социальная и педагогическая психология social and educational psychology
Удк 159.922.7 ББк Ю952
Соелма Батомункуевна Дагбаева,
кандидат психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)
e-mail: [email protected]
Сущность, содержание, психологические механизмы и эффекты этнической социализации личности
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы этнической социализации личности, которая понимается как динамический, содержательно наполненный процесс интеграции индивида в полиэтничное общество. Содержание этнической социализации рассматривается через субъективный, институциональный, объективный и процессуальный компоненты. Субъективный компонент представлен агентами социализации. Институциональный компонент включает институты социализации. При рассмотрении объективного компонента этническая социализация предстает как процесс трансляции этнической культуры. При анализе процессуального компонента этническая социализация интерпретируется как процесс закономерного прохождения универсальных макрофаз: адаптации, индивидуализации и интеграции в полиэтничное общество. Адаптация понимается как преимущественное усвоение этнокультурного опыта на основе критерия приписывания индивида к определенной этнической группе. Индивидуализация означает появление активной позиции, обособление индивида, осознание собственной уникальности, воспроизводство накопленного опыта в индивидуальных формах. Интеграция означает достижение баланса между приспособлением и обособлением, характеризуется конструированием этнического мировоззрения. Среди психологических механизмов этнической социализации личности выделяются идентификация и обособление. Отмечается, что идентификация как механизм присвоения, содействует развитию этнической идентичности и толерантности.Обособление как механизм индивидуализации формирует внутреннюю позицию человека, его ценностные ориентации. В качестве психологических эффектов этнической социализации, которые понимаются как явления, свидетельствующие о мере и глубине освоения и принятия индивидом этносоциальных норм, ценностей и ролей, указываются ценностные ориентации, этническая идентичность и толерантность.
Ключевые слова: этническая социализация, сущность, содержание, механизмы, психологические эффекты, личность.
Soyelma Batomunkuyevna Dagbayeva,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039)
e-mail: [email protected]
Nature, Content, Psychological Mechanisms and Effects of Personality's Ethnic Socialization
The article presents the results of theoretical investigation of the ethnic socialization. Ethnic socialization is understood as a dynamic, full of meaningful integration of the individual in the multiethnic society. Contents of ethnic socialization are seen through subjective, institutional, objective
110
© С. Б. Дагбаева, 2014
and procedural components. The subjective component is represented by agents of socialization. The institutional component includes institutions of socialization. Considering the objective component, the ethnic socialization appears as the translation process of ethnic culture. In the analysis of the procedural components, the ethnic socialization is interpreted as a natural process of passage of universal bulk phase: adaptation, personalization and integration in multiethnic society. Adaptation means the preferential assimilation of ethnic and cultural experiences on the basis of the criterion of attribution of an individual to a particular ethnic group. Personalization means the appearance of the active position, the isolation of the individual, the awareness of its uniqueness, characterized by the reproduction of experience in custom forms. Integration means achieving a balance between the tool and the isolation, characterized by the construction of ethnic ideology. Among the psychological mechanisms of socialization of ethnic identification the author distinguished isolation. It is noted that the identification of the mechanism of assignment promotes development of ethnic identity and tolerance. Isolation as a mechanism of individualization forms the person's inner position, his value orientation. As the psychological effects of ethnic socialization, which are understood as evidence that the extent and depth of development and adoption of individual norms, values and roles the author specified the value orientation, ethnic identity and tolerance.
Keywords: ethnic socialization, nature, content, mechanisms, psychological effects, personality.
В современном мире происходят сложные этногенетические процессы, новые тенденции в развитии этносов, значение этнич-ности усиливается, увеличивается число этнических конфликтов, многие из которых основаны на выборочном возрождении и воспроизведении прошлого, используемого зачастую для получения каких-то «дивидентов» в настоящем [17, с. 140]. Данные явления не могут не сказаться на характере этнической социализации подрастающего поколения, что актуализирует проблему целостного анализа её сущности, содержания, механизмов и психологических эффектов.
В психологии проблема социализации личности рассматривается в системе понятий «ребёнок и общество» (И. С. Кон) [11]. Социализация предстает как процесс «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский) [8]. Главный смысл социализации заключается в присвоении индивидом общественной сущности (Б. Г. Ананьев [1], Д. И. Фельдштейн) [20] и становлении личности (Е. Б. Весна) [7].
Важнейшим содержанием процесса социализации индивида является усвоение исторического опыта народа (Г. М. Андреева) [2], в результате которого ребёнок превращается в члена конкретного, этнически определённого коллектива (И. С. Кон) [11]. Таким образом, личность в психологии предстает историко-этнической категорией [14], непосредственное и значимое влияние на формирование и развитие которой оказывает этническая группа [19]. Этнос относится к группе макрофакторов социализации наряду с такими как страна, общество, государство [15] и понимается как психологическая общность, выполняющая важные для каждого человека функции ориентирования в окружающем
мире, трансляции общих жизненных ценностей и защиты [4]. Этническая социализация традиционно понимается как освоение человеком духовных ценностей и опыта этноса, которому он принадлежит [там же, с. 54].
Мы полагаем, что в современных условиях глобализации «этническая социализация» как термин нуждается в уточнении и расширении, так как развитие человека как личности, формирование его ценностей, характера, мировоззрения и социальности зависят от всего комплекса культур, в рамках которых произошло его становление. Этническая социализация нами понимается как сочетание приспособления и обособления человека в условиях полиэтничного мира и означает динамический, содержательно наполненный процесс интеграции индивида в этносоциум, включая как собственную этногруппу, так и др. Интеграция личности в полиэтническое общество рассматривается как гармоничное взаимодействие личности с обществом, как ситуация, когда представители разных этнических групп сохраняют свои, присущие им культурные индивидуальности, в то же время объединяются в единое общество на равно значимом для них основании.
Особенно значимой для анализа сущности и содержания этнической социализации представляется концепция И. С. Кона, согласно которой социализация как межпоколенная культурная трансмиссия включает следующие компоненты: 1) субъективный - от кого и кому передается культура; 2) объективный -что именно передается, что общность старается привить детям; 3) процессуальный - как осуществляется социализация; 4) институциональный - какие социальные институты участвуют в данном процессе [11].
Субъективный компонент этнической социализации характеризует лиц или агентов (Г. Барри), в непосредственном взаимодействии с которыми происходит социализация индивида (это опекуны, лица, осуществляющие уход за ребёнком, авторитеты, дисци-плинаторы и учителя-наставники; родители, члены семьи; взрослые, сверстники, старшие или младшие партнёры и т. д.) [прив. по: 19].
Институциональный компонент этнической социализации представляют институты социализации, в которых личность приобщается к нормам и ценностям этнической группы и общества в целом. В качестве институтов социализации рассматриваются: семья, группа сверстников, школа, СМК, Интернет и др. На разную степень влияния институтов социализации указывают в своих работах Г. М. Андреева, В. П. Андреенкова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.
При рассмотрении объективного компонента этническая социализация предстает как процесс передачи и усвоения знаний, ценностей, свойств, норм и моделей поведения этнической общности, приобщение индивидов к этническому опыту и культуре своего народа [9]. Как отмечает А. В. Мудрик, этническую социализацию следует понимать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства этнической культуры [15]. Согласно Н. М. Лебедевой, «человек в процессе социализации усваивает именно культуру и она, таким образом, становится психологической реальностью» [12, с. 30].
Культура - сложное абстрактное понятие, чтобы её понять, исследователи приводят образ айсберга, «надводная» часть которого включает осознаваемые, видимые элементы культуры (язык, обычаи, фольклор, национальная кухня, народные промыслы, традиционные костюмы, песни и танцы, игры и т. д.). Но на поведение человека в большей степени влияет нижняя, «подводная» часть айсберга, содержащая феномены, скрытые от непосредственного наблюдения: неписаные правила поведения; социальные нормы; ценности и их иерархия (большинство ценностей универсальны, но их значимость различается в каждой культуре); нормы невербальной коммуникации; представления о способах воспитания детей и пр. [21; 26].
В процессе социализации культура сначала выступает в качестве инструмента, обучающего человека удовлетворять свои потребности в обществе. Постепенно она
становится ценностью сама по себе, хотя необязательно все особенности данной культуры усваиваются и интернализуются человеком [5]. Культурные различия правил и норм поведения становятся очевидными в ситуациях столкновения различных ценностных систем: таким образом, культурные универсалии проявляются через культурно-специфические формы и в культурно-специфических условиях [21].
Для анализа процессуального компонента этнической социализации принципиальное значение имеет теория социального развития личности А. В. Петровского [18], согласно которому развитие личности можно представить как процесс вхождения в социум и интеграции в ней посредством деятельности и общения в группах различного уровня. Вне зависимости от типа и уровня развития социальных групп человек проходит универсальные фазы вхождения в общность, решая при этом встающие перед ним задачи. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности, которых три: адаптация, индивидуализация, интеграция. В возрастной периодизации этим фазам соответствуют детство, отрочество и юность [там же].
Следуя данной логике и рассматривая этническую социализацию как часть социального развития личности, мы считаем, что этническая социализация может быть представлена как процесс вхождения индивида в этническую группу и полиэтническое общество, через прохождение данных универсальных макрофаз.
Фаза адаптации характеризуется преимущественным приспособлением к нормам, правилам, традициям жизнедеятельности этнической группы, ознакомлением со специфичными для неё ценностями. Принадлежность к этнической группе определяется на основе критерия приписывания ребенка к определенному этносу (кем тебя воспринимают другие) [13]. Задача данного этапа: реализация потребности «быть таким, как все» [18]. Результат - появление чувства принадлежности к группе, усвоение ценностей, ролей, моделей поведения этнической группы, ознакомление с этнокультурным многообразием. Данной фазе соответствует «эпоха детства», завершающим периодом которого является младший школьный возраст. Постепенное накопление этнокультурного опыта в дальнейшем приводит к открытию собственной автономности.
Фаза индивидуализации начинается с осознания противоречия между стремлением «быть как все» и желанием подчеркнуть свою индивидуальность, неповторимость. Задача этапа - «быть не таким, как все», доказать свою уникальность [там же]. Усвоив определенные этнокультурные нормы, человек способен проявить себя как индивидуальность, в чем, собственно, и проявляется его личность. Таким образом, если на первой фазе наиболее важным было усвоение, то на второй -воспроизводство этнокультурного опыта в индивидуальных формах.
Содержание фазы индивидуализации определяется критерием внутреннего выбора (кем себя осознаешь) [13], осознанным отношением к своему этносу, интересом к истории и культуре своей и других национальностей, сформированной системой представлений об этнических явлениях, появлением чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик, осознанием себя в качестве субъекта межэтнического взаимодействия. Данной фазе соответствует подростковый возраст, когда стремление к индивидуализации явно превалирует над стремлением к адаптации.
Этническая социализация на фазе интеграции характеризуется целенаправленным выстраиванием взаимодействия с представителями других групп, укреплением осознания своей этнической принадлежности, конструированием этнического мировоззрения [6], пониманием места и роли своей общности в системе межнациональных отношений [22], приверженностью к определённым национальным ценностям, становлением позиции «Я - представитель своего народа» [24].
На стадии юности человек начинает решать задачи интеграционного характера, во многом определяющие не столько степень успешности его вхождения в полиэтничное общество, но и отношение к своей и другим этническим группам. Как отмечает А. В. Петровский: «Результатом интеграции в группе становится её совместимость с другими её членами в общении и деятельности» [18, с. 284]. В этот период не только происходит становление и закрепление этносоциальности в индивиде, но и общество получает импульс развития через инновационный потенциал, присущий молодёжи как социальной общности.
Этническая социализация личности осуществляется с помощью ряда психологических механизмов. В отечественной психологии социализация описана в терминах
интериоризации-экстериоризации (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.). Соответственно, этническая социализация может интерпретироваться как процесс инте-риоризации индивидом значений этнической реальности. Как отмечает А. А. Бучек, «традиционная культура отцов, в основе которой лежит система ценностей и верований, придающих смысл существованию, неоднозначно и сложно интериоризируется личностной системой ценностей» [6, с. 83].
Механизм интериоризации определяет в своей основе другие психологические механизмы, «являясь механизмом формирования механизмов» [3, с. 197]. Этническая социализация личности осуществляется с помощью подражания друг другу, обычаям и образцам, идеалу, категоризации, дифференциации, идентификации и обособления и др. [4; 7; 8; 9; 14; 15; 16; 18; 19; 20].
Нам близка позиция В. С. Мухиной, по мнению которой социализация происходит с помощью механизмов идентификации и обособления, взаимодействующих друг с другом как две нерасторжимые противоположности или как парный механизм развития личности. Как пишет автор, «личность присваивает свои сущностные черты через идентификацию и индивидуализирует себя через обособление» [16, с. 439].
С помощью механизма идентификации индивид в процессе этнической социализации усваивает одобряемые этнической группой ценности, правила и нормы поведения, в результате формируется этническая идентичность и толерантность личности. Обособление как механизм этнической социализации обеспечивает становление этнического мировоззрения личности, ее индивидуальной системы ценностных ориентаций.
О мере и глубине социализации свидетельствуют явления, трактуемые как «психологические эффекты социализации» (Б. Г. Ананьев). Необходимость использования данного понятия обусловлена, по словам Г. М. Андреевой, тем, что социализация индивида протекает не только на уровне микросреды, но и на уровне больших социальных групп, в том числе этнических. Исследования доказывают, что психология больших групп формирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей и степень представленности в индивидуальной психологии социально-типического можно описать с помощью понятия «психологические эффекты» [2].
Перечень психологических эффектов социализации достаточно многообразен. Б. Г. Ананьев называл в качестве эффектов социализации: социальные установки как готовность индивида действовать в социальной среде определенным образом; ценностные ориентации и интересы; сложные явления мотивации деятельности, формирование определённых черт характера, в том числе социально-типичных и национально-типичных [1].
Психологическими эффектами этнической социализации выступают специфичные для культуры нормы, ценности, этническая идентичность (М. С. Яницкий) [25]. Р. И. Зи-нурова в качестве результатов этнической социализации выделяет этническую идентичность и этнокультурную компетентность [9], Р. М. Шамионов указывает этническую идентичность, этническое самосознание и толерантность [23]. Как отмечают исследователи, наиболее успешно интегрируются в по-лиэтничное общество люди с позитивной этнической идентичностью, с высоким уровнем толерантности, при этом сохраняющие свои культурные индивидуальности.
Таким образом, в качестве психологических эффектов этнической социализации наиболее часто указываются: ценностные ориентации, этническая идентичность и толерантность. Интегральным результатом этнической социализации считается этносоци-ализированная личность, готовая воспринять идею многокультурности общества и уважительного отношения ко всем этносам [9], сохраняющая собственное этнокультурное наследие и стремящаяся к пониманию других культур, готовая к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде [10] и при этом успешно интегрированная в человеческое сообщество в целом. Подобная постановка вопроса актуализирует проблему развития
гражданина, принадлежащего к определённому этносоциуму, культуре, региону [9]. В свете сказанного, этническая социализация выступает как единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, формированием этнической идентичности, толерантности и достижением надэтнической идентичности -гражданской.
Таким образом, теоретическое исследование проблемы этнической социализации позволяет сделать следующие выводы.
1. Сущность этнической социализации заключается в интеграции индивида в этническую группу и полиэтничное общество через усвоение и активное воспроизведение элементов этнической культуры: норм, ценностей и моделей поведения, на основе которых формируются этнопсихологические качества личности.
2. Содержание этнической социализации включает субъективный (агенты социализации), институциональный (семья, группа сверстников, школа, СМК, Интернет и др.), объективный (знания, ценности, нормы, модели поведения, этнический опыт, культура народа) и процессуальный (адаптация, индивидуализация, интеграция) компоненты.
3. Этническая социализация личности осуществляется с помощью ряда психологических механизмов, среди которых выделяются идентификация и обособление.
4. Под психологическими эффектами социализации понимаются явления, свидетельствующие о её мере и глубине. Психологическими эффектами этнической социализации выступают система ценностных ориентаций, этническая идентичность и этническая толерантность, которые служат ориентиром для определения этнической социализации как успешной или неуспешной.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Ученые записки. Вып. IX. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 144-150.
2. Андреева Г М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 363 с.
3. Бауэр Е. А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 443 с.
4. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. 208 с.
5. Будич Н. Ю., Морозова И. С. Факторы развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность: монография / под ред. И. С. Морозовой. Томск: ТГПУ 2008. 464 с.
6. Бучек А. А. Этническое самосознание личности в пространстве полиэтнического мира: монография. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. 386 с.
7. Весна Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 370 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2004. 1136 с.
9. Зинурова Р. И. Этническая социализация молодёжи в условиях современного российского общества: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2005. 382 с.
10. Комплексная программа развития поликультурного образования [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф /документы /841 (дата обращения: 30.05.2012).
11. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
12. Лебедева Н. М. Этническая и кросскультурная психология. М.: МАКС Пресс, 2011. 218 с.
13. Лебедева Н. М., Лунева О. В. Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. 2-е изд. М.: МАКС Пресс, 2012. 360 с.
14. Леонтьев А. А. Личность как историко-этническая категория // Советская этнография, 1981. № 3. С. 35-44
15. Мудрик А. В. Социализация вчера и сегодня. М.: МПСИ, 2006. 432 с.
16. Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.
17. Налчаджян А. А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). М.: Когито-Центр, 2004. 216 с.
18. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2008. 512 с.
19. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. 368 с.
20. Фельдштейн Д. И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна: изд. 2-е, доп. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 304 с.
21. Хухлаева О. В., Чибисова М. Ю. Работа психолога в многонациональной школе: учеб. пособие. М.: Форум, 2011. 176 с.
22. Хухлаев О. Е., Хухлаева О. В. Национализм как социально-психологический феномен в молодежной среде // Этнопсихология: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. О. Е. Хухлаева. М.: МГППУ, 2009. С. 86-95.
23. Шамионов Р. М. О проблеме этнической социализации // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 3. С. 66-76.
24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.
25. Яницкий М. С., Авилов Г. М. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке (г. Хабаровск). № 4 (20). 2008. С. 27-30.
26. Interkulturelle Kompetenzfuer Grundschullehrer. Handbuch. Sofia, 2006. 125 p.
References
1. Anan'ev B. G. О psihologicheskih jeffektah socializacii // Chelovek i obshhestvo. Uchenye zapiski. Vyp. IX. L.: Izd-vo LGU, 1971. S. 144-150.
2. Andreeva G. M. Social'naja psihologija. M.: Aspekt Press, 2002. 363 s.
3. Baujer E. A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija social'no-psihologicheskoj adaptacii podrostkov-migrantov: dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2012. 443 s.
4. Belinskaja E. P., Stefanenko T. G. Jetnicheskaja socializacija podrostka. M.: MPSI; Voronezh: MODJeK, 2000. 208 s.
5. Budich N. Ju., Morozova I. S. Faktory razvitija lichnosti // Lichnostnoe razvitie: prognos-ticheskie modeli, faktory, variativnost': monografija / pod red. I. S. Morozovoj. Tomsk: TGPU, 2008. 464 s.
6. Buchek A. A. Jetnicheskoe samosoznanie lichnosti v prostranstve polijetnicheskogo mira: monografija. Petropavlovsk-Kamchatski]: KamGU im. Vitusa Beringa, 2012. 386 s.
7. Vesna E. B. Psihologicheskie zakonomernosti i mehanizmy processa socializacii-individual-izacii v ontogeneze: dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1998. 370 s.
8. Vygotskij L. S. Psihologija razvitija cheloveka. M.: Smysl: Jeksmo, 2004. 1136 s.
9. Zinurova R. I. Jetnicheskaja socializacija molodjozhi v uslovijah sovremennogo rossijskogo obshhestva: dis. ... d-ra sociol. nauk. M., 2005. 382 c.
10. Kompleksnaja programma razvitija polikul'turnogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// minobrnauki.rf /dokumenty /841 (data obrashhenija: 30.05.2012).
11. Kon I. S. Rebjonok i obshhestvo. M.: Akademija, 2003. 336 s.
12. Lebedeva N. M. Jetnicheskaja i krosskul'turnaja psihologija. M.: MAKS Press, 2011. 218 s.
13. Lebedeva N. M., Luneva О. V. Stefanenko T. G. Trening jetnicheskoj tolerantnosti dlja shkol'nikov. 2-e izd. M.: MAKS Press, 2012. 360 s.
14. Leont'ev A. A. Lichnost' kak istoriko-jetnicheskaja kategorija // Sovetskaja jetnografija, 1981. № 3. S. 35-44
15. Mudrik A. V. Socializacija vchera i segodnja. M.: MPSI, 2006. 432 s.
16. Muhina V. S. Lichnost': Mify i real'nost' (Al'ternativnyj vzgljad. Sistemnyj podhod. Innova-cionnye aspekty). Ekaterinburg: IntelFlaj, 2007. 1072 s.
17. Nalchadzhjan A. A. Jetnogenez i assimiljacija (psihologicheskie aspekty). M.: Kogito-Centr, 2004. 216 s.
18. Petrovskij A. V., Jaroshevskij M. G. Psihologija. M.: Akademija, 2008. 512 s.
19. Stefanenko T. G. Jetnopsihologija. M.: Aspekt Press, 2003. 368 s.
20. Fel'dshtejn D. I. Zakonomernosti pourovnevogo razvitija lichnosti v ontogeneze // Hrestom-atija po vozrastnoj psihologii / pod red. D. I. Fel'dshtejna: izd. 2-e, dop. M.: In-t prakt. psihologii, 1996. 304 s.
21. Huhlaeva О. V., Chibisova M. Ju. Rabota psihologa v mnogonacional'noj shkole: ucheb. posobie. M.: Forum, 2011. 176 s.
22. Huhlaev О. E., Huhlaeva О. V. Nacionalizm kak social'no-psihologicheskij fenomen v molo-dezhnoj srede // Jetnopsihologija: voprosy teorii i praktiki: sb. nauch. tr. Vyp. 2 / pod red. О. E. Huhlaeva. M.: MGPPU, 2009. S. 86-95.
23. Shamionov R. M. О probleme jetnicheskoj socializacii // Chelovek. Soobshhestvo. Upravle-nie. 2009. № 3. S. 66-76.
24. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis. M., 1996. 344 s.
25. Janickij M. S., Avilov G. M. Tradicionnaja rolevaja igra kak sredstvo jetnicheskoj socializacii // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke (g. Habarovsk). № 4 (20). 2008. S. 27-30.
26. Interkulturelle Kompetenzfuer Grundschullehrer. Handbuch. Sofia, 2006. 125 p.
Статья поступила в редакцию 10.09.2014