Научная статья на тему 'Особенности формирования этнотолерантной личности выпускника военного учебного заведения'

Особенности формирования этнотолерантной личности выпускника военного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ETHNIC TOLERANCE / GRADUATE OF MILITARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шургучиев Хонгор Эрдниевич

В статье рассматриваются особенности формирования этнотолерантности выпускников военных учебных заведений, особенности системы образования и определяются педагогические показатели уровня сформированности этнотолерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Formation of an Ethnic Tolerance for Graduate of Military School

In this article features of formation of ethnic tolerance for graduate of military schools are analyzed. In this context, the author addresses the issues of the education system in military schools and determines the pedagogical indexes of formation level of ethnic tolerance.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования этнотолерантной личности выпускника военного учебного заведения»

ПЕДАГОГИКА

УДК 355.23:378.035.6

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Х.Э. Шургучиев

Этнотолерантность как педагогическая проблема в настоящее время становится все более актуальной темой научных исследований.

К настоящему времени выполнен целый ряд фундаментальных педагогических исследований, отражающих различные аспекты проблемы толерантности [1].

Целью настоящей статьи является обоснование процесса формирования этното-лерантной личности будущего сотрудника правоохранительных органов с учетом специфики военной образовательной системы. Так как цель исследования предполагает достаточно многосторонний анализ, результаты которого уже частично освещены в ряде статей автора [2], в данной публикации ставятся задачи:

- рассмотреть условия и факторы формирования этнотолерантности курсантов учебных заведений правоохранительных органов;

- исследовать специфику военного вуза и особенности формирования толерантой/ин-толерантной личности в военной среде;

- на основе исследования этнотолерант-ности экспериментальной группы курсантов выявить недостатки обучения и воспитания курсантов, ведущие к интолерантному поведению;

- определить возможные пути, формы, педагогические модели повышения эффективности воспитания этнотолерантности курсантов.

Система образования для правоохранительных органов и силовых ведомств РФ

Шургучиев Хонгор Эрдниевич - аспирант кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, 5-й микрорайон, 7-й корпус КГУ, e-mail: khongor77@gmail.com, т. 8(84722)38985.

не предполагает специально формирования этнотолерантности выпускников, несмотря на особую актуальность данной проблемы с учетом их предстоящей профессиональной деятельности и складывающейся в нашей стране ситуации в сфере межнациональных отношений. Особенности таких учебных заведений, связанные с специфическим правовым статусом курсанта как гражданина, проходящего военную или правоохранительную службу, строгая регламентация повседневной деятельности курсанта, его учебы и предстоящей службы обусловливают особый характер межнациональных и социальных отношений внутри курсантского коллектива (в учебной группе, на курсе, факультете), создавая специфическую среду формирования этнических взаимоотношений.

Вместе с тем многих трудностей (в том числе связанных с взаимоотношениями внутри коллектива) можно было бы избежать при условии формирования этнокультурной компетентности и толерантности курсантов. Именно поэтому необходимо научное обоснование и экспериментальный опыт такой работы в среде курсантов - будущих сотрудников правоохранительных органов.

Формирование этнотолерантности курсантов учебных заведений правоохранительных органов предполагает наличие определенных факторов и условий, обеспечивающих развитие всех компонентов толерантности у каждого обучающегося. Так, по мнению представителей военной педагогики, в част-

Khongor Shurguchiev - post-graduate student of the Department of Pedagogy at the Kalmyk State University, 7th building of KSU, the 5th microdistrict, ELISTA, 358000, e-mail: khongor77@gmail.com, tel. +7 (84722)38985.

ности, Ю.Е. Новикова, факторы и условия, влияющие на успешность образовательного процесса курсантов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных, т.е. не зависимых от конкретной личности, выступают: учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием. В качестве субъективных факторов и условий, т.е. зависящих от каждого конкретного курсанта, - биографические особенности, среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в военном вузе, состав семьи, уровень образования родителей, последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст, мотивация обучения в академии, степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении, психологические особенности (уровень притязания и самооценка, специальные и общие особенности, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт) [3].

Образовательная среда военного вуза -это комплекс социально-педагогических обстоятельств, условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на развитие личности курсанта, на его вхождение в культуру межличностных, межэтнических отношений в результате решения задач жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания.

В содержание понятия жизнедеятельности курсанта в образовательной среде военного вуза входят: учеба, военная и физическая подготовка, несение службы во внутренних и гарнизонных нарядах, выполнение боевой задачи (несение караульной службы), культур-но-досуговая деятельность, общение, поведение в ограниченной среде, физический труд, участие в военных и праздничных ритуалах, прохождение различных учебно-производственных практик, участие в научно-исследовательской деятельности и т.д.

Среда военного вуза очень специфична. В отличие от "гражданского" учебного заведения, где студенты обладают определен-

ной свободой в выборе места жительства, распорядка дня, круга знакомств, курсанты находятся в строго регламентированных условиях совмещения учебы и службы. Общение с большинством преподавателей происходит в рамках служебной иерархии. Ограничения касаются не только поведения, но и простых физиологических потребностей (еда, сон и т.д.).

Следует отметить, что особенности военного вуза по-разному воспринимаются курсантами в зависимости от длительности обучения и уровня знаний, степени психологического и физиологического взросления. Начальный этап - самый трудный: это этап адаптации к новым жизненным условиям, новому коллективу, командованию, к будущей профессии военного. Курсанты получают профессиональные знания, умения и навыки, необходимые всем военнослужащим независимо от их будущей военно-профессиональной специализации, навыки солдата, навыки командира подразделения. Начальный этап, как правило, включает первый курс обучения в военном учебном заведении, где курсанты окончательно определяют верность избранной профессии. В первые месяцы обучения особое место занимает адаптация к обучению в высшей военной школе. На данном этапе формирования ценностных ориентаций курсантов основное внимание сосредоточивается на сохранении и поддержании имеющихся гражданских знаний и навыков гражданского поведения. Вместе с тем усилия направлены на развитие положительной мотивации к обучению и будущей профессии на основе пробуждения и поддержания патриотических, нравственных качеств, воспитания гордости за принадлежность к защитникам отечества или правопорядка. Формируются представления об этических нормах армейской жизни, толерантности, готовности к компромиссу, гражданской ответственности и гражданского достоинства. Воспитываются осознанное, уважительное отношение к законам, требованиям воинских уставов, необходимость укрепления единоначалия на основе воинской дисциплины.

Период адаптации - это основной этап в жизни курсанта, от которого во многом зависит успешность формирования его личности на последующих этапах. Анализ работ [4], посвященных процессам адаптации военнослужащих, позволяет выделить ряд внешних факторов, оказывающих влияние на образовательный процесс курсантов. В обобщенном

виде их можно представить следующим образом:

- резкая смена содержания, объема, характера учебного материала, форм, методов, средств учебного процесса, отсутствие необходимых навыков самостоятельной работы;

- совмещение учебы с несением военной службы, специфический режим военного вуза и строго нормированное время на личные потребности;

- разлука с семьей, с людьми привычного круга общения. Учеба в военном вузе для многих курсантов связана не только с переменой места жительства, но и с проживанием в казарменных условиях. Адаптация к таким условиям не может быть безболезненной, а включенность личности в систему воинских отношений не только не облегчает, но и чаще всего усложняет этот процесс. От курсантов при этом требуется координация собственных предпочтений в сфере быта и учебы с предпочтениями соседей, налаживание отношений не только с симпатичными, но и неприятными по той или иной причине людьми. Жизнь в казарме предполагает общение с людьми разных национальностей, социальных слоев и групп, разных культурных представлений, ценностных ориентаций, различного уровня развития коммуникативных навыков;

- наличие в учебной деятельности целого ряда специфических дисциплин (строевая и огневая подготовка, тактико-технические занятия), значительная физическая нагрузка;

- авторитарный стиль общения с большинством преподавателей, необходимость соблюдения субординации.

Особенности образовательной среды военного вуза, безусловно, оказывают влияние на формирование этнической толерантности и интолерантности. Полиэтничность и поликультурность могут стать образовательным средством развития толерантного сознания и обретения опыта толерантного поведения у курсантов. Однако, как замечает Е.В. Сергеева, этого нередко не происходит: характерное для военного вуза "землячество", замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в определенной мере осложняют межнациональное взаимодействие в курсантском коллективе, провоцируя возникновение конфликтов, в том числе на национальной почве [5].

Попадая в военный вуз, многие курсанты впервые в своей жизни вливаются

в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. И отношения между курсантами различных национальностей складываются по-разному: иногда как положительные, иногда - безразличные, а порой - как недружелюбные и даже пренебрежительные. Включение в казарменную субкультуру курсантов сопровождается приобретением "клички", которая часто имеет оттенок национального характера (например, "армян", "башкир" и т.п.) [6].

Как отмечают психологи, "землячество" и обособление национальных диаспор, в целом характерное не только для курсантов, но и для "гражданских" студентов младших курсов, проживающих в общежитии, свойственно для человека или даже целых групп как защитная реакция на утрату этнической идентичности в ходе адаптации [7]. Этническая картина мира, которую "видит" человек в своем сознании, фрагментарна, и при отсутствии знаний о других культурах и этносах многие вещи принимаются за аксиому. Отсутствие опыта межнационального общения, негативные этнические установки, предубеждения, предрассудки, стереотипы и стратегии поведения - эти и другие факторы в условиях военного вуза могут усложняться за счет внутренней психологической и физической напряженности (особенно первого года службы), постоянного тесного межличностного контакта, необходимости выполнения совместной работы и т.п. Сразу отметим, что эти же факторы (совместная учеба, физический труд, еда, сон и т.п.) могут стать основанием и для сближения представителей разных наций.

Таким образом, образовательная среда военного вуза оказывает мощное воздействие на становление личности курсанта, особенно в первые два года учебы. Но не менее важное значение имеют и субъективные факторы - уровень культуры, жизненный опыт, коммуникативные способности, мотивация, семейное воспитание, психические свойства личности. Именно от них в конечном итоге зависит, как будет воспринята полиэтничная среда, национальные особенности, стереотипы и стратегии поведения.

Исследование уровня этнической толе-рантности/интолерантости автор осуществлял на базе курсантов 1 курса Голицынского пограничного института (филиал в г. Ставрополе).

В ходе констатирующего этапа в экспериментах приняли участие 100 человек: 54 курсанта в экспериментальной группе и 46 в контрольной. Для выявления уровня сформированности у курсантов этнотолерантности: знаний о своей этнической культуре и культуре соседних этносов, умений и навыков толерантного поведения, уровня сформированности этнической идентичности и степени участия в полиэтнических контактах - было проведено анкетирование с использованием готовых методик: модифицированного теста М. Куна - Т. Мак-Партленда "Кто Я?", "Опросника по определению этнокультурной компетентности" (по методике В.Н. Гурова, Т.В. Поштаревой); "Опросника

На основе анализа можно говорить о том, что общий уровень этнотолерантности курсантов на начало эксперимента являлся недостаточным, а по отдельным показателям -даже низким.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, опыта практической деятельности были выявлены недостатки обучения и воспитания курсантов, ведущие к интолерантному поведению:

- недостаточный уровень сформиро-ванности необходимых знаний об истории и культуре своего и других народов, отсутствие в учебном плане специальных курсов, включающих эти знания;

- традиционные формы образовательного процесса не позволяют сформировать навыки толерантного общения курсантов разных национальностей;

- воспитательная работа в военном вузе часто оторвана от образовательного процесса, не учитывает интересы и склонности курсантов;

- у курсантов слабо выражена направленность на разрешение этнических

по определению этнической идентичности" (на основе методики исследования О.Л. Романовой); экспресс-опросника "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [8] и др.

На основе анализа анкет и тестирования нами были определены компоненты сформиро-ванности энтотолерантности как свойства личности: эмотивный, когнитивный, мотивиаци-онно-рефлексивный, деятельностный и уровни сформированности этого качества у курсантов: оптимальный, недостаточный, низкий.

Результаты анкетирования этнотолерант-ности курсантов выявили показатели, представленные в таблице.

противоречий мирным путем, интолерантное поведение и негативное отношение, например, к "кавказцам" считается нормой;

- больше половины курсантов испытывают трудности в межнациональном общении, не имеют представления о методах позитивного разрешения этнических конфликтов;

- сложившиеся этнические стереотипы могут значительно затруднять будущую профессиональную деятельность сотрудника правоохранительных органов.

Следовательно, факторами повышения эффективности процесса формирования этно-толерантности курсантов могут стать:

- знакомство с этнической культурой, историей, языком своего и других народов посредством включения в учебный план (национально-региональный компонент) специального курса, содержащего эту компетенцию;

- формирование отношения к этносу и культуре этноса как к духовной ценности на основе развития эмпатии, эмоционально-оценочных отношений в процессе тренинга,

Уровень развития этнотолерантности курсантов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на первом этапе эксперимента (в %)

Компонент Группа Уровень развития

оптимальный недостаточный низкий

Когнитивный КГ 24,7 66,8 8,5

ЭГ 27,5 61,3 11,2

Эмотивный КГ 27,4 52,5 20,1

ЭГ 24,4 59,5 16,1

Мотивационно -ре флексивный КГ 29,7 34,5 35,8

ЭГ 28.3 31,8 39,9

Деятельностный КГ 9,3 31,4 59,3

ЭГ 8,7 27,4 63,9

деловых и ролевых игр и других методов активного обучения;

- развитие способности критического мышления, адекватного восприятия информации, умения отстаивать свою позицию;

- формирование конфликтологической компетентности - умения находить оптимальные пути разрешения этнических конфликтов;

- усилия преподавателей и руководства вуза по воспитанию толерантного поведения курсантов в учебное и внеучебное время.

На наш взгляд, педагогическая методика формирования этнической толерантности курсантов (с учетом специфики военного вуза) должна включать национально-региональный/этнокультурный компонент в форме монопредметной модели, которая предполагает углубленное изучение курсантами этнических культур региона, России, других народов и стран в ходе специально выделенного для этой цели учебного предмета за счет вариативной части базисного плана.

Практическим выражением монопредметной модели формирования этнотолерант-ности может стать введение специального образовательного курса (спецкурса, курса по выбору), в программу которого необходимо включить как теоретические знания по страноведению или этнологии, так и практические занятия, деловые и ролевые игры, тренинги и другие педагогические технологии, которые в рамках небольшого учебного курса помогут курсантам повысить свой культурный уровень, улучшить взаимопонимание между представителями разных национальностей, овладеть методиками межкультурной коммуникации и навыками толерантного общения.

ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Баева Л.В. Толерантность. Астрахань: ИД Астраханский госуниверситет, 2009; Барди-ер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 120 с.; Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия / Под науч. ред. Г.М. Борликова. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 576 с.; Ильинская С.Г. Толерантность. М.: Изд-во Праксис, 2007. 288 с.; Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3; Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 380 с. С. 48; Балицкая И.В. Мультикультур-ное образование в США, Канаде и Австралии: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009; Владимиров А.А. Высшая школа как социальный институт и генератор интеллектуального потенциала гражданского общества: Дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Нов-

город, 2001; Кибакин М.В. Социальная толерантность военнослужащих: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 48 с.; Круглова Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): Дис. ... д-ра философских наук. СПб., 2011; Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009.

2. Шургучиев Х.Э. Этнокультурная компетентность и толерантность как фактор социальной безопасности // Сб. науч. статей Голицынского пограничного института. 2012. № 11. С. 30-35; Панькин А.Б., Шургучиев Х.Э. Толерантность - проблемы определения критериев и признаков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 87-94.

3. См.: Новиков Ю.Е. Адаптация курсантов к профессиональной деятельности в первые годы обучения // Тезисы XIV конференции "Математика. Компьютер. Образование". [Электронный ресурс]. URL: http://www.mce.su/rus/archive/authors/ регеоп131КШос13112/.

4. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. С. 152-153; Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: Дис. ... канд пед. наук. Астрахань, 2008; Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к будущей профессиональной деятельности // Образование и общество. 2009. № 2. С. 48-53; Кежов А.А. Психолого-педагогические проблемы адаптации девушек-курсантов к условиям университета МВД // Человек и образование. 2009. № 4. С. 180-182.

5. Сергеева Е.В. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: Дис.... канд пед наук. Ульяновск, 2009. С. 15.

6. Поляков Ю.Р. Казарменная субкультура курсантов // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 117-120.

7. Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации. Этническая самоидентификация в условиях кризиса // Этнопсихология. [Электронный ресурс]. URL: http://ethnopsyhology.narod.ru/ svlourie/artides/diaspora.

8. Общая психодиагностика: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб: Речь, 2006. 440 с.; Поштарева Т.В. Формы и методы активизации образовательного процесса: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: Литера, 2010. 112 с.; Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис....

канд. психол. наук. М., 1994. 170 с.; Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.

19 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.