Научная статья на тему 'Акмеологический подход к изучению семьи'

Акмеологический подход к изучению семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
845
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ СЕМЬИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕМЬИ / АКМЕ СЕМЬИ / ИДЕАЛ СЕМЬИ / СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ СЕМЬИ / FAMILY ACMEOLOGY / FAMILY IMPROVEMENT / FAMILY ACME / FAMILY IDEAL / FAMILY BEHAVIOR STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пожарский Святослав Дмитриевич, Юмкина Екатерина Анатольевна

Определены предмет направления «акмеология семьи» и его отличия от психологии и социологии семьи. Показано, что в предметной области этого направления закономерности достижения максимального совершенства семьи как целостной системы и образующих ее людей. Выделена система категорий акмеологии семьи в соответствии с принципом раскрытия предметной области; описаны, объяснены и предсказаны явления акмеологии семьи. Даны понятия идеала семьи как важнейшего критерия состояния акме (зрелости) семейной системы и стереотипа семьи как системы объективных признаков, характеризующих взаимодействие семьи с окружающей средой. Представлена программа наиболее актуальных исследований в области акмеологии семьи. Прикладной аспект исследования направлен на две сферы, важные на современном этапе семейной ситуации в России: совершенствование семьи как целостной системы и совершенствование личности в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пожарский Святослав Дмитриевич, Юмкина Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological Approach to Studying Family

The article defines the subject of family acmeology and its differences from family psychology and sociology. It is shown that subject area of family acmeology includes mechanisms for achieving maximum perfection of the family as an integral system, as well as family members that form the system. The system of categories of family acmeology has been singled out according to the principle of subject area disclosure. The article introduces the notion of family ideal as the crucial criterion of the state of acme (maturity) of the family system and the stereotype of family as a system of objective traits that characterize family’s interaction with the environment. The program of family acmeology studies of current importance is presented. The applied aspect of the study is focused on the two spheres, which are important for modern Russian family-related situation. They are: improvement of the family as an integral system and improvement of personality in the family.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к изучению семьи»

Psychological Follow-Up of Processes of the First Year Students Adaptation to the Educational Environment of the University

Lyudmila E. Tarasova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: let01@mail.ru

The article presents data of theoretical and empirical investigation of the problem of socio-psychological organization of first year student's adaptation to university educational environment. It shows that the development of personal adaptational system is ensured not only by the complex of its separate components (subsystems), but by their interaction as well. The article presents empirical research data. The sample included first year university students (n = 85); the following diagnostic tools were used: A. G. Maklakova and S. B. Chermyanina's multi-level personality questionnaire «Adapt-ability» (MPQ - AM), A. A. Rean's socio-psychological questionnaire of environment comfort, methods of mathematical and statistical analysis (comparative and correlation analysis). The article sets specific features of tension variation of correlation interrelations of parameters of respondent's cognitive and socio-psychological spheres under conditions of first-year student personality's psychological follow-up. Applied aspect of the problem under study can be realized in the optimization of parameters of interaction of educational process participants.

Key words: personal psychological follow-up, adaptation, personal adaptational potential, educational environment.

УДК 159.99

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ

С. Д. Пожарский, Е. А. Юмкина

Пожарский Святослав Дмитриевич - кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра общегуманитарных дисциплин, Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, Россия

E-mail: sdpozharskij@rambler.ru.

Юмкина Екатерина Анатольевна - ассистент, кафедра социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

E-mail: ekaterinayum@gmail.com

Определены предмет направления «акмеология семьи» и его отличия от психологии и социологии семьи. Показано, что в предметной области этого направления - закономерности достижения максимального совершенства семьи как целостной системы и образующих ее людей. Выделена система категорий акмеологии семьи в соответствии с принципом раскрытия предметной области; описаны, объяснены и предсказаны явления акмеологии семьи. Даны понятия идеала семьи как важнейшего критерия состояния акме (зрелости) семейной системы и стереотипа семьи как системы объективных признаков, характеризующих взаимодействие семьи с окружающей средой. Представ-

References

1. Grigor'eva M. V., Shamionov A. D. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nykh namereniy pedagogov-psikhologov na etape obucheniya v vuze (Psychological content of school-psychologists' professional intentions at the stage of studying at university). Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) (The bulletin of the University {The state management university}). 2011, no. 10, pp. 32-35 (in Russian).

2. Bratus' B. S. Kprobleme cheloveka v psikhologii (To the problem of person at psychology). Voprosy psychologii (Voprosy Psychologii). 1997, no. 5, pp. 3-10 (in Russian).

3. Grigor'eva M. V., Shamionov R. M. Vremennye soot-nosheniya sub»ektnykh i lichnostnykh proyavleniy v adaptat-sionnomprotsesse (The time correlations of subjective and personal manifestations at the adaptative process). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (The bulletin of Volgograd state pedagogical university). 2009, no. 9, pp. 127-130 (in Russian).

4. Maklakov A. G. Obshchayapsikhologiya : uchebnik dlya vuzov. (General psychology : the study guide for universities). St.-Petersburg, 2005. 583 p. (in Russian).

5. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy : uchebnoe posobie. (Practical psychodiagnostic. Methods and tests : the study guide). Ed. by D. Ya. Raygorodskiy. Samara. 672 p. (in Russian).

6. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. (Psychology of personality's adaptation). St.-Petersburg, 2002. 352 p. (in Russian).

лена программа наиболее актуальных исследований в области акмеологии семьи. Прикладной аспект исследования направлен на две сферы, важные на современном этапе семейной ситуации в России: совершенствование семьи как целостной системы и совершенствование личности в семье. Ключевые слова: акмеология семьи, совершенствование семьи, акме семьи, идеал семьи, стереотип поведения семьи.

Введение

Проблема состояния и перспектив развития семьи как в современной российской действительности, так и в глобальном смысле характеризуется повышенным интересом со стороны представителей различных областей социально-гуманитарного знания. Философов волнуют вопросы сущности семьи и различных форм ее бытия, роли семьи в развитии человечества в целом. Социологи исследуют взаимодействие семьи как элементарной

общественной ячейки с более крупными социальными институтами, в частности, они ведут поиск взаимосвязей между изменением общественных отношений и отношений внутри семьи. Психологи изучают воздействие семьи на становление и развитие личности. В последнее время семья находится и в поле рассмотрения акмеологии, с позиции которой становятся актуальными вопросы: в чем сущность и какова специфика акмеоло-гического подхода к изучению семьи; что нового способна дать акмеология в познании семьи. В данной статье представлена попытка предложить ответы на эти вопросы.

Прежде чем стало возможным говорить об акмеологическом подходе к изучению семьи (или об акмеологии семьи) в области акмеологического знания, с одной стороны, и в конкретных исследованиях, посвященных семье, с другой, произошли определенные качественные и количественные изменения. Во-первых, изменился сам статус акмеологии: расширился ее предмет, в который помимо зрелости человека стала включаться зрелость социальных систем и общества в целом, а также зрелость в природе. Этому способствовали методологические исследования в области философских оснований понятия «акме» и обнаружение, что еще со времен первых натурфилософских концепций осмысление природы строилось на выделении в ней этапов подъема и спада («путь вверх» и «путь вниз» по Гераклиту), а, начиная с Сократа и его последователей, в частности Платона и Аристотеля, категория «акме» была включена в анализ жизни человека.

Во-вторых, методологические поиски привели к необходимости выделения, помимо «акме», категории «кате» (от греч. катю - низ, основание, дно), обозначающей состояние предельного упадка и одновременно начала движения к вершине. Обоснование данной категории содержится в работах В. П. Бранского и его последователей [1, 2]. Одна из главных посылок - объективное существование на разных уровнях рассмотрения бытия циклов или волн (физические волны, волны жизни, социальные волны), представляющих собой не что иное, как колебание развивающейся системы в некотором интервале устойчивости между высшей и низшей предельными точками (т. е. между «акме» и «кате»). Заметим, что различение этих точек принципиально, поскольку указывает на существование разных законов, по которым происходит движение от «кате» к «акме» и от «акме» к «кате». Этого различения не заложено, скажем, в таком понятии, как экстремум.

В-третьих, накопился теоретический и эмпирический материал в различных областях изучения семьи. Так, в психологии можно отметить работы, посвященные конструктивной и деструктивной роли семьи в формировании личности ребенка [3, 4], установкам будущего родителя [5], сущности и этапам жизненного цикла семьи и особенностям протекания каждой из его стадий, стабильным и

кризисным периодам [6- 8]. В социологии особое внимание в последние годы уделялось кризисным явлениям в семье и перспективам ее развития как элементарной ячейки общества [9].

Растет число акмеологических исследований. В работе Н. В. Кузьминой «Акмеологическая теория фундаментального образования» в системе акмеологического знания была выделена область акмеологии семейных отношений [10]. Существу -ющие труды затрагивают, с одной стороны, общетеоретические вопросы, а с другой - конкретные аспекты практики взаимодействия с семьей: в общетеоретических вопросах рассматривается роль семьи (как содействующая, так и препятствующая) в достижении зрелости ребенком и в развитии супругов. При этом можно выделить, как минимум, три подхода: теории отношений, ролевой, средовой.

С позиции теории отношений в фокусе находится проблема взаимосвязи отношений между супругами и карьерным развитием, в частности руководителя. В рамках данного подхода разработана типология супружеских отношений, позволяющая сделать предположения о динамике карьерного роста одного из супругов [11].

В рамках ролевого подхода в центре внимания - акмеологические факторы, определяющие продуктивное ролевое поведение супругов в семье, они разделены на три группы: объективные, субъективные и объективно-субъективные. На их основе предлагаются критерии оценки различных уровней продуктивности ролевого поведения в семье, одним из ключевых показателей при этом служит согласованность идеального и реального ролевого поведения [12].

При средовом подходе внимание акцентируется на понимании семьи как акмеологической среды, т. е. как совокупности условий совершенствования личности ребенка. В качестве параметров анализа таких условий называются: обогащенность, насыщенность, ориентация на психолого-педагогический подход к ребенку, ин-тегративность, следование традициям [13, а 89].

Анализ существующих работ показывает, что сложились объективные условия для применения акмеологического подхода к исследованию семьи. В то же время на данный момент проблематика акмеологических исследований семейных отношений тесным образом переплетена с психологической и встает вопрос о необходимости проведения границы, которая показывала бы специфику именно акмеологического подхода в отношении семьи. Проведение такой границы сталкивается с тремя методологическими трудностями: во-первых, это конкретизация предмета акмеологии семьи и его отличия от психологии и социологии семьи, во-вторых, приложение категорий общей акмеологии к предметному полю акмеологии семьи, в-третьих, разработка программы эмпирических исследований в области акмеологии семьи. Ниже дан теоретический анализ обозначенных проблем и предложены варианты их решения.

Предметное поле акмеологии семьи

Развитие акмеологии в России тесным образом связано с дифференциацией и интеграцией психологического знания. В связи с этим представляется целесообразным определить границу между акмеологией семьи и психологией семьи. В современной психологии существует две близких области: психология семьи и психология семейных отношений. Предметом первой являются «функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье» [14, а 7]. Конкретизация предмета дается в перечне задач, на решение которых направлена психология семьи - это закономерности становления и развития функционально-ролевой структуры семьи в зависимости от ее жизненного цикла; психологические особенности добрачных, супружеских и детско-родительских отношений; роль семейного воспитания в развитии личности ребенка и ненормативных кризисов семьи [14, а 8]. Указанное определение рассматривает и развитие конкретной личности в семье с учетом возрастных особенностей, и развитие семьи как целого, и взаимосвязь зрелости личности с зрелостью семьи.

В других исследованиях в предметное поле психологии семьи входит также изучение закономерностей эволюции семейных отношений в истории человечества в психологическом смысле [15, а 7]. В строгом смысле такая область могла бы претендовать на особое название - историческая психология семьи, выделение которой вполне вероятно случится в скором будущем при накоплении достаточного количества исследований.

Психология семейных отношений более конкретна в своем предметном поле и предполагает изучение «закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности» [16, а 9]. Сопоставление приведенных определений показывает, что в центре внимания психологии семьи находятся динамика отношений между образующими семью людьми и процесс отражения этих отношений личностью.

Обратимся теперь к определениям акмеоло-гии. С точки зрения Н. В. Кузьминой, «предмет акмеологии - законы созидания духовных продуктов, удовлетворяющих заранее сформулированным требованиям, о качестве которых судят по косвенным показателям: духовно-материализованным <...>, а также по материальным продуктам, передаваемым другим» [10, а 15]. В данном определении в центре внимания - продуктивная деятельность и духовное развитие человека. Категория продукта принципиальна и выступает критерием выделения акме.

А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин в предмет ак-меологии включают «процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как

индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации достижения вершин в развитии» [17, а 21]. С точки зрения представленного подхода, акме человека - комплексный феномен, включающий и физиологические, и психологические, и социальные характеристики.

Стоит сказать, что до сих пор дискуссия о предмете акмеологии продолжается [18]. Чтобы продвинуться в рамках данного исследования, необходимо принять какую-то точку зрения на предмет акмеологии, на основе которой сформулировать предмет акмеологии семьи. Будем исходить из определения акмеологии как науки о закономерностях совершенствования и достижения вершин (предельных результатов) индивидуумом и социумом [19, а 131]. Данное определение, с одной стороны, - предельно общее. С другой стороны, оно предполагает рассмотрение диалектики совершенствования отдельного человека и общества в целом - каким образом одно обусловливает другое. Важнейшей конкретизацией является понятие «предельный результат»: именно по нему можно провести границу между психологией и акмеологией в целом, а в их ветвях в частности. Акмеологию интересуют не конкретные процессы субъективного развития, а то, к какому субъективному, а что существеннее - объективному результату они приводят; какова логика достижений этих результатов, к каким результатам более широкого масштаба они приводят.

В связи с этим можно определить предмет акмеологии семьи как закономерности достижения максимального совершенства семьи как целостной системы и образующих ее людей. При этом совершенство оценивается по конкретным результатам деятельности семьи. Из определения следует, что в акмеологии семьи можно выделить два раздела, один из которых занимается проблемой совершенствования личности в семье, а другой - проблемой совершенствования семьи как целостной системы в контексте исторического развития.

Теперь необходимо определить отличие акмеологии семьи от социологии семьи. А. И. Антонов и В. М. Медков очерчивают поле социологии семьи исследованиями закономерностей функционирования семьи на современном этапе развития, выполнения ею посреднической роли между личностью и обществом [20, а 23-26]. В целях конкретизации предлагается вести анализ семьи с точки зрения социально-культурологического (преемственность поколений, передача ценностей, норм, историческое своеобразие образа жизни), собственно социологического (специфика семьи как социальной группы) и социально-психологического (динамика семейных отношений) подходов [20, а 29].

Широта и охват социологии семьи тем не менее дают возможность выявления специфики

акмеологии семьи. В фокус последней попадает не вся динамика и многообразие форм жизнедеятельности семьи в современной ситуации или прошлых эпох, а предельный результат этой динамики, выраженный в материальных или духовных продуктах деятельности определенной личности или семьи. Этот предельный результат выражает достигнутый уровень развития: а) личностью; б) семьей; в) обществом в целом.

Таким образом, мы видим, что акмеология семьи - это область, находящаяся на стыке гуманитарных дисциплин, но при этом имеющая свою особую область, граница которой определяется категорией результата деятельности.

Взаимосвязь категорий общей акмеологии и акмеологии семьи

Систематическое изложение основных категорий общей акмеологии дано в ставшем классическим учебнике «Акмеология» под редакцией А. А. Деркача [21]. Существует несколько подходов к классификации категорий акмеологии: возможно объединение их в группы на основании специфики предметного поля (категории общей акмеологии, акмеологии личности, акмеологии больших и малых социальных общностей и т. д.). Другой критерий предлагают А. А. Деркач и Е. В. Селезнева [22, а 44-45], выделяя категории, характеризующие особенности акмеологии как науки, высшие стадии развития, характеристики способа совершенствующейся системы, способа использования человеком своих ресурсов, личностные особенности и особенности самореализации.

В рамках данного исследования взаимосвязь категорий общей акмеологии и акмеологии семьи анализируется на основе ключевых функций научного знания: раскрытия предмета, описания, объяснения и предсказания явлений, входящих в предметную область. Систематизация общих категорий акмеологии в соответствии с данным принципом была дана в более ранних работах [19, а 121].

Основными категориями, раскрывающими предмет акмеологии семьи, являются «акме семьи», «кате семьи». В первом приближении акме семьи можно определить как состояние предельного совершенства семьи, выраженное в конкретных результатах материальной и духовной деятельности, кате семьи - как состояние предельного упадка семьи, также выраженное в результатах деятельности.

В группу категорий описания входят, с одной стороны, понятия, характеризующие предельно общие точки на траектории развития семьи (начало формирования семьи, кульминация в развитии семьи, распад семьи). С другой стороны, к группе описательных относятся понятия, раскрывающие механизм движения к акме и преодоление упадка: состояние кризиса семьи, состояние катарсиса

семьи, созидательная и разрушительная деятельность семьи. Остановимся на них более подробно.

Состояние кризиса семьи - это неустойчивое состояние семейной системы, в котором преобладают тенденции распада прежних отношений. В этом состоянии семья поглощена внутренними процессами (выяснения отношений), ей свойственно конфликтное взаимодействие.

Состояние катарсиса семьи - это неустойчивое состояние семейной системы, в котором преобладают тенденции образования новых отношений. В этом состоянии семья выходит из относительной замкнутости, возобновляет продуктивную деятельность.

Созидательная и разрушительная деятельность семьи - пара противоположных категорий, различающихся тем, что в случае созидания происходит формирование устойчивых внутренних и внешних связей образующими семью людьми, а в случае разрушения наблюдается распад устойчивых внутренних и внешних связей. Совершенствование семьи представляется как единство этих процессов.

В группе категорий объяснения ключевыми являются идеал семьи и стереотип поведения семьи, которые задают критерий акме и кате семьи, придают содержательный смысл совершенствованию семьи.

Понятие «идеал» занимало центральное место в теориях развития личности выдающихся зарубежных (З. Фрейд) и отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Лазурский). В ак-меологии на идеальное состояние как движитель к акме обратила внимание К. А. Абульханова. В работах В. П. Бранского и С. Д. Пожарского было сделано методологическое обоснование идеала как критерия акме.

На основе общего определения идеала [23, а 24] представляется возможным сформулировать определение идеала семьи - это предельное представление, содержанием которого оказывается явление, совпадающее с сущностью в разделяемой всеми членами семьи интерпретации [24, а 38]. Идеал семьи позволяет конкретизировать акме семьи как высший уровень ее созидательной деятельности, определяемый ее идеалом. Зрелая семья отличается от незрелой степенью приближения к максимально полной реализации своего идеала. Достижению зрелого состояния предшествует этап формирования этого идеала на основе индивидуальных идеалов супругов.

В индивидуальный идеал каждого из супругов входят комплексы идеалов супруга, ребенка, родителя, желаемой среды обитания, между которыми на первых порах совместной жизни устанавливается взаимодействие. Результатом этого взаимодействия и становится синтетический идеал семьи, определяющий ее жизнедеятельность.

Идеал можно классифицировать по видам деятельности, в которых он реализуется. В. П. Бран-ским предложена следующая типология идеалов:

экономические, политические, педагогические, художественные, научные, технические, мировоззренческие [23, а 80]. В семье реализуется как минимум четыре из этих идеалов: экономический (принцип организации быта и хозяйства), политический (принцип управления и принятия решений в семье); педагогический (принцип передачи опыта и воспитания ребенка); мировоззренческий (принцип осмысления действительности образующими семью людьми).

Другое понятие, существенное для объяснения явлений в области акмеологии семьи, - это стереотип поведения семьи, понимаемый как система объективных признаков, характерных для данной категории семьи при взаимодействии с окружающей средой. Стереотип поведения семьи непосредственно связан со способом существования семьи в конкретной местности и в конкретное время. Он - производная от объективных внешних условий и в то же время - основа для идеализации тех или иных сторон жизни. Существует чрезвычайно тонкая связь между стереотипом поведения некоторой общности и ее идеалом, выражаемая в том, что один и тот же стереотип поведения может стать основанием для возникновения разных идеалов, а один и тот же идеал может найти себе почву для реализации в различных стереотипах поведения [1, а 40].

Изучение развития семьи, с точки зрения акмеологии, должно основываться на выявлении идеала семьи, в соответствии с которым возможно строить прогнозы и объяснять причины локальных неудач. В выявлении идеала существенную роль играет группа категорий: «состояние семьи», «свойство семьи», «гармония семьи». Понятие «состояние» фиксирует условия совершенствования семьи в определенный момент времени, выраженные в совокупности результатов ее деятельности. Свойство семьи - это качественная и количественная определенность семьи в процессе ее совершенствования, показывающая степень удаленности от желаемого состояния. Гармония семьи - целостность и соразмерность всех сущностных отношений в семье, определяемая доминирующим в данный конкретный момент времени принципом (или системообразующим фактором).

В категории предсказания входят «локальное акме» и «глобальное акме». Это - высший уровень анализа совершенствования семьи. Локальное акме выражает конкретный результат, достигнутый семьей на определенном этапе развития. Собранные в единую карту, локальные акме позволяют сделать предположения о вкладе и роли данной семьи в более широкое социальное целое. Категория глобального акме предполагает обращение к историческим тенденциям совершенствования семейных отношений и выделения предельного состояния совершенства семьи как общечеловеческого явления.

Не вызывает сомнений, что представленная система категорий нуждается в детальном ис-

следовании, вскрытии существенных отношений между понятиями. По этой причине имеет смысл наметить наиболее актуальные исследования в области акмеологии семьи.

Актуальные эмпирические исследования в области акмеологии семьи

Выше отмечалось, что исследования в области акмеологии семьи можно сгруппировать в две сферы: совершенствование личности в семье и совершенствование семьи как целого. С этим первичным разделением связаны наиболее актуальные проблемы, так, в сфере совершенствования личности в семье существенно раскрыть:

а) совершенствование личности ребенка в семье. Сопряженные вопросы: взаимосвязь идеалов родителей и идеалов детей (преемственность и конфликт поколений); механизмы трансляции идеалов; гендерное своеобразие трансляции идеалов; акме родителей и акме детей; роль семьи в формировании качеств выдающегося человека;

б) совершенствование личности супругов в семье. Сопряженные вопросы: созидательная и разрушительная роль супругов в личностном развитии друг друга; согласованность идеалов супругов и стабильность их брака.

Решение данных задач возможно с опорой на методологический базис психологии, социологии, а также собственно акмеологический инструментарий.

В сфере совершенствования семьи как целого наиболее актуальными являются:

а) исторические тенденции совершенствования семьи. Сопряженные вопросы: исторические тенденции совершенствования супружеских, детско-родительских, братско-сестринских и родственных отношений в целом; эволюция идеалов семьи и стереотипа поведения семьи; взаимосвязь идеала конкретной семьи с общественным идеалом семьи;

б) этнические особенности совершенствования семьи. Сопряженные вопросы: этническое своеобразие совершенствования семейных отношений; акме семьи в контексте акме этноса.

Разработка данных направлений должна строиться на основе междисциплинарного взаимодействия акмеологии семьи с историей, этнографией, культурологией.

Заключение

Основные результаты теоретического анализа в представленной статье.

Во-первых, предложен подход к определению предметной области акмеологии семьи как особой области, находящейся на стыке гуманитарных дисциплин. В предметную область входят закономерности достижения максимального совершенства семьей как целостной системой и образую-

щими ее людьми. Своеобразие акмеологии семьи заключается в том, то в фокусе ее рассмотрения находится предельный результат развития семьи и каждого ее члена, который запечатлен в продуктах материальной или духовной деятельности.

Во-вторых, определена система понятий акмеологии семьи, являющаяся следствием приложения категорий общей акмеологии к предметному полю семьи. Категории сгруппированы в соответствии с основными функциями научного знания - раскрытия предмета, описания, объяснения и предсказания реальности. В центре теоретической схемы находятся такие категории объяснения, как идеал семьи и стереотип поведения семьи, определяющие критерии акме и кате семьи, созидательной и разрушительной деятельности семьи.

В-третьих, описана программа наиболее актуальных исследований в области акмеологии семьи, затрагивающих вопросы совершенствования личности в семье и семьи в целом. Существенно, что реализация данной программы возможна на основе междисциплинарных связей акмеологии, философии, психологии, социологии, антропологии, истории, этнографии.

В целом проблематика акмеологии семьи при ее активной разработке может быть крайне важна в социальной практике прогнозирования и развития семейных отношений.

Библиографический список

1. БранскийВ. П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. СПб., 2000. 107 с.

2. Пожарский С. Д. Акмеологический подход к проблеме развития человека // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 7-11.

3. Думитрашку Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопр. психологии. 1996. № 2. С. 104-112.

4. Тихомирова Т. Н. Особенности внутрисемейного взаимодействия и творческие достижения личности : субъективный поход // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Ря-бикиной, Е. А. Сергиенко. М., 2009. С. 579-586.

5. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного материнства // Психол. журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 87-98.

6. Васильева Е. Л. Процесс индивидуации как условие нормального развития семьи. Семейные психотерапевты и семейные психологи : Кто мы? СПб., 2001. 240 с.

7. Куницына В. Н., Юмкина Е. А. Семейный уклад в социально-психологическом аспекте // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 367. URL: http://www.science-education.ru/104-6696 (дата обращения: 25.12.2013).

8. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велен-та Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006. 360 с.

9. Голод С. М. Моногамная семья : кризис или эволюция? // Соц.-полит. журн. 1995. № 6. С. 74-87.

Ю.Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин). СПб., 2012. 382 с.

11. Чернышев Я. А. Влияние супружеских отношений на служебную карьеру руководителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2002. 22 с.

12.НагоевБ. Б. Акмеологические факторы продуктивного ролевого поведения в семье : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2006. 21 с.

13. Соловьев И. О. Семья как акмеологическая среда развития подростка // Мир психологии. 2007. № 4 (52). С. 84-89.

14.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2005. 320 с.

15.ШнейдерЛ. Б. Семья : оглядываясь вперед. СПб., 2013. 368 с.

16.Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В., Минигалиева М. Р., Миронова Т. Г., Осухова Н. Г., Силяева Е. Г., Суслова Т. Ф., Шаповаленко И. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. М., 2002. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб., 2003. 256 c.

18.Зазыкин В. Г. Об определении акмеологии как науки // Акмеология. 2012. № 2 (42). С. 68-72.

19.Пожарский С. Д. Акмеология и катабология. Теория совершенствования человека. СПб., 2013. 266 с.

20.Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. 304 с.

21.Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. 650 с.

22.Деркач А. А., СелезневаЕ. В. Акмеология в вопросах и ответах. М. ; Воронеж, 2007. 248 c.

23.Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2001. 159 с.

24.Пожарский С. Д., Юмкина Е. А. Акмеология семьи : учеб.-метод. комплекс. СПб., 2014. 50 с.

Acmeological Approach to Studying Family

Svyatoslav D. Pozharskiy

St.-Petersburg Institute of Psychology and Acmeology 120, Obukhovskoy oborony, St.-Petersburg, 192012, Russia E-mail: sdpozharskij@rambler.ru

Ekaterina A. Yumkina

Saint-Petersburg State University

7/9, Universitetskaya, St.-Petersburg, 199034, Russia

E-mail: ekaterinayum@gmail.com

The article defines the subject of family acmeology and its differences from family psychology and sociology. It is shown that subject area of family acmeology includes mechanisms for achieving maximum perfection of the family as an integral system, as well as family members that form the system. The system of categories of family acmeology

has been singled out according to the principle of subject area disclosure. The article introduces the notion of family ideal as the crucial criterion of the state of acme (maturity) of the family system and the stereotype of family as a system of objective traits that characterize family's interaction with the environment. The program of family ac-meology studies of current importance is presented. The applied aspect of the study is focused on the two spheres, which are important for modern Russian family-related situation. They are: improvement of the family as an integral system and improvement of personality in the family.

Key words: family acmeology, family improvement, family acme, family ideal, family behavior stereotype.

References

1. Branskiy V. P. Sotsial'naya sinergetika i teoriya natsiy. Osnovy etnologicheskoy akmeologii (Social synergetics and theory of nations. Basics of ethnological acmeology). St.-Petersburg, 2000. 107 p. (in Russian).

2. Pozharskiy S. D. Akmeologicheskiy podkhod kprobleme razvitiya cheloveka. Izvestiya Saratovskogo universiteta (Acmeological approach to the problem of human development). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, iss. 3, pp. 7-11 (in Russian).

3. Dumitrashku T. A. Struktura sem'i i kognitivnoe razvitie detey (Family structure and cognitive development of children). Voprosypsychologii (Voprosy psychologii), 1996, no. 2, pp. 104-112 (in Russian).

4. Tikhomirova T. N. Osobennosti vnutrisemeynogo vzaimod-eystviya i tvorcheskie dostizheniya lichnosti: sub»ektivnyy pokhod (Peculiarities of domestic interaction and creative achievements personality: subjective hike). Subektnyy podkhod vpsikhologii (Subject approach in psychology). Ed. by A. L. Zhuravlev, V. V. Znakov, Z. I. Ryabikina, E. A. Sergienko. Moscow, 2009, pp. 579-586 (in Russian).

5. Brutman V. I., Varga A. Ya., Khamitova I. Yu. Vliyanie semeynykh faktorov na formirovanie deviantnogo mater-instva (Family factors influence on the formation of deviant maternity). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal). 2000, vol. 21, no. 2, pp. 87-98 (in Russian).

6. Vasil'eva E. L. Protsess individuatsii kak uslovie no-rmal'nogo razvitiya .sem'i. Semeynye psikhoterapevty i semeynye psikhologi: Kto my? (The process of individu-ation as a condition for the normal development of the family. Family therapists and family psychologists: Who are we?). St.-Petersburg, 2001. 240 p. (in Russian).

7. Kunitsyna V. N., Yumkina E. A. Semeynyy uklad v sotsial'no-psikhologicheskom aspekte (Family patterns in the socio-psychological aspect). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2012, no. 4, pp. 367. Available at: http://www. science-education.ru/104-6696 (accessed: 25 December 2013).

8. Olifirovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velen-ta T. F. Psikhologiya semeynykh krizisov (Psychology of family crises). St.-Petersburg, 2006. 360 p. (in Russian).

9. Golod S. M. Monogamnaya sem'ya: krizis ili evolyutsiya? (Monogamous family: crisis or evolution?). Sotsial'no-politicheskiy zhurnal (Socio-political Journal), 1995, no. 6, pp. 74-87 (in Russian).

10.Kuz'mina N. V. Akmeologicheskaya teoriya funda-mental'nogo obrazovaniya (sozidaniya dukhovnykh produktov v svoystvakh sub»ektov obrazovaniya sredstvami uchebnykh distsiplin) (Acmeological theory of fundamental education {creation spiritual products in the properties of the subjects of education through academic disciplines}. St.-Petersburg, 2012. 382 p. (in Russian).

11. Chernyshev Ya. A. Vliyanie supruzheskikh otnosheniy na sluzhebnuyu kar'eru rukovoditelya : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. (The influence of marital relations to career development Manager : abstract of a thesis for doctor of psychology) Kazan', 2002. 22 p. (in Russian).

12.Nagoev B. B. Akmeologicheskie faktory produktivnogo rolevogopovedeniya v sem 'e : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. (Acmeological factors productive role of behaviour in the family : abstract of a thesis for doctor of psychology). Moscow, 2006. 21 p. (in Russian).

13. Solov'ev I. O. Sem'ya kak akmeologicheskaya sreda razvitiya podrostka (The family as a acmeological environment adolescent development). Mir psikhologii, 2007, no. 4 (52), pp. 84-89 (in Russian).

14.Karabanova O. A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsul 'tirovaniya (Psychology of family relations and the basis of family counseling). Moscow, 2005. 320 p. (in Russian).

15.Shneyder L. B. Sem'ya: oglyadyvayas' vpered (Family: looking forward). St.-Petersburg, 2013. 368 p. (in Russian).

16.Artamonova E. I., Ekzhanova E. V., Zyryanova E. V., Minigalieva M. R., Mironova T. G., Osukhova N. G., Siljaeva E. G., Suslova T. F., Shapovalenko I. V. Psikho-logiya semeynykh otnosheniy s osnovami semeynogo konsul 'tirovaniya (Psychology of family relations with the basics of family counseling). Ed. by E. G. Silyaevoy. Moscow, 192 p. (in Russian).

17.Derkach A. A., Zazykin V. G. Akmeologiya (Acmeology). St.-Petersburg, 2003. 256 p. (in Russian).

18.Zazykin V. G. Ob opredelenii akmeologii kaknauki (About the definition of acmeology as a science). Akmeologiya (Acmeology), 2012, no. 2 (42), pp. 68-72 (in Russian).

19.Pozharskiy S. D. Akmeologiya i katabologiya. Teoriya sovershenstvovaniya cheloveka (Acmeology and katabol-ogy. The theory of human improvement). St.-Petersburg,

2013. 266 p. (in Russian).

20.Antonov A. I., Medkov V. M. Sotsiologiyasem'i (Sociology ofthe family). Moscow, 1996. 304 p. (in Russian).

21.Akmeologiya (Acmeology) / Ed. by A. A. Derkach. Moscow, 2002. 650 p. (in Russian).

22.Derkach A. A., Selezneva E. V. Akmeologiya v voprosakh i otvetakh (Acmeology in questions and answers). Moscow ; Voronezh, 2007. 248 p. (in Russian).

23.Branskiy V. P., Pozharskiy S. D. Sotsial'naya sinergetika i akmeologiya. Teoriya samoorganizatsii individuuma i sotsiuma (Social synergetics and acmeology. Theory of self-organization of the individual and society). St.-Petersburg, 2001. 159 p. (in Russian).

24.Pozharskiy S. D., Yumkina E. A. Akmeologiya sem'i (Family acmeology). Uchebno-metodicheskiy kompleks (Educational and Methodical Complex). St.-Petersburg,

2014. 50 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.