Кадырова Сулия Шарифулловна ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ..
УДК 371.398
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
КУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ
© 2016
Кадырова Сулия Шарифулловна, соискатель, учитель МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (626150, Россия, Тобольск, улица Знаменского, 58, e-mail: kadyrowa.suliya2011@yandex.ru)
Аннотация. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось рядом глубоких онтологических изменений, надин-тенсификацией двух диалектически противоположных интенций развития мирового исторического процесса: усилением интеграционных глобализационных процессов, сопровождающихся усилением тенденций к трайболизации, дифференциации, изоляционизму. В сложившейся ситуации особенную актуальность приобретает формирование этнической идентификации, навыков самокатегоризации личности как представителя определённой этнической общности, принятия ценностей родной культуры. В свою очередь, знание, понимание, осознание ценности родной культуры может стать основой для развития, формирования уважения к другим культурным моделям, толерантности. Высокий уровень сформированности этнической идентичности позволит оптимизировать образовательно-воспитательные процессы благодаря наличию возможностей использования накопленного в рамках культуры экзистенциального опыта в качестве инструмента целенаправленного педагогического воздействия, что представляется особенно актуальным в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: этническая идентичность, младший школьный возраст, модель этнической идентичности, развитие этнической идентичности, компоненты этнической идентичности
ETHNIC IDENTITY OF YONGER SCHOOLBOYS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY
CULTURAL MODELS
© 2016
Kadyrova Suliya Sharifullovna, applicant, teacher of MAOU «Gimnaziya imeni N. D. Licman» Tobolsk pedagogical Institute. D. I. Mendeleev (626150, Russia, Tobolsk, street Znamensky, 58, e-mail: kadyrowa.suliya2011@yandex.ru)
Abstract. The beginning of the third millennium was marked by the number of deep ontological changes. Intensification of two dialectically opposed intentions of the world's historic process's development: The strengthening of globalization's integration processes, accompanied by the increasing of tribalism's trend, differentiation, isolationism. The formation of ethnic identity, personality skills and self-categorization as a representative of a particular ethnic community. The adoptions of native culture's values are special relevance in this situation. On the other hand, knowledge, understanding, awareness of native culture's value can be the basis for development. The formation of respect for other cultural models and for tolerance. The high level of ethnic identities formation will optimize the education's sphere by using existential experience as an instrument of purposeful pedagogical influence, which accumulated within the culture model and particularly relevant for younger pupils.
Keywords: ethnic identity, primary school age, the model of ethnic identity, the development of ethnic identity, components of ethnic identity
В качественно новых, изменившихся условиях «ма-кросоциальных преобразований в различных странах мира и в России, в ситуации усиления социальной нестабильности, обострения межэтнических и межкультурных конфликтов»[1; Р. 839] отмечается утрата интенций дальнейшего исторического развития, размывается сформированная система аксиологических модусов, онирических ценностей, отмечается разрушение устоявших социальных институтов, включая институт брака, семьи. В свою очередь, разрушение традиций передачи опыта социализации через этническую культуру в современных российских семьях, по словам Е. В. Голуба, приводит к нарушению процессов этнической иден-тичности[2; С. 3]. Все чаще в процессе социализации, адаптации к требованиям окружающей социально-природной среды, интеграции в контекст национальной культурной модели личность опирается на латентные, стихийные, энтропийные процессы, которые воплощают политические, этноконфликтные, субкультурные группы. Результатом отсутствия процессов адекватной социализации становится личностная деструкция, углубление межэтнических конфликтов, нарастание межгосударственной напряженности.
В сложившейся ситуации актуализируется необходимость реализации целенаправленного педагогического воздействия, воспитания этнической идентичности, развития навыков отожествления, самоиндентификации личности с определенной этнической группой. Усиление чувства единства с группой может стать ценностью, способной обеспечить психологическую защищенность в сложных социально-политических, экономических условиях кризисного периода. Формирование этнической самоидентификации начинается с первых дней жизни ребенка, однако, наиболее благоприятным периодом для формирования представлений о себе как носителе мен-
тальности, уникальности определенной культурной модели, этнического единства выступает младший школьный возраст как период интенсивного развития ребенка, накопления экзистенциального опыта, формирования системы аксиологических модусов, формирования адекватных поведенческих паттернов. Формирование этнической самоидентификации позволяет младшему школьнику воспринимать и осваивать выработанную этносом культуру, совокупность ценностей, идей, убеждений, поведенческих моделей и пр., другими словами, в процессе отожествления личности с определенным этносом личность получает возможность использовать опыт, накопленный этим этносом, как средство личностного воспитания, обучения, развития.
Понимание необходимости формирования социокультурной компетенции, знания и уважения этнона-циональных особенностей, специфики закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования[3].
Несмотря на общепризнанную значимость, рост научного интереса к механизмам формирования этнической самоидентификации в младшем школьном возрасте, процесс развития и функционирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте в современной научной литературе представлен фрагментарно, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
В настоящей статье выявлены теоретические подходы к пониманию сущности, структуры модели этнической идентичности, проанализированы этапы формирования этнического самосознания младших школьников.
Этнические процессы чутко реагируют на любые социально-политические изменения, находятся в процесс перманентных трансформаций, соответственно, исследования 10-20-летней давности не могут в полной мере
Кадырова Сулия Шарифулловна ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ...
отражать реалии сегодняшнего дня, что повышает актуальность изучения этнических феноменов.
В современной литературе широко функционируют категории «этничности», «этнической идентификации». Указанные феномены выступают родственными, но не тождественными. Под этничностью понимается «форма социальной организации культурных различий; совокупность культурных черт, характерных для той или иной этнической общности»[2; С. 6]; «комплекс исторически сформировавшихся особенностей духовной, материальной и социальной культуры этноса, проявляющихся в различных формах его жизнедеятельности»[2; С. 6].
В свою очередь под этнической идентификацией в отечественной научной литературе понимают «самокатегоризацию, достигаемую индивидуумом в процессе конструирования образа окружающего мира и своего места в нем»[4; С. 28].
Несколько иное понимание данного феномена прослеживается в работах зарубежных авторов: К. Ноэлс под данной категорией понимает «слабо связанную между собой совокупность представлений, чувств и стратегий поведения, обусловленных ориентацией человека на его исконную группу или любое другое этническое объединение»[5; С. 89].
Основой этнической идентификации является процесс самокатегоризации, возникновение чувства принадлежности, «формирование социальных связей с определенной группой людей на основании общих верований, мероприятий и ритуалов»[6; Р. А5].
Другими словами, этническая идентификация представляет собой отожествление индивидуумом себя с определенной этнической группой, сообществом, категоризация мира, его поляризация на «своих» и «чужих». Акцент внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей на процессе самокатегоризации позволяет подчеркнуть самостоятельность личности в процессе формирования чувства общности с определенными группами на основании реализации самооценивания[6; Р. А5].
На основании знаний о своих и чужих этнических группах формируется система представлений о системе этнообразующих, этнодифференцирующих признаков, в качестве которых могут выступать язык, система ценностей, норм, выработанных на протяжении исторического развития, накопленный экзистенциальный опыт, религия, национальная картина мира, национальный характер и пр.
Идентичность, таким образом, обеспечивает преемственность и непрерывность развития этноса, взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. Категория определяется рядом характеристик, включая «социальную принадлежность, мировоззрение, этническое происхождение, пол, половую ориентацию, образование, религию, традиции, обычаи, язык, речь, физическое и умственное развитие, профессию, возраст, экономическую, классовую и социальную принадлежность и проявляется во внешних физических данных»[7; С. 15].
Идентичность не является стабильной категорией, она подвергается изменениям на протяжении всей жизни, как отмечают Дж. Бирнс, Д. Миллер-Котто, «формирование идентичности выступает важнейшим аспектом личностного развития»[8; Р. 51], что обуславливает актуальность повышения этнокультурного обучения в младшем школьном возрасте. Реализация эффективного этнокультурного образования способствует формированию у личности системы представлений об окружающей социально-природной среде, формированию представлений о собственном месте в мире, воспитывает толерантность, уважение к представителям других культур, способствует появлению интереса к собственным этническим корням, истокам, закреплению социально одобряемых поведенческих стереотипов.
Формирование этнической идентичности носит ярко выраженный деятельностный характер, обусловленный
имманентным стремлением личности к взаимодействию с другими, необходимостью приобщения к определенной группе, по своей сути представляет собой переживание, процесс глубокого осознания личностью своей принадлежности к группе. Другими словами, «характерной особенностью человека является потребность соотнести себя с определенной структурой социальных ценностей, с точки зрения которых он может оценивать как свои, так и чужие действия»[9; С. 37]. Данный процесс соотнесения позволяет личности адаптироваться к требованиям социума; оптимизирует освоение личностью социальной действительности, на основании которой осуществляется формирование личностных смыслов, паттернов. Другими словами, как отмечает ряд зарубежных исследователей, формирование этнической идентичности выступает своеобразным культурным защитным механизмом, позволяющим человеку снизить психологические издержки, связанные с культурной са-мобытностью[10; Р. 148].
Именно система ритуалов, обрядов, традиций во многом определяет не только поведение, но и эмоциональное состояние личности, приводит к формированию чувства общности, позволяя индивидууму ощутить себя частью единого целого.
Этническая идентичность, таким образом, представляет собой «динамическое явление, которое подразумевает взаимодействие различных уровней анализа: на уровне индивидуума, социума и культуры»[2; С. 10]; «эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности»[2; С. 10]; «не просто результат личностного самоопределения в национальных и культурных проявлениях среды, но средство постижения базовых принципов отличия себя от других и поиска себе подобных, способ дифференциации общества, определения собственной культурно-исторической определенности»[11; С. 237].
Система этнических ценностей, модусов представляет собой результат реализации воспитательной функции общества, базисом, на основе которого осуществляется формирование всех других ценностей личности, моделируется аксиологическая основа закрепления форм и методов поведения. Таким образом, этнообусловленные социальные нормы и предписания становятся регуляторами поведения людей, а этничность в культурно-историческом смысле образует ценностно-нормативное ядро социальной интеграции личности, ее адаптации в социум.
По своей сути этническая идентичность представляет собой сложное, комплексное синтезное образование, в структуре которого ряд зарубежных ученых выделяет отношение личности к собственной этнической группе, этнокультурную практику и этнокультурное знание[12; Р. 1256].
В отечественной научной литературе более распространенным выступает подход, согласно которому в структуре этнической идентичности выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонен-ты[13; С. 37]. Развитие всех указанных компонентов, формирование этнической идентичности при реализации образовательно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте не может рассматриваться обособленно от общих закономерностей развития личности в контексте социальных взаимоотношений. В процессе взаимодействия с окружающей социально-природной средой личность неизменно «испытывает на себе влияние тех или иных национальных особенностей быта, обычаев, традиций - всего духовного облика своего эт-носа»[2; С. 19]. Элементарные представления об этнической принадлежности формируются у личности в ран-
Кадырова Сулия Шарифулловна педагогические
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ... науки
нем детстве и продолжают развиваться на протяжении всего жизненного пути.
Развитие этнической идентичности требует организованного взаимодействия со стороны педагогов, семьи, социально-природной окружающей среды, представляет собой процесс социализации, усвоения и формирования у младшего дошкольника системы нравственных ориентиров, социально одобряемых на конкретном этапе исторического развития поведенческих паттернов посредством усвоения традиций, обычаев, фольклорных дискурсов, которые, по своей сути, служат своеобразной «программой для социального поведения детей, подростков и взрослых»[14;С. 132].Развитие этнической идентичности, таким образом, представляет собой механизм конструирования внутренних установок, интенций, социализации личности в целом на основании усвоения, принятия личностью этнических ценностей, этнических идеалов, поведенческих стереотипов.
Процесс формирования этнической идентичности в школе должен максимально полно учитывать общие механизмы и закономерности личностного развития, осуществляться поэтапно в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями личности. Выделяют три основных этапа развития национально-маркированных когнитивных образов[2; С. 40 - 41]:
1) в 6 - 7 лет ребенок приобретает начальные сведения о своей этнической принадлежности. Следует отметить, что формирование национальной картины мира на данном этапе находится на начальном этапе, все сведения носят фрагментарный, энтропийный характер;
2) в 8 - 9 лете ребенок начинает идентифицировать себя со своей этнической группой на основании общности критериев языка, места проживания, национальности родителей;
3) 10 - 11 лет (младший подростковый возраст) -этап формирования этнической идентичности в полном объёме на основании понимания, принятия особенностей, уникальности истории, специфики традиционной национальной бытовой культуры.
Таким образом, несмотря на незавершённый, пролонгированный процесс развития этнической идентичности, который длится на протяжении всей жизни человека, основы формирования этнической идентичности осуществляются непосредственно в младшем школьном возрасте. От эффективности сформированности уровня самоидентификации с этнической группой в данном возрасте во многом зависит дальнейший характер личностного развития, ее социализации, усвоения системы морально-нравственных ориентиров, этнических ценностей, моделей поведения. На данном этапе формирование самосознания личности как неотъемлемой части этнической общности у младших школьников актуализирует преимущественно эмоциональный компонент феномена, поскольку когнитивная составляющая знаний об этносе приставлена слабо.
В свою очередь Е. В. Голуб выделяет ознакомительный, ориентировочный, ситуативно-поведенческий, личностно-ценностный (ценностный) этапы развития этнической идентичности[2; С. 43]. На ознакомительном этапе формирование этнической идентичности осуществляется на основании наследования, копирования определенных стереотипов, моделей поведения, осознание себя как части этнического единства отсутствует.
На ориентировочном этапе личность, как правило, не задумывается над собственной идентичностью.
На третьем, ситуативно-поведенческом этапе осуществляется формирование системы оценок относительно этнокультурных, этнопсихологических особенностей своего этноса по отношению к иноэтническому окружению. На данном этапе у младших школьников, при эффективной реализации работы по формированию этнической идентичности, может возникать интерес к изучению особенностей собственной культуры. Несмотря на фрагментарность системы этнических знаний, отсут-234
ствие целостности восприятия национальной картины мира, дети проявляют интерес к культуре и традициям своего народа, возникает стремление соблюдать нормы поведения своего этноса.
На личностно-ценностном (ценностном) этапе формирования этнической идентичности осуществляется интенсивное погружение личности в освоение своей культуры, истории, традиций, обычаев и пр.
Кроме того, каждый этап включает четыре уровня выраженности национальной идентичности: амбивалентный, индифферентный, актуализированный, пози-тивный[2; С. 40 - 41]. Предложенная модель национальной идентичности может быть представлена следующим образом:
Таблица 1- Модель национальной идентичности (согласно Е. В. Голуб)[2; С. 44 - 48].
УрОБ Амбивалентный Индифферентный Актуализированный Позитивньгй
Ознакомительный этап
1 | Принимает собственную этническую принадлежность неуверенно Эмоциональное принятие этнической пр инадд ежно сти Эмоциональное принятие принадлежности, толерантное отношение к пр е д ставит елям других этнических сообществ Эмоциональное принятие принадл ежно сти, толерантное отношение к представителям других этнических сообществ. Испытывает гордость за
1 £ | 1 = Изучает культуру других нар о дов рамках учебной программы при условии поощрений Изуча ет культуру других народов рамках учебной пр огр аымы, зна ет нормы, правила поведения С интересом изучает культуру своего народа, других нар одов при реализации урочнойи внеур очно й д еятельно сти Хорошо знает собственную культуру, культуру других народов
£ Хорошее усвоение знаний норм поведения Выполняет нормы поведения, но во деятельности принимает Соблюдает нормы выполнения действий, предписаний асоцнальнымпоступкам Соблюдает нормы предписаний собственного этноса, уважает поведенческие паттерны сообществ;
социально одобряемое поведение
Ориентировочный этап
1 | Эмоционально е принятие идентичности перерастает в этно фанатизм, идентичности Приашает □.» этническую идентичность, однако, игнорирует ее значимость Положительное принятие идентичности
1 | I 1 изучать культуру своего и других народов Не интересуется историей своего и других народов Этнические знания слабые, однако, обучающийся понимает их актуальность Изучает культуру своего народа под руководством с амо стояте льно сть, инициативность не проявляет
и | 1 Не соблюдает нормы, требования поведения собственного этноса: отсутствие умений соблюдения норм поведения Самостоятельно нормы, требования, предписания не соблюдает; поведения Придерживается традиций, норм поведения собственного этноса, но редко им следует; хорошее усвоение знаний норм поведения Следует традициям, нормам поведения собственного этноса, стремится заслужить одобрение со стороны взрослых; сформированы норм поведения
Ситуативно-поведенческий этап
! | Эмоциональное принятии идентичности Скрыто сть эмоций в процессе принятия идентичности; высказывает равнодушие по другим этносам Эмоциональное принятие принадлежности Эмоциональное принятие принадлежности, представителям других этнических сообществ
С | £ | = Осознает не о бходимо сть своего народа или игнорирует их Изучает традиции, номы поведения своего народа рамках учебной Заинтересовано изучает культуру своего народа Заинтересовано изучает культуру своего и других народов
| 1 = Отсутствие тол ер антно сти, которое может принимать формы агрессии Хорошее усвоение норм, правил, но всегда под руководством Не всегда придерживается правил, норм поведения своего этноса; иногда проявляет потр ебно сть в р е алнзации социально одобряемых поведенческих стратегий Соблюдает нормы выполнения действий, предписаний собственного асоцнальнымпоступкам
Личностно-иенностнвтй этап
1 1 | Принимает собственную принадл ежно сть неуверенно Эмоционально е принятие принадлежности Эмоциональное принятие принадлежности, представителям других этнических сообществ Эмоциональное принятие принадлежности, представителям других этнических сообществ. Испытывает гордость за
| £ ! = 1 Изучает культуру других народов рамках учебной программы при поощрений Изучает культуру других народов рамках учебной программы, знает нормы, правила поведения С интересом изучает культуру своего народы, других народов при реализации урочной и внеурочной деятельности Хорошо знает собственную культуру, культуру других народов
.1 = й 1 = Хорошее усвоение поведения Выполняет нормы поведения, но во внеурочной деятельности принимает Соблюдает нормы выполнения действий, предписаний асоциальным поступкам Соблюдает нормы выполнения действий, предписаний собственного поведенческие паттерны сообществ; стойкое, сознательное социально одобряемое поведение
Кадырова Сулия Шарифулловна
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ...
Таким образом, формирование этнической идентичности в результате целенаправленного педагогического воздействия представляет собой длительный поэтапный процесс, протекающий как во время реализации урочной деятельности, так и при организации внеурочной активности младших школьников.
Реализация указанного процесса направлена на достижение ситуации, в которой «ценностные ориентации формируют идентичность этнических социальных групп в форме жизненно важных целей, формирования мировоззрения, этнической картины личностного мира индивидуума»[15; Р. 415].
Систематическое, целенаправленное воздействие, направленное на развитие этнической идентичности, позволит избежать усиления деструктивных тенденций в межнациональных отношениях, деформации этнического сознания, формирования гипер-идентичности, которая может принимать формы этно-эгоизма, этно-изоляции, этно-фанатизма, проявляться в различных реакциях, начиная от демонстрации раздражения до реализации агрессивных, насильственных действий, геноцида^; Р. 514].
Главной целью в процессе формирования этнической идентичности выступает интенсификация погружения личности школьника в процессы усвоения национальной системы аксиологических модусов, формирования социально одобряемых на конкретном этапе исторического развития поведенческих моделей, повышения эффективности процессов социализации, адаптации к требованиям общества, трансформации национальных ценностей в ценности личностные, значимые для самого младшего школьника. При эффективной организации образовательно-воспитательного процесса в младшем школьном возрасте сама культура становится эффективным средством повышения эффективности процессов социализации, адаптации к требованиям общества, личностного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. AlperovichV. Ideas of Personality About Enemy Influenced by Attitudesto Other People and Ethnic Identity. Procedia //Socialand Behavioral Sciences. 2015. № 214. Pp. 839-844.
2. Голуб Е. В. Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона: монография. Оренбург, Издательский центр ОГАО. 2014. 128 с.
3. Стефаненко Т. Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности // Педагогика. 1999. № 3. С.27 - 33.
4. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/документы/543
5. KimberlyA.Noels.Languagevariationandethni cidentity:Asocialpsychologicalperspective//Language& Communi-cation. 2014. № 35.Pp. 88-96.
6. GentileExploring the impact of ethnic identity through other-generated cues on perceptions of spokesperson credibility/ PatricR. Spence, KennethA. Lachlan, StephenA. Spates, AshleighK. Shelton, XialingLin, ChristinaJ.// Computers in Human Behavior. 2013.Volume 29, Issue 5. Рр.A3-A11.
7. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование. 1999. 208 с.
8. ByrnsJ. P., Miller-CottoD.Ethnic/racial identity and academic achievement: A meta-analytic review// Developmental Review. 2016. № 41. Рр. 51-70
9. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Издательство МихайловаВ.А. 1999. 203 с.
10. Bisin A. Patacchini E., Verdier T., Zenou Y.Bend it like Beckham: Ethnic identity and integration// European Economic Review. 2016. №90. Рр. 146-164
11. Ибрагимова Л. А.Поликультурное образование в
многонациональной России//Социально-гуманигарные знания. - 2003. № 5. С. 234 - 240.
12. Intercultural differencesinres ponsestohealth messages on social media from spokespeople with varying levels of ethnic identity/PatricRSpence, KennethLachlan, StephenA. Spates, KnoxvilleXialingLin// Computers in Human Behavior. 2013. Volume 29, Issue 3. Рр. 1255-1259.
13. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии. Ростов-на-Дону. 1982.181 с.
14. Хухлаева О.В. Психология подростка.М.: Академия. 2008. 160 с.
15. Ethnicidentity asanethnicidentity aggregate value orientations/ SakhiyevaF., BerdibayevaS., Shomanbayeva A, KalkhojayevaA.//Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 114. Рр.415-419.
16. Kozhukhar Galina. Basic Assumptions as Predictors of Interpersonal Tolerance and Ethnic Identity in Psychology Students// Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. № 86. Рр.511-517