Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки исследования проблемы развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации общества'

Теоретические предпосылки исследования проблемы развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MULTICULTURAL PERSONALITY / SOCIETY ETHNIC DIVERSIFICATION / ETHNOTOLERANCE / CULTURE OF INTERETHNIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батарчук Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается проблема развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации общества. Формирование позитивных межнациональных отношений, необходимость сохранения культурного многообразия рассматривается не только как задача социально-психологической науки, но и как социально-значимая проблема государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Background of a Multicultural Personality Development Problem Study Under the Conditions of Society Ethnic Diversification

The article considers the problem of a multicultural personality development under the conditions of society ethnic diversification. Positive international relations forming, the need to preserve cultural diversity is viewed not only as a problem of sociopsychological science, but as a socially important problem of the state.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки исследования проблемы развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации общества»

УДК 159.9 : 316.89 ББК 88.52

Батарчук Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра психологии Астраханский филиал Московской открытой социальной академии г. Астрахань Batarchuk Dmitry Sergeevich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Psychology Astrakhan Branch of Moscow Open Social Academy

Astrakhan

Теоретические предпосылки исследования проблемы развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации

общества

Theoretical Background of a Multicultural Personality Development Problem Study Under the Conditions of Society Ethnic Diversification

В статье рассматривается проблема развития поликультурной личности в условиях этнической диверсификации общества. Формирование позитивных межнациональных отношений, необходимость сохранения культурного многообразия рассматривается не только как задача социальнопсихологической науки, но и как социально-значимая проблема государства.

The article considers the problem of a multicultural personality development under the conditions of society ethnic diversification. Positive international relations forming, the need to preserve cultural diversity is viewed not only as a problem of socio- psychological science, but as a socially important problem of the state.

Ключевые слова: поликультурная личность, этническая диверсификация общества, этнотолерантность, культура межнационального взаимодействия.

Key words: multicultural personality, society ethnic diversification, ethnotolerance, culture of interethnic cooperation.

Современное общество, характеризующееся стремительными

миграционными процессами, значительно трансформируется в этническом аспекте. Многочисленные проблемы межэтнических отношений в обществе все более требуют поиска новых научных подходов к исследованию личности, способной и готовой к позитивному межэтническому взаимодействию на основе социально-значимых установках. Личность, способная к конструктивному межэтническому диалогу, обладает социальнопсихологическим свойством поликультурности, привлекающее внимание

научной общественности. Наше исследование направлено на рассмотрение теоретических аспектов проблемы развития поликультурной личности в условиях этнически диверсифицированного общества.

Проблема развития личности в траектории межнационального взаимодействия изучается психологами, педагогами, философами, однако в науке еще недостаточно выработано единое понимание сущности понятия человека, обладающего поликультурностью, на основе определенных критериев оценки с учетом природы и специфики поведения в социальной структуре этнически диверсифицированного общества.

Рассматривая вопросы формирования личности в контексте национальной культуры, в научных трудах Е.В. Бондаревской, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, О.Д. Мукаевой, П.П. Матвеева, З.Г. Нигматова, В.К. Шаповалова и др. Подчеркивается значимость развития личности и ее взаимодействие с полиэтничным социумом, которая определяется потребностью социальноэкономического развития общества, неразработанностью вопросов развития поликультурной личности, необходимостью реализации личностного подхода в условиях полиэтничности РФ.

Чем выше социальное и национальное разнообразие общества, тем более необходим поиск оптимальной меры согласия. Государственная политика любой страны должна быть направлена на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности. Как отмечают исследователи, итоги мониторинга социальной напряженности выявили ряд глубинных факторов, которые необходимо учитывать:

• рост гипермобильности населения, приводящей к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными и социальными слоями общества, поколениями, к росту вероятности социальных конфликтов;

• восприятие проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и, тем самым, явное или неявное санкционирование использования негативных образов

агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп;

• распространение манипулятивных технологий формирования отношения к людям, как «свои - чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных «сайтов ненависти» [1].

Современное общество переживает период глубоких социальнокультурных изменений. Межнациональные отношения, вопросы самоопределения нации, взаимодействия, а в некоторых случаях и противопоставления национальных интересов, культурных традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами, вплоть до военных столкновений.

Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношений друг к другу. В культуре раскрывается духовный мир человека, его способности, потребности, мировоззрение, знания, умения и т.д. В наше время выживание человечества зависит от становления мировой культуры, сочетающей в себе общечеловеческие ценности и самобытные национальные культуры. Основанием такого единения культур могут служить гуманистические ценности. Проблема развития поликультурной личности, этнотолерантности, взаимного уважения, доброжелательности, взаимопомощи сегодня актуальна как никогда [2].

В современной науке имеются предпосылки, необходимые для постановки и решения рассматриваемой проблемы: приобщения молодого поколения к ценностям, созданным различными народами (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский); воспитание уважения национального достоинства культур, особенностей исторического и психологического развития представителей разных народов (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, А.И. Герцен, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий), развитие диалога и взаимовлияния этнических культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер); развитие культуры народов России (Р.Г. Абдулатинов, Ю.В. Арутюнян, Э.А. Багромов, Ю.В. Бромлей,

З.Т. Гасанов, Г. Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева); взаимоотношения представителей различных культур (Дж. Бэнке, Н.Б. Крылова, М. Уолцер, К. Цюрхер).

О том, что мультикультурный подход стал важнейшей тенденцией развития современного общества свидетельствует значительный рост научных исследований по проблеме мультикультурного образования (Г.Н. Волков, О.В. Аракелян, К. Д. Дмитриев, Н.М. Кузьмин, З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова,

B.И. Матис, В. А. Сластенин, Л. Л. Супрунова, Ф. Уеаль, Р. Хессари, Д. Хилл и другие).

Ряд исследований, подчеркивают особенности этнических культур, с анализом функционирования средств народной педагогики (В.И. Баймурзяна,

C.П. Беловолов, Г.Н. Волков, О. Д. Мукаева, Э.И. Сокольникова, З.Б. Цаллагова и др.). Теоретико-методологические аспекты этнической педагогики исследованы Г.Н. Волковым, С.К. Бондыревой, Ю.А. Рудь, Г.А. Стачинским и др.). В зарубежной педагогике анализируется влияние культурного фактора на нацию, иерархию её ценностей. (М. Анбер, К. Бенедикт, Ж. Пуассон и др.), возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации (С.Дж. Белл, С. Брок, С. Грент и др.). Национальная культура в учебно -воспитательном процессе рассматривается Р.В. Волковым, В.И. Комаровым и др.; функционирование культуры в средней профессиональной школе рассматривается Л.А. Воловичем, Г.В. Мухаметзяновой и др.

Важную методологическую основу исследований составляют принципы культурно-исторического подхода, развиваемого в общей и социальной психологии на основе работ Л.С. Выготского; историко-эволюционный подход к психологии личности, разрабатываемый А.Г. Асмоловым; методология гуманитарного знания о человеке, раскрываемая в работах как отечественных ученых - М.М. Бахтина, Н.А. Бернштейна, Ю.М. Лотмана, так и представителей западной гуманистической психологии - К. Роджерс, В. Франкл, А. Маслоу.

Представленные учеными результаты исследования указывают на необходимость четкой социально-психологической концепции в вопросах

поликультурного развития личности, что часто отражается на практической деятельности социально-психологических центров адаптации,

образовательных учреждений и других. В решении данной проблемы часто обнаруживается факт недостаточных знаний о поликультурной среде, не развиты компоненты положительного эмоционально-ценностного отношения к особенностям различных культур, а также умений и навыков взаимодействия с их представителями [3].

В соответствии с этим, возникает проблема нашего исследования, которую можно сформулировать следующим образом: в теоретическом плане это проблема раскрытия сущности личностного и социально-значимого качества - готовность к общению в этнически диверсифицированном обществе, в практическом - проблема определения комплекса организационнопсихологических, педагогических, социальных требований к формированию готовности личности к взаимодействию в этнически диверсифицированной среде. Известно, что человек и только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа и культуру межэтнического взаимодействия.

В настоящее время актуальность вопросов, связанных с развитием поликультурной личности и межэтнического общения, приобрела особую значимость. За этим кроются не только созидательные мотивы интереса к другим культурам, стремление обогатить свою культуру опытом и оригинальностью других, сколько совсем другие причины, происходящие в последние годы радикальные изменения в социальной, политической и экономической сферах вызвали потрясения мирового масштаба. И как следствия - рост потока миграции, их переселение, столкновения приводят к конфликту культур.

Создание обществ, ассоциаций, объединяющих исследователей проблемы взаимодействий культур, возросшее число публикаций на тему диалогов и особенно конфликтов культур, включение курсов по проблемам этничности в программы образовательных учреждений подтверждают всю важность данной проблемы. В новых условиях расширения обмена между странами в области

деловых отношений, нации, искусства, спорта, туризма культура выступает важным фактором регуляции не только внутренней жизни государства, но и взаимоотношений между странами.

Проблема развития поликультурной личности, межэтнического взаимопонимания становится одной из первостепенных в социологических, культурологических, социально-психологических исследованиях [4].

Исходя из особенностей и сложностей межнациональных отношений в современных условиях, выражающихся, с одной стороны, в росте национального самосознания, с другой - изменения в политической системе, демократизации национальных культур, проблема межнационального общения в многонациональных коллективах встает очень остро.

Становление открытого гражданского общества России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидации общества [5].

В современной социальной ситуации особо актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения социальной конфликтогенности. Как отмечает А.А. Глебов, одним из важнейших таких механизмов является культура межнационального общения, характеризуемая как готовность личности и умение общаться с представителями разных наций и народностей, способность учитывать идеологическую специфику разных общественных движений и политических партий, проявлять деликатность и терпимость к людям в любых ситуациях всех сфер их жизни [6].

Вопросам общения в межнациональной среде уделили внимание Т.Ю. Бурмистрова, М.С. Джупусов, Л.М. Дробижева, Н.Н. Некрасова, Т. С. Стедная и др., определили критерии культуры межнационального общения, выявили его типы в условиях разных социально-политических систем.

Недостаток знаний о других народах, отрицательные национальные стереотипы в обществе определяют во многом конкретные ситуации, вызывающие психическое неудовлетворение людей, которые переносятся на национальную почву. Поэтому в современной социальной ситуации

актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональной конфликтогенности. В связи с этим появились нормативные акты, отображающие госзаказ на воспитание в личности культуры межнационального общения, подчеркивает О.Н. Попова [7].

Сейчас слияние народов, языков, культур достигло невиданного размаха и, как никогда, встала проблема воспитания и уважения к чужим культурам, преодоление в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточной точности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано внимание к вопросам развития поликультурной личности в условиях многонациональной среды.

Вызовы современной цивилизации ставят перед наукой проблему выявления механизмов перехода мирового сообщества от философии воспитания к философии мира.

Одним из таких механизмов также выступает поликультурное образование. Развитие поликультурности предполагает формирование такого качества как толерантность. По определению В.А. Тишкова, толерантность -личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Важнейшей функцией современного поликультурного образования является обучение людей принципиально новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных этносов.

Этническая диверсификация России вносит в реализацию содержания поликультурного образования и его организацию ряд объективных сложностей. Они обусловлены, во-первых, языковой, культурной и ментальной разнородностью общества, во-вторых, задачей обеспечения духовного формирования личности как числа единого социального, экономического, политического и духовного пространства, государственной общности, что предполагает единство языка и культуры; в-третьих, необходимостью осуществления этих целей на двуязычной, поликультурной и полиментальной основе.

В более широком значении толерантность трактуется как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяции и общностей в эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития [8].

Толерантность поликультурной личности выступает как условие нормального функционирования гражданского многонационального общества. Именно в этой связи и возникает необходимость в создании условий для развития поликультурной личности, толерантности, способности ориентации в сложном, этнически разнообразном, противоречивом мире.

В современных условиях, когда мир все больше и больше осознает необходимость прекращения разрушающих человеческое бытие отношений, каждая страна включает даже в свои основополагающие документы необходимость обеспечения позитивных межнациональных взаимоотношений на всех структурных уровнях государства, естественно, в мире межличностных отношений. И поэтому поликультурность личности как нравственная и духовная в современных условиях категория отражает историческую потребность, от степени, удовлетворения которой зависит настоящее и будущее человечества [9].

В условиях, когда в РФ проявляются глубинные противоречия, порожденные историческим шлейфом нерешенных проблем, поликультурность личности, способной к нейтрализации межличностных коллизий, становится логически оптимальной основой рефлексии, помогающей не только понять и воспринять прошлое без излишней эмоциональной напряженности, но и найти смысл в настоящем, в каждом происходящем событии межэтнического взаимодействия [10].

Социальная значимость развития поликультурности личности состоит также в том, что она не только позволяет увидеть перспективу устранения противоречий и разрушительных конфликтов, но и пробудить требуемую социальную энергию общества и каждого ее члена, потому что объективно является особой духовно - нравственной ценностью, которая в равной степени дорога всем людям. Безотносительно к каким бы то ни было различиям и особенностям, отличающих их друг от друга [11, 12].

Становясь формирующей основой духовно-нравственного воспитания, поликультурность личности, как важное социально-психологическое свойство, способствует формированию исходных мировоззренческих установок

личности, определяя тем самым ее отношение во всем их многообразии и непосредственные конкретные действия и поступки.

К началу XXI века во всем мире сложилась парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что гуманитарные науки подготовили почву для диалога, взаимопонимания и взаимодоверия между людьми, нациями, народностями, культурами, а вместе с тем в мире наблюдается апогей недоверия, неприятия, подозрительности, насилия во многих областях социальной жизни и социальных отношений [13].

В настоящий момент в трансформирующемся поликультурном российском обществе проблема культивирования этнотолерантности как важного компонента поликультурной личности особенно значимая в сфере отношений между различными этническими сообществами.

Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного общества. Глобализация мира -явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой - несёт угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификация жизни по чуждым им стандартам, стремление защищать и сохранять уникальность собственной культуры. Согласно В.Н. Гурову, глобализация с её противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед системой образования сложную задачу подготовки молодёжи к жизни в условиях многонациональной среды, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить человечество, наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать её в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей [14].

М.Н. Кузьмин отмечает, что Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей; по социальным и экономическим характеристикам; по уровню политической организации; по языку и культуре, духовному и национальному характеру [15].

Вопросы социальной стабильности, психологической устойчивости, социализации личности в этнически диверсифицированном обществе значительно обостряют внимание ученых к поиску новых концепций, методологических оснований и научно-практических разработок

направленных на решение социально-психологических проблем современного общества.

Библиографический список

1. Гайсина Л.Ф. Формирование готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде: автореф. дисс.... канд. пед. наук [Текст] / Л.Ф. Гайсина. -Челябинск, 2003. - 26 с.

2. Сагоякова, Н. Ф. Воспитание гуманности у младших подростков на

этнокультурных традициях хакасов : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] /

Н.Ф. Сагоякова. - М., 1999. - 17 с

3. Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся обществе: автореф. дис. ... док. псих. наук [Текст] / О.В. Лукьянов. - Томск, 2009. - 41 с.

4. Боговик Н.В. Воспитание поликультурной личности учащихся в процессе изучения иностранного языка (на материале общеобразовательных школ и молодежных организаций): автореф. дис. .канд. пед. наук [Текст] / Н.В. Боговик. - Барнаул, 2009. - 24 с.

5. Шиповская Л. Б. Подготовка студентов педагогических вузов к межличностному общению со школьниками в межнациональных коллективах : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Л. Б. Шиповская. - М., 1995. - 15 с.

6. Глебов А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения : учеб. пособие [Текст] / А. А. Глебов. - Волгоград : Перемена, 2004. - 102 с.

7. Попова О. Н. Формирование у школьников культуры межнационального общения : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.Н. Попова. - Волгоград, 2004.

8. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2000. - С. 4-7.

9. Педагогика в этнокультурных традициях народа [Текст] / Ред.-сост.

С.К. Бондырева. - Воронеж, 2003.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов [Текст] / Т.Г. Стефаненко. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008.- 368 с.

11. Турбовской Я. С. Толерантность - духовно-нравственная основа единого образовательного пространства [Текст] / Я. С. Турбовской // Педагогика в этнотолерантных традициях народа; ред.-сост. С. К. Бондырева / Известия Академии педагогических и социальных наук. - Воронеж, 2003. - С. 37-48.

12. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология [Текст] / Ю.П. Платонов. - СПб.: «Речь», 2002. - 520 с.

13. Скрипкина Т. П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности : науч.-метод. пособие [Текст] / Т. П. Скрипкина. - Ростов н/Д., 2002. - 158 с.

14. Гуров В. Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие [Текст] / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. - М., 2004. - 240 с.

15. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России [Текст] / М.Н. Кузьмин // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 3 -12.

Bibliography

1. Asmolov, A.G. Tolerance: From Utopia to Reality. On the Way to Tolerance [Text] / A.G. Asmolov. - M.: Meaning, 2000. - P. 4-7.

2. Bogovik, N.V. Students’ Multicultural Personality Forming in the Process of Foreign Language Learning (Based on Schools and the Youth Organizations): Synopsis of Diss .... Cand. of Ped. [Text] / N.V. Bogovik. - Barnaul, 2009. - 24 p.

3. Gaisina, L.F. Higher School Students' Readiness Forming for Communication in Multicultural Environment: Synopsis of Diss .... Cand. of Ped. [Text] / L.F. Gaisina. - Chelyabinsk, 2003. - 26 p.

4. Glebov, A.A. Patriotism, Tolerance and Culture of Interethnic Communication Forming: Study Guide [Text] / A.A. Glebov. - Volgograd: Change, 2004. - 102 p.

5. Gurov, V.N. Tolerant Personality Forming in Multiethnic Educational Environment: Guidance Manual [Text] / V.N. Gurov, B.Z. Wulfov, V.N. Galyapina et al. - M., 2004. - 240 p.

6. Kuzmin, M.N. Education in Multiethnic and Multicultural Russia [Text] / M.N. Kuzmin // Pedagogy. - 1999. - № 6. - P. 3 -12.

7. Lukyanov, O.V. Self-Identity as a Condition of a Person’s Stability in a Changing Society: Synopsis of Diss ....Dr. of Psych. [Text] / O.V. Lukyanov. - Tomsk, 2009. - 41 p.

8. Pedagogy in Ethnic and Cultural Traditions of the People [Text] / Ed. and Comp. by

S.K. Bondyreva. - Voronezh, 2003.

9. Platonov, Yu.P. Ethnic Factor. Geopolitics and Psychology [Text] / Yu.P. Platonov. -SPb.: Rech, 2002. - 520 p.

10. Popova, O.N. Schoolchildren’s Interethnic Communication Culture Forming: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / O.N. Popova. - Volgograd, 2004.

11. Sagoyakova, N.F. Younf Teenagers’ Humanity Based on the Ethnic and Cultural Khakas Traditions: Synopsis of Diss .... Cand. of Ped. [Text] / N.F. Sagoyakova. - M., 1999. - 17 p.

12. Shipovskaya, L.B. Higher Pedagogical School Students’ Training for Interpersonal Communication with Pupils in Ethnic Group: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. [Text] / L.B. Shipovskaya. - M., 1995. - 15 p.

13. Skripkina, T.P. Trust the World as a Fundamental Condition of Tolerance: Scientific-and-Methodological Manual [Text] / T.P. Skripkina. - Rostov-on-D., 2002. - 158 p.

14. Stefanenko, T.G. Ethnopsychology: Textbook for Universities [Text] / T.G. Stefanenko. - 4th Ed., Rev. and Enl. - Moscow: Aspect Press, 2008. - 368 p.

15. Turbovskoy, Ya.S. Tolerance As a Spiritual and Moral Basis of Unified Educational Space [Text] / Ya.S. Turbovskoy // Pedagogy in Ethnic and Cultural Traditions of the People; Ed. and Comp. by S.K. Bondyreva // Proceedings of the Academy of Pedagogical and Social Sciences. -Voronezh, 2003. - P. 37-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.