Научная статья на тему 'Формирование этнотолерантной компетентности как важная задача образовательного процесса в современной школе'

Формирование этнотолерантной компетентности как важная задача образовательного процесса в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОТОЛЕРАНТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОТОЛЕРАНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРИНЦИП ЭТНИЧНОСТИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNO-TOLERANCE / ETHNO-TOLERANT COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / POLYETHNIC ENVIRONMENT / ETHNO-PEDAGOGICAL APPROACH / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNO-TOLERANT EDUCATIONAL SPACE / ETHNIC PRINCIPLE / ETHNO-PEDAGOGICS / ETHNIC IDENTITY / ETHNO-CULTURAL AND CONFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даумова Батима Бексултановна

В статье автор обращается к одному из актуальнейших вопросов современности формированию этнотолерантной компетентности у учащихся. Анализируя современное состояние толерантности и этнотолерантности в мировом сообществе и выявив проблемы и противоречия по данному вопросу, автор приходит к выводу, что формирование этнотолерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве является одной из важных актуальнейших задач процесса воспитания подрастающего поколения и предлагает пути разрешения возникшей ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Tolerant Competence Forming as an Important Task of Educational Process at Modern School

In the article the author addresses to ethno-tolerant competence forming as one of the most urgent questions of modern times. Analyzing the current state of tolerance and ethno-tolerance in the world community and having revealed the problems and contradictions in this question, the author comes to the conclusion that ethno-tolerance forming as a basis of the civil consent in the democratic state is one of the most urgent and important problems of educational process of the younger generation and offers the ways of solving the problem arisen.

Текст научной работы на тему «Формирование этнотолерантной компетентности как важная задача образовательного процесса в современной школе»

УДК 37.013 Д 211 ББК 74.200.5

Даумова Батима Бексултановна

соискатель

кафедра педагогики и методики начального обучения Костанайский государственный институт г. Костанай Daumova Batima Beksultanovna Applicant for a Degree

Chair of Pedagogy and Primary Education Education Teaching Methods

Kostanai State Institute Kostanai

Формирование этнотолерантной компетентности как важная задача образовательного процесса в современной школе Ethno-Tolerant Competence Forming as an Important Task of Educational

Process at Modern School

В статье автор обращается к одному из актуальнейших вопросов современности - формированию этнотолерантной компетентности у учащихся. Анализируя современное состояние толерантности и этнотолерантности в мировом сообществе и выявив проблемы и противоречия по данному вопросу, автор приходит к выводу, что формирование этнотолерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве является одной из важных актуальнейших задач процесса воспитания подрастающего поколения и предлагает пути разрешения возникшей ситуации.

In the article the author addresses to ethno-tolerant competence forming as one of the most urgent questions of modern times. Analyzing the current state of tolerance and ethno-tolerance in the world community and having revealed the problems and contradictions in this question, the author comes to the conclusion that ethno-tolerance forming as a basis of the civil consent in the democratic state is one of the most urgent and important problems of educational process of the younger generation and offers the ways of solving the problem arisen.

Ключевые слова: этнотолерантность, этнотолерантная компетентность, образовательный процесс, полиэтническая среда, этнопедагогический подход, этнокультурное образование, этнотолерантное образовательное пространство, принцип этничности, этнопедагогика, этническая идентичность,

этнокультурная и конфессиональная самоидентификация

Key words: ethno-tolerance, ethno-tolerant competence, educational process, polyethnic environment, ethno-pedagogical approach, ethno-cultural education, ethno-tolerant educational space, ethnic principle, ethno-pedagogics, ethnic identity, ethno-cultural and confessional self-identification.

В жизни мирового сообщества в научном его осмыслении одним из наиболее значительных сущностных понятий, отвечающих сложным процессам зарождения и развития мировой цивилизации, является понятие «толерантность».

Исходя из современной реальности, толерантность принята на международном уровне как норма межэтнических и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, а также «Декларацией тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 года.

Принятие этих документов свидетельствует о том, что из опыта XX столетия человечество сделало следующий важный вывод: наука, техника и экономика в чистом виде не могут создать надлежащих условий для мира, гармонии всех людей планеты.

Народ Казахстана, объединяющих более 140 этносов, особое внимание уделяет развитию этнотолерантности и гармонизации этнических взаимоотношений, о чем свидетельствует отсутствие межнациональных распрей и конфликтов в РК. Это подтверждают отечественные эксперты, которые не исключают опасности возникновения в Республике Казахстан межэтнических конфликтов (24%); 24,6% респондентов желают видеть Казахстан «страной казахов»; 25,1% респондентов сталкиваются с

межэтническим напряжением в повседневных жизненных ситуациях (например, при пользовании общественным транспортом).

Проведенное в Костанайской области исследование проблем формирования современной личности учащихся в поликультурной среде показало, что 10,4% детей с недоверием относится к представителям некоторых этносов, мало того, респонденты отметили: этнокультурные различия их раздражают. Недоверие и неприятие культурных различий в дальнейшем может привести к более серьезным социальным последствиям, преступлениям, массовым беспорядкам на национальной почве. К сожалению, такие случаи имеют место сегодня в России, что подтверждают судебные процессы над членами молодежных экстремистских организаций в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах.

Поэтому формирование этнотолерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве является одной из актуальнейших задач целостного процесса воспитания подрастающего поколения. Значительная роль в

ее решении принадлежит школе, как важнейшему институту социализации личности.

Для решения задач формирования этнотолерантной компетентности школьников в нашей стране имеется необходимая правовая база: Конституция Республики Казахстан, Доктрина национального единства и другие основополагающие документы. В законе РК «Об образовании» провозглашен принцип уважения прав и свобод человека, поставлены задачи формирования этнотолерантности у школьников, создания необходимых условий для диалога между представителями различных этносов. На реализацию задач формирования этнотолерантной компетентности школьника направлена Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. В ней обозначена миротворческая направленность этнокультурного образования, которая содействует единению этносов, помогает избежать общие для человечества опасности, такие, как эгоцентризм, национализм, шовинизм [1].

Анализируя современное состояние проблемы формирования этнотолерантной компетентности в школах, мы выявили противоречия между:

- значимостью формирования этнотолерантной компетентности школьников в условиях процесса глобализации и степенью готовности образовательных учреждений реализовать данную потребность;

- необходимостью обновления подходов и технологий формирования этнотолерантной компетентности школьников и недостаточной подготовкой педагогов к данной работе;

- объективной потребностью обретения нового видения жизни этносов и межэтнического взаимодействия, основывающихся на универсальных, общечеловеческих ценностях, и неиспользованным педагогическим потенциалом этнопедагогического подхода, недостаточно разработанностью теории воспитания гуманной личности, обладающей такими качествами, как человеколюбие, умение прощать, умение восхищаться успехами других и т.д. как основе этнотолерантной компетентности индивидуума.

Анализ теории вопроса этнотолерантной толерантности и педагогической действительности по проблеме позволяет утверждать, что на современном этапе развития теории и практики формирования этнотолерантной

компетентности личности есть достаточные основания повышения эффективности процесса формирования этнотолерантности подрастающего поколения как важной составляющей нравственного, гражданского воспитания.

В казахстанской философской, социологической и педагогической науке широко представлены работы, в которых под разными углами зрения и с разных методологических позиций рассматриваются такие важные компоненты ценностно-смыслового мира казахстанской молодежи, как ее этнокультурная и конфессиональная самоидентификация. Данному кругу проблем посвящены работы Ж. М. Абдильдина, М. О. Абдикаримова, Т. К. Айтказина,

К. К. Айтхожина, С. А. Аязбекова, В. Ю. Дунаева, В. Д. Курганской, С. Е. Нурмуратова и др.

Однако до сих пор в педагогической науке не представлено теоретическое и практическое решение проблемы формирования этнотолерантной компетентности школьников в условиях совершенствования этнотолерантного образовательного пространства.

Мы же считаем, что, если будет разработана система формирования этнотолерантной компетентности школьников и выявлены педагогические условия ее реализации, то развитие этнотолерантной компетентности будет происходить более успешно, так как поликультурная образовательная деятельность школы станет системной, функциональной, целенаправленной.

Система формирования этнотолерантной компетентности школьников включает такие компоненты, как: комплекс методологических принципов и подходов; функциональное содержание, методы и формы совершенствования этнотолерантного образовательного пространства; технологизация процесса формирования этнотолерантной компетентности школьников.

Исходя из актуальности проблемы, нами изучен категориальный аппарат по исследуемой проблеме, особое значение уделено различным точкам зрения на такие понятия, как толерантность, этнотолерантность, компетенция, компетентность, этнотолерантная компетентность. В результате данного анализа, инновационного педагогического и собственного опыта, а также Концепции 12летней школы [2] мы пришли к выводу, что этнотолерантная компетентность школьника - это интегральное качество личности, предполагающее способность

индивида к взаимопониманию, взаимодеиствию с представителями иных этносов, основанное на знании, признании, принятии их отличий и уважении к правам и свободам личности.

Исходя из этого, мы уточнили понятие «этнотолерантная компетентность» которое предполагает наличие у школьника социально-правовой, социальноперцептивной, когнитивной и поведенческой компетенций, а ее формирование представляет собой процесс целенаправленного и технологически обеспеченного взаимодействия учитель-ученик, направленный на овладение школьниками данными компетенциями, что обеспечит ему позитивное взаимодействие с представителями иных этносов на конструктивной основе.

Методологическими принципами формирования этнотолерантной компетентности являются общепедагогические принципы: системности,

природосообразности, культуросообразности, целенаправленности,

гуманистической направленности, этничности, непрерывности, эффективности социального взаимодействия, социальной адекватности, демократизации, вариативности. Принцип этничности в рамках рассматриваемой темы объединяет всю систему принципов.

Важной составляющей системы формирования этнотолерантной компетентности школьника является совершенствование этнотолерантного образовательного пространства, которое, на наш взгляд, может быть представлено следующими составляющими: научный учебно-методический Центр, координирующий направленность образовательного процесса на формирование этнотолерантной компетентности учащихся; подготовку педагогов как носителей и трансляторов этнотолерантной компетентности; включение учащихся в межэтническое общение, социальное партнерство с общественными национально-культурными организациями.

Научные учебно-методические Центры при школах призваны объединять и координировать усилия педагогических коллективов для создания и реализации проектов по формированию этнотолерантной компетентности школьников. В центрах проектируются и проводятся заседания методических объединений учителей, классных руководителей, посвященные формированию этнотолерантной компетентности школьников на занятиях и во внеурочное

время, обсуждаются учебно-методические комплексы учителей, направленные на формирование этнотолерантной компетентности учащихся, «вкрапливание » в содержание занятий различных дисциплин материалов, направленных на решение задач формирования этнотолерантной компетентности

Ключевая составляющая совершенствования этнотолерантного образовательной среды - подготовка педагогов как носителей этнотолерантной компетентности, поскольку личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности [3].

Беседы, дискуссии и наблюдения в процессе специальных семинаров, тренингов для учителей -предметников и классных руководителей, позволили сделать вывод о том, что 74% участников подготовительной работы обладают средним и высоким уровнем этнотолерантной компетентности, остальные педагоги (26%) показывают низкий уровень сформированности

этнотолерантной компетентности.

Важный компонент совершенствования этнотолерантного образовательной среды - включение учащихся в межэтническое общение, социальное партнерство с общественными национально-культурными организациями, которые активно функционируют в Костанайской области.

Результативность системы формирования этнотолерантной компетентности школьников обеспечивается сопряжением прогрессивных педагогических технологий (педагогического сотрудничества; модульной технологии; продуктивной; информационной; игровых и т.д.) со средствами этнопедагогики. В этом направлении выстроена логика специальных мер по формирования искомого качества у учащихся школы.

Любая педагогическая система, в том числе и система формирования этнотолерантной компетентности школьников может успешно функционировать при определенном комплексе педагогических условий, поскольку случайные разрозненные условия не могут решить эту задачу эффективно с максимальной результативностью.

Исследователи М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури делят условия на внешние и внутренние: внешние условия - множество необходимых и достаточных компонентов внешней среды, способствующих системе развиваться; внутренние условия - способность самой системы приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, воздействовать на окружающую среду [4]. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познаний, но и как определенные побуждения к действию, мотивы» [5].

Современная ситуация в мире, когда этнические конфликты продолжают иметь место; полиэтничность нашей страны, когда формирование этнотолерантности является одним из главных приоритетов государственной образовательной политики выступают в качестве внешних условий. Благоприятные внешние условия повышения эффективности системы формирования этнотолерантной компетентности старшего школьника создают выступления Президента страны Н.А.Назарбаева, Доктрина национального единства Казахстана, законодательная база.

К педагогическим условиям эффективного функционирования системы формирования этнотолерантной компетентности школьников, на наш взгляд, являются:

- целенаправленность учебно-воспитательного процесса на решение исследуемой проблемы;

- разработка учебной программы курса для учащихся «Казахстан -Родина всех своих граждан», создание пособия и электронного учебнометодического комплекса по данному курсу [1];

- работа постоянно действующего семинара для учителей города по спецкурсу «Педагогика этнотолерантности», создание учебно-методического пособия по данному курсу [2].

Изучение курса «Казахстан - Родина всех своих граждан» способствует осознанию школьниками того факта, что в нашей стране созданы все условия для мирной, созидательной, бесконфликтной жизни для каждого гражданина нашей страны.

В процессе изучения курса школьники изучают понятия: толерантность, толерантный человек, общение, культура межэтнического общения и этнотолерантность как условие конструктивного общения в полиэтнической среде.

Повышению уровня сформированности этнотолерантной компетентности старших школьников способствует профессиональная и научная готовность педагогов к решению данной проблемы, функциональность каждого учебного предмета и всей воспитательной работы, системная, целенаправленная деятельность педагогических коллективов.

Внедрение данной системы в образовательный процесс школ обеспечит формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, что является важной задачей современной школы. Миротворческое воспитание является одним из важнейших средств гуманизации образования, укрепления доверия, взаимопонимания и мира между народами и государствами.

Библиографический список

1. Концепция этнокультурного образования РК. - Алматы, 1995.

2. Концепция 12-летней школы РК . - Астана, 2008.

3. Даумова Б.Б. Казахстан - Родина всех своих граждан: Учебное пособие для учащихся старших классов. - Костанай, 2009. - 176 с.

4. Даумова Б.Б. Педагогика этнотолерантности: Учебно-методическое пособие к спецкурсу для учителей общеобразовательных школ. - Костанай, 2010. - 55 с.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М.: Высшая школа, 1989. - 166 с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. -

702 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб: Питер. 2004. - 713с.

Bibliography

1. Conception of Ethno-Cultural Education in the Republic of Kazakstan. - Almaty, 1995.

2. Conception of 12 -Class School in the Republic of Kazakstan. - Astana, 2008.

3. Daumova, B.B. Kazakhstan Is Its Citizens’ Motherland: Students’ Book for Senior Pupils / B.B. Daumova. - Kostanai, 2009. - 176 p.

4. Daumova, B.B. Ethno-Tolerance Pedagogy: Guidance Manual for Teachers’ Special Course for Secondary Schools / B.B. Daumova. - Kostanai, 2010. - 55 p.

5. Kuzmina, N.V. Activity Professionalism of a Teacher and an Industrial Training Master of a Technical Training College / N.V. Kuzmina. - М: Higher School, 1989. - 167 p.

6. Meckon M.H., Albert, M., Hedwory, F. Management Bases / M.H. Meckon, M. Albert, F. Hedwory. - M.: Delo, 1992. - 702 p.

7. Rubinstein, S.L. Bases of General Psychology / S.L. Rubinstein. - Spb.: Piter. 2004. -

713 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.