ситуацию, однако 8% участников анкетирования дали отрицательный ответ. Некоторые педагоги представили задачи, которые ими решаются посредством использования речевой ситуации: речевая ситуация рассматривается как «прием развития речи» (38%); «для развития диалогических умений» (25%); «как способ развития интонационных умений» (13%).
Обобщение сказанного позволяет сделать следующие выводы. Уровень лингвометодической компетентности современных педагогов в части осуществления целенаправленной работы по развитию интонационных и диалогических умений учащихся не может быть признанным достаточным. Если представления о диалоге, диалогических умениях, подлежащих формированию или развитию у младших школьников, о способах и приемах их формирования соответствуют среднему уровню, то понятие интонации трактуется либо односторонне, с точки зрения какого-либо отдельного компонента, либо вовсе неверно, так как в данное понятие включаются совершенно «сторонние» характеристики речи. Осведомленность педагогов относительно возможностей программ и учебников по русскому языку для организации работы по развитию интонационного оформления диалогической речи учащихся весьма поверхностна. Речевая ситуация как общепризнанный эффективный прием совершенствования устной речи учащихся в контексте проблемы развития интонационного оформления диалогической речи педагогами вовсе не рассматривается.
Таким образом, результаты экспериментального исследования позволяют заключить: готовность современного педагога к осуществлению целенаправленной работы по совершенствованию интонационной стороны диалогической речи младших школьников не представляется возможным признать удовлетворительной.
Литература
1. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Монография. - М., 2011. - 163 с.
2. Львова А.С. Диалогическое общение: лингво-риторический и психолого-педагогический аспекты: Монография. - М., 2011. - 98 с.
3. Чирво А.Ю. Совершенствование произносительной культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации: Автореф. дисс. ...канд.пед. наук. - М., 2010. - 24 с.
А. Б. Князев
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ОТРАЖАЮЩЕЕ КУЛЬТУРУ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
TOLERANCE AS THE QUALITY OF PERSONNEL, REFLECTING THE CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION
Аннотация: в статье рассматривается психолого-педагогическая сущность культуры межнационального общения военнослужащих. Особое внимание уделено толерантности как качества личности, играющей особую роль жизнедеятельности полиэтнических воинских коллективов.
Ключевые слова: культура межнационального общения, экстремизм, толерантность, интолерантность, национальный стереотип, этноцентризм.
© А.Б. Князев, 2012
Abstract: the article deals with the essence of psychological-pedagogical culture of interethnic communication-regional troops. Particular attention is paid to tolerance as personality traits, which plays a special role life-ethnic military collective.
Keywords: culture of interethnic communication, extremism, tolerance, intolerance, national stereotype, ethnocentrism.
Современные политические процессы, происходящие сегодня в России, характеризуются кризисом межнациональных отношений, вследствие не всегда продуманных действий органов как государственной, так и региональных властей межэтнические проблемы могут перерасти в крупные межнациональные конфликты.
Более того данная проблема может ухудшить и так не простую ситуацию в Вооружённых Силах. Так, в ходе опроса, проведённого Научно-исследовательским (социологическим) центром Вооруженных Сил Российской Федерации каждый седьмой (15%) опрошенный военнослужащий отметил, что он с неприязнью относится к военнослужащим других национальностей (весной 2011 года - 18%, в 2010 году -21%, в 2009 году - 23%). При этом, чаще всего военнослужащие высказываются о неприязни к дагестанцам (7%), русским (4%), тувинцам (3%), украинцам (2%), армянам (1,5%), чеченцам, якутам (по 1%), белорусам (0,8%), азербайджанцам (0,6%), кабардинцам (0,5%), евреям, грузинам, узбекам (по 0,4%), чехам, бурятам, алтайцам, туркменам, таджикам, цыганам (по 0,3%), словакам, немцам, татарам, чувашам, ингушам, корейцам (по 0,1%).
Многонациональность Советской, а затем Российской армии всегда являлась её существенной характеристикой, поэтому характер межнациональных отношений оказывает заметное влияние, на морально-психологическую составляющую Вооружённых Сил. Межнациональные отношения на личностном уровне находят проявление в поступках людей, их поведении в быту, при выполнении служебно-боевых задач и на отдыхе.
Однако разница в культуре, традициях, воспитании приводит к различным стереотипам поведения. Часто поступки представителей одной национальной культуры кажутся непонятными представителям другой национальной культуры и трактуются, что создаёт определённый взаимный барьер непонимания. При этом инородцы становятся нежелательными для общения людьми. Кроме того при попадании в воинский коллектив молодых людей, ранее состоявших в объединениях экстремистской направленности, непонимание может перерасти в неприятие и вражду.
Однако противостояние конкретным проявлениям межэтнических противоречий в воинских коллективах является скорее пожарной мерой, гораздо важнее сформировать у военнослужащих положительные внутренние установки на межнациональное общение в интересах военной службы. Другими словами, необходимо интеоризировать в сознании военнослужащего: как правила, предписания, по которым следует действовать всем людям в межнациональном общении, так и личную способность адекватно воспринимать представителей других национальностей и контактировать с ними. Механизмом интеоризации на наш взгляд является формирование культуры межнационального общения.
Сегодня культура межнационального общения рассматривается с двух позиций. Во-первых, как социальное явление, во-вторых, как качественная характеристика личности.
Как социальное явление культура межнационального общения представляет опыт взаимодействия людей в различных сферах жизнедеятельности. И здесь наиболее точным на наш взгляд является следующее определение: «культура межнационального общения - это совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействий представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах» [8, с.8].
Как качественная характеристика личности культура межнационального общения представляет собой уважительное отношение к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, их традициям, языкам, истории, национальному достоинству [2, с.51-55]. В целом в научных разработках существует множество определений культуры межнационального общения и как социального явления и как качественная характеристика личности, всё зависит от контекста, рассматриваемой проблемы, либо культура межнационального общения - часть культуры межнациональных отношений, либо культура межнационального общения отождествляется с человеческим общением вообще.
Например, в работах М.С. Когана высказывается положение о том, что «культуру человеческого общения можно рассматривать как процесс формирования личности в процессе общения с другими людьми» [5, с.70]. Ф.С. Бабейко напротив, рассматривает межнациональное общение в широком смысле: «межнациональное общение - обусловленное социальной потребностью активная деятельность наций и народностей по взаимному познанию и выражению своего отношения к национальному» [1, с.19].
В рамках рассматриваемой нами проблемы культура межнационального общения есть не что иное, как форма личностных отношений в воинских коллективах, и здесь как справедливо отметил Р.Р. Имамкулов: «культура межнационального общения носит более личностный, индивидуализированный характер, в то время как культура межнациональных отношений более независима и опосредована с широким выходом в социальную сферу» [4, с.23].
В исследованиях данного феномена в военной среде, авторы также рассматривали культуру межнационального общения как одно из качеств личности. Например, В.В. Лаврик выделил, что культура межнационального общения (на межличностном уровне) - это совокупность интернационалистки направленных мировоззренческих ценностей, проявляющихся в общении военнослужащих различных национальностей [7, с.9].
Ещё более точное, на наш взгляд определение сформулировано Г.А. Николаевой: «Культура межнационального общения - это интегральное качество личности, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличных от собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей...» [9, с.9].
В приведённом определении Г. А. Николаевой, на наш взгляд, ключевым является термин «толерантность». В XXI в. это понятие стало основным в проблематике мира и согласия. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народов. У англичан этот термин определяется как готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь, у французов толерантность означает уважение свободы другого, его поведения, политических и религиозных взглядов, у китайцев толерантный - значит великодушный, у арабов - снисходительный, мягкий, благосклонный, терпеливый, на фарси толерантность означает терпение, выносливость, готовность к применению.
В дискуссиях о соотношении этих понятий выделяется несколько концепций. Первая - это концепция сосуществования. Толерантность здесь является средством избегания конфликта при преследовании собственных целей и не является ценностью самой по себе. Позиция толерантности в данной концепции не имеет сильных нормативных оснований, она определяется практической необходимостью. Необходимо отметить, что в условиях сокращения сроков военной службы по призыву эта концепция может стать основной при межнациональном общении военнослужащих, поскольку основным в ней является «избегание конфликта».
Вторая концепция - концепция взаимного уважения. Она основывается на моральной позиции взаимного признания друг друга, как взаимоуважающих субъектов и равноправных членов общества или группы. Ещё одну концепцию толерантности можно обозначить как концепцию принятия и уважения ценностей. Она предусматривает более требовательную форму взаимного признания, чем концепция взаимного уважения, так как признаёт толерантность не только как уважение членов других культурных или религиозных сообществ, но и как оценку их убеждений и практик как этически ценных. Одни стороны образа жизни принимаются, другие отвергаются, сама же область толерантного определяется ценностями, этически приемлемыми для обеих сторон. Очевидным из охарактеризованных концепций становится то, что толерантность может играть различную роль, как одобрение различий, и как вынужденная или временная мера. А развитие толерантного самосознания является базовой предпосылкой при формировании культуры межнационального общения.
Воспитание толерантности, как качества культуры межнационального общения военнослужащих, играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием жизнедеятельности полиэтнических воинских коллективов она является механизмом, с помощью которого возможно успешно осуществить эмоциональную, психологическую консолидацию многонациональных социумов. По мнению А.Н. Джуринского в российской педагогике выделены следующие дефиниции термина «толерантность» - миролюбивость, уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным различиям, деликатное отношение к представителям всех этнокультурных групп, признание возможности равноправного существования «другого» [3, с.45]. Развитие толерантности в процессе формирования культуры межнационального общения как абсолюта имеет и обратную сторону, поскольку воспитание в духе предельного конформизма может обернуться полным безразличием к субъектам отношений. Поэтому развивая толерантность важно воспитывать и интолерантность как активное неприятие социальной несправедливости, ксенофобии и национализма.
Труднопреодолимым препятствием развития толерантности как элемента культуры межнационального общения стоит этноцентристская интолерантность. Её опасность в том, что исключаются какие-либо альтернативы и компромиссы во взаимоотношениях представителей различных национальностей. Этноцентристская интолерантность проявляется в широком диапазоне - от невежливости в быту и поведении до дискриминации и агрессивности. В её основе лежит ксенофобия (этнофобия): воинственный этноцентризм, когда навязываются негативные и неверные суждения о других этнокультурных общностях, отрицательная реакция на членов определённой этнокультурной группы. Решающая роль здесь принадлежит сложившимся у военнослужащих установочным суждениям - национальным стереотипам. В.А. Кораблин выделил четыре таких стереотипа: нормативный, ценностный, социоцентрический, эгоцентрический [6, с.173].
При нормативном типе в качестве суждений служат оценки, референтами которых выступают авторитетные субъекты взаимодействия военнослужащего до призыва, а так же военнослужащие старших призывов своей национальности. Общая модель восприятия - «они не такие». Для ценностного типа свойственна интеоризация социальных ценностей, идеализация образа национального автостереотипа. Социоцентрический тип основан на накладывании уже сложившегося национального стереотипа военнослужащего на окружающие его условия: территориальные, психологические и т. д. По-мнению В. А. Кораблина: «Происходит корректировка национальной стеретипизации через призму группового опыта малой группы, в которую включен военнослужащий» [6, с.173]. Общая модель восприятия - «опыт службы военнослужащих - земляков моей микрогруппы говорит, что...».
Эгоцентрический тип характеризуется соотношением оцениваемого военнослужащего с самооценкой индивидуального опыта. Здесь индивидуальный опыт служебной деятельности укореняет (или отвергает) атрибутивные психологические признаки национальной стереотипизации сослуживцев. Поэтому процесс формирования культуры межнационального общения должен быть организованным и управляемым, иначе у военнослужащих будет и далее развиваться интолерантность основанная на ксенофобии и национализме.
Чтобы усвоить особенности взаимоотношений между представителями различных национальностей на межличностном, межэтническом или даже внутриэтническом уровнях следует учитывать, что межнациональная толерантность складывается из множества компонентов, среди которых исследователи считают наиболее важными следующие виды знания:
1. Знание истории культуры своего этноса, ее традиций.
2. Знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения.
3. Знание роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре.
4. Знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии.
5. Знание языков, как своего родного, так и языка межнационального общения.
6. Эмпатия, означающая знание психологических особенностей этноса, способности к сопереживанию, умение поставить себя на место другого.
Толерантность является характеристикой идеальных отношений между людьми и входит в культурный арсенал того или иного сообщества в качестве культурной нормы и моральной ценности. Без развития толерантности на наш взгляд невозможно формировать культуру межнационального общения.
Литература
1. Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теорем и методологии. - Кишинёв, 1983.
2. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. № 6.
3. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: учеб. пособие. - М., 2007.
4. Имамкулов Р.Р. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально-русского двуязычия (На материале Узбекистана) Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1992.
5. Коган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. - М., 1988.
6. Кораблин В.А. Влияние национальных стереотипов на сплочение личного состава подразделения: Дис.канд. псих. наук. - М., 1993.
7. Лаврик В.В. Культура межнационального общения военнослужащих вооружённых сил многонационального государства. Автореф. дис... канд. филос. наук. - М., ВУ, 1992.
8. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие // Под ред. Д.И. Латышиной. - М., 2004.
9. Николаева Г. А. Формирование культуры межнационального общения военнослужащих по призыву: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2010.