Научная статья на тему 'К вопросу психолого-педагогического обеспечения успешной этнической социализации подростков'

К вопросу психолого-педагогического обеспечения успешной этнической социализации подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ / ETHNIC SOCIALIZATION / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ENSURING / TEENS / ETHNO-CULTURAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дагбаева Соелма Батомункуевна

Обсуждается проблема психолого-педагогического обеспечения успешной этнической социализации подростков. Этническая социализация понимается как динамический, содержательно наполненный процесс интеграции индивида в полиэтничное общество. Рассматриваются варианты успешной и неуспешной этнической социализации личности. Целью, критерием и результатом успешной этнической социализации считается гармоничная, толерантная личность с позитивной этнической и гражданской идентичностью. Представлены результаты констатирующего исследования особенностей этнической социализации подростков: этнической и гражданской идентичности, этнических стереотипов, величины социальной дистанции, ценностных ориентаций и уровня толерантности. На основе полученных результатов исследования предлагается модель психолого-педагогического обеспечения этнической социализации личности в условиях средней общеобразовательной школы, включающая просветительское, диагностическое, профилактическое и коррекционно-развивающее направления. Разработана и реализована программа этнокультурного тренинга, включающая технику повышения межкультурной сензитивности для участников межэтнического взаимодействия в условиях Забайкальского края, эффективность которой подтверждена результатами экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of psycho-pedagogical ensuring of successful ethnic socialization of teenagers

This article discusses the problem of ethnic socialization of a personality which is undergoing major changes in terms of the dynamic changes of society. Traditional psychological factors and mechanisms of socialization are not sufficiently effective to assign the subject of ethnic and cultural experiences and occurrences in interethnic and intercultural relations that actualize the problem of psycho-pedagogical support of ethnic socialization. Objective: to identify the features of ethnic socialization of adolescents (ethnic and civic identity, ethnic stereotypes, social distance values, values, behavior strategies in conflict situations and the level of ethnic tolerance) and justify the psycho-pedagogical conditions that ensure a successful ethnic socialization. Study participants: students of secondary schools of Chita. Number of subjects 120 people aged 12-14 years. This study enabled us to formulate the following conclusions. Ethnic socialization is understood as a process of integration of the individual in the ethno-cultural society. In the process of ethnic socialization in childhood individual adapts to the norms, rules and values of the ethnic group, adolescence is characterized by individualization, and in his youth, when there is a holistic and sustainable establishment of its results, the person is integrated in a multi-ethnic and multicultural society. The main indicators of ethnic socialization are the ethnic and civic identity, system of value orientations and ethnic tolerance. Critical period of socialization in ethnic adolescence, defined as the stage of designing the ethnic outlook. The study found some options of ethnic socialization of adolescents when marked transformation of ethnic identity by type or ethnic indifference or etnofanaticizm, the presence of high social distance towards representatives of other nationalities, negative stereotyping that actualizes the problem of psycho-pedagogical ensuring successful ethnic socialization of adolescents. Model of psycho-pedagogical ensuring includes the following main activities: diagnostic, educational (lectures, discussions, study tours), prophylactic (preventive system of ethnic intolerance teenagers in secondary schools), Correction and Development (ethno-cultural training and equipment of sensitivity increase intercultural). Experimental study showed a positive trend in the level of ethnic tolerance, ethnic and civic identity, adolescents' values after implementation of the program of ethno-cultural training, including cultural assimilator, Member of interethnic interaction in the Trans-Baikal region.

Текст научной работы на тему «К вопросу психолого-педагогического обеспечения успешной этнической социализации подростков»

УДК 159.922.4

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

С.Б. Дагбаева

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия)

Аннотация. Обсуждается проблема психолого-педагогического обеспечения успешной этнической социализации подростков. Этническая социализация понимается как динамический, содержательно наполненный процесс интеграции индивида в полиэтничное общество. Рассматриваются варианты успешной и неуспешной этнической социализации личности. Целью, критерием и результатом успешной этнической социализации считается гармоничная, толерантная личность с позитивной этнической и гражданской идентичностью. Представлены результаты констатирующего исследования особенностей этнической социализации подростков: этнической и гражданской идентичности, этнических стереотипов, величины социальной дистанции, ценностных ориентаций и уровня толерантности. На основе полученных результатов исследования предлагается модель психолого-педагогического обеспечения этнической социализации личности в условиях средней общеобразовательной школы, включающая просветительское, диагностическое, профилактическое и коррекционно-развивающее направления. Разработана и реализована программа этнокультурного тренинга, включающая технику повышения межкультурной сензитивности для участников межэтнического взаимодействия в условиях Забайкальского края, эффективность которой подтверждена результатами экспериментального исследования. Ключевые слова: этническая социализация; психолого-педагогическое обеспечение; подростки; этнокультурный тренинг.

В свете происходящих социокультурных изменений современного общества все большую актуальность приобретает проблема этнической социализации личности. В современном мире человек уже не принадлежит только одной социальной группе, например этнической, являясь членом многих социальных сообществ, которые замыкаются друг на друга в самых различных комбинациях, находятся в постоянной динамике. Успешная социализация в таком мире должна быть ориентирована на открытие ребенку его сложности и предполагает формирование способности к самостоятельному выбору, развитие вариативности социального поведения, наличие определенного уровня толерантности к Другим [1].

Социализация понимается как двусторонний процесс усвоения социального опыта и активной реализации индивидом общественных отношений. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется непосредственно или через группу, в том

87

С.Б. Дагбаева

числе этническую [2]. Как пишет А. А. Леонтьев, личность является историко-этнической категорией [3]. Непосредственное влияние на формирование и развитие личности оказывает этническая среда [4. C. 125], которая определяется как единство климатогеографических, расовобиологических и культурно-психологических признаков, являющихся элементами системы внутренней (психика, антропобиологические характеристики человека), внешней (социокультурное и природное окружение) и «трансцендентной» (мир идеальных прообразов - Бог, духи природных стихий, прообразы научных представлений и др.) сфер человека [5].

Значение термина «этнос» по-разному определяется в теориях этноса, которые создали отечественные ученые. У Л.Н. Гумилева этнос - это природная общность [6]. Ю.В. Бромлей определяет этнос как социальную общность [7]. В. А. Тишков уверен, что этнос - это результат целенаправленной деятельности самих людей [8]. Традиционно полагается, что через ближайшее окружение личность приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций, что выступает как «внешний фактор места» [9] в системе общественных отношений и определяет особенности развития личности.

Современные сравнительно-культурные исследования этнической социализации связывают ее с вхождением ребенка в культуру своего народа [10]. По мнению Д. Мацумото, культура определяется как динамическая система правил, эксплицитных и имплицитных, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы и модели поведения, общие для группы, но реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколения в поколение, относительно устойчивые, но способные изменяться во времени [11].

Для обозначения процесса передачи культуры от одного поколения другому используется понятие культурной трансмиссии. Культурная трансмиссия включает два процесса: инкультурацию и социализацию. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Социализация осуществляется в результате более специализированного обучения и воспитания, которые, в свою очередь, приводят к овладению культурноприемлемым типом поведения. Социализация определяется как интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества. Результатом как инкультурации, так и социализации является развитие сход-

88

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

ства в поведении в пределах культур и поведенческих различий между культурами. Процессы инкультурации и социализации гарантируют овладение развивающимся индивидом тем поведенческим репертуаром, который необходим для успешной жизни в данном окружении [12. С. 43]. В процессе этнической социализации происходит усвоение личностью ценностей той или иной культуры. По мнению М.С. Яниц-кого, социализация - внутреннее принятие ценностей значимых других посредством интериоризации [13. С. 196]. Как пишет В.Е. Клочко, ценности не усваиваются, они превращаются в одно из измерений многомерного мира человека, обеспечивая устойчивость не только мира индивида, но и групп, наций, стран и всего человеческого сообщества [14. С. 110].

Таким образом, этническая социализация - это вхождение индивида в этническую среду, усвоение им ее воздействий, приобщение его к правилам совместной жизни, приобретение навыков устойчивого поведения согласно культурным установкам и нормам этноса. По мере включения личности в систему межэтнических и межкультурных отношений, усвоения этнокультурного опыта личность индивидуализируется путем конструирования этнического мировоззрения, на основе которого интегрируется в полиэтничное и поликультурное общество.

Целью, критерием и результатом успешной этнической социализации выступает личность, сохраняющая собственное этнокультурное наследие и стремящаяся к пониманию других культур, готовая к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде [15]. Когда процесс социализации успешен, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания [16. С. 215]. Успешную этническую социализацию мы определяем как динамический, содержательно наполненный процесс становления позитивной этнической и гражданской идентичности, системы ценностных ориентаций и этнической толерантности. Личность отличается знанием культуры своего народа, стремлением к познанию культуры других народов, принятием этнокультурного многообразия.

Однако могут возникнуть различные нарушения этнической социализации личности, выражающиеся в неадекватности поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек. Следует различать нарушения социализации, при которых неадекватность поведения не носит асоциального характера, и нарушения социализации, при которых поведение приобретает характер, противоречащий нормам морали и права [17]. Нарушения процесса этнической социализации могут происходить за счет различных дефектов в составляющих этнической социализации, включая ин-

89

С.Б. Дагбаева

ституты, механизмы, способы передачи и усвоения этнокультурного опыта, что приводит к возникновению разрушительных для личности и этнической системы в целом процессов [18].

Соответственно можно выделить следующие варианты неуспешной этнической социализации. При первом варианте индивид не усваивает в должной мере нормы и ценности своей этнической группы, растворяясь в другой культуре или балансируя между двумя, не овладевая ни одной из них. Путаясь в идентичностях, индивид часто испытывает внутриличностные конфликты (Т.Г. Стефаненко) [19]. Характерен этнонигилизм, отрицание того, что этнокультурные различия вообще существуют (М. Беннет) [20], человек, отдаляясь от своей этнической группы, ищет устойчивые социально-психологические ниши по другим, не этническим критериям. Возможно размывание этнической идентичности (этнической индифферентности), т.е. неопределенность, неактуальность этничности, негативизм и даже нетерпимость по отношению к собственной этнической группе (Г.У. Солдатова) [21].

Второй вариант (этническая десоциализация) характеризуется появлением дискриминационных форм межэтнических отношений, этнической нетерпимостью, от раздражения на присутствие членов других групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида. Деструктивность в межэтнических отношениях обусловлена гиперидентичностью: этноэгоизмом, этноизоляционизмом и этнофанатизмом (Г.У. Солдатова) [22. С. 140]. Отмечаются наличие стереотипов, предубеждений к представителям других этнических групп, уклонение от тесного взаимодействия с ними, интолерантность в межэтническом взаимодействии (Т.Г. Стефаненко). Этнокультурные различия воспринимаются как угрожающие «Я», индивиды защищают себя от культурных различий, очерняя других и придерживаясь уничижительных установок по отношению к ним, при этом собственная этническая группа оценивается как превосходящая другие (М. Беннет). Данный вариант этнической социализации характеризуется неадекватными реакциями на ситуации межэтнического взаимодействия, что препятствует интеграции в поликультурное и полиэтническое общество.

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что позитивная этническая и гражданская идентичность, система ценностных ориентаций и этническая толерантность являются основными показателями успешной этнической социализации. Но для современных этнических общностей, которые не имеют непререкаемых традиций и стабильной картины мира и многие элементы культуры которых размываются, характерен не столь однозначный результат данного процесса [23]. Ключевыми проблемами настоящего времени являются: слабое общероссийское гражданское самосознание при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации; распространение

90

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

националистических настроений в среде различных этнических общностей, неудовлетворенность в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав, недостаточное использование имеющихся ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации и т.д. [24]. Отмечается рост межэтнической и межконфессиональной напряженности, возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы, создание радикальных «сайтов ненависти» в Интернете, основной мишенью которых являются подростки (А.Г. Асмолов) [25]; адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории (Д.И. Фельдштейн) [26].

Таким образом, этническая социализация поколения детей, подростков и молодежи претерпевает серьезные изменения в условиях динамичных изменений общества, традиционные психологические факторы и механизмы социализации становятся недостаточно эффективными для присвоения субъектом этнокультурного опыта и вхождения в систему межэтнических и межкультурных отношений, что актуализирует проблему психолого-педагогического обеспечения этнической социализации личности.

Цель исследования: выявить особенности этнической социализации подростков (этнической и гражданской идентичности, этнических стереотипов, величины социальной дистанции, ценностных ориентаций и уровня толерантности) и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешную этническую социализацию.

Объект исследования - этническая социализация подростков.

Предмет исследования - особенности этнической социализации подростков (этнической и гражданской идентичности, этнических стереотипов, величины социальной дистанции, ценностных ориентаций и уровня толерантности) и психолого-педагогическое обеспечение этого процесса.

Участники исследования: учащиеся средних общеобразовательных школ г. Читы. Количество испытуемых 120 подростков, средний возраст 13,5 года. Подростки в качестве респондентов выбраны не случайно, по мнению Л.И. Божович [27], И.С. Кона [28], Д.И. Фельдштейна [29], наиболее важной особенностью подросткового возраста являются изменения, происходящие в самосознании личности. Именно направленность подростков на определение себя в обществе способствует конструированию их этнического мировоззрения.

Задачи исследования: 1) провести констатирующее исследование особенностей этнической социализации подростков; 2) на основании результатов эмпирического исследования разработать и реализовать программу этнокультурного тренинга для подростков Забайкальского

91

С.Б. Дагбаева

края; 3) проанализировать динамику базовых показателей этнической социализации подростков для определения эффективности этнокультурного тренинга.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались: метод психодиагностического исследования; метод формирующего эксперимента; метод математико-статистического анализа (Т-критерий Вилкоксона, факторный анализ). Психодиагностический комплекс представлен в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

Психодиагностический комплекс исследования этнической социализации

№ п/п Измеряемые характеристики Методики

1 Уровень толерантности Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой

2 Степень близости или отчужденности между различными этническими группами «Шкала социальной дистанции» Э. Богардуса

3 Тип этнической идентичности «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой

4 Гражданская идентичность: «сила» -степень осознания гражданской принадлежности; «валентность» - степень позитивности Шкала «Гражданская идентичность» Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко

5 Этнические стереотипы Диагностический тест отношений Г.У. Солдатовой

6 Ценностные ориентации Методика Ш. Шварца «Ценностные ориентации личности»

Результаты исследования

На констатирующем этапе нашего исследования были выделены следующие особенности этнической социализации подростков. Большинство подростков (80%) демонстрируют средний уровень толерантности; это говорит о том, что они могут проявлять как терпимое, уважительное и ценностное отношение к другим людям и представителям других национальностей, так и равнодушие, пренебрежение. Низкий уровень толерантности, т.е. безразличие к «другим», непонимание и непринятие их, иногда враждебность и позволение себе негативных высказываний и поступков, характерен для 12% испытуемых и только у 8% респондентов выявлен высокий уровень толерантности, что говорит о непредвзятом отношении к другим людям, представителям других национальностей, принятии себя и «других», понимании отличий.

Исследование степени близости или отчужденности по отношению к другим этническим группам показало, что опрошенные под-

92

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

ростки довольно избирательны в межэтнических отношениях: не желают видеть в своей стране или допускают в качестве туристов китайцев (дистанция 5,2); допускают видеть лишь в качестве гражданина своей страны узбеков (4,8), средний уровень дистанции отмечается по отношению к белорусам (3,9), армянам (3,8) и бурятам (3,5), наиболее близкими считаются русские (1,2). Данные результаты объясняются достаточно длительным мирным сосуществованием в Забайкальском регионе некоторых народов (русские, буряты и др.), а также происходящими в настоящее время миграционными процессами (трудовые мигранты - китайцы, узбеки и др.).

Изучение особенностей этнической идентичности респондентов показало, что в качестве ведущего типа этнической идентичности в группе подростков выделяется позитивная (15,1), второй по степени выраженности является этническая индифферентность (11,2), далее -этнофанатизм (10,4), этноэгоизм (8,6), этноизоляционизм (7,4) и наименее выражен этнонигилизм (5,2).

Анализ этнических стереотипов школьников показал, что представители других этнических групп воспринимаются отрицательно по сравнению с членами собственной национальности, с собой и идеалом (оценка типичного представителя другой этнической группы - 0,1, собственной - 0,18, оценка себя - 0,21, а идеала - 0,3).

В результате диагностики выраженности гражданской идентичности было выявлено, что большинство испытуемых ощущают себя гражданином своей страны иногда или почти всегда (3,54 балла), при этом у большинства отношение к факту этой принадлежности (т.е. то, что они граждане Российской Федерации) вызывает спокойную уверенность или не вызывает никаких чувств (3,71 балла). Таким образом, «сила» гражданской идентичности испытуемых (т.е. степень осознания индивидом своей принадлежности к той или иной группе), а также «валентность», т.е. степень позитивности, выражены средне.

Исследование системы ценностных ориентаций с помощью опросника Ш. Шварца показало, что для подростков значимыми являются ценности безопасности (5,08), конформности (5,06), доброта (5,03). Менее важны ценности самостоятельности (4,71), достижений (4,61), универсализма (4,44) и стимуляции (4,35). Наименее важными ценностями считаются традиции (3,95), гедонизм (3,72) и власть (2,88). На уровне индивидуальных приоритетов (поведение) наиболее важными для подростков являются ценности универсализма (2,38), самостоятельности (2,33), безопасности (2,14). Менее важны для них доброта (1,89), конформность (1,66), достижения (1,66), стимуляция (1,62), наименее важными являются гедонизм (1,28), традиции (1,20), власть (1,14). Данные результаты говорят о том, что подростки прежде всего озабочены собственной безопасностью и безопасностью других людей, заинтересованы в стабильности общества и взаимоотношений, а такие

93

С.Б. Дагбаева

традиционные ценности, как поддержка традиций, уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре, к сожалению, не находят у них должной оценки.

Таким образом, проведенное исследование особенностей этнической социализации подростков показало наличие у них негативных стереотипов к представителям других этнических групп, определенную дистанцию по отношению к ним, тенденцию к этнической индифферентности и этнофанатизму; средний уровень гражданской идентичности; пренебрежение к ценностям поддержки традиций.

Далее мы провели факторный анализ полученных измерений по методу главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу Варимакс. Факторизация параметров проводилась в общей группе испытуемых. К интерпретации факторов были привлечены только признаки, маркирующие факторы с нагрузкой более 0,600. По результатам анализа данных были выделены 3 фактора, объясняющие 73,03% дисперсии.

Т а б л и ц а 2

Факторная структура данных

Фактор Факторные нагрузки

1-й (38,22%)

Конформность 0,817

Доброта 0,808

Универсализм 0,772

Традиции 0,741

Безопасность 0,622

Самостоятельность 0,629

2-й (19,08%)

Индекс толерантности 0,680

Позитивная этническая идентичность 0,654

Этноизоляционизм -0,755

Этноэгоизм -0,725

Этнофанатизм -0,648

3-й (15,73%)

Оценка себя 0,778

Типичный представитель собственной национальности 0,753

Достижения -0,921

Власть -0,826

Гедонизм -0,734

Как видно из табл. 2, в первый фактор (38,22% дисперсии) вошли ведущие ценностные ориентации подростков. Наибольшие факторные нагрузки имеют конформность (0,817), доброта (0,808), универсализм (0,772), традиции (0,741), безопасность (0,629) и самостоятельность (0,622). Выделение данного фактора в качестве наиболее значимого можно объяснить тем, что система ценностных ориентаций является основным критерием этнической социализации подростков.

Второй фактор (19,8% дисперсии) содержит индекс толерантности (0,68), позитивную этническую идентичность (0,654), а также показатели

94

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

с отрицательным факторным весом - этноэгоизм (-0,725), этноизоляцио-низм (-0,755), этнофанатизм (-0,658). Данный фактор объясняет наличие положительной взаимосвязи между позитивной этнической идентичностью и уровнем толерантности, демонстрирует наличие обратной зависимости между уровнем толерантности и такими типами этнической идентичности, как этноэгоизм, этноизоляционизм, этнофанатизм. Полученные результаты лишний раз подтверждают социально-психологический закон связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, когда нарушение позитивного образа собственной группы ведет к снижению этнической толерантности (Н.М. Лебедева).

Третий фактор (15,73% дисперсии) содержит такие показатели, как оценка себя (0,778), типичный представитель собственной национальности (0,753), достижения (-0,921), власть (-0,826), гедонизм (-0,734). Содержание этого фактора отражает положение, согласно которому оценка себя неразрывно связана с оценкой типичных представителей собственной национальности, т.е. человек, оценивая себя, ориентируется на типичные черты членов собственной этнической группы. Достижения, власть, гедонизм интерпретируются как ценности современной культуры, противоречащие традиционным ценностям, которые усваиваются в процессе этнической социализации. Можно утверждать, что ориентация индивида на данные ценности приводит к снижению значимости традиционных этнических ценностей.

Таким образом, на основании факторного анализа массива эмпирических данных следует отметить, что в качестве базовых критериев этнической социализации выступают: 1) система ценностных ориентаций - освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, признание инокультурной системы этнических ценностей; 2) этническая идентичность, являющаяся основой образования надэтнической идентичности -гражданской; 3) толерантность - принятие этнокультурного многообразия.

Так как основой толерантности является позитивное отношение к собственному и другим народам, признание этнокультурных ценностей, принятие этнокультурного многообразия, мы провели сравнительный анализ показателей этнической социализации подростков с высоким, средним и низким уровнем толерантности (табл. 3).

Полученные результаты позволили нам выделить три варианта этнической социализации подростков.

Для первого варианта этнической социализации (успешной) подростков характерны: высокий уровень толерантности, наличие позитивной этнической и гражданской идентичности, близкая или средняя социальная дистанция по отношению к представителям других национальностей, положительная самооценка, а также положительная оценка «типичных представителей» собственной и «чужих» национальностей, ценностные ориентации на универсализм, безопасность и самостоятельность.

95

С.Б. Дагбаева

Т а б л и ц а 3

Сравнительный анализ этнической социализации подростков с разным уровнем толерантности

Критерии Подростки с высоким уровнем толерантности Подростки со средним уровнем толерантности Подростки с низким уровнем толерантности

Тип этнической идентичности Позитивная этническая идентичность Позитивная этническая идентичность, наблюдается тенденция к этнической индифферентности Позитивная этническая идентичность и такой же уровень эт-нофанатизма, выраженный этноэгоизм

Гражданская идентичность Высокий и средний уровень Средний уровень Средний уровень, сочетающийся с отсутствием интереса к ней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностные ориентации (наиболее важные ценности) На уровне нормативных идеалов: ценности безопасности, конформности, самостоятельности. На уровне поведения: ценности универсализма, самостоятельности, безопасности На уровне нормативных идеалов: безопасность, конформность, доброта. На уровне поведения: универсализм, самостоятельность, безопасность На уровне нормативных идеалов: самостоятельность, безопасность. На уровне поведения: самостоятельность, достижения, безопасность

Этнические стереотипы Наблюдается положительное отношение к представителям собственной и других национальностей. Негативные стереотипы и предубежденность отсутствуют. Высоко оценивают «себя», «идеал», «типичного представителя собственной национальности» и «типичного представителя другой национальности» Положительно оценивают «себя», «идеал», «типичного представителя собственной национальности» и «типичного представителя другой национальности». Однако представителей других национальностей подростки оценивают ниже Низко оценивают как представителей собственной национальности, представителей других национальностей, при этом оценка «типичного представителя другой национальности» имеет отрицательный знак. Высоко оценивают самих «себя» и «идеал»

Величина социальной дистанции Допускают видеть представителей других национальностей в качестве граждан своей страны, коллег по работе, соседей или друзей. Таким образом, допускают дружбу, соседство или сотрудничество с ними Допускают видеть представителей других национальностей в качестве туристов, граждан своей страны, коллег, соседей. Наименьшая социальная дистанция по отношению к представителям собственной национальности Наблюдается высокая социальная дистанция по отношению к представителям некоторых национальностей. В качестве друга, близкого родственника или партнера по браку допускают видеть представителя только собственной национальности

96

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

Второй вариант этнической социализации подростков характеризуется средним уровнем этнической толерантности, наличием позитивной этнической идентичности с тенденцией к этнической индифферентности, наличием среднего уровня гражданской идентичности, а также средней или близкой социальной дистанцией по отношению к представителям других национальностей. Для подростков характерно положительное оценивание самих себя, «типичных представителей» собственной группы, однако представителей других национальностей подростки оценивают ниже. Они характеризуются ценностными ориентациями на универсализм, безопасность, доброту на уровне нормативных идеалов и универсализм, безопасность, самостоятельность на уровне индивидуальных приоритетов.

При третьем варианте этнической социализации подростки отличаются низким уровнем толерантности, наличием позитивной этнической идентичности с тенденцией к этнофанатизму, средним уровнем гражданской идентичности, сочетающейся с отсутствием интереса к ней, отчужденностью, неприятием представителей других этнических групп. Кроме того, при положительном оценивании самих себя подростки негативно оценивают «типичных представителей» «чужих» национальностей.

В целом полученные результаты актуализируют проблему психолого-педагогического обеспечения этнической социализации школьников.

Целенаправленная социализация обучающихся в рамках поликультурного образования должна обеспечить: 1) на когнитивном (познавательном) уровне - освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества; 2) на ценностном (аксиологическом) уровне -формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам; 3) на оценочном (коннотативном) уровне - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения; 4) на деятельностном (поведенческом) уровне - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;

5) на социально-психологическом уровне - формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания [30].

Модель психолого-педагогического обеспечения этнической социализации в условиях общеобразовательной школы обязательно должна строиться на комплексной основе, затрагивая всех субъектов образовательного процесса и все компоненты образовательной среды. Конкретные цели и задачи подобной работы удобнее, на наш взгляд, рассмотреть, исходя из основных направлений работы практического

97

С.Б. Дагбаева

психолога образования: просветительского, диагностического, профилактического и коррекционно-развивающего. Просветительское направление предполагает: формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни; формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей. Диагностика предполагает: осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни; определение общего уровня этнической идентичности, толерантности отдельных участников образовательного процесса и т. д. Профилактика включает: предупреждение интолерантного поведения по отношению к представителям других этносов; повышение уровня позитивной оценки себя и «другого» и т.д. Коррекция реализуется посредством разрядки негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы; формирования позитивной этнической идентичности; осознания собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку эт-ничности.

В рамках реализации коррекционного и профилактического направлений особого внимания заслуживают этнокультурный тренинг [31] и техника повышения межкультурной сензитивности (культурный интегратор) [32]. Ожидаемыми долговременными эффектами этнокультурного тренинга являются:

- снижение уровня предубежденности по отношению к представителям иных этнических групп;

- увеличение степени эмпатии;

- повышение уровня позитивности этнической и других видов социальной идентичности;

- развитие готовности к взаимодействию с представителями иных этнических групп в различных социальных ситуациях. Техника повышения межкультурной сензитивности помогает сформировать изоморфные атрибуции и с их помощью лучше понять представителей других культур, ослабить использование негативных стереотипов, заменить упрощенное понимание чужой культуры более дифференцированным [33].

После проведения эмпирического исследования и по его итогам нами была разработана программа «Этнокультурный тренинг» для подростков, живущих в условиях Забайкальского края. В реализации программы принимали участие 20 подростков. Мы предполагали, что подростки, прошедшие обучение с помощью этнокультурного тренин-

98

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

га, не только приобретают теоретические знания о межкультурных различиях и опыт взаимодействия с представителями чужой культуры, но и смогут в будущем осознанно их систематизировать и использовать для решения возможных трудностей и проблем.

В процессе занятий мы познакомили подростков с такими понятиями, как «позитивная этническая и гражданская идентичность», «этническая толерантность», «стереотипы», «ценности», «полиэтническое и поликультурное общество». В рамках просветительского направления работы было организовано посещение гала-концерта краевого фестиваля национальных культур, организованного народами и народностями, проживающими в Забайкальском крае, - «Забайкалье многонациональное - страна в миниатюре». Кроме того, мы посетили выставку, где подросткам были показаны различные экспонаты, сувениры, подарки, сделанные руками детей и взрослых разных национальностей. Для обучения подростков разрешению трудных и конфликтных ситуаций межэтнического взаимодействия была использована разработанная нами техника культурного интегратора. В ходе реализации программы были проведены индивидуальные консультации с учениками класса и их родителями.

Во время проведения занятий мы услышали много положительных отзывов о своей работе от классного руководителя, от самих подростков и их родителей. Отзывы детей также позволили нам понять их положительное отношение к проведенным занятиям: «Мне понравились наши занятия, особенно учиться сотрудничать с другими»; «Спасибо вам за занятия, мне было весело, и я понял, что с людьми других национальностей может быть интересно»; «Желаю вам добра, тепла, мира и солнца»; «Желаю всем быть добрее, сочувствовать другим людям». Проведенные занятия оставили положительные впечатления и у нас, мы отмечали, как меняются отношения в детской группе, появляется большее доверие.

После реализации программы этнокультурного тренинга была проведена вторичная психологическая диагностика с целью определения эффективности проведенных занятий. Сопоставительный анализ достоверности сдвигов данных до и после воздействия оценивался с помощью Т-критерия Вилкоксона. Как показала повторная диагностика, уровень толерантности в среднем по группе повысился на 9,5%; уровень позитивной этнической идентичности увеличился на 1,75 балла. Уровень этнической индифферентности снизился на

2,2 балла, уровень этнофанатизма - на 2,05, уровень этноизоляциониз-ма - на 1,35, уровень этноэгоизма - на 1,55, уровень этнонигилизма -на 1,5. «Сила» гражданской идентичности повысилась на 0,75 балла, а ее валентность - на 0,6. Результаты показали, что испытуемые ощущают себя гражданами своей страны почти всегда (4 балла), при этом у большинства отношение к факту этой принадлежности вызывает спо-

99

С.Б. Дагбаева

койную уверенность (4,15 балла). Таким образом, результаты вторичной диагностики продемонстрировали положительную динамику показателей толерантности, этнической и гражданской идентичности испытуемых (достоверность сдвигов при p<0,01 и p<0,05). Вторичная диагностика этнических стереотипов показала увеличение количества позитивной оценки подростками «себя», «идеала», «типичного представителя своей национальности», «типичного представителя другой национальности». Наблюдается уменьшение негативных стереотипов по отношению к представителям других национальностей и повышение положительного отношения к себе и представителям собственной национальности. Отмечается уменьшение социальной дистанции подростков по отношению к представителям других национальностей, повышение значимости таких ценностей, как традиции (среднее значение - 4,26 вместо 3,95), универсализм (4,75 вместо 4,44), достижения (4,75 вместо 4,61), самостоятельность (4,75 вместо 4,7). Наблюдается снижение значимости ценностей конформности (4,49 вместо 5,09), стимуляции (3,85 вместо 4,35), гедонизма (3,05 вместо 3,75), власти (2,49 вместо 2,88). Различия достоверны на уровнях p < 0,01 и p < 0,05. Это позволяет говорить о том, что подростки осознали необходимость уважения, принятия обычаев и идей, которые существуют в разных культурах, важность личного успеха, более высоко оценили ценности понимания и терпимости, ценность социального одобрения. Далее для подтверждения позитивной динамики уровня этнической толерантности подростков в экспериментальной группе была проведена вторичная диагностика этнической толерантности в контрольной группе.

Выявлено, что в контрольной группе не наблюдается повышения уровня этнической толерантности (наблюдается даже незначительное снижение). Данный факт говорит о том, что положительная динамика этнической толерантности в экспериментальной группе является результатом целенаправленного воздействия, следовательно, программа этнокультурного тренинга доказала свою эффективность.

Выводы

1. Этническая социализация понимается как процесс интеграции индивида в этнокультурное общество. В процессе этнической социализации индивид в детстве адаптируется к нормам, правилам и ценностям этнической группы, подростковый возраст характеризуется индивидуализацией, основанной на потребности индивида «быть личностью», а в юности, когда происходит целостное и устойчивое становление ее результатов, личность интегрируется в полиэтническое и поликультурное общество.

Основными критериями этнической социализации являются этническая и гражданская идентичность, система ценностных ориентаций и этническая толерантность.

100

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

2. Важнейший период в этнической социализации личности -подростковый возраст, определяемый как стадия конструирования этнического мировоззрения. Проведенное исследование выявило варианты этнической социализации подростков, при которых отмечаются тенденция к этнической индифферентности или этнофанатизму, неприятие других национальностей, наличие негативных этнических стереотипов, что актуализирует проблему психолого-педагогического обеспечения успешной этнической социализации подростков.

3. Модель психолого-педагогического обеспечения включает следующие основные направления работы: диагностическое, просветительское (проведение лекций, дискуссий, ознакомительных экскурсий), профилактическое (система профилактики этнической интоле-рантности подростков в общеобразовательной средней школе), коррекционно-развивающее (этнокультурный тренинг и техника повышения межкультурной сензитивности).

Экспериментальное исследование выявило положительную динамику в уровне этнической толерантности, этнической и гражданской идентичности, ценностных ориентаций подростков после реализации программы этнокультурного тренинга, включающей культурный интегратор для участников межэтнического взаимодействия в условиях Забайкальского края.

Литература

1. Белинская Е.П. Социальная психология личности. М. : Аспект-пресс, 2001. 299 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М. : Аспект-Пресс, 2004. 365 с.

3. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория // Советская этногра-

фия. 1981. № 3. С. 35-44.

4. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. тру-

ды : в 2 т. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. С. 10-27

5. Сухарев А.В. и др. Этнофункциональный подход к психологическим показателям

адаптации человека // Психологический журнал. 2007. № 6. С. 84-86.

6. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

7. БромлейЮ.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

8. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследование по социальной и культурной антро-

пологии. М. : Наука, 2003. 544 с.

9. Мухина B.C. Личность: Мифы и реальность. Екатеринбург : ИнтелФлай, 2007.

1072 с.

10. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. Москва ; Воронеж, 2000. 208 с.

11. Мацумото Д. Психология и культура. СПб. : Питер, 2003. 718 с.

12. Берри Дж., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков : Гуманитарный центр, 2007. 560 с.

13. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2012. 237 с.

14. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. № 8-9. С. 7-15.

101

С.Б. Дагбаева

15. Комплексная программа развития поликультурного образования. URL: Шр://минобрнауки.рф/документы /841 (дата обращения: 30.05.2012).

16. Бауэр Е.А. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов : дис. ... д-ра психол. наук: Н. Новгород, 2012. 443 с.

17. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. : Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 198 с.

18. Сухарев А.В. Этническая функция культуры и психические расстройства // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 2. С. 129-136.

19. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2004. 368 с.

20. BennettM. Towards ethnorelativism: a development of model of intercultural sensitivity // Education for the intercultural experience / ed. by Paige M. Yarmouth, ME : Intercultural Press, 1993. P. 21-71.

21. Солдатова Г. У. Толерантность - интолерантность: две категории лиц в межэтническом взаимодействии // Толерантность и согласие. М. : ИЭА РАН, 1997. С. 89204.

22. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М. : Смысл, 2008. 172 с.

23. Дагбаева С.Б. Этническая социализация молодого поколения в изменяющемся мире // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 240-247.

24. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». URL: http:

government.ru/media /files/ 41d4862001 ad2a4e5359.pdf (дата обращения:

30.04.2014).

25. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. М. : ФГАУ «Федеральный институт развития», 2011. 73 с.

26. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М. : Изд-во МПСУ, 2011. 16 с.

27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Мастера психологии. СПб. : Питер, 2008. 398 с.

28. Кон И.С. Ребёнок и общество. М. : Академия, 2003. 336 с.

29. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности // Избранные труды. М. : Флинта, 2004. 670 с.

30. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы /841 (дата обращения: 30.05.2012).

31. Дагбаева С.Б. Этнокультурный тренинг : учеб. пособие. Чита : Экспрессиздательство, 2012. 246 с.

32. Дагбаева С.Б. Культурный интегратор как способ повышения этнической толерантности // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Педагогика и психология. 2010. № 5(34). С. 225-228.

33. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. М. : Аспект-Пресс, 2006. 208 с.

ДАГБАЕВА Соелма Батомункуевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Забайкальского государственного университета (г. Чита).

E-mail: soela@bk.ru

102

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ENSURING OF SUCCESSFUL ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS

Dagbaeva Soelma B. Transbaikal State University (Chita, Russian Federation).

Keywords: ethnic socialization; psychological and educational ensuring; teens; ethnocultural training.

Abstract

This article discusses the problem of ethnic socialization of a personality which is undergoing major changes in terms of the dynamic changes of society. Traditional psychological factors and mechanisms of socialization are not sufficiently effective to assign the subject of ethnic and cultural experiences and occurrences in interethnic and intercultural relations that actualize the problem of psycho-pedagogical support of ethnic socialization.

Objective: to identify the features of ethnic socialization of adolescents (ethnic and civic identity, ethnic stereotypes, social distance values, values, behavior strategies in conflict situations and the level of ethnic tolerance) and justify the psycho-pedagogical conditions that ensure a successful ethnic socialization. Study participants: students of secondary schools of Chita. Number of subjects 120 people aged 12-14 years.

This study enabled us to formulate the following conclusions. Ethnic socialization is understood as a process of integration of the individual in the ethno-cultural society. In the process of ethnic socialization in childhood individual adapts to the norms, rules and values of the ethnic group, adolescence is characterized by individualization, and in his youth, when there is a holistic and sustainable establishment of its results, the person is integrated in a multi-ethnic and multicultural society. The main indicators of ethnic socialization are the ethnic and civic identity, system of value orientations and ethnic tolerance. Critical period of socialization in ethnic - adolescence, defined as the stage of designing the ethnic outlook. The study found some options of ethnic socialization of adolescents when marked transformation of ethnic identity by type or ethnic indifference or etnofanaticizm, the presence of high social distance towards representatives of other nationalities, negative stereotyping that actualizes the problem of psycho-pedagogical ensuring successful ethnic socialization of adolescents. Model of psycho-pedagogical ensuring includes the following main activities: diagnostic, educational (lectures, discussions, study tours), prophylactic (preventive system of ethnic intolerance teenagers in secondary schools), Correction and Development (ethno-cultural training and equipment of sensitivity increase intercultural). Experimental study showed a positive trend in the level of ethnic tolerance, ethnic and civic identity, adolescents’ values after implementation of the program of ethno-cultural training, including cultural assimilator, Member of interethnic interaction in the Trans-Baikal region.

References

1. Belinskaya E.P. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow: Aspect Press Publ., 2001. 299 p.

2. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow: Aspect Press Publ., 2004. 365 p.

3. Leontiev A.A. Lichnost' kak istoriko-ehtnicheskaya kategoriya [Personality as a histori-

cal and ethnic category]. Sovetskaya etnografiya, 1981, no. 3, pp. 35-44.

4. Ananiev B.G. Izbrannye psikhologicheskie trudy: v 2 t. [Selected works on psychology:

in 2 vols.]. Moscow: Pedagogika Publ., 1980. Vol. 2, pp. 10-127.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sukharev A.V., Stepanov I.L., Strukova A.N., Lugovskoy S.S., Khaldeeva N.I. Etnofunktsional'nyy podkhod k psikhologicheskim pokazatelyam adaptatsii cheloveka [Ethnofunctional approach to psychological indicators of human adaptation]. Psikholog-icheskiy zhurnal, 1997, no. 6, pp. 84-96.

103

С.Б. Дагбаева

6. Gumilev L.N. Geografiya ehtnosa v istoricheskij period [Geography of ethnic groups in

the historical period]. Leningrad: Nauka Publ.,1990. 278 p.

7. Bromley V. Ocherki teorii ehtnosa [Essays on ethnic theory]. Moscow: Nauka Publ.,

1983. 411 p.

8. Tishkov V.A. Rekviem po ehtnosu: issledovanie po sotsial’noj i kul'turnoj antropologii

[Requiem for ethnos: a study on social and cultural anthropology]. Moscow: Nauka Publ., 2003. 544 p.

9. Mukhina B.C. Lichnost': Mify i real'nost'. [Personality: Myths and reality]. Yekaterinburg: IntelFlay Publ., 2007. 1072 p .

10. Belinskaya E.P., Stefanenko T.G. Etnicheskaya sotsializatsiyapodrostka [Ethnic socialization of the teenager] Moscow, Voronezh: Moscow Psychological Social Institute, MODEK Publ., 2000. 208 p.

11. Matsumoto D. Psikhologiya i kul'tura [Psychology and culture]. Translated from English by O. Golubev. St. Petersburg: Piter Publ., 2003. 718 p.

12. Berry J., Purtinga A.H., Segall M.H., Dasen P.R. Kross-kul'turnaya psikhologiya. Issle-dovaniya i primenenie [Cross-cultural psychology. Research and application]. Translated from English. Kharkiv: Gumanitarniy Tsentr Publ., 2007. 560 p.

13. Yanitskiy M.S. Tsennostnoe izmerenie massovogo soznaniya [Axiological measurement of mass consciousness]. Novosibirsk: SB RAS Publ., 2012. 237 p.

14. Klochko V.E. Stanovlenie mnogomernogo mira cheloveka kak sushchnost' ontogeneza [Formation of the multidimensional world as the essence of human ontogeny]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 1998, no. 8-9, pp. 7-15.

15. Kompleksnayaprogramma razvitiyapolikul'turnogo obrazovaniya. [Integrated program

of multicultural education development]. Available at: http:// minobr-

nauki.rf/dokumenty/ 841. (Accessed: 30th May 2012).

16. Bauer E.A. Nauchno-prakticheskie osnovy psikhologo-pedagogicheskogo so-provozhdeniya sotsial'no-psikhologicheskoj adaptatsii podrostkov-migrantov. Dis d-ra psikhol. nauk [Scientific and practical bases of psycho-pedagogical support of sociopsychological adaptation of adolescent migrants. Psychology Doc. Diss.]. Nizhny Novgorod, 2012. 443 p.

17. Belicheva S.A. Osnovy preventivnoy psikhologii. [The basics of preventive psychology]. Moscow: Sotsial'noe zdorov'e Rossii Publ., 1993. 198 p.

18. Sukharev A.V. Etnicheskaya funktsiya kul'tury i psikhicheskie rasstroystva [The ethnic function of culture and mental disorders]. Psikhologicheskiy zhurnal, 1996, vol. 17, no. 2, pp. 129-136.

19. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya. [Ethnopsychology]. Moscow: Aspect Press Publ., 2004. 368 p.

20. Bennett M. Towards ethnorelativism: a development of model of intercultural sensitivity. In: Paige M. (ed.) Education for the intercultural experience. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993, pp. 21-71.

21. Soldatova G.U. Tolerantnost' - intolerantnost': dve kategorii lits v mezhetnicheskom vzaimodeystvii [Tolerance - intolerance: two categories of persons in interethnic interaction]. In: Tishkov V.A. (ed.) Tolerantnost' i soglasie [Tolerance and acceptance]. Moscow: IEA RAS Publ.,1997, pp. 89-204.

22. Soldatova G.U., Shaygerova L.M. (eds.) Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of personal tolerance]. Moscow: Smysl Publ., 2008. 172 p.

23. Dagbaeva S.B. Ethnic socialization of young people in the changing world. Gumani-tarnyy vektor - Humanitarian vector, 2012, no. 1(29), pp. 240-247.

24. Federal'naya tselevaya programma “Ukreplenie edinstva rossiyskoy natsii i et-nokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gody)” [The Federal program “Strengthening the unity of the Russian nation and ethnic and cultural development of the peoples of Russia (2014 - 2020)”. Available at: http:government.ru/media / files / 41d4862001 ad2a4e5359.pdf. (Accessed: 30th April 2014).

104

К вопросу психолого-педагогического обеспечения

25. Asmolov A.G. Strategiya i metodologiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya [Strategy and methodology of social and cultural modernization of education]. Moscow: FSAU Federal Institute for Development, 2011. 73 p.

26. Feldstein D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktu-alizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya [Profound changes of modern childhood, and the consequent updating of psychological and pedagogical problems of education]. Moscow: Moscow Psychological Social University Publ., 2011. 16 p.

27. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg: Piter Publ., 2008. 398 p.

28. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [The child and society]. Moscow: Akademia Publ., 2003. 336 p.

29. Feldstein D.I. Izbrannye Trudy [Selected works]. Moscow: Flinta Publ., 2004. 670 p.

30. Proekt kontseptsii razvitiya polikul'turnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [The project of the concept of multicultural education development in the Russian Federation]. Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty /841. (Accessed: 30th May 2012).

31. Dagbaeva S.B. Etnokul'turnyy trening [Ethnocultural training]. Chita: Express Publ.,

2012. 246 p.

32. Dagbaeva S.B. Kul'turnyy integrator kak sposob povysheniya etnicheskoy tolerantnosti [The cultural integrator as a way to increase ethnic tolerance]. Uchenye zapiski Za-baykal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Pedagog-ika i psikhologiya - Scholarly Notes of Transbaikal State University. Pedagogy and Psychology, 2010, no. 5(34),pp. 225-228.

33. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya [Ethnopsychology]. Moscow: Aspect-Press Publ.,

2006. 208 p.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.