ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ BASIC APPROACHES IN EDUCATION
УДК 159.922.4
DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-6-16
Соелма Батомункуевна Дагбаева1,
доктор психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: soela@bk.ru Сэсэгма Зандараевна Кимова, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: kimova@mail.ru
Психолого-педагогическая модель этнической социализации учащихся средней школы
В статье обсуждается необходимость обеспечения процесса этнической социализации подрастающего поколения в новых условиях России и мира путём создания специальных психолого-педагогических условий в образовательной среде средней школы. Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, ценностных ориентаций и толерантности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации учащихся средних школ. Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду школы этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации личности. Ядром модели выступает сотрудничество субъектов социализации в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах обучения. Содержательные линии этнической социализации прослеживаются в Программе развития школы, в Образовательной программе школы и конкретизируются в учебном плане и нелинейном расписании. Описывается инфраструктурная платформа, включающая специальные зоны (этногостиная, этнопарк, музей, информационно-ресурсный центр и др.), погружающие учащихся в этнокультурную реальность. Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в этнической социализации школьников. В качестве продуктивных технологий этнической социализации школьников выделяются: обучение в сотрудничестве, метод проектов, технология «мозаичный класс» и др. Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации школьников, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.
Ключевые слова: этническая социализация учащихся, средняя общеобразовательная школа, психолого-педагогическая модель
1 С. Б. Дагбаева - основной автор, является организатором исследования, формулирует основные гипотезы и выводы коллективного проекта.
6
© С. Б. Дагбаева, С. З. Кимова, 2016
Soelma B. Dagbaeva1,
Doctor of Psychology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: soela@bk.ru Sesegma Z. Kimova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: kimova@mail.ru
Psycho-Pedagogical Model of Ethnic Socialization of Secondary-School Students
The article highlights the necessity of providing the process of ethnic socialization of the younger generation in new Russia and in the whole world by means of creating special psychological and pedagogical conditions in the educational environment of the secondary school. Ethnic socialization of the individual is understood as a process of formation of ethnic identity, values and tolerance. Necessary psychological and pedagogical condition to achieve these results is the study of ethnic socialization, construction and implementation of psycho-pedagogical model of ethnic socialization of students in secondary schools. The authors propose a corresponding model, filling the educational environment of the school of ethno-cultural content taking into account the psychological patterns of ethnic socialization. At the core of this model is the cooperation of socialization subjects unfold in academic and extracurricular activities, after-hour time limit and forms of education. Content aspects of ethnic socialization can be traced in the School development program, in the School educational program; and they are specified in the curriculum and the non-linear schedule. The article describes the infrastructure platform, including special areas (an ethno-keeping-room, an ethno park, a museum, an information and resource center, etc.), which immerse the students in ethno-cultural reality. The need to reach all kinds of educational activities in ethnic socialization of students is emphasized. Cooperative learning, project method, the technology of "mosaic class" and others are distinguished as productive technologies of students' ethnic socialization. The authors propose the criteria of effectiveness evaluation of psycho-pedagogical model of students' ethnic socialization, algorithm and technological description of its implementation in the road map. The road map is a holistic view of the process in space and time, with reference to the specific technologies and final products of joint and individual activities. In general, psycho-pedagogical model of ethnic socialization of students, presented in the article, meets the criteria of simplicity and portability and can be used to address issues of ethnic socialization of students in every secondary educational institution.
Keywords: ethnic socialization of pupils, secondary school, psycho-pedagogical model
Введение. В настоящее время наблюдается распространение националистических настроений, слабое общероссийское гражданское самосознание при усилении значимости этнической и религиозной самоидентификации, недостаточное использование имеющихся образовательных ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений и укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации и т. д. [16]. Идеи социализации новых поколений на основе интеграции и систематизации общепризнанных российских традиций и ценностей, осмысления общенациональных и национальных особенностей нашей страны заложены в новых федеральных государственных образовательных стандар-
тах (ФГОС) для средних школ, основанных на системно-деятельностном подходе. Согласно данному подходу принятие ребёнком ценностей происходит через его деятельность, через педагогически организованное сотрудничество субъектов образования путём моделирования целостной системы воспитания и социализации учащихся [2].
Ключевым положением нашей работы является развитие представлений об этнической социализации личности как процессе становления этнической и гражданской идентичности, системы ценностных ориентаций и толерантности [4].
Цель работы - обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации учащихся средних школ.
1 S. B. Dagbaeva is the main author, who has organized the research and formulated the main hypotheses and conclusions of the joint project.
Объект исследования - этническая социализация школьников. Предмет исследования - психолого-педагогическая модель этнической социализации учащихся в общеобразовательных школах.
Гипотеза исследования заключалась в допущении того, что необходимым психолого-педагогическим условием этнической социализации школьников является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации учащихся средних школ.
Понятие «условие» определяется как «зависимость», «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [12]. В нашей работе мы под условием будем понимать то, что будет оказывать влияние на процесс этнической социализации школьников, будет существенно повышать её успешность.
Моделируя процесс этнической социализации в образовательной среде школы, мы исходили из следующих позиций. Модель (от лат. modulus - «мера, образец») -это отражение определённой системы теоретических представлений о целях,задачах и содержании деятельности [10, с. 18-31]. Моделирование как метод отражения исследуемых феноменов представляет собой средство их познания и прогнозирования [8]. При этом построенная модель должна быть не только следствием обобщения ряда исследований, но и сама предоставлять возможность для дальнейших исследований. Модель включает четыре признака: во-первых, модель - это мысленно представленная или материально реализуемая система; во-вторых, она отражает объект исследования; в-третьих, способна замещать моделируемый объект и, наконец, в-четвёртых, её изучение позволяет получить новую информацию о моделируемом объекте [Там же].
Теоретико-практическое обоснование исследования. Принципами разработки психолого-педагогической модели этнической социализации школьников явились: принцип определения содержания и организации этнической социализации в неразрывной связи с другими направлениями воспитания; принцип непрерывности психолого-педагогического обеспечения этнической социализации школьников; принцип дифференциации содержания этнической социализации школьников с учётом групповых и индивидуальных потребностей;
принцип сотрудничества субъектов социализации; принцип включения этнической социализации учащихся в качестве официального элемента образовательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля результатов.
Ценностно-смысловая парадигма определила общие принципы развития, обучения и воспитания: создание модели этнической социализации личности в образовательной среде; характеристики педагогической деятельности субъектов образовательного процесса и современных образовательных технологий.
При разработке психолого-педагогической модели этнической социализации школьников мы опирались на исследования О. Е. Хухлаева, М. Ю. Чибисовой, И. М. Кузнецова, согласно которым для успешной трансляции ценностей, традиций и нормативов этнической культуры необходимо переструктурировать систему учебной деятельности в образовательной среде [15, с. 95-103]. Для этого на каждом уроке или перемене необходимо делать всё то же самое, что всегда, но иначе выстраивать этот процесс, за счёт вкладывания в эти действия второго, параллельного контекста. Сложность данной задачи состоит в том, что только на уровне теории её разрешить нельзя, как и нельзя разрешить только на уровне практики. Данная задача разрешается только через творческое взаимодействие практиков и теоретиков [Там же]. В связи с этим осознаётся необходимость взаимодействия школы с научными учреждениями, поиска научных руководителей, консультирующих по данным вопросам.
Результаты и их обсуждение. Предлагаемая нами модель позволит наполнить образовательную среду школы этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации личности.
При описании образовательной среды школы мы опираемся на определение С. К. Бондыревой. Она считает, что образовательная среда - это триединое индивидуальное пространство, состоящее из внутрипсихологического пространства, ближайшего психологического пространства и сферы значимого. Как пишет автор, узость внутрипсихологического пространства (внутреннего мира) порождает дискомфорт, неспособность индивида «найти себя».
Ближайшее психологическое пространство (зона общения и взаимодействия) влияет на способность индивида к общению и построению отношений с окружающими, избегая напряжённости и конфликтов, не ущемляя при этом ни свои, ни иные интересы и ценности. Сфера значимого характеризуется как совокупность близких и важных для индивида объектов во внешнем мире, имеющих прямое отношение к успешности социализации личности. Таким образом, от умения гибко перестраивать сферу значимого зависят успехи индивида при переходе на новый уровень индивидуального, этнического, культурного, жизненного самоопределения и личностной самореализации [3].
В предлагаемой психолого-педагогической модели ближайшее психологическое пространство (зона общения и взаимодействия) образовательной среды представлено совместной деятельностью или сотрудничеством субъектов социализации (школьников, педагогов, психолога и родителей). В связи с этим, ядром модели выступает сотрудничество субъектов социализации, которое разворачивается в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах обучения. Необходимость организации совместной деятельности как ведущей подчёркивается в новых ФГОСах. Так, в личностных результатах освоения ООП начального общего образования должно отражаться: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях; умение, не создавая конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Ме-тапредметные результаты освоения ООП начального общего образования должны отражать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством сотрудничества и учёта интересов сторон. Личностные результаты освоения ООП основного общего образования показывают формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Ме-тапредметные результаты освоения ООП основного общего образования должны отражать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаи-
вать своё мнение. Личностные результаты освоения ООП среднего (полного) общего образования показывают навыки сотрудничества со сверстниками.
Сотрудничество как совместная деятельность предъявляет особые требования к педагогам. В связи с этим обязательно продумывается вопрос обучения педагогов. Подготовка педагогов начинается заблаговременно, включает в себя констатирующую часть по выявлению проблемных зон в вопросах этнической социализации школьников, наращивание профессиональной компетентности. Практика показала, что наиболее продуктивной формой обучения является включённое обучение, которое предполагает соотношение теоретической части и практической как 30:70. В теоретической части мы даём основополагающие понятия и конструкты, а в практической части вырабатываем соответствующие навыки. Обучение носит проектный характер, т. е. педагог разрабатывает реальный проект, предполагающий совместную деятельность субъектов социализации (например, проект этнопарка, этногостиной и др.). Защита проекта и его презентация знаменуют завершающий этап в обучении. Таким образом, образовательная программа подготовки педагогов состоит из нескольких модулей: модуль 1 - теоретическая подготовка; модуль 2 - практическая подготовка; модуль 3 - разработка и презентация проекта.
Как отмечает Б. П. Мартиросян, всегда есть возможность построить учебный процесс различным образом, и результаты школьного образования в конечном итоге определяются содержанием учебных программ и тем, как взаимодействуют учителя и ученики в процессе его освоения [9, с. 230-249]. Соответственно, содержательные линии этнической социализации могут закладываться в Программе развития школы, в Образовательной программе школы, конкретизироваться в учебном плане и реализовываться через нелинейное расписание, что способствует вариативности содержания образования, дифференциации образовательных программ, индивидуализации «образовательной траектории» обучающихся и реализации принципа определения содержания и организации этнической социализации в неразрывной связи с другими направлениями воспитания.
Программа развития школы включает целевой блок, характеризующий общие цели, стратегические, цели этапов развития, цели-задачи, и блок организации деятельности (средства достижения целей). Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В условиях введения стандартов нового поколения учебный план школы рассматривается как механизм реализации основной образовательной программы. При конструировании учебного плана мы должны удерживать три характеристики: общее количество часов; две составляющие: обязательная и вариативная части (для начальной школы это соотношение составляет 80:20, для основной - 70:30); наличие предметных областей и их внутреннее наполнение. В части, формируемой участниками образовательного процесса, решаются две задачи: углубление содержания отдельных обязательных учебных предметов, обеспечение различных интересов обучающихся, в том числе этнокультурных, т. е. этнической социализации. Наполнение плана учебными занятиями для углубления, расширения содержания отдельных обязательных предметов проходит путём введения факультативных занятий, направленных на этническую социализацию учащихся. Конструирование учебного плана в сторону уменьшения классно-урочной системы и увеличения количества внеурочных форм учебной деятельности возможно на основе нелинейного динамического расписания, позволяющего расширить сферу процесса обучения детей, форм и типов: вывод детей за стены класса, изменение их места в учебно-воспитательном пространстве (проектное обучение, деловые игры, технологии коллективной мыследеятельнос-ти и др.).
Создание на старшей ступени общего образования условий для реализации индивидуальных образовательных программ требует расширения сетевого взаимодействия, интеграции с учреждениями дополнительного образования, СПО и ВПО. Наполнение вариативной части учебного плана, новой модели нелинейного динами-
ческого расписания, реализация индивидуальных учебных планов требуют психолого-педагогического сопровождения.
В образовательной среде школы сфера значимого, как совокупность близких и важных для индивида объектов, может быть представлена специальной инфраструктурой, стимулирующей интерес к другим, учитывающей возможности приобщения к этнокультурному многообразию, раскрывающей позитивные аспекты межэтнического взаимодействия.
Инфраструктурная платформа подразумевает создание специальных зон, например этногостиная, этнопарк, музей, информационно-ресурсный центр и т. д., погружающих учащихся в этнокультурную реальность в пространстве и времени. Мы согласны с позицией Э. Р. Хакимова, считающего, что окружающая детей среда должна пробуждать потребность узнавать особенности культурных традиций разных народов, знать о значении событий, действий, смыслов происходящего, как это понимают «Другие» [13]. Это создаёт ощущение удовольствия от «открытий» в культуре собственного народа, помогает увидеть особенное и общее в разных культурах. Для этого, как полагает учёный, школа должна включать в свою инфраструктуру элементы разных этнических культур, например этническую одежду и кухню, наглядные этнокультурные образы. Реальное взаимодействие учащихся с представителями разнообразных этнических культур позволяет им постепенно «открывать» в них личностные и деловые качества и, как следствие, уменьшать стереотипность оценки людей по их национальной принадлежности. Формами работы в школе могут стать подготовка и проведение мультикультурных праздников, уроков, классных часов и др. В данной деятельности Э. Р. Хакимов выделяет «культуро-признающий» этап - включение школьников в этнокультурные и поликультурные эмоционально насыщенные события, ознакомление детей с особенностями «своей» и других культур, организация межкультурного взаимодействия детей во всех формах образовательного процесса. «Культуро-взаимообогащий» этап - привлечение школьников к диалогу с авторитетными людьми, разделяющими ценности межкультурного взаимодействия, обучение умению сравнивать и находить общее
в культурах разных народов [Там же]. Создание специальной инфраструктуры обеспечивает выделенный выше принцип дифференциации содержания этнической социализации школьников с учётом групповых и индивидуальных потребностей.
Этногостиная как возможный компонент инфраструктуры школы предусматривает проведение встреч, заседаний, конференций, совещаний, музыкальных и литературно-художественных вечеров. Как известно, для формирующейся личности важны ценностные ориентации референтного для неё лица, а отрицательное отношение к другим этническим группам может смениться на положительное, если станет известно, что авторитетные для школьника люди относятся к ним положительно [13]. Данный факт предъявляет особые требования к гостям этногостиной, потому что их позиция по вопросам межэтнического взаимодействия, выраженная явно или неявно, является важнейшим фактором формирования культуры мира, который по своей значимости может перевесить все специально организованные воспитательные воздействия.
Этнопарк предполагает создание различных экспозиций: «живых» музеев; этнической архитектуры; воссоздание фрагментов исторических застроек и соответствующей им атмосферы и т. д. Не менее важен для этнической социализации школьников информационно-ресурсный центр с разделом этнокультуры, который обеспечивает доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования ресурсов библиотечно-инфор-мационного медиацентра. Создание данного компонента инфраструктуры школы способствует осознанному приобщению учащихся к культурным ценностям, святыням, истории народа [7], развитию его творческого потенциала, повышению интереса к этнической культуре, а также формированию навыков независимого библиотечного пользователя, навыков поиска, отбора и критической оценки информации.
Подрастающий человек нуждается в помощи в осознании этнокультурного многообразия и связей с предками. Решение данного вопроса возможно посредством создания школьного музея. Музей выступает как источник приобщения школьников к продуктам этнической культуры. Именно
в музейной среде сочетаются внешний мир человека, отражённый в памятниках культуры и искусства, мир явлений и событий и внутренний мир, тесно связанный с этнокультурными традициями и художественными образами. Использование музеев в этнической социализации личности - дело не простое. Педагоги и родители могут еженедельно водить детей в музеи и не достичь желаемых результатов. Опыт работы в данной сфере говорит об эффективности использования таких методов, как создание игровых ситуаций, проигрывание ролей, практическое манипулирование предметами, театрализация, ассоциативные связи, самостоятельная поисково-исследовательская работа. Существует множество вариантов форм работы и приёмов: викторины, ребусы, шарады, кроссворды, командные соревнования. Важная особенность в данной работе - участие самих школьников в создании музея, участие в обсуждении его тематики, поиск экспонатов, проведение экскурсий для детей младших классов и т. д., что позволяет ощутить свою причастность к школьному музею. Школьный музей можно посещать в любое время, менять совместно с педагогом экспонаты, брать их в руки, изучать; если в обычном музее школьник является только пассивным созерцателем, то здесь он играет роль творца и соавтора экспозиции.
Следует подчеркнуть, что этническая социализация школьников должна охватывать все виды образовательной деятельности, не ограничиваться рамками отдельных учебных предметов и проведением единичных и разрозненных мероприятий.
Реализация данного положения предполагает следующее: вовлечение каждого учащегося в процесс активной познавательной деятельности, исключая пассивное овладение знаниями, формирование чёткого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем; активное общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира; свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого,
но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования [11].
Отличительной особенностью новых ФГОСов является то, что в них включён такой раздел, как «Внеурочная деятельность», обеспечивающий поддержку духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, становление гражданской идентичности, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование активной деятельност-ной позиции. Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Фактически все обучающиеся 5-6-х классов охвачены внеу-чебной деятельностью, и количество часов варьирует от 1 до 10, что способствует развитию творческих способностей младших школьников [1, с. 71-77]. Экскурсионная и краеведческая практики углубляют знание учащихся о своей малой родине. Участие в краеведческих походах и экспедициях, помощь ветеранам, деятельность школьного музея способствуют формированию у школьников таких нравственных качеств, как отзывчивость, патриотизм, милосердие, взаимопомощь.
Этническая социализация школьников подразумевает использование не только традиционных форм и методов. Современные процессы социализации, в том числе и этнической, должны учитывать инновационные технологии в образовании. Сегодня в учебной деятельности школьников используется множество новых педагогических технологий. Наиболее адекватными целями этнической социализации, по нашему мнению, являются: обучение в сотрудничестве (cooperative learning); метод проектов; технология «мозаичный класс» (Jigsaw classroom) и другие, - в основе которых индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, а также возможности рефлексии.
Достоинство данных технологий заключается в следующем: во-первых, в условиях ещё существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом; во-вторых,
эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, нравственное развитие детей, их социализацию [11].
Одним из ведущих методов обучения в сотрудничестве является исследовательская работа учащихся в группах. Обучающиеся могут работать индивидуально или в группах до 6 человек. Включаясь в программу сотрудничества класса, на своём уровне они выбирают подтему как одно из направлений общей темы, изучаемой классом. Далее на уровне малых групп эта подтема ещё разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Ролевое подразделение подразумевает, что каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Последующая работа предполагает совместные обсуждения в группах, на основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и презентуется на уроке перед всем классом [Там же]. При обучении в сотрудничестве школьник не только овладевает знаниями, навыками и умениями, но и социализируется. Большинство учителей, использовавших сотрудничество в качестве практики обучения, отмечали, что их ученики стали друзьями, и эта дружба распространяется не только на пространство образования, она переходит на жизнь вне школы [Там же].
В этом же направлении действуют популярные сегодня в практике образования технологии «мозаичного класса», которые помогают учащимся преодолевать культурные и этнические барьеры. Эти программы характеризуются гармоничным сочетанием сплочённости вокруг общих задач и целей, индивидуальной ответственностью и примерно равными возможностями для достижения успеха каждого члена группы. Наличие общей цели предусматривает, что все участники мотивированы на как можно лучшее выполнение предложенного задания, при этом они готовы сотрудничать и помогать друг другу. Каждый ученик несёт свою персональную ответственность, которая заключена в том, что он, получив своё задание, получит и свою оценку за его выполнение. В этом случае у всех учеников имеются равные возможности, и они стремятся превзойти, но не успехи друг друга, а свои собственные достижения. Практи-
ка проведения занятий с использованием средств «мозаичной» технологии показывает, что в учебных коллективах межконфессиональные и межэтнические отношения становятся более гармоничными. Происходит это потому, что дети быстро привыкают к деятельности, основанной на взаимодействии. Для них естественной становится мысль о том, что один человек не может справиться с заданием без помощи других членов группы. Они уверены, что каждый из участников способен внести свой неповторимый и уникальный вклад в общее дело. Ценности, воспитываемые этим методом, убеждают, что никто не может быть успешным вне сотрудничества с другими членами группы. Результатом является развитие у детей социальных навыков, позволяющих взаимодействовать, не обращая внимания на различия в системах ценностей, обычаях, стилях, установках мышления [6].
Эффективным методом групповой работы в рамках этнической социализации учащихся является метод проектов [14], который заключается в разработке какой-либо проблемы на основе интеграции знаний, умений из различных областей науки. Результаты выполненных проектов - это конкретное решение проблемы, готовое к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная деятельность наглядно демонстрирует практическое применение полученных школьных знаний [11]. Достоинство использования проектного метода также в том, что проекты предоставляют уникальные возможности для формирования межкультурной компетентности самих педагогов, т. к. выбор тематики проектов подразумевает определённую степень владения этнокультурной информацией. Работающие в рамках данной методики педагоги самостоятельно определяют выбор тем с учётом учебной ситуации по своим предметам, учитываются также собственные профессиональные интересы, интересы и способности учащихся. Возможной является ситуация, когда тематика проектов предлагается учениками, часто это используется во внеурочной деятельности. Учащиеся, естественно, ориентируются на собственные интересы, среди которых выделяются познавательные, творческие, прикладные.
Результативность предложенной психолого-педагогической модели этнической
социализации школьников может оцениваться по следующим критериям: 1) тип этнической идентичности; 2) уровень толерантности; 3) система ценностных ориен-таций. Интегральный результат этнической социализации школьников - формирование и развитие этносоциализированной личности, обладающей ценностным признанием и принятием этнокультурного многообразия, позитивной этнической и гражданской идентичностью, развитой толерантностью; умеющей применять на практике навыки конструктивного межэтнического взаимодействия.
Алгоритм этнической социализации в образовательной среде включает следующие этапы: анализ актуального уровня показателей этнической социализации школьника; проектирование идеального уровня развития этнической социализации школьника; создание и обоснование индивидуальной траектории этнической социализации школьника; реализацию целенаправленной совместной деятельности субъектов образования по обеспечению этнической социализации школьника.
При этом основополагающим в данной работе является стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения. Здесь может быть использована технология SWOT-анализа, активно используемая в социальном проектировании и управлении образованием [15, с. 95-103]. Аббревиатура SWOT происходит от четырёх английских слов: Strengths - сильные стороны, Weakness - слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats - угрозы. С помощью SWOT-анализа субъекты социализации могут со всех сторон рассмотреть риски и ресурсы, учитывая как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на деятельность по психолого-педагогическому обеспечению этнической социализации.
Технологическое описание реализации психолого-педагогической модели этнической социализации школьников может быть отражено в дорожной карте. Дорожная карта - это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта - отдельного продукта, класса продуктов и даже плана достижения целей [5]. Создание дорожных карт - это процесс совместного планирования, который заметно отличается от других инструментов пла-
нирования и анализа. Во-первых, данная технология существует только в случае, если участники хотят отвечать требованиям современных реалий. Во-вторых, она основывается на представлениях о том, в каком направлении организация планирует двигаться и какие технологии для этого понадобятся. В-третьих, она предоставляет цельную, от сегодняшнего дня и до дня завтрашнего, картину того пути, который необходимо пройти для достижения этих представлений, помогая участникам определить, выбрать и развить верные технологические альтернативы, необходимые для создания нужных продуктов. Дорожная карта разрабатывается общими усилиями, путём согласования ряда вопросов: представление о ситуации в этой области в определённом временном отрезке в будущем; знание того, какие новые типы продуктов (или услуг) будут востребованы; представление о технологиях, позволяющих создать такие продукты, о выполнимости, об альтернативах достижения результатов. Процесс создания дорожной карты включает в себя три фазы. Первая фаза - подготовительная, обеспечивает все необходимое для создания дорожной карты. Вторая -собственно разработка дорожной карты. Третья - внедрение и мониторинг.
Необходимость разработки дорожной карты в психолого-педагогическом обеспечении этнической социализации школьников обусловлена потребностью субъектов социализации (педагогов, администрации, психолога, научного консультанта и др.) в целостном видении со стороны всего процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности. Сам по себе процесс формирования дорожной карты - это некая ревизия имеющегося потенциала образовательного учреждения, обнаружение слабых мест, рисков и возможностей роста, оценка ресурсного обеспечения и т. д. Причем осуществляется этот анализ на основании коллективного обсуждения рассматриваемого объекта.
Таким образом, обеспечивается принцип сотрудничества субъектов социализации, обогащение коммуникации, целостное видение деятельности по психолого-педагогическому обеспечению этнической социализации школьников, когда каждый пред-
ставляет себя во времени и пространстве, видит конкретный результат совместной и индивидуальной деятельности. В целом предлагаемая нами психолого-педагогическая модель этнической социализации школьников отвечает критериям простоты и переносимости и может быть использована для решения вопросов этнической социализации школьников в любом среднем общеобразовательном учреждении.
Выводы:
1. Разработка психолого-педагогической модели этнической социализации учащихся достигается применением принципов определения содержания и организации этнической социализации в неразрывной связи с другими направлениями воспитания; непрерывности психолого-педагогического обеспечения этнической социализации школьников; дифференциации содержания этнической социализации школьников с учётом групповых и индивидуальных потребностей; сотрудничества субъектов социализации; включения этнической социализации учащихся в качестве официального элемента образовательного процесса на уровне планирования, реализации и контроля результатов.
2. Психолого-педагогическая модель этнической социализации требует наполнения образовательной среды школы этнокультурным содержанием на основе сотрудничества субъектов социализации. Этническая социализация включается как необходимый компонент в Программу развития школы, в Образовательную программу школы, в учебный план и нелинейное расписание. Создание специальной инфраструктуры с целью приобщения к этнокультурному многообразию, возможными элементами такой инфраструктуры могут быть этногостиная, этнопарк, информационно-ресурсный центр с разделом этнокультуры, школьный музей как источник приобщения школьников к продуктам этнической культуры и др. В этнической социализации школьников необходимо использование как традиционных форм и методов, так и инновационных (обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательская деятельность, технология «мозаичный класс» и др.).
3. Результативность реализации психолого-педагогической модели этнической социализации школьников оценивается с помощью таких измеримых критериев,
как тип этнической идентичности, уровень толерантности и система ценностных ориентаций. Основная цель - этносоци-ализированная личность, отличающаяся ценностным признанием и принятием этнокультурного многообразия, позитивной этнической и гражданской идентичностью, развитой толерантностью.
4. Технологическое описание реализации психолого-педагогической модели этнической социализации школьников может быть отражено в дорожной карте, представляющей собой наглядный пошаговый сценарий или план достижения поставленных целей во времени с привязкой к используемым технологиям и конечным продуктам.
Список литературы
1. Антилогова Л. Н. Внеучебная деятельность как фактор развития творческих способностей младших школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 3.
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4.
3. Бондырева С. К. Миграция (сущность и явление). М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2007. 296 с.
4. Дагбаева С. Б. Психолого-педагогическое обеспечение процесса этнической социализации учащихся средней школы: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Кемерово, 2014. 420 с.
5. Кузык Ю. Что такое дорожная карта? [Электронный ресурс] // Новые знания online. Инновации. Режим доступа: http://www.novznania.ru/2011/01/что-такое-дорожная-карта (дата обращения: 14.04.2016).
6. Куценко Е., Хухлаев О. Принцип «мозаичного класса» [Электронный ресурс] // Первое сентября. 2013. № 14. Режим доступа: http://www.ps.1september.ru/ view_article.php ?lD=201301414 (дата обращения: 06.02.2016).
7. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г Тренинг этнической толерантности для школьников: учеб. пособие. М.: МАКС Пресс, 2012. 360 с.
8. Ломов Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М.: Наука, 1999. 204 с.
9. Мартиросян Б. П. Духовно-практическая направленность теоретических моделей развития школ // Современное образование: смыслы и стратегии духовного развития человека / под ред. Б. П. Мартиросяна, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулешевой. М.: Ленанд, 2013. 616 с.
10. Морозова И. С. Модель функционирования психологической службы // Пед. вестн. 2008. Вып. 44.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухар-кина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.
12. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedu. ru/expdic (дата обращения: 24.02.2016).
13. Хакимов Э. Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипа-радигмального подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ижевск, 2012. 50 с.
14. Хухлаева О. В., Чибисова М. Ю. Работа психолога в многонациональной школе: учеб. пособие. М.: Форум, 2011. 176 с.
15. Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1.
Источники
16. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. government.ru/media/files/ 41d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 30.04.2016).
References
1. Antilogova L. N. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya tvorcheskikh sposobnostei mladshikh shkol'nikov // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2013. № 3.
2. Asmolov A. G. Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya // Pedagogika. 2009. № 4.
3. Bondyreva S. K. Migratsiya (sushchnost' i yavlenie). M.: MPSI; Voronezh: Modek, 2007. 296 s.
4. Dagbaeva S. B. Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie protsessa etnicheskoi sotsializatsii uchashchikhsya srednei shkoly: dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.07. Kemerovo, 2014. 420 c.
5. Kuzyk Yu. Chto takoe dorozhnaya karta? [Elektronnyi resurs] // Novye znaniya online. Innovatsii. Rezhim dostupa: http://www.novznania.ru/2011/01/chto-takoe-dorozhnaya-karta (data obrashcheniya: 14.04.2016).
6. Kutsenko E., Khukhlaev O. Printsip «mozaichnogo klassa» [Elektronnyi resurs] // Pervoe sentyabrya. 2013. № 14. Rezhim dostupa: http://www.ps.1september.ru/ view_article.php ?ID=201301414 (data obrashcheniya: 06.02.2016).
7. Lebedeva N. M., Luneva O. V., Stefanenko T. G. Trening etnicheskoi tolerantnosti dlya shkol'nikov: ucheb. posobie. M.: MAKS Press, 2012. 360 s.
8. Lomov B. F. Problemy i strategiya psikhologicheskogo issledovaniya. M.: Nauka, 1999. 204 s.
9. Martirosyan B. P. Dukhovno-prakticheskaya napravlennost' teoreticheskikh modelei razvitiya shkol // Sovremennoe obrazovanie: smysly i strategii dukhovnogo razvitiya cheloveka / pod red. B. P. Martirosyana, G. N. Filonova, O. V. Sukhodol'skoi-Kuleshevoi. M.: Lenand, 2013. 616 s.
10. Morozova I. S. Model' funktsionirovaniya psikhologicheskoi sluzhby // Ped. vestn. 2008. Vyp. 44.
11. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysheniya kvalifikatsii ped. kadrov / E. S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov; pod red. E. S. Polat. M.: Akademiya, 2002. 272 s.
12. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vedu.ru/ expdic (data obrashcheniya: 24.02.2016).
13. Khakimov E. R. Konstruirovanie praktiki polikul'turnogo obrazovaniya na osnove polipara-digmal'nogo podkhoda: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Izhevsk, 2012. 50 s.
14. Khukhlaeva O. V., Chibisova M. Yu. Rabota psikhologa v mnogonatsional'noi shkole: ucheb. posobie. M.: Forum, 2011. 176 s.
15. Khukhlaev O. E., Chibisova M. Yu., Kuznetsov I. M. Shkola kak translyator kul'tury prinimayushchego obshchestva: integratsiya detei-migrantov v obrazovatel'noi srede // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2014. № 1.
Istochniki
16. Federal'naya tselevaya programma «Ukreplenie edinstva rossiiskoi natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gody)» [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.government.ru/media/ files/ 41d4862001ad2a4e5359.pdf (data obrashcheniya: 30.04.2016).
Библиографическое описание статьи
Дагбаева С. Б., Кимова С. З. Психолого-педагогическая модель этнической социализации учащихся средней школы // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 5. С. 6-16. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-6-16.
Reference to the article
Dagbaeva S. B., Kimova S. Z. Psycho-Pedagogical Model of Ethnic Socialization of Secondary-School Students// Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 6-16. DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-6-16.
Статья поступила в редакцию 21.07.2016