Научная статья на тему 'Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности'

Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОТОЛЕРАНТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даумова Б.Б.

В статье автор рассматривает актуальные вопросы формирования этнотолерантности как основы формирования гражданского поведения личности, определяет сущность, закономерности и механизмы успешного формирования этнической толерантности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности»

5. Ямскова, A.H. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии [Текст] / А.Н. Ямскова // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Под ред. М.Б. Олкотт, В. Тишкова. - М., 1997.

Даумова Б. Б.

Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности

Для мирового сообщества начало XXI века является периодом роста национального самосознания. В ситуации социально-экономической и политической напряженности, нестабильности в мире проблема этнотолерантности актуализируется еще больше.

Для этнической общности характерны такие признаки, как устойчивость во времени и пространстве, стабильность, постоянство этнического статуса человека, объективность существования каждого человека в определенном этносе. Существенной характеристикой этноса признается этническая идентичность, именно она является основой этнической толерантности.

Этническая идентичность - одна из тактических задач Концепции этнокультурного образования в Казахстане, на ее развитие обращено особое внимание в работах H.A. Назарбаева.

Благодаря сформированной на генетическом уровне «степной демократии» и евразийской истории, характеризующейся открытостью и толерантностью, в настоящее время в Республике Казахстан накоплен достаточно высокий этнотолерантный потенциал, перед педагогической общественностью стоит задача передать эти ценности подрастающему поколению. В условиях современного гражданского общества, наряду с открытостью, гласностью, определенной свободой выбора модели поведения, установок, имеют место проявления на бытовом уровне среди молодежи признаков этноцентризма, агрессии, неприятие иного, ксенофобии [2]. Все эти факторы приводят к дезориентации и отсутствию активной жизненной позиции, к несформированности понимания представителями молодого поколения своей принадлежности к культуре с присущими ей этническими особенностями и национальными ценностями.

Поэтому воспитание этнической толерантности у молодежи в Казахстане является одной из приоритетных задач государственной политики и стратегии устойчивого развития нашего общества [3].

Рассмотрение этнотолерантности как мировоззренческой составляющей личности гражданина позволяет определить следующие важные характеристики для понимания сути рассматриваемой в данной статье проблемы.

Этническая толерантность понимается нами не просто как отсутствие тех негативных качеств, названных выше, а, скорее, как наличие позитивного интегративного отношения к иной этнической группе, представителю другого

этноса, как готовность контактировать с ними, как проявление высоких общечеловеческих ценностей и качеств духовно развитой личности.

Этнотолерантность понимается нами как качество нравственного самоопределения человека, выражающего его этническую идентичность.

Для понимания сути этнотолерантности необходимо раскрыть сущность понятия этноса. Нам близко понятие, определяющее этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие, то есть, отличающие данный этнос от всех других этносов. При этом этнодифференцирующими признаками могут быть язык, ценности, нормы, историческая память, религия, национальный характер, народное искусство и др., то есть элементы, отражающие реальное отличие одного этноса от другого.

Итак, этническая общность складывается на основе внешних различий по пути «мы» и «они». Один этнос как единое целое («мы») отличается от другого этноса как единого целого («они»). В этническую среду входят традиции, обычаи народа, особенности психики (архетипы), поведения, речи, специфика традиционно сложившегося рациона питания, типа хозяйствования, особенности климата, ландшафта. А это значит, что этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, его характер, мировоззрение, семейные взаимоотношения и взаимоотношения с людьми своей и другой национальности. Одним из обязательных условий мирного сосуществования и развития этнических обществ является этнотолерантность, в том числе и подрастающего поколения.

На наш взгляд, в межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоущемления, самобичевания, а заключается в самоуважении и признании равенства других и отказе от доминирования и насилия, т.е. предпочитает в отношениях позитивное взаимодействие на конструктивной основе.

Воспитательным потенциалом должна стать мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и многоликий мир. И тогда этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах, скорее, должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. Значит, этнотолерантность необходимо воспитывать. Этническая толерантность - не просто пассивная терпимость по отношению к иным взглядам, поведению, обычаям, традициям иного этноса, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон.

Этнотолерантность определяется как способность субъекта признавать существование многообразия языков, традиций, обычаев и уважительно к ним относиться на основе уверенности своих взглядов в рамках универсальных прав и свобод личности.

По мнению В.Г. Ушаковой, этнотолерангность - интегральное личностное образование, детерминирующее индивидуально-своеобразные способы взаимодействия человека с представителями различных этнокультур, реализующие внутреннюю установку на принятие «Я другого»[4]. Этнотолерангность личности предполагает наличие позитивного образа иной культуры при сформированное™ позитивной этнической самоидентичности.

Для целостного рассмотрения понятия этнической толерантности необходимо использование компетентностного подхода, который выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

Понятно, что научить поведению в подобных ситуациях невозможно. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Такой подход к формированию этнотолерантности старшего школьника наиболее эффективный, рациональный и оптимальный, и при таком подходе образовательная деятельность, приобретая исследовательский или практико- преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

По определению А.Б. Афанасьева, этнокультурная компетентность - это интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также неродной этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте владения этнокультурными ценностями, что проявляется в умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде[5]. Данное определение отличают культурологический и этнопедагогический подходы, в нем особое внимание обращено на когнитивную компетенцию знания в области родной этнокультуры и на деятельно стный опыт овладения этнокультурными ценностями, на основе чего формируется цивилизованное этнокультурное сознание, лишенное национализма и этноцентризма, но обладающее здоровым чувством самоуважения в гармонии с чувством этнотолерантности.

Нам ближе по сути определение этнотолерантной компетентности как комплекса установок на уважение, принятие и принуждение многообразия материальной и духовной культуры разных этносов, реализующегося через умения, навыки и модели поведения, способствующие межэтническому взаимодействию и взаимопониманию. Хотя и оно не отражает всех компонентов этнотолерантной компетентности.

Этнотолерантная компетентность старшего школьника предполагает интерес и сознательную ориентацию на проявление этнотолерантности, понимание ее сущности и владение информацией, умения толерантного взаимодействия с представителями других этносов, рефлексию и адекватную оценку проявлений этнотолерантности.

Образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово к проведению воспитательной работы по формированию этнотолерантности. 60

Воспитание в нашем конкретном случае - формирование этнотолерантной компетентности - будет эффективным, если будет осуществляться на практике в соответствии со следующими закономерностями:

- формирование этнотолерантной компетентности индивида происходит в процессе включения его в деятельность;

- воспитание есть стимулирование активности индивида в организуемой деятельности.

- в процессе формирования этнотолерантной компетентности необходимо проявлять гуманность и уважение к школьнику в сочетании с высокой требовательностью.

- в процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости от успехов;

- в процессе формирования этнотолерантной компетентности необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся;

- в воспитании необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников;

- воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;

- в процессе формирования этнотолерантной компетентности добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

На наш взгляд, реализация цели формирования этнотолерантной компетенции старшего школьника может быть успешной в условиях действия новых механизмов, к которым, по мнению Е.В. Бондаревской, следует отнести следующие:

- новые установки педагога по отношению к ученику: понимание его как субъекта воспитания, причем самореализующегося субъекта;

- принятие ученика таким, каков он есть;

- эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие);

- общение на взаимопонимании;

- свободный выбор учеником способов и форм жизнедеятельности;

- свободное творчество учащихся;

- активность и свободное жизнетворчество;

- механизм коррекции развития;

- механизм оказания помощи в решении жизненных проблем;

- механизм индивидуализации воспитания (разработки индивидуальных программ), т.е принцип естества;

- делегирование ответственности за воспитание;

- механизм ценности - ученик должен понимать, что лично для себя ценного он обретает в образовательном процессе.

Результатом действия данных механизмов впоследствии будет:

- развитие личности (переход на новые уровни овладения этнотолерантной компетентностью);

- самоопределение личности (формирование ответственности за создание условий бесконфликтного, комфортного общения в полиэтническом социуме);

- формирование новообразований (социально-правовая компетенция, когнитивная и поведенческая компетенции);

- интеграция личности (обретение ею составляющих целостности -этнотолерантной компетентности старшего школьника).

Эффективность формирования этнокультурной компетентности определяется следующими организационно-педагогическими условиями:

• системная организация и интегрированный характер процесса обучения;

• единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов, их гармоничное соотношение;

• обеспечение субъектной позиции учащихся в образовательном процессе (организация субъект-субъектного взаимодействия, расширение пространства самоопределения);

• гуманитаризация образования (насыщение образовательного процесса различного рода гуманитарными техниками, современными психолого-педагогическими представлениями);

• методологизация образования (высокие темпы смены знаний и организационная динамика в содержании учебного процесса).

Таким образом, этнотолерантная компетентность как норма и традиция обеспечит существование и развития поликультурного мира. Только в этнотолерантном государстве можно жить, не нарушая права каждой личности быть самим собой, представителем своего этноса.

Литература

1. Назарбаев, H.A. Выступление на XI сессии Ассамблеи народов Казахстана. Астана, 2005.

2. Казахстан -2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана - Алматы,1999.

3. Доктрина национального единства Казахстана. // Страна и мир., 2009. -2 ноября.

4. Ушакова, В.Г. Социальная работа с семьёй и детьми. (Материалы подготовлены в рамках Международной программы МОТ/ИПЕК «Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию»). Изд-во СПбГУ Санкт-Петербург, 2002.

5. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Монография.-СПб.: Университетский образовательный округ СПб и JIO, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.