Научная статья на тему 'Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника'

Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / CRITERIA / INDICATORS / AND MULTI-CULTURAL BEHAVIOR / ETNOTOLERANTNOST / ETHNIC IDENTITY / ETHNIC SETTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова И. А.

В статье «Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника» обоснуются критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности на основе выделенных детерминант мультикультурного поведения, в качестве которых выступают этнотолерантность, этническая идентичность и этнические установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF THE ESTIMATION OF THE MULTICULTURAL BEHAVIOUR OF THE PERSON OF THE SCHOOLBOY

In the article «The criteria and indicators for assessing the multicultural behavior of the individual schoolchild» will settle the criteria and indicators for assessing the behavior of multicultural identity on the basis of selected determinants of multicultural behaviors, which serve as etnotolerantnost, ethnic identity and ethnic settings.

Текст научной работы на тему «Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника»

УДК 37:39(075.8)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

И.А. Потапова

В статье «Критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности школьника» обоснуются критерии и показатели оценки мультикультурного поведения личности на основе выделенных детерминант мультикультурного поведения, в качестве которых выступают этнотолерантность, этническая идентичность и этнические установки.

Ключевые слова: критерии, показатели, мультикультурное поведение, этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки.

Формирование навыков специфически человеческого поведения предусматривает усвоение выработанных человечеством определённых норм и правил. Мультикультурное поведение основывается на нормах поведения, основанных на идеях мультикультурализма, фундаментом которого являются идеи о взаимосвязи национального и общечеловеческого; воспитания общечеловеческого в национальном содержании и национального в общечеловеческом; признание равных прав и обязанностей для всех вне зависимости от этнической принадлежности; признание права каждого сохранить культурную идентичность. Идеи мультикультурализма развиваются на основе признания культурного многообразия мира, позитивного отношения к культурным различиям; позитивного восприятия различных культур и позитивного отношения, как к самим культурам, так и представителям этих культур.

Мультикультурное поведение является результатом межкультурного взаимодействия, в процессе которого формируется уважение к представителям других культур, их традициям, ценностям и достижениям. В повседневной жизни мультикультурное поведение проявляется, прежде всего, в поступках человека по отношению к представителям других культур, других этнических групп. Такая характеристика мультикультурного поведения позволяет выявить детерминанты и условия его формирования, разработать методы формирования и оценки мультикультурного поведения личности.

Основу формирования поведения составляет усвоение человеком социальных норм в конкретной социальной ситуации. Поведение человека в его социальном контексте задается природой социальной ситуации, в которой оно возникает, при этом, ситуации отличаются действием правил, норм поведения в конкретных ситуациях. Конкретные ожидания приемлемых в обществе воззрений и поступков, воплощенных в открыто изложенных или подразумеваемых правилах группы, являются социальными нормами, которые могут трансформироваться в принципы. Социальные нормы заключают в себе конкретные стандарты поведения, а принадлежность к группе предполагает обнаружение свода социальных норм, которые предписывают желаемое поведение в рамках группы. Подчиняясь социальной норме, человек сообразуется с ожиданиями группы, поэтому важно, чтобы мультикультурное поведение стало социальной нормой группы.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причём, знания человеком определённых норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений. Исходя из этого, педагогически целесообразно формирование внутренних механизмов регуляции определённого поведения.

Мультикультурное поведение человека должно формироваться еще на этапе обучения в школе. В процессе межличностного взаимодействия в школьном многокультурном коллективе складываются межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных культурных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместного обучения.

С точки зрения оценки изучаемого явления важно определить критерии и показатели, по которым будут оцениваться те или иные реалии. Критерий является средством для суждения, признаком, на основании которого производится оценка, определения или классификации чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий выражает сущностные изменения в развитии объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении.

Критерий является понятием более обобщенным, находящимся на более высоком уровне,

нежели «показатель» (В.Г. Зазыкин). «Показатель» же выступает как оценка состояния или уровня развития исследуемой реальности по выделенному критерию (А.Н. Ситников).

Критерий оценки мультикультурного поведения личности должен отражать следующее: что лежит в основе изучаемого проявления поведения, то есть, какие знания движут поведением личности, как отношение к другим и к себе, оценка другого и себя может влиять на поведение, как внешне поведение проявляется по отношению к другому (другим).

Исследуя далее предмет, мы обнаруживаем отдельные элементы его содержания, структуры, каждый из которых следует рассматривать: во-первых, как часть объекта, и тогда обнаружение сущности этой части представляет собой «частный критерий» целостного предмета; во-вторых, как самостоятельный предмет, в свою очередь, имеет свои элементы содержания и структуру. Следовательно, образуется иерархическая структура критериев предмета. Критерии разделяют на конкретные и интегральные; показатели - на конкретные, интегральные и детальные.

Итак, критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам не является оценкой. Функциональная роль критерия заключается в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий - не только средство обнаружения и оценивания предмета, но и основание для классификации, систематизации предметов.

Данный системный подход к выбору критериев и показателей можно представить в виде следующей схемы (схема 1).

Схема 1. Системный подход к выбору психолого-педагогических критериев и показателей

мультикультурного поведения личности

Для определения критериев и показателей мультикультурного поведения был проведен теоретический анализ детерминант мультикультурного поведения личности, который позволил сделать следующие выводы.

Одной из психологических детерминант мультикультурного поведения личности является этнотолерантность. В науке прослеживается изучение толерантности с позиции различных наук. Педагогическое изучение толерантности направлено на выявление условий и методов формирования толерантного поведения по отношению к другому. Отдельные исследования ученых показывают, что в детской и подростковой среде довольно широко распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, предубеждения и негативные стереотипы поведения. Структура этнотолерантности включает в себя три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

Содержание когнитивного компонента составляют: стереотипы, проявляющиеся в представлениях о других этносах и вербализуемые в языке. Аффективный компонент этнотолерантности представлен отношением к другой этнонациональной культуре как собственно отношение, вербализуемое в языке. Поведенческий компонент этнической толерантности характеризуется дискриминацией по этническим признакам, проявляющейся в атрибуции и поведении по отношению к представителям других этнокультур (насилие, проявляющееся в поведении; отношение к вере, проявляющееся в языке; отношение между большинством и меньшинством, проявляющееся в поведении и др.).

Воспитание в духе этнотолерантности не ограничивается усвоением смысла понятия

«толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми. В современном мире этнотолерантность должна быть сознательно формируемым качеством личности, позволяющем успешно бесконфликтно взаимодействовать с представителями различных культур, социально адаптироваться в новых этнокультурных реалиях.

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов» (Т.Г. Стефаненко), «переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других» [6, с.268]. Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности, имеющая, тем не менее, присущие только ей особенности: этническая идентичность является формой идентичности, воплощенной в культурной традиции и обращенной в прошлое (Ж. Девос), так как «ее главная опора — идея или миф об общих культуре, происхождении, истории» [5, с.48].

Содержание когнитивного компонента этнической идентичности составляет: этническая осведомленность (уровень знания об этнических группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры; общем и различном культур этнических групп; универсальном и специфическом в поведении различных этносов, правовых и гуманистических основ мирного сосуществования, этнических конфликтах, причин их возникновения, способов предотвращения межэтнических конфликтов и их урегулирования; специфики межнациональных мировых, межгосударственных, межрегиональных, региональных отношений и др.); этническое самоназвание (использование этнического «ярлыка» - этнонима, основанное на восприятии себя принадлежащим к группе); этнодифференцирующие признаки: (этнические ориентации,

этническая осведомленность, этническая самоидентификация, групповые концепции).

Когнитивный компонент этнической идентичности формируется в процессе специально организованных занятий, внеучебной деятельности. Учащиеся должны усвоить следующие понятия: нация, народ, народность, этнос, национальность, культура материальная и духовная, язык и культура, ценности народа, общее и различное в культурах, уникальность культур, самобытность, народная культура, народные обычаи, традиции и обряды, культурные нормы поведения, межэтническое взаимодействие и межэтнические отношения. Кроме того, учащиеся получают знания о феномене «этнической идентичности», а также о различных ее видах: нормальной, доминирующей, индифферентной, сдвоенной. полиидентичной и др.

Аффективный компонент этнической идентичности представлен: отношением к

собственной этнической общности (удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения народа, своей этнической группы).

Поведенческий компонент этнической идентичности представлен обычным поведением по отношению к представителям другой этнической группы, основанный на социальных нормах поведения.

Этническая установка тоже может рассматриваться как детерминанта мультикультурного поведения личности. В психологии термин «установка» понимается как «...сложившееся положительное или отрицательное отношение к людям, предметам и идеям» [2, с.871], «.готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении, которая обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной активности человека» [4, с.540]. Т.е., установка относится к периоду предшествующему деятельности.

Изменение смысловых установок — это всегда следствие изменения реальных отношений человека к действительности» [1, с.89]. «В основе большинства учений, подходов к

консультированию и методик воспитания детей лежит мысль о том, что наше поведение в обществе определяется нашими убеждениями и чувствами, и для того, чтобы изменить поведение, нужно изменить сердце и разум» [3, с. 161].

Этнические установки — это установки, которые проявляются как отношение, оценка и поведение по отношению к представителю иной этнической культуры. Структура этнической установки включает в себя следующие компоненты: когнитивный компонент (осознание объекта, знания о нем); аффективный (оценка, чувства по отношению к объекту); поведенческий

(регулятивный) компонент.

Таким образом, структуры этнической установки, этнической идентичности и этнотолерантного сознания включают в себя одни и те же компоненты - когнитивный, аффективный и поведенческий. При этом содержание этих компонентов различаются по смысловому наполнению, аффективному значению, поведенческим проявлениям.

Итак, показатели выступают по отношению к критериям как частное к общему, т.е., каждый критерий включает группу показателей, которые его конкретизируют качественно и количественно. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие знания сущности. Показатели динамичны. На определенном этапе своего развития предмет может изменить внутреннее содержание, тогда необходимо новое уточнение показателей для измененного предмета. Критерий и показатели выражают закономерности возникновения предмета или явления, его строения, поэтому обладают устойчивостью при многократном измерении в данном отрезке времени. Все это позволяет систему критериев и показателей оценки мультикультурного поведения личности представить следующим образом (схема 2).

1. Детерминантами поведения являются этническая идентичность, этнические установки, этнотолерантность личности. Все элементы связаны между собой.

2. Этническая идентичность, этнические установки, этнотолерантность, с одной стороны, являются детерминантами мультикультурного поведения, а с другой могут служить критериями сформированности мультикультурного поведения.

3. Показатели мультикультурного поведения представлены когнитивным, аффективным и поведенческим компонентами. При этом компоненты показателей мультикультурного поведения включены во взаимосвязанную структуру. Показатели мультикультурного поведения личности представлены в таблице 1.

Компоненты Критерии

Этнотолерант-ность Этническая идентичность Этническая установка

Показатели

Когнитивный стереотипы этническая осведомленность; этническое самоназвание; этнодифференцирую-щие признаки осознание объекта, знания о нем

Аффективный отношение к другой этнонациональной культуре отношение к собственной этнической общности оценка, чувства по отношению к объекту

Поведенческий дискриминация по обычное поведение по регуляция

этническим признакам отношению к представителям собственного

другой этнической группы поведения

Табл. 1. Показатели мультикультурного поведения личности

Определение критериев и показателей мультикультурного поведения личности позволяет разработать методику оценки исследуемого явления.

In the article «The criteria and indicators for assessing the multicultural behavior of the individual schoolchild» will settle the criteria and indicators for assessing the behavior of multicultural identity on the basis of selected determinants of multicultural behaviors, which serve as etnotolerantnost, ethnic identity and ethnic settings.

The key words: criteria, indicators, and multi-cultural behavior, etnotolerantnost, ethnic identity, ethnic setting.

Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд - во Моск.ун -та, 1984. 204 с.

2. Герриг, Р., Зимбардо, Ф. Психология и жизнь. СПб.: Питер, 2004. 955 с.

3. Майерс, Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 784 с.

4. Копорулина, В.Н., Смирнова, М.Н., Гордеева, Н.О. Психологический словарь. Ростов н/ Д: Феникс, 2004. 640 с.

5. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.

6. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. , С. 261-372.

Об авторе

Потапова И.А. - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета, potia2@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.