Научная статья на тему 'Этническая социализация личности: психологические эффекты и закономерности'

Этническая социализация личности: психологические эффекты и закономерности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1233
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ЭТНОСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / ВАРИАНТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ETHNIC SOCIALIZATION / PSYCHOLOGICAL EFFECTS / PSYCHOLOGICAL PATTERNS / ETNO-SOCIALIZED IDENTITY / ETHNIC SOCIALIZATION VARIANTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дагбаева Соелма Батомункуевна

В статье предпринята попытка обоснования психологических эффектов и закономерностей этнической социализации личности в современных условиях. Психологические эффекты этнической социализации рассматриваются как психологические образования, свидетельствующие о ее степени и глубине, в качестве которых выступают: тип этнической идентичности, ценностные ориентации, уровень толерантности к Другим. Отмечается, что достижение указанных психологических эффектов способствует формированию такого надэтнического образования, как гражданская идентичность. Психологические закономерности этнической социализации отражают устойчивые связи и отношения ее психологических эффектов: усвоение системы ценностей этнической общности способствует становлению позитивной этнической идентичности; позитивная этническая идентичность способствует развитию толерантности; система ценностных ориентаций, позитивная этническая идентичность и толерантность способствуют достижению гражданской идентичности. В целом, этническая социализация выступает как процесс вхождения индивида в полиэтническое общество через прохождение универсальных макрофаз: адаптации как приспособления индивида к нормам, правилам, традициям этнической группы; индивидуализации как достижения этнической идентичности, системы ценностных ориентаций, толерантности в полном объеме и интеграции как осознанного выстраивания взаимодействия с представителями других этнических групп. На основе выделенных психологических эффектов и закономерностей этнической социализации предложены ее варианты: успешная, незавершенная и этническая десоциализация. При незавершенной этнической социализации индивид не усваивает в должной мере нормы и ценности своей этнической группы. При этнической десоциализации присутствуют дискриминационные формы межэтнических отношений и этническая нетерпимость. Интегральным результатом успешной этнической социализации является этносоциализированная личность, отличающаяся ценностным признанием и принятием этнокультурного многообразия, позитивной этнической идентичностью, развитой толерантностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Socialization of a Person: the Psychological Effects and Patterns

The article attempts to justify psychological effects and patterns of personal ethnic socialization in modern circumstances. The psychological effects of ethnic socialization are considered as psychological patterns indicating the extent and depth of ethnic socialization. These patterns are: the type of ethnic identity, value orientations, the level of tolerance to Others. It is specified that the mentioned psychological effects attainment contributes to the formation of such a meta-ethnic pattern as civil identity. Psychological patterns of ethnic socialization reflects the strong bonds and interrelations of its psychological effects: the assimilation of the ethnic communitys value system encourages the formation of positive ethnic identity; positive ethnic identity contributes to the tolerance development; the system of value orientations, positive ethnic identity and tolerance contribute to the achievement of civic identity. As a whole, ethnic socialization is presented as the process when an individual joins a multi-ethnic society through passing the universal macro-phases: adaptation as an individual adaptation to the norms and rules, ethnic group traditions, the individualization as a process of ethnic identity achievements; value system; full tolerance; integration as a conscious development of interaction with other ethnic groups representatives. On the basis of distinguished ethnic socialization psychological effects and patterns the author proposes the variants of ethnic socialization: successful, incomplete and ethnic desocialization. Upon incomplete ethnic socialization the individual is not able to adopt to the norms and values of the ethnic group in proper way. Ethnic desocialization implies discriminatory forms of inter-ethnic relations and ethnic intolerance. Integral result of successful ethnic socialization is an etno-socialized person, characterized with values admission and ethno-cultural diversity acceptance, positive ethnic identity, developed tolerance.

Текст научной работы на тему «Этническая социализация личности: психологические эффекты и закономерности»

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ APPLIED ASPECTS OF SOCIAL PSYCHOLOGY

УДК 159.9.01

DOI 10.17150/2225-7845.2015.7(21.121-129

С. Б. Дагбаева

Забайкальский государственный университет, г. Чита, Российская федерация

ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

АННОТАЦИЯ. В статье предпринята попытка обоснования психологических эффектов и закономерностей этнической социализации личности в современных условиях. Психологические эффекты этнической социализации рассматриваются как психологические образования, свидетельствующие о ее степени и глубине, в качестве которых выступают: тип этнической идентичности, ценностные ориентации, уровень толерантности к Другим. Отмечается, что достижение указанных психологических эффектов способствует формированию такого надэтнического образования, как гражданская идентичность. Психологические закономерности этнической социализации отражают устойчивые связи и отношения ее психологических эффектов: усвоение системы ценностей этнической общности способствует становлению позитивной этнической идентичности; позитивная этническая идентичность способствует развитию толерантности; система ценностных ориентаций, позитивная этническая идентичность и толерантность способствуют достижению гражданской идентичности. В целом, этническая социализация выступает как процесс вхождения индивида в полиэтническое общество через прохождение универсальных макрофаз: адаптации как приспособления индивида к нормам, правилам, традициям этнической группы; индивидуализации как достижения этнической идентичности, системы ценностных ориентаций, толерантности в полном объеме и интеграции как осознанного выстраивания взаимодействия с представителями других этнических групп. На основе выделенных психологических эффектов и закономерностей этнической социализации предложены ее варианты: успешная, незавершенная и этническая десоциализация. При незавершенной этнической социализации индивид не усваивает в должной мере нормы и ценности своей этнической группы. При этнической десоциализации присутствуют дискриминационные формы межэтнических отношений и этническая нетерпимость. Интегральным результатом успешной этнической социализации является этносоциализированная личность, отличающаяся ценностным признанием и принятием этнокультурного многообразия, позитивной этнической идентичностью, развитой толерантностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Этническая социализация, психологические эффекты, психологические закономерности, этносоциализированная личность, варианты этнической социализации.

S. B. Dagbaeva

Zabaikalsky State University, Chita, Russian Federation

ETHNIC SOCIALIZATION OF A PERSON: THE PSYCHOLOGICAL EFFECTS AND PATTERNS

ABSTRACT. The article attempts to justify psychological effects and patterns of personal ethnic socialization in modern circumstances. The psychological effects of ethnic socialization are considered as psychological patterns indicating the extent and depth of ethnic socialization. These patterns are: the type of ethnic identity, value orientations, the level of tolerance to Others. It is specified that the mentioned psychological effects attainment contributes to the formation of such a meta-ethnic pattern as civil identity. Psychological patterns of ethnic socialization reflects the strong bonds and interrelations of its psychological effects: the assimilation of the ethnic community's value system encourages the formation of positive ethnic identity; positive ethnic identity contributes to the tolerance development; the system of value orientations, positive ethnic identity and tolerance contribute to the achievement of civic identity. As a whole, ethnic socialization is

presented as the process when an individual joins a multi-ethnic society through passing the universal macro-phases: adaptation as an individual adaptation to the norms and rules, ethnic group traditions, the individualization as a process of ethnic identity achievements; value system; full tolerance; integration as a conscious development of interaction with other ethnic groups representatives. On the basis of distinguished ethnic socialization psychological effects and patterns the author proposes the variants of ethnic socialization: successful, incomplete and ethnic desocializa-tion. Upon incomplete ethnic socialization the individual is not able to adopt to the norms and values of the ethnic group in proper way. Ethnic desocialization implies discriminatory forms of inter-ethnic relations and ethnic intolerance. Integral result of successful ethnic socialization is an etno-socialized person, characterized with values admission and ethno-cultural diversity acceptance, positive ethnic identity, developed tolerance.

KEYWORDS. Ethnic socialization, psychological effects, psychological patterns, etno-socialized identity, ethnic socialization variants.

Актуальность исследования проблемы этнической социализации личности в современных условиях не вызывает сомнений и обусловлена ростом межэтнической напряженности, «ксенофобии, этнофобии, ми-грантофобии» и т. д. [1, с 42]. При этом мы наблюдаем реальные изменения современного ребенка, в частности оторванность от собственных культурных традиций и истории, неудовлетворенности его этнокультурных интересов и потребностей и т. д. [2].

В связи с этим особого внимания заслуживает проблема изучения психологических эффектов и закономерностей этнической социализации. Эффекты социализации трактуются как психологические явления, свидетельствующие о мере и глубине социализации [3]. Понятие «психологические эффекты социализации» введено в научный оборот Б. Г. Ананьевым [4], согласно которому к ним относятся: социальные установки; ценностные ориентации; мотивы; определенные черты характера. Результатами этнической социализации, как пишет М. С. Яницкий [5], являются усвоенные ребенком нормы, ценности, традиции, символы, социальные роли и образцы поведения, характерные для той или иной культуры, и этническая идентичность. Р. М. Шамионов [6] в качестве психологических эффектов этнической социализации выделяет этническую идентичность, этническое самосознание и толерантность, Р. И. Зинурова [7] акцентирует свое внимание на этнической идентичности и этнокультурной компетентности. В целом, успешная социализация должна быть направлена на формирование способности к самостоятельному выбору и толерантности к Другим [8]. Как отмечается в проекте концепции поликультурного образования в России, в результате социализации должна формироваться всесторонне и

гармонически развитая личность, осуществляющая этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры1. Подобная постановка вопроса актуализирует необходимость расширения понятия «этническая социализация» и обоснования положения о том, что этническая социализация в современных условиях должна учитывать процесс становления гражданской идентичности личности, которая как надэтническое образование призвана сплотить многонациональный народ.

Таким образом, этническая социализация в настоящее время должна способствовать становлению гармоничной и толерантной личности, с позитивной этнической и гражданской идентичностью, с ценностным отношением к этнокультурному разнообразию, успешно интегрированной в человеческое сообщество в целом. В свете сказанного психологическими эффектами этнической социализации выступают определенный тип этнической идентичности, система ценностных ориентаций и уровень толерантности к Другим, способствующие достижению надэтнического образования — гражданской идентичности.

Теоретическое исследование психологических эффектов этнической социализации личности позволило выделить ее психологические закономерности.

Психологические закономерности этнической социализации понимаются нами как устойчивые связи и отношения психологических эффектов этнической социализации личности, выражающиеся в следующих положениях:

1. Усвоение системы ценностей этнической общности способствует становлению

1 Проект концепции развития поликультурного образования в РФ. URL : http://минобрнауки.рф/до-кументы /841.

позитивной этнической идентичности: принятие ценностей этнической группы является условием сохранения и воспроизводства этнической культуры [5]; сегодня наблюдается снижение значимости традиционных ценностей [9]; а утрата традиционных ценностей размывает этническую идентичность, разрушая ее [10]; вакуум как результат обесценивания духовных идеалов народа, заполняется гипертрофированными национальными чувствами, «освящением» национальных ценностей и обострением национального самосознания [11].

2. Позитивная этническая идентичность способствует развитию толерантности: существует устойчивая связь между позитивной этнической идентичностью и толерантностью [12]; уверенность в своей этнической идентичности дает основание для уважения других групп [13]; позитивная этническая идентичность задает оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам [14]; разрушение позитивной этнической идентичности приводит к росту негативных стереотипов и интолерантности [12]; мобилизации различных ксенофобных установок и националистических настроений [1].

3. Система ценностных ориентаций, позитивная этническая идентичность и толерантность способствуют достижению гражданской идентичности: гражданская идентичность, являясь надэтническим образованием, способна объединить представителей разных этнических групп в единое общество [15]; этническая и гражданская идентичность не исключают, а дополняют друг друга [16], но эта совместимость возможна в системе отношений, основанной на постулате ценностного равенства этнических культур [17]; препятствием для формирования гражданской идентичности и межнациональной интеграции является не актуализированная этническая идентичность как таковая, а ее интолерантное наполнение, ригидность, отсутствие механизмов реагирования на изменяющиеся социальные, культурные, политические условия [18].

В целом, обоснование психологических эффектов и закономерностей этнической социализации личности позволяет нам определить понятие «этническая социализация» как процесс становления этнической идентичности, системы ценностных ориентаций и толерантности, способствующих достижению

надэтнического образования — гражданской идентичности личности.

Для анализа этнической социализации в процессуальном плане принципиальное значение имеет теория А. В. Петровского, согласно которому социальное развитие личности как процесс вхождения в общество и интеграции в нем включает три макрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция. По словам ученого, социальное развитие личности «подчинено психологическим закономерностям, которые с необходимостью воспроизводятся относительно независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается» [19, с. 78].

В соответствии с данной логикой, этническая социализация может рассматриваться как процесс прохождения данных универсальных макрофаз. При этом адаптация характеризуется: приспособлением индивида к нормам, правилам, традициям этнической группы, принадлежность к которой определяется на основе критерия приписывания ребенка к определенному этносу [20].

Основная задача: быть таким, как все [19].

Содержание: этническая самоидентификация по принципу «Я такой же, как окружающие» [21]; освоение наиболее распространенных элементов своей культуры [22]; появление первых знаний о своей этнической принадлежности [23]; приобретение предписанного обществом этнического статуса [8]; сказочно-мифологическое отношение к этническому миру [24].

Результат: этническая самоидентификация, этнокультурная осведомленность, этнические представления.

Риски: этнокультурная депривация (неудовлетворенность этнокультурных интересов и потребностей), размывание традиционных норм и ценностей, этническая неопределенность, ложная идентичность.

Фаза индивидуализации отличается желанием подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость [19]; характеризуется обособлением личности [26]; определяется критерием внутреннего выбора [20].

Задача: быть не таким, как все [19].

Содержание: достижение этнической идентичности в полном объеме [23]; этническая самоидентификация по принципу «Я такой же, как мой народ» [21]; появление чувства этнической константности [12]; осознанное приобщение к культурным ценностям, святыням, истории народа [20]; вы-

страивание толерантного или интолерант-ного поведения.

Результат: этническая идентичность, этническая константность, ценностные ориентации и толерантность.

Риски: размывание, смешение, гиперболизация этнической идентичности, интоле-рантность, размывание или утрата традиционных ценностей, негативные этнические стереотипы.

Фаза интеграции характеризуется достижением баланса между индивидуальными потребностями и социальными требованиями в структуре личности.

Задача: установление равновесия между стремлением «быть таким, как все» и «быть не таким, как все» [19].

Содержание: «врастание» индивидуальной психики в нормативный дух культуры [26]; конструирование этнического мировоззрения [27]; становление позиции «Я - представитель своего народа» [21]; экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений [22]; выбор стратегии межкультурного взаимодействия между национализмом и мульти-культурализмом [28].

Результат: интеграция в полиэтническое общество, осознанное выстраивание взаимодействий с представителями других групп.

Риски: дезинтеграция в полиэтническом обществе, неадекватность в межэтнических отношениях, интолерантность, ксенофобия, поиск социальных ниш по другим (не этническим) критериям.

Интегральным результатом успешной этнической социализации является этносо-циализированная личность, отличающаяся ценностным признанием и принятием этнокультурного многообразия, позитивной этнической идентичностью, развитой толерантностью:

1. Ценностное признание и принятие этнокультурного многообразия понимается как ситуация освоения образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества1; принятия ведущих ценностей своей национальной культуры [1]; признание ценности равенства этнических культур, ценности социальной интеграции [12]; интерес к культурным различиям и признание ценности культурного многообразия

1 Проект концепции развития поликультурного образования в РФ.

[29; 30]. Позитивная этническая и гражданская идентичность личности характеризуется сочетанием положительного 8отношения к собственному народу и к другим народам [14; 16; 19]; ясным и четким осознанием себя в качестве представителя этнической группы [12]; осознанием себя в качестве гражданина, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире [31].

2. Развитая толерантность означает наличие таких личностных черт, как знание самого себя, защищенность, ответственность, способность к эмпатии, чувство юмора [32]; отсутствие предубежденности и негативных установок по отношению к представителям других этносов, уважение их традиций, правил поведения, образа жизни [12]; принятие Другого [33]; межэтнический диалог [34].

Но не всегда этническая социализация имеет такой результат. Возможны негативные различные нарушения этнической социализации, приводящие к этнофункциональ-ным рассогласованиям в идентификации, к дезадаптированности личности [24]; к эмоциональному дискомфорту [35]; к эмоциональным нарушениям, которые в последнее время все чаще проявляются у людей с несформи-рованной позитивной этнической идентичностью, испытывающих внутренний конфликт с культурой и этничностью [36] и т.д. Характер влияния нарушений этнической социализации на психическое и психологическое здоровье человека является актуальным направлением в современных исследованиях. Так, в частности выявлены взаимосвязи с самочувствием и когнитивной гибкостью [37], с депрессивными симптомами [38], наличием барьеров общения [39], самооценкой [40], психическими расстройствами [41; 42], с субъективным благополучием личности [43], с виктимизацией и буллингом [44] и т. д.

В связи с тем, что существуют нарушения социализации, при которых неадекватность поведения не носит асоциального характера, и нарушения социализации, при которых поведение приобретает характер, противоречащий нормам морали и права [45], мы выделяем такие варианты этнической социализации, как незавершенная и этническая десоциализация.

При незавершенном варианте этнической социализации индивид не усваивает в должной мере нормы и ценности своей этнической группы, испытывая в связи с этим

внутриличностные конфликты [46]. Возможна ситуация, когда такая неопределенность приводит к негативизму и даже нетерпимости по отношению к собственному этносу [14]. Человек, отдаляясь от своей этнической группы, ищет устойчивые социально-психологические ниши по другим, не этническим критериям и утрачивает глубинное понимание своей этничности [36].

При этнической десоциализации индивид проявляет дискриминационные формы межэтнического взаимодействия, этническую нетерпимость. Деструктивность в межэтнических отношениях обусловлена гиперидентичностью [14], наличием предубежденности по отношению к другим этносам [46]. Этнокультурные различия воспринимаются как угрожающие, включаются защитные механизмы, выражающиеся в чувстве этнического превосходства над другими [29]. Отмечаются факты физического или психологического насилия представителей этнических меньшинств [44], участие в радикальных группах, пропагандирующих национальную ненависть [28].

Итак, проведенное теоретическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Психологическими эффектами этнической социализации личности, свидетельствующими о ее успешности или неуспешности, выступают тип этнической идентичности, система ценностных ориентаций, уровень толерантности.

2. Психологические закономерности этнической социализации личности отражают устойчивые связи и отношения психологических эффектов этнической социализации личности: а) усвоение системы ценностей

этнической общности способствует становлению позитивной этнической идентичности; б) позитивная этническая идентичность способствует развитию толерантности; в) система ценностных ориентации, позитивная этническая идентичность и толерантность способствуют достижению надэтнического образования — гражданской идентичности.

3. Этническая социализация как процесс вхождения в полиэтническое общество включает фазы: адаптации, индивидуализации и интеграции. Усвоение этнокультурного опыта на основе критерия приписывания индивида к определенной этнической группе определяет адаптацию; обособление, сознательное приобщение к культурным ценностям и истории народа характеризует индивидуализацию; укрепление достигнутых психологических эффектов этнической социализации, выбор стратегий межэтнического взаимодействия означает интеграцию.

4. В зависимости от психологических эффектов этнической социализации следует выделить три варианта этнической социализации: успешная, незавершенная и этническая десоциализация. При успешной этнической социализации личность характеризуется позитивной этнической идентичностью, развитой толерантностью и признанием ценностей этнокультурного многообразия. При незавершенной этнической социализации личность отличается неопределенной этнической идентичностью, неустойчивой толерантностью, утратой ценностей своей этнической культуры. Этническая десоциа-лизация характеризуется гиперидентичностью (этноэгоизм, этноизоляционизм и этно-фанатизм), интолерантностью, неприятием ценностей других этнических групп.

Список использованной литературы

1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов. — М. : Федер. ин-т развития образования, 2011. — 73 с.

2. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. — М. : Моск. психол.-соц. ун-т, 2011. — 16 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М. : Аспект Пресс, 2002. — 363 с.

4. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. Ученые записки. — Л. : Ленинград. гос. ун-т, 1971. — Вып. IX. — С. 144-150.

5. Яницкий М. С. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации / М. С. Яницкий, Г. М. Авилов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2008. — № 4 (20). — С. 27-30.

6. Шамионов Р. М. О проблеме этнической социализации / Р. М. Шамионов // Человек. Сообщество. Управление. — 2009. — № 3. — С. 66-76.

7. Зинурова Р. И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.04 / Р. И. Зинурова. — М., 2005. — 382 с.

8. Белинская Е. П. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефа-ненко. — М. : Моск. психол.-соц. ун-т ; Воронеж : МОДЭК, 2000. — 208 с.

9. Лебедева Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н. М. Лебедева. — М. : Юстицинформ, 2009. — 408 с.

10. Накохова Р. Р. Сформированность этнической идентичности как фактор формирования гражданской идентичности / Р. Р. Накохова // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям : сб. материалов четвертой Всерос. н-пр. конф. Москва, 25-26 окт. 2013 г. / под ред. О. Е. Хухлаева. — М. : Моск. психол.-соц. ун-т, 2013. — С. 59-68.

11. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю. В. Арутюнян // Социологические исследования. — 1990. — № 7. — С. 42-49.

12. Лебедева Н. М. Этническая и кросскультурная психология / Н. М. Лебедева. — М. : МАКС Пресс, 2011. — 218 с.

13. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / Дж Берри, Айп Х. Пур-тинга, Маршалл Х. Сигалл, Пьер Р. Дасен. — Харьков : Гуманитар. центр, 2007. — 560 с.

14. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. у. Солдатовой, Л. А. Шай-геровой. — М. : Смысл, 2008. — 172 с.

15. Солдатова Г. у. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии / Г. у. Солдатова, Т. А. Нестик, Л. А. Шайгерова // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2 (6). — С. 60-80.

16. Дробижева Л. М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность / Л. М. Дробижева // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. В. С. Магун. — М. : Ин-т социологии РАН, 2006. — С. 10-30.

17. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. — М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2002. — 296 с.

18. Рыжова С. В. Этническая идентичность в контексте толерантности / С. Рыжова. — М. : Альфа-М, 2011. — 280 с.

19. Петровский А. В. Быть личностью / А. В Петровский. — М. : Педагогика, 1990. — 112 с.

20. Лебедева Н. М. Тренинг этнической толерантности для школьников : учеб. пособие / Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко. — 2-е изд. — М. : МАКС Пресс, 2012. — 360 с.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон. — М. : Флинта : МПСИ : Прогресс. 2006. — 352 с.

22. Садохин А. П. Этнология / А. П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гарда-рики, 2004. — 287 с.

23. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М. : Междунар. пед. акад., 1994. — 680 с.

24. Сухарев А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / А. В. Сухарев. — М., 1998. 352 с.

25. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. — Екатеринбург : ИнтелФлай, 2007. — 1072 с.

26. Бучек А. А. Психологические закономерности функционирования этнического самосознания в полиэтничной среде : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / А. А. Бучек. — СПб., 2012. — 457 с.

27. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание / В. Ю Хотинец. — СПб. : Алетейя, 2000. — 240 с.

28. Хухлаев О. Е. Национализм как социально-психологический феномен в молодежной среде / О. Е. Хухлаев, О. В. Хухлаева // Этнопсихология: вопросы теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. О. Е. Хухлаева. — М. : Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2009. — Вып. 2. — С. 86-95.

29. Bennett M. Becoming interculturally competent / M. Bennett // Towards Multicultural-ism: A Reader in Multicultural Education / ed. by Jaime S. Wurzel. — Newton, Mass : Intercultural Resource Corporation, 2004. — Р. 62-77.

30. Bennett M. Towards ethnorelativism: a development of model of intercultural sensitivity / M. Bennett // Education for the intercultural experience / ed. by М. Paige. — Yarmouth, ME : intercultural Press, 1993. — P. 21-71.

31. Асмолов А. Г. Школа жизни с непохожими людьми / А. Г. Асмолов // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 2 (6). — С. 1-6.

32. Оллпорт Гордон. Природа предубеждения [Электронный ресурс] / Гордон Олл-порт // Век толерантности. — 2003. — Вып. 6. — Режим доступа : http://www.tolerance.ru/ VT-6-priroda.php.

33. Павленко В. Н. Общая и прикладная этнопсихология / В. Н. Павленко, А. М. Та-глин. — М. : Т-во науч. изд. КМК, 2005. — 483 с.

34. Шлягина Е. И. Этническая толерантность личности: опыт эмпирического исследования [Электронный ресурс] / Е. И. Шлягина // Век толерантности. — 2001. — Вып. 3-4. — Режим доступа : http://www.tolerance.ru/VT-3-4-etno.php?PrPage=VT.

35. Гозман Л. Идентичность, культура, самосознание: Опыт словаря нового мышления / Л. Гозман, А. Эткинд ; под общ, ред. М. Ферро, Ю. Афанасьева. — М. : Прогресс, 1989. — 560 с.

36. Taylor D. The Quest for Identity. From minority groups to Generation Xers / D. Taylor. — Westport : CT, 2002. — 144 p.

37. Kim Bryan S. K. Behavioral enculturation and acculturation, psychological functioning, and help-seeking attitudes among Asian American adolescents / Bryan S K Kim, Michael M Omizo // Asian American Journal of Psychology. — 2010. — Vol. 1, iss. 3. — P. 175-185.

38. Ethnic Identity, Achievement, and Psychological Adjustment: Examining Risk and Resilience Among Youth From Immigrant Chinese Families in Canada / C. L. Costigan, C. M. Koryzma, J. M. Hua, L. J. Chance // Cultural Diversity & Ethnic Minority Psychology. — 2010. — Vol. 16, iss. 2. — P. 264-273.

39. Rivas-Drake D. Ethnic-Racial Socialization and Adjustment Among Latino College Students: The Mediating Roles of Ethnic Centrality, Public Regard, and Perceived Barriers to Opportunity / D. Rivas-Drake // Journal of Youth & Adolescence. — 2011. — Vol. 40, iss. 5. — P. 606-619.

40. Brown C. M. Ethnic-Racial Socialization Has an Indirect Effect on Self-Esteem for Asian American Emerging Adults / C. M. Brown, W. Ling // Psychology. — 2012. — Vol. 1. — P. 152-180.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Hsiu-Lan C. Racial and Ethnic Minority College Students' Stigma Associated With Seeking Psychological Help: Examining Psychocultural Correlates / С. Hsiu-Lan, K. K. Kwong-Liem, Todd Sevig // Journal of Counseling Psychology. — 2013. — Vol. 60, iss. 1. — P. 98-111.

42. Racial/ethnic identity and subjective physical and mental health of latino americans: an asset within? / Amy L. Ai, Eugene Aisenberg, Saskia I. Weiss, Dulny Salazar // American Journal of Community Psychology. — 2014. — Vol. 53, iss. 1-2. — P. 173-184.

43. Шамионов Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности / Р. М. Шамионов // Психологический журнал. — 2014. — Т. 35, № 3. — С. 68-81.

44. Хотинец В. Ю. Особенности виктимизации подростков в условиях дефицитарности инкультурации / В. Ю. Хотинец // На перекрестке миграции: от теоретических моделей к практическим решениям : сб. материалов четвертой Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 25-26 окт. 2013 г. / под ред. О. Е. Хухлаева. — М. : Моск. гос. психол.-пед. ун-т, 2013. — С. 102-103.

45. Беличева С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — М. : Соц. здоровье России, 1994. — 236 с.

46. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. — М. : Аспект Пресс,

1. Asmolov A. G. Strategiya i metodologiya sotsiokul'turnoi modernizatsii obrazovaniya [Sociocul-tural modernization of education — strategy and methodology]. Moscow, Federal Institute of Education Development Publ., 2011. 73 p.

2. Fel'dshtein D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya [Profound Changes of Modern Childhood Resulted in Actualization of Psycho-pedagogical Problems of Education Development]. Moscow Psychology-Social Institute Publ., 2011. 16 p.

3. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiy [Social Psychology]. Moscow, Aspekt Press, 2002. 363 p.

4. Anan'ev B. G. About the Psychological Effects of Socialization. Chelovek i obshchestvo. Uchenye zapiski [Man and Society. Proceedings]. Leningrad State University Publ., 1971, iss. 9, pp. 144-150. (In Russian).

5. Yanitskii M. S., Avilov G. M. Traditional Role-playing Game as an Instrument of Ethnic Socialization. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke = The Humanities And Social Studies in the Far East, 2008, no. 4 (20), pp. 27-30. (In Russian).

6. Shamionov R. M. About the Problem of Ethnic Socialization. Chelovek. Soobshchestvo. Uprav-lenie = Human. Community. Management, 2009, no. 3, pp. 66-76. (In Russian).

7. Zinurova R. I. Etnicheskaya sotsializatsiya molodezhi v usloviyakh sovremennogo rossiiskogo ob-shchestva. Dokt. Diss. [Youth Ethnic Socialization in Conditions of Modern Russian Society. Doct. Diss.]. Moscow, 2005. 382 p.

8. Belinskaya E. P., Stefanenko T. G. Etnicheskaya sotsializatsiya podrostka [Teenager's Ethnic Socialization]. Moscow Psychology-Social University Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2000. 208 p.

9. Lebedeva N. M. Kul'tura kak faktor obshchestvennogo progressa [Culture as a Factor of Social Progress]. Moscow, Yustits — inform (Justice — inform) Publ., 2009. 408 p.

2003. — 368 с.

References

10. Nakokhova R. R. Ethnic Identity Formation as a Factor of Civil Identity Formation. In Khukhlaev O. E. (ed.). Na perekrestke migratsii: ot teoreticheskikh modelei k prakticheskim resheniyam. Materialy 4-oi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moskva, 25-26 oktyabrya 2013 [At the Crossroad of Migration: from Theoretical Models to Practical Solutions. Materials of the 4th All-Russian Research Conference. Moscow, October 25-26, 2013]. Moscow Psychology-Social University Publ., 2013, pp. 59-68. (In Russian).

11. Arutyunyan Yu. V. Socio-cultural Development and National Self-consciousness Sotsio-logicheskie issledovaniya = Sociological Studies, 1990, no. 7, pp. 42-49. (In Russian).

12. Lebedeva N. M. Etnicheskaya i krosskul'turnaya psikhologiya [Ethnic and Cross-cultural Psychology]. Moscow, MAKS Press, 2011. 218 p.

13. Berry John W., Poortinga Ype H., Segall Marshall H., Dasen Pierre R. Cross-Cultural Psychology. Research and Applications. Cambridge University Press, 2002. 611 p. (Russ. ed.: Kross-kul'turnaya psikhologiya. Issledovaniya i primenenie. Khar'kov, Gumanitarnyi tsentr Publ., 2007. 560 p.).

14. Soldatova G. U., Shaigerov, L. A. (eds). Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychological Dagnostics of Personal Tolerance]. Moscow, Smysl Publ., 2008. 172 p.

15. Soldatova G. U., Nestik T. A., Shaigerova L. A. Principles of Tolerance Formation and Xenophobia Risks Management. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal = National Psychological Journal, 2011, no. 2 (6), pp. 60-80. (In Russian).

16. Drobizheva L. M. Public and Ethnic Identity: Choice and Mobility. In Magun V. S. (ed.). Grazhdanskie, etnicheskie i religioznye identichnosti v sovremennoi Rossii [Civil, Ethnic and Religious Identities in Modern Russia]. Moscow, Sociology Institute, Russian Academy of Sciences Publ., 2006, pp. 10-30. (In Russian).

17. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. (eds). Etnicheskaya tolerantnost' v polikul'turnykh regionakh Rossii [Ethnic Tolerance in Russian Multicultural Regions]. Moscow, People's Friendship University of Russia Publ., 2002. 296 p.

18. Ryzhova S. V. Etnicheskaya identichnost' v kontekste tolerantnosti [Ethnic Identity in the Context of Tolerance]. Moscow, Al'fa-M Publ., 2011. 280 p.

19. Petrovskii A. V. Byt' lichnost'yu [To Be a Person]. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 112 p.

20. Lebedeva N. M., Luneva O. V., Stefanenko T. G. Trening etnicheskoi tolerantnosti dlya shkol'nikov [The Ethnic Tolerance Training for Schoolchildren]. 2nd ed. Moscow, MAKS Press, 2012. 360 p.

21. Erikson Erik. Identity: Youth and Crisis. New York, W.W. Norton & Company Inc., 1968. 336 p. (Russ. ed.: Erikson Erik. Identichnost': yunost' i krizism Moscow, Flinta Publ., Moscow Psychology-Social University Publ., Progress Publ., 2006. 352 p.).

22. Sadokhin A. P. Etnologiya [Ethnology]. 2nd ed. Moscow, Gardariki Publ., 2004. 287 p.

23. Piazhe Zh. Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Selected Psychological Works]. Moscow, International Pedagogical Academy Publ., 1994. 680 p.

24. Sukharev A. V. Psikhologicheskii etnofunktsional'nyi podkhod k psikhicheskoi adaptatsii. Dokt. Diss. [Ethno-functional Psychological Approach to Psychic Adaptation. Doct. Diss.]. Moscow, 1998. 352 p.

25. Mukhina V. S. Lichnost': mify i real'nost' (Al'ternativnyi vzglyad. Sistemnyi podkhod. Innovat-sionnye aspekty) [Personality: Myths and Reality (an Alternative View. A Systematic Approach. Innovative Aspects)]. Ekaterinburg, IntelFlai Publ., 2007. 1072 p.

26. Buchek A. A. Psikhologicheskie zakonomernosti funktsionirovaniya etnicheskogo samosoznaniya v polietnichnoi srede. Dokt. Diss. [Psychological Patterns of Ethnic Identity functioning in Multi-ethnic Environment. Doct. Diss.]. Saint Petersburg, 2012. 457 p.

27. Khotinets V. Yu. Etnicheskoe samosoznanie [Ethnic Identity]. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., 2000. 240 p.

28. Khukhlaev O. E., Khukhlaeva O. V. Nationalism as a Social-Psychological Phenomenon in Youth Environment. In Khukhlaev O. E. (ed.). Etnopsikhologiya: voprosy teorii i praktiki [Ethnopsy-chology: Theory and Practice]. Moscow Psychology-Social University Publ., 2009, iss. 2, pp. 86-95. (In Russian).

29. Bennett M. Becoming interculturally competent. In Wurzel. Jaime S. (ed.). Towards Multi-culturalism: A Reader in Multicultural Education. Newton, Mass, Intercultural Resource Corporation, 2004, pp. 62-77.

30. Bennett M. Towards ethnorelativism: a development of model of intercultural sensitivity. In Paige M. (ed.). Education for the intercultural experience. Yarmouth, ME, intercultural Press, 1993, pp. 21-71.

31. Asmolov A. G. School of Living with Different People. Natsional'nyi psikhologicheskii zhur-nal = National Psychological Journal, 2011, no. 2 (6), pp. 1-6. (In Russian).

32. Allport Gordon Willard. The Nature of Prejudice. Vek tolerantnosti = The Tolerance Century, 2003, iss. 6. Available at: http://www.tolerance.ru/VT-6-priroda.php. (In Russian).

33. Pavlenko V. N., Taglin S. A. Obshchaya i prikladnaya etnopsikhologiya [General and Applied Psychology]. Moscow Association of Scientific Publications KMK Publ., 2005. 483 p.

34. Shlyagina E. I. Personal Ethnic Tolerance: Empirical Studies. Vek tolerantnosti = The Tolerance Century, 2001, iss. 3-4. Available at: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-etno.php?PrPage=VT. (In Russian).

35. Gozman L., Etkind A.; Ferro M., Afanas'ev Yu. (eds). Identichnost', kul'tura, samosoznanie: Opyt slovarya novogo myshleniya [Identity, Culture, Self-Consciousness: Experience of the New Thinking Dictionary]. Moscow, Progress Publ., 1989. 560 p.

36. Taylor D. The Quest for Identity. From minority groups to Generation Xers. Westport, CT, 2002. 144 p.

37. Kim Bryan S. K., Omizo M. M. Behavioral enculturation and acculturation, psychological functioning, and help-seeking attitudes among Asian American adolescents. Asian American Journal of Psychology, 2010, vol. 1, iss. 3, pp. 175-185.

38. Costigan C. L., Koryzma C. M., Hua J. M., Chance L. J. Ethnic Identity, Achievement, and Psychological Adjustment: Examining Risk and Resilience Among Youth From Immigrant Chinese Families in Canada. Cultural Diversity & Ethnic Minority Psychology, 2010, vol. 16, iss. 2, pp. 264-273.

39. Rivas-Drake D. Ethnic-Racial Socialization and Adjustment Among Latino College Students: The Mediating Roles of Ethnic Centrality, Public Regard, and Perceived Barriers to Opportunity. Journal of Youth & Adolescence, 2011, vol. 40, iss. 5, pp. 606-619.

40. Brown C. M., Ling W. Ethnic-Racial Socialization Has an Indirect Effect on Self-Esteem for Asian American Emerging Adults. Psychology, 2012, vol. 1, pp. 152-180.

41. Hsiu-Lan C., Kwong-Liem K. K., Sevig Todd. Racial and Ethnic Minority College Students' Stigma Associated With Seeking Psychological Help: Examining Psychocultural Correlates. Journal of Counseling Psychology, 2013, vol. 60, iss. 1, pp. 98-111.

42. Ai Amy L., Aisenberg Eugene, Weiss Saskia I., Salazar Dulny. Racial/Ethnic Identity and Subjective Physical and Mental Health of Latino Americans: An Asset Within? American Journal of Community Psychology, 2014, vol. 53, iss. 1-2, pp. 173-184.

43. Shamionov R. M. Ethnocultural Factors of Personal Subjective Well-being. Psikhologicheskii zhurnal = Psychology Journal, 2014, vol. 35, no. 3, pp. 68-81. (In Russian).

44. Khotinets V. Yu. The Features of Adolescents's Victimization in the Conditions of Incul-turation Deficiency . In Khukhlaev O. E. (ed.). Na perekrestke migratsii: ot teoreticheskikh modelei k prakticheskim resheniyam. Materialy 4-oi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moskva, 25-26 oktyabrya 2013 [At the Crossroad of Migration: from Theoretical Models to Practical Solutions. Materials of the 4th All-Russian Research Conference. Moscow, October 25-26, 2013]. Moscow Psychology-Social University Publ., 2013, pp. 102-103. (In Russian).

45. Belicheva S. A. Osnovy preventivnoi psikhologii [Basics of Preventive Psychology]. Moscow, Sotsial'noe zdorov'e Rossii Publ., 1994. 236 p.

46. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiya [Ethnopsychology]. Moscow, Aspekt Press, 2003. 368 p.

Информация об авторе

Дагбаева Соелма Батомункуевна — доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии образования, Забайкальский государственный университет, 672039, г. Чита, ул. Александро-За-водская, 30, e-mail: soela@bk.ru.

Библиографическое описание статьи

Дагбаева С. Б. Этническая социализация личности: психологические эффекты и закономерности / С. Б. Дагбаева // Психология в экономике и управлении. — 2015. — Т. 7, № 2. — С. 121-129. — DOI : 10.17150/2225-7845.2015.7(2).121-129.

Information about author

Dagbaeva, Soelma B. — Doctor in Psychology, Professor, the Department of Education Psychology, Zabaikalsky State University, 30, Aleksandro-Zavod-skaya Str., Chita, 672039, Russian Federation; e-mail: soela@bk.ru.

Reference to article

Dagbaeva S. B. Ethnic Socialization of a Person: the Psychological Effects and Patterns. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2015, vol. 7, no. 2, pp. 121-129. DOI: 10.17150/2225-7845.2015.7(2).121-129. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.