Научная статья на тему 'Детерминанты мультикультурного поведения личности'

Детерминанты мультикультурного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MULTICULTURAL BEHAVIOR / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ETHNIC ATTITUDES / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова И. А.

В статье изложена характеристика мультикультурного поведения личности, в качестве системы детерминант которого выступают этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF A PERSONS MULTICULTURAL BEHAVIOR

The article characterizes persons multicultural behavior and describes its determinant system as consisting of ethnic tolerance, ethnic identity, and ethnic attitudes

Текст научной работы на тему «Детерминанты мультикультурного поведения личности»

#

витие творчества детей: «От сердца к сердцу», «Музыка нас связала», «НТН» и др. В процессе реализации проектов происходило активное взаимодействие детских объединений Дома детского творчества.

Результативность реализации плановых мероприятий в рамках проекта зависела от общественного резонанса, от географии распространения опыта решения проблемы в рамках проектной деятельности. Поэтому необходимым, на наш взгляд, явилось создание единой информационной среды учреждения дополнительного образования детей.

Работа по формированию и развитию информационной среды учреждения стала отправной точкой для разработки социального проекта «Включись», цель которого - расширение информационного пространства Дома детского творчества № 1 г. Пензы. Данный проект получил высокую оценку в феврале 2009 г. на областном конкурсе детских и молодежных проектов «Я - гражданин!».

Все вышесказанное позволило нам отразить динамику самоуправления на разных этапах развития коллектива в учреждении дополнительного образования детей (см. таблицу).

Обобщая опыт, можно предположить, что успешная социализация школьников в условиях самоуправления в учреждении дополнительного образования детей обеспечивается через реализацию таких путей и средств, как активное включение воспитанников в социально-педагогическое проектирование, создание единой информационной среды, расширяющей возможности обучающихся по взаимодействию с социумом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. - М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Дик Н. Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

3. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.

4. Кабуш В. Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. - Минск: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы -детям»,1999.

5. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2004.

6. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / Авт.-сост. Т. Н. Ковязина, Н. Е. Гали-цына. - Волгоград: Учитель, 2010.

7. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». - М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

ДЕТЕРМИНАНТЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

DETERMINANTS OF A PERSON'S MULTICULTURAL BEHAVIOR

И. А. Потапова

В статье изложена характеристика мультикультур-ного поведения личности, в качестве системы детерминант которого выступают этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки.

Ключевые слова: мультикультурное поведение, этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки.

I. A. Potapova

The article characterizes person's multicultural behavior and describes its determinant system as consisting of ethnic tolerance, ethnic identity, and ethnic attitudes.

Keywords: multicultural behavior, ethnic tolerance, ethnic identity, ethnic attitudes.

Межэтнические отношения являются одной из самых важных сфер жизни общества. Очевидно, что многокультурность в России - это право людей разных национальностей, издавна населяющих нашу страну, на сохранение своих традиций и культуры. Для

Российской Федерации исследования мультикультура-лизма более чем актуальны ввиду полиэтнического состава ее населения.

В большей степени миграционные процессы коснулись приграничных территорий России. Астраханский ре-

Ф

гион не стал исключением для появления поселений компактно проживающих переселенцев, дети которых, как правило, учатся в одной школе, общаются только между собой, что затрудняет освоение ими культуры окружающего общества. С другой стороны, учащиеся - коренные жители допускают в отношении «новичков» поведенческие поступки, которые не способствуют налаживанию межэтнических отношений. Между тем именно поведение как внешнее, реальное проявление межэтнических отношений является индикатором межэтнического благополучия общества.

В последнее десятилетие российские и зарубежные ученые активно занимаются проблемами мультикультурно-го образования. Исследования, посвященные проблемам мультикультурного образования с учетом предмета изучения, выполнены в следующих направлениях: сущность и содержание поли-/мультикультурного образования (Р. Л. Агишева, О. В. Аракелян, К. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, В. В. Ма-каев, З. А. Малькова, Ф. М. Малхозова, В. И. Матис, Л. Л. Супру-нова, Ф. Уелль, Р. Хессари, Д. Хилл, А. В. Шакфикова и др.); эт-нопедагогические факторы и условия мультикультурного образования (Г. В. Палаткина); мультикультурное воспитание в образовательных институтах (Г. В. Палаткина, С. В. Рыкова, Р. В. Смирнова, Р. Х. Кузнецова и др.); этнопедагогическая подготовка преподавателей различных образовательных институтов (О. И. Пономарева, В. А. Николаев, Г. Ю. Нагорная, М. С. Нурмакова, М. Г. Харитонов).

Каждая из научных работ направлена на решение задач согласно цели и предмету исследования. Однако не исследованы возможности формирования мультикультурного поведения школьников как условия гармонизации межэтнических отношений.

В психологической науке существует ряд концепций, объясняющих поведение человека как существа социального. При всех концептуальных различиях поведенческих теорий мы обнаруживаем общее: поведение - это присущее индивиду взаимодействие со средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Формирование навыков специфически человеческого поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определенных норм и правил. Побудительной силой человеческого поведения выступает система мотивов, определяющих каждое конкретное действие, его направленность. Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знания человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений. Поэтому педагогически целесообразно формирование внутренних регуляторов определенного поведения.

Мультикультурное поведение основывается на нормах поведения, основанных на идеях мультикультурализ-

ма, фундаментом которого являются идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого; воспитания общечеловеческого в национальном содержании и национального в общечеловеческом; признание равных прав и обязанностей для всех, вне зависимости от этнической принадлежности; признание права каждого сохранить культурную идентичность. Идеи мультикультурализма развиваются на основе признания культурного многообразия мира, позитивного отношения к культурным различиям; позитивного восприятия различных культур и позитивного отношения как к самим культурам, так и представителям этих культур.

Мультикультурное поведение является результатом межкультурного взаимодействия, в процессе которого формируется уважение к представителям других культур, их традициям, ценностям и достижениям. В повседневной жизни мультикультурное поведение проявляется прежде всего в поступках человека по отношению к представителям других культур, других этнических групп. Такая характеристика мультикультурного поведения позволяет выявить детерминанты и условия его формирования, разработать методы формирования и оценки мультикультурного поведения школьников.

Одной из психологических детерминант мультикультурного поведения личности является этнотоле-рантность.

В науке прослеживается изучение толерантности с позиции различных наук. Педагогическое изучение толерантности направлено на выявление условий и методов формирования толерантного поведения по отношению к другому. Отдельные исследования ученых показывают, что в детской и подростковой среде довольно широко распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, предубеждения и негативные стереотипы поведения.

Структура этнотолерантности в нашем понимании включает в себя три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

Содержание когнитивного компонента составляет: стереотипы, проявляющиеся в представлениях о других этносах и вербализуемые в языке. Аффективный компонент этнотолерантности представлен отношением к другой этнонациональной культуре как собственно отношение, вербализуемое в языке. Поведенческий компонент этнической толерантности характеризуется дискриминацией по этническим признакам, проявляющейся в атрибуции и поведении по отношению к представителям других этнокультур (насилие, проявляющееся в поведении; отношение к вере, проявляющееся в языке; отношение между большинством и меньшинством, проявляющееся в поведении и др.).

Воспитание в духе этнотолерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех об-

щественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. В современном мире этнотолерантность должна быть сознательно формируемым качеством личности, позволяющим успешно бесконфликтно взаимодействовать с представителями различных культур, социально адаптироваться в новых этнокультурных реалиях.

Этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, «определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов» (Т. Г. Стефаненко), «переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других» [1, с. 268]. Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности, имеющая, тем не менее, присущие только ей особенности: этническая идентичность является формой идентичности, воплощенной в культурной традиции и обращенной в прошлое (Ж. Девос), так как «ее главная опора - идея или миф об общих культуре, происхождении, истории» [2, с. 48].

Содержание когнитивного компонента этнической идентичности составляет: этническая осведомленность (уровень знания об этнических группах - своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры; общем и различном в культурах этнических групп; универсальном и специфическом в поведении различных этносов, правовых и гуманистических основ мирного сосуществования, этнических конфликтах, причин их возникновения, способов предотвращения межэтнических конфликтов и их урегулирования; специфики межнациональных мировых, межгосударственных, межрегиональных, региональных отношений и др.); этническое самоназвание (использование этнического «ярлыка» - этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе); этнодифферен-цирующие признаки (этнические ориентации, этническая осведомленность, этническая самоидентификация, групповые концепции).

Когнитивный компонент этнической идентичности формируется в процессе специально организованных занятий, внеучебной деятельности. Учащиеся должны усвоить следующие понятия: нация, народ, народность, этнос, национальность, культура материальная и духовная, язык и культура, ценности народа, общее и различное в культурах, уникальность культур, самобытность, народная культура, народные обычаи, традиции и обряды, культурные нормы поведения, межэтническое взаимодействие и межэтнические отношения. Кроме того, учащиеся получают знания о феномене «этнической идентичности», а также о различных ее видах: нормальной, доминирующей, индифферентной, сдвоенной, полиидентичной и др.

Аффективный компонент этнической идентичности представлен: отношением к собственной этнической общности (удовлетворенность членством в этнической

общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения народа, своей этнической группы).

Поведенческий компонент этнической идентичности представлен обычным поведением по отношению к представителям другой этнической группы, основанный на социальных нормах поведения.

Этническая установка тоже может рассматриваться как детерминанта мультикультурного поведения личности. В психологии термин «установка» понимается как «...сложившееся положительное или отрицательное отношение к людям, предметам и идеям» [3, с. 871], «...готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, которая обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной активности человека» [4, с. 540]. То есть установка относится к периоду, предшествующему деятельности.

Изменение смысловых установок - это всегда следствие изменения «реальных отношений человека к действительности» [5, с. 89]. «В основе большинства учений, подходов к консультированию и методик воспитания детей лежит мысль о том, что наше поведение в обществе определяется нашими убеждениями и чувствами, и для того, чтобы изменить поведение, нужно изменить сердце и разум» [6, с. 161].

Этнические установки - это установки, которые проявляются как отношение, оценка и поведение по отношению к представителю иной этнической культуры. Структура этнической установки включает в себя следующие компоненты: когнитивный (осознание объекта, знания о нем); аффективный (оценка, чувства по отношению к объекту); поведенческий (регулятивный).

Итак, структуры этнической установки, этнической идентичности и этнотолерантного сознания включают в себя одни и те же компоненты - когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом содержание этих компонентов различается по смысловому наполнению, аффективному значению, поведенческим проявлениям. Это обстоятельство позволяет рассматривать этнотолерантность, этническую идентичность и этнические установки как систему детерминант мультикультурного поведения личности, а это значит, что деятельность социального педагога общеобразовательного учреждения по формированию мультикультурного поведения учащихся должна быть направлена на развитие этнотолерантного сознания, сохранение этнической идентичности личности, формирование положительных этнических установок школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. -М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 261-372.

2. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

#

3. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. -СПб.: Питер, 2004. - 955 с.

4. Копорулина В. Н, Смирнова М. Н, Гордеева Н. О. Психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 640 с.

5. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологи-

ческого исследования. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 204 с.

6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер. - 784 с.

7. Анисимов О. С. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. - 167 с.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

PARENTS' PEDAGOGICAL CULTURE DEVELOPMENT FOR THE PURPOSE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Д. А. Бежевец

В статье обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного образования детей в школе и семье, даются рекомендации для администрации общеобразовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников.

D. A. Bezhevets

The article shows the importance of spiritual and moral education of children in school and family, gives recommendations for school authorities concerning improvement of parents' pedagogical culture for the purpose of spiritual and moral education of schoolchildren.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, взаимодействие школы и семьи, педагогическая культура родителей.

Keywords: spiritual and moral education, interaction between school and family, parents' pedagogical culture.

Семья - основа духовно-нравственного воспитания. Она передает подрастающему поколению ценности и традиции, в кругу родных происходит становление ребенка. Современное российское общество переживает период сложных социальных изменений. Вместо возвращения к исконно русской культуре, традициям российских национальностей, средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, удовольствия и развлечений. Нестабильность в стране, бедность, высокий уровень занятости родителей в городах или, наоборот, сельская безработица пагубно влияют на воспитание детей, их духовно-нравственное развитие. Некоторые дети, равно как и их родители, легко поддаются соблазнам и искушениям массовой культуры. Развращение и деградация молодого поколения идет быстрыми темпами. В связи с этим есть опасение, что мы можем потерять российскую культуру, православную веру, национальные традиции, религии и языки. Период смены ценностных ориентиров приводит к деформации традиционных для семьи нравственных установок.

Воспитание в семье и школьное образование могут и должны направлять ребенка на процесс глубокой внутренней работы над собой: анализировать свое поведение, смысл своей жизни. К сожалению, современное школьное образование дает максимум теоретических знаний, отдаляя

человека от духовной жизни. Оно практически не заставляет человека думать, сконцентрировав внимание на запоминании научных фактов. Целью школьного воспитания является подготовка вхождения человека в общество - социализация. Однако хорошо социализированные личности зачастую бывают невоспитанны. А нужна ли социализация ребенка в общество, страдающее безнравственностью?

Между тем образование как система обучения и воспитания будущего поколения должно стать значимым и приоритетным для страны. В послании Д. А. Медведева к Федеральному Собранию особое внимание уделяется образованию: в соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» президент видит основную задачу школьного образования в раскрытии «способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1].

Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков), «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 14].

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.