Научная статья на тему 'К вопросу о формировании этнической идентификации'

К вопросу о формировании этнической идентификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNICITY / IDENTITY / MULTICULTURAL EDUCATION / ETHNIC STEREOTYPE / EDUCATIONAL INSTITUTION / ETHNOS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бесаева А. Г., Гассиева Н. К., Джиоева А. А.

В статье рассматривается суть феномена этнической идентичности, характеризуется процесс его формирования у развивающейся личности в условиях общеобразовательной школы. Обращается внимание на сложность и многообразность данного процесса, в котором этническая идентификация представляет собой составную часть поликультурного воспитания и образования. Делается вывод о том, что помимо воспитательной работы, направленной на этническую идентификацию, необходимо параллельное проведение систематической и планомерной работы в контексте ознакомления учащихся с иными этническими общностями, чтобы не допустить ограничения мира их социальных контактов и максимально использовать возможности усвоения других языков и культур. В числе первостепенных задач любого образовательного учреждения следует определить работу по формированию у каждого учащегося национального самосознания, сохранению языковой самобытности, культурного генофонда воспитанию толерантного отношения к представителям других этнических общностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF FORMATION ETHNIC IDENTITY

The article deals with a phenomenon of an identity, characterized by the process of formation from developing personality in secondary schools. The attention is drawn to the complexity and diversity of the process, in which an ethnic identity is a component part of multicultural education. It is concluded that the forming the ethnic identity is one of the primary tasks of the educational institution. It is concluded that in addition to the educational work aimed at ethnic identity, it is necessary to conduct parallel systematic and progressive work in the context of familiarizing students with different ethnic communities to prevent limitations of the world of their social contacts and to make maximum use of the possibilities for absorption of other languages and cultures. Among the priority tasks it is believed that any educational institution should define a form of work for every student how to develop his national identity, preservation of linguistic identity, cultural gene pool of tolerant attitude towards education representatives of other ethnic communities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании этнической идентификации»

References

1. Balykina T.V., Timoshina I.N. Izuchenie mezhlichnostnyh konfliktov v pedagogicheskom processe: 'emocional'no-cennostnyj aspekt. Pedagogicheskoeobrazovanieinauka. 2004; 3: 126 - 129.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: http://fgos.ru

3. Karimulaeva 'E.N., Kurbanova A.M. Kommunikativnaya kul'tura kak komponent obschej professional'noj kul'tury pedagoga.M/r nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2017; 6: 52 - 53.

4. Novichkova N.M. Pedagogicheskaya praktika kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo stanovleniya buduschego pedagoga. Delo ego zhizni: sbornik nauchnyh statej. Cheboksary, 2008: 133 - 139.

5. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Slovar'konfliktologa. Moskva: 'Eksmo, 2010.

6. Fisher R., Yuri U. Put' k soglasiyu, ili peregovory bez porazheniya. Moskva: Nauka, 1992.

Статья поступила в редакцию 08.10.18

УДК 159.9

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval), E-mail: anzela1983@mail.ru

Gassieva N.K., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tskhinvali, South Osetia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

Djioeva A.A., senior teacher, Departament of Journalism, South-Ossetian State University n.a. A.Tibilov (Tskhinvali, South Osetia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

ON THE GUESTION OF FORMATION ETHNIC IDENTITY. The article deals with a phenomenon of an identity, characterized by the process of formation from developing personality in secondary schools. The attention is drawn to the complexity and diversity of the process, in which an ethnic identity is a component part of multicultural education. It is concluded that the forming the ethnic identity is one of the primary tasks of the educational institution. It is concluded that in addition to the educational work aimed at ethnic identity, it is necessary to conduct parallel systematic and progressive work in the context of familiarizing students with different ethnic communities to prevent limitations of the world of their social contacts and to make maximum use of the possibilities for absorption of other languages and cultures. Among the priority tasks it is believed that any educational institution should define a form of work for every student how to develop his national identity, preservation of linguistic identity, cultural gene pool of tolerant attitude towards education representatives of other ethnic communities. Key words: ethnicity, identity, multicultural education, ethnic stereotype, educational institution, ethnos.

А.Г. Бесаееа. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

Н.К. Гассиееа канд. филол.. наук, доц. каф. русского языка, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г . Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

А.А. Джиоева ст. преп. каф. журналистики, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье рассматривается суть феномена этнической идентичности, характеризуется процесс его формирования у развивающейся личности в условиях общеобразовательной школы. Обращается внимание на сложность и многообразность данного процесса, в котором этническая идентификация представляет собой составную часть поликультурного воспитания и образования. Делается вывод о том, что помимо воспитательной работы, направленной на этническую идентификацию, необходимо параллельное проведение систематической и планомерной работы в контексте ознакомления учащихся с иными этническими общностями, чтобы не допустить ограничения мира их социальных контактов и максимально использовать возможности усвоения других языков и культур. В числе первостепенных задач любого образовательного учреждения следует определить работу по формированию у каждого учащегося национального самосознания, сохранению языковой самобытности, культурного генофонда воспитанию толерантного отношения к представителям других этнических общностей.

Ключевые слова: этническая идентичность, поликультурное воспитание, этнический стереотип, образовательное учреждение, этнос.

В условиях современной социокультурной ситуации, характеризующейся как фактами этнического самоопределения, так и интеграционными процессами, взаимодействием и взаимопроникновением культур, особенно актуализируются вопросы воспитания подрастающего поколения в контексте межэтнического контактирования с сохранением исторически обусловленной национальной неповторимости, национального достоинства, этнической идентичности, что призвано обеспечить формирование толерантных граждан, являющихся в то же время патриотами своего Отечества, своих национальных культур.

Под этнической идентичностью понимается представление человека о себе как о члене определённой этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Исходя из этого в структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:

- когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик);

- аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [1].

Процесс формирования этнической идентичности характеризуется, как утверждают ученые [2; 4], тремя этапами.

На первом из них - в шести-семилетнем возрасте - осуществляется приобретение фрагментарных знаний о своей отнесенности к определенному этносу, основанной вначале на таких наглядных показателях, как внешность, цвет кожи, обычаи, язык.

На втором этапе - в восьми-девятилетнем возрасте - наблюдается уже более чёткая идентификация собственной личности с этнической общностью, для этого указываются такие основания, как принадлежность родителей к данной национальности, территория проживания, язык.

На третьем этапе - в возрасте десяти-одиннадцати лет - данный процесс достигает полного объема. Младшие подростки отмечают такие особенности разных этносов, как религия, историческая уникальность, самобытная бытовая культура, общность предков.

Как известно, нет в истории двух этносов с совершенно одинаковыми культурами. В то же время разные народы могут обладать единой религией или иными сходными элементами культуры и на этой основе характеризоваться общими нормами морали и правилами поведения, мировоззрения, типичными формами мировоззрения.

Нередко приходится констатировать наличие этнических стереотипов, свойственных представителям разных этнических общностей. Это устоявшиеся представления о типичных нравственных, интеллектуальных, физических признаках, характерных для представителей различных народов. Изучение и анализ мнений ученых [2; 3] позволяет прийти к выводу о выделении двух видов этнических стереотипов:

- автостереотипов;

- гетеростереотипов.

Первый выражается в устойчивых мнениях, суждениях, оценках индивидов в отношении своего этноса (чаще всего положительных).

Второй вид представляет устойчивые оценочные суждения людей о представителях других этносов, отличающиеся эмоциональной окрашенностью, обобщенностью, упрощенностью.

Они часто характеризуются недостаточной точностью, хотя и обладают в определенной мере зерном истины.

Основой усвоения индивидом социальных стереотипов в детском возрасте обычно служит, как известно, не собственный жизненный опыт, а информация, получаемая из СМИ, вторичные источники, чужие мнения и пр. Сохраняясь в

течение десятилетий и передаваясь новым поколениям, эти стереотипы оказываются распространенными среди широкого круга представителей конкретного этноса.

Таким образом, этническая идентичность, формирующаяся в ходе социализации, состоит не только в том, что индивид осознаёт свою тождественность с другими представителями этнической общности, но и в ее объективной оценке, в осознании значимости принадлежности к ней, в разделении этнических чувств, основывающихся на глубоких эмоциональных связях с ней, в моральных обязательствах по отношению к своему народу.

Говоря о процессе этнокультурной идентификации, необходимо иметь в виду всю его сложность и многообразность. Он характеризуется, с одной стороны, большим количеством составляющих той культуры, носителями которой являются конкретные лица, с другой - особенностями культур представителей иных населяющих данную территорию народов.

Этническая идентификация представляет собой составную часть поликультурного воспитания, основой которого является поликультурное образование. Последнее, как указывают ученые [4; 5], предполагает усвоение определенной суммы знаний о материальной, духовной и нормативной культуре.

Знания о материальной культуре предполагают знакомство с типом поселений, жилищами, предметами быта, одеждой, украшениями, национальной кухней, транспортными средствами, орудиями труда и пр. Знакомство с духовной культурой представлено знаниями о народных обычаях, обрядах, праздниках, языке, искусстве, народном творчестве. Знания о нормативной культуре предполагают усвоение информации об общечеловеческих нравственных качествах, правилах общения людей в пределах одного этноса и за его пределами.

Эффективная реализация поликультурного воспитания, по утверждению ученых, [5 и др.] требует соблюдения следующей последовательности:

во-первых, осуществление национального воспитания, в процессе которого индивиду прививается любовь, уважительное отношение к родному этносу, гордость за его историко-культурные ценности и достижения;

во-вторых, знакомство с жизнью и бытом представителей соседних этнических общностей, формирование положительного отношения к ним, организация доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми иных национальностей через приобщение к их традиционной культуре;

Библиографический список

в-третьих, предъявление информации, отражающей этническую самобытность территориально отдаленных народов и способствующей формированию у учащихся эмоционально-положительного восприятия и осознания этнического многообразия мира.

Вышеизложенное позволяет считать, что этнокультурная социализация представляет собой процесс, начинающийся с приобщения школьников к культуре собственного народа и формирования у них на этой основе этнической идентичности. В данной связи в деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений должны учитываться и реализовываться основные требования к поликультурному воспитанию:

а) информационная насыщенность;

б) эмоциональное воздействие;

в) усвоение знаний о поведенческих нормах.

Первое требование предполагает предъявление информации о специфике культурных ценностей разных этносов, об особенностях их традиций и обычаев. Второе указывает на необходимость создания условий для появления в душе индивида эмоционального отклика. Третье требование состоит в установке на обязательное закрепление теоретических знаний о нормах и правилах межэтнического взаимодействия в собственном поведении учащегося.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, включающий в свое содержание в качестве структурного компонента этническое воспитание, призван обеспечивать и формирование у подрастающего поколения этнической идентичности через обучение родным языкам, приобщения к обычаям, традициям, ценностям народов. Однако наряду с признанием национального начала приоритетным в структуре личности, необходимо параллельное проведение систематической и планомерной работы в контексте ознакомления учащихся с иными этническими общностями, чтобы не допустить ограничения мира их социальных контактов и максимально использовать возможности усвоения других языков и культур. В числе первостепенных задач любого образовательного учреждения следует определить работу по формированию у каждого учащегося национального самосознания, сохранению языковой самобытности, культурного генофонда воспитанию толерантного отношения к представителям других этнических общностей.

1. Бесаева А.Г. О формировании этнической идентичности развивающейся личности. Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Вып.10. Москва, 2009: 58 - 64.

2. Джиоева А.Р Теоретико-методологические и лингвистические основы формирующегося учебного многоязычия. Владикавказ, 2004.

3. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизации: XXI в. Развитие личности. 2013; 1: 19.

4. Стефаненко Т. Г Этническая социализация подростка. Москва, 2013.

5. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. Санкт-Петербург, 2014.

6. Мирзоев Ш.А., Абуталимова А.А. Социально-педагогическая направленность этнокультурных традиций народов Дагестана и их роль в социализации личности. Сибирский педагогический журнал. 2009; 4: 252 - 262.

References

1. Besaeva A.G. O formirovanii 'etnicheskoj identichnosti razvivayuschejsya lichnosti. Pedagogicheskij process: problemy i perspektivy. Vyp.10. Moskva, 2009: 58 - 64.

2. Dzhioeva A.R. Teoretiko-metodologicheskie ilingvisticheskie osnovy formiruyuschegosya uchebnogo mnogoyazychiya. Vladikavkaz, 2004.

3. Muhina V.S. Lichnost' v usloviyah 'etnicheskogo vozrozhdeniya i stolknoveniya civilizacii: HHI v. Razvitie lichnosti. 2013; 1: 19.

4. Stefanenko T.G. 'Etnicheskaya socializaciya podrostka. Moskva, 2013.

5. Hotinec V.Yu. 'Etnicheskoe samosoznanie. Sankt-Peterburg, 2014.

6. Mirzoev Sh.A., Abutalimova A.A. Social'no-pedagogicheskaya napravlennost' 'etnokul'turnyh tradicij narodov Dagestana i ih rol' v socializacii lichnosti. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2009; 4: 252 - 262.

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 378

Behoeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Musaeva I.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Education Management Dagestan State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE PSYCHOLOGY TEACHER. The article identifies modern requirements for professional training of a future educational psychologist, such as high literacy, initiative, independence, self-reliance, optimistic outlook on life, sociability, communicativeness, artistry, cheerful disposition and good appearance, love for children, to professional activity, pedagogical intuition, intelligence, as well as a high level of pedagogical culture and morality, must have mental, somatic and social well-being, ability to reflection and empathy. The authors conclude that modern requirements make psychology teachers develop belief in their students, an ability to render all psychological and pedagogical support, enhance cognitive activity of students, generate positive motivational commitment to training.

Key words: vocational training, future educational psychologist, student, federal state educational standard.

А.А. Бехоева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

И.П. Мусаева, канд. пед. наук, доц. каф. управления образованием, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.