индикатором точности при анализе линейного развития в период движения от одной точки, характеризующей начало движения, до другой точки — его завершения. Анализ стадий развития (вверх к акме) и упадка (вниз к кате) должен характеризоваться точностью и показывать особенности процесса достижения результата, что в итоге позволяет определить гра-

ницы применимости акме-понятий. Стадии развития определяются не приблизительно, а точно.

В соответствии с концепцией В. М. Бехтерева — Б. Г. Ананьева, касающейся целостного рассмотрения человека как индивидуальности, новообразования возникают в образовательном процессе при наличии определенных факторов, подчиненных развитию творческой готовности его субъектов к продуктивному решению предстоящих задач. К числу таких факторов могут быть отнесены следующие:

— цели образования связаны с созданием духовных продуктов;

— научная и учебная информация является средством развития;

— формы и методы организации учебной деятельности являются средствами образовательной коммуникации;

— педагог — носитель образовательной цели, стимулирующий студента к самодвижению к вершинам;

— природный потенциал студента и его качество направлены на достижение вершины;

— социальная среда способствует достижению акме [Кузьмина, 2012, с. 102—103].

Диагностировать факторы, содействующие и препятствующие вершинам продуктивности, можно с помощью методов имитационного моделирования деятельности вершинных субъектов, взяв ее за эталон решения проблем. Другим методом диагностики может стать рефлексия результатов своей деятельности, предполагающая ее анализ, критическое осознание своих неудач и построение новой, продуктивной нормы. При использовании критериев «продукт», «уровни и вершины» в измерении продуктивности созидательной коллективной, групповой и индивидуальной деятельностей возможно ранжирование авторских систем деятельности преподавателей, создаваемых на базе конкретных учебных дисциплин, к примеру: по объективным показателям побед и поражений на конкурсах, по результатам вступительных экзаменов в учебные заведения, по показателям окончания (неокончания) учебного заведения за отведенное на процесс обучения время и т. д. Такая статистика позволяет открывать закономерные связи между уровнями созидательной деятельности и факторами, обеспечившими достижение вершин.

Анализ закономерностей достижения максимального совершенства рассматривается как познание совокупности сторон и свойств реальных объектов. Это может быть подтверждено выявленными закономерностями самореализации природных потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам). Уровни представителей вершин — гениальных, талантливых и успешных — свидетельство и разных природных потенциалов, и разных субъективных и объективных факторов, повлиявших на самореализацию и качество созданных духовных продуктов.

В системе образования важное место принадлежит понятию «фундаментальное образование», которое является ключом к пониманию совершенства и базисом для вершинного развития. Разработке данного направления уделяли внимание ведущие ученые. Так В. А. Садовничий определил понятие фундаментального образования следующим образом: «Это такое образование, получив которое, человек способен дальше самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Он знает законы природы, законы развития общества, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Именно таким образованием всегда славилась Россия и в царское время, и в советское, и в наши дни. В этом "тяжелом" образовании лидирующую роль всегда занимали несколько университетов. Они создавали славу нашей системы образования и задавали ее уровень. И сегодня у нас в стране есть десятки таких университетов» [Образование., 2002, с. 93].

В определении перечислены признаки фундаментального образования, которые в системе акмеологических понятий обозначены как «духовные продукты», созидаемые в совместной деятельности специалистами образования и студентами средствами учебных дисциплин, за строго определенное время в самих участниках образовательного процесса. Такими «духовными продуктами» фундаментального образования являются «знания» (законов природы, развития общества); «способности» (самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение жизни); «умения» (логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения). Все вместе

это не что иное, как признаки духовных продуктов в свойствах самого человека — физических, психических, акмеологических. Эти новообразования обеспечивают на протяжении жизни саморазвитие, выраженное в продуктивной компетентности. В процессе образования их могут сформировать в выпускниках только преподаватели, сами обладающие продуктивной компетентностью, владеющие законами созидания и самосозидания духовных продуктов.

6. Выводы

В логике нашего определения акмеологии как науки о факторах достижения вершин продуктивности в созидательной деятельности, фундаментальным можно назвать образование, подчиненное созиданию духовных продуктов, или физических, психических, акмеоло-гических новообразований в свойствах участников образовательного процесса (руководителей, преподавателей, студентов), обеспечивающих продуктивное решение предстоящих задач, в том числе связанных с созданием материальных продуктов, которое исследуется фундаментальными науками.

Понятия «фундаментальное образование», «продуктивная компетентность», «фундаментальные науки» объединяет категория «продукт», и это ведёт к обоснованию и практическому применению фундаментальных законов как существенных, повторяющихся, проверяемых практикой связей и зависимостей между явлениями и событиями. Поэтому итогом фундаментального образования является система создания новых духовных и материальных продуктов, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям.

Таким образом, фундаментальное образование — продуктивная система, способная усилиями субъектов, в него вовлеченных и согласующих свои действия с соответствии с определенными принципами, правилами и законами, созидать духовные продукты в свойствах его участников — обучающих, обучаемых, руководящих.

Проблема сегодняшнего образования состоит в том, чтобы выявить и конкретизировать факторы, обеспечивающие развитие «новообразований», или акме-результатов, в свойствах участников образовательного процесса, осваивающих способы решения задач в области профессии, науки, техники, искусства, образования, ведь все спе-

циалисты решают эти задачи с разной мерой продуктивности: высоко-, средне-, малопродуктивно, — и только вершинные специалисты проникают в закономерности продуктивного решения тех или иных классов задач. Повысить качество результатов собственной деятельности могут только те, кто, выяснив факторы достижения вершин, с одной стороны, и факторы своего отставания, с другой, может выстроить акме-целевые стратегии самодвижения к новым вершинам.

Уровень вершинности специалистов определяет уровень университетов. В. А. Садовничий говорит о лидирующей роли «десятков университетов», «задающих уровень» фундаментального образования. Это продуктивные университеты, нашедшие экономичные пути развития творческой готовности всех или подавляющего большинства выпускников к продуктивному решению предстоящих задач. Но «десятки университетов» — на фоне большого числа средне- и малопродуктивных — это слишком мало. Полагаем, что акмеологи-ческие подходы к развитию фундаментального образования увеличат их количество.

Литература

1. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. — Москва : Изд-во РАГС, 2004. — 688 с.

2. Бодалев А. А. Личность и общение: избр. психол. труды / А. А. Бода-лев. — Москва : Междунар. пед. академия, 1995. — 326 с.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. — Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 752 с.

4. Ильин В. В. Философия и акмеология / В. В. Ильин, С. Д. Пожарский. — Санкт-Петербург : Политехника, 2003. — 395 с.

5. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — Санкт-Петербург : Петрополис, 1996. — 415 с.

6. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования / Н. В. Кузьмина. — Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2012. — 382 с.

7. Лисеев И. К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии / И. К. Лисеев // Методология биологии : новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / отв. ред. О. Е. Баксанский. — Москва : Эдиториал УРСС, 2001. — 264 с.

8. Лосев А. Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев / Москва : Наука, 1977. — 208 с.

9. Образование, которое мы можем потерять : сборник статей / под общ. ред. В. А. Садовничего. — Москва : МГУ 2002. — 287 с.

10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — Москва : Республика, 2001. — 719 с.

Acmeological Approaches to Fundamental Education Development

© Kuzmina Nina Vasilyevna (2015), Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychology, professor, corresponding member of the Russian Academy of Education; president of "Social Academy of Acmeological Sciences" (Saint-Petersburg, Russia), andromeda55@mail.ru.

© Chupina Valentina Aleksandrovna (2015), Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Department of Vocational Pedagogical Education Methodology, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), style@ tehno.com.

© Zharinova Yevgeniya Nikolayevna (2015), PhD in Psychology, acting associate professor, Department of Psychology, Pedagogy and Acmeology, Smolny Institute, Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia), androm-eda55@mail.ru.

The article is devoted to acmeology which is the scientific area that considers the development as a continuous improvement, the outcome of which is the result made by individual. The relevance of the study is determined by the need to develop new concepts of education. The authors proceed from the fact that under the conditions of increasing international competition, professional education feels the need to revise its objectives and results, as the labour market requires specialist's highly productive activities. The question of the development of fundamental education from the perspective of its acme-results embodied in the spiritual product is raised. The spiritual product is understood as physical, mental, acmeological innovations in the properties of the participant of the educational process. The concept of fundamental education is associated with productive competence in the role of spiritual determinant of created product. The essence of the principle of acmeological top is explained. It is emphasized

that in fixing and evaluation of the personal development pathway the accuracy is needed. To acme measuring the categories of acme-point and cathe-point are proposed to apply. The acme-strategies are understood as technologies to achieve the acme. The level of reaching the top- point is proposed to distinguish the brilliant, talented and capable people. The article is addressed to specialists in higher education. Its main points can be used to develop tools to achieve tops in personal and professional development.

Key words: spiritual product; fundamental education; productive competence; acme-result; principle of vertices; acme-point; cathe-point; achieving and measuring the acme.

References

Bodalev, A. A. 1995. Lichnost'i obshcheniye: izbr. psikhol. trudy. Moskva: Mezhdunar. ped. akademiya. 326. (In Russ.).

Derkach A. A. 2004. Akmeologicheskiye osnovy razvitiya professionala. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: MODEK. 752. (In Russ.).

Derkach, A. A. (ed.). 2004. Akmeologiya. Moskva: Izd-vo RAGS. 688. (In Russ.).

Frolov, I. T. 2001. Filosofskiy slovar'. Moskva: Respublika. 719. (In Russ.).

Ilyin, V. V Pozharskiy, S. D. 2003. Filosofiya i akmeologiya. Sankt-Peterburg: Politekhnika. 395. (In Russ.).

Kagan, M. S. 1996. Filosofiyakul'tury. Sankt-Peterburg: Petropolis. 415. (In Russ.).

Kuzmina, N. V 2012. Akmeologicheskaya teoriya fundamental'nogo obra-zovaniya. Sankt-Peterburg: Tsentr strategicheskikh issledovaniy. 382. (In Russ.).

Liseev, I. K. 2001. Novye metodologicheskie orientatsii v sovremennoy fi-losofii biologii. In: Baksanskiy, O. E. (ed.). Metodologiya biologii: novye idei (sinergetika, semiotika, koevolyutsiya). Moskva: Editorial URSS. 264. (In Russ.).

Losev, A. F. 1977. Antichnayafilosofiya istorii. Moskva: Nauka. 208. (In Russ.).

Sadovnichiy, V A. (ed.). 2002. Obrazovanie, kotoroe my mozhem poteryat': sbornik statey. Moskva: MGU. 287. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.