Кадырова Сулия Шарифулловна
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ .
УДК 371.398
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2016
Кадырова Сулия Шарифулловна, соискатель, учитель МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева, Тобольск (Россия)
Аннотация. Осмысление своей уникальной этничности на наш взгляд является одним из необходимых факторов для осуществления полноценного духовного и нравственного развития ребенка. Актуальность нашего теоретического исследования определена недостаточностью изучения педагогических вопросов степени воздействия народного творчества на эффективность формирование этнической идентичности детей младшего школьного возраста, а также необходимостью выявления путей и средств воспитания в детях чувства собственного достоинства и любви к своему народу. Мы отталкиваемся от тезиса, что принять других способен тот человек, который способен уважать и понимать этническую самобытность своего народа. Вместе с тем, сама проблема развития этнической идентичности непосредственно в процессе онтогенеза в литературе, на наш взгляд, разработана недостаточно. Мы обнаружили лишь незначительное количество исследований, в которых анализируются вопросы межэтнического восприятия, но общей целостной картины ее формирования, рассмотренной в возрастной динамики, не прослеживается. Между тем, этот младший школьный возраст является важным этапом становления личности, в появлении значимых предпосылок гражданских качеств, а также основы мировосприятия и мировоззрения, интенсивного формирования самосознания.
Ключевые слова: сознание, самосознание, этническая идентичность, младшие школьники, педагогические условия, педагогические технологии, пространственно-предметная среда, народное творчество, программа формирования этнической идентичности.
THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2016
Kadyrova Suliya Sh., applicant, teacher of MAOU Gimnaziya imeni N. D. Licman" Tobolsk pedagogical Institute. D. I. Mendeleev, Tobolsk (Russia)
Abstract. His unique understanding of ethnicity in our opinion is one of the necessary factors for the implementation of the full spiritual and moral development of the child. The relevance of our theoretical research due to the lack of study of pedagogical issues degree of influence of folk art on the efficiency of the formation of ethnic identity of children of primary school age, as well as the need to identify ways and means of teaching your kids about self-esteem and attachment to his people. We start from the thesis that to accept others can only that person who is able to respect and understand ethnic identity of its people. However, the problem of the development of ethnic identity during ontogeny in the literature, in our opinion, is not sufficiently developed. We found only a small number of studies which examine the issues of inter-ethnic perception, but the overall holistic picture of its formation are considered in the age dynamics, it is not traced. Meanwhile, the primary school age is an important stage of identity formation, in the emergence of important prerequisites of social qualities, as well as the basics of worldview and worldview, intensive formation of identity.
Keywords: consciousness, self-consciousness, ethnic identity, younger schoolboys, pedagogical conditions, educational technology, spatial-subject environment, folk art program of the formation of ethnic identity.
Первыми попытками анализа феномена самосознания предприняты философами Нового времени, такими как Р. Декарт и Т. Гоббс [1], Г. Лейбниц [2],и Дж. Локк [3]. Декарт Р. неоднократно подчеркивал, что основным в сознании является так называемый внутренний анализ собственного «Я», а именно самосознание. Если сознание является совокупностью устойчивых идей, тогда самосознание это рефлексия человека относительно этих идей, то есть процесс восприятия, происходящего в уме человека, являющейся предпосылкой формирования собственности и моральной ответственности [4].
С проявление интереса ряда политиков и философов к «народу» появляются рассуждения о национальном самосознании, то есть о так называемом «национальном характере» [5]. Гегель Г.Ф.В. выделил три ступени формирования самосознания: первая ступень - это «единичное самосознание», которое характеризуется собственного существования; вторая ступень - это «признающее самосознание», предполагающее возникновение межличностного отношений; и третья ступень - это «всеобщее самосознание», при котором человек способен осознавать глубокую общность с принципами своего общества [5]. Также Гегель Г.Ф.В. подчеркивает, что человек открывает свое «Я» в процессе общения и деятельности. Таким образом, особенности самосознания, выделенные Гегелем Г.Ф.В., легли в основу нашего исследования.
Также в контексте нашего исследования интересен и близок взгляд немецкого психолога Юнга А.Г., который неоднократно подчеркивал важность «осознания» группой своих особенностей [6]. Согласно утверждениям Булгакова С.Н. при обостренном национальном са-
мосознании происходит изучение всего того, что ранее и не замечалось, например язык, история, что способно пробудить любовь ко всему своему родному. Этот тезис Булгакова С.Н. также выступил основой нашего исследования. Ильин И.А. [7] считает, что чувство любви к родному бессознательно, в связи с этим в воспитании детей необходимо достигнуть пробуждения их «бессознательного чувствилища».
Этническая идентичность, являясь совокупностью представлений человека о себе, как о части определенной этнической группы, проявляется в ряде функций, а именно: познавательной, эмоционально-ценностной, регулятивной и адаптационной [8]. Являясь наиболее устойчивым элементом этнопсихологии, она связана со значимыми для нее образами - референтами, правильное и эффективное воздействие на которые способно обеспечить духовный рост. Таким образом, основной проблемой в воспитании является непосредственный поиск этих референтов, способных дать необходимый нравственный идеал.
Дашдамиров А.Ф. делает акцент на важности коллективных форм общественной жизни, то есть процессу социализации, благодаря которой происходит формирование самосознания ребенка. В ходе воспитания в ребенке формируются определенные черты, привычки и свойства, которые отвечают нормам и требованиям системы ценностей, сложившихся в данной культуре [9, 10, 11].
Научно-педагогическое обоснование формирования этнической идентичности целостной личности, предполагает выявленные педагогических условий, способствующих формированию этнической идентичности
Кадырова Сулия Шарифулловна ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ...
младшего школьника непосредственно в процессе обучения. Теоретический анализ данных ряда исследований определил поиск путей и средств развития компонентов становления этнической идентичности младшего школьника в процессе обучения средствами народной культуры. Поэтому мы решили необходимым разработать и внедрить специальный курс «Традиционная культура славян». Наиболее приемлемой формой организации обучения курса «Традиционная культура славян» мы сочли факультативные занятия.
При построении содержательного компонента факультативного курса, направленного на формирование этнической идентичности младшего школьника, мы исходили из поставленной цели и исследовательских задач.
Цель исследования обоснование педагогических условий, формирования этнической идентичности детей младшего школьного возраста. Гипотезой исследования стало предположение о том, что в младшем школьном возрасте идет активное формирование самосознания и элементарных форм этнической идентичности, степень формирования которой зависит от степени интенсивности воздействия этнического элемента, созданного педагогическими условиями. В соответствии с целью и гипотезой мы обусловили задачи исследования:
1. Осуществить детальный теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической литературы в аспекте проблемы исследования;
2. Выявить комплекс педагогических условий формирования этнической идентичности детей младшего школьного возраста.
Программу факультативного курса «Традиционная культура славян» мы разработали для учащихся 3-4 классов 4-х летней начальной школы, и 2-3 классов 3-х летней начальной школы, в программе 68 часов (по 1 часу в неделю). Для экспериментальной работы мы взяли два параллельных вторых класса: один класс контрольная группа (1), другой - экспериментальная группа (2). Мы считаем, что авторский курс будет способствовать развитию личности и становлению этнической идентичности младшего школьника, если:
- содержание курса направленно на развитие интеллектуальной, эмоциональной и деятельностно-практи-ческой сфер личности младшего школьника;
- содержание курса знакомит детей с народным мировоззрением, объясняет учащимся сущность народной жизни, способствует этническому самоопределению личности младшего школьника; в содержании находят отражение все элементы этнической культуры в целостности;
- содержание курса строится на основе межпредметных связей;
- в содержании курса находит отражение связь теории с практической, необходимость соединения;
- содержание курса соответствует возрастным возможностям младших школьников.
Содержание экспериментального факультативного курса «Традиционная культура славян» включает два раздела: «Человек и природа в этнокультуре» и «Человек и семья в этнокультуре». На факультативный курс отводится 68 часов, в том числе и практические (таблица 1). Основной формой организации учебной деятельности учащихся является урок, однако, в целях более эффективного решения поставленных перед нами задач наряду с урочными занятиями мы применяли разнообразные формы и внеклассной работы.
В процессе развития компонентов становления этнической идентичности младшего школьника на формирующем этапе экспериментальной работы осуществлялось целенаправленное наблюдение, создавались воспитывающие ситуации, проводилась проверка уровня развития интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка через анкетный опрос, индивидуальные беседы - обсуждение, корректировалась программа.
Эксперимент показал наличие у большинства учащихся умение правильно определять основные качества нравственно целостной личности, соответствующей нормам этикета.
Таблица 1 - Примерный тематический план занятий факультативного курса «Традиционная культура славян»
№ п/п Наименование темы Количество часов
Раздел I. Человек и природа в этнокультуре
1. Народная культура 2
2. Календарная обрядность 16
3. Танцы и музыка славян 6
4. Игровая культура славян 6
5. Традиционная одежда славян 4
Раздел II. Человек и семья в этнокультуре
1. Традиционное жилище 4
2. Жизнь семьи 5
3. Семейные взаимоотношения 5
4. Пища и утварь 5
5. Народные традиции 5
6. Христианство в традиции духовного совершенствования 4
7. Традиционные виды занятий 6
ИТОГО: 68
Содержание и методика проведения опытно-экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных группах на констатирующем этапе были одинаковые - анкетный опрос, беседы, педагогические наблюдения. На созидательно-преобразующем этапе работа в контрольных и экспериментальных группах имели принципиальные различия. В контрольных группах дети занимались по традиционной программе. В экспериментальной группе в основу организации процесса обучения на факультативных занятиях была положена программа курса «Традиционная культура славян», разработанная автором. Факультативный курс является одним из средств развития интеллектуальной, эмоциональной, деятельностно-практической сфер личности и условием становления этнической идентичности младшего школьника посредством народной культуры.
Цели экспериментального курса «Традиционная культура славян».
1. Образовательная цель: приобщить детей к родной культуре; способствовать познанию этнокультурных особенностей родного народа; показать самобытность и неповторимое своеобразие этнической культуры; показать проявление мужества, смелости, доброты, гуманизма, уважения к старшим, гостеприимства, взаимопомощи.
2. Воспитательная цель: воспитание у учащихся любви к родной культуре, к малой родине и родному народу; формирование у младших школьников товарищества, взаимопомощи, уважение к старшим, чувства долга и ответственности, гостеприимства; формирование у детей навыков общественного поведения в соответствии с правилами этикета; стимулирование потребности в совершении поступков, побуждаемых народными традициями.
3. Развивающая цель: вызвать «живой» интерес к родной культуре, в особенности к родному языку; развивать мышление, творческое воображение учащихся; развивать эстетический вкус.
Направленность курса на развитие этнической идентичности младшего школьника предполагала организацию специальной работы по развитию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов становления этнической идентичности, что в свою очередь потребовало постановки и решения ряда исследовательских задач, группированных следующим образом.
Задачи развития когнитивного компонента становления этнической идентичности Решение задач этой
Кадырова Сулия Шарифулловна педагогические
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ... науки
группы способствует формированию этнокультурных представлений детей на основе целостного восприятия этнической культуры. В данную группу входят следующие частные задачи: знакомство детей с основными элементами этнической культуры, которые наиболее привлекательны и доступны для усвоения младшими школьниками (народные сказки, былины, песни, танцы, музыкальные инструменты, игры, обычаи и обряды); расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через образы героев народных сказок, легенд; формирование умения осмысливать содержание произведений устного народного творчества.
Задачи развития эмоционального компонента становления этнической идентичности. При решении задач этой группы мы исходили из положения о том, что позитивная эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность всегда находится под значительным влиянием когнитивных и волевых процессов. Развитие эмоционального компонента формирования этнической идентичности младшего школьника происходил посредством: формирование интереса к народной культуре; воспитание любви к народу; формирование готовности детей воспринимать все разнообразие явлений народной жизни.
Задачи развития поведенческого компонента становления этнической идентичности. Данная группа включает в себя задачи, решение которых способствует повышению меры включенности личности младшего школьника в этническую общность, и меры проявления себя членом этнической общности. Задачи: стимулирование потребности личности младшего школьника в общении на родном языке; формирование интереса к родной литературе; стимулирование потребности личности младшего школьника в чтении литературы на родном языке. При определении содержания курса, мы руководствовались следующими положениями: Народная культура - отражение жизнетворчества народа. Младший школьный возраст - сенситивный период для усвоения устного народного творчества, народных игр, обрядов, традиций. Факультативный курс служит по своей сути естественным началом практически для всех гуманитарных, эстетических либо естественнонаучных дисциплин, изучаемых в начальной школе.
Главное в спецкурсе связь теории с практикой, обеспечивающая выработку умений и навыков, развитие мыслительной деятельности, творческих способностей младших школьников. При разучивании и разыгрывании народных традиций и обрядов, игр обеспечивается возможность учащимся каждому принять активное участие. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных умельцев, младшие школьники приобретают знания о жизни родного народа: о различных видах трудовой деятельности, о том, что порицает, как взаимодействует с природой, что понимает под красотой.
Практические занятия направлены на самостоятельное изготовление детьми войлока самым простым способом. На следующем занятии проводится работа по пословицам, поговоркам, загадкам о доме. Одно из практических занятий предусматривает строительство детьми макета традиционного жилища древних славян. Материалом служат трубочки-бревна и спички, пластилин. На заключительном занятии проводится конкурс выставка детских работ по теме. При изучении темы «Жизнь человека в семье» рассматриваются термины родства и свойства, внутренний строй большой русской семьи и место в ней каждого её члена. На занятиях по теме «Жизнь человека в семье» дети знакомятся с такими обрядами как: укладывание ребенка в колыбель. Большое место на занятиях отводится изучению колыбельных песен, потешек, прибауток. Практические занятия по данной теме предусматривают разыгрывание обрядов, связанных с первым годом жизни ребенка. Изучение 68
темы «Народные традиции» предусматривает расширение знаний детей о народных традициях: гостеприимстве, почитании старших и взаимопомощи. Педагог раскрывает детям нравственное содержание традиций и их роль в воспитании подрастающего поколения. На занятиях дети знакомятся с пословицами и поговорками о гостеприимстве, об отношениях между старшими и младшими и роли взаимопомощи в жизни человека. Приведём пример занятия «Путешествие в мир устного народного творчества». Цели данного занятия состоят в дальнейшем углублении интереса младших школьников к произведениям устного народного творчества, в раскрытии воспитательного потенциала народных сказок, пословиц, поговорок. В первой части занятия - путешествия дети рассказывают отрывки из понравившихся сказок, вместе с учителем анализируют содержание сказок. Дети отмечают, что народные сказки учат быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, уважать старших, помогать друг другу в труде, быть справедливыми [12]. Во второй части занятия дети показывают в своей инсценировке наиболее запомнившиеся эпизоды из сказок, иллюстрации на их сюжеты, по которым зрители стараются отгадать из какой это сказки. Затем дети рассказывают отрывки из своих любимых сказок, про своих любимых героев. Остальные отвечают на вопросы: «Из какой он сказки?», «Кто он?», «Какой он?» и другие. В завершении проводится игра - один из учеников начинает, а другой завершает пословицу. На наш взгляд, эти элементы являются наиболее привлекательными и доступными для усвоения детьми младшего школьного возраста, так как они соответствуют психологической особенности развития личности младшего школьника, обладая эмоциональной насыщенностью, и способны значимо активизировать познавательную деятельность самих учащихся. В процессе опытно-экспериментальной работы особое внимание уделялось познанию и усвоению учащимися этнокультурных особенностей родного народа. В данном случае, определяя структуру процесса усвоения, мы опирались на схему познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Живое созерцание (чувственное познание) -обеспечивают такие познавательные процессы как ощущение и восприятие. Восприятие является отражением в сознании предметов или разнообразных явлений при их непосредственном и значимом воздействии на все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Образы восприятия накапливаясь, составляют сенсорный опыт младшего школьника, который является очень подвижными в данном возрасте. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с новыми восприятиями. На этой основе формируются представления у учащихся. Поэтому успешное формирование этнокультурных представлений младших школьников, мы сочли возможным лишь на основе наглядно-образного восприятия дидактического материала занятий. Народная культура с ее яркой образностью, выразительностью создает для этого благоприятные условия. Как показала практика, если на занятиях использовались иллюстрация и демонстрация национальной одежды, традиционной утвари, национальных блюд, орудий труда, то у учащихся появлялся живой интерес, повышался уровень усвоения знаний и формирования представлений [13]. Психологи, рассматривая развитие мышления личности, выделяют три типа: наглядно-действенное, наглядно-образное и теоретическое мышление. В младшем школьном возрасте у детей особенно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а теоретическое мышление находится на стадии становления. Успешность развития теоретического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, в основе которого лежат образы - представления, усваиваемые младшими школьниками в результате широкого применения наглядных методов обучения. Мы использовали и специальные упражнения, направленные на развитие АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
Кадырова Сулия Шарифулловна
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ...
творческих возможностей детей: сочинение окончаний сказок, составление собственных сказок, придумывание загадок, создание разнообразных воспитывающих ситуаций, разыгрывание обрядов с элементами новизны [14]. Особое значение придавалось в развитии творческого мышления младших школьников народному художественно-декоративному искусству, в котором в образах вышивок, галунов заключаются образы - символы: птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они проявляются по-разному. Особо следует остановиться на эмоциональной сфере развития личности. Как известно, эмоционально-положительное отношение проявляется в деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающей самые разнообразные чувства. На занятиях учащимся предоставляется возможность анализировать, обсуждать поступки героев народных сказок, легенд, а также воспринимать факты, явления народной жизни, высказывать свое мнение, что позволяет проявить эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Осуществление игровой, изобразительной, музыкальной деятельности на материале народного творчества способствовало удовлетворению потребности детей младшего школьного возраста в новых знаниях.
Результаты и выводы. Результаты исследования выявляют высокое овладение младшими школьниками этнической культурой по показателям эмоционально-ценностного критерия (66,7%), среднее - по показателям деятельностно-практического критерия (26%), низкий - по показателям интеллектуального критерия (16,4%). Выводы были сделаны на основании полученных результатов, кратко представленных в таблицах 2, 3, 4, 5.
Таблица 2 - Данные об уровне знаний элементов этнической культуры учащихся младших классов
Всего уч-ся 7 баллов набрали 6 баллов набрали 3 баллов набрали 4 балла забрали
(в%) 1 2 1 2 1 2 1 2
100% 17,8 15 10,9 12,3 зод 29,8 41,2 42,9
и учителей. /Н.Д. Хмель. Алма-Ата, 1984. С. 134.
2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 584.
3. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения в 2 т. т. 1 / Дж. Локк-М. 1960 С. 153.
4. Кон И.С. Открытие «Я» / И. С. Кон. М: Политиздат. 1978. С.367.
5. Гегель Г.Ф.В. Сочинения / Г.Ф.В. Гегель, т. 4, 1982. С. 341, 440.
6. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. / К.Г. Юнг-Киев, 1994. С. 137.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 20.
8. Запорожец А.В. Избр. Псих. Труды / А.В. Запорожец: в 2т. - М. Педагогика, 1986-Т.1 316, Т.2. С.96.
9. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. /А.Ф. Дашдамиров // Советская этнография. №4, 1983. С. 79.
10. Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развития / В.Г. Асеев // Принцип деятельности в психологии. М. 1978. С.21-22.
11. Тимофеева Р. Е. Культура и гуманизация образования / Р.Е. Тимофеева. Якутск 1999. С. 160.
12. Венгер Л.А. Как ускорить процесс понимания сказки / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. М., 1991. С.45.
13. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси / Д.С. Лихачев. М., Л. Изд. АН СССР: Печатный двор, 1945. С.120.
14. Пропп В.Я. Мифология сказки. /В.Я. Пропп. СПБ, 1996. С.72.
Таблица 3 - Данные об уровне этнической осведомленности младшего школьника
Уровни Контрольная группа (2) Экспериментальная группа (1)
Высокий 15% 17,8%
Средний 42,1% 41%
Низкий 42.9% 41,2%
Таблица 4 - Данные о включённости младшего школьника в этническую группу
Таблица 5 - Данные о мере включённости младшего школьника в этническую группу
Мера включенности Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокая 25% 28,5%
Средняя 58,9% 56%
Низкая 15% 15,5%
Следовательно, когнитивный и поведенческий компоненты этнической идентичности, характеризующие этническую осведомлённость и включённость в этническую общность требуют не только изучения, но и организации специального педагогического воздействия.
Резюмируя результаты, проделанного нами теоретического анализа литературы по теме нашего исследования, мы сформулировали основные, на наш взгляд, принципы конструирования предметно-развивающей среды способствующей формированию этнической идентичности младших школьников: эмоциогенность, индивидуальная комфортность, стимулирование активности, ситуативности, культуросообразность. Также, мы выявили педагогические условия и определили общепедагогические основы использования народных сказок в формировании этнической идентичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хмель Н. Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Пособие для студентов педвузов