Научная статья на тему 'Вопросы этнической культуры в современном образовании'

Вопросы этнической культуры в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИУМ / ETHNIC CULTURE / ETHNO-CULTURAL COMPONENT / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Лидия Васильевна

Рассматривается актуальная проблема современного этнокультурного образования. Дается попытка раскрыть специфику этнической культуры: наличие культурных, исторических традиций этноса, особенностей религии, ценностей семейного уклада и быта через обряды и традиции, эстетических ценностей языка, проявляющихся в фольклоре. Определены особенности включения этнической культуры в образовательные учреждения этнического социума и цели ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ETHNIC CULTURE IN MODERN EDUCATION

The article is devoted to the actual problem of modern ethno-cultural education. It gives an attempt to reveal the specifics of ethnic culture: the presence of cultural and historical traditions of the ethnic group: features of religion, values of family life and daily life through rituals and traditions, aesthetic values of language, manifested in folklore. The features of the inclusion of ethnic culture in educational institutions of ethnic society and to its implementation are shown. This paper is the result of the analysis of ethnological and educational literature. Results of the study contribute to a deeper understanding of the role of ethnic culture in the life of the surrounding society and the formation of ethnic self-consciousness.

Текст научной работы на тему «Вопросы этнической культуры в современном образовании»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.013.46

Л. В. Волошина

ВОПРОСЫ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рассматривается актуальная проблема современного этнокультурного образования. Дается попытка раскрыть специфику этнической культуры: наличие культурных, исторических традиций этноса, особенностей религии, ценностей семейного уклада и быта через обряды и традиции, эстетических ценностей языка, проявляющихся в фольклоре. Определены особенности включения этнической культуры в образовательные учреждения этнического социума и цели ее реализации.

Ключевые слова: этническая культура, этнокультурный компонент, социум.

Современные проблемы преодоления духовного кризиса перекликаются с сохранением и развитием национальной культуры, необходимостью формирования у подрастающего поколения навыков межэтнического общения. Особенно велико влияние сложившейся современной этнической ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, так как от того, какие установки на процесс общения личности с окружающим социумом будут заложены в сознании развивающейся личности, зависит наше будущее и будущее нашей страны. Успешная адаптация любого социума к окружающей среде всегда носила этническую окраску, поскольку формирование адекватных природному окружению способов жизнедеятельности исторически сопровождалось появлением таких признаков, которые принято называть этническими.

Сегодня современный мир отличается этническим разнообразием. И здесь важное значение имеет феномен культуры, так как именно в ее сфере, как правило, сосредоточены отличительные признаки этноса. Понятие «культура» соотносится со всей историей человечества, историческим процессом и понимается как «совокупность специфических человеческих способов сознательной деятельности и ее результатов» [1, с. 136]. Для нас важно, что культура выступает главным отличительным признаком этнических особенностей народа, стержнем цивилизованного развития всех сторон его жизни. Возрождение культуры как духовной основы этнического сохранения и развития народа - основной путь к духовно-нравственному возрождению человека и этноса. Сохранение этноса, воспроизводство его жизнедеятельности, совокупность отличительных материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе становления этноса, - все это является ядром этнической культуры.

Понятие «этническая культура» признается интегрированным, в основе которого лежат ценности,

принадлежавшие к этническим группам, чьи носители (независимо от места проживания) четко осознают свою принадлежность к своей культуре. Неповторимость, оригинальность и своеобразие этнической культуры проявляются в языке, религии, искусстве, традициях и обычаях. Основой уникальности этнических культур являются ценности, которые в реальной жизни преломляются через этническое своеобразие. «Каждая этническая культура имеет свои особенности, и эти особенности могут выражаться в разных вещах. Каждая этническая культура имеет свою собственную логику и, только исходя из этой логики, можно объяснить, что имеет для данной культуры принципиальное значение (и либо никогда не изменяется, либо меняется лишь в особых случаях), а что второстепенное (и может легко модифицироваться)» [2, с 28]. Этническая культура не имеет авторства, она консервативна, неизменна и обособляется в небольшом социуме. Основной фактор ее формирования - возникновение у людей потребности жить и действовать коллективно, адаптируясь к конкретной природной среде.

Перед каждым народом стоят проблемы знания и понимания этнической культуры. Отсюда для сохранения исторической памяти народов необходимо учитывать культурно-исторические особенности территорий многонациональной России, основываясь на наличии в этнической культуре двух слоев: исторический ранний, включающий наиболее устойчивые элементы культуры, закрепленные унаследованными многовековыми традициями. Эта этническая культура считается основной, базовой, на которой строится более позднее новообразование, состоящее из современных культурных явлений, осуществляемых через внутрикультурное или заимствованное обновление.

Установлено: в основе стабильности и преемственности этнической культуры лежат исторически

сформированные культурные факторы: 1. Фактор информированности, передачи духовных ценностей из поколения к поколению. 2. Фактор традиционных норм.

Связанная единым происхождением и совместной деятельностью этнокультура проявляет свои черты «в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. ...» [3, с. 144-145]. Исследователь С. Н. Арта-новский, размышляя об этнической культуре как образе жизни людей, подчеркивает, что этническая культура - это все то, что, изменяясь на протяжении всей истории и в то же время сохраняя наиболее устойчивые признаки, принадлежит этнической общности [4, с. 3-16].

Характеризуя в своих исследованиях этническую культуру как культуру, ориентированную на преемственность и сохранение традиций, ученые (С. Н. Артановский, Ю. В. Бромлей, А. С. Кармин, Ю. В. Платонов и др.) предлагают рассматривать ее как наиболее древний компонент национальной культуры.

Углубление и расширение знаний об образе жизни этноса посредством погружения в соответствующую историческую эпоху являются важным источником информации для современного образования.

Интересна, но не бесспорна точка зрения В. Н. Межуева: «Этническая культура позволяет каждому народу оставаться с самим собой, но недостаточна для того, чтобы жить вместе с другими народами, вступать с ними в общение. Когда такая жизнь станет исторической необходимостью, наступит время национальных культур» [5, с. 53].

Это высказывание еще раз подчеркивает, что до сих пор в науке отсутствует конкретное определение этнической культуры, ее содержательного наполнения. Тем не менее многие исследователи признают, что уникальность и неповторимость этнических культур определяются системой ценностей, которые закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющих воплотить ценности культуры в жизнь. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур, формируется устойчивая картина мира. Язык, отражающий знания о традициях и обычаях, - важнейший фактор формирования этнической культуры. Очень важна в этом процессе и роль религии. Следует учитывать, что ценности, хранимые в этнических, культурных традициях, лежат в основе содержания духовно-нравственного развития личности, формирование ее идет в процессе их присвоения; рассматривать феномен этнической культуры общепринято через наличие в ней культурных, исторических традиций этноса, ценностей семейного уклада и быта посредством

обрядов, эстетических ценностей языка, проявляющихся в фольклоре.

Культурная среда является непременным условием для осуществления духовной жизни человека, привязанности к родным местам, следования обычаям. Именно культура, ее ценности являются ведущим признаком, определяющим границы этноса, и приобщение учащихся к ним определяется как основная задача этнокультурного образования. Можно не владеть языком, но находясь в этническом социуме, происходит знакомство с традициями, нормами, условиями, самобытной жизнью этноса.

Одной из главных форм сохранения и развития этнической культуры является образование, выступающее как цель, процесс, результат и средство освоения человеком своего культурного наследия.

Теоретические исследования показали: на основе традиций и этнокультурных представлений своего народа происходит нравственное воспитание учащихся, обеспечивается потребность личности в знании собственной этнической культуры, формируется культура межнациональных отношений. Проведенный анализ научных источников и педагогической практики подтвердил, что введение этнокультурного компонента в содержание образования предполагает переосмысление содержания и дидактических средств обучения, так как предметы федеральные (основные) дополняются национально-региональным компонентом. В основе обучения необходимы соответствие содержания мировым образовательным стандартам и взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Для сохранения национальных традиций и обычаев, родной культуры специфику этнокультурного компонента необходимо интегрировать во все преподаваемые предметы на протяжении всего обучения в школе. Этнокультурный компонент в учебных предметах может быть представлен тремя уровнями: профильные предметы (литература, русский язык); предметы прикладного обеспечения (изобразительное искусство, иностранный язык, музыка); предметы, составляющие общекультурное окружение (окружающий мир, народоведение, краеведение).

Включение этнокультурного компонента должно быть ориентировано на решение многих задач образования: формирование уважительного отношения к мировым и этнокультурным ценностям; преобразование содержания этнической культуры в личностные смыслы, развивая тем самым самосознание и навыки межэтнического общения; интеграции духовных начал конкретного человека в этническом социуме; развитие интереса к прошлому своей семьи, привязанности к родным местам;

понимание принадлежности каждого человека к большой социальной группе - народу.

Организация образовательного процесса в многонациональной школе должна соответствовать целям и задачам современного понимания образованной личности и опираться на диагностические исследования этнокультурной компетентности учащихся на различных этапах обучения. Процесс эт-низации базируется на двух потребностях личности: потребность принадлежать к определенной этнической сообщности и потребность в осознании собственной уникальности и неповторимости. Корреляция этих потребностей должна становиться во «главу угла» всех воспитательно-образовательных программ, разрабатываемых для школ с многонациональным составом. Содержание образовательных программ при этом должно включать в предметы федерального компонента этническую специфику, отражать в учебном материале идеи народной педагогики, гуманистические идеи, раскрывать общее в культурах российских народов и этносов, проживающих в конкретном регионе, определять и подчеркивать уникальные самобытные черты этнических культур региона.

Сформировать ценностное отношение к этносу можно не только через включение в содержание образования элементы этнической культуры, но и через изменение личностного опыта учащихся в процессе повседневной жизнедеятельности и реального взаимодействия с окружающим социумом. Кроме того, практикой доказана целесообразность использования сложившихся культурных традиций этнических диаспор, позволяющих воспитывать у учащихся толерантность и чувство гордости за свою многонациональную Родину. Сохранение и

укрепление культурных традиций, исторически связывающих этносы, способствуют раскрытию личности в имеющейся социокультурной среде.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов потребовало от педагогического сообщества пристального внимания к роли этнокультурного компонента образования. Исходя из этого, можно с уверенностью констатировать, что этнокультурный компонент в содержании образования актуализирует духовные ценности определенного социума, обеспечивает сохранение человеком своей этнической принадлежности, осознание им прочных родственных связей, стремление к познанию, определению своего места в мире, освоению мировой культуры. И здесь следует учитывать, что для того, чтобы поликультурность стала реальностью, школа в этничном социуме должна быть аналогом для выражения учащимися своих прав и уважения культурных различий окружающих людей, «. где основополагающими идеями выступают формирование национального самосознания личности обучаемого, возрождение национальных традиций в воспитании» [6, с. 17].

В этих условиях отчетливо проявляется потребность в педагогах, способных к поиску оптимальных способов формирования и развития ценностных ориентаций и свойств личности обучающегося, умеющих сочетать национальные и интернациональные интересы в обучении и воспитании. И здесь нельзя не согласиться с мнением, утверждающим, что «изменение практики подготовки специалистов для сферы этнокультурного образования является одним из ведущих условий развития образования в целом» [7, с. 169].

Список литературы

1. Садохин А. П. Этнология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 256 с.

2. Лурье С. В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. 623 с.

3. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. 512 с.

4. Артановский С. Н. Этническое своеобразие // Философские и социально-экономические проблемы культуры: труды ЛГИК. Л., 1975. Т. 28. С. 3-16.

5. Межуев В. Н. Национальная культура как понятие и явление // Библиотековедение. 1999. № 2. С. 48-53.

6. Белогуров А. Ю. Стратегия и методология социокультурной модернизации регионального образования: опыт двух десятилетий» // Педагогика. 2012. № 2. С. 13-21.

7. Малиновская С. М. Этнокультурный компонент регионального образования в истории педагогики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 168-173.

Волошина Л. В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.

ФГНУ «Институт развития образовательных систем» РАО.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, 634041.

E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 23.07.2014.

L. V Voloshina ISSUES OF ETHNIC CULTURE IN MODERN EDUCATION

The article is devoted to the actual problem of modem ethno-cultural education. It gives an attempt to reveal the specifics of ethnic culture: the presence of cultural and historical traditions of the ethnic group: features of religion, values of family life and daily life through rituals and traditions, aesthetic values of language, manifested in folklore.

The features of the inclusion of ethnic culture in educational institutions of ethnic society and to its implementation are shown. This paper is the result of the analysis of ethnological and educational literature. Results of the study contribute to a deeper understanding of the role of ethnic culture in the life of the surrounding society and the formation of ethnic self-consciousness.

Key words: ethnic culture, ethno-cultural component, society.

References

1. Sadokhin A. P. Ethnology: textbook. Moscow, Gardariki Publ., 2000. 256 p. (in Russian).

2. Lurye S. V. Historical ethnology: study guide for higher education institutions. Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ., 2004. 623 p. (in Russian).

3. Karmin A. S. The fundamentals of cultural studies: morphology of culture. St. Petersburg, Lan' Publ., 1997. 512 p. (in Russian).

4. Artanovskiy S. N. Ethnic identity. Philosophical and socio-economic problems of culture. Proceedings of LSIC. Leningrad, 1975, vol. 28, pp. 3-16 (in Russian).

5. Mezhuyev V. N. National culture as a concept and phenomenon. Library science, 1999, no. 2, pp. 48-53 (in Russian).

6. Belogurov A. J. Strategy and methodology of social and cultural modernization of regional education: the experience of two decades. Pedagogy,

2012, no. 2, pp. 13-21 (in Russian).

7. Malinovskaya S. M. Ethno-cultural component of regional education in the history of pedagogy. Tomsk State Pedagogical University Bulletin,

2013, vol. 12, pp. 168-173 (in Russian).

Federal State Research Institution “Institute for the Development of Educational Systems” of Russian Academy of Education

Pr. Komsomolskiy, 75, Tomsk, Russia, 634041.

E-mail: sibinedu@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.