Научная статья на тему 'Проблемы формирования толерантности у студентов ВУЗов в условиях полиэтнического общества'

Проблемы формирования толерантности у студентов ВУЗов в условиях полиэтнического общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / TOLERANCE / MULTIETHNIC SOCIETY / ETHNOTOLERANCE / CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ургачёва Татьяна Григорьевна

В статье раскрывается сущность понятий «толерантность», «этнотолерантность», «культура межнационального общения». Автором выявляются основные проблемы, потенциал которых следует разрабатывать при создании системы методов и принципов формирования толерантности и культуры межнационального общения у студентов ВУЗов в полиэтническом регионе. Автор выявляет эти проблемы как возможные условия формирования данных методов и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF TOLERANCE AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF MULTIETHNIC SOCIETY

The paper discloses the essence of the concepts of “tolerance”, “ethnotolerance” and “culture of international communication”. The author reveals the main problems, the potential of which should be developed at creation of system of methods and principles of formation of tolerance and culture of international communication at students of higher education institutions in the multiethnic region. The author defines these problems as the possible conditions of formation of these methods and principles.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования толерантности у студентов ВУЗов в условиях полиэтнического общества»

УДК 37.034:378 ББК 74.580.053 У 69

Т.Г. Ургачёва

Соискатель кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: romiata-86@ mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «толерантность», «этнотолерантность», «культура межнационального общения». Автором выявляются основные проблемы, потенциал которых следует разрабатывать при создании системы методов и принципов формирования толерантности и культуры межнационального общения у студентов ВУЗов в полиэтническом регионе. Автор выявляет эти проблемы как возможные условия формирования данных методов и принципов.

Ключевые слова: толерантность, полиэтническое общество, этнотолерантность, культура межнационального общения.

T.G. Urgacheva

Applicant for a Candidate S degree of Social, Special Pedagogy and Psychology Department, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: romiata-86@ mail.ru

PROBLEMS OF FORMATION OF TOLERANCE AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS

OF MULTIETHNIC SOCIETY

Abstract. The paper discloses the essence of the concepts of “tolerance”, “ethnotolerance” and “culture of international communication”. The author reveals the main problems, the potential of which should be developed at creation of system of methods and principles of formation of tolerance and culture of international communication at students of higher education institutions in the multiethnic region. The author defines these problems as the possible conditions of formation of these methods and principles.

Keywords: tolerance, multiethnic society, ethnotolerance, culture of international communication.

Изменения в современном обществе непреодолимо влекут за собой модернизацию системы образования: ее переход на новую ступень развития требует изменения методов и принципов обучения и воспитания. Особо остро этот вопрос поднимается в ВУЗах, где реализуются образовательные стандарты третьего поколения. Государству важно получить не только квалифицированного специалиста, но и в первую очередь культурного человека, способного к быстрой адаптации в новых постоянно изменяющихся условиях жизни, готового к постоянному самосовершенствованию. Многочисленные исследования, выполненные в данной области, повседневная практика показывают, что одной из характерных черт современных социальных отношений является ускоренный рост агрессивности людей: в массовом сознании людей преобладает негативизм и отторжение инакомыслия.

В ситуации, когда все большее число людей вовлечено в информационное взаимодействие, одной из его важнейших характеристик признается толерантность. Данная проблема особенно актуальна на Северном Кавказе, в условиях большой полиэтнической среды, которая создает угрозу возникновения неформальных молодежных объединений с неправильно сформированной системой ценностей и ярко выраженной агрессией по отношению к людям иных взглядов, культур, национальностей.

Современный культурный человек - не только конкурентоспособная, образованная личность, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Одной из задач системы образования является формирование у студентов умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. Задачу ВУЗа в этом вопросе можно рассматривать в том, чтобы из его стен выходили воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции, члены общества.

Понятие «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) появилось в русском языке сравнительно недавно [1, с. 510]. Толерантность означает признание самоценности любого человека, признание права человека быть непохожим, иным, принятие его таким, какой он есть [2, с. 304-307], определяется как способность субъекта признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных различий на основе уверенности в своих позициях, не избегая конкуренции в рамках универсальных прав и свобод личности [3, с. 102].

В полиэтническом регионе актуальной проблемой является формирование этнотолерантности (активной жизненной позиции на основе принятия, понимания и признания иных культур, религий) и культуры межнационального общения (культуры поведения с представителями других национальностей на основе равенства, принятия, позитивного понимания их взглядов, мнений, суждений).

В современной России этнотолерантность и культура межнационального общения, как необходимое качество конструктивного мышления, требуют разработки методов и приемов формирования толерантного сознания у граждан.

Проблема толерантного поведения в процессе межнационального взаимодействия рассматривается в таких областях науки, как психология, социология, философия, религиоведение и др. В психолого-педагогической литературе идет процесс активной разработки проблемы воспитания толерантности. Идеи гуманистической педагогики раскрываются в работах Ш.А. Амонашвили, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского и др.; педагогике сотрудничества посвятили свои исследования О.С. Гозман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.; педагогике культуры мира - М.В. Кабатченко, Э.С. Соколовой и др.

В настоящее время проблема формирования толерантности разрабатывается в исследованиях А.Г. Асмолова, А.М. Байбакова, Т. Болотиной, Н.М. Борытко, Г.Д. Дмитриева, В.А. Лекторского, Д.И. Латышиной, Л.М. Митиной, М.Б. Хомякова, Н.Е. Щурковой и др. Все эти ученые разрабатывали принципы формирования толерантности у детей школьного возраста.

Проблемой формирования толерантности, культуры межнационального общения у студентов высших учебных заведений на современном этапе занимаются такие исследователи, как Н.О. Липатова, П.Ф. Комогоров, Г.И. Пилиева, М.А. Перепелицина, И.Б. Резникова, в исследованиях которых освещены различные аспекты формирования этнотолерантности. Практически все они посвящены процессу формирования толерантности: 1) путем проведения тренинговых упражнений, 2) развитие толерантного сознания личности, формирование мотивационно-ценностного отношения студентов посредством бесед, семинаров. Например, И.Б. Резникова выделяет следующие условия формирования толерантного сознания: 1) формирование мотивационно-ценностного отношения у студентов ВУЗов; 2) соотнесение полученного опыта, навыков, установок толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике через их включение в создание проблемных ситуаций; 3) тренинги [4, с. 4-6]. Вместе с тем следует отметить, что единая и четкая система и программа формирования толерантного сознания у студентов высших учебных заведений пока не разработана. Предпринятый нами анализ выполненных в данном направлении исследований показал, что современные формы и методы профессионального образования в целом не ориентированы на развитие общей системы созидательного менталитета, толерантного мышления у будущих специалистов.

В настоящее время перед наукой стоит проблема изучения и выявления системы психолого-педагогических условий и средств формирования культуры толерантности в процессе профессиональной подготовки студентов. Не менее важной проблемой, на наш

взгляд, является выявление возможностей учебно-воспитательного процесса гуманитарных дисциплин и их влияния на формирование толерантности у студентов (особенно таких предметов, как история, правоведение, социология, психология, педагогика и др.). Очевидно, что целенаправленное внедрение принципов толерантности в обучение гуманитарным дисциплинам окажет благотворное влияние на скорейший процесс внедрения в сознание студентов основ терпимого отношения к людям.

Еще одной проблемой является неиспользованный потенциал досуговой деятельности (студенческая самодеятельность, волонтерское движение и др.) как одного из благоприятных условий формирования этнотолерантности. Как известно, досуговая среда является благотворной для неформального, добровольного взаимного общения, принятия людей друг другом, несмотря на их расовые, культурные, религиозные и другие различия. В молодежных общественных организациях формирование толерантности может происходить через познание фольклора, непосредственного контакта в играх, тренингах, мероприятиях и др. Вышеперечисленные проблемы были выявлены нами как возможные условия создания системы по выявлению, анализу педагогических условий и приемов формирования толерантности студентов ВУЗов. Необходимо в комплексе учитывать все стороны взаимодействия в студенческой среде: учебно-воспитательную, досуговую и иную

деятельность для выработки оптимальных принципов методов, средств формирования толерантности и, как следствие, формирование культуры межнационального общения студентов ВУЗов в условиях полинационального общества.

Примечания:

1. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1989. 624 с.

2. Гречко П.К. Различия: от терпимости к культуре толерантности: учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2006. 415 с.

3. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / под ред. Д.И. Латышиной. М.: ГАРДАРИКИ, 2004. 317 с.

4. Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов ВУЗов в условиях многонационального региона: монография. Владикавказ, 2007. 158 с.

5. Болотина Т. Толерантность: проблемы и перспективы // Граждановедение: приложение к учительской газете 2001. № 3. С. 5-8.

6. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография. Волгоград, 2001. 181с.

7. Гребенюк О С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. Калининград, 1995. 107 с.

References:

1. Dictionary of foreign words. M.: Rus. yaz., 1989. 624 pp.

2. Grechko P.K. Differences: from tolerance to the culture of tolerance: a manual. M.: RUDN publishing house, 2006. 415 pp.

3. Pedagogy of international communication: a manual / ed. by D.I. Latyshina. M.: GARDARIKI, 2004. 317 pp.

4. Reznikova I.B. Formation of ethnic tolerance of students of higher schools in the conditions of multinational region: a monograph. Vladikavkaz, 2007. 158 pp.

5. Bolotina T. Tolerance: problems and prospects // Citizenship: an appendix to teacher’s newspaper 2001. No. 3. P. 5-8.

6. Borytko N.M. Education space: the way of being: a monograph. Volgograd, 2001. 181 pp.

7. Grebenyuk O.S. Pedagogy of individuality: a course of lectures. Kaliningrad, 1995. 107 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.