Научная статья на тему 'Проблема формирования этнотолерантности в педагогической науке'

Проблема формирования этнотолерантности в педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТИПЫ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ / ТОЛЕРАНТНОЕ И ЭТНОТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ETHNOS / TOLERANCE / ETHNIC TOLERANCE / ETHNIC CONSCIOUSNESS / INTERNATIONAL RELATIONS / ETHNOTOLERANCE TYPES / TOLERANT AND ETHNOTOLERANT CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даумова Б. Б.

В статье автором дается сущность понятия и свойства этноса и этнотолерантности, рассматриваются вопросы формирования этнотолерантности в педагогике и философии, анализируются исследования в области этнотолерантности, определяются типы этнической толерантности, подчеркивается важность формирования толерантности и этнотолерантности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHNOTOLERANCE FORMATION IN THE PEDAGOGICAL SCIENCE

In article the author gives essence of concept of ethnos and ethnotolerance, considers questions of ethnotolerance formation in pedagogics and philosophy, analyses researches in the field of ethnotolerance, defines types of ethnic tolerance, underlining the importance of tolerance and ethnotolerance formation in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования этнотолерантности в педагогической науке»

ного уровня эстетического воспитания младших школьников средствами национального музыкального искусства, были проанализированы полученные данные и сформулированы на их основе выводы; проводился эксперимент по обоснованию педагогических условий успешного эстетического воспитания младших школьников.

По теме исследования организованы экспериментальные занятия на базе школы №7 г. Дархан (Монголия), с учащимися начальных классов. Апробированы предложенные уроки по музыке.

- третий этап (итоговый), - проводился сравнительный анализ и изложены результаты экспериментального исследования. Осуществлена систематизация и обобщение материалов.

В эксперименте были охвачены 250 школьников общеобразовательной школы города Дархан, Монголии.

Были проанализированы учебная программа по предмету музыка, учебники всех 5ти классов. (Начальная школа Монголии 1-5класс).

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были составлены три методических блока (методика «Моя любимая музыка», методика «Открой себя через музыку», методика «Знакомство с незнакомой музыкой»), в ходе которых проверялось возможность фиксации духовного, прежде всего, музыкально-эстетического развития учащихся.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам выявить условия, обеспечивающие эффективность использования средств национального музыкального искусства, методов и форм работы по эстетическому воспитанию младших школьников:

-создание системы использования средств народного музыкального искусства;

Библиографический список

1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воснитания и развития детей младшего школьного возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС. 2000.

2. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях l Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев: учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов. - М.: Академия, 2002.

3. Ревякин, Д.В. Формирование художественного вкуса у детей в системе дополнительного образования ll Образование и общество. — Орёл. — 2010. — №6 - [Э/р]. -Рід: http:llwww.jeducation.rul6_2010l35.html

4. Гузеватова, Е.Н. Проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства в системе образования поликультурного региона ll Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Материалы межрегиональной научно-практической конференции». — Кызыл. 2008.

5. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб.нособие для студентов. - М.: ВЛАДОС, 2010.

6. Культура: теории и проблемы: учеб.нособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей l Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука. 1995.

Bibliography

1. Zimin, A.N. Fundamentals of musical education and development of school-age children: for students of higher schools and institutions. — M.: VLADOS, 2000.

2. Bezborodova, L.A. Methods of teaching music in secondary schools l L.A. Bezborodova, Yu.B. Aliev: teaching for students musical fac. Pedagogical universities. — M.: Akademiya, 2002.

3. Revyakin, D.V. The formation of artistic taste in children in the system of supplementary education ll Education and Society. -Oryol. — 2010. — № 6 — [website:]. — Mode of access: http:llwww.jeducation.rul6_2010l35.html

4. Guzevatova, E.N. The problem of realizing the educational potential of the folk art in the education system of multi-cultural region ll Culture, Arts and Education in the regions of Siberia: Materials of interregional scientific and practical conference. — Kyzyl, 2008.

5. Dzhurinsky, A.N. Pedagogy in a multicultural world: Textbooks for students. - Moscow.: VLADOS, 2010.

6. Culture: Theories and issues. Textbooks for undergraduate and postgraduate humanities l T.F. Kuznetsova, V.M. Mezhuyev, I.O. Shaitanov and others. — Moscow: Nauka, 1995.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 37. 015. 31: 316. 647. 5

Daumova B.B. THE PROBLEM OF ETHNOTOLERANCE FORMATION IN THE PEDAGOGICAL SCIENCE. In

article the author gives essence of concept of ethnos and ethnotolerance, considers questions of ethnotolerance formation in pedagogics and philosophy, analyses researches in the field of ethnotolerance, defines types of ethnic tolerance, underlining the importance of tolerance and ethnotolerance formation in modern conditions.

Key words: ethnos, tolerance, ethnic tolerance, ethnic consciousness, international relations, ethnotolerance types, tolerant and ethnotolerant consciousness.

-комплексное применение в учебно-воспитательном процессе средств и методов музыкального образования в их единстве и взаимосвязи;

- погружение младших школьников в истоки монгольской народной музыки.

В формирующем эксперименте работа была направлена на пробуждение и углубление качественных характеристик отношения испытуемых к национальной монгольской музыке; повышение уровня теоретической подготовки; обогащение слуховых представлений. На этом этапе, в результате накопления музыкальных впечатлений, у учащихся выработались представления о разнообразии чувств, выраженных в музыке, особая мера анализа, что проявилось в оценке народной, классической музыки.

Таким образом, результаты проведенной нами опытноэкспериментальной работы позволяют утверждать, что важнейшим условием эффективности процесса эстетического воспитания младших школьников является учет следующих факторов:

- содержание музыкальных произведений должно быть доступным, включать близкие звуко-эмоциональные комплексы;

- развитие эстетического восприятия зависит от сформированной эстетической позиции;

- эстетическое восприятие невозможно без нахождения «личностного смысла» в музыкальном произведении.

Кроме того, мы смогли подтвердить наше предположение о том, что применение народного музыкального искусства в учебном процессе младших школьников обеспечивает эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Б.Б. Даумова, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, Казахстан, г. Костанай, E-mail: baibulganova_ali@mail. ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

В статье автором дается сущность понятия и свойства этноса и этнотолерантности, рассматриваются вопросы формирования этнотолерантности в педагогике и философии, анализируются исследования в области этнотолерантности, определяются типы этнической толерантности, подчеркивается важность формирования толерантности и этнотолерантности в современных условиях.

Ключевые слова: этнос, толерантность, этническая толерантность, этническое самосознание, межнациональные отношения, типы этнотолерантности, толерантное и этнотолерантное сознание.

На XV сессии Ассамблеи народов Казахстана, посвященной обсуждению Доктрины национального единства, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил, что единство народа государства держится на трех главных столпах: «Во-первых, это наша общая история... Во-вторых, это общие для всех казахстанских этносов ценности. И, наконец, третья опора - это наше общее будущее». Он подчеркнул, что у наших детей и внуков будет все, если мы передадим им чувство дружбы и братства, доверия и толерантности [1]. Нравственность - общечеловеческая ценность и только она, по мнению Президента страны Н.А. Назарбаева, способна решить глобальные проблемы. Одной из главных задач Стратегии развития Республики Казахстан до 2020 года также определено «укрепление межнационального согласия» [2].

Исходя из данной задачи, одной из важных составляющих процесса воспитания подрастающего поколения является формирование этнотолерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Значительная роль в ее решении принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности, на что указывал еще Ы. Алтынсарин: «Школы - главные пружины образования. на них, и в особенности на них, надежда, в них же и будущность» казахского народа [3].

В классической педагогике всегда обращалось внимание на необходимость приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами, уважительного отношения к ним. Это относится к работам Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пес-талоцци, Я.А. Коменского. Значительный вклад в решение проблемы воспитания молодых граждан в духе уважения к национальному достоинству, особенностям исторического и психологического развития представителей разных народов внесли Ы.Алтынсарин, В. Белинский, Ч. Валиханов, А. Герцен, А.Кунанбаев, Н. Чернышевский, а в ХХ веке - П. Блонский, М. Дулатов, М. Жумабаев, С. Шацкий и др.

Согласно словарю Ларруса, слово tolerance впервые упоминается в XII веке. «Оксфордский словарь английской этимологии» возникновение понятия «tolerance» относит к XV веку. Если в XV веке оно использовалось в значении «выносливость», то в XVI веке в трактовку толерантности добавляются значения: «позволение», «сдержанность», «воздержанность» [4]. Точкой отсчета развития идеи толерантности в науке общепринято считать XVI век - эпоху Реформации, с особой остротой поставившей задачи решения проблемы толерантности как веротерпимости.

В настоящее время «толерантность» у разных народов не имеет однозначного трактования. В испанском языке toleran-cia - это способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных. В немецко-русском словаре tolerant определяется как «терпимый к чужому мнению». В китайском языке толерантность - позволение, допуск, проявление великодушия в отношении других; в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению; во французском -«терпимый», «снисходительный». В Словаре иностранных слов толерантность - «терпимость к чужим мнениям и верованиям».

О толерантности писал английский философ Дж.Локк в «Очерках о терпимости» и в «Письмах о терпимости». Развивая мысли Дж.Локка о справедливом обществе, английский философ Дж.Ролс выдвинул теорию справедливости, в которой описал толерантность как моральную добродетель, поли-

тическую ценность, одно из воплощений принципа справедливости, равенства, рациональную добродетель, основанную на равенстве людей, обладающих интуитивным чувством справедливости и разделяющих «тонкую» теорию блага.

Наиболее разработанным аспектом толерантности, на наш взгляд, является вопрос о веротерпимости (П. Бейль, Н.А. Бердяев, Р.Р. Валитова, Вольтер, Д. Локк, Е.В. Магаме-дова, М. Монтень и др.) [5]. Так, Н. Бердяев настаивал на том, что преследования и принуждения в делах веры и совести невозможны. «Бог терпит зло, допускает зло во имя блага свободы, - напоминал Н.А. Бердяев. - Борьба со злом порождает новое зло - интолерантность, фанатизм, насилие, жестокость. Толерантность не есть равнодушие и безразличие к добру и злу, толерантность есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, их жизненному пути».

В современной научной литературе (Л.М. Дробижева, В.А. Лекторский, А.И. Панченко, В.А.Тишков и др.) толерантность рассматривается в качестве основного принципа взаимоотношения людей на любом уровне как одного из условий выживания человечества, как частный случай ценностного отношения человека к другому человеку наряду с такими феноменами, как гуманность, альтруизм [6].

По мнению М.С. Юнусовой, толерантность включает уважение прав человека, взаимотерпимость, взаимопонимание и доверие людей друг к другу. В исследовании И.В.Пескова толерантность определяется как способность субъекта принимать существование иной точки зрения, многообразия культурных отличий, на основе уверенности своих позиций, не избегая конкуренции в рамках универсальных прав и свобод личности, что обеспечивает устойчивость индивидуальности человека и гармоничное развитие личности в социуме.

По мнению П.И. Мамедова, Е.Ю. Клепцовой, толерантность - это доминантная форма, обусловливающая жизнедеятельность общества; при этом утверждается, что в казахском менталитете толерантность является ее онтологическим атрибутом, проявляясь в системе отношений «человек - природа», «человек - человек», «человек и общество».

А.Н. Зятьков выделяет следующие компоненты толерантности: понимание других, уважение собственной культуры, уверенность в ее ценностном и позитивном значении, диалог культур.

Л.П. Ильченко считает, что толерантность - это нравственная норма и особый тип социальных отношений, субъекты которых способны признать равноценность человеческой и социальной индивидуальности как основу единства и многообразия человечества». Как личностное образование толерантность состоит из мотивационного, содержательного, операционального, эмоционально-волевого компонентов.

Понятие «этно», составляющее термин «этнотолерант-ность», происходит от слова «этнос». Согласно теоретическим взглядам российского географа и историка Л.Н. Гумилева, этнос - это группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и, наконец, умирают. Ученый рассматривал этнос как явление географическое, природное. Вместе с тем, он выделял психологические характеристики этноса - самосознание и стереотип поведения. «Этнос - это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллекти-

вам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения».

Согласно представлениям Ю.В. Бромлея, свойства этноса (язык, культура, этническое самосознание) формируются лишь в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственноправовых. В.А.Тишков определяет этническую общность как группу людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, имеют общее происхождение и историческую память, обладают чувством солидарности. Эти признаки являются результатом особых усилий, особенно процесса нациестроительства. Нация, как наиболее развитая историко-культурная общность, является результатом соединения, «сплавления» представителей различных племен и народностей.

В настоящее время во многих странах мира нацию понимают как гражданскую общность, определенную государственными границами. Так, термин «нация» в межгосударственной организации ООН применен в значении «государственная общность». Существуют многоэтнические нации -американская, канадская и т.д. А.Д. Карнышев отмечает, что причисление людьми себя к той или иной нации зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте.

Наши соотечественники, считая себя гражданами Казахстана, и в этом смысле определенной общностью людей, вовсе не склонны, в своей массе, к национальному нигилизму и называют себя казахами, русскими, украинцами, чувашами, белорусами и т.д. Это, в частности, связано со временем, в котором мы живем, когда, по мнению С. Ч.Бектурганова, «в важнейшей сфере национальной культуры происходит могучий прорыв к познанию своих национально-этнических корней, традиций и ценностей.» [7]. Несомненно, что этнос, как социальная и психологическая общность людей, выполняет важные для человека функции, а именно:

- ориентировать носителей того или иного этноса в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

- задавать общие жизненные ценности путем воспроизводства в новых поколениях тех ценностей, символов, правил поведения, которые были выработаны за многие столетия адаптации к природной и социальной среде;

- защищать, отвечая не только на социальное, но и физическое сочувствие.

Мы придерживаемся позиции, определяющей этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие, то есть, отличающие данный этнос от всех других этносов. Этнодиффе-ренцирующими признаками являются язык, ценности, нормы, историческая память, религия, национальный характер, народное искусство и др., то есть, элементы, отражающие реальное отличие.

Итак, этническая общность складывается на основе внешних различий по пути «мы» и «они». Один этнос как единое целое («мы») отличается от другого этноса как единого целого («они»). В этническую среду входят традиции, обычаи народа; особенности психики (архетипы), поведение, речь, специфика традиционно сложившегося рациона питания, типа хозяйствования, особенности климата, ландшафта. А это значит, что этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, мировоззрение, на семейные взаимоотношения с людьми своей и другой национальности. Необходимо, чтобы современные школьники усвоили: каждый этнос уникален по своему языку, традициям, обычаям, достоин уважения и изучения особенностей этнических общностей.

Различные аспекты межнациональных отношений в полиэтническом обществе, проблема консолидации нации и роль этнического фактора в формировании национальной политики, разработка теоретико-методологических основ их решения нашли отражение в исследованиях Ж.М. Абдильдина, Р.Г. Абдулатипова, Р.Б. Абсаттарова, К.К. Айтхожина,

Л.А. Байдельдиновой, В.Ю. Дунаева, В.Д. Курганской,

А.И. Лукпановой, Г.Ж. Менлибековой, А.Н. Нысанбаева, Т.С. Сарсенбаева, М.М. Сужикова и др.

Казахстанское общество в настоящее время находится на переходном этапе, когда старая система ценностей исчезла, а новая еще на стадии формирования, поэтому в обществе возрастает роль этноса как «информационного фильтра», а одной из важных характеристик этноса признается этническая идентичность. Этническая идентичность - одна из тактических задач Концепции этнокультурного образования в РК.

В исследовании Б.Б.Турабековой «Этнополитические факторы межэтнических и конфликтных ситуаций» дается анализ причинно-следственных связей в проявлениях межэтнической напряженности, когда стремление группы людей к всевластию приводит к межэтническим конфликтным ситуациям.

Интерес в аспекте подтверждения важности исследуемой проблемы представляет работа психолога М.А. Искаковой по определению взаимосвязей между авто- (представлением о себе) и гетеро- (представлением о другом народе) стереотипами на примере казахской и русской этнических групп (всего было опрошено 520 молодых людей). Автор исследования отмечает, что, оценивая свою этническую группу, респонденты приписывают ей большее количество положительных качеств, нежели представителям другой этногруппы. Это объясняется явлением группового фаворитизма, суть которого в проявлении тенденции благоприятствования представителям собственного этноса в противовес представителям другого этноса, что может проявляться во внешне наблюдаемом поведении, в процессах восприятия, то есть при формировании мнений, оценок и суждений относительно членов своей и другой этногрупп.

Проведенные в московском регионе опросы свидетельствуют, что реально поддерживает проявления экстремизма практически каждый четвертый подросток. Каждый десятый из опрошенных указывает на негативное эмоциональное состояние (раздражение, недоверие), возникающее в общении с представителями других национальностей. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом и системой образования является создание необходимых социально-педагогических условий для воспитания этнотоле-рантной личности.

Этнотолерантность исследователи определяют как способность субъекта признавать существование многообразия языков, традиций, обычаев и уважительно относиться к ним на основе уверенности своих взглядов в рамках универсальных прав и свобод личности. Они утверждают, что в межэтнических отношениях политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения, терпимость не несет оттенка самоощущения, самобичевания, а заключается в самоуважении и признании равенства других и отказ от доминирования и насилия, т.е. предпочитает в отношениях позитивное взаимодействие на конструктивной основе. Этническая толерантность -это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания.

По мнению В.Г. Ушаковой, этнотолерантность - интегральное личностное образование, детерминирующее индивидуально-своеобразные способы взаимодействия человека с представителями различных этнокультур, реализующие внутреннюю установку на принятие «Я - другого». Этнотолерант-ность личности предполагает наличие позитивного образа иной культуры при сформированности позитивной этнической самоидентичности.

В исследовании Н.А. Платоновой этнотолерантность -это активное, терпимое, нестереотипное и неравнодушное отношение к культуре, языку, религии, обычаям, внешнему виду представителей других этносов, предполагающее такие способы поведения в конфликтах как сотрудничество.

Соглашаясь с данным определением, мы отмечаем отсутствие здесь перцептивной составляющей, что нашло отраже-

ние в нашем исследовании и утверждении, что этнотолерант-ность представляет собой интегрированное личностное качество, которое выражается в уважении к своему и другим этносам, в сопереживании, взаимодействии, независимости суждений, преодолении стереотипов в отношении непохожих на тебя людей, характеризующемся переходом от эмоциональноположительной оценки к ценностному этнотолерантному суждению и отношению, отражающемся в адекватно реальном этнотолерантном поведении и поступках.

И.А. Липатова под этнотолерантностью понимает моральное качество личности, характеризующееся уважительным отношением к взглядам, традициям, обычаям людей различной этнической принадлежности, пониманием и принятием другой культуры, желанием развивать отношения с представителями других этнических групп при сохранении и бережном отношении к своей этнической культуре, традициям и обычаям.

В.Лекторский выделяет следующие типы этнотолерант-ности:

- активная этнотолерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

- пассивная этнотолерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своего этноса при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтнических групп);

- изобретательная этнотолерантность (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку - языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

- толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, в процессе обучения);

- инэтнотолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с представителями других этносов) [8].

В полиэтнической молодежной среде присутствуют носители всех типов этнотолерантности, хотя последний тип встречается нечасто. Данный факт еще раз подтверждает, что проблема формирования активной этнотолерантности школьников как нравственной нормы отношений между представителями различных этносов, способных признавать равноценность этнических индивидуальностей, как основу единства нации остается актуальной.

Библиографический список

1. Назарбаев, Н.А. Выступление на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана «Национальное единство - наш стратегический выбор» // официальный сайт Президента Республики Казахстан. [Э/р] - Р/д: http://www.president.kz

2. Назарбаев, Н.А. Послание президента «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // Страна и мир. - 2010. - № 4.

3. Алтынсарин, Ы. Собрание сочинений: в 3 т. - Алма-Ата, 1976.

4. Генезис веротерпимости и толерантности на Востоке (древность и средневековье) // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. Серия «Философия, культурология, политология». - 2007. - № 1 (27).

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века.: учебное пособие для педа-

гогических заведений / под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Обучение культуре мира и толерантности: пособие для учителя. - ЮНИСЕФ. - Алматы, 2001.

7. Бектурганов, С. Ч. Эпистимологические основания человеческой культуры: автореф.дисс. .канд. филос. наук. - Алматы, 2001.

8. Лекторский, В. О толерантности, плюрализме и критицизме. — Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.

Bibliography

1. Nazarbayev, N.A. Speech at XV session of the Assembly of the people of Kazakhstan «National unity is our strategic choice» // an official site of

the President of the Republic of Kazakhstan. [An electronic resource] - an access mode: http://www.president.kz

2. Nazarbayev, N.A. Speech of the President «New decade - new economic lifting - new possibilities of Kazakhstan» // the Country and the world. -2010. - № 4.

3. Altynsarin, Y. Collection of works: in 3 volumes. - Alma-Ata, 1976.

4. Toleration and tolerance genesis in the east (the Antiquity and the Middle Ages)//the Bulletin Treasury of Al-Farabi. Series «Philosophy, cultural

science, political science». - 2007. - № 1 (27).

5. Pedagogics and education history. From education origin in a primitive society till the end of the XX-th century.: the manual for pedagogical institutions / under the editorship of the Academician of the Russian Academy of Science / A.I. Piskunova - 2 edition. - М: TS Sphera, 2005.

6. Teaching the world culture and tolerance: manual for the teacher. - UNICEF. - Almaty, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bekturganov, S.CH. Epistimological basis of human culture - Almaty, 2001. - p. 24.

8. Lektorsky, V.O. About tolerance, pluralism and critics. — Philosophy, science, civilization. - М., 1999.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 373.1:371.8

Elizarova I.S. CONDITION OF THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL SAFETY OUTSIDE-CLASS ORGANIZATION FOR SENIOR PUPILS. This article deals with the modern definitions out-of-class work, out-of-class work in Environmental Safety and also with modern condition of the problem of the out-of-class work’s organization in Environmental Safety for senior pupils in general educational institutions.

Key words: out-of-class work, out-of-class work in Environmental Safety, the problem of the out-of-class work’s organization in Environmental Safety in the modern school.

И.С. Елизарова, асп. каф. социальной безопасности РГПУим. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

В статье рассматривается современное определение внеклассной работы, внеклассной работы по экологической безопасности, современное состояние проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.