Научная статья на тему 'Модель создания этнотолерантной образовательной среды в начальной школе'

Модель создания этнотолерантной образовательной среды в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КРИТЕРИИ / КОГНИТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ / МОТИВАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / NATIONAL TOLERANCE / MODEL / ACTIVITY / YOUNGER PUPIL / CRITERIA / COGNITIVE / BEHAVIORAL / EMOTIONAL / VOLITIONAL / MOTIVATIONAL-ON ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Наталья Михайловна

В статье представлена модель создания этнотолерантной образовательной среды, основанной на взаимодополнении учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Также представлены критерии этнотолерантности с кратким описанием содержания каждого из них; представлены формы занятий с младшими школьниками во внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the creation of the ethnically tolerant educational environment at the elementary school

The article presents a model of the creation of the ethnically tolerant educational environment based on the complementarities of the academic and extracurricular activities of pupils. The criteria of ethnic tolerance with a brief description of the content of each of them, forms of classes with younger pupils during extracurricular activities have been presented too.

Текст научной работы на тему «Модель создания этнотолерантной образовательной среды в начальной школе»

товки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 2. - С. 28-37 ; №

3. - С. 25-37.

4. Никитин, В.А. Организационные типы современной культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Никитин В.А. - М., 1998. - 56 с.

5. Новиков, A.M. Методология / AM. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

6. Савин, С.В. Технологии проектирования макроциклов оздоровительной (фитнес) тренировки женщин 35-45 лет с излишней массой тела / С.В. Савин, О.Н. Степанова // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 4. - С. 43-47.

7. Сахарова, М.В. Теоретические аспекты технологии проектирования подготовки в командных спортивных играх /М.В. Сахарова. Н.Колев. Сб.ст. межд. Конф. Т.2. -Одесса, 2000.-С.48-52.

8. Сахарова, М.В. Проектирование системы подготовки спортсменов (команды) в игровых видах спорта / М.В. Сахарова // Теория и практика физ. культуры. -2004. - № 5. - С. 35-38.

9. Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. Энциклопедия, 1983.

- 840 с.

Контактная информация: kostarev21@mail.ru УДК 371.8.061

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наталья Михайловна Кудряшова, аспирант,

Московский городской педагогический университет (МГПУ)

Аннотация

В статье представлена модель создания этнотолерантной образовательной среды, основанной на взаимодополнении учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Также представлены критерии этнотолерантности с кратким описанием содержания каждого из них; представлены формы занятий с младшими школьниками во внеучебной деятельности.

Ключевые слова: этнотолерантность, модель, деятельность, младший школьник, критерии, когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностный.

MODEL OF THE CREATION OF THE ETHNICALLY TOLERANT

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE ELEMENTARY SCHOOL

Natalia Mihajlovna Kudryashova, the post-graduate student,

The Moscow City Pedagogical University

Annotation

The article presents a model of the creation of the ethnically tolerant educational environment based on the complementarities of the academic and extracurricular activities of pupils. The criteria of ethnic tolerance with a brief description of the content of each of them, forms of classes with younger pupils during extracurricular activities have been presented too.

Keywords: national tolerance, model, activity, younger pupil, criteria, cognitive, behavioral, emotional, volitional, motivational-on activity.

В связи с существенными преобразованиями во всех сферах деятельности младших школьников, а также на основании введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо осуществлять общественный диалог об изменении подхода к российскому образованию, его целях и задачах. Это находит свое отражение в требованиях сохранить своеобразие каждой семьи, народности и нации через обращение к национальным традициям в воспитании и обучении. Известно, что этнотолерантность понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, обладающими иным менталитетом, ведущим иной образ жизни [2].

Чтобы относится друг к другу дружелюбно, толерантно, без предвзятости и настороженности, необходимо располагать достаточной информацией об особенностях национального характера, его исторических корнях, традиционных добродетелях - моральных и этических ценностях народа.

Младший школьный возраст, как считают некоторые ученые [4], является сен-зитивным периодом для формирования мировоззрения ребенка, частью которого является этнотолерантность. Формирование этнотолерантных компетенций целесообразно, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, уже на начальной ступени образования школьников, когда идет формирование знаний об этнических группах, которые в дальнейшем будут подвергаться расширению и углублению на более поздних этапах обучения и воспитания. Также это период для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. А формирование этнотолерантно-сти - неотъемлемая часть современной воспитательной работы. Отсюда возникает необходимость в организации не только урочной деятельности по формировании этно-толерантности, но и внеучебной работы, направленной на развитие у младших школьников умений регулировать свое поведение в соответствии с нормами терпимости к другим людям.

Вся сложность состоит в том, что данный процесс необходимо организовывать комплексно, прогнозировано, основываясь на аналитико-диагностических результатах.

Для организации системообразующей работы, необходимо определить критерии этнотолерантности, на формирование содержания которых будет направлено воздействие:

- когнитивный критерий (наличие знаний об особенностях и специфики межличностных и социальных отношений в многонациональной среде; дивергент-ность, гибкость мышления, позволяющая преодолевать этностереотипы);

- эмоционально-волевой критерий (сформированность межэтнической эмпатии и навыков самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний в ситуациях межэтнической коммуникации);

- мотивационно-ценностный критерий (наличие подлинного интереса к укладу другой этнической общности; потребность в социально-позитивном общении в различных группах детей и взрослых полиэтнического состава; направленность на достижение взаимопонимания, сотрудничества в различных видах социальной деятельности, в которой участвуют представители различных этнокультур);

- поведенческий критерий (социально-позитивные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; сформированность умений утверждать на практике принципы сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия).

Как отмечает О.А.Спицына [1], поведенческий компонент толерантности составляет наиболее «видимую» часть толерантности и традиционно привлекает особое внимание, как при диагностике, так и при формировании. К поведенческой толерантности относится большее число конкретных умений и способностей, среди которых выделяют: способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс); толерантное поведение в напряженных ситуациях (при различиях в точках зрения, столкновение мнений или оценок);

Если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то поведенческий компонент это наиболее простое и поверхностное «измерение» толерантности, которое может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности.

Если сложить все аспекты формирования этнотолерантности, то получается некая модель создания этнотолерантной образовательной среды, где все процессы связаны между собой и являются необходимым дополнением один другого. Данное направление возможно и необходимо реализовывать комплексно, целенаправленно, а главное

системно. Мероприятия, проводимые во внеучебной деятельности младших школьников, например такие как «Фестиваль национальностей», «Праздник национальной кухни/костюма», «Мир сказок», конкурс «Мы дети твои Земля», являются уже проекцией собственных знаний детей на практике. В эту деятельность вовлечены не только учащиеся и педагоги, но и родители, а также другие специалисты (социальные педагоги, педагоги-психологи). Содержательная часть модели включает в себя не только нетрадиционные формы работы (диспуты, мозговые штурмы, дискуссии, «эстафеты», смотры-конкурсы, встречи-приглашения, мастерские, тренинги), но и нетрадиционную структуру проведения занятий. Воспитательные мероприятия могут организовывать и проводить не только педагоги, но и, под их чутким руководством, родители и сами учащиеся.

Модель формирования этнотолерантности младших школьников, совместно с педагогами школы и родителями можно представлена на схеме.

Схема. Модель формирования этнотолерантности младших школьников

Модель отражает особенности формирования этнотолерантности младших школьников. Необходимо охватывать всех субъектов педагогического процесса, а не только целенаправленно работать с учащимися начальных классов. На уроках учащиеся посредством учебных предметов, например таких как: литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, получают знания о разнообразии национального состава мира, о традициях и праздниках, но полученные знания не реализуются на практике и не носят систематический характер. Как правило, это отдельные темы уроков или факультативных занятий, которые приурочены к тому или иному разделу учебной программы предметов федерального уровня.

Внеурочная деятельность является одной из составляющей образовательного процесса учащихся, и носит добровольный характер, основываясь на мотивации самих детей. Именно поэтому, учитывая психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо внедрять в воспитательный процесс разнообразные формы и методы работы, опираясь на интересы, потребности и взгляды школьников на мир. В начальной школе весьма популярны занятия-экскурсии, занятия-диспуты, все возможные конкурсы и смотры, фестивали и карнавалы. Важно, как

педагог совместно с учащимися своего класса построит эту работу, какого будет ее содержание. Вместе с тем необходимо понимать, что для детей младшего школьного возраста будет интересен и познавателен развивающий материал посредством интерактивности, использование IT-технологий. Нельзя не учитывать отношения к деятельности, в которой участвует ребенок, к детской общности, которая его окружает, к самому педагогу; нельзя не учитывать тех жизненных установок, которые ребенок получает в семье или на улице. Воспитательная деятельность педагога - это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Но учитель только в том случае компетентен, если сам обладает таким качеством личности как этнотолерантность. Формируя у ребенка личностные качества, педагог должен сам обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками межнационального взаимодействия построенного на понимании, принятии и сотрудничестве с культурами других народов. Родитель в свою очередь не должен навязывать ребенку свое мнение о людях иной национальности или иной культуры, а если возникают у ребенка вопросы и интерес к иной культуре, то в свободной форме, доступно объяснить, в чем особенности жизненного уклада людей, отличных от него.

Формирование этнотолерантности младших школьников будет тогда эффективным, когда все субъекты образовательного процесса осознанно, целенаправленно и систематически будут развиваться в данном направлении, и в первую очередь сам ребенок, который будет удовлетворен своей деятельностью только тогда, когда сам активно принимает в ней участие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спицына, О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук / Спицына О.А. - М., 2006. - 20 с.

2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина [и др.]. - М. : Изд-во Педагогическое общество России, 2004. - 240 с.

3. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие / под ред. проф. Д.И. Латышиной. - М. : Гардарики, 2004. - 320 с.

4. Мухина, В. С. Таинство детства : В 2 тт: Т. 1 Изд. 3-е. / Валерия Мухина. -3-е изд. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 504 с.

Контактная информация: tutti-n@vandex.ru

УДК 159.9:796.01

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (национальный исследовательский университет) (СПГГИ (НИУ) им. Г.В. Плеханова)

Аннотация

В статье рассмотрены объективные факторы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности. Исследование проводилось в двух группах: циклические виды спорта (лыжные гонки) и игровые (баскетбол).

Ключевые слова: адаптация, факторы адаптации, объективные и субъективные факторы, спортивная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.