Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Мин-во образования и науки РФ. Москва: Просвещение, 2011.
2. Бруновт Е.П., Зверев И.Д. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. Москва: Просвещение, 1973: 4 - 10.
3. Калинова Г.С., Петросова Р.А. Совершенствование преподавания биологии в средней школе по результатам ЕГЭ. Биология в школе. 2015; 10: 17 - 34.
4. Трайтак Д. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. Москва: Мнемозина, 2002.
5. Колесов Д.В. Здоровье через образование. Биология в школе. 2000; 2: 20 - 21.
6. Павлов И.И. и др. Мотивационные технологии обучения в сисетеме школьного образования: учебно-методическое пособие. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2017.
7. Пасечник В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Биология в школе. 2014; 10: 21 - 26.
8. Пасечник В.В. Биология: методика индивидуально-групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2016.
9. Собакина Т.Г. Особенности преподавания биологии и специфика организации учебно-познавательной деятельности в основной школе в условиях сельских школ Республик Саха (Якутия). Вестник Якутского государственного университета. 2010; 3: 83 - 87.
10. Собакина Т.Г., Константинова У.И. Развитие физиологических знаний у учащихся на уроках биологии на основе индивидуально-групповой познавательной деятельности, 8 класс. Сборник научных трудов. Актуальные научные исследования в современном мире: XXV Межународная научная конференция, 26-27 мая 2017 г. Переяслав-Хмельницкий, 2017; Вып. 5 (25); Ч. 1: 87 - 92.
Referenses
1. Federal'nyJ gosudarstvennyJ obrazovatel'nyJ standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Min-vo obrazovaniya i nauki RF. Moskva: Prosveschenie, 2011.
2. Brunovt E.P., Zverev I.D. Metodika obucheniya anatomii, fiziologiiigigiene cheloveka. Moskva: Prosveschenie, 1973: 4 - 10.
3. Kalinova G.S., Petrosova R.A. Sovershenstvovanie prepodavaniya biologii v srednej shkole po rezul'tatam EG'E. Biologiya vshkole. 2015; 10: 17 - 34.
4. Trajtak D. Problemy metodiki obucheniya biologii: Trudy dejstvitel'nyh chlenov Mezhdunarodnoj akademii nauk pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Mnemozina, 2002.
5. Kolesov D.V. Zdorov'e cherez obrazovanie. Biologiya v shkole. 2000; 2: 20 - 21.
6. Pavlov I.I. i dr. Motivacionnye tehnologii obucheniya v siseteme shkol'nogo obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Yakutsk: Kompaniya «Dani-Almas», 2017.
7. Pasechnik V.V. Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya na urokah biologii. Biologiya vshkole. 2014; 10: 21 - 26.
8. Pasechnik V.V. Biologiya: metodika individual'no-gruppovoJ deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya obscheobrazovatel'nyh organizaciJ. Moskva: Prosveschenie, 2016.
9. Sobakina T.G. Osobennosti prepodavaniya biologii i specifika organizacii uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti v osnovnoj shkole v usloviyah sel'skih shkol Respublik Saha (Yakutiya). Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; 3: 83 - 87.
10. Sobakina T.G., Konstantinova U.I. Razvitie fiziologicheskih znanij u uchaschihsya na urokah biologii na osnove individual'no-gruppovoj poznavatel'noj deyatel'nosti, 8 klass. Sbornik nauchnyh trudov. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire: XXV Mezhunarodnaya nauchnaya konferenciya, 26-27 maya 2017 g. Pereyaslav-Hmel'nickij, 2017; Vyp. 5 (25); Ch. 1: 87 - 92.
Статья поступила в редакцию 02.11.17
УДК 377
Nikonov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Principal of Municipal Budgetary Secondary School 49 specializing in English
(Chita, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL REFLECTION OF THE PHENOMENON OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE MODERN CROSS-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE. The article presents an analysis of factors, pedagogical mechanisms and effects of socialization of the individual in the contemporary intercultural educational space. According to the author, the contents of socialization in this space is based on the inclusion of subjective, institutional, objective and procedural components. Formation, development of intercultural socialization of the individual is represented as its integration into the intercultural space through the assimilation and active reproduction of elements that involve the given sphere. The article proves that the goal of adaptation in the intercultural educational space is the acquisition and assimilation of the experience of intercultural interaction through the attribution of individuals to specific social groups in contact. The result of the study is that the integration of the individual into the intercultural space is based on achieving a balance between the desire to adapt to social conditions and isolating oneself as an independent person, which is crowned with the formation of an integral worldview. The integral result of the socialization of the individual in the intercultural educational space is the phenomenon of a socialized individual preserving his traditional social and cultural heritage, but striving to perceive all the most valuable contents of other cultures and be ready for active activity in the modern intercultural space, which means a multicultural and multinational environment connected with the heritage of all mankind.
Key words: intercultural educational space, intercultural interaction, education of person, socialization, adaptation, formation of outlook, multicultural environment.
Р.В. Никонов, канд. пед. наук, директор МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка»,
Забайкальский край, г. Чита, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена анализу факторов, педагогических механизмов и эффектов социализации личности в современном межкультурном образовательном пространстве. По мнению автора, содержание социализации в указанном пространстве основано на включении субъективного, институционального, объективного и процессуального компонентов. Формирование, развитие межкультурной социализации личности представляется в качестве ее интеграции в межкультурное пространство посредством усвоения и активного воспроизведения элементов, насыщающих данную сферу. В статье доказывается, что цель адаптации в межкультурном образовательном пространстве - приобретение и усвоение опыта межкультурного взаимодействия посредством отнесения индивидов к конкретным контактирующим социальным группам. Итогом исследования
является положение о том, что интеграция личности в межкультурное пространство основана на достижении баланса между стремлением приспособиться к социальным условиям и обособить свое «Я» в качестве независимой личности, что увенчивается формированием целостного мировоззрения. Интегральным результатом социализации личности в межкультурном образовательном пространстве выступает феномен социализированной личности, сохраняющей свое традиционное социальное и культурное наследие, но стремящейся к восприятию всего наиболее ценного, что составляет содержание других культур, и готовой к активной деятельности в современном межкультурном пространстве, под которым подразумевается поликультурная и многонациональная среда, связанная с наследием всего человечества.
Ключевые слова: межкультурное образовательное пространство, межкультурное взаимодействие, воспитание личности, социализация, адаптация, формирование мировоззрения, поликультурная среда.
Рассмотрение проблемы социализации личности традиционно предусматривает анализ социального взаимодействия, определяющий параметры ее становления в рамках «врастания в человеческую культуру» [1]. Однако условия этого становления и функционирование современного межкультурного образовательного пространства указывают на особую специфику процесса присвоения индивидом общественной сущности, так как межкультурная интеграция является фактором формирования особого типа личности. Непрерывная интеграция определяет, что показателем уровня развития и успеха социализации будет постоянно продолжающееся освоение исторического опыта, традиций, норм поведения, видов деятельности тех направлений культуры, которые взаимодействуют в рамках межкультурного образовательного пространства. В индивиде-субъекте современного межкультурного пространства синтезируются черты личности, усваивающей влияние мировой глобализирующейся культуры, но не теряющей своего собственного «Я», то есть личностных характеристик принадлежности к конкретному сообществу [2]. Таким образом, социализация в межкультурном пространстве придает личности параметры историчности и формирует ее как особую историко-культурную категорию, отличительной чертой которой является принадлежность к современной эпохе, глобализирующейся культуре и вместе с этим обретение конкретной гражданской и культурной самости [3].
Теоретическая база, составляющая основу подходов и концепций, посвященных проблемам социализации, культурной и социальной адаптации, становлению социальной идентичности, разрабатывалась в трудах М. Вебера, Ф. Гиддинса, Э. Дюркгейма, З. Фрейда, П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Будона, Р. Мертона, Т. Пар-сонса, П. Сорокина, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, П. Штомпки, А. Шюца, С. Московичи, Э. Эриксона, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Н. К. Михайловского. Значимость проведенного в данной статье исследования для теории и практики образования состоит в проведении анализа процесса социализации, проходящего в рамках межкультурного пространства, что включает рассмотрение ряда факторов, формирующих условия его существования и параметры социализации личности. Ведущими из них являются особенности общества, культуры, страны, представляющие собой «жизненный мир» человека. Они выполняют функции ориентировки, защиты, трансляции личности важнейших жизненных ценностей. Социализация в рамках «жизненного мира» формирует у индивида параметры мировосприятия и социального поведения, которые свойственны социальному окружению, и вместе с этим нацеливает на их творческое преобразование и использование в изменяющихся социокультурных условиях [4]. Параметры социализации формируются не только перечисленными исходными данными, но и структурными составляющими указанного процесса, которые И.С. Кон определил следующим образом: субъективный компонент, указывающий на лиц, участвующих в передаче социального опыта; институциональный компонент, определяющий социальные институты, участвующие в социализации; объективный компонент, устанавливающий содержание передаваемого знания; процессуальный компонент, формирующий основные стадии социализации [5, с. 442].
Основу данной модели представляет субъективный компонент, включающий лиц или агентов социализации, которые непосредственно взаимодействуют с индивидом, и входят в группы, выделенные по характеру влияния среды, представленную учителями, наставниками, опекунами, дисциплинаторами, авторитетами; по семейно-родственному признаку, представленному родителями и другими членами семьи; по возрастному признаку, представленному взрослыми, сверстниками, старшими и младшими партнерами. Перспективность применения данного подхода в условиях современности определяется объективными условиями мирового межкультурного пространства, влияющими на приобщение личности к общественным и мировым ценностям культуры. Этот процесс определяется деятельностью институтов социализации, в качестве которых различные авторы представ-
ляют семью, группу сверстников, школу, Интернет, СМК и др., одновременно указывая на то, что в условиях современного межкультурного пространства число указанных институтов непрерывно увеличивается так же, как разнообразится количество выполняемых ими функций. Объективный компонент социализации представлен процессом передачи социального опыта и знаний, их дальнейшего усвоения и воспроизводства, в результате чего осуществляется становление человеческой личности, сопровождающееся в условиях межкультурного пространства непрерывным развитием и самоизменениями, характеризующими особенности современного воспроизводства культуры [6, с. 45].
Проблемность проведения анализа процесса социализации личности в межкультурном пространстве заключается в том, что он должен основываться на четком понимании того, что передается в ходе социализации. Теоретический поиск ответов на этот вопрос показывает, что если говорить о социокультурной традиции, то современные представители социопсихологического направления дают определение культуры как динамической системы правил, устанавливаемых в социальных группах для обеспечения выживания. В эти правила включаются модели поведения, нормы, представления, установки и ценности, которые, несмотря на их изменчивость, являются объединяющими для группы и передаются из поколения в поколение, придавая группе устойчивость [7].
В реальности социальных групп культура проявляется как способ поведения и мировосприятия, поддерживаемые традицией группы.
Под традицией понимается такой фактор культуры, который характеризует особое состояние сознания личности, приобретающей характеристики культурного человека в процессе освоения содержания и ценностей культуры. В связи с этим современные исследователи полагают, что усваиваемая человеком культура становится его субъективной психологической реальностью. Соответственно, важным становится психокультурный фактор, который понимается как набор технологий, формирующих психические качества личности, проявляемые в разных областях межкультурного пространства.
Образ этого пространства, имеющего сложную структуру, напрямую соотносится с абстрактным понятием культуры, тоже сложным в своем составе, где внешние элементы представляют собой хорошо осознаваемые, видимые слои культуры, какими являются языки, обычаи, фольклор, традиции кухни, одежды, песен, танцев, игр и т. д.; вместе с ними в пространстве культуры существует и другая часть, скрытая от непосредственного наблюдения: неписаные правила поведения, социальные нормы, ценности и их иерархия, нормы невербальной коммуникации (специфические жесты и их значение, величина личного пространства и др.), представления о «правильной» модели семейных отношений и способах воспитания детей и пр. [8, с. 30].
Познание окружающей культуры для человека означает приобретение знаний, к которым он обращается в процессе жизнедеятельности. Условия межкультурного пространства вынуждают выделять среди них те, что специфичны только для данной культуры, и те, что относятся к культурным универсалиям [9]. Проблема усвоения личностью особенностей социальной культуры анализируется концепциями «инкультурации», «аккультурации» и «культурной трансмиссии». Последняя представляется в виде механизма, используя который социум транслирует свои ценности последующим поколениям. Посредством различных форм культурной трансмиссии - вертикальной, горизонтальной и непрямой - передаются различные культурные характеристики. Вертикальная трансмиссия необходима для трансляции родителями своим детям языка, личностных черт, представлений о социальных ролях и т. д. Горизонтальная трансмиссия используется при взаимодействии со сверстниками. Непрямая культурная трансмиссия является инструментом передачи знаний от других взрослых и общественных институтов, среди которых выделяется школа. В двух последних случаях передаваемые знания ка-
саются ритуального, подросткового, сексуального, потребительского поведения, агрессивного и альтруистического поведения, игр, социальной и профессиональной мобильности, моральных ценностей, конформности, диалекта, технологических инноваций и т. д.
Посредством культурной трансмиссии ребёнок усваивает определенные модели поведения, культурные сценарии, когнитивные схемы, представления. Все это общество наследует у предыдущих поколений. Усвоение указанных программ обеспечивает личности ориентацию в пространстве межкультурных коммуникаций, которая является ее жизненным миром. В функцию культурной трансмиссии, как доказывает Дж. Берри, включены инкультурация и социализация. Действие инкультурации заключается во вхождении человека в культурное пространство социума только благодаря его взаимодействию с членами этого социума и последующему приобщению к ценностям этого социума [10]. Напротив, действие социализации основывается на преднамеренном обучении индивида, которое направлено на достижение интеграции его с человеческим обществом, на освоение социального опыта и социальных ролей, на овладение социально одобряемым типом поведения. Важно, что при наличии указанной разницы в направленности, социализация и инкуль-турация, как доказывает М. Херсковиц, проходят одновременно, так как человек не может стать членом сообщества без внедрения в культуру [11].
В отличие от культурной трансмиссии, используемой при передаче знаний внутри одной культуры, аккультурация используется при взаимодействии с другими культурами. В условиях распространения современной глобализирующейся культуры мир оказался перенасыщен разнообразными потоками миграции, охватившими большую часть населения земли, что стало фактором широкого взаимопроникновения культур и формирования мирового межкультурного пространства. Это привело к широкому распространению явления аккультурации, ведущему к глубоким трансформациям в сознании и поведении индивида, включающим системы ценностей, аттитюдов, способностей, мотивов. Существенно, что трансформациям подвергается также персональная и гражданская идентичность личности, для которой становятся характерны диффузность и «поведенческие сдвиги» [12]. В целом, под аккультурацией понимается социально-психологическая адаптация личности к культуре, традициям, образу жизни людей, принадлежащих иной социальной группе, а также результаты культурного воздействия одной социальной группы на другую. Результатом аккультурации является заимствование и закрепление в сознании и поведении индивида части традиций, норм, ценностей и образцов психического поведения представителей иной культуры. Важно, что аккультурация проходит не изолированно, а воздействует на способы осуществления социализации и формирует поведенческие образцы, которыми руководствуются представители социализирующихся групп.
Завершает анализ модели социализации И.С. Кона изучение и описание процессуального компонента, в рамках которого рассматривается алгоритм вхождения личности в социальную группу и последующая интеграция её в межкультурное пространство за счёт совместной деятельности и общения. А.В. Петровский, проанализировав данный алгоритм, доказывает, что перед личностью, входящей в любую социальную группу, открывается путь, состоящий из одних и тех же задач и фаз взаимодействия с общностью. Этот автор говорит о трех этапах развития личности в относительно стабильном обществе: адаптации, индивидуализации и интеграции - и проводит их аналогию с детством, отрочеством и юностью, являющимися фазами возрастной периодизации. Социализация личности подчиняется возрастным закономерностям, одинаково воспроизводимым во всех обществах [13, с. 78]. Учитывая то, что социализация является элементом процесса социального развития индивида, можно определить ее как вхождение человека в группу и межкультурное образовательное пространство через прохождение универсальных макрофаз.
Среди них первой является фаза адаптации, характеризующаяся приспособлением человека к правилам, нормам, традициям социальной группы и ознакомлением с системой ценностей. В течение этого этапа ребёнок должен решить задачу, как стать таким, как все. Показателем успеха в этом случае будет чувство принадлежности к социальной группе, которое основывается на усвоении ее моделей поведения, ролей, ценностей. Происходящий процесс накопления социокультурного багажа и опыта к финалу этого периода ставит перед ребёнком вопрос о собственной автономности.
Следующий этап становления личности ребёнка в обществе называется фазой индивидуализации и характеризуется возникающим противоречием между желаниями «быть таким, как все» и «не быть таким, как все». Ребёнок с этого времени стремится показать свою уникальность, неповторимость, раскрывая при этом перед обществом такие грани своей индивидуальности, которые оно готово и способно признавать, и принимать в связи с их соответствием нормам и правилам, существующим в обществе. Фаза индивидуализации совпадает с подростковым возрастом, когда происходит формирование осознанного отношения к социальному окружению. В это время у ребёнка формируется система представлений о социальных явлениях, появляется чувство неизменности и устойчивости социальных характеристик, приходит осознание себя как субъекта социального взаимодействия.
Заключительным этапом процесса социализации является фаза интеграции.В этот период личность выстраивает целенаправленное взаимодействие с людьми, представляющими другие группы, укрепляет осознание собственной социальной принадлежности, конструирует социальное мировоззрение, формирует понимание своего места и места своей группы в системе межкультурного взаимодействия, осознает свою приверженность к определенной системе ценностей и место этих ценностей в своей народной и мировой культуре [14]. Эта фаза соответствует стадии юности, когда молодой человек занимается решением задач, нацеленных на решение интеграционных проблем, что определяет степень его успешности в обществе, отношение к собственной социальной группе и к окружающим в межкультурном пространстве группам. В качестве результата фазы интеграции выступает осознанная совместимость личности с другими представителями указанного межкультурного пространства.
В целом социализация личности в межкультурном пространстве представляется в качестве процесса ее интеграции с социальной группой, а группы - с окружающими культурными течениями, который проходит в два этапа: адаптация, сопровождающаяся усвоением социальной культуры, и индивидуализация, связанная с активным воспроизведением, что ведет к последующему формированию социализированной личности. При этом наиболее ярко качества личности проявляются и закрепляются в межкультурном взаимодействии, проходящем в пространстве культуры [15].
В ходе социализации личности применяется целый ряд психологических механизмов, под которыми принято понимать процессы осознания индивидом собственного отношения к тому, что он признает для себя очень значимым. По мнению В. Г. Леонтьева, психологическим механизмом является феномен субъективного отражения сознанием событий или процессов, происходящих в объективном мире и обеспечивающих связь человека и окружающей действительности. При этом важно, что подобное «описание» есть не простая констатация ее наличия, но результат последовательных исследований, которые подтверждают концептуальные положения данной статьи рядом авторов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов и др., которые провели теоретическое обоснование исследования процесса взаимного преобразования личности в мире окружающих ее явлений, и связали его с таким понятием, как «интериоризация». В этих концепциях процесс интериоризации включает в себя освоение определенного набора социальных знаний, а вместе с тем связанных с ним социальных действий и ролей с последующим присвоением указанных продуктов культуры и общественного опыта [16, с. 99].
В трудах А. Г. Асмолова социализация трактуется как процесс трансформации внешних социальных отношений в отношения, воспринимаемые сознанием личности. В нем выделяется три стадии: на первой происходит переход социально-коллективной деятельности, в которой участвует ребёнок, к индивидуальному переживанию им этой деятельности; на второй происходит переход от представлений о себе части «Мы», то есть внешнего мира к представлением о себе, как «Я», то есть особого элемента внешнего мира, что именуется термином «интимизация»; на третьей формируется внутренний план осознания себя и внешнего мира, который понимается как собственно «интериориза-ция». Как доказывает А.Г. Асмолов, основой происходящих в период социализации трансформаций личности является взаимодействие ребёнка и окружающих его людей, как взрослых, так и сверстников [17].
В этом контексте социализация сводится к механизму инте-риоризации, который позволяет человеку переводить значения
социальной реальности и формировать в структуре своего сознания собственную систему взаимодействия с миром, которая определяет все последующие психологические особенности контактов человека и окружающей его социальной действительности. В исследованиях Е.Б. Весны механизмы социализации представлены через использование в различных аспектах идентификации, к примеру, неосознанная добровольная идентификация с большинством (конформности) или с отдельным человеком (подражание); осознанная вынужденная идентификации (подчинение); отказ от идентификации; психологические защиты; осознанная добровольная идентификация (рефлексия и самоопределение) [18].
Концепции интериоризации наиболее близка методологическая позиция, отраженная в трудах В. С. Мухиной. Она утверждает, что в процессе социализации задействованы два механизма, одним из которых является идентификация, другим - обособление. Будучи противоположными, они взаимодействуют между собой и становятся нерасторжимыми элементами парного механизма развития индивидуума в обществе. Через идентификацию осуществляется присвоение своих сущностных черт, а через обособление - индивидуализация личности. Согласно точке зрения С.В. Мухиной, идентификация является механизмом, обеспечивающим присвоение, отождествление и подчинение социальных ролей, которые одобряются обществом. В процессе воздействия на личность идентификация использует методы отождествления человека с другими людьми, в частности, применяет приемы ти-пологизации индивидов по референтным группам. Автор отмечает, что в процессе заимствования образцов поведения и мышления индивид может растерять собственную субъективность, поэтому для защиты своего «Я» он применяет обособление, которое нацелено на развитие его самостоятельности и защиты убеждений [19].
В процессе социализации обособление представляет собой завершающую стадию, которая способствует сохранению индивидуальности личности, находящейся в условиях интенсивного межкультурного взаимодействия. Основой в данном случае выступают способность к самоконтролю, ценностные ориентации, осознание себя свободной и уникальной личностью, которая реализует собственную самостоятельную позицию. Таким образом, развитие и социализация личности происходит посредством двуединого механизма, включающего операции идентификации и обособления, и без них представляется невозможным успешное существование в рамках межкультурного пространства. Идентификация помогает усваивать одобряемые обществом ценности, а также нормы и правила поведения, которые в современных условиях имеют тенденцию к стремительной трансформации, в результате формируется идентичность личности. Обособление, также являясь механизмом социализации, нацелено на обеспечение сохранения индивидуальных ценностных ориентаций личности и формирование её целостного мировоззрения.
К другим механизмам социализации, которые используются наряду с интериоризацией и идентификацией, исследователи относят импритинг, подражание, рефлексию и экзистенциальный нажим. Большое внимание уделяется социально-педагогическим механизмам, таким как происходящее на уровне некритического восприятия усвоение стереотипов, эталонов и норм поведения у ближайшего к личности окружения; стилизация, происходящая в рамках определенных субкультур; механизм, связанный с межличностной и институциональной передачей социального опыта [20].
В рамках проведенного нами исследования, посвященного проблемам межкультурного образовательного пространства, особое внимание уделяется институциональному механизму социализации. Как мы полагаем, наиболее значимым институтом социализации на сегодняшний день признается школа, круг деятельности которой позволяет формировать особую среду, характеризуемую как межкультурное образовательное пространство, где целенаправленно создаются условия для успешной социализации подрастающего поколения. Кроме того, школа представляет собой такую пространственную сферу, в которой возможно проведение целенаправленных исследований, основанных на моделировании и экспериментальных данных, связанных с возможностью проведения проверяемого измерения.
Степень эффективности практик социализации в межкультурном пространстве школы измеряется с помощью фиксируемых феноменов психики обучаемой личности, которые определяются как «эффекты социализации». Применение данного понятия обосновано Г.М. Андреевой, доказавшей, что процесс
социализации реализуется не только в сознании человека, но и в практике социальных образований. Социальные образования также, как и индивиды, могут быть представлены в качестве личности, на социализацию которой направлено действие механизма традиции, образа жизни и обычаев окружающих социальных групп. Представляемые этим исследователем данные доказывают, что в психологии социальных общностей не только доминируют социально-типические черты, позволяющие проводить аналогии их мировосприятия с мировосприятием отдельной личности, но и развитие процессов социальной адаптации здесь происходит по тем же закономерностям, которые позволяют проводить их описания и измерения при помощи терминологии «психологических эффектов» [21].
Научную трактовку термина «эффекты цивилизации» дают труды Б.Г. Ананьева, исходящего из академического представления о них как о результатах, являющихся следствием действий либо причин. Говоря о психических эффектах социализации, А.Г. Ананьев упоминает о социальных установках: готовности действовать, детерминированной социальными отношениями в пространстве культуры; ценностных ориентациях и интересах; сложных явлениях мотивации деятельности, формировании специфических социально-типичных характеристик личности [22]. В качестве эффектов социализации в различных концепциях могут выступать специфические нормы культуры, ценности, символы, образцы, поведения, социальные роли, наконец, идентичность. Например, А.Д. Карнышев пишет о том, что в качестве результата социализации может быть признано социальное самосознание индивида, которое фиксируется как уровень самооценки и чувство собственного достоинства. Для Р.И. Зинуровой в качестве таковых выступают поликультурная компетентность и социальная идентичность. В работе Р.М. Шамионова указаны социальное самосознание, толерантность и идентичность. При этом наиболее очевидным эффектом социализации признается интегральный эффект, проявление которого очевидно, так как он связан с общей направленностью развития человека от состояния беспомощности в период младенчества до состояния активной деятельности, в основе которой находится развитое сознание, воля, эмоции и рассудок, характер и талант. Эффект интеграции в межкультурное пространство, как отмечают исследователи, достигается людьми, которых характеризует позитивная идентичность, высокий уровень толерантности, яркая выраженная индивидуальность. В силу того, что представленные эффекты оцениваются в качестве показателей результативности стратегий социализации, применяемых общественными институтами, они используются как ориентиры для определения успеха или неуспеха социализации [23].
Итак, в качестве интегрального результата социализации в межкультурном пространстве выступает социализированная личность, отличительной характеристикой которой является готовность восприятия идеи многокультурного общества, уважительное отношения к идеям и представителям иных культур и вместе с этим обособление своего «Я», имеющего самостоятельную ценность. В данном случае социализированность представляет собой наличие соответствия личности тем требованиям, которые выдвигаются к ней окружающим обществом. Успешность социализации может быть оценена по степени соответствия критериальным требованиям, предъявляемым к определенным возрастным этапам и нормативам общественного поведения. В процессе успешной социализации личность первоначально приспосабливается к социокультурным нормам окружающего общества, а после этого указанные нормы становятся психологической потребностью и частью сознания [24].
Современная постиндустриальная эпоха, характеризующаяся усилением взаимодействия между различными культурами, выдвигает особые требования к современному человеку. Исследователи развернули широкую дискуссию, посвященную тому, какой объем знаний, навыков, умений является достаточным для социализации. Кроме этого, обсуждаются параметры социальной идентичности, а также личностного самоопределения, ценностной ориентированности, духовно-нравственного развития, исторической преемственности у социализированной личности [25].
Итак, теоретическое исследование факторов, содержания, сущности, психологических и педагогических механизмов, эффектов, аспектов социализации в современном межкультурном образовательном пространстве приводит к следующим выводам:
1. Цель социализации в современном межкультурном образовательном пространстве заключается в формировании
гармонично и всесторонне развитой личности, в которой синтезируется творческое начало, нацеливающее на саморазвитие и приверженность традициям, устоявшимся ценностям российской и мировой культуры. Ведущим инструментом, формирующим указанный тип личности, представляется языковая школа, которая в современных условиях ориентируется на формирование и развитие любви к Родине, выработку интереса и уважения к культурам и традициям своего и иных народов, познание и признание багажа культуры и систем ценностей всего человечества и многонационального российского народа.
2. Развивающаяся в этих условиях личность готова к активному созиданию в рамках современного межкультурного пространства, которое основано на сохранении своего культурного наследия и собственного «Я» как идентичности, но вместе с тем устремленная к пониманию иных культур и интеграции в человеческое сообщество. Развитие гражданина в свете подобного подхода актуализирует проблему соотношения его принадлежности к определенному социуму и народу и в то же время к исторической эпохе и мировой цивилизации, а так как межкультурная социализация представляет собой единство процессов развития личности как гражданина своей страны и одновременно представителя общечеловеческой, мировой культуры, стремящегося к обретению гражданской идентичности, развитие гражданина в таких условиях приобретает параметры межкультурной социализации.
Библиографический список
3. Содержание межкультурной социализации в межкультурном образовательном пространстве личности основано на включении субъективного, институционального, объективного и процессуального компонентов. Институциональный компонент представлен институтами социализации в межкультурном пространстве, в частности, школой. Ведущую роль в субъективном компоненте играют агенты, осуществляющие усилия по социализации, среди которых выделяется учитель. Объективный компонент социализации представлен процессом трансляции содержания элементов социальных культур, взаимодействующих в рамках межкультурного пространства. Процессуальный компонент социализации в межкультурном образовательном пространстве представлен как процесс последовательного прохождения таких образовательных фаз, как адаптация, индивидуализация, интеграция в межкультурное пространство. Адаптация в межкультурном образовательном пространстве предполагает преимущественную нацеленность на приобретение и усвоение опыта межкультурного взаимодействия посредством отнесения индивидов к конкретным взаимодействующим социальным группам. Интеграция личности в межкультурное пространство основана на достижении баланса между стремлением приспособиться в означенных социальных условиях и обособить свое «Я» в качестве независимой личности, что увенчивается формированием целостного мировоззрения.
1. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. тр. Москва: Ин-т психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
2. Кон И.С. Социологическая психология. Москва, Воронеж: МОДЭК, 1999.
3. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002.
4. Белинская Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2006.
5. Кон И.С. Социологическая психология. Москва Воронеж: МОДЭК, 1999.
6. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. Москва: МПСИ, 2006.
7. Мацумото Д. Психология и культура. Санкт-Петербург: Питер, 2003.
8. Лебедева Н.М. Этническая и кросскультурная психология. Москва: МАКСПресс, 2011.
9. Hofstede, G., Hofstede G.J., Michael Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind, 3rd ed. NewYork: McGraw-Hill, 2010.
10. Берри Дж. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Гуманитарный центр, 2007.
11. Herskovits M.J. Les bases de I'anthropologieculturelle. Paris: Payot, 1967.pp. 129-167.
12. БерриДж. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 560 с.
13. Петровский А.В. Быть личностью. Москва: Педагогика, 1990.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва: Флинта, МПСИ, Прогресс. 2006.
15. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл, 2010.
16. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. В.Г. Леонтьев Новосибирск: Новосибирский поли-гафкомбинат, 2002.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл, 2010.
18. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации - индивидуализации в онтогенезе. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1998.
19. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.
20. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. Москва: МПСИ, 2006.
21. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2002.
22. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации. Человек и общество. Ученые записки. Вып. IX. Ленинград: ЛГУ, 1971.
23. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход. Психологические исследования. 2013; Т. 6; № 27. Available at: http://psystudy.ru
24. Бауэр Е. А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков мигрантов. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2012.
25. Комплексная программа развития поликультурного образования. Available at: http:// минобрнауки.рф /документы /
References
1. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya kak fenomen kul'tury: izbr. psihol. tr. Moskva: In-t psihologii; Voronezh: MOD'EK, 1996.
2. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. Moskva, Voronezh: MOD'EK, 1999.
3. Leont'ev V. G. Motivaciya ipsihologicheskie mehanizmy ee formirovaniya. Novosibirsk: Novosibirskij poligrafkombinat, 2002.
4. Belinskaya E.P. Identichnost'lichnosti vusloviyah social'nyh izmenenij. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.
5. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. Moskva Voronezh: MOD'EK, 1999.
6. Mudrik A.V. Socializaciya vchera isegodnya. Moskva: MPSI, 2006.
7. Macumoto D. Psihologiya ikul'tura. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.
8. Lebedeva N.M. 'Etnicheskaya ikrosskul'turnaya psihologiya. Moskva: MAKSPress, 2011.
9. Hofstede, G., Hofstede G.J., Michael Minkov M. Cultures and organizations: Software of the mind, 3rd ed. NewYork: McGraw-Hill, 2010.
10. Berri Dzh. Kross-kul'turnaya psihologiya. Issledovaniya iprimenenie. Har'kov: Gumanitarnyj centr, 2007.
11. Herskovits M.J. Les bases de l'anthropologieculturelle. Paris: Payot, 1967.pp. 129-167.
12. BerriDzh. Kross-kul'turnaya psihologiya. Issledovaniya iprimenenie. Har'kov: Gumanitarnyj centr, 2007. 560 s.
13. Petrovskij A.V. Byt'lichnost'yu. Moskva: Pedagogika, 1990.
14. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'i krizis. Moskva: Flinta, MPSI, Progress. 2006.
15. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2010.
16. Leont'ev V.G. Motivaciya i psihologicheskie mehanizmy ee formirovaniya. V.G. Leont'ev Novosibirsk: Novosibirskij poligafkombinat, 2002.
17. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2010.
18. Vesna E.B. Psihologicheskie zakonomernosti i mehanizmy processa socializacii - individualizacii v ontogeneze. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1998.
19. Muhina V.S. Lichnost': Mify i real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyjpodhod. Innovacionnye aspekty). Ekaterinburg: IntelFlaj, 2007.
20. Mudrik A.V. Socializaciya vchera isegodnya. Moskva: MPSI, 2006.
21. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2002.
22. Anan'ev B.G. O psihologicheskih 'effektah socializacii. Chelovek i obschestvo. Uchenye zapiski. Vyp. IX. Leningrad: LGU, 1971.
23. Shamionov R. M. Socializaciya lichnosti: sistemno-diahronicheskij podhod. Psihologicheskie issledovaniya. 2013; T. 6; № 27. Available at: http://psystudy.ru
24. Bau'er E. A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptaciipodrostkov migrantov. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2012.
25. Kompleksnaya programma razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya. Available at: http:// minobrnauki.rf /dokumenty /
Статья поступила в редакцию 12.11.17
УДК: 373.5.016:51.
Argunova A.P., postgraduate, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE MOTIVATION-VALUE COMPONENT OF ACADEMIC ACTIVITY OF STUDENTS IN TEACHING MATHEMATICS. The work is based on an analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the main components of educational activity, the concept of motivation in students' learning activity, value, value orientations, according to which a personality perceives phenomena and objects in terms of their importance. The author concludes that the educational material enriches with the help of the ethnic contents, presented with the support of the national culture, contributes to the formation of a motivational and value attitude to mathematics. In the teaching of mathematics a task for the formation of a motivational-value relationship can be tasks using folklore material and other materials about the local place.
Key words: educational activity, motivation, motive, value, value orientations, motivation-value attitude, folklore and local history problems.
А.П. Аргунова, аспирант Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В данной статье, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотрены основные компоненты учебной деятельности, понятие мотивации в учебной деятельности учащихся, ценность, ценностные ориентации, по которым личность воспринимает явления и объекты по степени их значимости, так же рассматриваются понятие и признаки мотивационно-ценностного отношения учащихся к математике. Автор делает вывод, что учебный материал, обогащенный этническим содержанием, преподносимый с опорой на национальную культуру, способствует формированию мотивацион-но-ценностного отношения к математике. В обучении математике средством для формирования мотивационно-ценностного отношения могут выступать задачи с использованием фольклорного и краеведческого материала.
Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, мотив, ценность, ценностные ориентации, мотивационно-цен-ностное отношение, фольклорные и краеведческие задачи.
Современный взгляд на образовательный процесс в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направлен на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Д.Б. Эльконин понимает под учебной деятельностью, прежде всего, деятельность по самоизменению, где ученик сознательно достигает целей обучения и воспитания, воспринимаемых им в качестве своих личных целей [1].
Многими авторами (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.У. Варданян, В.В. Репкин и др.) выделяются следующие компонента учебной деятельности: учебная мотивация; учебные задачи и учебные действия, образующие учебную ситуацию; учебные действия контроля и оценки.
От цели, целеустремленности и ценностной ориентации личности зависит, как он осуществляет эту деятельность, его поведение и занимаемая позиция при решении данной ситуации. Из этого следует, что отношение личности составляют цели, мотивы, интересы и убеждения, и поэтому отношение так же может быть мотивационно-ценностным.
Изучение литературы позволило выявить, что мотиваци-онно-ценностное отношение к предмету включает наличие у учащихся познавательных, личностных, социально-значимых мотивов и ценностной ориентации, определяющих направление учебной деятельности, познавательного интереса и положительного отношения к предмету как к науке.
Таким образом, для раскрытия сущности понятия «мотива-ционно-ценностное отношение к математике» необходимо обратиться к определению таких категорий как «мотивация», «мотив», «ценность», «ценностные ориентации».
И. Осипова определяет термин «мотивация» как понятие более широкое, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда
входят, в частности, потребность, мотивы, цели, намерения, стремления и многие другие) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2].
В.П. Беспалько понимает под мотивацией учения сложный психологический процесс, управляющий направленностью интереса учащегося к предмету изучения [3].
В учебном пособии «Актуальные вопросы формирования познавательного интереса в обучении», под ред. Г.И. Щукиной понятие «мотивация» включает многообразную сеть мотивов (социальных, познавательных, нравственных), которые составляют внутренние побуждения человека. Связи между мотивами сложны и многообразны (обогащающие, нейтрализующие друг друга, противоречивые), что сказывается на направленности личности. В этом смысле познавательный интерес, выступая мотивом деятельности школьников, оказывает положительное влияние на структуру мотивации и сам испытывает благотворное действие других ценных мотивов. [4, с. 66].
Р.С. Немов определил отличие мотива от мотивации: «... это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершенствованию определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в общем виде представляет множество диспозиций» [5, с. 464].
По мнению А.А. Зимней в отечественной психологии основной научной разработкой в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым, в которой мотивы человека имеют свои источники в практической деятельности. Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации [6].
Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским [7] придается несколько значений: