ПЕДАГОГИКА
УДК 355.23:378.035.6
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Х.Э. Шургучиев
Этнотолерантность как педагогическая проблема в настоящее время становится все более актуальной темой научных исследований.
К настоящему времени выполнен целый ряд фундаментальных педагогических исследований, отражающих различные аспекты проблемы толерантности [1].
Целью настоящей статьи является обоснование процесса формирования этното-лерантной личности будущего сотрудника правоохранительных органов с учетом специфики военной образовательной системы. Так как цель исследования предполагает достаточно многосторонний анализ, результаты которого уже частично освещены в ряде статей автора [2], в данной публикации ставятся задачи:
- рассмотреть условия и факторы формирования этнотолерантности курсантов учебных заведений правоохранительных органов;
- исследовать специфику военного вуза и особенности формирования толерантой/ин-толерантной личности в военной среде;
- на основе исследования этнотолерант-ности экспериментальной группы курсантов выявить недостатки обучения и воспитания курсантов, ведущие к интолерантному поведению;
- определить возможные пути, формы, педагогические модели повышения эффективности воспитания этнотолерантности курсантов.
Система образования для правоохранительных органов и силовых ведомств РФ
Шургучиев Хонгор Эрдниевич - аспирант кафедры педагогики Калмыцкого государственного университета, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, 5-й микрорайон, 7-й корпус КГУ, e-mail: [email protected], т. 8(84722)38985.
не предполагает специально формирования этнотолерантности выпускников, несмотря на особую актуальность данной проблемы с учетом их предстоящей профессиональной деятельности и складывающейся в нашей стране ситуации в сфере межнациональных отношений. Особенности таких учебных заведений, связанные с специфическим правовым статусом курсанта как гражданина, проходящего военную или правоохранительную службу, строгая регламентация повседневной деятельности курсанта, его учебы и предстоящей службы обусловливают особый характер межнациональных и социальных отношений внутри курсантского коллектива (в учебной группе, на курсе, факультете), создавая специфическую среду формирования этнических взаимоотношений.
Вместе с тем многих трудностей (в том числе связанных с взаимоотношениями внутри коллектива) можно было бы избежать при условии формирования этнокультурной компетентности и толерантности курсантов. Именно поэтому необходимо научное обоснование и экспериментальный опыт такой работы в среде курсантов - будущих сотрудников правоохранительных органов.
Формирование этнотолерантности курсантов учебных заведений правоохранительных органов предполагает наличие определенных факторов и условий, обеспечивающих развитие всех компонентов толерантности у каждого обучающегося. Так, по мнению представителей военной педагогики, в част-
Khongor Shurguchiev - post-graduate student of the Department of Pedagogy at the Kalmyk State University, 7th building of KSU, the 5th microdistrict, ELISTA, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7 (84722)38985.
ности, Ю.Е. Новикова, факторы и условия, влияющие на успешность образовательного процесса курсантов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных, т.е. не зависимых от конкретной личности, выступают: учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием. В качестве субъективных факторов и условий, т.е. зависящих от каждого конкретного курсанта, - биографические особенности, среда и методы воспитания, уровень подготовки к обучению в военном вузе, состав семьи, уровень образования родителей, последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст, мотивация обучения в академии, степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении, психологические особенности (уровень притязания и самооценка, специальные и общие особенности, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт) [3].
Образовательная среда военного вуза -это комплекс социально-педагогических обстоятельств, условий, кадрового, материально-технического, учебно-методического обеспечения, правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений, оказывающих прямое или опосредованное влияние на развитие личности курсанта, на его вхождение в культуру межличностных, межэтнических отношений в результате решения задач жизнедеятельности, воспитания и самовоспитания.
В содержание понятия жизнедеятельности курсанта в образовательной среде военного вуза входят: учеба, военная и физическая подготовка, несение службы во внутренних и гарнизонных нарядах, выполнение боевой задачи (несение караульной службы), культур-но-досуговая деятельность, общение, поведение в ограниченной среде, физический труд, участие в военных и праздничных ритуалах, прохождение различных учебно-производственных практик, участие в научно-исследовательской деятельности и т.д.
Среда военного вуза очень специфична. В отличие от "гражданского" учебного заведения, где студенты обладают определен-
ной свободой в выборе места жительства, распорядка дня, круга знакомств, курсанты находятся в строго регламентированных условиях совмещения учебы и службы. Общение с большинством преподавателей происходит в рамках служебной иерархии. Ограничения касаются не только поведения, но и простых физиологических потребностей (еда, сон и т.д.).
Следует отметить, что особенности военного вуза по-разному воспринимаются курсантами в зависимости от длительности обучения и уровня знаний, степени психологического и физиологического взросления. Начальный этап - самый трудный: это этап адаптации к новым жизненным условиям, новому коллективу, командованию, к будущей профессии военного. Курсанты получают профессиональные знания, умения и навыки, необходимые всем военнослужащим независимо от их будущей военно-профессиональной специализации, навыки солдата, навыки командира подразделения. Начальный этап, как правило, включает первый курс обучения в военном учебном заведении, где курсанты окончательно определяют верность избранной профессии. В первые месяцы обучения особое место занимает адаптация к обучению в высшей военной школе. На данном этапе формирования ценностных ориентаций курсантов основное внимание сосредоточивается на сохранении и поддержании имеющихся гражданских знаний и навыков гражданского поведения. Вместе с тем усилия направлены на развитие положительной мотивации к обучению и будущей профессии на основе пробуждения и поддержания патриотических, нравственных качеств, воспитания гордости за принадлежность к защитникам отечества или правопорядка. Формируются представления об этических нормах армейской жизни, толерантности, готовности к компромиссу, гражданской ответственности и гражданского достоинства. Воспитываются осознанное, уважительное отношение к законам, требованиям воинских уставов, необходимость укрепления единоначалия на основе воинской дисциплины.
Период адаптации - это основной этап в жизни курсанта, от которого во многом зависит успешность формирования его личности на последующих этапах. Анализ работ [4], посвященных процессам адаптации военнослужащих, позволяет выделить ряд внешних факторов, оказывающих влияние на образовательный процесс курсантов. В обобщенном
виде их можно представить следующим образом:
- резкая смена содержания, объема, характера учебного материала, форм, методов, средств учебного процесса, отсутствие необходимых навыков самостоятельной работы;
- совмещение учебы с несением военной службы, специфический режим военного вуза и строго нормированное время на личные потребности;
- разлука с семьей, с людьми привычного круга общения. Учеба в военном вузе для многих курсантов связана не только с переменой места жительства, но и с проживанием в казарменных условиях. Адаптация к таким условиям не может быть безболезненной, а включенность личности в систему воинских отношений не только не облегчает, но и чаще всего усложняет этот процесс. От курсантов при этом требуется координация собственных предпочтений в сфере быта и учебы с предпочтениями соседей, налаживание отношений не только с симпатичными, но и неприятными по той или иной причине людьми. Жизнь в казарме предполагает общение с людьми разных национальностей, социальных слоев и групп, разных культурных представлений, ценностных ориентаций, различного уровня развития коммуникативных навыков;
- наличие в учебной деятельности целого ряда специфических дисциплин (строевая и огневая подготовка, тактико-технические занятия), значительная физическая нагрузка;
- авторитарный стиль общения с большинством преподавателей, необходимость соблюдения субординации.
Особенности образовательной среды военного вуза, безусловно, оказывают влияние на формирование этнической толерантности и интолерантности. Полиэтничность и поликультурность могут стать образовательным средством развития толерантного сознания и обретения опыта толерантного поведения у курсантов. Однако, как замечает Е.В. Сергеева, этого нередко не происходит: характерное для военного вуза "землячество", замыкание в рамках национальных диаспор, национальная разобщенность в определенной мере осложняют межнациональное взаимодействие в курсантском коллективе, провоцируя возникновение конфликтов, в том числе на национальной почве [5].
Попадая в военный вуз, многие курсанты впервые в своей жизни вливаются
в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. И отношения между курсантами различных национальностей складываются по-разному: иногда как положительные, иногда - безразличные, а порой - как недружелюбные и даже пренебрежительные. Включение в казарменную субкультуру курсантов сопровождается приобретением "клички", которая часто имеет оттенок национального характера (например, "армян", "башкир" и т.п.) [6].
Как отмечают психологи, "землячество" и обособление национальных диаспор, в целом характерное не только для курсантов, но и для "гражданских" студентов младших курсов, проживающих в общежитии, свойственно для человека или даже целых групп как защитная реакция на утрату этнической идентичности в ходе адаптации [7]. Этническая картина мира, которую "видит" человек в своем сознании, фрагментарна, и при отсутствии знаний о других культурах и этносах многие вещи принимаются за аксиому. Отсутствие опыта межнационального общения, негативные этнические установки, предубеждения, предрассудки, стереотипы и стратегии поведения - эти и другие факторы в условиях военного вуза могут усложняться за счет внутренней психологической и физической напряженности (особенно первого года службы), постоянного тесного межличностного контакта, необходимости выполнения совместной работы и т.п. Сразу отметим, что эти же факторы (совместная учеба, физический труд, еда, сон и т.п.) могут стать основанием и для сближения представителей разных наций.
Таким образом, образовательная среда военного вуза оказывает мощное воздействие на становление личности курсанта, особенно в первые два года учебы. Но не менее важное значение имеют и субъективные факторы - уровень культуры, жизненный опыт, коммуникативные способности, мотивация, семейное воспитание, психические свойства личности. Именно от них в конечном итоге зависит, как будет воспринята полиэтничная среда, национальные особенности, стереотипы и стратегии поведения.
Исследование уровня этнической толе-рантности/интолерантости автор осуществлял на базе курсантов 1 курса Голицынского пограничного института (филиал в г. Ставрополе).
В ходе констатирующего этапа в экспериментах приняли участие 100 человек: 54 курсанта в экспериментальной группе и 46 в контрольной. Для выявления уровня сформированности у курсантов этнотолерантности: знаний о своей этнической культуре и культуре соседних этносов, умений и навыков толерантного поведения, уровня сформированности этнической идентичности и степени участия в полиэтнических контактах - было проведено анкетирование с использованием готовых методик: модифицированного теста М. Куна - Т. Мак-Партленда "Кто Я?", "Опросника по определению этнокультурной компетентности" (по методике В.Н. Гурова, Т.В. Поштаревой); "Опросника
На основе анализа можно говорить о том, что общий уровень этнотолерантности курсантов на начало эксперимента являлся недостаточным, а по отдельным показателям -даже низким.
На основе изучения психолого-педагогической литературы, опыта практической деятельности были выявлены недостатки обучения и воспитания курсантов, ведущие к интолерантному поведению:
- недостаточный уровень сформиро-ванности необходимых знаний об истории и культуре своего и других народов, отсутствие в учебном плане специальных курсов, включающих эти знания;
- традиционные формы образовательного процесса не позволяют сформировать навыки толерантного общения курсантов разных национальностей;
- воспитательная работа в военном вузе часто оторвана от образовательного процесса, не учитывает интересы и склонности курсантов;
- у курсантов слабо выражена направленность на разрешение этнических
по определению этнической идентичности" (на основе методики исследования О.Л. Романовой); экспресс-опросника "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [8] и др.
На основе анализа анкет и тестирования нами были определены компоненты сформиро-ванности энтотолерантности как свойства личности: эмотивный, когнитивный, мотивиаци-онно-рефлексивный, деятельностный и уровни сформированности этого качества у курсантов: оптимальный, недостаточный, низкий.
Результаты анкетирования этнотолерант-ности курсантов выявили показатели, представленные в таблице.
противоречий мирным путем, интолерантное поведение и негативное отношение, например, к "кавказцам" считается нормой;
- больше половины курсантов испытывают трудности в межнациональном общении, не имеют представления о методах позитивного разрешения этнических конфликтов;
- сложившиеся этнические стереотипы могут значительно затруднять будущую профессиональную деятельность сотрудника правоохранительных органов.
Следовательно, факторами повышения эффективности процесса формирования этно-толерантности курсантов могут стать:
- знакомство с этнической культурой, историей, языком своего и других народов посредством включения в учебный план (национально-региональный компонент) специального курса, содержащего эту компетенцию;
- формирование отношения к этносу и культуре этноса как к духовной ценности на основе развития эмпатии, эмоционально-оценочных отношений в процессе тренинга,
Уровень развития этнотолерантности курсантов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп на первом этапе эксперимента (в %)
Компонент Группа Уровень развития
оптимальный недостаточный низкий
Когнитивный КГ 24,7 66,8 8,5
ЭГ 27,5 61,3 11,2
Эмотивный КГ 27,4 52,5 20,1
ЭГ 24,4 59,5 16,1
Мотивационно -ре флексивный КГ 29,7 34,5 35,8
ЭГ 28.3 31,8 39,9
Деятельностный КГ 9,3 31,4 59,3
ЭГ 8,7 27,4 63,9
деловых и ролевых игр и других методов активного обучения;
- развитие способности критического мышления, адекватного восприятия информации, умения отстаивать свою позицию;
- формирование конфликтологической компетентности - умения находить оптимальные пути разрешения этнических конфликтов;
- усилия преподавателей и руководства вуза по воспитанию толерантного поведения курсантов в учебное и внеучебное время.
На наш взгляд, педагогическая методика формирования этнической толерантности курсантов (с учетом специфики военного вуза) должна включать национально-региональный/этнокультурный компонент в форме монопредметной модели, которая предполагает углубленное изучение курсантами этнических культур региона, России, других народов и стран в ходе специально выделенного для этой цели учебного предмета за счет вариативной части базисного плана.
Практическим выражением монопредметной модели формирования этнотолерант-ности может стать введение специального образовательного курса (спецкурса, курса по выбору), в программу которого необходимо включить как теоретические знания по страноведению или этнологии, так и практические занятия, деловые и ролевые игры, тренинги и другие педагогические технологии, которые в рамках небольшого учебного курса помогут курсантам повысить свой культурный уровень, улучшить взаимопонимание между представителями разных национальностей, овладеть методиками межкультурной коммуникации и навыками толерантного общения.
ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Баева Л.В. Толерантность. Астрахань: ИД Астраханский госуниверситет, 2009; Барди-ер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 120 с.; Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия / Под науч. ред. Г.М. Борликова. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 576 с.; Ильинская С.Г. Толерантность. М.: Изд-во Праксис, 2007. 288 с.; Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3; Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования. Элиста: Изд-во Калм. гос. ун-та, 2009. 380 с. С. 48; Балицкая И.В. Мультикультур-ное образование в США, Канаде и Австралии: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009; Владимиров А.А. Высшая школа как социальный институт и генератор интеллектуального потенциала гражданского общества: Дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Нов-
город, 2001; Кибакин М.В. Социальная толерантность военнослужащих: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 48 с.; Круглова Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): Дис. ... д-ра философских наук. СПб., 2011; Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009.
2. Шургучиев Х.Э. Этнокультурная компетентность и толерантность как фактор социальной безопасности // Сб. науч. статей Голицынского пограничного института. 2012. № 11. С. 30-35; Панькин А.Б., Шургучиев Х.Э. Толерантность - проблемы определения критериев и признаков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 87-94.
3. См.: Новиков Ю.Е. Адаптация курсантов к профессиональной деятельности в первые годы обучения // Тезисы XIV конференции "Математика. Компьютер. Образование". [Электронный ресурс]. URL: http://www.mce.su/rus/archive/authors/ регеоп131КШос13112/.
4. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2004. С. 152-153; Межуев А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: Дис. ... канд пед. наук. Астрахань, 2008; Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к будущей профессиональной деятельности // Образование и общество. 2009. № 2. С. 48-53; Кежов А.А. Психолого-педагогические проблемы адаптации девушек-курсантов к условиям университета МВД // Человек и образование. 2009. № 4. С. 180-182.
5. Сергеева Е.В. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: Дис.... канд пед наук. Ульяновск, 2009. С. 15.
6. Поляков Ю.Р. Казарменная субкультура курсантов // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 117-120.
7. Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации. Этническая самоидентификация в условиях кризиса // Этнопсихология. [Электронный ресурс]. URL: http://ethnopsyhology.narod.ru/ svlourie/artides/diaspora.
8. Общая психодиагностика: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб: Речь, 2006. 440 с.; Поштарева Т.В. Формы и методы активизации образовательного процесса: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: Литера, 2010. 112 с.; Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис....
канд. психол. наук. М., 1994. 170 с.; Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.
19 ноября 2013 г.