Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования этнического самосознания учащихся'

Педагогические условия формирования этнического самосознания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ СОЦИУМ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА / ETHNIC IDENTITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / MULTIETHNIC SOCIETY / INTEGRATION / NEED-MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Лидия Васильевна

Рассматриваются организация и проблемы образовательного процесса по формированию этнического самосознания учащихся. Подчеркивается существенная роль школы как органической части социальной жизни полиэтнического социума, которая призвана сбалансировать образовательные интересы личности, этноса и общества. Выделены и обоснованы ведущие педагогические условия формирования этнического самосознания: приобщение учащихся к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы, интеграция учебной и внеучебной деятельности; создание этнокультурной среды, способствующей погружению учащихся в родную культуру; систематическая и преемственная совместная деятельность семьи, школы и социума. Показано, что содержание обучения должно как можно более точно отражать тот жизненный опыт, который будет необходим учащимся в их будущей деятельности в полиэтничном социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF STUDENTS

The article is devoted to the problems of the educational process and the formation of ethnic identity of students. It emphasizes the important role of the school as an organic part of the social life of a multi-ethnic society, which aims to balance the educational interests of the individual, nation and society. The article identifies and justifies the leading pedagogical conditions of formation of ethnic identity: familiarizing students to the national culture, taking into account their age characteristics and need-motivational sphere, the integration of academic and extracurricular activities; creation of ethnic and cultural environment conducive to immersion students in their native culture; systematic and continuity of joint activity of the family, school and society. It is shown that the learning content to be as accurate as possible to reflect the life experience that students will need in their future activities in a multiethnic society.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования этнического самосознания учащихся»

УДК 37.013.46

Л. В. Волошина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Рассматриваются организация и проблемы образовательного процесса по формированию этнического самосознания учащихся. Подчеркивается существенная роль школы как органической части социальной жизни полиэтнического социума, которая призвана сбалансировать образовательные интересы личности, этноса и общества. Выделены и обоснованы ведущие педагогические условия формирования этнического самосознания: приобщение учащихся к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы, интеграция учебной и внеучебной деятельности; создание этнокультурной среды, способствующей погружению учащихся в родную культуру; систематическая и преемственная совместная деятельность семьи, школы и социума. Показано, что содержание обучения должно как можно более точно отражать тот жизненный опыт, который будет необходим учащимся в их будущей деятельности в полиэтничном социуме.

Ключевые слова: этническое самосознание, педагогические условия, полиэтничный социум, интеграция, мотивационно-потребностная сфера.

Рост национального самосознания, стремление личности удовлетворить собственные национально-культурные потребности в современном поликультурном обществе повлекли за собой изменения государственной политики в образовательной области. Приоритетное положение среди проблем современного образования занимает подготовка молодежи к жизни в многонациональном обществе. Именно поэтому в содержание образования вводится этнокультурный компонент, способствующий приобщению учащихся к собственной культуре и формированию у них навыков эффективного межэтнического общения и взаимодействия. Определение собственной этнической идентичности в условиях неоднородной этнической среды дает человеку возможность сформировать собственную нравственную позицию, почувствовать себя представителем своего этноса, гражданином своей страны. О воспитании этнического самосознания на основе национальных и культурных традиций говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), разработанном на основе Конституции РФ и принятого в 2012 г. Он направлен на «обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [1, с. 1]. Наличие регионального компонента во ФГОСе рассматривается учеными и педагогами-практиками как условие воспроизводства национально-культурных особенностей личности, формирования у учащихся ценностного отношения к этносам. Он отражает национальное и региональное своеобразие этнических субъектов России и призван обеспечивать активное и полноценное включение обучаемых в социальную и культурную среду, в окружающий природный мир. Но при этом

нужно исходить из того, что восприятие и мышление каждого этноса своеобразны, а это требует внимательного подхода к формам и методам обучения в соответствии с морально-этическими нормами и установками, принятыми в данном этническом сообществе.

Этносы, проживающие на территории Сибири, сосуществуют в общем социальном пространстве, пытаясь сохранить национальные и региональные культуры, принимая и уважая людей разных национальностей. Исследователь В. В. Собольников условно выделил этнические группы Сибирского региона, взяв за основу особенности их языка, территориальное местоположение и самосознание: русскоязычное население, постоянно проживающее в Сибири; этносы, имеющие свои государственно-национальные объединения; коренные малочисленные народы Сибири и Севера [2 с. 19]. Определяющим фактором для всех этносов является этническое самосознание, предполагающее осознание своей принадлежности к конкретному социуму; наличие внутренней и внешней связи со своей этнической общностью, ориентацию на систему этнических и региональных ценностей. Образовательная система, при которой учащиеся усваивают родную культуру, формируя тем самым собственное этническое сознание, призвана уравновесить образовательные интересы личности, этноса, общества и государства. Школа как институт социализации личности закладывает истоки формирования этнического самосознания, самоопределения в окружающем мире, готовности переносить на самого себя особенности, обычаи и культурные нормы ее внешнего окружения [3, с. 135].

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного решения проблемы формирования этнического самосознания учащихся: социальные (потребность общества в личности как субъекте этнической культуры региона); теоре-

тические (актуализация в философской, психологической, педагогической науках личности как человека этнической и общемировой культуры); практические (в образовательных учреждениях создается среда воспитания, отражающая особенности этнорегиональной культуры).

В основе содержания обучения необходимо соответствие мировым стандартам знаний учащихся и взаимосвязь учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. Содержание образовательных программ при этом должно: включать в предметы федерального компонента этническую специфику; отражать в учебном материале идеи народной педагогики; раскрывать общее в культурах российских народов и этносов, проживающих в конкретном регионе; определять и подчеркивать уникальные самобытные черты этнических культур региона.

Этническая культура объединяет в себя разрозненные элементы и знания, которые в содержании обучения реализуются через проведение интегра-тивных уроков на основе основных элементов этнической культуры окружающего социума. В организации деятельности по формированию этнического самосознания, как правило, нередки ситуации, когда мотивация у учащихся стоит на первом месте. Отсюда интерес к этнической культуре (или его отсутствие) должен быть положен во главу угла педагогических технологий, направленных на актуализацию познания истории и культуры своего этноса.

Анализ литературы и опытная работа показали, что для самопознания и самоидентификации наиболее эффективными являются игровые методы обучения. Используемые игровые ситуации должны быть направлены на познание самого себя, своих личностных качеств, этнических особенностей; ознакомление с культурами других народов; формирование навыков межэтнического взаимодействия.

В младших классах ведущую роль в воспитании любви к своему народу и формировании этнического самосознания принадлежит фольклору. Использовать воспитательно-образовательные возможности фольклора в понимании смысла многих национальных традиций, в укреплении моральных норм и нравственных идеалов позволяет глубина и нацеленность его содержания на формирование гордости за свой народ, его историю и культуру, формирование этнического самосознания. Отсюда учителю необходимы тщательный отбор материала для изучения, продумывание совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, определение в каждой теме нравственной идеи, отражающей этнокультурное своеобразие региона. В процессе формирования этнического самосознания могут

быть использованы в качестве форм и методов обучения развивающие игры, игры на самопознание, самоидентификацию, способствующие адекватному оцениванию учащимися своих возможностей и знаний. Для учащихся средней ступени школы формирование этнического самосознания реализуется посредством включения в общеобразовательный предметный цикл этнокультурного компонента, направленного на стимулирование интереса к историческим и культурным ценностям своего этноса. Это могут быть темы по русской и мировой литературе, географии, истории Отечества. В технологию формирования этнического самосознания могут быть включены как интегрированные уроки, так и видеофильмы с самостоятельным озвучиванием. Методы проблемного изложения, частично-поисковый метод особенно актуальны на уроках-панорамах, уроках-экскурсиях, уроках с использованием обучающих тестов.

В старших классах данный процесс формирования строится на освоении этнокультурных ценностей, соответствующих современному уровню общей культуры личности и ее интеграции в систему мировой культуры посредством усвоения знаний о культуре своего этноса. В учебные предметы включаются темы, рассматривающие историческую, культурную, экономическую взаимосвязи. Лекционно-семинарская форма проведения уроков коррелируется с дебатами, дискуссиями, реферированием этнического материала. Подключение учащихся старших классов к диалогу культур наиболее интересно протекает в групповых формах работы через использование исследовательских методов и методов проектной деятельности. Таким образом, ведущим педагогическим условием формирования этнического самосознания учащихся является приобщение учащихся к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей и мотивационно-потребностной сферы. Следующее педагогическое условие включает в себя интеграцию учебной и внеучебной деятельности при включении этнокультурного компонента во все элементы содержания образования. Сформировать этническое самосознание возможно через такую организацию обучения, где учащийся был бы вовлечен в создание и решение проблемных ситуаций, разработку заданий и тематики уроков-семинаров, т. е. получал бы реальную возможность для развития самосознания. Через беседы, опросы, анкетирование и тестирование необходимо помочь учащемуся ответить на вопрос «кто Я?», осмыслить его этническую сущность, заставить задуматься над своим внутренним миром. Введение этнокультурного компонента в содержание образовательных предметов позволяет формировать этническое самосознание через обновление содержа-

ния различных видов уроков. Интеграция учебных предметов включает в себя уроки музыки и изобразительного искусства, литературы, истории и литературы, трудового обучения, физической культуры. В зависимости от поставленных и решаемых задач во внеучебной деятельности, являющейся логическим продолжением учебных занятий, общение учащихся протекает здесь более интенсивно и во многом зависит от адаптации личности к окружающему его социуму. Отсюда идеи по саморазвитию и самосознанию должны не декларироваться, а реализовываться всеми доступными методами и формами. В педагогической практике наиболее распространены формы: ориентированные на социализацию учащихся; направленные на познание, знакомство; развивающие самосознание, самостоятельность; развлекательные. В процессе учебной и внеучебной деятельности у учащихся формируются опыт эмоционально-ценностного отношения к культуре своего этноса и этническое самосознание.

Урочная и внеурочная деятельность, интегриру-ясь, тем не менее решает различные задачи: в урочной деятельности - достижение обязательного минимума знаний и умений, навыков; развитие учащегося, его уровня образования; во внеурочной деятельности - расширение знаний по предметам с включением этнокультурного компонента; повышение уровня интеллектуальной деятельности; формирование личности, соответствующей этническому идеалу совершенного человека; формирование эмоционально-ценностного отношения к этнической культуре. Внешкольная же деятельность способствует общему развитию учащегося, повышению его эрудиции, расширению кругозора, уважению к обычаям и традициям своего народа, воспитанию культуры межнациональных отношений. Непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности к родным местам, следования обычаям является культурная среда. Именно культура определяет границы этноса, и приобщение учащихся к ней определяется как основная задача этнокультурного образования, выступающего как цель, процесс, результат и средство освоения человеком своего культурного наследия. Создание этнокультурной среды, способствующей погружению учащихся в родную культуру (3-е условие), формирует этническое самосознание учащихся. Этнокультурная среда различных этносов входит в поликультурное пространство, где происходит взаимовлияние многочисленных этнических культур. Современные исследователи рассматривают его как ресурс педагогической деятельности в современной школе по формированию этнического самосознания через взаимодействие с традиционной этнической культурой. Этнокуль-

турная среда современного мегаполиса включает в себя образовательные учреждения и учреждения культуры, различные общественные институты, где возникают неформальные организации, социальные объединения и инициативы, воспроизводящие и передающие этнические традиции, ритуалы, обычаи и ремесла. Деятельность этнокультурной среды складывается из сетевого взаимодействия с различными организациями на основе традиционной народной культуры. Создание этнокультурной среды происходит через организационные формы: акции и проекты, программы, реконструкции событий, фестивали, экспедиции, смотры и т. п. Культурно-деятельностная среда, организующая взаимодействие образовательных учреждений, этнических центров, музеев и театров, способствует погружению учащихся в ценностно-смысловое пространство своего этноса.

Систематическая и преемственная совместная деятельность семьи, школы и социума обеспечивает усвоение учащимися знаний о собственной этнической культуре. Приобщение учащихся к национальной культуре предполагает учитывать моти-вационно-потребностные особенности личности, напрямую зависящие от специфики семейного воспитания, принятого в конкретном этносе. Проблема формирования личности, способной к конструктивному диалогу, умеющей принять своеобразие образа жизни различных этнических обществ неотделима от понимания и знания условий, в которых рос и развивался ребенок. Давно доказано, что совместная деятельность семьи и других социальных институтов, занимающихся воспитанием учащихся по месту жительства, способствует успешному формированию межэтнического взаимодействия. В этой связи одной из главных педагогических задач является определение ценностного содержания форм, образцов и средств взаимосвязи семьи, школы и других социальных институтов при формировании этнического самосознания учащихся. Социальные связи образовательного учреждения должны быть нацелены на использование потенциала общественных институтов в процессе формирования этнического самосознания учащихся. Неформальное межличностное общение, отношения детей и их родителей, деятельность других социальных институтов, способных профессионально помочь учащимся изучить жизнь своих предков, сохранить преемственность этнической культуры и оградить подрастающее поколение от проявления чуждых взглядов, национальной вражды, в какой бы форме они ни проявлялись, заслуживают особого внимания. Согласование этнокультурных традиций с новыми запросами личности - это реальная проблема современности. Приобщение к единому коллективному опыту, сформи-

рованному конкретным поколением, достигается не информированностью, а эффектом присутствия.

В заключение следует еще раз подчеркнуть: формирование этнического самосознания учащих-

ся порождает множество учебно-воспитательных проблем, решение которых возложено в первую очередь на учителя, знающего и уважающего как свою культуру, так и культуру других этносов.

Список литературы

1. ФГОС среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. С. 1.

2. Собольников В. В. Особенности этничности народов Сибирского региона // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2002. Вып. 3 (31). С. 18-24.

3. Голуб Е. В. Этническая идентичность как фактор социализации подростков полиэтнического региона // Казанский пед. журн. 2011. № 2. С. 108-113.

Волошина Л. В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Институт развития образовательных систем РАО. Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041. E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 19.09.2014.

L. V. Voloshina

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF STUDENTS

The article is devoted to the problems of the educational process and the formation of ethnic identity of students. It emphasizes the important role of the school as an organic part of the social life of a multi-ethnic society, which aims to balance the educational interests of the individual, nation and society. The article identifies and justifies the leading pedagogical conditions of formation of ethnic identity: familiarizing students to the national culture, taking into account their age characteristics and need-motivational sphere, the integration of academic and extracurricular activities; creation of ethnic and cultural environment conducive to immersion students in their native culture; systematic and continuity of joint activity of the family, school and society. It is shown that the learning content to be as accurate as possible to reflect the life experience that students will need in their future activities in a multiethnic society.

Key words: ethnic identity, pedagogical conditions, multiethnic society, integration, need-motivational sphere.

References

1. FGOS secondary (complete) general education. Approved by the Order of the Russian Ministry of the May 17, 2012, no. 413, p. 1 (in Russian).

2. Sobolnikov V. V. Features ethnicity of the peoples of Siberia. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2002, no. 3 (31), pp. 18-24 (in Russian).

3. Golub E. V. Ethnic identity as a factor in the socialization of adolescents multiethnic region. Kazan Pedagogical Magazine, 2011, no. 2, pp. 108113 (in Russian).

Institute for the Development of Educational Systems of Russian Academy of Education

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041. E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.