Научная статья на тему 'Современная парадигма социализации студентов вуза'

Современная парадигма социализации студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПАРАДИГМА / МОЛОДЕЖЬ / SOCIALIZATION / SOCIALITY / CIVIL AWARENESS / INDIVIDUALIZATION / PARADIGM / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна

Проблема социализации молодежи в существенно изменяющихся условиях развития общества, нередко негативно влияющих на процесс социализации, снижая уровень гражданского самосознания и индивидуализации молодежи, приобретает все большее значение. Исследование посвящено решению обозначенной проблемы в русле изменения традиционной парадигмы социализации. В работе обозначены два аспекта социализации, существенно влияющих на развитие личности в образовательной среде вуза. Недостаточное использование теоретических положений и их реализация в практике социализации молодежи потребовали обращения к теоретико-методологическим подходам. Раскрыты основные понятия, содержание, интегрирующие тенденции в разрешении поставленных проблем. Показана целесообразность формирования гражданского самосознания студентов в образовательном пространстве вуза на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций при наиболее полном использовании индивидуального потенциала личности. Представлены критерии определения результативности данного процесса, а также педагогический опыт решения проблемы и основные перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PARADIGM OF UNIVERSITY STUDENTS' SOCIALIZATION

The problem of young people's socialization under modern significantly changing conditions of society development, that sometimes has a negative impact on the level of civil self-awareness and youth individualization, is gaining importance. The research solves the above-mentioned problem in accordance with the changes of the traditional paradigm of socialization. In the current paradigm the author points out two aspects of socialization which have significant impact on the personality development in the university education environment. Insufficient rationale of theoretical background and its practical application in youth socialization requires to address theoretical and methodological approaches. The paper describes the basic definitions, content, integrating tendencies in solving the problem of young people's socialization. The research shows the practicability in forming the civil self-awareness of university students based on the conventional system of value orientations and moral norms utilizing to the full the personal potential. The author offers the performance criteria of the process, and describes the pedagogical experience of the problem solution.

Текст научной работы на тему «Современная парадигма социализации студентов вуза»

Теория и методика профессионального образования

УДК 316.74 + 378.44 DOI: 10.14529/ped190105

СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Р.А. Литвак

Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

Проблема социализации молодежи в существенно изменяющихся условиях развития общества, нередко негативно влияющих на процесс социализации, снижая уровень гражданского самосознания и индивидуализации молодежи, приобретает все большее значение. Исследование посвящено решению обозначенной проблемы в русле изменения традиционной парадигмы социализации. В работе обозначены два аспекта социализации, существенно влияющих на развитие личности в образовательной среде вуза. Недостаточное использование теоретических положений и их реализация в практике социализации молодежи потребовали обращения к теоретико-методологическим подходам. Раскрыты основные понятия, содержание, интегрирующие тенденции в разрешении поставленных проблем.

Показана целесообразность формирования гражданского самосознания студентов в образовательном пространстве вуза на основе сложившейся системы ценностных ориен-таций и нравственных позиций при наиболее полном использовании индивидуального потенциала личности. Представлены критерии определения результативности данного процесса, а также педагогический опыт решения проблемы и основные перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова: социализация, социальность, гражданское самосознание, индивидуализация, парадигма, молодежь.

Исследование проблемы социализации как процесса взаимодействия личности с окружающей средой на основе ориентации на человеческие ценности и приобщение к культуре, которое выработало человечество, находится в стадии активного поиска своих методологических подходов и парадигм.

Основанием к развитию обозначенной проблемы служит противоречие между требованиями, предъявляемыми современным обществом к социализации личности с развитым гражданским самосознанием и недостаточным использованием средств и возможной образовательно-культурной среды вуза, направленной на индивидуальное развитие студенческой молодежи.

Личность развивается во всех сферах жизнедеятельности, также и образование охватывает все области развития человека, которые ориентируют не только на овладение знаниями, но и на формирование определенных качеств, позволяющих успешно осваивать социальную действительность.

Сущность процесса социализации сту-

денческой молодежи раскрывается с позиций системного, социокультурного и культурологического подходов. Больше внимания в этом аспекте уделяется социально-педагогическому подходу, который начали разрабатывать такие исследователи, как В.И. Загвязинский [8], Р.А. Литвак [11], А.В. Мудрик [13], Л.Г. Пак [14], С.В. Сальцева [16] и др.

Социально-педагогический подход характеризуется следующим понятийно-категориальным аппаратом: социальное воспитание, социально-педагогическая деятельность, социальная активность, социализация.

Самодостаточность этого подхода заключается в интеграции его составляющих «Социальный и педагогический». Каждый компонент несет смысловую нагрузку и отражает синтез гуманитарных наук: человеческая природа, духовная культура, социальность как жизнь людей в обществе.

Гуманитарные науки занимаются изучением становления мира человека (обучение, характер, психология человека, движущие силы развития личности).

В соответствии с этим социально-педагогический подход позволяет определить содержание тех понятий, которые исследуются гуманитарными науками, а его специфика определяется термином «социальный».

Социальные науки рассматривают общество, социальную структуру, социальные институты, социальные отношения, социальное поведение отдельных групп.

«Социальность» как первая составляющая подхода является свойством любой личности, специализирующейся в социально-культурном пространстве, среде, общности с исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями.

«Педагогическая» составляющая указывает на необходимость изучения основных закономерностей обучения, воспитания, формирования, развития и социализации. С.В. Сальцева [16] и др. считают, что социально-педагогический подход содержит резервы для реализации нового взгляда на процесс социализации личности, а именно:

1) исследование природных, социальных и личностных компонентов жизнедеятельности, воздействующих на развитие;

2) технологическое оснащение социального развития личности;

3) конструирование новых методов развития личности и нового осмысления. Забота о человеке как важной ценности;

4) активизация внутреннего мира человека в соответствии с социально значимыми нормами развития общества.

Поэтому смысл обращения к социально-педагогическому подходу в том, что современные динамические социальные знания студентов формируются с учетом появления новых профессий, например, молекулярная диетология, аутолечение и др. В сознании социализирующего образовательного пространства проектируется новая парадигма, направленная на обеспечение индивидуального развития, которая уже существует в таких странах, как Сингапур, Япония и др., где выпускники высших учебных заведений могут связать свою деятельность с вузом. Вуз поддерживает выпускника как уникальную личность в процессе социального творчества либо реализует социальное партнерство. В нашей стране развивается форма многосубъектного сотрудничества через социальные сети, средствами расширения границ социального опыта сту-

дентов через участие в международных олимпиадах, конкурсах и грантах и т. д.

Таким образом, социально-педагогический подход задает вектор социализации личности на основе полученных знаний и практики:

1) познание (образование, информационно-избирательная деятельность);

2) досуг (досуго-культурная, рекреационная сфера);

3) социосфера (как система общественных отношений в аспекте освоения культур);

4) творчество (как сфера реализации личностного потенциала).

В этих видах деятельности студент способен осознавать себя субъектом социализации в рамках субъект-объект-субъектного взаимодействия в социуме.

Обращение к современной парадигме социализации студентов вуза обусловлено сформированным у выпускника пониманием себя как личности, насыщенной творческим потенциалом, духовно богатой, разносторонне развитой, ориентированной на постоянное социальное развитие и, как отмечает Е.В. Бон-даревская, способной воспроизводить культуру, дифференцировать информацию, владеющей продуктивными технологиями [3].

Данная характеристика студента вуза включает основные компоненты процесса социализации, способствующие развитию качеств личности, соответствующих требованиям современного общества. Исходя из этого можно утверждать, что прежнее понимание образования, направленного на подготовку специалиста, дополняется в государственном образовательном стандарте компетенциями более широкого социализирующего профиля.

Предложенные в государственных образовательных стандартах компетенции ориентируют на осмысление новой парадигмы, в которой процесс социализации личности студентов занимает одну из ведущих позиций в образовании. Этот процесс сопряжен с различными сторонами экономической, социально-политической, культурной жизни общества, направлен не только на выполнение профессиональных, но и определенных социальных функций. Следует заметить, что ученые А.В. Малиновский [12], В.Г. Рындак [15] рассматривают парадигму как эволюционный путь развития проблемы, начинающейся с накопления знаний, затем проходящей этап са-

Теория и методика профессионального образования

моразвития и испытания кризисных явлений, что способствует формированию инновационных идей для решения новых проблем.

В своем исследовании мы будем придерживаться понятия «парадигма», определенного педагогическим словарем как совокупность теоретических методов и др. установок, принятых в педагогике на каждом этапе ее развития в качестве примера при решении какой-либо проблемы.

Как правильно отмечает Е.М. Авриамова [1], традиционная парадигма существенно дополняется социализацией, где человек представлен как высшая ценность, а культура -как условие социализации и саморазвития личности.

Теоретический анализ позволил утверждать, что на основе диалектики социальности в современной парадигме ярко отражается интеграция таких тенденций, как индивидуализация и гражданская позиция [4].

Первая тенденция индивидуализации проявляется относительно своих способностей и потребностей общества в организации жизнедеятельности, социально-культурного развития личности, обладающей цивилизованными формами взаимодействия, в основе которых находятся восприятие культуры как ценности; деятельность как технология и продукт когнитивно-творческого результата; гуманистический способ взаимодействия с другими людьми как позитивный опыт человечества, позволяющий воспроизводить целостную картину мира.

При этом следует обратить внимание на то, что в индивидуализации личности культура выражает меру соответствия деятельности и способов взаимоотношений, что соответствует высшим образцам, достигнутым человеком в его ценностном отношении к миру.

Вторая тенденция - гражданское самосознание, как отмечает Г.Я. Гревцева [5], есть результат процесса гражданского становления личности.

Действительно, становление гражданина-патриота, формирование такого качества, как гражданское самосознание, происходит в обществе, которое обеспечивает все права человека, закрепленные в Конституции. Личность в правовом государстве обладает правом на самореализацию и воспроизводство социальной жизнедеятельности. Гражданское самосознание проявляется в осознанном и разумном использовании гражданских прав, в ува-

жении законов страны, что находит отражение в социально значимой деятельности и поступках. Гражданское самосознание есть результат социальной активности, инициативы молодежи как основных компонентов социализации личности, достигающийся в образовательной среде вуза - одного из ведущих социальных институтов социализации.

Наше исследование направлено на социализацию молодежи - студентов вуза и связано с таким важным компонентом социализации как гражданское самосознание и индивидуализация личности.

Понятие «молодежь» раскрывают исследователи А.М. Езиев [6], Е.Г. Ермольева [7], И.О. Котлярова [10], Р.А. Литвак [11] и др. как особую социально-демографическую группу с позиций конкретно-исторической и социально-педагогической категорией, что соответствует закономерностям социальной действительности, ее социального статуса и ведущей деятельности.

Исследователи Е.М. Бабасов [2], И.М. Ильинский [9] и др. раскрывают характерные качества, предпочтения молодежи, ее ориентации на ценности и особенности ее социального взаимодействия. Ученые указывают на кризисы, которые испытывает молодежь относительно того времени и требований общества, в котором она живет. Так, сегодня кризис выражается в выборе различной идеологии и содержания социальных или асоциальных группировок, групп, организаций.

В силу несформированности ценностных ориентаций, недостаточного социального опыта молодежи в выборе тех или иных групп может произойти выбор, который не соответствует социальному направлению.

Однако в Доктрине государственной молодежной политики справедливо подчеркивается то, что молодежь имеет собственные цели и потребности, проявляет социальную мобильность, которая совпадает с целями, интересами общества, является источником социальной инициативы, обеспечивает преемственность поколений и имеет возможность для социально-культурного развития.

Активное участие молодежи, в том числе и студенческой, в различных мероприятиях и акциях, имеющих личные и социальные предназначения, а также в волонтерском движении, поисковых, в педагогических отрядах, интеллектуальных конкурсах способствует развитию высокотехнологичных отраслей,

влияет на становление гражданской позиции как результат гражданского самосознания и индивидуальности.

Таким образом, на основе теоретического анализа были определены основные понятия в контексте современной парадигмы социализации студентов стадий вуза и в результате опытно-экспериментальной работы в Челябинском государственном институте культуры со студентами 1-1У курсов на основе развития и внедрения программы.

«Социализация студентов вуза» была обеспечена направленностью изучаемого процесса «Социализация личности».

Материалы опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее эффективными методами формирования гражданского самосознания индивидуальной направленности личности студентов являются социально ориентированные ситуации (этнические, нравственные, духовные, гуманистические и др.), требующие альтернативного выбора. Например, участие студентов в качестве организаторов фестиваля «Ты не один!» (для детей детских домов и школ-интернатов); праздник детского творчества; индивидуальная работа с детьми в системе инклюзивного образования; работа с детьми и подростками в летний период в детских парках и детских оздоровительных лагерях.

В разных ситуациях наблюдалось конкретное восприятие жизненных фактов, сопровождаемое определенными поступками, обеспечивалось эмоциональное восприятие деятельности студентов, что способствовало освоению социального опыта, расширению нравственного кругозора, предостерегало от ошибок при выборе решений.

В процессе опытно-экспериментальной работы были разработаны педагогические методы и (совместно со студентами) практико-ориентированные задания для каждой ситуации.

Например, проанализировать технологии, использованные в социально-педагогических ситуациях; выявить положительный опыт организации мероприятий или методы разрешения конфликтов; указать на допущенные ошибки, выявить риски, сделать вывод; разработать авторские социально значимые проекты.

Анализ показал, что участие студентов в социально-педагогических ситуациях на основе разработанных критериев (поведенческого, познавательного, эмоционально-волевого)

содействовало повышению уровня развития гражданского самосознания и индивидуальности на уровне от 30 до 75 % (студенты I курса), от 38 до 56 % (II курс), от 58 до 74 % (III курс), от 75 до 80 % (IV курс).

В результате разработанная и апробированная программа социализации личности способствовала повышению социальной активности студентов вуза в социально значимой деятельности, развитию гражданского самосознания и индивидуальности как фактора социализации.

Полученные результаты исследования позволят в дальнейшем разработать диагностический инструментарий социализации студентов, использовать сетевое взаимодействие с вузами по развитию обозначений проблемы.

Литература

1. Авриамова, Е.М. Тенденции занятости российской молодежи в регионах / Е.М. Авриамова // СОЦИС. - 2018. - № 9. - С. 120-135.

2. Бабасов, Е.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / под рук. Е.М. Бабасова. -Минск: Современное слово, 2001. - 213 с.

3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д., 2000. - 243 с.

4. Гиззатулин, И.Г. Развитие социального лидерства педагогов в социально-культурной среде учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Г. Гиззатулин. - Челябинск, 2016. - 26 с.

5. Гревцева, Г.Я. Социокультурное образование как фактор социально-культурного развития личности / Г.Я. Гревцева, Р.А. Лит-вак // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 2017. - С. 71-84.

6. Езиев, А.М. Социально-психологические особенности современной молодежи / А.М. Езиев, Д.Х. Накохова // Педагогика. -2018. - № 10. - С. 70-75.

7. Ермольева, Э.Г. Молодежные проблемы: новый вызов для Европы / Э.Г. Ермольева // Педагогика. - 2018. - № 9. - С. 111-122.

8. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.А. Астаханов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

9. Ильинский, И.М. Возможно ли возвращение комсомола / И.М. Ильинский // СОЦИС. - 2018. - № 10. - С. 120-123.

Теория и методика профессионального образования

10. Котлярова, И.О. Акмеологический подход к социализации личности в социокультурном образовательном пространстве / Р.А. Литвак, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9. № 4. - С. 10-18.

11. Литвак, Р.А. Формирование политической культуры молодежи в МОО /Р.А. Литвак // Теория и практика формирования культуры детей и молодежи: сб. ст. по итогам Всерос. науч. практ. конф. - Челябинск, 2018.

12. Малиновский, А.В. Парадигма развития современного молодежного движения / А.В. Малиновский. - Минск: Народная Асве-та, 2000. - 189 с.

13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Владос, 2004. - 368 с.

14. Пак, Л.Г. Социализация студентов в контексте социально-педагогического подхода / Л.Г. Пак // Образование и учитель XXI века: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГУ, 2010. - Т. 2. -С. 51-55.

15. Рындак, В.Г. Педагогика / В.Г. Рын-дак. - Оренбург: ОГПУ, 2006. - 346 с.

16. Сальцева, С.В. Социально-педагогические ресурсы высшего профессионального образования / С.В. Сальцева // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ОГУ, 2010. - Т. 2. - С. 101-105.

Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, kaf-ped@chgaki.ru.

Поступила в редакцию 12 января 2019 г.

DOI: 10.14529/ped190105

MODERN PARADIGM OF UNIVERSITY STUDENTS' SOCIALIZATION

R.A. Litvak, kaf-ped@chgaki.ru

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

The problem of young people's socialization under modern significantly changing conditions of society development, that sometimes has a negative impact on the level of civil self-awareness and youth individualization, is gaining importance. The research solves the above-mentioned problem in accordance with the changes of the traditional paradigm of socialization. In the current paradigm the author points out two aspects of socialization which have significant impact on the personality development in the university education environment. Insufficient rationale of theoretical background and its practical application in youth socialization requires to address theoretical and methodological approaches. The paper describes the basic definitions, content, integrating tendencies in solving the problem of young people's socialization.

The research shows the practicability in forming the civil self-awareness of university students based on the conventional system of value orientations and moral norms utilizing to the full the personal potential. The author offers the performance criteria of the process, and describes the pedagogical experience of the problem solution.

Keywords: socialization, sociality, civil awareness, individualization, paradigm, youth.

References

1. Avriamova E.M. [Tendencies of Employment of the Russian Youth throughout the Country]. Sociological Research, 2018, no. 9, pp. 120-135. (in Russ.)

2. Babasov E.M. Dinamika tsennostnykh orientatsiy molodezhi v transformiruyushchemsya obshchestve [Dynamics of Value Orientations of the Youth in the Progressing Society]. Minsk, Sovre-mennoe slovo Publ., 2001. 213 p.

3. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and Practice of the Learner-Centered Education]. Rostov-on-Don, 2000. 243 p.

4. Gizzatulin I.G. Razvitie sotsial'nogo liderstva pedagogov v sotsial'no-kul'turnoy srede uchrezh-deniy dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. kand. diss. [Development of the Social Leadership in Social and Cultural Environment of Institute of Supplementary Education. Abstract of Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2016. 26 p.

5. Grevtseva G.YA., Litvak R.A. [Socio-Cultural Education as a Factor of Social and Cultural Development of Personality]. Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [Conceptual Construct of Pedagogics and Education]. Ekaterinburg, 2017, pp. 71-84. (in Russ.)

6. Eziev A.M., Nakokhova D.Kh. [Social and Psychological Peculiarities of Modern Youth]. Pedagogics, 2018, no. 10, pp. 70-75. (in Russ.)

7. Ermol'eva E.G. [Youth Issues: New Challenge for Europe]. Pedagogics, 2018, no. 9, pp. 111-122. (in Russ.)

8. Zagvyazinskiy V.I., Astakhanov R.A. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo is-sledovaniya [Methodology and Methods of Psychological and Pedagogical Research]. Мoscow, Aka-demiya Publ., 2001. 208 p. (in Russ.)

9. Il'inskiy I.M. [If the Return of Komsomol is Possible]. Sociological Research, 2018, no. 10, pp. 120-123. (in Russ.)

10. Kotlyarova I.O., Litvak R.A. [Acmeological Approach to Socialization of Personality in Social and Cultural Educational Space]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 4, pp. 10-18. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170401

11. Litvak R.A. [Formation of the Political Culture of Youth in Youth Public Organization]. Teo-riya i praktika formirovaniya kul'tury detey i molodezhi: sbornik statey po itogam vserossiyskoy nauch-noy prakticheskoy konferentsii [Theory and Practice of Formation of Culture of Children and Youth: Collection of Articles on the Results of the All-Russian Scientific Practical Conference]. Chelyabinsk, 2018. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Malinovskiy A.V. Paradigma razvitiya sovremennogo molodezhnogo dvizheniya [Paradigm of Development of Modern Youth Movement]. Minsk, Narodnaya Asveta Publ., 2000. 189 p.

13. Mudrik A.V. Sotsial'nayapedagogika [Social Pedagogics]. Мoscow, Vlados Publ., 2004. 368 p.

14. Pak L.G. [Socialization of Students in the Context of Social and Pedagogic Approach]. Obra-zovanie i uchitel' XXI veka. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Education and a Teacher of the XXIst Century. National Research-to-Practice Conference]. Orenburg, OGU Publ., 2010, vol. 2, pp. 51-55. (in Russ.)

15. Ryndak V.G. Pedagogika [Pedagogics]. Orenburg, OGPU Publ., 2006. 346 p.

16. Sal'tseva S.V. [Social and Pedagogical Resources of Higher Professional Education]. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [National Research-to-Practice Conference]. Orenburg, OGU Publ., 2010, vol. 2, pp. 101-105. (in Russ.)

Received 12 January 2019

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Литвак, Р.А. Современная парадигма социализации студентов вуза / Р.А. Литвак // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2019. - Т. 11, № 1. - С. 42-47. БОР 10.14529^190105

Litvak R.A. Modern Paradigm of University Students' Socialization. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2019, vol. 11, no. 1, pp. 42-47. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped190105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.