УДК 37.035.6 В.Б. РЕУТОВА
соискатель, Смоленский государственный институт искусств
E-mail: [email protected]
UDC 37.035.6
V.B. REUTOVA
Researcher, Smolensk State Institute of Arts E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF ADOLESCENTS
Статья посвящена проблеме формирования и развития этнического самосознания в подростковом возрасте. Особый акцент в рассмотрении данной проблемы делается на развитии этнической идентичности, становление которой обусловлено онтогенезом. Развитая этническая идентичность играет решающую роль в формировании и развитии этнокультурной компетентности.
Ключевые слова: онтогенез, подросток, самосознание, этническая идентичность, этническое самосознание, этнокультурная компетентность.
The article is devoted to the problem offormation and development of ethnic in adolescence. The special emphasis in consider of this issue is on the development of ethnic identity, the formation of which is due to ontogeny. Developed ethnic identity plays a crucial role in the formation and development of ethnocultural competence.
Keywords: ontogeny, adolescent, consciousness, ethnic identity, ethnic consciousness, ethnocultural competence.
Социальная обстановка современной России характеризуется усилением миграционных потоков. Боевые действия, социальная и экономическая нестабильность, сокращение рабочих мест, смещение финансовых потоков от периферии к центру и ряд других особенностей побуждают многих людей мигрировать в регионы с более стабильным социально-политическим и экономическим положением. Оказавшись на территориях проживания коренного населения, мигранты рискуют быть втянутыми в различного рода конфликты, в том числе и на этнической почве. Наряду со взрослыми, свидетелями и даже участниками подобных конфликтов могут стать дети и подростки. От того, как будут сформированы у подрастающего поколения взгляды и принципы, определяющие отношение к культуре разных народов как к самоценности, проявляющиеся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многоэтнического социума, зависит политическая, социальная и нравственная стабильность нашего общества.
Для большинства людей в неустойчивой ситуации современного переходного общества этническая принадлежность становится наиболее приемлемым способом вновь ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Отсюда - повышенное внимание к этнической идентификации, потребность в консолидации этнической общности, обособление своей этнической культуры, истории, мифологии от других.
Между тем поликультурность человека не является генетически обусловленным фактором. Она социально детерминирована и должна быть воспитана. Базовым
основанием для формирования позитивного этнического восприятия является этническое самосознание со своим ядром - этнической идентичностью. Однако при определенных условиях рост этнического самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Напротив, своевременное выявление нарушений в формировании этнического самосознания может способствовать их предотвращению.
Таким образом, обращение к проблематике этнического самосознания определяется тем, что именно оно выступает основой формирования культуры межнациональных отношений.
Этническое самосознание является сложным, многомерным и неоднозначным понятием. Понятие «этническое самосознание» представляет собой одно из проявлений самосознания в целом. Самосознание же, в свою очередь, является одним из существенных моментов сознания. Поэтому представляется логичным внести ясность в понимание этих терминов и определить характер их взаимосвязи.
Сознание является одним из основных понятий целого ряда гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогики. В силу сложности феномена сознания каждая из комплекса изучающих его наук вносит определённую специфику в самый подход к определению.
В частности, в «Российской педагогической энциклопедии» дана следующая трактовка феномена сознания: «Сознание - высший уровень духовной активности человека как социального существа. Важнейшая функция сознания - мысленное построение действий и
© В.Б. Реутова © V.B. Reutova
предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире» [5].
Обобщая различные толкования понятия «сознание», можно сказать, что в широком смысле оно представляет собой важную часть мыслительной деятельности, выражающуюся в субъективном отражении реальности индивидом.
Самосознание так же, как и сознание представляет собой не одномерное понятие, получившее различные акценты в целом ряде областей научного знания: философии, социологии, психологии, культурологии, истории, этнографии, педагогике и других науках.
В рамках педагогического знания, самосознание представлено как осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения^].
Несмотря на дисциплинарные различия, основной смысл данной дефиниции сводится к осознанию личностью своего места в каком-либо аспекте бытия или своей причастности к какой-либо формации - биологической, социальной, культурной и др.
Таким образом, становится очевидным, что самосознание является важнейшей и неотъемлемой частью сознания, формой проявления последнего.
Всестороннее теоретическое осмысление понятия «этническое самосознание» предполагает ясное представление не только о сущности феномена самосознания как такового, но и о специфике этнического компонента как его неотъемлемой составляющей. Поэтому научное постижение этнического самосознания неразрывно связано с осознанием понятия «этнос».
Этнос (греч. еШлоБ - группа, племя, народ) - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием [7]. Этносы являются древнейшим типом общностей людей.
Понятие «этническое самосознание» ученые начали использовать с 20-х годов ХХ века, однако специальному теоретическому осмыслению оно не подвергалось. Заслуга в этом принадлежит П.И. Кушнеру, который отметил особое значение самосознания как «этнического определителя». Этническое самосознание определено Кушнером как «часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности» [7, с.123].
В последующем исследователи данного феномена неизбежно сталкивались с проблемой определения основного критерия оценки этноса, так как от этого зависело, какой компонент должен лечь в основу этнического самосознания. Так, ряд авторов в качестве основных признаков этноса выделяли язык и культуру (С.М. Широкогоров), в то время как другие добавляли к ним территорию (И.Г. Гердер, Л.Н. Гумилев). Некоторые
же указывали на особенности психического склада и антропологические признаки.
В настоящее время не существует единого подхода к определению этнического самосознания. Многочисленные исследования, проводимые учеными разных поколений и научных направлений, показали многомерность и неоднозначность этого понятия. Свой вклад в понимание и определение этнического самосознания и его всестороннее изучение внесли многие отечественные ученые: Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, Г.В. Старовойтова, С.А. Токарев, В.Ю. Хотинец, Н.Н. Чебоксаров и др.
Анализ и обобщение существующих определений «этнического самосознания» позволяет прийти к заключению о том, что оно предстает как осознание человеком своей принадлежности к определенной этнической группе, осмысление положения своей этнической группы среди других групп, понимание этнических интересов, взаимоотношений своей этнической группы с другими [6].
Ввиду того, что этническое самосознание представляет собой сложную целостную структуру, осмысление данного феномена не будет полным без понимания его структурных компонентов.
Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов и большинство других отечественных исследователей признает трехаспектную структуру этнического самосознания, в которой выделяется три основных компонента: когнитивный - представления, составляющие «образ я», эмоциональный и поведенческий, или динамический, компоненты [2].
Под когнитивным (содержательным) компонентом подразумевается этническая идентичность, которая, по мнению большинства авторов, обладает стержневой, системообразующей ролью в структуре этнического самосознания.
Идентичность (от лат. identificare - отождествлять) - уподобление, отождествление индивида с кем-либо или чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно усваивать нормы и ценности, процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения [8, с.261].
Этническая идентичность, в свою очередь, включает такие составляющие, как этническая осведомленность и этническая идентификация.
Этническая осведомленность представляет собой когнитивный компонент социальной идентичности и объединяет знания и представления о собственной этнической принадлежности, а также своей и чужих этнических группах. Возрастание этнической осведомленности происходит по мере приобретения жизненного опыта, получения новой информации и развития когнитивных способностей.
Вторая составляющая этнической идентичности -этническая идентификация - представляет собой процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе и выражается в установлении духовной взаимосвязи между индивидом и его народом,
а также в переживании чувства принадлежности к национальной культуре.
Осознавая себя членом определенной этнической группы, индивид обретает чувство психологического равновесия. Основанием для возникновения чувства этнической идентичности является полиэтничность окружающего социального пространства. Сравнивая свою этническую группу с другими группами, человек получает представление и осознание собственной причастности к «своей» группе. Прочие же этнические группы оцениваются им как «чужие». А.П. Садохин и ряд других ученых считают, что сущность этнической идентичности заключается в наличии ощущаемой совокупности этноотличительных черт, признаков, социально-психологических характеристик, присущих той или иной этнической группе [6].
Вместе с тем, этническая идентичность включает в себя не только осознание принадлежности к определенному этносу, но и ее оценку. Иными словами, этническая идентичность может носить как положительный, так и отрицательный характер, либо нейтральный.
Как было сказано выше, содержание этнического самосознания не ограничивается когнитивной составляющей и выражается не только через проявления этнической идентичности. Наряду с когнитивным компонентом, в структуре этнического самосознания имеет место эмоциональный компонент. К нему относят осознание значимости, ценностное отношение к членству в этнической группе. Аффективная составляющая этнического самосознания связана с чувством принадлежности к этнической группе и оценкой данной группы, а также с отношением к членству в ней.
Однако этническое самосознание существует не просто как набор эмоционально окрашенных представлений. В нем присутствует очень важный регулятивный, поведенческий компонент, объясняющий, почему этническое самосознание «руководит» поведением индивида или целой этнической группы. К поведенческому компоненту относят аттитюды в отношении собственной и других этнических групп, стратегии межгруппового взаимодействия, ценностные ориентации как регуляторы социального поведения личности. Поведенческий или динамический компонент проявляется в приверженности традиционному образу жизни, специфическим формам жизнедеятельности, соблюдении этнических традиций, обрядов и практик. По мнению В. Н. Павленко, именно этот компонент становится базисным, хотя и не всегда хорошо осознаваемым, но, тем не менее, лежащим в основе переживания индивидом своей принадлежности к этнической общности [1].
Социально-психологические функции этнического самосознания личности реализуются в целостной системе процесса сознания личности. Поэтому их следует рассматривать как важные элементы общей функциональной системы процесса сознания личности, интегрирующие когнитивные, аффективные и регулирующие компоненты самосознания.
А. А. Бучек предлагает следующую классификацию,
по которой все социально-психологические функции этнического самосознания можно условно разделить на четыре группы: 1) структурирующая; 2) стабилизирующая; 3) развивающая; 4) регулирующая [1].
Структурирующая функция отражает стремление личности к общей концептуализации мира. В качестве основных характеристик данной функции этнического самосознания можно назвать ориентацию в окружающем мире, интегрирование восприятий отдельных качеств и черт своего этноса в целостную осознанную систему, формирование общих жизненных ценностей, формирование единой символической среды, определение этнической принадлежности. Структурирующая функция этнического самосознания позволяет поддерживать у индивида восприятие себя как носителя особой культуры и члена особой социальной группы.
Стабилизирующая функция подчеркивает роль этноса как психологической общности, удовлетворяя таким образом потребность в надежной групповой поддержке и психологической защите, от которой зависит социальное и психологическое благополучие личности, а также ее физическое самочувствие. Защитное значение данной функции способствует удовлетворению присущей любому человеку потребности в определенной психологической устойчивости и определенности, обеспечивает защиту личности от психологического стресса, вызываемого бытующими в обществе стереотипами и предубеждениями в отношении носителей культур, отличающихся от доминантной культуры данного общества. Таким образом, благодаря стабилизирующей функции, этническое самосознание становится на личностном уровне ресурсом, повышающим эффективность самоорганизации личности.
Развивающая функция транслирует способы, позволяющие выделиться на фоне окружающих через эт-ничность и таким образом способствует повышению индивидом своей ценности, самооценки; поддерживает у него восприятие себя как носителя особой культуры и члена особой социальной группы; удовлетворяет потребность личности в позитивной Я-концепции.
Регулирующая функция отвечает за регуляцию социального поведения в межличностном и межгрупповом общении на основе традиций, обычаев, общепризнанных устойчивых ценностей. Данная функция обеспечивает самоконтроль во всех сферах общественной жизни, способность мотивировать ту или иную направленность сознания и поведения как на групповом, так и на индивидуально-личностном уровне. В данном случае этническая группа рассматривает любые ценности, в первую очередь, с точки зрения соответствия или несоответствия собственным этнонациональным интересам. Этничность же выступает в качестве критерия оценки социальных и политических изменений как своеобразный индикатор подкрепления или, напротив, унижения этнического достоинства.
Важную роль в становлении этнических установок и формировании этнического самосознания играет подростковый возраст. От того, какие будут в данный период
сформированы психические новообразования, обеспечивающие межэтническое взаимодействие (этнические установки и стереотипы, этническая толерантность, этническая конфликтность и т.п.), будет зависеть система межэтнических отношений в зрелом возрасте. Об этом говорят в своих работах многие отечественные исследователи: Н.М. Лебедева, Г.У Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.
Воспитание этнического самосознания подростков представляет собой целенаправленное создание условий, способствующих становлению позитивного этнического самосознания, включающего в себя самоопределение личности как представителя определенного этнического сообщества, осознанию себя носителем и ретранслятором национальной культуры, а также осознанию своей ответственности за сохранение неповторимости национальной культуры [10].
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола, от 10-13 до 14-17 лет. Учитывая социально-педагогические и культурные особенности европейской части нашей страны, автор определяет границы подросткового возраста в пределах от 11-ти до 14-ти лет включительно. Такие возрастные рамки соответствуют учащимся 5-х -8-х классов средней школы.
С точки зрения подавляющего большинства современных исследователей в области педагогики и психологии, основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.
Солдатова Г.У и ряд других исследователей считают, что глобальная жизненная ориентация подростка «зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире» [2, с. 178].
Таким образом, можно утверждать, что жизненная позиция человека и его отношения с миром определяется в «переходном» возрасте, а ее формирование зависит, главным образом, от становления и развития самосознания.
Подростковый возраст характеризуется двумя противоречивыми тенденциями развития личности. С одной стороны, для данного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Именно в подростковом воз-
расте наиболее интенсивно происходит усвоение различных ценностей, норм, общественных требований, способов поведения и личностных ценностей. В этот возрастной период происходит социализация человека, осознание себя как носителя определённой культуры, поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих действиях и поступках. Подросток начинает осознавать себя членом определённого сообщества, большой группы людей, государства и политического строя в целом. Выработка личностных качеств в соответствии с данной социально-психологической трансформацией определяет позицию ребёнка в подростковом возрасте.
В процессе социализации подростка им присваиваются исторически сложившиеся образы мыслей, чувств и действий. В процессе такого присвоения у подростка развиваются этнические чувства, чувство истории своего народа, чувство привязанности к конкретному географическому месту, что в целом способствует формированию этнического самосознания.
На развитие и формирование подростка как личности существенно влияет ряд специфических особенностей, которыми обладает современное российское общество. Важнейшими институтами социализации современного подростка являются: родительская семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Немаловажным представляется то, что современные дети живут в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат. Нередко их жизнь протекает в отрыве от территории, на которой сформировался этнос, в условиях многоязычия информационного пространства, а также в ситуации пересечения многих культурных каналов, в условиях контактов с разноязычными сверстниками. Многообразие культурных каналов, немалая часть которых приходится на СМИ, далеко не всегда регулируется родителями, школой и обществом.
Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению. В современных условиях этнический компонент может стать, с одной стороны, одним из наиболее действенных средств самоутверждения, а с другой - у подростка четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов.
Таким образом, подростковый возраст характеризуется потенциальной возможностью осознанного и целенаправленного вхождения в культуру. При этом результат во многом будет зависеть от того, какие социальные институты, сообщества и отдельные, значимые для ребёнка личности будут влиять на него, а также каким образом осуществляется данное влияние.
Развитие этнического самосознания неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность представляет собой свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие
эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [9]. Она предполагает ряд навыков и способностей, которые в своей совокупности выражают готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно:
- непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;
- преодоление собственных этноцентристских тенденций и предубеждений, снижение своей и чужой напряженности в процессе взаимодействии;
- способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур и народов.
Развитие этнокультурной компетентности проходит в несколько этапов, непосредственно связанных с онтогенезом и отражающих общее направление последовательного обогащения детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
На этапе, приходящемся на подростковый возраст, когда рефлексия себя приобретает первостепенное значение, у ребенка в полном объеме формируется этническая идентичность. Главными задачами этого периода являются: достижение функциональной грамотности в области своей и этнических культур России, а также элементарной грамотности в области этнокультур сопредельных стран.
В качестве особенностей разных народов подростки отмечают уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры, знают ведущие признаки народов: название, язык, этническую территорию (родину), антропологический тип (внешность), традиционно-бытовую культуру, этническое самосознание (познание того, что он является частью какого-либо народа). На данном этапе детям следует уметь достаточно четко определять существующие между народами различия и сходства, выделять особенности вербального и невербального общения в различных культурах. Они должны ясно представлять последствия интолерантного отношения и стараться не проявлять признаки нетерпимого поведения по отношению к представителям иной национальности, учиться анализировать причины конфликтов и разногласий, возникших между представителями этнических общностей, и стремиться к их разрешению путем разумных уступок. Также в подростковом возрасте следует уметь отражать в своей деятельности этноспецифические умения, присущие своему народу. Например, свободно владеть родным языком, исполнять национальные танцы, владеть народным художественным ремеслом и т.д.
Следует отметить, что особенности формирования этнического самосознания зависят также и от региональной специфики, обусловленной своеобразием этнической ситуации, миграционными процессами, историческими особенностями региона и т. д. Так, было замечено, что более интенсивно этническое самосознание формируется в регионах со сложной национальной
структурой населения. Там осознание этнической принадлежности происходит в более раннем возрасте.
В. Павленко, И. Кряж, О. Иванова сделали следующие выводы, изучая возрастную динамику осознания религиозных и этнонациональных различий у детей и подростков: базовая оппозиция, лежащая в основе системной организации этнических представлений, может быть описана как «свое - чужое». Эта оппозиция может трансформироваться в зависимости от возраста детей и подростков [4]. Если у дошкольников дихотомия «свой
- чужой» раскрывается преимущественно через оппозицию «хороший - плохой», то для подростков 12 лет определяющей становится оппозиция «дружественный
- враждебный». Вместе с тем, в этом возрасте подростки начинают руководствоваться еще одним критерием при оценке этнических групп, выступающим в виде оппозиции «цивилизованность - неразвитость». Если в рамках оппозиции «свой - чужой» определяющим является эмоциональное отношение к оцениваемому объекту, то оппозиция «цивилизованность - неразвитость» дает возможность более объективной и подробной оценки, обусловливающей возможность определить место собственной этнической группы в широком этническом пространстве.
В подростковом возрасте происходит осознанный выбор этнических ролей и этнической ориентации -культурной или бикультурной (в случае осознания сходства с двумя группами). Биэтническая ориентация наиболее благоприятна для человека, живущего в полиэтническом обществе, так как она позволяет органично сочетать разные взгляды в восприятии действительности, овладевать богатствами различных культур без ущерба для ценностей каждой из них. Бикультурная компетентность позволяет подросткам жить как бы в двух измерениях, т. е. использовать разные языки, нормы и стереотипы поведения в разных референтных группах. Одни нормы общения используются при контактах со сверстниками, другие, - как правило, традиционно принятые, - в семье. Значительную роль в причислении себя к тому или иному этносу играет для подростка уровень авторитета родителей. Позитивные качества, которыми подростки наделяют наиболее авторитетного из родителей, переносятся на всех представителей этнической группы, к которой тот принадлежит. В данном случае положительная оценка родителя и его этнической группы является для подростка условием обоснования его этнической самоидентификации.
Не менее значимо стремление подростков принадлежать к группе этнического большинства в регионе. Имеет значение и то, живет ли подросток в полиэтнич-ной или моноэтничной среде, а также какова плотность этнического окружения. Ситуация межэтнического общения дает подростку больше возможностей для получения информации об особенностях как своей, так и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Установлено, что если социализация подростка проходит в широкой полиэтнической среде,
то этническая идентичность осознается более четко, а знания о различиях между этническими группами приобретаются раньше.
Особое значение для формирования этнического самосознания подростков имеет приобщение к национальной культуре. Формирование многих этнических черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры своего этноса. Этническая принадлежность индивида обеспечивается во многом на основе усвоения им элементов «своей» культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения.
В целом, подростковый период характеризуется поисками и исследованием собственной этнической идентичности; ростом этнических знаний; осознанием существующих между народами различий культуры, исторических судеб, политического устройства; стремлением понять значение этничности в собственной жизни; погружением в культуру своего народа через активное участие в событиях культурной жизни; устойчивым ощущением незыблемости своих этнических особенностей.
Таким образом, этническое самосознание представляет собой сложную целостную структуру, состоящую из ряда компонентов. Ядром этнического самосознания является этническая идентичность, которая в свою оче-
редь также имеет сложную структуру.
Функции этнического самосознания являются важными составляющими функциональной системы самосознания личности, интегрирующими когнитивные, аффективные и регулирующие компоненты самосознания как на уровне индивида, так и на уровне этнической группы. В условиях полиэтничной социальной среды сформированность этнического самосознания может стать значимым адаптационным ресурсом личности.
Поликультурность не является генетически обусловленным фактором и должна быть воспитана в процессе социализации. Формирование жизненной позиции человека и его отношения с миром определяются в подростковом возрасте и зависят, главным образом, от становления и развития самосознания. Для формирования этнического самосознания у подростков первостепенное значение приобретает развитие этнической идентичности. На формирование и развитие этнического самосознания подростка влияет ряд особенностей: социальное окружение - в первую очередь, - семья и группа сверстников; этническая группа, к которой он принадлежит; межгрупповые отношения. Подростковый возраст является решающим для осознанного выбора этнических ролей и соответствующей ориентации - культурной или бикультурной.
Библиографический список
1. Бучек А.А. Этническое самосознание личности в пространстве полиэтничного мира. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. 386 с.
2. На пути к толерантному сознанию. Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000. 255 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б. М. Бим-Бада. М.: Научное изд-во «БРЭ», 2002. 528 с.
4. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. Под. ред. М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. М.: Издательство Института психологии РАН, 2001. 196 с.
5. Российская Педагогическая энциклопедия: в двух томах / Под ред. А. П. Горкина. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. Т. 2: М-Я.
6. Садохин А.П. Этнология: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011. 352 с.
7. Современная этнопсихология: хрестоматия. Под ред. А.Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2003. 368 с.
8. ТавадовГ.Т. Этнология: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. 408 с.
9. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: методические рекомендации / сост. : А. В. Кречетникова, А. А. Нарыгин, Е. В. Панюшкина. Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2010. 106 с.
10. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.
References
1. Buchec A.A. Ethnic self-consciousness in the space of a multi-ethnic world. Petropavlovsk-Kamchatsky: CamSU Vitus Bering, 2012. 386 p.
2. The way to a tolerant consciousness / Ed. A.G. Asmolov. М.: Smysl, 2000. 255 p.
3. Pedagogical encyclopedic dictionary / Ed. B.M. Bim-Bad. М.: The scientific publishing «BRE», 2002. 528 p.
4. Development of national, ethno linguistic and religious identity of children and adolescents / Ed. M. Barrett, T. Ryazanov, M. Volovikov. М.: Publishing of psychology Institute of RAN, 2001. 196 p.
5. Russian Pedagogical encyclopedia: in two volumes / Ed. A.P. Gorkin. М.: The scientific publishing «Great Russian Encyclopedia», 1999. V.2.
6. Sadokhin A. P. Ethnology: manual. М.: АЦ^-М, ШЖА-М, 2011. 352 p.
7. Contemporary ethnopsychology. / Ed. A.E. Taras. Minsk: Harvest, 2003. 368 p.
8. Tavadov G.T. Ethnology: manual. М.: Publishing and trading corporation « Dashkov i Ko », 2011. 408 p.
9. The formation of interethnic tolerance of students in the educational environment of educational institutions: guidelines / prod. A.V. Krechetnikova, A. A. Narygin, E. V. Panjushkina. Hanty-Mansijsk : Print-Klass, 2010. 106 p.
10. Hotinec V. Ju. The ethnic consciousness. SPb.: Aletejja, 2000. 240 p.