Научная статья на тему 'Роль этноидентификации в современных политических процессах и межкультурной коммуникации'

Роль этноидентификации в современных политических процессах и межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
354
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC CONSCIOUSNESS / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / ETHNIC STEREOTYPE / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / NATIONAL SELF-EVALUATION / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / INTER-ETHNIC CONFLICTS / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ETHNIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коврижных О.А.

В статье определяется содержание понятий «этноидентификация», «этнический стереотип», «этническое сознание». Проведен анализ существующих классификаций типов этнической идентичности. Устанавливается, что глобализация, с одной стороны, способствовала сближению наций и народов и развитию дипломатического сотрудничества, а с другой обусловила проявления обостренного национального самосознания, страха потери национальной идентичности, уникальных традиций и ценностей, особенно в восточных развивающихся странах. Автор приходит к выводу, что основным фактором сохранения этноидентификации народа является объективная самооценка этноса, которая влияет на его отношение к своему и к другому этносу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of ethnic identity in modern political processes and intercultural communication

The article defines such concepts as "ethnic identity", "ethnic stereotype", "ethnic consciousness". The existing classifications of ethnic identity types are reviewed. The author believes that globalization, on the one hand, has contributed to the rapprochement of nations and peoples and development of diplomatic cooperation, and on the other hand, has led to manifestations of the heightened national identity, the fear to lose the national identity and unique traditions and values, especially in the eastern developing countries. It is concluded that the main factor in keeping the ethnic identity of a nation is an objective self-evaluation, which influences the attitude of an ethnos to its own way and to another ethnic group.

Текст научной работы на тему «Роль этноидентификации в современных политических процессах и межкультурной коммуникации»

УДК 303.094.4:316.356.4

Коврижных Олеся Анатольевна

кандидат философских наук, доцент Забайкальского государственного университета

РОЛЬ ЭТНОИДЕНТИФИКАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Kovrizhnykh Olesya Anatolyevna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Trans-Baikal State University

THE ROLE OF ETHNIC IDENTITY IN MODERN POLITICAL PROCESSES AND INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация:

В статье определяется содержание понятий «эт-ноидентификация», «этнический стереотип», «этническое сознание». Проведен анализ существующих классификаций типов этнической идентичности. Устанавливается, что глобализация, с одной стороны, способствовала сближению наций и народов и развитию дипломатического сотрудничества, а с другой - обусловила проявления обостренного национального самосознания, страха потери национальной идентичности, уникальных традиций и ценностей, особенно в восточных развивающихся странах. Автор приходит к выводу, что основным фактором сохранения этноидентификации народа является объективная самооценка этноса, которая влияет на его отношение к своему и к другому этносу.

Ключевые слова:

этноидентификация, этническое самосознание, этнический стереотип, национальная самооценка, межэтнические конфликты, межкультурная коммуникация.

Summary:

The article defines such concepts as "ethnic identity", "ethnic stereotype", "ethnic consciousness". The existing classifications of ethnic identity types are reviewed. The author believes that globalization, on the one hand, has contributed to the rapprochement of nations and peoples and development of diplomatic cooperation, and on the other hand, has led to manifestations of the heightened national identity, the fear to lose the national identity and unique traditions and values, especially in the eastern developing countries. It is concluded that the main factor in keeping the ethnic identity of a nation is an objective self-evaluation, which influences the attitude of an ethnos to its own way and to another ethnic group.

Keywords:

ethnic identity, ethnic consciousness, ethnic stereotype, national self-evaluation, inter-ethnic conflicts, intercultural communication.

В современном мире этнокультурные конфликты как столкновения религий, культур и ценностей являются крайне опасным дестабилизирующим фактором. Культура межнационального общения как межэтнического взаимодействия предполагает заимствование образцов культуры, традиций, религиозных ценностей. Этнические стереотипы поведения оказывают давление и негативное влияние на чужие этнические группы. Этим процессам и должна противостоять межкультурная коммуникация как успешный диалог культур. В процессе глобализации наблюдаются две противоположные тенденции: формирование единого мирового пространства культуры и специфическое протестное выражение уникальных самобытных национальных характеристик. Современные СМИ делают эти процессы реальными вызовами и глобальными угрозами в коммуникационном пространстве.

Под межкультурной коммуникацией понимается информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами [1, с. 318]. Такое взаимодействие характеризуется взаимовлиянием этнических культур, которое проявляется в этническом самосознании, этнокультурной компетентности личности, терпении, такте, а также в стремлении к достижению межнационального согласия в различных сферах общественной жизни.

Каждый этнос проявляет себя как сложная структура, включающая такие признаки, как язык, традиции, народная культура и искусство, а также модели, нормы поведения. При этом этнос обладает самобытным национальным характером, имеет свою историческую память и национальное сознание. Государственный и социальный уклады всегда содержат в себе элементы исторических традиций, религии, патриотические символы, основанные на этнических мифах и легендах. Именно национальное сознание, основанное на этнической идентичности, определяет уровень духовного развития нации.

Этническое сознание отражает взгляды на сущность этнических явлений. В нем отражается объективный мир этноса, а именно: осознание своей этнической принадлежности и общности, отношение к другим этносам и национальностям. Этническое сознание фиксируется в кол-

лективном сознании категорией «мы». Представители других национальностей отражаются в категории «они». Механизм «мы - они» заложен в характеристику и сущность самосознания, представленного эмоциональной оценкой «своей» и «чужой» этнорелигиозной группы.

Необходимо отметить, что структура этнического сознания включает в себя: этническое самосознание, этническую ментальность, особенности этнической психологии, общность языка и культуры, осознание своей исторической судьбы, особенности поведения, общий уклад жизни и быта, традиции и обычаи. Этническая общность имеет четкие представления о своей исторической Родине, истории своего этноса, предназначении своего народа, связи настоящего и прошлого. Язык, семейно-бытовые нормы, система этико-поведенческих стереотипов играют как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль в современном мире. Дезинтеграция проявляется в языковом барьере, проявлениях вековых, уже устаревших традиций народа в иноязычной среде, монокультурном социуме. Общественное сознание строится и базируется на стереотипах и образах. Образ представлен как процесс отражения всех процессов и явлений, происходящих в обществе и имеющих разное значение для человека. В основе образов лежат стереотипы.

Стереотип представляет собой фиксированный образ, побуждающий к быстрым действиям, однозначному истолкованию реальности. Стереотип отражается в информационных потоках и в общественном мнении посредством языковых средств. Они могут выражаться в пропаганде и разных стереотипах восприятия. Стереотипы зависят от ценностей общества. СМИ могут укреплять одни этнические стереотипы и влиять на формирование других, манипулируя при этом общественным мнением и сознанием. Особенно это очевидно в условиях информационных войн и пропаганды, где создаются стереотипы с негативным прагматическим потенциалом одной нации по отношению к другой. Таким образом, этнический стереотип - это эмоционально окрашенный, устойчивый, коллективный образ, отраженный в общественном мнении одного народа о другом или о самом себе. Он создается на основе национальной гордости, чувства самоуважения, патриотического подъема конкретного этноса и может передаваться как культурный образец из поколения в поколение.

Как считает исследователь межэтнических отношений С.В. Гладких, «...стереотипное восприятие "чужого" этноса характеризует не столько его, сколько этнос, в котором оно образовалось и бытует. Чаще всего национальные стереотипы (и это очень важно) представляют собой проецирование "своих" ценностей на "чужие"» [2, с. 105]. Безусловно, огромную роль в этих процессах играет интернет, который закладывает позитивный или негативный посыл для продвижения этнического стереотипа. Позитивные черты этноидентификации и этнических стереотипов в межкультурной коммуникации должны транслироваться через СМИ с целью урегулирования многих этнических конфликтов, основанных на противоборстве негативных характеристик этнических стереотипов. С течением времени они способны изменяться, отличаясь своей оригинальностью, наполняясь уникальностью и достижениями представителей своего и другого народа. Духовные ценности этноса также часто используются политической элитой с целью манипулирования общественным сознанием общества, что провоцирует протестное поведение со стороны граждан.

Этнокультурные ценности представляют собой элементы «этнического кода», где человек самоидентифицирует себя со своей группой, нередко противопоставляя себя чужому культурному и этническому коду. Отечественный философ К.М. Кантор ввел в научный оборот термин «культурный код» как понятие, обозначающее ментальность, фундаментальные черты характера народа или нации [3]. В условиях глобализации, с одной стороны, рамки этнической идентичности размываются и человек может соотносить себя сразу с несколькими этносами, с другой стороны, границы между этносами становятся все более жесткими, что проявляется в различных формах межэтнического конфликта. Этнос в современном обществе является для многих социальных групп еще и средством вертикальных и горизонтальных связей и стратификации.

Этнокультурная идентичность выступает показателем социальной мобильности. Например, в восточных государствах сильны национальные традиции, семейные ценности. Именно этническая принадлежность в таких странах, как Азербайджан, Таджикистан и др., позволяет личности получить социальный статус и утвердиться в обществе за счет сильных родовых связей, клановости и фактора принадлежности к определенному роду. При этом если контакты с представителями другого этноса происходят на почве национальных настроений, идей превосходства одной нации над другой, то этнические конфликты вспыхивают с новой силой и остаются трудноразрешимыми вследствие своей противоречивости.

Российский исследователь И.В. Малыгина дает емкое определение этнокультурной идентичности: «Это сложный социально-психологический феномен, содержание которого составляет как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также индивидуальные и коллективные формы ее манифестации» [4, с. 144].

Е. Макаренко выделяет три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую, трансэтническую [5, с. 61]. Этноцентрическая идентичность ориентирует человека только на свой этнос, где он видит перспективы и будущее. Этноцентризм характеризуется признанием превосходства своей этнической группы над другими. Полиэтническая идентичность рассматривает другие этносы как равноценные, отличается наличием у личности желания знать несколько языков и бывать в других этнокультурных обществах. Трансэтнизм редко встречается и характеризуется тем, что личность не идентифицирует себя ни с одним этносом, а относит себя ко всему человечеству. Так формируется образ человека мира, и он выходит на более глобальный уровень мышления.

Этническая идентификация как феномен национального самосознания формирует у человека представление о себе, своей роли, месте как части этнической группы. По определению французского социолога А. Турена, идентичность востребована в обществе как потребность прежде всего в безопасности, в принадлежности к группе и в позитивной самооценке индивида и этноса в целом [6, с. 17]. Российский исследователь А. Садохин выделяет семь типов этнической идентичности:

1. Нормальный, где образ народа воспринимается как положительный.

2. Этноцентрический, характеризуется некритичным преимуществом восприятия собственного этноса с элементами этноизоляции.

3. Этнодоминирующий, где главное для человека - принадлежность к данному этносу.

4. Этнический фанатизм, характеризуется как крайняя форма этнической идентичности, доведенная до идей самопожертвования.

5. Этническая индифферентность - равнодушие к собственной этнической идентичности

6. Этнонигилизм, построенный на отрицании ценностей.

7. Амбивалентная этничность, характеризуется неяркой выраженностью и типична для смешанной этносреды [7, с. 76].

Необходимо отметить, что этническая идентичность, как личностная, так и коллективная, представляет собой ключевой базисный феномен, на котором строятся этнические стереотипы. Этнический фанатизм становится востребованным для вербовки в ряды террористических организаций. Особенно ему подвержены подростки и молодежь как самая активная мобильная социальная группа. Разрушение процесса адекватной этноидентификации может привести к этническому фанатизму в условиях протестной борьбы за независимость народа либо социально-экономического кризиса. Маргинальность как состояние утраты социальных связей со своим этносом провоцирует молодых арабов-мусульман становиться смертниками, исполнителями террористических актов.

При изменении этноидентификации национальное самосознание может играть как позитивную, так и негативную роль. Например, если оно не транслируется в противовес другим народам, то может иметь нейтральную или позитивную окраску. Однако если оно используется в рамках плановости или политических, религиозных, националистических стремлений, то обладает огромной разрушительной силой, вызывает агрессию, высокомерие к другим народам. Это наблюдалось в межэтнических конфликтах в Грузии, Южной Осетии, Таджикистане, Нагорном Карабахе и Чечне. В зарождении межэтнических конфликтов большую роль играет и национальная самооценка.

Социальный психолог А.Д. Карнышев выделяет следующие виды национальной самооценки:

- Заниженная самооценка. Человек не знает возможностей и достоинств своего народа, не раскрыл свой потенциал, тяготится мнимой ущербностью своих соплеменников и поэтому по возможности отказывается от них. При этом проявляются такие негативные чувства, как униженность, подавленность, угнетенность, смирение.

- Адекватно низкая национальная самооценка. Человек убежден в значимости и ценности своей нации. Он верит в перспективу ее развития и вместе со своим народом принимает все тяготы его реального положения.

- Адекватно высокая самооценка. Человек убежден в значимости и ценности своей нации, гордится известными представителями своего народа. Он испытывает чувство национального достоинства и уважения к себе.

- Завышенная самооценка. Человек по определенным причинам переоценивает вес собственной нации среди других, намеренно подчеркивает ее исключительность, постоянно выпячивает ее достоинства. Ему свойственно выражение заносчивости, притязательности, амбиций, высокомерия, гордыни по отношению к другому народу [8, с. 82].

Таким образом, от уровня этнической самооценки будут зависеть процесс этноидентификации и поведение индивида по отношению к другому и своему этносу. Во многом национальная самооценка будет определяться уровнем и качеством жизни народа, присутствием или отсутствием межэтнических латентных и открытых конфликтов, уровнем правовой и политической

культуры людей. Объективная самооценка этноса является основным фактором сохранения этноидентификации народа.

Ссылки:

1. Теория культуры / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. СПб., 2008. 592 с.

2. Гладких С.В. Этнические проблемы современности. Ставрополь, 2000.

3. Кантор К.М. История против прогресса. М., 1991.

4. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2005.

5. Макаренко Е. Этническая идентичность личности: основные характеристики и типы // Материалы международной научно-теоретической конференции. Донецк, 2006.

6. Цит. по: Бернюкевич Т.В. Взаимодействие культур: формы и механизмы : учеб. пособие. Чита, 2015. 140 с.

7. Садохин А.П. Этнология. М., 2002.

8. Цит. по: Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002.

References:

1. Ikonnikova, SN & Bolshakov, VP (ed.) 2008, The theory of culture, St. Petersburg, 592 p.

2. Gladkikh, SV 2000, Ethnic issues of the day, Stavropol.

3. Kantor, KM 1991, History against progress, Moscow.

4. Malygina, IV 2005, Ethno-cultural identity: ontology, morphology, dynamics, D.Phil. thesis abstract, Moscow.

5. Makarenko, E 2006, 'Ethnic identity of the person: the basic characteristics and types', Proceedings of the international scientific-theoretical conference, Donetsk.

6. Cit. by: Bernyukevich, TV 2015, Interaction of cultures, forms and mechanisms, Chita, 140 p.

7. Sadokhin, AP 2002, Ethnology, Moscow.

8. Cit. by: Krysko, VG 2002, Ethnic Psychology, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.