I
LU
u
UJ
<
d UJ
*
46
1989 года и вступившей в силу 2 сентября 1990 года [3], действующей в Российской Федерации как нормативно-правовая база. Общеметодологическая основа, и важнейшие положения которой - диалектика взаимосвязи теории и практики образования; положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; единство образовательной деятельности и гуманистической составляющей стратегии образования, которая приобретает в представленной Модели новые качественные характеристики. Предложенная Модель олицетворяет современный этап взаимоотношений в социуме и существенно меняет условия развития сельской школы Севера и методы обучения,воспитания и образования, нацелена на разрешение образовательных проблем различных возрастных и социальных групп сельского населения, способствующая совершенствованию управления качеством образования.
Данная модель циркумполярного образовательного пространства в региональной системе апробированы в Казачинской общеобразовательной средней школы,кочевых школах "Айлик" Томпонского района, основной общеобразовательной малокомплектной(кочевой) школе Хатыстырской СОШ №40 Алданского района, кочевой школе-детсад "Нутендли" филиала Походской СОШ, Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия).
Таким образом, циркумполярное образовательное пространство в региональной системе имеет огромный педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов, который достигается через систему образования. Функции системы образования как транслирующая, развивающая, дифференцирующая и интегрирующая являются средствами формирования национального самосознания и реализации культурно-национальных интересов. Деятельностный подход в государственных образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания,
выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся" и "формирования универсальных способов учебных и познавательных действий", которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Также можно сделать вывод, что образование, ориентированное на развитие личности, есть не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для проявления и развития личностных функций обучающихся.
Примечания:
1. Головин А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России http://txtb.ru/4/ 12.html.
2. Закон Республики Саха (Якутия) о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера. - Якутск, 1998. - 14 с.
3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия. Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
4. Жиркова, З.С., Якушкина, М.С. Педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов как фактор развития образовательного пространства /З.С. Жиркова, М.С. Якушкина // Человек и образование.- № 4 (41).- 2014. - С. 75-79.
5. Никитина P.C. "Уроки предков": Методическое пособие к учебнику "Хопкилбинитэн". Для учителя начальных классов эвенской кочевой школы.-М., 2001.- 63 е.; Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1-4-х классов кочевой школы народов Севера / сост. Р.С.Никитина, A.B. Кривошапкин. - М., 1993.- 46 с.
6. Павлова С.С. Этнопедагогическая направленность содержания учебно-воспитатепльной работы в кочевой школе / С. С. Павлова // Новации педагогики и психологии материалы Международной научно-практической конференции.-2017.-С. 26-28.
7. Система общинного образования кочующих народов Севера Республики Саха (Якутия): Концепция / сост. В.А.Роббек; М-во образования Респ. Саха (Якутия); РАН СО Ин-т проблем малоч. народов Севера.- Якутск, 2004.- 29 с.
APPROACHES TO OPTIMIZING OF THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN CONDITIONS OF MODERN SOCIO-CULTURAL REALITY
Kadyrova Suiiya Sharifullovna, Postgraduate student, Teacher, MAOU "Gimnaziya imeni N.D. Licman", Tobolsk Pedagogical Institute. D.i. Mendeleev, Tobolsk
into the beginning of the third millennium most of the world's countries came up with a set of unresolved problems that not only have not lost their relevance, but have also become more threatening. One of such problems is the problem of the formation of ethnic identity. Particularly acute issues of the formation of skills of national identification and self-identification are in the primary school, since it is the younger school age is the time when the foundation for comprehensive personal development begins to be laid, the basic culture of the individual is formed, and the love for the Motherland and its people is brought up.
Keywords: Ethnic identity; the formation of ethnic identity; extracurricular activities; junior school age.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ УДК 37.01 ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬ ТУРНОЙ ВАК РФ 13.00.01
РЕАЛЬНОСТИ
В начало третьего тысячелетия большинство мировых стран вступило с комп- ©Кадырова С.Ш., 2017 лексом неразрешенных проблем, которые не только не утратили своей актуальности, но и приобрели угрожающие масштабы. Одной из таких проблем является проблема формирования этнической идентичности. Особенно остро вопросы формирования навыков национальной идентификации и самоидентификации стоят в начальной школе, поскольку именно младший школьный возраст является тем временем, когда начинает закладываться фундамент всестороннего личностного развития, формируется базовая культура личности, воспитывается любовь к Родине, к своему народу.
Ключевые слова: этническая идентичность; формирование этнической идентичности; внеурочная деятельность; младший школьный возраст.
В ситуации надинтенсификации глобализационных интеграционных процессов глобальный социум оказался в ситуации кризиса идентичности, дестабилизации культурной самобытности. Иначе говоря, на современном этапе своего цивилизационного развития глобальный социум оказался перед лицом угрозы полной утраты национальной, этнической идентичности.
Следует отметить, что процессы развития этнической идентичности осуществляются на протяжении всей жизни индивидуума, однако, приоритетная роль в развитии личностных качеств, обеспечивающих формирование национального самосознания отводится младшему школьному возрасту. Именно в это время осуществляется интенсивное развитие всех качеств личности, закладывается фундамент для личностного развития, усиливается его потребность в реализации своего потенциала.
Огромное значение именно младшего школьного возраста в процессах формирования этнической идентичности является общепризнанным фактом в современной научной педагогической, психологической, методической литературе, что приводит к выдвижению и закреплению высоких требований к уровню сформированности феномена в нормативных документах, регулирующих образовательно-воспитательную деятельность образовательных учреждений. В то же время, следует отметить, что в научной литературе, нормативной документации единый подход к пониманию сущности и дефиниции этнической идентичности, а также теоретико-методологическое обоснование развития феномена при максимально полном учете возрастных особенностей младших школьников отсутствует, что обуславливает актуальность разработки путей оптимизации формирования феномена в начальной школе.
В современной научной литературе представлены многочисленные подходы к пониманию феномена этнической идентичности. Под данной категорией в современной научной литературе может пониматься "сложное и многоаспектное социальное явление, которое характеризуется осознанием индивидом (группой) своей принадлежности к определённой этнической общности, пониманием, оцениванием и переживанием своего членства в ней. Это взаимодействие духовного мира личности и общественного сознания, познавательно-эмоциональный процесс самоопределения индивида (общности) в социокультурном пространстве" [1 ]; сложнейшее, многоуровневое личностное образование.
КАДЫРОВА Сулия Шарифулловна, соискатель, учитель, МАОУ "Гимназия имени Н.Д. Лицмана", Тобольский педагогический институт
им. Д. И. Менделеева, Тобольск
кас!уго\л/а.5иНуа201 [email protected]
ЪС
ш
ъс о ш
<
С1 ш
48
На основании анализа различных научных подходов к пониманию сущности данной категории мы будем понимать под этнической идентичностью сложное комплексное образование, социально-психологический феномен, в формировании которого активное участие принимают как индивидуальные особенности личности, так и социальное окружение, сформировавшееся под влиянием историко-культурного, социально-политического, экономического, производственного и пр. контекста; в основе которого лежат механизмы идентификации и самоидентификации личности с определенной социальной группой; динамический процесс адаптации, интеграции личности к социально-природному окружению, который осуществляется на протяжении всей жизни личности.
По своей сути, этническая идентичность представляет собой сложное, синтезное явление, в структуре которого можно выделить следующие базовые составляющие [4]:
1) когнитивный элемент - познание, восприятие ребенком отличительных черт своего этноса, ощущение личной причастности к нему с помощью этнодифференцирующих признаков;
2) эмоциональный элемент - восприятие членства в своей этнической группе, чувство тождественности с ней, оценка качеств своей этнической группы;
3) поведенческий элемент - реальная система проявления себя как члена данной этнической группы, "построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях" [3].
Принимая во внимание системный характер этнической идентичности, можно сделать вывод, что развитие отдельных компонентов феномена способствует повышению уровня сформированности феномена в целом. Другими словами, эффективно организованное целенаправленное педагогическое воздействие на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты феномена позволит повысить уровень национального самосознания в целом.
Следует отметить, что в современной научной литературе единый подход к теоретико-методологическому обоснованию формирования этнической идентичности младших школьников отсутствует. Несмотря на то, что болыиинствоученыхи исследователей подчеркивают необходимость развития феномена именно в начальной школе, практические рекомендации отсутствуют.
Чаще всего приобщение младшего школьника к достижениям родной культуры осуществляется посредством организации учебной деятельности, подбора дидактических материалов, отражающих особенности национального мировосприятия, мироощущения, национальной ментальности, а также внедрения различных форм работы с ними в процессе проведения уроков. Вместе с тем, роль внеклассной работы, выступающей неотъемлемой частью образовательно-воспитательной деятельности, личностного развития школьника, часто остается недооцененной.
Под внеурочной деятельностью в современной научной литературе понимается "образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности" [2].
В качестве основных преимуществ организации внеурочных форм работы следует отметить отсутствие четких требований к организации внеурочной деятельности, наличие возможностей использования вариативных форм организации педагогического взаимодействия с обучающимися. Другими словами, внеурочная деятельность позволяет педагогу использовать различные, вариативные формы реализации целенаправленного педагогического воздействия, предоставляя эффективный инструментарий для проявлений педагогического творчества в процессе развития навыков идентификации, самоидентификации личности.
Оптимизация процессов формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте средствами внеурочной деятельности может осуществляться при помощи реализации специально разработанной и апробированной технологии развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов феномена.
В процессе реализации опытно-экспериментальной работы была разработана программа факультативного курса "Культура народов России", рассчитанная на 68 часов и включающая наиболее актуальные темы, позволяющие осуществить развитие всех компонентов этнической идентичности. Кроме того, внедрениетехнологии подразумевало использование нетрадиционных форм и методов обучения, включая методы арт-технологий.
В графическом виде реализация педагогического воздействия на формирование этнической идентичности может быть представлена следующим образом (табл. 1).
Таблица 1 - Задачи, содержание целенаправленного педагогического воздействия, направленного на формирование этнической идентичности младших школьников средствами внеурочной деятельности
Таким образом, оптимизация процессов формирования этнической идентичности младших школьников во внеурочной деятельности требует реализации целенаправленного педагогического воздействия, внедрения в практику деятельности образовательной технологии, направленной на детальное ознакомление обучающихся с культурой, традициями, особенностями мировосприятия национальностей, проживающих в полиэтнических регионах РФ.
Практическая организация и реализация образовательно-воспитательного процесса в процессе реализации факультативного курса требует соблюдения ряда условий.
Одним из педагогических условий эффективного развития национального самосознания учащихся начальной школы во время внеурочной деятельности является, прежде всего, расширение кругозора учеников данными о других народах, информацией об их ценностях, традициях и т.д. Соблюдение этого усло-
вия возможно при использовании фольклора - сказок, песен, пословиц, поговорок - в них есть особенности национального характера: ценности, установки, которые будут доступны учащимся начальных классов, ведь они мыслят образами и всю информацию воспринимают на уровне эмоций. В соответствии с указанным условием у школьников должна развиваться потребность участвовать в общественной жизни, уметь сострадать, сочувствовать ближнему, иметь чувство собственного достоинства, осознавать себя частичкой окружающего мира. Достижению поставленных целей в процессе реализации факультативного курса отвечает использование таких форм внеурочной деятельности, как проведение информационных часов, образовательных экскурсий, драматизация фольклорных произведений.
Другое эффективное условие развития национального самосознания -это активное вовлечение младших школьников -представителей разных национальностей в познавательную деятельность вне уроков и занятий. Эта деятельность имеет своей целью развить когнитивный, дея-тельностный и эмоциональный компоненты национального самосознания. В процессе реализации факультативного курса для достижения указанной цели рекомендуется использовать такие формы внеурочной деятельности, как дискуссия, мультикультурные праздники, школьный клуб (кружок), работа в музее. Посредством указанных форм работы с учащимися начальных классов представители разных национальностей пробуют взаимодействовать, реализуя при этом знания о своем этносе и пополняя знания о других народах.
Кроме того, оптимизация процессов формирования этнической идентичности младших школьников требует активного вовлечения родителей обучающихся в образовательно-воспитательный процесс начальной школы. В процессе организации взаимодействия всех акторов образовательного процесса рекомен-
Компоненты этнической идентичности Задачи внеурочной деятельности Содержание образовательно-воспитательного процесса
Когнитивный - знакомство детей с основными элементами этнической культуры, которые наиболее привлекательны и доступны для усвоения младшими школьниками (народные сказки, былины, песни, танцы, музыкальные инструменты, игры, обычаи и обряды); - расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через образы героев народных сказок, легенд; - формирование умения осмысливать содержание произведений устного народного творчества Тематическое содержание факультативного курса «Культура народов России»: Раздел 1. Человек и природа в этнокультуре 1. Народная культура; 2. Календарная обрядность; 3. Танцы и музыка народов России; 4. Игровая культура народов России; 5. Традиционная одежда народов России. Раздел II. Человек и семья в этнокультуре 1 .Традиционное жилище; 2.Жизнь семьи; 3. Семейные взаимоотношения; 4. Пища и утварь; 5. Народные традиции; 6. Христианство в традиции духовного совершенствования; /.Традиционные виды занятий. Методы арт-терапии, посещение музеев, организация экскурсий.
Эмоциональный - формирование интереса к народной культуре; - воспитание любви к народу; формирование готовности детей воспринимать все разнообразие явлений народной жизни.
Поведенческий - стимулирование потребности личности младшего школьника в общении на родном языке; - формирование интереса к родной литературе; - стимулирование потребности личности младшего школьника в чтении литературы на родном языке
дуется использовать такие формы внеурочной деятельности, как выставки семейного творчества, проведение вечеров и праздников национальной культуры, проведение фотовыставок, снимки на которых изображали бы предметы национальной культуры, хранящиеся в семье и т.д.
Таким образом, эффективная организация внеурочной деятельности позволит существенно оптимизировать процессы формирования этнической идентичности, обеспечит систематичность, непрерывность формирования социокультурной компетенции, сделает развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста более целенаправленным и интересным. Эффективность образовательно-воспитательной работы в данном направлении зависит от системности и после-
довательности ее проведения, взаимодействия семьи и школы, нацеленности на развитие творческой активности учащихся начальной школы и профессионализма педагога.
Примечания:
1. Мухлыкина Ю. В. К вопросу формирования этнической идентичности // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации . - 2015. - № 215 (5). -С. 27-33.
2. Рожкова Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - С. 21-26.
3. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 189 с.
4. Alperovich V. Ideas of Personality About Enemy Influenced by Attitudes to Other People and Ethnic Identity // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Volume 214. pp. 839-844.
TEACHING LITERATURE IN SECONDARY SCHOOL USING THE TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE CLASSICS
Kuznetsova Antonina Alexandrovna, Teacher of Russian language and literature, MBOU "School №6", Novomoskovsk
The article offers the author's definition of problem-based learning, reveals its purpose, objectives, direct the implementation technology. Based on the identified significant pedagogical advantages of this technology are formulated rule identifying the problem, examples of practical use of the technology of problem training in the practice of teaching literature in secondary institutions based of works of classical writers.
Keywords: literature; teaching literature in high school; the technology of problem-based learning; the artistic
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРА ТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛА ССИКОВ
В статье предлагается авторское определение понятия проблемного обучения, раскрываются его цель, задачи, непосредственная технология реализации. На основе выявленных значительных преимуществ данной педагогической технологии формулируются правила постановки проблемы, приводятся примеры практического использования технологии проблемного обучения в практике преподавания литературы в условиях общеобразовательного заведения на примере произведений писателей-классиков.
Ключевые слова: литература; преподавание литературы в средней школе; технология проблемного обучения; художественные произведения писателей-классиков.
works of the classical writers.
УДК 372.882 ВАК РФ 13.00.02
© Кузнецова А.А., 2017
КУЗНЕЦОВА Антонина Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №6", Новомосковск [email protected]
В своей практической реализации в условиях общеобразовательного заведения проблемный метод входит в число эффективных, и в то же время наиболее сложных с точки зрения органичного включения его в программу учебных занятий. Внедрение его в процесс обучения - действенный путь к формированию собственной, авторской позиции у учащегося, к социально-эстетическому рассмотрению художественного произведения посредством наблюдения за развитием сюжета [1,23].
В условиях педагогического процесса задача учителя - показать школьникам, что литературные произведения русских классиков -