УДК 159.922.7 + 159.922.736.3
С. Б. Дагбаева
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ *
Статья направлена на изучение особенностей этнической идентичности младших школьников Забайкальского края. Рассматриваются основные этапы формирования этнической идентичности. Обсуждаются результаты кросс-культурного исследования этнической идентичности учашдхся начальной школы.
Ключевые слова: этническое самосознание, этническая идентичность
S.B. Dagbayeva
ETHNIC IDENTITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN CHANGING SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT
This article aims to study the peculiarities of ethnic identity of junior schoolchildren of the Zabai-kalskiy Krai. It examines the main stages of ethnic identity formation. It also comments the outcomes of cross-cultural study of primary schools students’ ethnic identity.
Key words: ethnic self-actualization, ethnic identity
Актуальность изучения этнической идентичности личности в изменяющихся социокультурных условиях обусловлена рядом факторов:
- потребностью в осмыслении новой социокультурной среды, которая характеризуется маргинализацией личности в условиях глобализации и размыванием ценностных ориентиров;
- усложнением социальных механизмов передачи этнических духовных ценностей;
- необходимостью поиска социальных средств и механизмов конструктивной этнической социализации, технологий формирования установок толерантного поведения, веротерпимости и миролюбия на фоне позитивной этнической идентичности;
- трансформационными процессами, происходящими в этническом сознании и самосознании молодежи, которые по данным мониторинговых опросов наиболее активно выражают свою этническую неприязнь [2].
В связи с этим перед системой образования все более рельефно выступают задачи обеспечения социальной и психологической гармонизации различных слоев общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и на-
* Исследование проведено при поддержке Гранта Президента РФ МК-1545.2012.6
циональных культур. Как пишет В. В. Путин, для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Одним из главных условий развития нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Огромная роль здесь принадлежит образованию. Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа [5].
Таким образом, формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры выступает как настоятельное требование общественной жизни в условиях нарастающей изменчивости современного мира и кризиса идентичности в нашей стране. Воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России является необходимым инструментом социализации подрастающих поколений и важнейшей основой становления и функционирования этнической и гражданской идентичности.
Как пишет Д.И. Фельдштейн, важно детально раскрыть особенности социокультурной среды развития Детства, выявив и рассмот-
рев те факторы этой среды, которые активно воздействуют на детей — от социально-культурной ситуации российского социума в целом до различных отдельных макро и микросред, в которые включен ребенок. Необходимо проверить соответствие имеющихся возрастных параметров, установив, в какой степени они сохранились, а в какой мере изменились [11].
Сегодня исследователи отмечают оторванность ребенка от культурных традиций общества и его истории, отсутствие или недостаточность знаний о традициях, нормах поведения и ценностях представителей других культур. Особенно актуальна проблема формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте, который характеризуется тем, что начинает закладываться фундамент всестороннего развития личности, формируется ее базовая культура, воспитывается добросовестное отношение к учению, общественнополезному труду, любовь к Родине, к своему народу [10].
В психологии этническая идентичность понимается как результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодиф-ференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [8].
Понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание» часто рассматриваются как синонимы, однако это не совсем тождественные понятия. Г. У. Солдатова полагает, что этническая идентичность должна изучаться, во-первых, как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и, во-вторых, как его «изнанка» — этническое бессознательное.
Особенностью этнической идентичности, по мнению Г. У. Солдатовой, является «мифо-логичность, так как ее главная опора — идея или миф об общей культуре, происхождении, истории». Этническая идентичность формирует: устойчивое чувство «мы»; видение мира по принципу «мы — они», «свои — чужие» [7].
Основными характеристиками этнической идентичности, по мнению Н. М. Лебедевой, являются валентность (позитивность — негативность и определенность — неопределенность). Валентность — это знак эмоциональной окрашенности аффективного компонента этнической идентичности. Валентность этнической идентичности операционализируется путем оценки индивидом идентификаций, связанных с отношением к собственной этнич-ности и своей этнической группе. Эмпирическими индикаторами валентности могут быть также позитивность — негативность этнических автостереотипов и чувств, связанных с этничностью. Определенность — неопределенность этнической идентичности — это, в первую очередь, степень ясности осознания себя представителем этнической группы, степень полноты знаний, представлений о культурных и психологических особенностях собственной группы, т. е. степень субъективного осознания индивидом себя в качестве представителя своей этнокультурной общности [3].
По результатам проведенных экспериментальных исследований, В.Ю. Хотинец считает, что этническое самосознание — это целостное образование, проходящее в своем становлении два уровня:
1) типологический, на котором формируется представление об этнических особенностях общности;
2) идентификационный, на котором формируется этническая самоидентификация.
Психологическая структура этнического самосознания представлена следующими компонентами:
1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности;
2) осознание психологических особенностей своей этнической общности;
3) осознание тождественности со своей этнической общностью;
4) осознание собственных этнопсихологических особенностей;
5) осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности;
6) социально-нравственная самооценка эт-ничности.
Этническая идентичность в данной концепции выступает как уровень (наиболее зрелый) этнического самосознания или как форма его конечного, наиболее развитого состояния [12].
А.А. Бучек определяет этническое самосознание как создание целостного концепта самого себя в этническом пространстве, который, являясь исходно личностным феноменом, имеет коммуникативную природу, межличностное происхождение и зависит от социокультурной ситуации этнической общности. Развитие этнического самосознания предполагает, прежде всего, процесс интериоризации субъектом значений этнической реальности, опосредующая роль которых приводит к формированию в структуре личности системы индивидуальных этнопсихологических свойств. Основными структурно-динамическими составляющими этнического самосознания являются репрезентированные в объективном и субъективном этническом пространстве личности представления о своей этнической группе, о себе, самоотношение как к субъекту этнического мира и способы поведения, система деятельностей субъекта в этническом пространстве. Центральным элементом этнического самосознания признается этническая самоидентификация [1].
Большинством исследователей признается трехаспектная структура этнического самосознания. Выделяют содержательный, эмоциональный и поведенческий или динамический компоненты. К эмоциональному компоненту относят осознание значимости, ценностное отношение к членству в этнической группе. Динамический (поведенческий) аспект этнического самосознания составляют, наряду с аттитюдами и межгрупповыми стратегиями, ценностные ориентации. К содержательному относят этническую идентичность и отождествление с этносом, этностереотипы, отражение в самосознании этноинтегрирую-щих, объединяющих с этносом, и этнодиф-ференцирующих, отличающих от других этносов, признаков [9].
В работе Т.Г. Стефаненко описаны следующие типы этнической идентичности: моноэтническая идентичность со своей этнической группой; биэтническая идентичность; моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; маргинальная этническая идентичность. Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Как и другие варианты идентичности, она проявляется в многочисленных уровнях интенсивности [8].
Г. У. Солдатова, С.В. Рыжова выделили типы этнической идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом — апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам. По мнению авторов, в полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Потеря самоуважения, сомнение в позитивной этнической идентичности своей этнической группы нередко приводит к формированию негативной этнической идентичности, сопровождаемой ощущением неполноценности, ущемленности, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на межгрупповых отношениях и приводит к формированию интолерантности [4].
Приобщаясь к конкретным людям, носителям этнокультурной информации и уподобляясь им, ребенок с то же время приобщается и к этнической культуре. В.Ю. Хотинец выделяет следующие этапы становления этнического самосознания. Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Для этого этапа характерно нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, а также немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Осознание «своих» основано на ежедневном конкретном собственном опыте с окружающими без четкой дифференциации по этническому признаку, тогда как представление о другом народе базируется на синтезированном групповом образе «иных». Формирование этнической самоидентификации происходит по принципу «Я такой же, как окружающие». Второй этап включает подростковый возраст (11-15 лет) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Дети проявляют интерес к истории и культуре своего и других народов. Происходит формирование системы представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей общности в сравнении с иноэтническим окружением. Формирование этнической идентификации строится по принципу «Я такой же, как мой
народ». Третий этап — мораторий — исследование своей этнопринадлежности и наличие неясностей в этом вопросе. Четвертый этап — зрелая идентичность — исследование индивидом этнических вопросов при наличии ясного надежного понимания и принятия своей этничности [12].
Как пишет А.А. Бучек, формирование этнического самосознания проходит ряд этапов: этап инкультурации (дошкольный и младший школьный возраст 6-10 лет), который характеризуется осознанием дифференциации по этническому признаку, оценкой этнического окружения, сформированностью этнической самоидентификации и самоотношения; этап дифференциации (подростковый возраст 1115 лет) — когда наблюдается устойчивая система осознанных представлений и оценок об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической общности в сравнении с иноэтническим окружением, глубокое понимание и оценка своей этничности, самого себя в качестве представителя своей этнической общности, сформированность са-моотношения как сложной, уровневой эмоционально-оценочной системы личности; этап аксиологизации (юношеский возраст 16-17 лет), на котором устанавливается этнический статус и высокая степень выраженности этнического «Я» в структуре личностной определенности, мотивация выбора своей национальности, определение этнического мировоззрения, сформированность этнического сознания [1].
По мнению О. Л. Романовой, осознание своей принадлежности к этнической группе имеет свои особенности на разных возрастных этапах. Этнические знания ребенка 56 лет нестабильны и несистематичны: дети не всегда могут назвать собственную национальность, национальность родителей, путают названия национальностей, городов. Развитие в младшем школьном возрасте когнитивных способностей ребенка во многом определяет расширение и качественные изменения этнических знаний и особенности осознания собственной этничности. Ребенок уже не просто повторяет услышанную от взрослых информацию, но систематизирует свои знания и устанавливает между ними закономерности. Именно младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования этнических знаний и аттитюдов. От нечет-
ких знаний и представлений об этнических стимулах ребенок приходит к более глубокому пониманию своей этничности. Следует отметить, что возрастные границы развития этнического самосознания не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций. Осознание детьми своей этнической принадлежности значительно варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Особой спецификой отмечены процессы развития этнической идентичности у детей, живущих в полиэтнической среде, и особенно интенсивно протекают у детей членов этнических меньшинств [6].
Таким образом, многие исследователи подчеркивают, что этническая идентичность детей младшего школьного возраста находится в стадии активного формирования. В связи с этим, встает проблема осмысления складывающихся у школьников представлений об особенностях разных этносов, различий и сходств между ними. Без учета этих данных невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития.
В эмпирической части работы, основываясь на изложенных фактах, мы провели исследование особенностей этнической идентичности младших школьников. База исследования представлена МОУ СОШ № 3, Много профильная языковая гимназия №4 г. Читы, МОУ СОШ №1 пос. Агинское, МОУ СОШ № 2 пос. Могойтуй, МОУ СОШ с. Домна Читинского р-на Забайкальского края. Количество испытуемых составило 173 человека в возрасте 8-9 лет (80 девочек, 93 мальчика), из них представители русской культуры — 80 детей, представители бурятской культуры — 93.
Цель настоящего исследования состояла в изучении того, как осознается принадлежность к этнической группе младшими школьниками, представителями русской и бурятской культур, проживающих в Забайкальском крае.
Для исследования особенностей этнической идентичности младших школьников мы использовали вопросы полуструктурирован-ного интервью, разработанного О.Л. Романовой [6]. В нем содержались вопросы, выявляющие информированность детей о существовании различных этнических групп, их осо-
бенностях и различиях, знания о собственной этнической группе, о своей этнической принадлежности, об этничности родителей. Результаты интервьирования детей выявили разный уровень этих знаний в зависимости от этнокультурной принадлежности и обнаружили их качественную специфику.
Результаты, представленные в табл. 1, показывают, что 9% детей не знают о существовании каких-либо этнических групп, 7,5% детей перечисляют различные национальности, но не могут назвать их отличительных
признаков, 10% отождествляют названия национальностей и жителей городов, республик, стран. Примерный вариант перечисления национальностей — «русские, китайцы, Бурятия, США...». Некоторые дети называют профессии и даже знаки препинания (восклицательный знак, вопросительный). Как показало исследование, 2% детей не знают своей национальности, 12% путают национальность с гражданской принадлежностью (говорят, что они россияне) и только 54% точно определяют свою национальную принадлежность.
Таблица 1
Особенности этнической идентичности младших школьников (в %)
№ п/п Варианты Общие показатели Русские Буряты
1 Не знают собственной национальности 2 4 1
2 Путают с гражданской принадлежностью 12 20 0
3 Путают с названиями городов, республик, стран 10 19 3
4 Не знают о существовании других этнических групп 9 9 9
5 Не могут назвать этнических отличий 7,5 9 6
6 Хотят поменять национальность 18,5 21 16
7 Имеют четкие представления о своей этнической принадлежности 54 36 69
8 Не знают национальные, народные праздники 23 36 12
Следует отметить, что младшие школьники испытывали затруднения при ответе на вопрос: «Какие ты знаешь национальные праздники и обычаи?». В основном дети перечисляли такие праздники, как Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, свои дни рождения, а из народных праздников большинство школьников назвали только Масленницу и Сагаалган, а 23% детей демонстрировали отсутствие знаний в области национальных праздников. Данные результаты говорят о том, что опрошенные дети не приобщены к народному фольклору и искусству, которые, как известно, развивают у ребенка чувство родственной причастности к этническому миру в непреходящей ценности его прошлого, настоящего и будущего.
С целью анализа отношения к своей этнической принадлежности при интервьировании детям задавался вопрос: «Если бы у тебя была возможность выбора, то какую национальность ты бы себе выбрал?». При ответе на этот вопрос 18,5% младших школьников делали выбор в пользу другой национальности и выбор осуществлялся, в основном, в пользу
таких национальностей, как американцы, англичане, немцы, японцы, корейцы, французы и др. Таким образом, мы видим, что представления младших школьников о своей этнической принадлежности недостаточно устойчивы и они допускают возможность изменения своей национальности.
При исследовании этнической осведомленности младших школьников им задавался вопрос: «Как ты думаешь, чем отличаются люди разных национальностей?». В качестве отличительных признаков дети, в основном, называли язык и яркие внешние особенности (доля этих признаков составляет соответственно 74 и 46%). Наряду с перечисляемыми признаками отмечаются национальная одежда (24%), традиции и обычаи (17 %), народные праздники, песни, танцы (8 %), культура и религия (7%) и т. д. Не смогли назвать отличительные признаки 7,5 % опрошенных испытуемых (см. табл. 2). Данные результаты подтверждают тезис о том, что этническая осведомленность детей первоначально основыва-
тировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы — общность предков, общность исторической судьбы, религию [1].
Таблица 2
Осведомленность младших школьников в области отличительных признаков этнических групп (в %)
ется на очевидных показателях: внешности, языке, элементах материальной культуры, обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпре-
№ п/п Признаки Общие показатели Русские Буряты
1 Язык 74 б4 83
2 Внешность 49 55 44
3 Одежда 24 10 Зб,5
4 Традиции и обычаи 17 22,5 13
5 Место проживания б 12,5 1
б Образ жизни 1 - 2
7 Народные праздники, песни, танцы В - 15
В Культура, религия 7 14 1
9 Черты характера, особенности поведения 3,4 1 5,3
10 Национальная кухня 3 - 5,3
11 Принадлежность к роду 1 - 2
12 Не могут назвать этнических отличий 7,5 9 б
Таким образом, мы видим, что младшие школьники демонстрируют способность указывать, помимо простых, очевидных отличительных признаков этнических групп, и более сложные. Тем не менее, есть доля детей, слабо информированных в области этнодифферен-цирующих признаков.
Отвечая на вопрос: «А как ты узнал, что люди бывают разных национальностей?», 27,5% детей указывали, что информацию о существовании различных этнических групп они получили от родителей. Однако более существенное расширение знаний об этнических явлениях происходит благодаря книгам (34%), телевизору (32,5%). По словам 12,5% детей, о существовании разных этнических групп они узнали благодаря общению с представителями других национальностей, а также во время путешествий в другие страны и т. д. Из опрошенных детей 9% отметили, что эти знания получили в школе от учителя на уроках по окружающему миру. Таким образом, как показало исследование, на этом этапе развития семья выполняет значительную роль в передаче этнокультурной информации, а
начальная школа недостаточно информирует детей о существовании разных народов и культур.
В целом, полученные результаты исследования особенностей этнических представлений младшего школьника и осознания им своей этнической принадлежности согласуются с данными, представленными в работах других авторов, согласно которым этническая идентичность детей данного возраста находится в стадии становления и является достаточно диффузной.
Как уже отмечалось, влияние на определение собственной этничности оказывает осознание статуса группы в этнической структуре общества. Кросс-культурный анализ полученных данных выявил существенные различия в знаниях и представлениях об этнических стимулах детей бурятской и русской культуры. Дети, принадлежащие к бурятской культуре, имеют более четкие представления о своей этнической принадлежности (69 % против 36%), они называют такие дополнительные этнодифференцирующие признаки, как образ жизни, народные праздники, национальная
кухня и родовая принадлежность. У них отмечается значительный прогресс в знаниях и представлениях об этнических стимулах, они более четко осознают собственную этническую принадлежность, видят этнические отличия, могут охарактеризовать этнические группы (см. табл. 1, 2).
Интересно отметить, что русские школьники при характеристике отличительных особенностей этнических групп чаще упоминают внешность, традиции, религию, место проживания и указывают их относительно таких больших этносов, как китайцы, американцы, англичане и т. д. Младшие школьники, представляющие бурятскую культуру, называют национальную одежду, народные праздники, национальную кухню и особенности поведения в качестве признаков, отличающих их народ от других, например русского. Как свидетельствуют полученные эмпирические данные, русские школьники склонны отождествлять этническую и гражданскую идентичности и в меньшей степени осведомлены в области народных праздников и фольклора.
Таким образом, младшие школьники демонстрируют недостаточный уровень этнокультурных знаний, а степень осознания своей этнической принадлежности оставляет желать лучшего. Основными трансляторами этнокультурных знаний являются родители, начальная школа практически не участвует в данном про-
цессе. В соответствии с полученными результатами, младшие школьники, принадлежащие к бурятской культуре, демонстрируют большую этнокультурную осведомленность, более четкую этническую идентичность, меньше путают названия национальностей, указывают больше этнодифференцирующих признаков, что объясняется тем, что они представляют этническое меньшинство, для которых данные вопросы являются более аффективно нагруженными. Полученные данные подтверждают исследования, согласно которым члены этнического большинства населения, контакты которых осуществляются в условиях своей культуры, могут даже не задумываться о своей этничности, тогда как для членов этнических меньшинств (в данном случае представителей бурятской культуры) эти вопросы более актуальны.
Современная система образования не должна оставаться в стороне от проблемы развития адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, привития учащимся разного возраста навыков конструктивного межэтнического и межкуль-турного общения, формирования позитивной этнической идентичности и толерантности. Вместе с тем, школа еще продолжает оставаться консервативным социальным институтом, а на занятиях преобладает информативная форма передачи знаний об этносах.
Б и бл ио г р аф ич е с к ий с п и с о к
1. БучекА.А. Этническое самосознание личности
в пространстве полиэтнического мира: моногр. — Петропавловск-Камч.: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. — 386 с.
2. Зинурова Р. И. Этническая социализация моло-
дежи в условиях современного российского общества: дис. ... д-ра социол. наук. — М., 2005. — 382 с.
3. ЛебедеваН.М. Этническая и кросскультурная
психология. — М.: Макс Пресс, 2011. — 424 с.
4. Психодиагностика толерантности личности / под
ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.
5. Путин В.В. Россия: национальный вопрос //
Председатель Правительства России ДА. Медведев [сайт]. — URL: http://www.premier.gov. ги (дата обращения: 19.02.2012).
6. Романова О. Л. Развитие этнической идентич-
ности у детей и подростков дис. . канд. психол. наук. — М., 1994. — 151 с.
7. Солдатова Г. У. Психология межэтнической на-
пряженности. — М.: Смысл, 1998. — 389 с.
8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. —
М.: Аспект-Пресс, 2006. — 208 с.
9. Стефаненко Т. Г. Компоненты этнической иден-
тичности: когнитивный, аффективный, поведенческий // Мир психологии. — 2004. — № 3 (39). — С. 38-43.
10. ТесленкоА. Н. Педагогика и психология соци-
ализации личности: учеб. пособие. — Астана: ЕАГИ, 2011. — 375 с.
11. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения со-
временного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестн. практ. психологии образования. — 2011. — № 1 (26). — С. 45-54.
12. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. —
СПб.: Алетейя, 2000. — 240 с.