Научная статья на тему 'Концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона'

Концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTICULTURAL EDUCATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MULTICULTURAL BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова И.А.

В статье представлена авторская концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the authors concept of formation secondary school childrens behaviour in the multicultural region.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона»

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

И.А. Потапова

Аннотация. В статье представлена авторская концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.

Ключевые слова: межэтнические отношения, мультикультурное образование, мультикультурное поведение.

Summary. The article presents the author's concept of formation secondary school children 's behaviour in the multicultural region.

Keywords: interethnic relations, multicultural education, multicultural behaviour.

52

Актуальность формирования мульти-культурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона обусловлена ухудшением межэтнических отношений между народами принимающего общества и переселенцами. Политические и экономические изменения, произошедшие за последние двадцать лет на постсоветском пространстве (отделение бывших советских республик и обретение ими государственности, разрыв общеэкономического пространства и разделение промышленного хозяйства), вызвали ухудшение качества жизни людей, проживающих как на многих территориях бывших советских республик, так и в ряде регионов России. Особенно депрессивными оказались автономные республики Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня и ряд других). Это послужило причиной добровольной миграции людей и, как следствие, этнической диверсификации российского общества.

Проблема формирования мульти-культурного поведения учащихся не может быть решена без учета результатов исследований педагогического и психологического направлений: проблемы поли- и мультикультурного образования (Р.Л. Агишева, О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, Г.В. Па-латкина, А.В. Шакфикова и др.); общения в межнациональной среде (Т.Ю. Бурми-строва, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, Н.Н. Некрасова и др.); особенностей становления национального (этнического) самосознания и межкультурного взаимодействия (Г.Ф. Хасанова, Ю.С. Тюнникова, А.Н. Та-тарко, Т.Г. Стефаненко); этнической толерантности (Н.М. Лебедев, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Бер-ри и М. Плизент, Барт др.).

Мультикультурное поведение - социально-педагогическая проблема.

Формирование мультикультурного поведения школьников происходит на

основе изучения, освоения принятия этнокультурных и общечеловеческих ценностей в процессе межличностной коммуникации. В основе мультикультур-ного поведения лежат межэтнические отношения, которые складываются под влиянием определенных факторов, определяющих особенности того или иного периода развития общества.

На современном этапе таковыми являются глобализация всех сфер жизнедеятельности человека, деверсифи-кационные процессы, приведшие к изменениям количественного и пропорционального состава поликультурного состава общества в различных регионах России, рост национального самосознания и интереса к культурам своей и иным. Все это требует разработки новой, современной концепции воспитания подрастающего поколения России.

Происходящие этнические процессы не остаются за рамками жизни школы. Зачастую, модели неконструктивного поведения взрослых переносятся в школьную среду. Пилотные исследования, проведенные в общеобразовательных школах поликультурных регионов, указывают на наличие проблем, связанных с межличностными отношениями и поведением,, как результатом проявления данных проблем.

Еще одна группа проблем связана с появлением в школах учащихся-мигрантов и интеграцией их в поликультурный коллектив класса. Среди многочисленных проблем, которые возникают при вынужденной миграции, ключевыми остаются вопросы социальной адаптации. В основе проблемы адаптации учащихся-мигрантов лежит проблема культурных различий, которая влечет за собой целый комплекс проблем, связанных с социально-психологической деза-даптированностью, выражающейся в

неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям, что затрудняет интеграцию в принимающее общество. Таким образом, проблема интеграции учащихся-мирантов в поликультурное общество напрямую связана с проблемой адаптации.

Освоение учащимися опыта муль-тикультурного поведения в пространстве мультикультурного образования.

Мультикультурное поведение формируется в процессе межэтнического взаимодействия, сама же культура межэтнического взаимодействия должна формироваться с детского возраста, еще на этапе обучения в школе. Школа как институт социализации обеспечивает приобретение человеком социального опыта не только общественных отношений, но и создает условия для освоения культуры (культур) в целом, поэтому школа как социальный институт должна стать тем мультикультурным образовательным пространством, которое включает в себя совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Теоретико-методологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.

Детерминация концептуальных подходов к воспитанию человека средством образования прослеживается при анализе научных идей.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается смена парадигмы социального развития общества. Многими науками

53

54

человек признается как высшая ценность, а культура начинает признаваться как условие самоорганизации и саморазвития личности. Научными предпосылками этому послужили: учение Л.С. Выготского о том, что психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности; положение С.Л. Рубинштейна о том, что достойным представителем своего вида человек может стать, лишь переняв общественно-фиксированные способы и средства культуры; концепция А.Н. Леонтьева, основное положение которой строится на утверждении, что онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельности.

Важные вехи развития научной мысли постепенно привели к новому, современному пониманию человека и роли культуры в его жизни. Появляются научные концепции, отражающие неуклонный рост разнообразия, диалога различий между людьми, этносами, религиями и культурами в историко-эволюционном процессе. В контексте историко-эволюционного процесса культура выступает как норма взаимоотношений, взаимодействия, поведения, определяющая идеи сохранения мира в изменяющейся действительности.

Образование, как и все формы общественной жизни, развивается на основе преемственности. В свете новой современной концепции социального развития общества появляются педагогические теории, в основе которых безусловный приоритет отводится культуре толерантности, веротерпимости и т.д.

Исследования роли этнопедагоги-ки в воспитании детей дало импульс к разработке стратегий образования средствами этнопедагогики. Появляются концепции поликультурного образования, отражающие картину взаимоотношений межэтнических групп в социальной среде (О.В. Аракелян, Г.Ж. Даутова, С.В. Рыкова).

Создавшаяся в России социальная ситуация развития общества выдвигает на передний край задачи урегулирования межэтнических отношений в современном социуме, развития толерантности, взаимопонимания, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, задачи нахождения путей их мирного сосуществования, консолидации общества. В связи с этим, в российской педагогической науке появляются концепции мульти-культурного образования (З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, ГВ. Палаткина, В.И. Су-прунова, А.В. Шакфикова и др.).

На государственном уровне современные идеи образования полиэтнического российского государства отражены в «Национальной Доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определила основные направления совершенствования законодательства в области образования и явилась основой для разработки программ развития образования.

В декабре 2010 г. вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, а в июне 2012 г. -Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, ориентирующие российское образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства. Методологической основой раз-

работки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1].

В стандартах нового поколения впервые в сжатой, конкретной форме сформулированы характеристики («портреты») выпускника каждой ступени образования. Выпускник школы должен стать личностью, любящей свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающей и принимающей традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонациональность российского народа, человечества, осознающей свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно целенаправленно познающий мир; социально активной, уважающей закон и правопорядок, выполняющей свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.

Таким образом, в современном российском образовании созданы условия для решения задач сохранения культур народов России, гармоничных межэтнических отношений, консолидации российского полиэтнического, поликультурного общества.

Педагогические основы мультикультурного поведения личности: культура поведения и мультикуль-турализм.

Принимая за основу понимание «культуры» как «специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духов-

ного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [2, с. 851], этнокультуру можно охарактеризовать как совокупность материальных и духовных достижений этноса.

Мультикультурализм рассматривается нами как идеологическая концепция межкультурного взаимопонимания, соответствия норм морали контактирующих между собою представителей этнокультурных общностей.

Формирование мультикультурного поведения имеет своей целью воспитание и развитие культуры межэтнического взаимодействия, которая понимается как определенные взаимоотношения и взаимосвязи между представителями различных этнокультур, в процессе которых они обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Мультикультурное поведение - это внешние проявления психической деятельности мультикультурной личности по отношению к представителю иной культуры, заданные социальной ситуацией и опосредованные межличностными отношениями, сформированными в процессе взаимодействия субъекта с множеством сред, включенных в мульти-культурное пространство; соответствующее моральным нормам и социальным стандартам; взаимоположительно оцениваемое субъектами взаимодействия.

Система детерминант мультикультурного поведения личности.

Детерминантами мультикультур-ного поведения личности являются этническая идентичность, этнотоле-рантность, этнические установки.

Структуры этнической установки, этнической идентичности и этнотоле-рантного сознания включают в себя одни и те же компоненты - когнитив-

55

56

ный, аффективный и поведенческий. При этом содержание этих компонентов различаются по смысловому наполнению, аффективному значению, поведенческим проявлениям. Это обстоятельство позволяет рассматривать этнотолерантность, этническую идентичность и этнические установки как систему детерминант мультикуль-турного поведения личности.

Факторы и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.

Мультикультурное образовательное пространство - пространство образовательного учреждения, представленное целостной системой ряда пространств, в границы которых включены множества сред, результатом взаимодействия с которыми обеспечивается формирование мультикультурной личности, способной ориентироваться в современном мире, выбирать ориентиры для своего развития, действовать в соответствии с мировоззренческими представлениями, конструктивно взаимодействовать и общаться с людьми в поликультурном обществе; способной к успешной интеграции в поликультурное общество. Муль-тикультурное образовательное пространство выступает в качестве внешнего социального влияния, основополагающим условием, детерминирующим поведение личности школьника.

Общение необходимо рассматривать как внешний феномен взаимоотношений, как процесс их реализации и способ проявления. Сам же процесс взаимоотношений и способ проявления - это и есть поведение, отражающее характер взаимоотношения. Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов.

Особую роль играют социальные ситуации, помогающие решению проблем межэтнического взаимодействия в поликультурном школьном коллективе. Это прежде всего ситуации, вызванные непониманием поведенческих особенностей представителей иной культуры. Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на обучение учащихся нахождению нравственных способов разрешения этнокультурных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия учащихся, принадлежащих к разным этнокультурам.

Качества мультикультурной личности.

Мультикультурное поведение является показателем сформированности мультикультурной личности, гуманистически ориентированной, социально активной, обладающей чувством собственного достоинства, осознающей ценность свободы и демократии, уважающей свои права и умеющей защищать эти права, при этом уважающей права и свободы людей разных культур; готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокуль-тур; личности, уважающей иноэтниче-ские общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных эт-нокультур и, обладающей необходимыми качествами для ее интеграции в поликультурное гражданское общество.

Под активностью мультикультурной личности учащегосяследует понимать деятельность участия в коллективных делах, направленную на накопление опыта выполнения реальных социально значимых дел. Гражданственность проявляется в заинтересованности и участии в жизни общества, конкретных социально значимых делах, готовности

к самостоятельным инициативным действиям, сформированности гражданской позиции, способности к управлению самим собой, собственной жизнью и деятельностью. Нравственность - в нравственных поступках по отношению к представителям иных этнических общностей на основе совести, свободной воли, моральных норм гражданского поликультурного общества.

Мультикультурная компетентность -совокупность качеств, основанных на сформированном мировоззрении на основе знаний, умений, навыков, социальном опыте, дающих учащемуся возможность самостоятельно устанавливать связь между мультикультурными знаниями и этнической ситуацией для принятия сообразного поведенческого решения.

Мультикультурная компетентность учащихся соединяет в себе мотивы познания, принятия общего и специфического в каждой из культур как ценности; знания законов, способов жизнедеятельности в гражданском обществе, умений применять их в поликультурном обществе, что обеспечивает, в конечном счете, интеграцию личности в поликультурное гражданское общество. В этом понимании мультикуль-турная компетентность выступает условием успешной интеграции личности в поликультурное общество.

Мультикультурная компетентность учащихся призвана затормозить эмоциональное неприятие «иного», на сознательном уровне выявить и объяснить природу различий себя и другого, предотвратить возможный конфликт, найти конструктивный способ взаимодействия, способ решения возникшей этнокультурной ситуации, правильно определив поведенческую стратегию. В этом смысле, мультикультурная компетентность представляет собой фактор, регу-

лирующий психический процесс восприятия, сопровождающий эмоционально-интеллектуальную идентификацию, способствует позитивному восприятию другого и, как следствие этого, установлению позитивных взаимоотношений представителей различных этносов и конструктивное поведение с «иными».

Мультикультурная компетентность может быть представлена и как инте-гративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимодействию.

Модель формирования мультикультурного поведения школьников.

Целью функционирования модели выступает создание условий для развития мультикультурной личности школьника, способной ориентироваться в современном мире, выбирать ориентиры для своего развития, действовать в соответствии с мировоззренческими представлениями, конструктивно взаимодействовать и общаться с людьми в поликультурном обществе на основе позитивного отношения к культуре (ам) своей и иным культурам, а также с представителями этих культур, личности, способной к интеграции в поликультурное общество.

Принципами формирования мульти-культурного поведения личности являются: единство социокультурного воспитания и мультикультурного образования с учетом особенностей поликультурного региона; непрерывность педагогического воздействия, направленного на развитие активности, гражданственности, нравственности учащихся, формирование мультикультурной компетентности, этнической идентичности, позитивных этнических установок, толерантности;активность субъектов

57

58

межэтнического взаимодеиствия в познании иноэтничных культур, в обретении личного социокультурного опыта.

Задачи функционирования системы мультикультурного воспитания определяются структурой мультикультурной личности школьника и критериями ее развития, условиями, которые обеспечивают эффективный процесс формирования мультикультурной личности, а также технологией формирования муль-тикультурной личности школьника.

Образовательно-воспитательный процесс формирования мультикультурной личности школьников осуществляется в муль-тикультурном образовательном пространстве, представленном множеством сред, как выстроенная образовательно-воспитательная система освоения учащимися мультикультурной компетентности, развития внутренних психологических детерминант и личностных качеств, обеспечивающих становление мультикультурной личности. При этом система обеспечивает не вертикальное, а многовекторное развитие мультикультурной личности, непрерывную положительную динамику развития всех ее компонентов.

Процесс формирования мультикуль-турного поведения школьников охватывает все звенья образовательно-воспитательного процесса: учебное звено, воспитательное звено, звено социально-педагогического сопровождения развития мультикультурной личности.

В качестве средств формирования мультикультурного поведения школьников учебного звена выступают программа формирования мультикультурного поведения младших школьников, а также дополненная мультикультурным содержанием образовательная программа основной школы и полной средней школы.

В качестве средств воспитательного звена выступает совместная деятель-

ность учащихся в творческих объединениях и досуговых мероприятиях.

Средства звена социально-педагогического сопровождения формирования мультикультурной личности школьника определено с учетом создания условий для становления этнической идентичности учащихся; формирования эт-нотолерантности в процессе взаимодействия; позитивных установок по отношению к иноэтническим представителям класса, школы.

Методы формирования мультикультурного поведения школьников -художественно-творческие, проектный, игровые, социально-психоло ги че ский тренинг, метод решения этнокультурных задач, деловые (имитационные) игры, сочинение-эссе и др.

Мониторинг процесса формирования мультикультурного поведения школьников организуется как оценка средств мультикультурного образовательного пространства; сформирован-ности личностных качеств, мульти-культурной компетентности младших школьников; этнической идентичности учащихся основной школы; готовности к мультикультурному поведению учащихся полной средней школы.

Такова концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897. - URL: http://standart.edu. ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588

2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 1012 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.