АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.9:378
Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы
Л. Е. Паутова, Е. Н. Жаринова
Паутова Людмила Евгеньевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозво-доснабжения «Радуга», пос. Радужный, Московская обл., Россия, [email protected]
Жаринова Евгения Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра гуманитарно-художественного образования, Смольный институт РАО, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Приведены результаты теоретического исследования, нацеленного на научно-практический и акмеологический анализ определения сущности понятий «акместратегия», «акме-технология» и научного подхода к их разработке, проблем выявления и формирования продуктивных акместратегий, акметехнологий преподавателя в профессиональной деятельности. Теоретически обосновано и определено положение, что уточнение методологических и научно-практических основ акместратегии и акметехнологии преподавателя способствует 1) определению основных концептуальных положений при стратегическом планировании высокопродуктивной профессиональной деятельности и 2) генерированию высокопродуктивных авторских систем научно-образовательной деятельности, что, в свою очередь, усиливает личностно-профессиональное развитие всех участников образовательного процесса. В ходе теоретического анализа уточнены предпосылки становления и совокупность научных подходов к определению понятий «акместратегия», «акметехнология», разработано их содержательное и структурное значение, обоснована значимость комплексного и многоуровневого подхода при реализации акместратегий, акметехнологий в профессиональной деятельности преподавателя, определены уровни реализации акместратегий и раскрыты личностно-профессиональные компетенции каждого уровня, особенности, отличия и структурно-функциональные элементы акме-технологий преподавателя. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ оптимизации профессиональной деятельности преподавателей.
Ключевые слова: акместратегия, акметехнология, созидательная деятельность, продуктивность, уровни продуктивности.
DOI: https://doi.oгg/10.18500/2304-9790-2019-8-1 -4-11 К постановке проблемы
В современных социально-экономических условиях развития общества мы наблюдаем переход к шестому технологическому укладу (ТУ), который определяет необходимость и потребность в развитии иного производственного потенциала - формирования и развития человеческого креативного ресурсного потенциала. Это, в свою очередь, диктует высокие профессиональные требования к современному специалисту в любой сфере деятельности, особенно в образовании, как начале и основе становления личности и ее будущего профессионализма в избранной сфере деятельности, и предполагает сформированный продуктивный уровень готовности человека (специалиста) к личностному, профессионально-техноло-
гическому саморазвитию и высокопродуктивной жизнедеятельности в социуме. С приходом и становлением шестого уклада экономического развития основным производственным фактором становятся знания и применение новейших технологий, что определяет 1) новые рынки, факторы и технологии конкуренции, 2) актуальность и необходимость совершенствования национальной системы образования в целом с учетом цифровизации общества и нравственной его основы.
Стратегические и концептуальные основы формирования национальной системы образования, направлений взаимодействия ее основных субъектов на разных уровнях государственного управления мы можем определить на основе федеральных нормативно-правовых регламентов:
— Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017г.);
— Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года;
— Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
— Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
— Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [1—5].
В процессе достижения целей выделенных стратегий на федеральном уровне в системе профессионального образования ведущая роль и ответственность возлагаются на преподавателя как носителя высокопродуктивных акместра-тегий и акметехнологий профессиональной деятельности. В связи с этим задача преподавателя - научить студентов стратегиям целепо-лагания и достижения заданных результатов в профессиональной деятельности, одновременно саморазвиваясь в ней, поскольку в период профессионального обучения проходит процесс формирования личности будущего специалиста как активного субъекта профессиональной деятельности.
Понятия «акместратегия» и «акметехноло-гия» являются недостаточно разработанными в психолого-акмеологических исследованиях и научно-практической литературе. Разработка и обоснование этих понятий в нашем исследовании основаны на близких понятиях, таких как «акме-целевые программы человека», представленных в научных трудах Б. Г. Ананьева [6], Н. В. Кузьминой; «акме-ядро духовных продук-
тов» В. П. Медведева [7]; «акме-целевые стратегии развития продуктивной компетентности» З. В. Румянцевой [8]; «акме-целевые программы самореализации» Н. В. Кузьминой, Л. Е. Варфо-ломеевой, Е. Н. Жариновой [9]; «технология» И. Т. Фролова [10]; «акметехнология» Н. В. Кузьминой, Н. М. Жаринова, Е. Н. Жариновой [11]. Разработка и внедрение понятий «акместратегия», «акметехнология» в нашем исследовании основаны на акмеологической концепции жизненного пути человека Б. Г. Ананьева, акмеоло-гической теории фундаментального образования Н. В. Кузьминой и акме-синергетической кон -цепции многовершинности В. П. Бранского и С. Д. Пожарского [12].
На основе обоснования актуальности и результатов обзора литературных источников по проблеме исследования поставлены задачи:
1) обозначить предпосылки становления и совокупность научных подходов к определению понятий «акместратегия», «акметехнология»;
2) определить содержание и особенности ак-местратегии и акметехнологий в деятельности преподавателя; 3) определить необходимость применения комплексного и многоуровневого подхода при реализации акместратегий, акме-технологий в деятельности.
Акместратегии продуктивной деятельности преподавателя
Преподаватель выступает в роли профессионала, помощника, консультанта, владеющего искусством наблюдать деятельность студента со стороны, сравнивать свои наблюдения, диагностировать причины успехов и неудач на занятиях и экзаменах, создавать актуальные программы курсов, подчиняя их требованиям ФГОС по соответствующим направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов. Эти признаки мы относим к индикаторам конечного духовного продукта образовательного искусства - акмере-зультата. Его достижение предполагает наличие и реализацию авторской системы деятельности преподавателя на основе продуктивных акме-стратегий и акметехнологий.
Акместратегия и акметехнология являются интегрированными комплексными понятиями, в связи с этим считаем целесообразным определить их значимость и содержательное наполнение в профессиональной деятельности преподавателя.
При обобщении результатов теоретического анализа близких понятий определяется их акме-стратегическая направленность по следующим признакам:
— программа деятельности специалиста;
— система связей по целям личности;
— система ценностей;
— новые возможности для самореализации творческого потенциала;
— достижение искомого продукта [13, с. 77—97].
В социально-экономической научной литературе разработано много определений понятия «стратегия», понимаемого как искусство проведения больших операций в перспективе, включающих их подготовку, организацию и использование имеющихся в распоряжении средств таким образом, чтобы в фактически существующих условиях достичь поставленной цели. К общим характеристикам изученных определений понятия «стратегия» мы относим следующие:
— определенная программа действий, разработанная руководством для успешного функционирования организации;
—управленческий игровой план ведения дела;
— внутренняя скоординированность действий для достижения намеченных результатов;
— одно из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем;
— обобщенная модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных целей;
— процесс формулирования долговременных целей и намерений предприятия и выбор надлежащих направлений деятельности;
— искусство и средство достижения конечного результата.
Анализируя и обобщая элементы, характеристики стратегии в психологии личности и профессиональной деятельности, можно определить, что понятие «стратегия» в психологии исследуется и структурно разрабатывается с позиций субъектно-деятельностного, системного и типологического подходов в организации жизнедеятельности, достижении целей, ценностей личности в удовлетворении потребностей разного уровня - от низших (физиологических) до высших (самоактуализации, самосовершенствования).
С учетом акмеологической направленности Л. Е. Паутова определяет, что «жизненная акместратегия личности - это личностно-про-фессиональный стратегический план по самореализации и взаимодействию с внешней средой в процессе созидательной продуктивной жизнедеятельности» [13]. В данном контексте в понятии «жизненная стратегия» мы акцентируем внимание на основных факторах — самореализации, созидании, продуктивности как обеспечивающих достижение «акме» личности. Жизненный путь человека, согласно Б. Г. Ананьеву, представляется как «история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» [6, с. 76].
Основой акместратегии жизнедеятельности общества на базе социально-экономического и
акмеологического подхода является «система жизненных ценностей и баланс интересов различных групп населения определенной территории, обеспечивающая их благосостояние и высокопродуктивное качество жизни», и это мы относим к макроуровню формирования и реализации акместратегий [13].
Применительно к отдельной личности как члену общества акместратегия — это система жизнеобеспечивающих акмеценностей и потребностей саморазвития, самоактуализации личности, достигающая акме-цели в продуктах деятельности и прогнозирующая факторы риска, кризиса («кате») и с учетом этого корректирующая личностно-профессиональную траекторию развития или АСД [14]. Это мы можем отнести к микроуровню понятия «акместратегия». В связи с этим считаем целесообразным введение многоуровневости понятия «акместратегия», что соответствует реализации акмеологической концепции жизненного пути человека Б. Г. Ананьева и акме-синергетической концепции много-вершинности В. П. Бранского и С. Д. Пожарского («акме» разного уровня) [12].
В соответствии с акмеологической теорией фундаментального образования Н. В. Кузьминой «акместратегия - это система организации профессиональной образовательной среды, знаний-задач в расчете на прогнозируемые результаты в студентах (для профессионального образования) или учащихся (для основного образования) в виде признаков их творческой готовности к предстоящей деятельности с учетом времени обучения, обеспечивающих их саморазвитие в новых условиях» [15, с. 42—43]. Согласно этому Л. Е. Паутова определяет, что «продуктивная акместратегия в профессиональной деятельности специалиста - это одновременно и запланированная деятельность, и реакция на изменения обстоятельств (условий реализации запланированных мер), и продуктивный образ-результат организации в будущем» [13, с. 78].
На основе результатов научно-практического анализа и определения сущности понятия «акместратегия» в профессиональной деятельности принимается, что это система цикличности и установки структурности порядка и хаоса с учетом теории самоорганизации биологических и социальных систем, выявляющая возможности проявления и развития творческого потенциала систем для их совершенствования и развития [6]. Применительно же к деятельности преподавателя это научно-образовательная система самоорганизации и саморазвития основных ее субъектов.
Результат реализации акместратегий и вхождения в новую среду, согласно всеобщему ак-меологическому закону развития продуктивной компетентности специалиста Н. В. Кузьминой [16], выявляется в процессе обратной связи на
уровнях тактическом, оперативном и стратегическом [13]. Основными характеристиками уровней относительно проектирования и достижения
акместратегии (по признакам обратной связи) мы считаем особенности личностно-професси-ональных компетенций специалиста (таблица).
Характеристика уровней реализации акместратегии Characteristics of the levels of acme strategy realization
Уровни акместратегии Критерии достижимости уровня акместратегии Результат
Стратегический Обеспечение саморазвития на этапе вхождения в последующую образовательно-профессиональную систему; оценка выпускниками полученной подготовки и продуктивности проектирования авторской системы деятельности (антиципация успешности проекта АСД); контроль усвоения и удовлетворение заранее сформулированных требований личности специалиста Проявляется через средства проверки качества продукта
Тактический Определение признаков адекватности специалиста - восприятия, понимания, усвоения и применения компетенций на практике, извлекая при этом новые практические компетентности; поэтапные продуктивные действия-результаты, их оценка во внешней среде Является фундаментом в отработке и выверке личностно-профессиональных целей
Оперативный Соответствие требованиям компетентности и компетенций, применения и пополнения их в самостоятельной работе по осмыслению личностно-профессиональной информации; создание условий для накопления личного опыта в акмеэнерго-информационном взаимодействии с внешней средой - профессиональной деятельностью; выработка стратегий самоконтроля и самооценки усвоения; удовлетворение личной потребности в саморазвитии Средство проверки признаков соответствия созидаемых духовных продуктов специалиста свойствам своей личности и окружающих
Процесс разработки и реализации акместратегии призван решать вопросы формирования и дальнейшего совершенствования образовательных и профессиональных структур как фундамента построения продуктивной авторской системы деятельности и достижения продуктивной компетентности специалиста в ней. Это предполагает, с учетом организационно-управленческого аспекта, выявление внутренней (личностной, субъективной) и внешней (объективной, системной, профессиональной) акместратегии качества профессиональной деятельности специалиста, что, в свою очередь, определяет факторы конкурентного преимущества личности и организации в целом.
Представим схематически специфику содержания и реализации акместратегии (рис. 1).
Акметехнологии реализации профессиональной деятельности преподавателя
Реализация акместратегий в профессиональной деятельности преподавателя осуществляется с помощью акметехнологий.
Для того чтобы образовательный процесс и профессионально- коммуникативная деятельность преподавателя осуществлялись эффективно, необходимо научиться пользоваться современными психолого-педагогическими (результат в детях) и психолого-акмеологическими
(результат во взрослых людях, созидателях материальных и духовных продуктов) технологиями [15], разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии созидательной деятельности, учитывать то обстоятельство, что гармоничный образовательный процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированного образа результата и акме-целевых стратегий воплощения его в реальный материальный, духовно-материализованный, духовный продукт. Лишь при этих условиях представляется возможным превращение учебно-познавательной работы из малоупорядочен-ной совокупности действий в целенаправленный образовательный процесс.
Согласно философскому словарю И. Т. Фролова, «технология - это сложная развивающаяся система артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями» [10, с. 566].
Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «... технология - практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» [17, с. 345].
На основе анализа этих понятий можно определить, что в широком смысле слова под технологией понимают науку о законах функ-
Рис. 1. Особенности содержания и реализации акместратегии Fig. 1. Peculiarities of content and realization of acme strategy
ционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основные составляющие [15, с. 122]:
1. Концепция — информационная составляющая, отвечающая на вопрос «что»?
2. Ресурсы (чем?) - инструментальная составляющая.
3. Кадры (кто?) - социально-профессиональная составляющая технологии.
Все три составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены (зависимы одна от другой) — изменение структуры (стратегии) одной из них непременно требует изменения двух других.
Существует устойчивое мнение, что технология приближает образование к точным наукам, а профессиональную практику, включающую творчество учащегося и преподавателя, делает вполне организуемой, управляемым процессом с прогнозируемыми позитивными результатами. Именно в этом и состоит глубокий смысл значимости психолого-акмеологических исследований по данной проблеме, поскольку акметехнологии:
— формируются на основе сравнительных исследований представителей вершин продуктивности со средне- и малопродуктивными;
— позволяют сочетать экспромты субъектов образования с применением конкретных рекомендаций, включенных в технологии и обеспечивающих достижение искомых результатов учащимися [11, с. 121-123].
В отличие от ранее используемых методических поурочных разработок, предназначенных для преподавателя, акметехнология предполагает проект системы образовательного процесса, определяющего структуру и содержание деятельности самого обучающегося.
В соответствии с акмеологической теорией фундаментального образования Н. В. Кузьминой существенной чертой акметехнологии является процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике проблема целей задается весьма нечетко, степень их достижений весьма примерная, то в акметехнологии эта центральная проблема рассматривается с позиции воплощения иско-
мого образа результата в духовный продукт в свойствах учащихся, удовлетворяющего заранее сформулированным требованиям [14, с. 12-15].
На основе научно-практического анализа понятий «технология» и «акметехнология» Н. В. Кузьмина, Н. М. Жаринов, Е. Н. Жаринова определяют, что акметехнология - это специально создаваемый научно-практический инструментарий в помощь студентам и преподавателям. К нему относятся:
— модели, методики, шкалы, инструкции, которые могут использовать все участники образовательного процесса, независимо от исполняемых в нем ролевых функций;
— признаки продуктивных результатов педагогической деятельности по критерию качества новообразований в обучающихся;
— признаки продуктивных действий специалистов образования конкретных профилей, обеспечивающих достижение искомых результатов обучающимися;
— связи между теми и другими признаками, которые нужно осуществить в процессе взаимоотношений педагога и обучающихся [11, с. 52].
Особенностями акмеологических технологий, согласно Л. Е. Варфоломеевой, являются инвариантность, комбинаторность, многофункциональность, адаптивность и прогностичность [9, с. 241].
Акмеологические технологии, мы считаем, включают признаки и показатели, обеспечивающие согласованность действий всех участников образовательного процесса. Объектами сравнительных наблюдений становятся специалисты в области образования, достигающие разного уровня продуктивности, имеющие разное представление об искомых, текущих и конечных результатах деятельности, использующие разные стратегии в установлении взаимоотношений коллектива и отдельных обучающихся, их родителей. Структурно-функциональные элементы акметехнологий преподавателя наглядно представлены на рис. 2.
Рис. 2. Структурно-функциональные элементы акметехнологий преподавателя Fig. 2. Structural and functional elements of teacher's acme technologies
Акмеологические технологии учитывают многоуровневость взаимодействия, отношений и взаимоотношений. Важными элементами акметехнологий являются теоретические модели деятельности, которые могут использоваться как компетентными лицами при экспертной оценке, так и в процессе самонаблюдения и самоанализа системы профессиональной деятельности по определенным критериям.
Заключение
Комплексный и многоуровневый подход к разработке и реализации акместратегии позволяет выявить точки интеграции различных научно-практических аспектов стратегии в акмеологии профессиональной деятельности и определить ее специфику на личностном (субъективном),
организационном (объективном) и профессионально-системном (субъективно-объективном) уровнях. Продуктивность каждого проявляется в особенностях созидательной деятельности ее субъектов в области:
- профессионально-образовательного уровня и подготовки;
- создания и внедрения актуальных проектов;
- достижения образа-результата и оценки его качества.
Образовательной акметехнологией преподавателя мы можем назвать комплекс средств, состоящий из:
— прогнозирования образа результата обучения;
— акме-целевых стратегий обеспечения;
— акме-целевых стратегий управления.
Результат применения акметехнологий преподавателем в системе профессионально-образовательной деятельности мы определяем достижимостью следующих показателей:
- развитие социально-профессионального и личностного мышления;
- сформированная личностно-профессио-нальная позиция специалиста;
- развитие ответственной гражданской и социальной позиции личности;
- готовность к непрерывному саморазвитию и достижению продуктивных результатов деятельности;
- готовность специалиста к самостоятельным сравнительным научно-практическим исследованиям.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008) № 1662-р (ред. от 10.02.2017) URL: http://government. ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
2. Концепция развития непрерывного образования взро слых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: http:// government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http:// government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 27.04.2018).
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 : Человек как предмет познания / под ред. А. А. Бодалева. М., 1980, 230 с.
7. Медведев В. П. О роли акмеологии в современном среднем профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. 2005. № 1. С. 32—34.
8. Румянцева З. В. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности : учеб. пособие. Кострома, 2010. 128 с.
9. Кузьмина Н. В., Варфоломеева Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы развития коммуникативной культуры и творческой готовности бакалавра, магистра, специалиста. СПб., 2015. 316 с.
10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. 719 с.
11. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Ак-меологические технологии высшего образования / под ред. А. Н. Сивака. СПб., 2016. 410 с.
12. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология : Теория самоорганизации индивидуума и социума в свете концепции синергетического историзма. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2002. 476 с.
13. Паутова Л. Е. Методологические основы «акме-стра-тегии» в профессиональной деятельности преподавателя // Акмеология : теория, практика и перспективы развития / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб., 2018. 212 с.
14. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования в опыте талантливых преподавателей. СПб., 2013. 272 с.
15. КузьминаН. В., Паутова Л. Е., ЖариноваЕ. Н. Акмео-логия - основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. СПб., 2018. Ч. 1. 200 с.
16. КузьминаН. В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001. 107 с.
17. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. / пер. с англ. Д. Джери, Дж. Джери. М., 2001. Т. 2 : П—Я, 527 с.
Образец для цитирования:
Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акместратегии и акметехнологии продуктивной деятельности преподавателя профессиональной школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 4-11. Б01: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-4-11
Acme Strategies and Acme Technologies
for Productive Work of a Professional School Teacher
Lyudmila E. Pautova, Evgeniya N. Zharinova
Lyudmila E. Pautova, https://orcid.org/0000-0001-8879-0585, All-Russian Science Institute of Irrigation Systems and Agricultural Water Supply "Raduga", 38 Radugniy Settl., Moscow Region 140483, Russia, [email protected]
Evgeniya N. Zharinova, https://orcid.org/0000-0003-0651-6086, Smolny Institute RAO, 59 Polyustrovsky Ave., St. Petersburg 195197, Russia, [email protected]
The article presents the results of a theoretical study aimed at scientific, practical and acmeological analysis of the definition of such concepts as "acme strategy", "acme technology" and scientific approaches to their development, problems of identifying and forming productive acme strategies, teacher's acme technologies in one's professional activity. It theoretically substantiates and defines the statement that clarification of the methodological, scientific and practical foundations of a teacher's acme strategy and acme technology and promotes 1) definition of basic conceptual positions in the course of strategic planning of highly productive professional activities, and 2) generation of highly productive unique systems of scientific and educational activities, which in turn strengthen personal and professional development of all participants of the educational process. In the course of theoretical analysis, the authors explained the preconditions of formation and presented a
set of scientific approaches to the definition of concepts of "acme strategy", and "acme technology", developed their substantive and structural significance, justified the importance of complex and multilevel approaches to implementing acme strategies and acme technologies in a teacher's professional activity, revealed personal and professional competences of each level, defined the features, differences and structural-functional aspects of a teacher's acme technology. The applied aspect of the problem under study can be implemented in the development of optimization programmes for teachers' professional activities.
Keywords: acme strategy, acme technology, creative activity, productivity, levels of productivity.
References
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» (rasporyazheniye Pravitel stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 10.02.2017g.) ("Concept of Long-Term Social and Economic Development of Russian Federation for Period until 2020" (RF Government Decree 1662-r of November 17, 2008 (as amended on February 10, 2012)). Available at: http://government.ru/info/6217/ (accessed 27 April 2018) (in Russian).
2. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vz-roslykh v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda (Concept of Development of Continuing Adult Education in Russian Federation for Period until 2025). Available at: http://government.ru/info/6217/ (accessed 27 April 2018) (in Russian).
3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 597 «O meropriyatiyakhpo realizatsii gosudarstvennoy sotsial'noy politiki» (Decree of the President of Russian Federation ofMay 7, 2012 No. 597 "On measures to Implement State Social Policy"). Available at: http://government. ru/info/6217/. (accessed 27 April 2018) (in Russian).
4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» Decree of the President of Russian Federation of May 7, 2012 No. 599 "On Measures to Implement State Policy in Field of Education and Science". Available at: http://government.ru/info/6217/ (accessed 27 April 2018) (in Russian).
5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 602 «Ob obespechenii mezhnatsional'nogo soglasiya» (Decree of the President of Russian Federation of May 7, 2012 No. 602 "On Ensuring Interethnic Concord"). Available at: http://government.ru/info/6217/ (accessed 27 April 2018) (in Russian).
6. Anan'yev B. G. Izbrannyye psikhologicheskiye trudy: v 2 t. T.1: Chelovek kak predmet poznaniya [Selected Psychological Works: in 2 vol., vol. 1: Human as subject of knowledge]. Ed. A. A. Bodalev. Moscow, 1980. 230 p. (in Russian).
7. Medvedev V. P. O roli akmeologii v sovremennom srednem professional'nom obrazovanii [On the role of acmeology
in the modern professional education]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2005, no. 1, pp. 32-34 (in Russian).
8. Rumyantseva Z. V. Razvitiey muzykal'nogo myshleniya
budushchego pedagoga-muzykanta v khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel'nosti: ucheb. posobiye [Development of musical thinking of the future teacher-musician in artistic creative activity. Textbook]. Kostroma, 2010. 128 p. (in Russian).
9. Kuz'mina N. V., Varfolomeyeva L. E., Zharinova E. N. Ak-meologicheskiye osnovy razvitiya kommunikativnoy kul 'tury i tvorcheskoy gotovnosti bakalavra, magistra, spetsialista [Acmeological Bases of Development of Communicative Culture and Creative Readiness of Bachelor, Master, Specialist]. St. Petersburg, 2015. 316 p. (in Russian).
10. Filosofskiy slovar' [Philosophical Dictionary]. Ed. I. T. Frolov. Moscow, 2001. 719 p. (in Russian).
11. Kuz'mina N. V., Zharinov N. M., Zharinova E. N. Ak-meologicheskiye tekhnologii vysshego obrazovaniya [Acmeological Technologies of Higher Education]. Ed. A. N. Sivak. St. Petersburg, 2016. 410 p. (in Russian).
12. Branskiy V. P., Pozharskiy S. D. Sotsial'naya sinergetika i akmeologiya: Teoriya samoorganizatsii individuuma i sotsiuma v svete kontseptsii sinergeticheskogo istorizma [Social Synergetics and Acmeology: Theory of Self-Organization of Individual and Society in Light of Concept of Synergetic Historicism]. 2nd ed. St. Petersburg, 2002. 476 p. (in Russian).
13. Pautova L. E. Metodologicheskiye osnovy "akme-strategii" v professional'noy deyatel'nosti prepodavatelya [Methodological Bases of "Acme-strategy" in Teacher's Professional Activity]. In: Akmeologiya: teoriya, praktika i perspektivy razvitiya [Acmeology: Theory, Practice and Prospects of Development]. Ed. by N. V. Kuz'-mina, E. N. Zharinova. St. Petersburg, 2018. 212 p. (in Russian).
14. Kuz'mina N. V. Akmeologicheskaya teoriya funda-mental'nogo obrazovaniya v opyte talantlivykh prepoda-vateley [Acmeological Theory of Fundamental Education in Talented Teachers' Experience). St. Petersburg, 2013. 272 p. (in Russian).
15. Kuz'mina N. V., Pautova L. E., Zharinova E. N. Akmeologiya - osnovy professionalizma prepodavatelya v XXI veke: uchebnoye posobiye v 3 chastyakh, Ch. 1. [Acmeology as Basics of Teacher's Professionalism in XXI Century: textbook in 3 parts, part 1]. St. Petersburg, 2018. 200 p. (in Russian).
16. Kuz'mina N. V. (Golovko-Garshina). Akmeologicheskaya teoriya povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov obrazovaniya [Acmeological Theory of Improvement of Quality of Preparation of Educational Specialists]. Moscow, 2001. 107 p. (in Russian).
17. Bol'shoy tolkovyy sotsiologicheskiy slovar': v 2 t. [Big Explanatory Sociological Dictionary: in 2 vol.]. Transl. from Engl. D. Dzheri, Dzh. Dzheri. Moscow, 2001, vol. 2. 527 p. (in Russian).
Cite this article as:
Pautova L. E., Zharinova E. N. Acme Strategies and Acme Technologies for Productive Work of a Professional School Teacher. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 1 (29), pp. 4-11 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-4-11