Научная статья на тему 'К вопросу о проблеме этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях'

К вопросу о проблеме этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
323
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ETHNOCULTURE / YOUTH SOCIALIZATION / ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павличенко Анатолий Анатольевич

В статье обсуждается актуальная проблема этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях как основного требования к успешной жизнедеятельности личности и значимое региональное требование среды. При раскрытии проблемы особое внимание уделено выстраиванию взаимосвязи понятийного поля проблемы этнокультурной социализации молодежи через термины «этнокультура», «социализация», «культурная социализация», «этнокультурная компетентность», «Этнокультурная социализация» и др. Практическим достижением раскрытия вопроса этнокультурной социализации молодежи становится определение компонентов этнокультурной социализации, что отражает особенности данного педагогического явления. Этнокультурная социализация связана с включение в активное пространство деятельности общественных объединений, что связано с высоким уровнем активности в проявлении и реализации собственных инициатив в решении этнокультурных проблем частного характера, направленностью молодежи на успешность в социокультурной среде через этнокультурную деятельность. Все это требует создание новой теоретико-методологической и технологической базы деятельности молодежных общественных объединений, может послужить предпосылкой для создания совокупности педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE PROBLEM OF ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

The article reveals the relevant issue of ethnocultural socialization of youth in modern social and cultural conditions as the main requirement for successful personal life-sustaining activity and significant regional environmental demand. The special attention is paid to the alignment of relation of conceptual field of issue of ethnocultural socialization of youth through the terms ‘ethnoculture', ‘socialization', ‘cultural socialization' etc. The components of ethnocultural socialization reflecting the peculiarities of the cultural socialization were revealed. Ethnocultural socialization is participation in the activities of social associations caused by the high level of flurry of activity in manifestation and realization of inherent initiatives in dealing with special ethnocultural problems, commitment of youth to success in social and cultural environment through ethnocultural activities. All said demands the creation of a new methodological and technological basis of youth activities in social associations and leads to the development of a complex of pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблеме этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях»

УДК 159.922.4 ББК С545.1 + С542.15

DOI: 10.14529/ped170414

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

А.А. Павличенко

Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

В статье обсуждается актуальная проблема этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях как основного требования к успешной жизнедеятельности личности и значимое региональное требование среды. При раскрытии проблемы особое внимание уделено выстраиванию взаимосвязи понятийного поля проблемы этнокультурной социализации молодежи через термины «этнокультура», «социализация», «культурная социализация», «этнокультурная компетентность», «Этнокультурная социализация» и др. Практическим достижением раскрытия вопроса этнокультурной социализации молодежи становится определение компонентов этнокультурной социализации, что отражает особенности данного педагогического явления. Этнокультурная социализация связана с включение в активное пространство деятельности общественных объединений, что связано с высоким уровнем активности в проявлении и реализации собственных инициатив в решении этнокультурных проблем частного характера, направленностью молодежи на успешность в социокультурной среде через этнокультурную деятельность. Все это требует создание новой теоретико-методологической и технологической базы деятельности молодежных общественных объединений, может послужить предпосылкой для создания совокупности педагогических условий.

Ключевые слова: этнокультура, социализация подростков, этнокультурная социализация.

Актуальность. Обращение к этнокультурным проблемам всегда актуально для российского государства, для которого свойственна многонациональность, мультикультурность и полиэтничность. Такие свойства относятся к глобальным и универсальным характеристикам современного мира и выступают залогом процветания единого государственного целого. Полиэтничность в Российской Федерации определяют представители более 160 народов во всех субъектах Федерации. Уральский регион не является исключением, его уникальность, специфичность обусловлена своей, отличной от других, этнической структурой населения [2], которая включает в своей основе русских, татар, башкир, казахов и еще более ста народов. Такая этническая картина складывалась исторически, через преломление в традициях и мировоззрении общества, в психологии и идеологии личности, в экономике и культуре Уральского региона.

В Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [9] указывается на то, что многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности насе-

ления России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации [5].

Социальным регулятором традиционно выступают образование, наука и особенно культура, которые представляют национальные сообщества. Данные регуляторы определяют потенциалы развития региона через обогащение и сохранение его культурной самобытности, а также расширение участия этнических групп в различных сферах жизни конкретных территорий - экономической, социальной и других.

Все вышесказанное обосновывает необходимость обобщения имеющихся и поиска новых подходов к решению задач социокультурной социализации детей, подростков и молодежи. В современной отечественной педагогической теории и практике всегда уделялось особое внимание идеям обеспечения

Краткие сообщения

исторической преемственности поколений, сохранения и развития национальных культур, закрепления ценностных ориентаций, направленных на понимание значимость традиций, развития любви и уважения к Отечеству. Все более значима обращенность педагогической деятельности к созданию специальных программ в общественных объединениях, дополнительном, общем и высшем образовании, направленных на передачу духовных и культурных ценностей через народную художественную культуру.

Этнокультурная социализация молодежи. В современном мировом культурно-образовательном пространстве наиболее успешной стратегией аккультурации личности выступает ее интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением культурой других этносов. Именно такое амбивалентное обоснование социализации личности позволяет рассматривать один из ее актуальных видов при развитии и формировании личности - этнокультурную социализацию.

Молодежь как особая социальная группа редко рассматривается в системе этнокультурной социализации, исследователями отмечается, что в данном возрасте рассматриваемые педагогические процессы наиболее затруднены. В то же время молодой человек, способный адаптироваться в мультинацио-нальной среде региона, хорошо знающий и уважающий не только традиции своей этнической культуры, но культурные традиции других этнических групп, умеющий сочетать национальные и интернациональные интересы, безусловно имеет преимущество в аспекте успешной социализации, в том числе и профессиональной. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема развития личности молодежи, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды.

При этом следует учитывать сложность эктокультурной социализации как явления, связанного с деформацией процесса социализации личности, когда в условиях полиэтнич-ной мультикультурной среды личности не удается достичь баланса между этнической и общегражданской составляющими, что приводит к возникновению противоречия между необходимостью познания культур разных этносов для построения эффективного диалога с ними и признанием культуры коммуникации в государстве.

Этнокультурная социализация молодежи как общественное явление проявляется в стабилизации межнациональных отношений, учете этнических особенностей и интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу в целом. Этнокультурная социализация молодежи определяет целевую направленность деятельности и заключается не только в том, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и в способности активно действовать в ней, преобразовывать социокультурные реалии.

Этнокультурная социализация многоаспектна и основывается на исследовании общих теорий социализации подростков (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Р.А. Литвак и др. [1, 4, 6]) и теорий этнокультурного развития личности (Г.Н. Волков, Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова и др. [3, 10]).

Основой этнокультурной социализации выступает ее базовый культурный контекст, представленный И.В. Кожановым как двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни культурных ценностей, норм, правил, идеалов, в результате которого происходит формирование культурной картины мира, позволяющей личности успешно функционировать в окружающей культурной среде [5]. Такое понимание ложится в основу ценностно-культурного компонента этнокультурной социализации как качества личности.

Этнокультурная социализация основывается на этнокультурной компетентности, которая широко раскрыта Т.В. Поштаревой и рассматривается как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [8]. Данное понимание актуализирует обращенность к когнитивно-социальному компоненту этнокультурной социализации.

Мы основываемся на понимании «этно-культуры» субъекта как социальной характеристики в соответствии с исследованием Е.С. Миловановой, где она определяется совокупностью эволюционно-генетических и эволюционно-исторических привязанностей, формируемых этническим самосознанием и проявляющихся в самоидентификации личной принадлежности к конкретной этнической группе, имеющей общее происхождение, эле-

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 107-111

Павличенко А.А.

К вопросу о проблеме этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях

менты культуры, историческую память, чувство солидарности и т. д. Этнокультура как социальная характеристика индивида проявляется в различных сферах его культурной деятельности [7]. Данная трактовка направляет на включение в структур этнокультурной социализации рефлексивно-коммуникативного компонента.

Следовательно, этнокультурная социализация молодежи определена следующими компонентами: ценностно-культурный как личностное принятие ценностей, установок, особенностей, характерных для той или иной этнической культуры и их представителей, направленность на включение в деятельность по освоению традиционной культуры; когнитивно-социальный как наличие знаний и представлений о последствиях межкультурных контактов, особенностях межкультурной адаптации, международно-правовых документах в сфере межэтнических отношений, а также умения включаться в совместную полиэтническую деятельность; рефлексивно-коммуникативный как проявление механизмов, приемов и стратегий, необходимых для обеспечения эффективности межэтнического понимания и взаимодействия.

Формирование этнокультурной социализации осуществляется в приобщении молодежи к родной этнической культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму; формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде.

Этнокультурная социализация связана с включением в активное пространство деятельности общественных объединений как в среде образовательных учреждений, так и в системе дополнительного образования, что связано с проявлениями активности и реализацией собственных инициатив в решении этнокультурных проблем частного характера, направленностью на успешность в социокультурной среде через этнокультурную деятельность.

Особенности этнокультурной социализации молодежи связаны с усвоением универсальных компонентов социального опыта; приобщением к культуре определенной этнической группы; опорой на межличностное взаимодействие в социальной деятельности общественных объединений на основе сово-

купности потребностей, идеалов, мотивов деятельности; осваиванием социокультурного пространства региона.

Литература

1. Бочарова, В.Г. Сущность социального воспитания как теоретического концепта педагогической науки и атрибута социально-педагогической практики / М.М. Плоткин,

B.Г. Бочарова // Социальная педагогика в России. - 2017. - № 3. - С. 32-43.

2. Васеха, Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.И. Васеха. - М. : Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 22 с.

3. Волков, Г.Н. Этнопедагогические традиции, их сущность /Г.Н. Волков, Г.М. Борли-ков // Гегэрлт. - 2006. - № 1-2 (28-29). -

C. 2-11.

4. Вульфов, Б.З. Исследования в области социальной педагогики: основания, научный аппарат, специфика организации / Б.З. Вульфов // Вестн. Ун-та Российской Академии Образования. - 1978. - № 5. - С. 35-45.

5. Кожанов, И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности / И. В. Кожанов // Фундамент. исследования. -2013. - № 8. - С. 1120-1128.

6. Литвак, Р.А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста / Р.А. Литвак // Пед. образование в России. - 2014. - № 1. - С. 165-167.

7. Милованова, Е.С. Теоретико-методологические основы формирования этнокультурной компетентности / Е.С. Милова-нова // Вестник Ставропол. гос. ун-та. -2010. - № 66. - С. 93-100.

8. Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.В. Поштарева. - Владикавказ, 2009. - 47 с.

9. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. - http://text.document. kremlin.ru/SESSION/PDA/linkProxy?subjectId = 70284810&linkType = 65537 (дата обращения: 22.04.2017).

10. Шпикалова, Т.Я. Концептуальные основы развития современного этнокультурного образования / Т.И. Бакланова, Л. В. Ершова, Т.Я. Шпикалова // Культурное наследие народов мира в содержании современного образования: сб. ст. - М. : МГУКИ, 2009. - С. 8-21.

Краткие сообщения

Павличенко Анатолий Анатольевич, аспирант кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, рау11еЬепко260985@ mail.ru.

Поступила в редакцию 1 октября 2017 г.

DOI: 10.14529/ped170414

REVISITING THE PROBLEM OF ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION OF YOUTH IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

A.A. Pavlichenko, [email protected]

Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

The article reveals the relevant issue of ethnocultural socialization of youth in modern social and cultural conditions as the main requirement for successful personal life-sustaining activity and significant regional environmental demand. The special attention is paid to the alignment of relation of conceptual field of issue of ethnocultural socialization of youth through the terms 'ethnoculture', 'socialization', 'cultural socialization' etc. The components of ethnocultural socialization reflecting the peculiarities of the cultural socialization were revealed. Ethnocultural socialization is participation in the activities of social associations caused by the high level of flurry of activity in manifestation and realization of inherent initiatives in dealing with special ethnocul-tural problems, commitment of youth to success in social and cultural environment through ethnocultural activities. All said demands the creation of a new methodological and technological basis of youth activities in social associations and leads to the development of a complex of pedagogical conditions.

Keywords: ethnoculture, youth socialization, ethnocultural socialization.

References

1. Bocharova V.G., Plotkin M.M. [The Essence of Social Education as a Theoretical Concept of Pedagogical Science and Attribute of Social Pedagogical Practice]. Social Pedagogy in Russia, 2017, no. 3, pp. 32-43. (in Russ.)

2. Vasekha L.I. Etnokhudozhestvennoe obrazovanie kak faktor sotsial'no-kul'turnoy adaptatsii lich-nosti. Avtoref. kand. diss. [Ethno-artistic Education as a Factor of Socio-cultural Adaptation of the Individual. Abstract of Cand. Diss.]. Moscow, 2004. 22 p.

3. Volkov G.N., Borlikov G.M. [Ethno-pedagogical Traditions, their Essence]. Goerthell, 2006, no. 1-2 (28-29), pp. 2-11. (in Russ.)

4. Vul'fov B.Z. [Research in the Field of Social Pedagogy: the Grounds, the Scientific Apparatus, the Specifics of the Organization]. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 1978, no. 5, pp. 35-45. (in Russ.)

5. Kozhanov I.V. [The Essence and Structure of Ethno-cultural Socialization of the Individual]. Fundamental Research, 2013, no. 8, pp. 1120-1128. (in Russ.)

6. Litvak R.A. [Socio-Cultural Approach to the Process of Socialization of the Personality of a Young Specialist]. Pedagogical Education in Russia, 2014, no. 1, pp. 165-167. (in Russ.)

7. Milovanova E.S. [Theoretical and Methodological Bases of Formation of Ethno-cultural Competence]. Bulletin of the Stavropol State University, 2010, no. 66, pp. 93-100. (in Russ.)

8. Poshtareva T.V. Formirovanie etnokul'turnoy kompetentnosti uchashchikhsya v polietnicheskoy srede. Avtoref. kand. diss. [The Formation of Ethno-cultural Competence of Students in a Polyethnic Environment. Abstract of Cand. Diss.]. Vladikavkaz, 2009. 47 p.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 107-111

Павличенко А.А.

К вопросу о проблеме этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях

9. Strategiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025]. Available at: http://text.document.kremlin.ru/SESSIÜN/PDA/linkProxy?subjectId=70284810&linkType=65537 (accessed 22.04.2017).

10. Shpikalova T.Ya., Baklanova T.I., Ershova L.V. [Conceptual Foundations for the Development of Modern Ethno-cultural Education]. Kul'turnoe nasledie narodov mira v soderzhanii sovremennogo obrazovaniya [Cultural Heritage of the Peoples of the World in the Content of Modern Education]. Moscow, 2009, pp. 8-21. (in Russ.)

Received 1 October 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Павличенко, А.А. К вопросу о проблеме этнокультурной социализации молодежи в современных социокультурных условиях / А.А. Павличенко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. -Т. 9, № 4. - С. 107-111. DOI: 10.14529/ped170414

Pavlichenko A.A. Revisiting the Problem of Ethnocultural Socialization of Youth in Modern Social and Cultural Conditions. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 107-111. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.