Научная статья на тему 'Акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя-исследователя'

Акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя-исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ACMEOLOGICAL FACTORS / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА / RESULT'S IMAGE / АКМЕЦЕЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА / ACME-PURPOSEFUL STRATEGIES OF THE RESULT ACHIEVEMENT / АКМЕЦЕЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ / ACME-PURPOSEFUL STRATEGIES OF MANAGEMENT AND ASSESSMENT / ДУХОВНЫЙ ПРОДУКТ / SPIRITUAL PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Жаринов Николай Михайлович, Жаринова Евгения Николаевна

В статье рассматриваются акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя вуза как условия развития коммуникативной культуры студента будущего бакалавра, магистра, специалиста. Представлены проблемы образовательных маршрутов и образовательных систем, входящих в них от общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений. Раскрываются понятия образовательных систем в статике и динамике, а также критерии оценки результатов продуктивности их деятельности. Описаны законы фундаментального образования и признаки их функционирования. Выделены матрицы инвариантных акмеологических факторов продуктивных образов результатов, акмецелевых стратегий обеспечения и акмецелевых стратегий управления процессами воплощения искомых образов результатов в реальные продукты: духовные, духовно-материализованные, материальные. Открытые закономерности, изложенные в данной статье, вооружают преподавателей вуза принципиально новыми знаниями в области развития коммуникативной культуры. Применение этих закономерностей в работе со студентами обеспечивает эффективность преподавателя и служит каждому студенту трамплином к собственному движению к вершинам в предстоящей профессиональной продуктивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Нина Васильевна, Жаринов Николай Михайлович, Жаринова Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL FACTORS OF THE TEACHER-RESEARCHER’S COMMUNICATIVE CULTURE DEVELOPMENT

This article examines the acmeological factors of the higher education institution teachers’ communicative culture development as a condition of communicative culture development of a student future bachelor, master, specialist. The problems of educational routes and educational systems, entering them from general, professional and higher educational institutions, are presented. Concepts of educational systems in statics and dynamics, as well as criteria of assessment of their activity’s efficiency are developed. Laws of the fundamental education and characteristics of their functioning are described. There are highlighted the matrices of the invariant acmeological factors of the results’ efficient images, acme-purposeful achievement strategies and acme-purposeful management strategies of the prosesses of the sought-for images implementation into real products: spiritual, spiritual-materialized, material. Open consistent patterns presented in this article provide high school teachers with fundamentally new knowledge in the field of development of communicative culture. Application of these patterns in the work with students ensures the effectiveness of a teacher and serves each student as a launching pad on the way to their own movement to the heights in their future professional efficient activity.

Текст научной работы на тему «Акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя-исследователя»

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

THEORETICAL-EMPIRICAL RESEARCH

УДК 159.9.07

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Кузьмина Нина Васильевна — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского Военного института войск национальной гвардии Российской Федерации; ул. Лётчика Пилютова, 1, Санкт-Петербург, Россия, 198206; e-mail: andromeda55@mail.ru

Жаринов Николай Михайлович — доктор педагогических наук, заведующий кафедрой кафедры физического воспитания Государственной академии ветеринарной медицины; ул. Черниговская, 5, Санкт-Петербург, Россия, 196084; e-mail: korsar-55@mail.ru

Жаринова Евгения Николаевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смольного института РАО; Полюстровский пр., 59, Санкт-Петербург, Россия, 195197; e-mail: andromeda55@mail.ru

На фоне реформирования образования очевидной становится актуальность проблемы, которая базируется на фундаментальных исследованиях в области образования. Нами выделены факторы развития коммуникативной культуры преподавателя вуза в исследовательской деятельности, анализ процессов, происходящих в национальной системе образования, законы функционирования фун-

даментального образования в регионах РФ, которые реализуются в продуктивных моделях образовательных учебных заведений.

Современный этап развития общества требует частой модернизации образования, которая должна быть обоснованной и прогнозирующей повышение качества образования. Качество образования в регионе или национальная

система образования — объект, не вмещающийся ни в одну из сложившихся наук. Создание теории устойчивого функционирования фундаментального образования в РФ потребовало создания новой науки в системе наук о человеке и образовании — фундаментальной акмеологии.

Объект фундаментальной акмеологии — человек, находящийся в развитии

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются акмеологические факторы развития коммуникативной культуры преподавателя вуза как условия развития коммуникативной культуры студента — будущего бакалавра, магистра, специалиста. Представлены проблемы образовательных маршрутов и образовательных систем, входящих в них от общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведений. Раскрываются понятия образовательных систем в статике и динамике, а также критерии оценки результатов продуктивности их деятельности. Описаны законы фундаментального образования и признаки их функционирования. Выделены матрицы инвариантных акмеологических факторов продуктивных образов результатов, акмецелевых стратегий обеспечения и акмецелевых стратегий управления процессами воплощения искомых образов результатов в реальные продукты: духовные, духовно-материализованные, материальные. Открытые закономерности, изложенные в данной статье, вооружают преподавателей вуза принципиально новыми знаниями в области развития коммуникативной культуры. Применение этих закономерностей в работе со студентами обеспечивает эффективность преподавателя и служит каждому студенту трамплином к собственному движению к вершинам в предстоящей профессиональной продуктивной деятельности.

Ключевые слова: акмеологические факторы, коммуникативная культура, образ результата, ак-мецелевые стратегии обеспечения результата, акмецелевые стратегии управления и оценки, духовный продукт.

как природное и социальное существо под влиянием образования. Объектами фундаментальной акмеологии являются взрослые люди — субъекты созидательной и управленческой деятельности разных уровней продуктивности.

Предмет фундаментальной акмеологии — законы, закономерные связи и зависимости между уровнями продуктивности взрослых субъектов созидательной деятельности, проявляющейся в индивидуальной, групповой и коллективной формах. Эта деятельность включает в себя изучение ситуации, формулирование образов результатов, выработку акмецелевых стратегий решения специальных и профессиональных задач, подчинённых воплощению искомых образов результатов в реальные продукты, субъективные, объективные, субъективно-объективные, содействующие и препятствующие самореализации природных потенциалов, потребностей, способностей субъектов созидания на пути к вершинам продуктивности.

Основные понятия фундаментальной акмеологии — «носители вершинного уровня профессионализма, или вершинные специалисты», «образование», «созидательная деятельность специалистов образования средствами учебных дисциплин», «мастерство», «образовательные задачи», «законы фундаментального образования», «образовательный процесс», «результат», «эффективность», «результативность» [4].

Носители вершинного уровня профессионализма, или вершинные специалисты, — это те, кто при прочих равных условиях (возраст, стаж, образование, предписания, например Государственные образовательные стандарты) и ограничения (например, время) достигают в соответствии с единым критерием качества образования наивысших результатов в своём деле [12].

Образование — акмеэнергоинфор-мационная система, созданная специалистами, устремлённая на развитие самосознания природных потенциалов, способностей и потребностей детей, подростков, юных, взрослых, зрелых, подчинённая созиданию духовных продуктов в свойствах субъектов образовательного процесса, обеспечивающих продуктивное решение предстоящих задач и саморазвитие в новой учебно-познавательной, социальной или профессиональной среде [11].

Образовательный процесс — целенаправленное, планомерное, системати-

ческое взаимодействие педагога и преподавателя с учащимися, решающее задачи обучения, воспитания и развития личности, выстроенное в определённых организационных формах.

Цель — осознанный, прогнозируемый результат деятельности или конкретного дела [13].

Результат — объективная оценка достигнутой цели [13].

Образовательный результат — итог деятельности учащегося в образовательном процессе учебного заведения, независимо от профиля; итог освоения предлагаемого ему содержания обучения [14].

Результативность — качественная характеристика итогов деятельности, отражающая степень их соответствия обозначенным целям и соответствующим нормам [11].

Эффективность понимается как результативность и представляет собой качественную характеристику итогов деятельности, отражающую степень их соответствия обозначенным целям и соответствующим нормам [3].

Параметр — величина, характеризующая какое-либо свойство, качество предмета [10].

Критерий — измерительно-оценочный признак, отражающий качество (степень) проявления предмета [13].

Показатель — наглядное выражение проявления измерительно-оценочного признака [3].

Созидательная деятельность специалистов образования средствами учебных дисциплин — это длительный процесс решения бесчисленного ряда специальных, профессиональных и учебно-познавательных задач, подчинённых созданию духовных продуктов в свойствах его участников [4].

Мастерство рассматривается нами как создание искомых духовных продуктов средствами преподаваемой учебной дисциплины у всех или подавляющего большинства выпускников за отведённое время [7].

Образовательные задачи (многоуровневые, решаемые базовыми специалистами) развития учащихся средствами учебной дисциплины — это извлечение знаний об учащихся из наблюдений за их взаимодействием с объектами их деятельности, познания, общения. Специалисты управления образованием (муниципалитетов, региона, РФ) имеют возможность ранжировать муниципалитеты в регионах, регионы в РФ по следующим показателям: количество побед

в конкурсах, соревнованиях; количество правонарушений и провалов выпускников при их входе в новую социальную, профессиональную или образовательную среду.

Законы фундаментального образования — это существенные, повторяющиеся, проверяемые практикой связи и зависимости между уровнями продуктивности основных субъектов созидания (в том числе создания образовательных продуктов) и факторами, содействующими или препятствующими достижению вершин [4].

В наших исследованиях схема реализуется в соответствии со следующими правилами.

Подобрать, опираясь на единый критерий качества образования, различных специалистов: вершинных, высоко-, средне- и малопродуктивных.

Рассматривать модели вершинных специалистов в качестве эталонных, но реально достигаемых.

Диагностировать факторы, обусловившие среднюю и малую продуктивность, на фоне вершинных специалистов.

Проанализировать собственную авторскую систему деятельности и понять причины расхождений на фоне выявленных моделей.

Перепроектировать собственную авторскую систему деятельности в соответствии с единым критерием качества образования на более высокий уровень продуктивности.

Проверить и оценить новый проект в практике, обращая внимание на результаты.

Найти (если результаты не устраивают) причины недостатков [1; 2].

Конечные продукты включают в себя духовные, духовно-материализованные и материальные продукты.

Духовные продукты — это физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах субъектов деятельности.

Духовно-материализованные продукты — это способы контроля восприятия, понимания, усвоения, овладения, применения, извлечения новых знаний из собственной практики средствами опроса, контрольных работ, диктантов, докладов, сообщений, диссертационных исследований.

Материальные продукты — это результаты экспериментальных работ, конструкции, изобретения, воплощённые в разные формы созидательной деятельности передаваемые другим, в том

числе в условиях рыночных отношений [4].

Рассматривая функционирование фундаментального образования в пространстве муниципалитетов и регионов России, необходимо обратить внимание на образовательные пространства разных уровней продуктивности.

Образование РФ — мегапространс-тво национальной системы образования, функционирующее в международном образовательном пространстве национальных систем образования, отличающихся разными уровнями продуктивности.

Макропространства региональных систем образования также имеют разный уровень продуктивности. Микропространства муниципальных систем образования оцениваются мерой соответствия единого критерия качества образования [5].

Функционирование национальной системы образования обеспечивается специалистами образовательных мега-, макро- и микропространств с разными уровнями развития коммуникативной культуры, проявляющимися в продуктивности. К ним относятся:

• специалисты управления образованием (муниципалитетов, регионов, РФ), непосредственно занятые управленческой деятельностью, а также осуществляющие их подготовку и повышающие их квалификацию;

• специалисты базового развития учащихся средствами образования или учебной дисциплины в семье, дошкольном образовательном учреждении, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, включая постдипломное образование;

• специалисты-исследователи в сфере образования: специалисты Российской академии наук, Российской академии образования, Научно-исследовательского института Министерства образования и науки РФ, преподаватели вузов, сочетающие научно-исследовательскую и образовательную деятельность [8].

• Уровень развития коммуникативной культуры преподавателя-исследователя определяют следующие факторы:

1. Способы отбора и овладения современными методами и технологиями, отбора, накопления и систематизации учебной и научной информации: мера её соответствия искомым целям. В свете единого критерия качества образова-

ния — выявление высоко-, средне-, малопродуктивных учебников и авторов.

2. Средства образовательной информации: средства, формы, методы предъявления учебной информации; организация взаимодействия с нею учащихся; методов объективной оценки качества образования; диагностики факторов, обеспечивающих тот или иной уровень продуктивности; принятие профессиональных решений, связанных с повышением качества образования в соответствующих пределах своей ответственности.

3. Состав преподавателей в высоко-, средне- и малопродуктивных регионах, муниципалитетах, образовательных учреждениях; программы, по которым они готовились; система методического, технологического, научно-профессионального самообеспечения: учебники, которые они используют; научные школы в сфере образования, с которыми они связаны.

4. Состав учащихся в высоко-, средне- и малопродуктивных регионах, муниципалитетах, учебных заведениях, состояние здоровья учащихся. Если специалисты управления образованием перейдут от методов директивного управления к использованию кибернетических законов «обратной связи», то решения по истинному повышению качества образования станут обоснованными, то есть повысятся качество управленческой, социально-акмеологической компетентности и уровень развития коммуникативной культуры [6].

Базовыми специалистами развития у учащихся коммуникативной культуры средствами преподаваемых учебных дисциплин являются:

♦ специалисты-предметники, создающие на базе учебных дисциплин свои авторские системы деятельности от дошкольных учреждений, начальных, основных, старших классов до профессиональной школы и постдипломного образования; создаваемые ими авторские системы деятельности — микромиры разных уровней продуктивности результативности, эффективности, требующие психолого-акмеологической компетентности и культуры в области разработки способов созидания духовных продуктов в свойствах выпускников, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям, — развитие у всех или подавляющего большинства готовности к продуктивному решению предстоящих задач в новой образовательной или профессиональной среде;

♦ руководители образовательных учреждений всех типов и уровней образования (от семьи, дошкольного образовательного учреждения, общеобразовательной школы до вуза; образовательные учреждения объединяют разные учебные дисциплины и находят способы согласования усилий преподавателей, учащихся, родителей, культурной среды на протяжении всего времени их пребывания в данном макромире) конкретизируют цель, заданную национальной системой образования, в образ результата — духовный продукт, который должен быть получен в процессе акмеинформационного взаимодействия с учащимися за строго определённое время, на разных возрастных этапах в данном образовательном учреждении, и создают авторские системы деятельности разных уровней продуктивности, требующие акмережиссёрской компетентности, подчинённой развитию готовности всех или подавляющего большинства выпускников к продуктивному решению предстоящих задач;

♦ специалисты-исследователи — преподаватели высших учебных заведений высшей квалификации и научного постдипломного образования; сотрудники образовательных НИИ всех типов, независимо от подчинённости; специалисты психологических служб помощи населению, основное требование к которым — владеть искусством сочетать преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность, обучать этому сочетанию специалистов других уровней (в региональном исследовании все специалисты образования выступают в роли исследователей качества результатов своей деятельности) [9].

Частные, общие, всеобщие акмеоло-гические и социально-синергетические законы открыты на основе генерального закона фундаментального образования, заключающегося в том, что специалист образования способен созидать искомые духовные продукты в свойствах обучающихся в том случае, если он обладает коммуникативной культурой и продуктивной компетентностью, которая обеспечивает созидание духовных продуктов в себе самом (как индивиде, личности,субъекте деятельности, индивидуальности) и представляет собой реально достижимый идеал, побуждающий к его достижению [4].

Генеральный закон включает в себя пять непременных условий, соблюдение которых закономерно обеспечивает развитие у выпускников искомой

коммуникативной культуры и творческой готовности к продуктивному решению предстоящих задач:

1. Обладание специалистами образования духовными свойствами, входящими в «образ результата» и обеспечивающими развитие готовности к продуктивному решению предстоящих задач.

2. Владение акмецелевыми страте гиями:

• системного обеспечения авторской системы деятельности по учебной дисциплине или авторской системы деятельности по руководству образовательным учреждением;

• системного управления качеством воспитания и образования; в процессе акмеинформационного взаимодействия с их носителем учащиеся овладевают этими стратегиями;

• диагностики факторов, содействующих или препятствующих достижению вершин профессиональной продуктивности, для принятия решений о направлениях самокоррекции профессиональной деятельности;

• рефлексивного поиска причин непродуктивности специалиста и путей самосовершенствования.

Для их применения и проверки в новых условиях нами созданы матрицы генеральной устремлённости к вершинам продуктивности, эффективности, результативности, включающая «инвариантные акмеологические факторы» продуктивных образов результатов; системного обеспечения и управления качеством результатов.

Матрица «инвариантных акмеологи-ческих факторов» продуктивных образов результатов включает в себя:

• коммуникативную культуру — способности преподавателя к пробуждению у учащихся интереса к собственной личности, предмету собственной деятельности, своей индивидуальности, завоеванию авторитета своей компетентностью и формированию желания учиться у него;

• способности — специфическая чувствительность субъекта к объекту, процессу, результатам деятельности, взаимодействию с объектами деятельности и познанию;

• мотивы, заявляющие о природных потребностях субъекта деятельности, и направленность (устойчивая мотивация) на удовлетворение природной потребности самореализации в продуктах созидания и самосозидания;

♦ ответственность — ценностное отношение к обществу, природе, к труду, профессии, другим людям, самому себе, текущим и конечным результатам деятельности (по конкретным признакам);

♦ компетентность — личностное новообразование, развиваемое в процессе применения ранее усвоенных знаний на практике; извлечения из практики новых знаний, их интеграция на основе обобщения в новое знание, применимое в предстоящей деятельности, осуществляемой другими специалистами на разных уровнях продуктивности;

♦ мастерство в исследовании реальной ситуации, формулировании, решении и оценке качества решения специальных, профессиональных, учебно-познавательных задач, диагностики факторов, содействующих и препятствующих искомой продуктивности, поиске новых решений [4].

Генеральный закон состоит в том, что недостаточная развитость или самоблокирование любого из представленных инвариантных акмеологичес-ких факторов — препятствие на пути к успеху. Диагностика уровня развития «инвариантных акмеологических факторов» образов результатов на том или ином возрастном этапе обучения учащихся осуществляется с помощью психологических или акмеологических методик, принятых в качестве условных стандартов для получения сравнимых данных.

Матрица «инвариантных факторов» акмецелевых стратегий системного обеспечения искомой коммуникативной культуры и продуктивности включает в себя:

♦ цели — согласованность авторской системы деятельности специалиста с искомыми образами результатов в учащихся, которым авторские системы деятельности адресованы; цели преподавателя достигаются учащимися как личный результат, в этом — культура, продуктивность и эффективность преподавателя;

♦ учебную и научную информацию — систему понятий, суждений, умозаключений, отобранную в авторских системах деятельности для развития их средствами учащихся, являющуюся продуктивной при условии их необходимости: для применения в предстоящей практической деятельности; для целостности курса, представленного в авторских системах деятельности; для установления межсистемных связей данного

курса с другими, в которых понятия используются;

♦ средства образовательной коммуникации, которые пригодны к применению в последующих образовательных системах или в профессиональной деятельности выпускников;

♦ специалистов образования, проектирующих авторские системы деятельности как информационный, коммуникационный, технологический лабиринт задач развития;

♦ учащихся, их способности, мотивацию к познанию, направленность на преодоление трудностей, доверие к преподавателю, потребность в компетентности, ответственность за свою судьбу; каждый учащийся приобретает столько новообразований, сколько собственных усилий вкладывает в учебно-познавательный процесс [9].

Матрица «инвариантных факторов» акмецелевых стратегий системного управления искомой продуктивности средствами решения образовательных (специалистом) и учебно-познавательных (учащимся) задач, обеспечивающих саморазвитие, включает в себя следующие компетенции:

♦ гностические, или исследовательские, — исследование состояния дел в образовательной системе и формулирование учебно-познавательных и собственно педагогических задач;

♦ прогностические и проектировочные — антиципации возможных последствий от принимаемых решений и усиление акцентов на сообщаемой информации, помогающие учащимся отделять главное от второстепенного, интегральное от индивидуального;

♦ конструктивные — отбор учебной, научной, мотивирующей, оценивающей информации, композиционное построение информации на предстоящем занятии, с учётом разных уровней подготовленности учащихся;

♦ коммуникативные — завоевание и поддерживание авторитета, установление профессионально целесообразных взаимоотношений, непосредственных и опосредованных с учащимися (учитывая их рост и развитие), с родителями учащихся, с партнёрами по профессиональной деятельности (по вертикали и по горизонтали);

♦ организаторские — самоорганизация, самообразование, самоконтроль на подготовительных этапах к профессиональной деятельности, в непосредственном взаимодействии с учащимися

на этапах анализа реальных результатов деятельности в сравнении с искомыми результатами [3; 9].

Генеральный закон состоит в том, что выпадение любого инвариантного фактора в решении образовательных задач, требующих психолого-акмеологи-ческой или социально-синергетической компетентности, делает невозможным их продуктивное решение [10].

Таким образом, акмеологические факторы развития коммуникативной культуры и компетентности преподавателя-исследователя позволяют: выявлять высоко-, средне- и малопродуктивных специалистов образования по результатам, достигнутым учащимися; принимать обоснованные решения по модернизации образовательной деятельности в стране, регионе, муниципалитете, учебном учреждении, опираясь на созданные, выявленные и исследованные продуктивные модели образовательной деятельности.

Обобщение результатов исследования акмеологических факторов развития коммуникативной культуры и продуктивности образовательной деятельности по уровням конечных результатов готовности выпускников учебного заведения к самостоятельному успешному решению предстоящих профессиональных задач на входе в новые образовательные системы.

ССЫЛКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1]. ЖариноваЕ.Н. Психолого-акмео-логические технологии в образовании: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. — 208 с.

[2]. Жаринова Е.Н. Тренинг как ак-метехнология развития коммуникативной компетентности преподавателя и студента: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2014. — 160 с.

[3]. Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Ак-меологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 200 с.

[4]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследованию», 2012. — 382 с.

[5]. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследовании»», 2013. — 272 с.

[6]. Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические осно-

вы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста: монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. — 316 с.

[7]. Кузьмина Н.В., Турчин А.С., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии фундаментального образования: монография / Под ред. А.Н. Сивака. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. — 286 с.

[8]. Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии профессионального образования: монография / Под ред. А.Н. Сивака. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследовании"», 2016. — 388 с.

[9]. Кузьмина Н.В., Жаринов Н.М., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии высшего образования: монография / Под ред. А.Н. Сивака. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследовании"», 2016. — 410 с.

[10]. Кузьмина Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарскии" Л.Е. Паутова. — СПб.; Коломна; Рязань, 2008. — 375 с.

[11]. Кузьмина Н.В. Акмеология — наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности деятельности. — Усть-Каменогорск; Л., 1989. — С. 8-15.

ACMEOLOGICAL FACTORS OF THE TEACHER-RESEARCHER'S COMMUNICATIVE CULTURE DEVELOPMENT

Nina V. Kuzmina — Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of the Theory and Methodology of Continuing Education, Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs; 1, Lyetchika Pilyutova Street, Saint-Petersburg, 198206, Russia; e-mail: andromeda55@mail.ru;

Nikolay M. Zharinov — Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Physical Education, State Academy of Veterinary Medicine; 5, Chernigovskaya Str., St.-Petersburg, 196084, Russia; e-mail: korsar-55@mail.ru;

Evgenia N. Zharinova — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Humanities and Natural Sciences, Smolny Institute of the Russian Academy of Education; 59, Polyustrovsky Pr., St.-Petersburg, 195197, Russia; e-mail: andromeda55@mail.ru

ABSTRACT

This article examines the acmeological factors of the higher education institution teachers' communicative culture development as a condition of communicative culture development of a student — future bachelor, master, specialist. The problems of educational routes and educational systems, entering them from general, professional and higher educational institutions, are presented.

Concepts of educational systems in statics and dynamics, as well as criteria of assessment of their activity's efficiency are developed. Laws of the fundamental education and characteristics of their functioning are described.

There are highlighted the matrices of the invariant acmeological factors of the results' efficient images, acme-purposeful achievement strategies and acme-purposeful management strategies of the prosesses of the sought-for images implementation into real products: spiritual, spiritual-materialized, material.

Open consistent patterns presented in this article provide high school teachers with fundamentally new knowledge in the field of development of communicative culture. Application of these patterns in the work with students ensures the effectiveness of a teacher and serves each student as a launching pad on the way to their own movement to the heights in their future professional efficient activity.

Keywords: acmeological factors, communicative culture, result's image, acme-purposeful strategies of the result achievement, acme-purposeful strategies of management and assessment, spiritual product.

[12]. Кузьмина Н.В. Предмет акмео-логии. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.

[13]. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя. — М.: Высшая школа, 1989. — 167 с.

[14]. Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. — Л.: Знание, 1984. — 64 с.

REFERENCES

[1]. Zharinova E.N. Psychological and acmeological technologies in education. Monograph. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2015. — 208 p.

[2]. Zharinova E.N. Training as akmetekh-nologiya the development of communicative competence of the teacher and the student. Monograph. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2014. — 160 p.

[3]. Kuzmina N.V., Sofyino V.N. Acmeological concept of professional competence development in higher school: monograph / N.In. Kuzmin, V.N. Sofyino. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2012. — 200 p.

[4]. Kuzmina N.V. Acmeological theory of fundamental education (creation of the spiritual products, the properties of the subjects of education by means of academic disciplines). Monograph. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research»,

2012. — 382 p

[5]. Kuzmina N.V. Acmeological theory of fundamental education in the experience of talented teachers. Monograph. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research»,

2013. — 272 c.

[6]. Kuzmina N.V., Varfolomeeva L.E., Zharinova E.N. Acmeological basis of development of communicative culture and the creative readiness of the bachelor's, master's, specialist. Monograph. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2015. — 316 p.

[7]. Kuzmina N.V., Turchin A.S., Zharinova E.N. Acmeological technologies of fundamental education. Monograph. / Ed. A.N. Sivak. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2016. — 286 p.

[8]. Kuzmina N.V., Zharinov N.M., Zharinova E.N. Acmeological technologies of professional education. Monograph. /

Ed A.N. Sivak. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2016. — 388 p.

[9]. Kuzmina N.V., Zharinov N.M., Zharinova E.N. Acmeological technology in higher education. Monograph. / Ed. A.N. Sivak. — SPb.: Ed-WELL «Center for strategic research», 2016. — 410 p.

[10]. Kuzmina N.V. Acmeology quality of professional activity of a specialist / N.V. Kuzmina, S.D. Pozharsky, L.E. Pau-tova. — Saint-Petersburg; Kolomna; Ryazan, 2008. — 375 p.

[11]. Kuzmina N.V. Acmeology is a science about factors in achieving heights in professional activity // The problems of increasing professionalism and effectiveness. — Ust-Kamenogorsk — L.: 1989. — S. 8-15.

[12]. Kuzmina N.V. (Golovko-Garshina) The Subject of acmeology. — 2nd ed. — Rev. and additional. — SPb.: Polytechnic, 2002. — 189 p.

[13]. Kuzmina N.V. The professionalism of activity of the teacher. — M.: Higher school, 1989. — 167 p.

[14]. Kuzmina N.V. Ability, talent, talent teachers. — L., 1984. — 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.