ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Р.Р. Накохова, З.С. Кипкеева
Кафедра педагогики и педтехнологии Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева ул. Ленина, 29, Карачаевск, Россия, 369202
В статье анализируются способы формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте через этнокультурное наследие народов. Рассматриваются структурные компоненты этнической идентичности и возможности реализации личностно развивающего потенциала экспериментальной программы «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии».
Ключевые слова: идентичность, структура, компонент, креативный, конативный, когнитивный, традиции, модель, этнокультура.
Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и принимает другие народы. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней. Феномен идентичности исследовали Г. Брейкуэлл, Дж. Марсиа, А. Ватерман, Дж. Мид, Г. Теджфел, Дж. Тернер, А. Дашевски, Г. Шапиро и др. Большое значение для исследования этнической идентичности имеют работы А.В. Мудрика, В.С. Собкина, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой и др. Этническая идентичность рассматривалась в диссертационных исследованиях Е.Н. Галкиной, О.Л. Романовой, Ж.Т. Уталиевой, А.М. Грачевой, А.А. Байченко и др.
В нашей работе используется понятие «позитивная этническая идентичность» по Г.У. Солдатовой. Позитивная этническая идентичность характерна для большинства людей и представляет собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы и как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире [7].
Этническая идентичность является структурным диспозиционным образованием. В структурной иерархии диспозиций личности этническая идентичность занимает высший уровень. В структуре этнической идентичности А.Х. Гаджиев выделяет следующие компоненты: познавательный, эмоциональный, волевой. С.Т. Калтахчян добавляет к ним приверженность к национальным ценностям, родному языку, территории, патриотизм. Т.Г. Стефаненко рассматривает два основных компонента этнической идентичности — когнитивный (знания, представ-
ления об особенностях собственной группы) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [8].
На основе содержательного анализа категории этнической идентичности нами определена структура данного психологического феномена, включающая следующие компоненты: когнитивный, эмотивный, конативный и креативный (культура, искусство народа, осознание себя в мире культуры, творческая продуктивная деятельность по экстериоризации национальных ценностей).
Анализируя развитие ребенка в контексте стиля социализации, И.С. Кон рассматривает родительство и родительское влияние на личность ребенка как социально-культурный феномен. Он подчеркивает, что этническая идентичность формируется с детских лет на фоне традиционных родительских чувств, социальных ролей и «культурных символов отцовства и материнства, воплощенных в мифах, религии и т.п.» [3].
Младший школьный возраст — важный этап развития личности в онтогенезе, так как в этот период происходит смена социальной позиции ребенка, изменение его внутренней позиции, происходит формирование нового уровня самосознания. В этом возрасте развиваются и укрепляются многие качества личности, но они еще достаточно гибкие и сохраняют свою эластичность. Воображение и внимание становятся более устойчивыми, расширяется круг представлений, развивается логическая память, появляется возможность развития обобщающих умений, специальных умений, формируется структура учебной деятельности [2]. Все это служит благоприятной предпосылкой для формирования этнической идентичности, духовного мира на основе прогрессивных народных традиций, народной культуры.
Этнокультурное наследие народов Карачаево-Черкесии выполняет важнейшую функцию в системе «личность — общество». Оно обеспечивает процесс передачи духовных ценностей, социального опыта от одного поколения к другому. Фиксируя новое идеальное состояние человека и общества, оно «охраняет» культуру в целом, способствует формированию этнической идентичности, транслированию духовности, субъектности личности, выступает специфическим средством познания мира и себя в этом мире, содержит в себе ценностно-ориентационные доминанты, составляющие основу и специфику национально-культурной мен-тальности.
Изучая и анализируя личностно развивающий потенциал этнокультурного наследия народов Карачаево-Черкесии, образов народных произведений, необходимо отметить, что они несут огромное духовное богатство, характеризующее как древнюю эпоху, так и духовно-нравственную сферу современного общества. Особая значимость при этом принадлежит таким человеческим возможностям, которые персонифицируются в конкретных героях, образах и могут запечатлеваться детьми, формировать в них систему ценностных ориентаций и духовности, их позитивную этническую идентичность. Изучение культуры народов Карачаево-Черкесии, являющейся для каждого народа средоточением его вековой мудрости, на этапе младшего школьного возраста призвано формировать этническое самосознание, позитивную этническую идентичность.
По мнению И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова, современная школа должна способствовать развитию широкой эрудиции, высокой культуры ребенка, воспита-
нию системы духовных ценностей и эмоциональной отзывчивости, формирующих гуманистические ориентации личности [9].
Экспериментальная программа «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» основана на гуманистической парадигме образования, ориентированной на восстановление культурообразующей и личностно развивающей функций. Схематически модель развития этнической идентичности младшего школьника посредством курса «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Модель развития этнической идентичности младшего школьника посредством курса «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии»
Формирование позитивной этнической идентичности становится возможным, если реализуется структурно-динамическая модель, основанная на теоретико-прикладных подходах к определению содержания мультикультурной образовательной среды, таких как изучение родного языка, литературы и культуры и знакомство с культурой рядом живущих народов; приобщение к истории, литературе
и культуре, фольклору своего и рядом живущих народов; гуманизация и гуманитаризация содержания образовательных областей; приобщение родителей к формированию этнической идентичности; модернизация образовательно-воспитательного процесса.
Для реализации данной программы используются как общепедагогические методы (дискуссионные, игровые, социально-творческие, частично-поисковые, проектные), так и методы народной педагогики (воспитание словом, воспитание искусством, воспитание игрой, воспитание общественным мнением, воспитание трудом). Необходимо привлечение средств мультикультурного образования: устного народного творчества, народных ремесел, горского этикета, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства, театрализации, импровизации.
Основные организационные и дидактические условия внедрения программы:
— создание атмосферы толерантности и мультикультурности;
— этнопедагогизация образовательно-воспитательного процесса;
— организация педагогического процесса в многонациональном коллективе учащихся и родителей;
— сохранения культуры, языка, традиций народов;
— приобщение к народной педагогике.
Формами реализации программы являются учебные занятия по программам регионального компонента, факультативные занятия, элективные курсы, внеклассные занятия (экскурсии, встречи, конкурсы, КВН, фестивали, утренники, театральные представления, творческие проекты, семейные проекты, праздники, народные обрядовые представления, фольклорные представления и др.).
Направленность курса «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» на формирование этнической идентичности младших школьников предполагает организацию специальной работы по развитию когнитивного, эмотивного, конативного и креативного компонентов этнической идентичности. Это, в свою очередь, потребовало постановки и решения ряда исследовательских задач, сгруппированных следующим образом.
Задачи развития когнитивного компонента этнической идентичности. Решение задач этой группы способствует развитию представлений о своем народе на основе расширения кругозора, осмысления истории, традиций, обрядов, содержания эпических произведений, сказок, пословиц, поговорок.
В данную группу входят следующие частные задачи:
— знакомство детей с историей и культурой народов Карачаево-Черкесии, содержанием сказок, эпоса, пословиц, поговорок;
— расширение круга представлений детей, углубление их художественного восприятия через этнокультуру;
— формирование умения осмысливать содержание традиций, обычаев, эпических и фольклорных произведений;
— формирование осознания принадлежности к своему этносу через историю и культуру своего народа.
Задачи развития эмотивного компонента этнической идентичности. При решении задач этой группы мы исходили из положения о том, что эмоцио-
нальная вовлеченность человека в деятельность всегда опосредована когнитивными и волевыми процессами, а так же из понимания эмоций как производных и производительных [9]. Позитивные эстетические и нравственные переживания имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. Исходя из этого развитие эмотивного компонента этнической идентичности осуществлялось посредством решения следующих задач:
— воспитание любви к своему народу и его культуре;
— развитие интереса детей к истории и культуре своего и рядом живущих народов;
— формирование ценностного отношения детей к образам героев сказок, эпо-сов через механизмы идентификации, принятия и освоения социальных ролей;
— воспитание гордости и любви к своему народу через этнокультуру.
Задачи развития конативного компонента этнической идентичности.
Данная группа включает в себя задачи, решение которых способствует:
— формированию системы мотивов поведения, основанных на этнических ценностях;
— стимулированию творческой активности младших школьников в учебном процессе, направленном на освоение этнокультуры народов;
— формирование конструктивных поведенческих моделей, основанных на переносе детьми осознанных норм поведения в повседневное общение;
— следование нормам и традициям своей этнической группы.
Задачи развития креативного компонента этнической идентичности:
— формирование системы мотивов, побуждающих к творчеству;
— стимулирование творческой активности младших школьников через народное искусство;
— формирование ценностного отношения детей к культуре и искусству народов Карачаево-Черкесии.
В процессе формирования этнической идентичности посредством программы «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» формировалась позитивная этническая идентичность, которая включает в себя не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценку, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Формировалась эмоциональная креативность как элемент этнической идентификации. При формировании когнитивного компонента обогащались знания, представления об особенностях собственного этноса и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков, конативного компонента — поощрялись проявления себя членом своего этноса, вовлеченность в его социальную жизнь, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях, т.е соблюдений традиций, обычаев своего народа.
Критерием сформированности этнической идентичности у младших школьников мы считаем осознание себя в мире культуры и принадлежности к своему этносу; принятие этнических норм жизнедеятельности своего этноса, социума;
творческую продуктивную деятельность по экстериоризации национальных ценностей; социальное поведение, основанное на формировании собственной системы отношений к этническим нормам; ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к своей этнической культуре и этнической общности рядом живущих народов.
Предлагаемая нами программа «Этнокультура народов Карачаево-Черкесии» является компонентом региональной программы поликультурного образования в Карачаево-Черкесии. Содержание программы, особенности ее освоения апробированы на уровне городского департамента образования, а также в ряде сельских школ Карачаево-Черкесии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вундт В. Проблемы психологии народов. — СПб.: Питер, 2001.
[2] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика. 2006.
[3] Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 2007.
[4] Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1896.
[5] Накохова Р.Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. — М, 2008.
[6] Резников Е.Н. К вопросу об этнической толерантности // Образование и религия в предотвращении экстремизма в современном мире. — Воронеж, 2004.
[7] Солдатова Г. У. Этническая идентичность. — М., 2000.
[8] Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М. — Воронеж, 2000.
[9] Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. — Ростов-на-Дону, 1995.
FORMING ETHNIC IDENTITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH ETHNO-CULTURAL HERITAGE
R.R. Nakohova, Z.S. Kipkeyeva
The ^air of Pedagogy and Pedagogical Technologies Karachaevo-Circassian State University named after U.D.Aliev
Lenina str., 29, Karachaevsk, Russia, 369202
The article analyzes the ways of forming ethnic identity at the primary school age through the ethno-cultural heritage of nations. The structural components of the ethnic identity and the study of feasibility of the personality developing potential of the experimental program are considered.
Key words: identity, structure, a component, creative, connotative, cognitive, traditions, model, ethnoculture.