- анализ и оценка поведения людей, культивирующих здоровый образ жизни - оптимальный режим движения, научно-обоснованные требования психогигиены, соблюдение правил питания и личной гигиены, отсутствие вредных привычек.
Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы с учетом их возрастных особенностей определяется включением в образовательную работу ценностного подхода, выступающего в качестве принципиального положения и ориентирующего участников учебно-воспитательного процесса на осуществление осмысленной здоровьесберегающей деятельности. Успешное выполнение учащимися такой деятельности обусловливается усвоением материала о строении и функционировании организма, факторах здоровья и болезни, значимости здоровья для человека, семьи, общества и государства на основе анализа биологических, социальных, экономических, эстетических, этических и этнических отношений, что обеспечивает формирования культуры здоровья учащихся.
Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания. Это необходимо для становления самобытного личностного образа, здоровой и полноценной человеческой жизни, индивидуального здоровьесберегающего опыта диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой и цивилизацией.
В содержание личностно-ориентированного образования входит всё, что необходимо человеку для строительства и развития собственной личности, ответственной за состояние своего здоровья и здоровья других людей. Оно представлено обязательными компонентами - когнитивным, аксиологическим, дея-тельностно-творческим и личностным.
Когнитивный компонент содержания обеспечивает научными знаниями о человеке, природе и культуре как основе физического и духовного развития. Он включает естествоведческие -
Библиографический список
биологические, физиологические, санитарно- гигиенические и медицинские, социальные и технологические закономерности и понятия, представляющие человека как биосоциальное существо.
Аксиологический компонент позволяет учащимся открывать мир ценностей и оказывает помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов, понимания уникальной ценности здоровья.
Деятельностно-творческий компонент способствует развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и главное здоровьесберегающей деятельности.
Материалы опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию ценностного отношения старшеклассников к здоровью:
- процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к здоровью в учебно-воспитательном процессе должен иметь научно обоснованный, системный, целостный характер;
- включение в образовательный процесс спецкурсов здоро-вьесберегающей, здоровьеформирующей направленности;
- использование инновационных форм и методов (интегрированные уроки, программы на основе межпредметных связей и др.;
- формирование мотивации, умений, навыков, характеризующие культуру здоровья и проявляемых в реальном поведении;
Успешное формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в условиях общеобразовательной школы возможно при использовании в учебной и в внеучебной деятельности целостной системы, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, задачи, диагностика уровня сформированности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью учащихся, что позволяет формировать ценностного отношения старшеклассников к здоровью.
1. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год. Москва, 2014.
2. Морозов П.В. Суицидальность при депрессии: влияние генетических факторов и антидепрессантов. Психиатрия и психофармакотерапия. 2010; .№ 1, Том 12: 4-7.
3. Смертность российских подростков от самоубийств. А.Е. Иванова и др. Москва, 2011.
References
1. Ob itogah raboty Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii v 2013 godu i zadachah na 2014 god. Moskva, 2014.
2. Morozov P.V. Suicidal'nost' pri depressii: vliyanie geneticheskih faktorov i antidepressantov. Psihiatriya ipsihofarmakoterapiya. 2010; .№ 1, Tom 12: 4-7.
3. Smertnost'rossijskih podrostkov ot samoubijstv. A.E. Ivanova i dr. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 31.03.15
УДК 372.212.2
Vasina O.A., postgraduate, Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN TERMS OF SCHOOL. The research paper studies the preservation of ethnic culture values, the socialization of students on the terms of a comprehensive school mainly depends on the orientation of educational system at the ethnic culture as an integrative social and personal phenomenon. The process of socialization continues throughout life, but particularly intensely it occurs in adolescence. This period is characterized by the foundation of the spiritual development of the individual, formation the world-outlook, developing of self-esteem, education of moral qualities of a person, formation of ethnic and civic consciousness. The author discusses the problem of socialization. The author notes that in familites of different ethnic groups the upbringing of a child is based on the similar values and is specified according to the gender of a child, i.e. the taught values and raised qualities in family education are difference to boys and girls. The self-dependece and desire to be successful are raised mainly in boys. The feeling of responsibilty, carefulness, submissiveness are raised in girls. The author compares societies in which the models for upbringing boys and girls are different.
Key words: ethnos, ethno pedagogy, ethnic socialization, teenagers.
О.А. Васина, соискатель каф. педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, Е-mail: [email protected]
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается проблема этносоциализации подростков. От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, этническая социализация учащихся в условиях общеобразовательной школы. Процесс социализации человека продолжается всю жизнь, но особо интенсивно он протекает в подростковом возрасте. Именно в этот период закладывается фундамент духовного развития личности, формируется мировоззрение, развивается чувство собственного достоинства, воспитание морально-нравственных качеств личности, формирование этнического и гражданского самосознания.
Ключевые слова: этнос, этнопедагогика, этническая культура, этническая социализация, подросток.
Современные процессы гуманизации и гуманитаризации привели к изменению парадигмы образования, его идеала: от «человека образованного» к «человеку культуры» (B.C. Библер). Мировая педагогическая мысль, учитывая новые социокультурные реалии, разрабатывает соответствующую образовательную стратегию.
Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчёркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование, во-первых, должно способствовать осознанию человеком своих корней, во-вторых, способствовать определению места, которое он занимает в мире, в-третьих, призвано привить ему уважение к другим культурам [1].
В современных условиях трансформации российского общества этнокультурные ценности приобретают особый смысл, и их можно трактовать как одну из составных частей процесса социализации.
Процесс социализации - один из наиболее сложных явлений в жизни человека, благодаря которому он становится "своим" в обществе себе подобных. Человек опирается на общепринятые в обществе культурные традиции и ценности, которые являются детерминантами социализации. Социализация, её специфика зависят от региона, от конкретной социальной системы, где особым образом сочетаются ценностные и традиционные особенности общественного развития, влияние социального опыта на подрастающее поколение, зависимость поведения личности от социального окружения. Важным моментом является воздействие на сознание индивида традиционных социальных институтов конкретного этноса.
Этим объясняется особая актуальность изучения различных аспектов социализации личности как социальной диагностики её состояния, особенностей у представителей различных этнокультурных групп.
Образование в полиэтническом регионе, каким является Северный Кавказ, инициирует комплекс организационно-педагогических проблем, одной из которых является содействие школы в этнической социализации подрастающего поколения. В этом контексте возникает необходимость обоснования новых педагогических подходов к усвоению социальных норм и ценностей традиционными средствами этнопедагогики; гармоничного сочетания инновационного и традиционного в организации педагогически направленной этносоциализации. Общеобразовательная школа должна способствовать реализации государственной культурной политики, сохранению культурного многообразия в регионах Российской Федерации.
Проблема этнической социализации рассматривалась учёными с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии.
В то же время проблема этносоциализации не получила должного разрешения в психолого-педагогической науке, тем более, что она не разработана с учётом современных реалий.
Социализация - субъектное становление личности на основе усвоения этнокультурных ценностей, включения в социально-значимую деятельность результатом которого является социальная компетентность. Этнокультурные ценности, являясь детерминантой социализации, выполняют важнейшую функцию в системе "личность-общество", обеспечивая социализацию, сохраняя культуру в целом, способствуя транслированию духовно-
сти, выступая специфическим средством познания мира и себя в этом мире. Этнокультурные ценности способствуют зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений, толерантностью.
Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах обнаружилось, что во всех них стремились воспитывать одни и те же черты у детей каждого пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек - чувства долга, заботливости и покорности. Но существуют общества, в которых шаблоны воспитания иные, и в них мужчины и женщины ведут себя иначе [2, с. 177].
Наиболее активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях, происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению этнокультурных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении этнопедаго-гическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.
Как любой процесс, социализация представляет собой систему, которую следует рассматривать в единстве структурных и функциональных компонентов.
Структурными компонентами процесса этнокультурной социализации по Кожанову В.И. [3, с. 45] являются:
1. Познавательный компонент. Индивид воспринимает этнокультурную информацию на уровне ощущений, через которые происходит познание и выработка определенных умений. Происходит раскрытие связей и отношений в окружающем мире, у индивида формируется целостная картина мира, приобретаются необходимые для жизни в этносоциуме умения и знания.
2. Ценностно-ориентационный компонент. Индивид соотносит получаемую информацию с собственным социальным опытом и на этой основе формирует собственное отношения к ней. Понятия, представления и идеи, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения, усваиваются личностью и впоследствии сами приобретают силу непосредственных побуждений и начинают определять поведение индивида.
3. Деятельностный компонент. Индивид включается в активное взаимодействие с окружающей этносредой, усваивает социальный опыт, проявляет себя в качестве субъекта, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.
Функциональными компонентами этнокультурной социализации, исходя из того, что под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы, а функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и детей и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, являются:
1. Когнитивный компонент. В процессе целенаправленного овладения учащимися этнокультурным социальным опытом при-
обретаются знания и умения, необходимые для осуществления социально значимой для народа (этноса) деятельности.
2. Коммуникативный компонент. Между учащимися и педагогами устанавливаются педагогически целесообразные взаимоотношения.
3. Деятельностный компонент. Учащиеся включаются в социально значимую для народа (этноса) деятельность.
4. Коррекционный компонент. Происходит коррекция хода процесса этнокультурной социализации, устанавливаются и регулируются необходимые связи между субъектами процесса.
Все указанные функциональные компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.
Значимость народной педагогики в этносоциализации подрастающего поколения отражены в работах философов, этнографов, фольклористов (А.Н. Афанасьев, Н.А. Бердяев, В.И. Даль, Н.О. Лосский и др.).
Попытки обобщения опыта народного воспитания предприняты в трудах выдающихся русских педагогов: П.П. Блонского,
B.П. Вахтерова, В.И. Водовозова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского,
C.Т. Шацкого и др.
Роль этнопедагогической культуры разных народов в формировании национального самосознания исследована И.А. Ара-бовым, В.А. Афанасьевым, Х.Х.-М. Батчаевой, А.Л. Бугаевой, Г.Н. Волковым и др.
Этнопсихологические исследования личности нашли свое отражение в работах B.C. Мухиной, А.Д. Карнышева, Р.Д. Сан-жаевой и др. В работах вышеперечисленных авторов отчётливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ре-бе нка, что, в свою очередь, помогает понять возрастную специфику этнической социализации.
Выбор объектом исследования учащихся подросткового возраста объясняется тем, что, по мнению многих ученых, в этот период закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик человека, идёт освоение норм и правил поведения, принятых в обществе.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают то, что этносоциализация учащихся, прежде всего, зависит от оптимальной структуры учебно-воспитательной системы. Эффективность решения этих проблем будет зависеть от того, насколько педагогически грамотно и умело педагоги включают в эту образовательную систему духовную и традиционную культуру воспитания этносов - как важнейшие компоненты этой системы.
Анализ опыта работы в этом направлении ряда общеобразовательных школ Ставропольского края показал, что в использовании в учебно-воспитательном процессе этнопедагогического материала учителями не достает целенаправленности системности, целостности педагогического процесса. Этнокультурные источники либо используются узко (для формирования отдельных качеств личности; только в воспитательной работе; в отдельных учебных предметах и т.п.); либо в стихийном порядке, от случая к случаю, без составления какой-либо программы. При этом редко обозначаются интеграционные связи между различными направлениями использования потенциала этнокультуры в учебно-воспитательном процессе. Отсутствие комплексного, целостного и системного подхода значительно снижает эффективность процесса этносоциали-зации подростков в процессе освоения этнопедагогической культуры русского народа.
Этнокультурно направленная деятельность учителя заключается прежде всего в создании эффективных условий для овладения учащимися культурой своего народа как основы интеграции в другие культуры. Специфика этой деятельности учителя общеобразовательной школы состоит в интеграции этнопедагогики и научной педагогики, что предполагает включение в сферу педагогических задач учителя согласование эмпирического опыта этнических групп, к которым принадлежат их воспитанники, с общекультурными целями. Поэтому содержание образования должно учитывать особенности этнокультуры учащихся, способствовать удовлетворению их потребностей в воспроизводстве этнокультурных ценностей и традиций. Это обеспечивается за счет изучения родного языка, учета этнопсихологических особенностей, освоения этнической культуры; обучения «от родного порога - в мир общечеловеческих знаний».
Значимым потенциалом обладает гуманитарное образование в этносоциализации личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру,
эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этнической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам выделить следующие особенности, при которых процесс этносоциализации подростков будет наиболее эффективным: развитие в ребёнке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.); развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов; обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний; отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек».
Так как невозможно в поликультурном регионе в полном объеме изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям: народная философия как основа существования этнокультуры; человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе; семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т.д.; народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т.д.; отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т.д.; этноэтикет; табу: система всевозможных запретов во взаимоотношениях с представителями других национальностей; народные традиции, обряды, ритуалы; ценностные ориентации.
Мы считаем, что если раскрывать эти вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет более четко прослеживаться логика народной культуры и, во-вторых, можно охватить большее количество культур.
Результаты анализа работы опытно-экспериментальных школ позволяют констатировать факт о том, что недостаточное внимание уделяется диагностическим сторонам педагогического процесса; умения влиять на динамичность формируемых с помощью средств народной педагогики качеств личности подростка и выработке более четкой технологии его осуществления. В школьной практике пока еще не реализованы в достаточной степени использования традиций русской народной педагогики в этносоциализации учащихся подросткового возраста, хотя этот потенциал очень богат.
Для того, чтобы реализовать идею нашего исследования на практике нами разработаны концептуальные подходы к решению проблемы этносоциализации подростков средствами этнопед-пагогики русского народа, что помогло бы в преодолении всех выше перечисленных недостатков.
Исходя из целей целостного педагогического процесса, были вычленены содержательные возможности отдельных предметов по формированию этнокультурной личности. Представим варианты реализации воспитательного потенциала традиций русской народной педагогики по отдельным учебным предметам.
В предметах эстетического цикла этносоциализация учащихся осуществляется: путём нравственного просвещения учащихся через ознакомление с традициями балкарского народа, а также с культурными традициями региона; через активное применение на уроках искусства средств национального искусства и традиции эстетического содержания; через воспитание интереса и любви к национальному искусству и народной музыкальной культуре к мировой музыкальной культуре; через развитие у них на материале ознакомления с этнокультурными традициями творческих способностей, эстетических чувств, понимания прекрасного в народном представлении.
На уроках гуманитарных предметов ставились цели этносоциализация учащихся посредством: формирования у них основ творческого исторического мышления, базовых понятий национальной и региональной, общечеловеческой культуры; формирования у учащихся ценностных представлений об образе жизни русского народа, приобщения к его традициям и нравственным ценностям; развития интереса к родному языку, фольклору и ли-
тературе; развития самостоятельности мышления, творческой фантазии и художественного воображения на материале традиций народной педагогики; развития средствами родной литературы критичности мышления (самостоятельности суждений, способности отстаивать свое мнение), в том числе при обсуждении положений, вытекающих из народной мудрости, содержащейся в пословицах, сказках песнях и т.д. формирования приёмов сопоставительного анализа родного и изучаемого иностранного языка, на лексических примерах, имеющих отношение к проблематике традиционной этнической культуры воспитания; приобщения учащихся к культурным ценностям русского народа и достижениям общечеловеческой культуры. По предмету физической культуры воспитательный потенциал народной педагогики
Библиографический список
проявлялся через: использование народных игр, народной медицины; национальных видов спорта.
На уроках труда эти возможности могли быть реализованы через: осуществление творческого поиска средств и форм обучения для развития индивидуальных способностей учащихся на материале приобщения учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и художественного творчества.
Профессиональные задачи учителя в поликультурной школе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику и классному руководителю, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с учётом влияния культурного контекста, в рамках которого происходит этносоциализация учащихся.
1. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы. Педагогика. 1999; 4.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, 2000.
3. Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности. Фундаментальные исследования. 2013; 8, Ч. 5: 1193 - 1197.
References
1. Makaev V.V., Mal'kova Z.A., Suprunova L.L. Polikul'turnoe obrazovanie - aktual'naya problema sovremennoj shkoly. Pedagogika. 1999; 4.
2. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva, 2000.
3. Kozhanov I.V. Suschnost' i struktura 'etnokul'turnoj socializacii lichnosti. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; 8, CH. 5: 1193 - 1197.
Статья поступила в редакцию 31.03.15
УДК-371
Dzhanibekova E.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Karachai-Cherkessian State University (Karachaevsk, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE PEDAGOGICAL INTERACTION OF STUDENTS IN LEARNING PROCESS OF THE PERSON-FOCUSED EDUCATION. Modern education is characterized by the humanistic, democtatic and culturological orientation. It is mostly person-focused. In the centre of school educational system is the individual. Training at school is aimed at providing comfortable, safe and non-conflict conditions for the learner and for realizing his potential. The pupils in educational interaction in the person-focused learning have the relations, which promote the realization of psychological and personal potential of each of these pupils. The basics of pedagogical interaction influence on personal self-development of its subjects is caused by the emergence of psycho-pedagogical phenomena and effects that determine the nature and extent of the influence of the test in the process of exchange between cognitive, volitional, emotional, values and other potentials.
Key words: personal-focused approach in learning, subject-subject relationship.
Э.Х. Джанибекова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики ФГБУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный
университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная образовательная ситуация характеризуется гуманистической, демократической, культурологической и лич-ностно ориентированной направленностью. В центре всей школьной образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация её природных потенциалов. Между субъектами педагогического взаимодействия, построенного в парадигме личностно ориентированного образования, устанавливаются отношения, способствующие развитию психологического и личностного потенциала каждого из них. Сущность влияния педагогического взаимодействия на личностное саморазвитие его субъектов обусловлена возникновением в процессе обмена между ними когнитивными, волевыми, эмоциональными, ценностными и другими потенциалами психолого-педагогических феноменов и эффектов, определяющих характер и степень исследуемого влияния.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, личностно ориентированный подход в образовании, субъект-субъектные взаимоотношения.
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы: активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся.
В связи с определением сущности личностно ориентированной модели образования в педагогической теории обоснован и соответствующий характер педагогического взаимодействия в образовательном пространстве, при котором признан приоритет субъект-субъектных, равноправных, гуманных отношений над субъект-объектными, субординированными, функционально-ролевыми.
Личностно ориентированный подход в образовании требует применения таких технологических стратегий, которые позволили бы поставить личность обучаемого в центр педагогического процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную. Это не значит, что педагог лишился своих основных профессиональных функций (образовательных, воспитательных, организационных и др.) или своей основной роли - вести учащихся за собой, изменилось лишь представление о характере взаимодействия в педагогическом процессе обеих взаимодействующих сторон.